- Выбор и использование в интересах бизнеса
- Какие закупки регламентирует?
- Просто о закупках по 223-ФЗ
- Виды тендеров по 223-ФЗ
- Отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ
- Требования к участникам по 223-ФЗ
- Участие в тендерах в России
- Регистрация на торговой площадке
- Сроки подачи заявок
- Банковские гарантии и тендерные займы
- Особенности тендеров
- Различные форматы торгов
- Такой двухступенчатый подход
- Способы проведения тендера
- Где искать и как выигрывать тендеры
- Как грамотно подготовиться к участию в тендере
- Как повысить шансы на победу в тендере: советы для новичков
- Главный принцип – грамотно спланировать участие в закупках и сделать привлекательное коммерческое предложение.
- Как избежать типичных ошибок в тендерах
- ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров
- БЫТЬ НАШИМ ПАРТНЁРОМ ВЫГОДНО.
- Ваш личный тендерный отдел!
- Звоните +7 (903) 798-43-96
- Актуальные новости в области Государственных закупок. 44 ФЗ и 223 ФЗ
- ЕИС – Регистрация в 2020 году
- Где проводятся госзакупки
- Госзакупки в России
- Госзакупки во времена НЭП
- В начале 90-х
- ФЗ в Госзакупках
- Законодательство регламентирующее Госзакупки
- Й Федеральный Закон
- Я статья 44-ФЗ
- Пример манипуляций Заказчика при описании предмета закупки
- Пример неквалифицированного описания предмета закупки
- Пример 1 Описания объекта закупки заказчиком с использованием рисунка в Госзакупках Москва
- Пример 2 Манипуляции заказчика при описании объекта закупки при использовании рисунков. Госзакупки Москва
- Пример Фракции по ГОСТ в Госзакупках на монтаж покрытия
- Пример Требования не соответствуют указанному ГОСТ в Госзакупках на поставку тормозной жидкости
- Пример Установлено соответствие разным ГОСТ в Госзакупках на поставку метизной продукции
Выбор и использование в интересах бизнеса
Участие в госзакупках строго регулируется законодательством. В частности, правила закупок установлены Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 (далее — ФЗ-223). Не будем приводить полный текст нормативного акта и подробно интерпретировать его с юридической точки зрения. Расскажем в статье простым языком, как он влияет на процесс проведения тендеров и чем отличается от других законов.
Какие закупки регламентирует?
Положения указанного нормативного акта распространяются на компании, которые на 50 или более процентов принадлежат государству. Под действие закона попадают также зависимые от таких фирм структуры. ФЗ-223 распространяется на следующих заказчиков:
- Федеральные унитарные предприятия;
- Автономные учреждения;
- Публичные акционерные общества.
Смысл закона в том, чтобы объединить и унифицировать ранее введенные правила проведения закупок. Дополнительно он должен обеспечить более рациональное расходование средств из бюджета. И на данный момент с поставленными целями справляется успешно.
Просто о закупках по 223-ФЗ
В отличие от других нормативно-правовых актов, регулирующих указанную сферу деятельности, данный закон сравнительно прост. Он не устанавливает конкретных правил участия в закупках, а лишь дает наиболее общие рекомендации для участников. Более конкретные условия могут и должны разрабатываться самими заказчиками путем принятия локальных правил. Это обеспечивает большую гибкость и мобильность, чем при жестком регулировании сверху.
Место проведения тендеров также устанавливается достаточно мягко. Заказчик вправе принимать заявки на любой из электронных площадок (в данный момент их уже больше 150). Регистрация на таких ресурсах может быть как платной, так и бесплатной. Заниматься организацией тендера вправе любое лицо, назначенное приказом руководителя, даже без профильного образования.
Виды тендеров по 223-ФЗ
В соответствии с текстом федерального закона выделяются:
- Открытый конкурс;
- Закрытый конкурс;
- Запрос котировок;
- Запрос предложений.
Закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ допускаются, но только при наличии дополнительных условий. В частности, такая форма тендера доступна компаниям, выполняющим оборонные заказы.
Отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ
Оба федеральных закона регламентируют процесс участия в закупках, но между ними есть фундаментальная разница. Главное отличие заключается в степени регулирования условий тендеров. 223-ФЗ устанавливает достаточно мягкие требования и позволяет заказчикам самостоятельно разрабатывать правила проведения закупок. В противовес ему 44-ФЗ четко регулирует все этапы торгов.
Зачастую заказчиков устраивают правила, установленные более жестким нормативным актом. Поэтому, даже разрабатывая тендерную документацию самостоятельно в соответствии с 223-ФЗ, они могут использовать наработки из другого закона.
Вторым важным критерием, отличающим нормативные акты, является место проведения торгов. Если 223-ФЗ разрешает использовать любые электронные площадки, то 44-ФЗ — только 8 ресурсов, прошедших аккредитацию.
Требования к участникам по 223-ФЗ
Участие в тендерах в России
К участию в тендерах допускаются индивидуальные предприниматели и юридические лица. И существует лишь несколько стандартных ограничений. Например, в торгах не может участвовать организация, которая проходит процедуру банкротства или ликвидации либо имеет налоговую или банковскую задолженность. Но заказчики могут самостоятельно устанавливать дополнительные требования в тендерной документации. Зачастую в участии отказывают компаниям, во главе которых стоит лицо, совершившее экономическое преступление в прошлом.
Регистрация на торговой площадке
Для регистрации на электронной торговой площадке поставщики товаров и услуг должны предоставить пакет документов:
- …
- …
Сроки подачи заявок
Сроки подачи заявок различаются в зависимости от формы торгов и того, какие организации выступают участниками. Субъекты малого и среднего бизнеса могут предоставлять документы для аукционов и конкурсов в течение 15 рабочих дней при цене закупки более 30 млн рублей. При меньшей сумме срок сокращается до 7 дней. Для обычных участников всегда 7 дней. При запросе предложения у субъектов малого и среднего бизнеса есть 5 дней на подачу заявки, а у прочих поставщиков — 7 дней. Запрос котировок подразумевает минимальные сроки. Субъекты малого и среднего бизнеса должны подать заявку в течение 5 дней, а другие участники — 4 дней.
Банковские гарантии и тендерные займы
Помимо общих требований к поставщикам, заказчики в ряде случаев требуют банковские гарантии. Также участникам может понадобиться тендерный заем для обеспечения заявки. С этой проблемой поможет разобраться онлайн-сервис TenderHelp. Более 20 банков подключены к нашей системе, поэтому участники могут выбрать наиболее подходящую программу кредитования. Заполните заявку на сайте и узнайте обо всех нюансах процедуры.
Особенности тендеров
Тендеры, или конкурсные торги, становятся все более популярным способом закупок в бизнесе. Компании используют их, чтобы найти оптимального поставщика товаров и услуг по выгодной цене. Также тендеры – это отличная возможность для стартапов и новых игроков завоевать первых клиентов в своей нише.
- …
- …
Различные форматы торгов
По составу участников различают три основных формата тендеров:
- …
- …
- …
По количеству этапов принятия решения тендеры делятся на:
- …
Такой двухступенчатый подход
Такой двухступенчатый подход позволяет заказчику глубже изучить возможности поставщиков, а участникам – скорректировать свои заявки перед итоговым решением.
Способы проведения тендера
Имеется несколько вариантов организации тендеров, в зависимости от выбранного метода закупок.
Один из подходов – аукцион, где определяющим фактором является стоимость, и победителем считается тот, кто предложит более низкую цену. Иной вариант – конкурс, где участник с наилучшими условиями по тендеру выходит победителем. Эта методика особенно актуальна, например, при выборе подрядчика для создания корпоративного календаря, где оцениваются концепция и эскизы дизайнера.
Также существует запрос котировок или цен, аналогичный аукциону, где успешным участником становится тот, кто предложит наименьшую цену, но при ограниченных сроках подачи заявок, часто не более недели.
Запрос предложений – еще один вариант, где заказчик выбирает предложение с лучшими условиями, но, в отличие от конкурса, процесс обычно занимает не более 10 дней.
Исключением из конкурентных методов закупок является закупка у единственного поставщика. В таком случае заказчик не проводит конкурс и заключает контракт с определенным исполнителем. Такая практика применяется, например, при закупке услуг у монополистов, таких как РЖД или Газпром.
Где искать и как выигрывать тендеры
Тендерные процедуры публикуются на специальных электронных торговых площадках (ЭТП). В России насчитывается порядка 200 таких систем.
Для новичков оптимальным вариантом станет портал Госзакупок. Здесь можно найти все государственные и муниципальные закупки по 223-ФЗ и 44-ФЗ.
Также существуют универсальные поисковики, агрегирующие информацию со всех площадок:
- Они позволяют отслеживать коммерческие, корпоративные и государственные торги.
Для участия в тендерах обязательным условием является наличие электронной подписи и регистрация в качестве ИП, ООО или самозанятого. Это открывает доступ на ключевые торговые площадки.
Как грамотно подготовиться к участию в тендере
Успех в торгах напрямую зависит от качества подготовки. Для начала нужно детально изучить регламент заказчика и требования законодательства о закупках. Здесь могут быть важные нюансы вроде сроков подписания договора, условий дисквалификации и т.д.
Также важно заранее подготовить весь пакет необходимых документов. Практика показывает, что с каждым новым тендером это становится всё проще и быстрее.
Особого внимания заслуживает ценовое предложение. Нужно тщательно просчитать все издержки, налоги, обязательные платежи и скрытые расходы, которые могут возникнуть в ходе исполнения контракта.
И конечно, перед подачей заявки крайне важно реалистично оценить собственные возможности по выполнению всех условий тендера. Иначе даже победа обернётся репутационными или финансовыми потерями.
Такая скрупулёзная подготовительная работа – залог конкурентоспособности в борьбе за право стать поставщиком.
Как повысить шансы на победу в тендере: советы для новичков
Главный принцип – грамотно спланировать участие в закупках и сделать привлекательное коммерческое предложение.
Если вы молодая компания без серьезного опыта и портфолио, начинать лучше с недорогих лотов. В тендерах до 1 млн рублей обычно меньше участников, поэтому шансы выше. Такая тактика позволит быстро заработать положительные отзывы и репутацию.
Внимательно изучите предыдущие закупки аналогичного профиля и постарайтесь улучшить условия – сократить сроки, добавить бонусы, гарантии и т.д. Зачастую такие нюансы решают исход торгов.
Очень важен правильный документооборот. Даже если ваша цена чуть выше, но конкурент допустил ошибку в оформлении, победа достанется именно вам.
При участии в аукционах и запросах котировок ключевым фактором является стоимость. Поэтому заранее определите минимальную цену, ниже которой опускаться нельзя. А вот в конкурсах и запросах предложений выигрывают наиболее выгодные и креативные решения.
Как избежать типичных ошибок в тендерах
Главное в торгах – это внимательность и скрупулёзный подход. Небрежное отношение к деталям может стоить победы и испортить репутацию компании.
Нужно до мелочей изучить всю закупочную документацию, чтобы понимать требования заказчика. Любые неясности лучше уточнить напрямую, пока есть такая возможность.
Реалистично рассчитывайте минимальную цену, по которой готовы работать без убытка. Не стоит в погоне за победой занижать стоимость ниже рентабельного уровня. Это чревато финансовыми потерями для компании.
Если вы взяли на себя обязательства по срокам, их нужно выполнять во что бы то ни стало. Иначе можно потерять контракт и клиентов.
Внимательно изучайте профиль и историю заказчика перед подачей заявки. Это поможет не стать жертвой мошенников.
Если вы плательщик НДС, обязательно включите его в цену предложения. Иначе 20% придется отдать из собственной прибыли.
Таким образом, тщательная подготовка к тендеру является залогом успеха – она может обеспечить до 2/3 конкурентного преимущества. Не стоит экономить на этом время. Это позволит существенно повысить шансы на победу в тендере или заключение выгодного контракта.
P.S. Подробнее про различные цифровые инструменты продвижения, промо-акции и весь мир FMCG в целом мы рассказываем на канале Промопровод. Если вас заинтересовала эта тема, можете ознакомиться здесь.
ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров
БЫТЬ НАШИМ ПАРТНЁРОМ ВЫГОДНО.
Ваш личный тендерный отдел!
Звоните +7 (903) 798-43-96
Актуальные новости в области Государственных закупок. 44 ФЗ и 223 ФЗ
Современные государственные закупки — это полноценная система, объединяющая заказчиков и поставщиков. Основной её принцип – прозрачность, открытость и – когда это возможно – конкурентная основа. Масштабы тендеров не ограничены – процесс госзакупок схож как для покупки простых карандашей, так и для заключения договора подряда на постройку спортивного объекта. Малый и средний бизнес получает в год примерно 15% от общего объема госзаказов, что составляет около пяти триллионов рублей.
Тендеры на госзакупки можно найти в любом регионе и в любой сфере деятельности. Главное – правильно подойти к вопросу оформления заявки и соблюдению собственных обязательств.
Существует два основных вида государственных закупок:
Закупка на неконкурентной основе допускается для разовых контрактов, стоимость которых ниже ста тысяч рублей, а также для ситуаций, когда предоставление услуги может оказать только один поставщик (электричество, газ, отопление и водоснабжение).
Тендеры на конкурентной основе бывают открытого и закрытого типа. В первом случае к участию допускаются все желающие, во втором круг потенциальных поставщиков определяется самим заказчиком. Существует несколько видов конкурентных госзакупок: аукционы, сборы коммерческих предложений, конкурсы или котировочные тендеры. Они отличаются критериями выбора – если в аукционах побеждает тот, кто дал минимальную цену, то в конкурсах важно соответствие всем требованиям, предъявляемым к исполнителю. По данным статистических исследований ЕИС, госзакупки чаще всего проходит либо в форме электронного аукциона, либо в форме целевого заказа на неконкурентной основе.
Существуют тендеры самых разных масштабов. Для компаний, предоставляющих не эксклюзивные услуги, проще всего начинать именно с аукционных заказов. Также можно сформировать коммерческое предложение и самостоятельно отправить его в муниципальное учреждение – если предложенные условия устроят заказчика, он вправе самостоятельно выбрать поставщика и заключить с ним договор.
Внимание! Сумма подобных контрактов не должна быть выше ста тысяч рублей, либо четырехсот – если заказчиком выступает культурное или образовательное учреждение. Подобные сделки определяются как госзакупки малого объема.
http://zakupki.gov.ru – Официальный сайт самый удобный портал, аккумулирующий всё, что хоть как-то затрагивает государственные заказы.
Единая информационная система (ЕИС) – это полноценный электронный справочник по госзакупкам, полезный как для заказчиков, так и для исполнителей. В системе формируется и хранится вся информация по юридическим лицам, заказам и ранее заключенным сделкам. На нём можно найти все объявления о размещенных заказах, а также информацию, связанную с данной сферой деятельности – условия и порядок регистрации, критерии, предъявляемые к поставщикам, историю сделок и многое другое. Здесь же размещены все нормативные акты и положения, регламентирующие государственные закупки, в том числе 44-ФЗ и 223-ФЗ и подзаконные приложения.
ЕИС – Регистрация в 2020 году
Полный перечень документов для юридического лица:
Полный перечень документов для физического лица:
Где проводятся госзакупки
Все торги, связанные с государственными закупками, объявляются и проходят на официальных электронных площадках. Для заключения контрактов стоимостью выше 100 тысяч обязательным условием является публикация информации о них на официальном сайте. В объявлении указываются все особенности и требования, предъявляемые к потенциальному исполнителю заказа, а также – если это аукцион – указываются максимальная начальная цена и время старта официальных торгов.
Заявки на участие в тендерах разрешается подавать на нескольких порталах, получивших соответствующее разрешение от Министерства экономического развития. В настоящий момент актуальны девять сайтов, на которых публикуются различные бюджетные заказы и проводятся электронные торги в соответствии с положениями 44-ФЗ и 223-ФЗ:
Также существует отдельная платформа для закрытых торгов и размещения заказов Министерства обороны — АСТ «ГОЗ». Полный перечень электронных площадок вы найдете в соответствующем разделе сайта.
Как стать поставщиком
Бюджетные и муниципальные структуры, размещающие тендер на госзакупку, в обязательном порядке должны привлекать к участию в их реализации малый и средний бизнес. Доля, занимаемая подобными организациями, уже составляет не менее 15% от годового оборота. Работа по госзаказам помогает увеличить товарооборот и повысить объемы продаж, однако для того, чтобы получить подряд, придется постараться.
К чему должен быть готов бизнес, который собирается стать государственным поставщиком:
Если потенциального поставщика всё вышеперечисленное не пугает – можно приступать к регистрации. Процедура включает в себя шесть этапов.
Как стать заказчиком
Право формировать тендеры для госзакупок имеют все государственные структуры, работа которых регламентируется 44-ФЗ и 223-ФЗ. Существует официальный реестр, уточняющий перечень организаций с подобными полномочиями. Заказчик проходит регистрацию на сайте и торговых площадках с помощью идентификационного кода, который формируется в данном реестре.
Нужно учесть, что организация госзакупок по разным законам требует различной авторизации. Если есть необходимость в заказах по обоим направлениям – нужно будет регистрироваться дважды.
Важность госзакупок определяется тем, что в настоящее время государство является самым крупным потребителем товаров и услуг. Речь идёт как о глобальных поставках, например, для нужд обороноспособности, исчисляемых миллиардами рублей, так и об обеспечении функционирования относительно небольших структур, например, покупка учебного оборудования для школ.
Все закупки, независимо от их масштаба, должны проводиться в строгом соответствии с процедурой, регламентированной соответствующим законодательством. В настоящее время законодательная база, касающаяся госзакупок, стремительно меняется (в частности, с 2014 года вступил в силу закон о Федеральной контрактной системе), поэтому руководители и специалисты должны постоянно отслеживать новации и обучаться грамотно применять их на практике.
В госзакупках можно выделить два основных вида субъектов:
Задачи, которые решают заказчики, при проведении госзакупок можно сформулировать так:
Тот же процесс с точки зрения поставщиков заключается в решении следующих задач:
Перечисленные задачи дают лишь общие представления о тех знаниях, которыми должны обладать заказчики и поставщики, чтобы эффективно работать в сфере госзакупок. Кроме того, необходимо учитывать отраслевые особенности, например закупки в здравоохранении, уметь работать с различными электронными торговыми системами госзакупок, ориентироваться в постоянно обновляющемся законодательстве, чтобы избежать санкций контролирующих органов. Также существуют свои тонкости при обжаловании результатов конкурсов, знании возможных "ухищрений" заказчиков, направленных на уменьшение конкуренции, и умение обходить их.
Госзакупки в России
Предприниматели из Санкт-Петербурга продали МВД более 40 тысяч защитных шлемов из Китая под видом отечественной разработки.
История, полная хитрости и отваги, началась ещё несколько лет назад. Именно тогда петербургское НПО «Спецматериалов» презентовало комиссии МВД опытный образец защитного шлема «Колпак-1». Компания представила всё это как собственную разработку и даже показала сотрудникам техническую и конструкторскую документацию в надежде, что ведомство возьмёт шлем на вооружение.
Так оно и произошло — НПО начало поставлять «Колпаки-1» в МВД. Правда, спустя годы выяснилось, что у компании вообще не было оборудования для производства шлемов, и с августа 2017-го по февраль 2020-го их закупали в Китае. Всего за этот период НПО приобрела 40 750 защитных шлемов модели «FBK-208», которые стоят чуть более тысячи рублей за штуку и на алиэкспрессе называются «Анти-бунт». Причём, как установили следователи, специально для МВД компания наносила на шлемы маркировки «Колпака-1».
Кто именно придумал такую схему, пока неясно, но следователи уже возбудили уголовку по статьям «Мошенничество» и «Халатность». Ущерб оценивают в 48 миллионов рублей.
Минфин разработал проект о комплексной оптимизации системы госзакупок
17 февраля 2020
Министерство финансов России разработало законопроект, предусматривающий комплексную оптимизацию контактной системы госзакупок, упрощение проводимых процедур и сокращение их сроков. Об этом сообщается на сайте ведомства.
Документ сокращает количество конкурентных способов закупок до трёх наиболее распространённых. Речь идёт о конкурсе, аукционе и запросе котировок. Исключаются двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос предложений.
Сроки выполнения процедур при проведении закупок этими тремя способами сокращаются. Чтобы исключить слишком длительное проведения аукциона, устанавливается максимальный срок торгов — не более трёх часов.
Число участников закупки, с которыми заключаются контракты, увеличивается. Если один участник уклоняется от документа, то заказчик направит его следующему по списку.
Законопроект также содержит меры, направленные на ускорение и упрощение осуществления закупок малого объёма. Для этого ограничение о предельном (10%) объёме закупок, которые могут быть проведены с применением запроса котировок в электронной форме, исключается.
Документ вводит «универсальную стоимостную предвквалификацию» — она предусматривает допуск к участию в закупках стоимостью более 20 миллионов рублей только участников, имеющих опыт исполнения контракта вне зависимости от его предмета, в объёме не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта.
Как сообщала ранее «Парламентская газета», Министерство промышленности и торговли начало разрабатывать законопроекты о введении квот на госзакупки товаров российского производства. Планируется, что документы вступят в силу в июне этого года.
О первых государственных закупках ( госзакупки ) в России известно мало. Первые сведения о них восходят к середине 17 века, когда царь Алексей Михайлович устроил некое подобие публичных торгов на закупку муки и сухарей для нужд города Смоленска. Воеводам близлежащих городов, купцам были разосланы грамоты с приглашением отвезти партию муки и сухарей в Смоленск. Представители царя торговались с потенциальными поставщиками, насчет стоимости доставки до тех пор, пока не приходили к согласию. Царь, выступив в качестве государственного заказчика, вёл диалог с поставщиком не с позиции силы, а на взаимовыгодной основе.
Канцелярия подрядных дел
Спустя полвека Петр Первый уже активно заключал договоры подряда. Петр Первый впервые учредил специальное ведомство – Канцелярию подрядных дел. В круг ее обязанностей входила прежде всего ответственность за проведение госзакупок. Также, в 1717 году была учреждена должность гофмаклера – купца-эксперта, знавшего толк в торговых сделках. Должность эта просуществовала почти сто лет.
Во времена Екатерины Второй тема госзкупок продолжала успешно развиваться. В частности, в Регуле провиантского правления речь шла о закупке у прямых поставщиков, а также рекламе торгов.
В XIX веке организация становилась все более четкой, повышалась исполнительность купцов и предпринимателей. Потенциальные поставщики, соблюдая формальности, передавали заявку с нарочным. Посещать канцелярию им было необязательно.
Импортозамещение при госзакупках
В XIX веке правительство России впервые начало проводить политику импортозамещения при госзакупках. Тема эта достаточно обширная и поэтому в рамках данной статьи подробно не рассматривается. Отметим только что уже в то время российскими госзаказами активно интересовались иностранные банки и компании. Политика фритредерства – невмешательства государства в экономику привела к разорению в стране многих фабрик и заводов в период с 1821 по 1840 годы – период интенсивного импорта в Россию иностранных товаров при одновременном уменьшении поставок некоторых видов сырья.
Госзакупки во времена НЭП
Революция 1917 года и Гражданская война поначалу поставили крест на публичных торгах. Однако, во времена НЭПа интерес к госзакупкам со стороны властей России возвращается. Так, в мае 1927 года Правительство СССР утвердило новое Положение о государственных подрядах и поставках. Заказчик получил право руководствоваться не только ценой, но и другими критериями, что позволяло ему обеспечить максимальную выгоду государству при выполнении контракта.
НЭП просуществовал недолго – он был упразднен в октябре 1928 года, когда началась реализация первой пятилетки; экономика СССР стала плановой, а распределение – государственным. Конкурсные закупки (за исключением аукционов) в стране были забыты фактически на 70 лет.
Распад СССР потребовал радикальной переделки законодательной базы в сфере госзакупок, поскольку в стране резко изменились экономические и политические условия.

В начале 90-х
В первой половине девяностых годов принимаются отдельные законодательные акты – фундамент современной системы госзакупок. А немного позднее федеральный закон от 06.05.1999 г. № 97 ФЗ стал первой за десятилетия попыткой привести к одному знаменателю систему государственных закупок России.
Однако закон 97 ФЗ в значительной степени был посвящен регламентации работы федеральных заказчиков, а контроль исполнения заказа, как таковой, не предусматривал. Поэтому 21 июля 2005 года был принят Федеральный закон № 94 ФЗ, с появлением которого система госзакупок приобрела современные черты. Закон имел серьезные недостатки. В частности, не были предусмотрены меры против участников, аффилированных с заказчиком, слабо регулировался процесс исполнения контрактов, закон почти не защищал от демпинга и пр. Тем не менее, он действовал на протяжении восьми лет и ещё в течении одного-двух лет после замены 94 ФЗ на 44 ФЗ, можно было встретить на сайте www.zakupki.gov.ru тендеры, проводящиеся по данному закону. Естественно, это были процедуры, размещенные еще в период действия 94-ФЗ и многократно отмененные, в основном из-за решений ФАС по жалобам на тендерную документацию.
ФЗ в Госзакупках
Пятого апреля 2013 года был принят федеральный закон № 44 ФЗ, действующий и по сей день, который содержал в исходной редакции немало недочетов. Главные из них:
Надо сказать, что в условиях высокого уровня скрытой безработицы эта последняя особенность закона 44-ФЗ помогла не умереть с голоду многочисленной армии российских фрилансеров, а также способствовала созданию сети тендерных агентств. Ведь рядовой участник, конечно может укомплектовать вторую часть заявки, но зачастую не в состоянии разобраться в хитросплетении требований заказчика, предъявляемых к конкретным показателям товаров (материалов), а допуск к участию в тендере ему необходим. Вот он и обращается к третьей стороне за помощью.
Но формы 2 бывают зашифрованы так мастерски, что и профессиональные специалисты со стороны участника не всегда обеспечивают допуск. Получается, что результат торгов зачастую зависит не от потенциальных возможностей участников к исполнению контракта, а от того, кто окажется искуснее – шифровщик форм 2 из контрактной службы заказчика или дешифровщик-фрилансер, либо тендерное агентство.
И если дешифровщик, у которого нет права на неточность, ошибётся хоть один раз – допуска участнику не видать. А если форма 2 очень запутанная, весьма вероятна ситуация, когда все подводные камни не удается преодолеть ни одному из дешифровщиков – представителей «лишних» участников, а тогда аффилированный участник заберет аукцион всухую. Невольно помогли фрилансерам и тендерным агентствам также изменения условий аккредитации на федеральных электронных торговых площадках (ЭТП). С 1 января 2019 аккредитация осуществляется сразу на 8-ми федеральных ЭТП, что удобно, но процедура ее усложнилась, поскольку появилось новое звено – регистрация на портале госуслуг. Если раньше большая часть участников самостоятельно справлялась с аккредитацией на отдельных ЭТП, то теперь они чаще обращаются к тем же фрилансерам или тендерные агентства. Так что, как говорится, нет худа без добра.
Тем не менее, в России сумма госзакупок и муниципальных закупок непрерывно растет, и по данным Минфина 2018 году она приблизилась к семи триллионам рублей. Среднее количество заявок в госзакупках по 44 ФЗ – 3 участника на одну закупку. На рынке не найти другой сферы бизнеса, где на одну потребность клиента будет всего 3 предложения!
К факторам, сдерживающим этот рост можно отнести, в том числе, следующие:

Коррупция в Госзакупках
Одной из главных бед закона о госзакупках, по мнению автора является именно коррупционная составляющая. Коррупционность, к сожалению, свойственна госзаказу в целом. Немало средств съедают картельные сговоры. Если при честном ведении аукциона, например, на ремонт дорог, НМЦК снижается на 25-30%, то при картельном сговоре – всего на один процент. Тут уж о конкуренции говорить не приходится. К тому же картельные сговоры подрывают доверие предпринимателей к торгам в целом, повышает риск включения лишних участников в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Ниже перечислены самые популярные схемы коррупции при госзакупках:
Безусловно, с коррупционной составляющей ведется упорная борьба. Ведут её ФАС, прокуратура, органы финансового контроля. Госзакупки со временем стали прозрачнее, в соответствии с законом осуществляется их мониторинг.
Закон 44 ФЗ постоянно совершенствуется. Так, в принятый Госдумой 18 апреля 2019 года закон, совершенствующий систему госзакупок, было внесено 178 поправок. Перечислять их нет смысла, так как специалистам они уже хорошо известны.

В тоже время представляется целесообразным перечислить важнейшие организационно-технические новшества, которые ожидают госзакупки в ближайшем будущем:
– Оцифровка документооборота, а в дальнейшем полный его перевод на электронные рельсы;
– интеграция баз данных различных контрольных органов;
– ускорение всевозможных процедурных согласований (прежде всего с Федеральным Казначейством);
– подача жалоб (например, в ФАС) и иных обращений в контрольные органы в автоматическом режиме.
– создание гибкой и более «клиентоориентированной» ЕИС.
– постепенное внедрение смарт-контрактов (интеллектуальных контрактов), введение цифрового калькулятора начальной максимальной цены контракта, цифрового банка данных участников закупок (исключение из числа участников фирм-однодневок).
Большое внимание планируется уделить и повышению уровня подготовки тендерных специалистов и экспертов, поскольку квалификация части их пока оставляет желать лучшего.
Законодательство регламентирующее Госзакупки
Конкретные механизмы Государственных закупок определены 44 ФЗ, 223 ФЗ, Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ. С практической точки зрения для коммерческих организаций и фирм наиболее интересны конкурентные закупки, проводимые в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. В Государственных закупках по 44-ФЗ наиболее тщательно проработаны этапы, способы и порядок проведения закупки. Для успешного участия в Госзакупках поставщики (участники закупок) должны понимать механизмы формирования технического задания государственными заказчиками. Это позволяет участнику закупки, понимать логику заказчика при формировании своей заявки, на участие в аукционе, конкурсе, другой конкурентной процедуре. Знание правил, используемых заказчиком при описании предмета закупки позволяет участнику закупки защитить свои интересы, в случае неправомерных действий Государственных заказчиков в Госзакупках.
Й Федеральный Закон
При проведении закупок в рамках 44-ФЗ, государственные заказчики обязаны описать предмет Госзакупки с учетом положений 33 статьи. Несоблюдение положений 33 статьи 44 ФЗ, является основанием для отмены процедуры закупки.
Вместе с тем, в Госзакупках 33 статья является основой для ограничения участия потенциальных участников. Остановимся подробнее на практике и примерах связанных с применением Заказчиками 33 статьи 44-ФЗ.
Я статья 44-ФЗ
В статье 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ изложены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки. Ниже привожу соображения на счет того, как некоторые недобросовестные заказчики используют данную статью в корыстных целях.
Заказчик описывает объект закупки так, что многие поставщики не решаются участвовать в закупке или пишут жалобы на тендерную документацию в ФАС, надеясь, что следующая ее версия будет более понятной. Допустим, что ФАС признает обоснованность претензий и заставит заказчика внести исправления в документацию. Но заказчик, если хочет потянуть время, может исправить только часть нестыковок, тогда снова последует жалоба и т.д. А время-то идет. У лишних с точки зрения заказчика участников свои планы, они в конце концов теряют интерес к проблемной закупке. Остается один «свой» поставщик, который никуда не денется, поскольку знает, что «добыча» от него не уйдет.
Пример манипуляций Заказчика при описании предмета закупки
Организация разместила заявку на аукцион на поставку оборудования для кондиционирования. Поскольку аукцион был «вкусным» (с большой маржинальностью), заказчик предполагал, что участников будет немало и принял меры – тщательно «зашифровал» свои требования. Посыпались жалобы на документацию в ФАС. Заказчик охотно вносил правки в документацию, а также менял Инструкцию. Специалисты по торгам заполняли формы 2 по нескольку раз, не зная, когда же их страдания закончатся. Они закончились через несколько месяцев, когда после очередного внесения изменений в документацию, из двенадцати участников осталось двое – аффилированный и ложный игрок. Аукцион был выигран аффилированным участником со снижением в 1%.
Бывает и другая ситуация. Заказчику необходимо провести процедуру, но ему всячески мешает третья сторона. Например, на объект, подлежащий ремонту в рамках аукциона, «положила глаз» организация, которая хочет его прибрать к рукам. Чтобы придать рейдерству видимость законности эта организация будет последовательно обжаловать документацию, срывая проведение аукциона, а, следовательно, и ремонт здания до тех пор, пока соответствующее ведомство не закроет учреждение по вполне законному основанию – нарушение сроков проведения капитального ремонта.
Пример неквалифицированного описания предмета закупки
Больница разместила аукционную документацию на капитальный ремонт своего главного корпуса. Документация была обжалована не менее 6 раз. Каждый раз в ней допускались неточности, поскольку в больнице не было квалифицированных специалистов по подготовке документации со стороны заказчика. Рассмотрение 6 жалоб отняло свыше полугода. В результате больница была закрыта вышестоящей инстанцией за нарушение сроков проведения капитального ремонта.
Что касается возможности использования чертежей, рисунков в составе аукционной документации, она, как правило, облегчает участникам подбор товара, а также снижает вероятность отклонения заявки вследствие внесения в предложение не той модификации того или иного товара.
Пример 1 Описания объекта закупки заказчиком с использованием рисунка в Госзакупках Москва
К форме 2, входящей в состав аукционной заявки на поставку полотенцесушилок заказчик приложил фотографии. Подбор товаров по характеристикам занял бы очень много времени, а посредством сличения фотографий из формы 2 с фотографиями на сайте производителей удалось быстро подобрать необходимые заказчику товары.
С другой стороны, заказчик, размещая изображения товаров, иногда идет на хитрость – старается сделать товар неузнаваемым.
Пример 2 Манипуляции заказчика при описании объекта закупки при использовании рисунков. Госзакупки Москва
К форме 2, входящей в состав аукционной заявки на поставку мебели заказчик приложил фотографии рисунка декора покрытия шкафа. Тщательный поиск в Интернете шкафа с таким рисунком декора покрытия к успеху не привел. При сличении наиболее похожих рисунков выяснилось, что заказчик разместил фотографию декора с официального сайта одного из поставщиков в мебели в перевернутом виде (повернув ее на 360°). Времени на подачу запроса разъяснений не оставалось. Участник разместил в колонке предложения фотографию декора покрытия шкафа с официального сайта поставщика мебели, дал сноску, в которой указал ссылку на сайт и номер декора, чем дал понять заказчику, что его хитрость раскрыта. Заявка была допущена.
Требования заказчика должны соответствовать нормативным документам и техническим регламентам. В большинстве случаев они им соответствуют, но не всегда. Как быть в том случае, если времени на подачу запроса разъяснений нет? Автор решал такую проблему всегда одним и тем же способом. Тщательно анализируя проблемный раздел формы 2 и убеждаясь в том, что несоответствие заявленному ГОСТу налицо, он указывал требование в соответствии с ГОСТом, в скобках приводил ссылку на раздел (таблицу соответствующего ГОСТа). Во всех случаях заявки были либо допущены, либо отклонялись по другим основаниям, не имеющим отношения к проблемному разделу.
Пример Фракции по ГОСТ в Госзакупках на монтаж покрытия
В форме 2, входящей в состав аукционной заявки на монтаж спортивного покрытия, было установлено требование к фракциям крупнозернистой и мелкозернистой смесей, противоречащее ГОСТу. После первого запроса разъяснений заказчик скорректировал документацию (устранил другие неточности в форме 2), а фракции щебня в спешке (или умышленно) не изменил. Тогда был направлен второй запрос разъяснений на эту же тему. Заказчик ответил коротко: «Можно предложить фракции по ГОСТу», фактически признав свою ошибку. Рассмотрения заявок еще не было, но можно не сомневаться, что за представление фракций щебня по ГОСТу с игнорированием требований заказчика отклонения уже не будет.
Случается, что требования заказчика полностью соответствуют одному нормативному документу, а заявлен совсем другой. В этих случаях автор, если не было времени за подачу запроса разъяснений, на свой страх и риск всегда приводил те нормативные документы, которым соответствовали требования заказчика, то есть, указывал достоверную информацию. По основанию «подмены ГОСТа» отклонений не было – заказчик признавал свою вину.
Пример Требования не соответствуют указанному ГОСТ в Госзакупках на поставку тормозной жидкости
В форме 2, входящей в состав аукционной заявки на поставку тормозной жидкости был раздел, заявленный в отношении которого ГОСТ не имел ни малейшего отношения к тормозной жидкости. Зато все требования в данном разделе в точности соответствовали ТУ, которое в перечне нормативных документов не упоминалось. Автор заменил неиспользуемый ГОСТ на используемое ТУ в соответствующей колонке формы 2, заявка была допущена. В некоторых формах 2 заказчик приводит полный перечень нормативных документов в каждом разделе (определяющие ГОСТы, связанные с ними ГОСТы) для всех вариантов предложений. У специалиста, заполняющего форму 2, возникает вопрос: можно ли удалить неиспользуемые ГОСТы из колонки заказчика, если, например, они из 3-х предлагаемых вариантов выбирают один, а ГОСТы заказчик приводит на все три вида товара. В этом случае автор всегда поступает одинаково. Он удаляет все неиспользуемые ГОСТы, оставляет только используемые. Здесь следует быть очень осторожным, чтобы случайно не удалить используемый ГОСТ
Пример Установлено соответствие разным ГОСТ в Госзакупках на поставку метизной продукции
В форме 2, входящей в состав аукционной заявки на поставку метизной продукции был раздел, в котором требовались либо шурупы с полукруглыми головками, либо шурупы с круглыми головками. Требованиям заказчика отвечали шурупы обоих видов, соответственно, заказчик заявил два ГОСТа. Специалист по торгам выбрал шурупы с полукруглыми головками, но не стал удалять ставший лишним ГОСТ на шурупы с круглыми головками, не решаясь вносить изменения в колонку заказчика. Заявка была отклонена за недостоверность. Отклонение не обжаловалось.






