Что изменилось в банковских гарантиях в 2022 году. Детальный разбор 44-ФЗ

Что изменилось в банковских гарантиях в 2022 году. Детальный разбор 44-ФЗ Электронная цифровая подпись

Скажем сразу – принципиально ничего не поменялось. Гарантии, выданные банками, как были, так и остались основным видом обеспечительных мер в контрактной системе. Самое заметное изменение в 2022 году, практически не меняющее суть гарантии банка – это название. Теперь для целей № 44-ФЗ банки выдают независимые гарантии.

Статья 45 закона № 44-ФЗ, регулирующая условия банковской гарантии, с 2022 года также изменила название. Теперь она называется «Условия независимой гарантии. Реестры независимых гарантий».

Конечно, от условий независимой гарантии зависят и участники закупок, и заказчики. Поэтому пусть новое название не вводит вас в заблуждение.

В гарантии по-прежнему есть три стороны:

  • Гарант – это банк или другое выдающее гарантию лицо.
  • Принципал – участник закупок, который обеспечивает гарантией свою ответственность перед заказчиком.
  • Бенефициар – заказчик, получающий денежную сумму по гарантии.

В статье рассматриваются особенности обеспечения участия и исполнения контракта по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства. Даются советы по получению обеспечения для поставщиков государственных закупок

Что изменилось в банковских гарантиях в 2022 году. Детальный разбор 44-ФЗ

Содержание
  1. Получить банковскую гарантию
  2. Преимущества при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства
  3. Обеспечение при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства
  4. Оставьте заявку для получения банковской гарантии
  5. Требования к участию в закупках, процент участия СМП
  6. Процент закупок
  7. Подтверждение и сохранение статуса
  8. Обеспечение участия, исполнения контракта, гарантии, комиссии
  9. ИП и самозанятые в закупках
  10. Особенности условий контрактов
  11. С какого числа действуют новые требования к обеспечению заявки и исполнения договора при закупках среди субъектов малого и среднего предпринимательства?
  12. Каков субъектный состав лиц независимой гарантии?
  13. Каким требованиям должна соответствовать независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, при проведении конкурентных закупок среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ) по Закону № 223-ФЗ с 01. 2022?
  14. Каким требованиям должна соответствовать НГ, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения договора, при проведении конкурентных закупок среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ) по Закону № 223-ФЗ с 01. 2022?
  15. Что должны учитывать заказчики при установлении требований к обеспечению именно в отношении НГ, предоставляемой в качестве обеспечения заявки, при проведении конкурентных закупок среди СМП и ССП (с том числе среди СЗ) по Закону № 223-ФЗ с 01. 2023?
  16. Установлен ли в настоящее время регламент по рассмотрению НГ, предоставленной либо в качестве обеспечения заявки, либо в качестве обеспечения исполнения договора?
  17. Какие основания отказа в принятии заказчиком НГ?
  18. Какой размер может установить заказчик обеспечения заявки при проведении закупок среди СМП и ССП (с том числе среди СЗ)?
  19. Какой размер может установить заказчик обеспечения исполнения договора при проведении закупок среди СМП и ССП (с том числе среди СЗ)?
  20. Какие организации вправе выдавать независимые гарантии участникам закупок, которые проводятся среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ), с 01. 2022?
  21. Какими документами, утвержденными ПП РФ № 1397, обязан руководствоваться заказчик?
  22. В какой форме может быть выдана гарантом НГ?
  23. Для чего существуют гарантии в госзакупках?
  24. Гарантии в качестве обеспечения заявок на участие в закупке
  25. Гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта
  26. Гарантии в качестве обеспечения гарантийных обязательств по контракту
  27. Сравним изменения по гарантиям 2022
  28. Тактические изменения в статье 45 закона № 44-ФЗ
  29. Хотите открыть бизнес?

Получить банковскую гарантию

Малое и среднее предпринимательство (МСП) занимает важное место в экономике каждой страны, и Российская Федерация не является исключением, так как именно небольшие предприятия вносят существенный вклад в поддержание экономического роста, обеспечение занятости населения, отличаются повышенной скоростью реагирования на макро- и микроэкономические, а также социально-политические изменения.

В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым (в том числе микропредприятиям) и средним предприятиям согласно определенным критериям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Примечание – подтверждением принадлежности участника закупки, к субъектам малого и среднего предпринимательства является наличие информации о нем в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако, согласно законодательству, заказчик не вправе требовать от участника закупки предоставления информации и документов, подтверждающих его принадлежность к СМП.

Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства вы можете прочитать в нашей статье «Обеспечение участия или исполнения контракта по 44-ФЗ для субъектов МСП».

Преимущества при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства

Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по 223-ФЗ устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем торгов или иных способов проведения закупки, предусмотренных положением о закупке конкретного заказчика.

Преимуществом МСП является то, что все заказчики обязаны осуществлять закупки у МСП. При этом годовой объем закупок у МСП устанавливается в размере не менее чем 25 % совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных конкретным заказчиком по результатам закупок.

Примечание – законодательством предусматриваются и иные размеры минимального годового объема закупок у МСП в зависимости от ряда критериев, с которыми можно ознакомиться в нормативных правовых актах.

При расчете в соответствии совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками не учитываются закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государств;
  • в области использования атомной энергии;
  • которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
  • финансовых услуг, включая банковские услуги, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга;
  • сведения о которых составляют государственную тайну и другие закупки,

полный перечень которых определен Постановлением Правительства РФ.

Еще одним преимуществом являются сокращенные сроки расчётов по договору с МСП. Так срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору, заключенному с МСП, должен составлять не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору.

Также преимуществом является то, что заказчики заранее определяют и публикуют в единой информационной системе перечень товаров, работ, услуг, которые собираются закупать у МСП. В случае если начальная (максимальная) цена договора (НМЦ) не превышает 200 миллионов рублей и товары, работы, услуги включены в перечень, заказчик обязан осуществить закупки у МСП.

Обеспечение при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства

Законодательство предусматривает, что обеспечение может предоставляться по выбору участника путем внесения денежных средств, путем предоставления банковской (независимой) гарантии или иным способом, предусмотренным документацией о закупке.

Если в документации о закупке, осуществляемой у МСП, установлено требование к обеспечению заявки на участие в закупке, его размер не может превышать 2 % НМЦ.

Если вам требуется получить независимую гарантию обеспечения заявки по 223-ФЗ, наши специалисты помогут это сделать в кратчайшие сроки и на лучших условиях.

Если в документации о закупке, осуществляемой у МСП, установлено требование к обеспечению исполнения договора, то размер такого обеспечения не может превышать 5 %НМЦ, если договором не предусмотрена выплата аванса, а если аванс договором предусмотрен, то размер обеспечения устанавливается в размере такого аванса.

Если Вам требуется получить независимую гарантию обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ, наши специалисты помогут это сделать на выгодных условиях в любом из наших банков-партнеров.

Оставьте заявку для получения банковской гарантии

Вы получите не только грамотную консультацию специалиста, но и лучшую цену банковской гарантии. Без комиссии и скрытых переплат

Для субъектов малого предпринимательства (СМП) предусмотрены различные льготы и послабления, в том числе в сфере закупок. Если вы сталкивались с аукционами и котировками, то знаете, что существуют торги, предназначенные исключительно для участия СМП и СОНКО (социально ориентированных некоммерческих организаций).

Кто именно относится к малым организациям и ИП (включая микро), указано в статье 4 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007. Ключевые критерии: размер выручки, среднесписочная численность работников, ограничение участия, долей, акций, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам, иностранным лицам, существуют и иные. Особо выделяются организации инвалидов.

Обратите внимание! В законодательстве существует еще один вид предприятий – средние. Они не входят в состав СМП и не имеют их преимуществ при участии в торгах, если иное не предусмотрено законодательством.

Требования к участию в закупках, процент участия СМП

Существуют общие требования к любым участникам. Когда компания или ИП не соответствует им, то независимо от льготного статуса не сможет принять участие в закупке. Это касается 44 Федерального закона, в отличие от него 223-й ФЗ (пп. 9 п. 10 статья 4) содержит только обязанность указать требования в документации.

По 44-ФЗ в числе необходимых:

  • отсутствие процедуры ликвидации или банкротства, приостановления деятельности;
  • отсутствие недоимки в бюджет за прошедший год в размере, превышающем 25% стоимости активов;
  • руководитель, главный бухгалтер не имеют судимости за экономические преступления, взяточничество, незаконную деятельность;
  • обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (приобретаются соответствующие права или возникают в результате выполнения контракта);
  • участник закупки и заказчик не должны иметь конфликта интересов в сделке (важное значение играют родственные связи, участие прямое и косвенное в управлении, т.е. возможность влиять на сделку и т.п.);
  • участник не является оффшорной компанией;
  • отсутствуют ограничения на участие, установленные российским законодательством.

Дополнительно, в зависимости от предмета торгов и (или) конкретного заказчика, также могут присутствовать требования:

  • об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП);
  • наличия ресурсов: финансовых, материальных (транспорта, оборудования, инструмента), людских (определенного количества работников, наличия у них нужного разряда, допуска и т.д.).

Главное, чтобы исходя из предмета закупки поставщик (исполнитель) соответствовал и специфическим критериям для поставки товара или выполнения работ (оказания услуг). Например, имел лицензию на образовательную деятельность, членство в СРО, свидетельство электролаборатории и т.п.

Читайте также:  Что такое сертификат ключа проверки электронной подписи

Раз уж мы заговорили о разнице между двумя ФЗ, отметим, чем принципиально они отличаются. 44-ФЗ предназначен для закупочных процедур государственных и муниципальных учреждений, 223-ФЗ — для обеспечения потребностей госкорпораций (таких как РОСАТОМ или РОСНАНО), естественных монополий (РЖД, Газпром), организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (например, в сферах водо-, тепло-, газоснабжения, обработки мусора и т.п.), компаний, где доля участия РФ или субъектов превышает 50% и т.д.

Различаются сроки планирования закупок, требования к участникам (по 223-ФЗ, каждая компания-заказчик разрабатывает собственное положение), площадки для торгов (для 44-ФЗ их всего восемь) и не только.

Обратите внимание! Участвуете в закупке по 223-ФЗ – изучите предварительно подробно документацию, представленную заказчиком, часто в ней идет ссылка на внутреннее положение, которое рекомендуется проштудировать. По 44-ФЗ документация по аналогичным торгам часто похожа, здесь же требования и условия могут меняться.

Процент закупок

По каждому федеральному закону установлен свой процент: для 44-ФЗ это 15% от годового объема (с ограничениями – см. пункт 1.1 статьи 30), для 223-ФЗ все немного сложнее. С 1 января 2020 года для закупок у субъектов малого и среднего (!) предпринимательства процент вырос с 15 до 18. Если заказчик попадает под действие Постановления №1305, то объем больше ­­– 20%.

Торги, в которых могут принимать участие исключительно СМП (или СОНКО), гарантируют отсутствие конкуренции со стороны крупных корпораций и организаций, обладающих более высокими мощностями. Трудно соперничать ИП Иванову и АО «Рога и копыта» с миллиардными оборотами, а так уровень участников ограничен.

Подтверждение и сохранение статуса

Определили, что организация или вы сами как предприниматель относитесь к СМП и имеете право на льготы в отношении закупок, нашли подходящую процедуру и решили участвовать, значит, потребуется подтвердить соответствующий статус. Для этого необходимо подать специальную декларацию.

В 2019 году стало возможным не заполнять бумажный вариант этого документа, на многих площадках достаточно поставить галочку в нужном месте (это легко сделать в отношении 44-ФЗ, декларация там, в общем-то, стандартная). На других (это в первую очередь площадки, где происходят торги по 223-ФЗ) придется прикрепить отсканированный вариант. Связано это с тем, что, как выше говорилось, 223-ФЗ предоставляет право заказчику формировать собственное положение, ставить условия и требовать документы по усмотрению.

Одному заказчику достаточно простого подтверждения статуса, другому — нужны точные данные: проценты участия, численность сотрудников, выручка, третьему – официальное подтверждение – выписка из реестра СМП.

Важно! Получать бумажный документ необязательно, можно зайти на сайт https://rmsp.nalog.ru/, через поиск найти себя с помощью ИНН, ОГРН, наименования, щелкнуть по наименованию (ФИО предпринимателя) в открывшемся окне — и вот уже скачана готовая выписка в формате и отметкой ЭЦП.

Действие статуса малого предприятия зависит от того, какой именно показатель деятельности меняется. К примеру, если изменится доля участия иностранных компаний, то статус утрачивается после внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Увеличилось количество работников или выручка перевалила предельное значение – если изменения сохранятся в течение трех идущих подряд лет (п. 4 ст. 4 209-ФЗ), организация изменит категорию (перейдет из разряда малых в средние).

Организация уже была средней – она утрачивает статус и связанные с ним привилегии со следующего года (п. 4 подразумевает «трехлетний» переход только внутри категорий, что подтверждается и судебной практикой).

Обеспечение участия, исполнения контракта, гарантии, комиссии

Не всегда, но часто для участия в закупке (аукционе в первую очередь) потребуется внести определенную плату. Она называется обеспечением. Оно бывает разного вида, кроме того, с 2019 года в 44-ФЗ прибавилось дополнительное – по гарантийным обязательствам. В общем список выглядит так:

  • Обеспечение участия в закупке (подачи заявки). Теоретически так можно отсеять совсем уж несостоятельных участников, гарантировать участие в аукционе определенного количества организаций, можно удержать средства при отказе от заключения контракта или нарушении условия (непредоставление обеспечения исполнения, к примеру).
  • Размер платы устанавливается в зависимости от начальной суммы аукциона. С июля 2018 года заказчик по 44-ФЗ обязан установить обеспечение, если НМЦК (начальная (максимальная) сумма контракта) превышает 1 миллион рублей (Постановление Правительства №439). Варьируется оно и в процентном отношении: от 0,5 до 5%. Тут СМП повезло, для них ограничение – не более 2% от НМЦК.

Для тех, кто работает по 223-ФЗ, условия другие: при НМЦК до 5 миллионов обеспечение не устанавливается, а свыше – на усмотрение заказчика, не более 5%.

В зависимости от того, по какому ФЗ происходит торг, и его вида, можно перечислить денежные средства на счет заказчика, заблокировать их на спецсчете или предоставить банковскую гарантию (не придется отвлекать средства из оборота).

Для СМП по 44-ФЗ (статья 96 п. 8.1) действуют особые условия: вместо обеспечения (в виде денег или банковской гарантии) можно представить доказательства добросовестности. Для этого нужны три контракта, выполненные и внесенные в реестр заказчиком в период трех лет до подачи заявки на участие. Их общая сумма должна быть не менее НМЦК по соответствующей закупке, а исполнение проведено без применения санкций.

Действует добросовестность в отношении повышенного обеспечения и гарантий. Проверить, включены ли ваши контракты в реестр, можно по ссылке. Заметьте, что предмет контракта значения не имеет!

Если закупка проводилась у СМП и выигравший участник решил предоставить денежное обеспечение или банковскую гарантию, то их размер будет рассчитываться не от НМЦК, а непосредственно от цены контракта, заключаемого с победителем (п. 6 статьи 96 44-ФЗ). Аналогичное правило действует в отношении гарантийных обязательств.

Минус для исполнителя – забыл про выданную гарантию и не написал заявление на возврат, значит, она «уплывет» в бюджет, не помахав ручкой (т. е. напоминать о возврате не станут), в отличие от иных видов обеспечений, которые возвращаются без подачи заявлений (но написать их можно, вернут быстрее).

Обратите внимание! Если ИП или организация участвует в торгах, где не устанавливается обеспечение заявки, планирует оплату оператору площадки предоставлять в виде перечисления денег на счет, то открывать спецсчет не обязательно. Однако я рекомендую сделать это. В отношении специальных счетов у банков очень лояльные тарифы обслуживания, на остаток ежемесячно начисляется небольшой процент. И участие в выгодном аукционе не пропустите.

С участника жаждет получить свое и торговая площадка. Комиссии государство ограничило, в т. ч. для СМП. «Малыши» платят не более 2000 рублей, но только если закупка ориентирована исключительно на малое предпринимательство и СОНКО. В других случаях общий размер – 1% от НМЦК, но не более 5000 (без НДС, с НДС — максимум 6000) рублей.

ИП и самозанятые в закупках

Для предпринимателей в большинстве случаев участие в закупках проще, чем для организаций: меньший пакет документов. Скорее всего, ИП относится к СМП, имеет право применять в отношении отдельных видов деятельности патент (в отличие от организаций), что помогает сэкономить на налогах. Зато и минусы существенные:

  • Нельзя участвовать в некоторых видах торгов.
  • Нет права работы в отдельных видах деятельности.
  • Обладание меньшими ресурсами (в том числе финансовыми), по сравнению с организациями.
  • Получение банковской гарантии для ИП сложнее.

Статус самозанятых до 2020 года в закупках был очень неясным. Как быть, если самозанятый не ИП? Ведь предприниматели независимо от режима налогообложения, например, могут относиться к СМП и участвовать в закупках для них, в отличие от физлиц. В конце 2019 года, 27 декабря, были внесены поправки в закон 223-ФЗ. Самозанятых, не имеющих статуса ИП, приравняли к субъектам малого и среднего предпринимательства. С 28 марта 2020 года для них доступны соответствующие торги.

Особенности условий контрактов

Даже если вы не победили в закупке, остается шанс поучаствовать в работах по госконтракту. В отдельных случаях победитель обязан привлекать к исполнению представителей МСП (малого и среднего предпринимательства), не путать с СМП. Такие закупки, например, учитываются при расчете СГОЗ (совокупный годовой объем закупок) по 223-ФЗ.

Кстати! Мониторьте итоговые протоколы по прошедшим торгам. Это позволит выделить организации и ИП, которые регулярно выступают вашими конкурентами. Можно связаться с победителем (особенно иногородним) и попробовать предложить свои услуги.

Еще одно нововведение 2020 года – сокращение периода оплаты по контракту, ранее он составлял 30 календарных, а теперь – 15 рабочих дней. Эти изменения вступили в силу с 1 января 2020 года. Причем правило действует в отношении трех видов закупок:

  • Проведенных исключительно среди СМП и СОНКО.
  • Без особенностей, но выиграл торги СМП.
  • МСП выступали в качестве субподрядчиков.

Это позволит привлечь к закупкам больше представителей малого бизнеса.

Под конец хочется порадовать читателей одной хорошей новостью – 1 апреля 2020 года официально опубликован Федеральный закон №101, позволяющий субъектам РФ, в которых еще не введен режим с НПД (самозанятость), сделать это начиная с 1 июля 2020 года. Местные акты начнут действовать через месяц после принятия, надеюсь, власти регионов подсуетятся.

С какого числа действуют новые требования к обеспечению заявки и исполнения договора при закупках среди субъектов малого и среднего предпринимательства?

С 01.10.2022 действуют новые требования к обеспечению заявки и обеспечению исполнения договора при закупках среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМП и ССП) (в том числе среди самозанятых (далее – СЗ) в соответствии с нормами:

Каков субъектный состав лиц независимой гарантии?

В соответствии с нормами ч. 4 ст. 368 ГК РФ, п. 1 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ:

– гарант – это банк или иная организация, которая выдает независимую гарантию;

Читайте также:  Какие термины упоминаются в криптопро ланите?

– принципал – это участник, который предоставляет обеспечение заявки, или поставщик (исполнитель, подрядчик), который предоставляет обеспечение исполнения договора;

– бенефициар –  это заказчик.

Каким требованиям должна соответствовать независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, при проведении конкурентных закупок среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ) по Закону № 223-ФЗ с 01. 2022?

Независимая гарантия (далее – НГ), предоставляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием СМП и ССП (с том числе среди СЗ), должна соответствовать следующим требованиям (ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ):

– НГ должна быть выдана гарантом, предусмотренным ч.1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ (п. 1 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ);

– НГ не может быть отозвана выдавшим ее гарантом (п. 3 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ);

– НГ должна содержать (п. 4 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ):

а) условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных ГК РФ оснований для отказа в удовлетворении этого требования;

б) перечень документов, подлежащих представлению заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии, в случае установления такого перечня Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 4 ч. 32 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ;

в) указание на срок действия независимой гарантии, который не может составлять менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Каким требованиям должна соответствовать НГ, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения договора, при проведении конкурентных закупок среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ) по Закону № 223-ФЗ с 01. 2022?

4.1. К НГ, которая предоставляется участником закупки, в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием СМП и ССП (в том числе с участием СЗ), применяются положения указанных выше пунктов 1 – 3, подпунктов «а» и «б» п. 4 ч. 14.1, а также ч. 14.2 и ч. 14.3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ. При этом такая НГ (ч. 31 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ):

1) должна содержать указание на срок ее действия, который не может составлять менее одного месяца с даты окончания предусмотренного извещением об осуществлении конкурентной закупки с участием СМП и ССП (в том числе среди СЗ), документацией о такой закупке срока исполнения основного обязательства;

2) не должна содержать условие о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение участником закупки обязательств, обеспечиваемых НГ.

Что должны учитывать заказчики при установлении требований к обеспечению именно в отношении НГ, предоставляемой в качестве обеспечения заявки, при проведении конкурентных закупок среди СМП и ССП (с том числе среди СЗ) по Закону № 223-ФЗ с 01. 2023?

5.1. В соответствии с нормами Закона № 109-ФЗ от 16.04.2022 с 01.04.2023 вступает в силу п. 2 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, в соответствии с которым:

– информация о НГ должна быть включена в реестр независимых гарантий, предусмотренный ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

5.2.Указанный реестр ведется в соответствии с нормами не только указанной ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, но и в соответствии с нормами ч. 9 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и норм Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005.

5.3. Таким образом, реестр независимых гарантий (в который будет включена информация о НГ с 01.04.2023) позволит заказчикам в личном кабинете ЕИС по Закону № 223-ФЗ в режиме реального времени получать актуальную информацию о НГ, которую может предоставить СМП и ССП (в том числе СЗ) в качестве обеспечения заявки или обеспечения исполнения договора.

Установлен ли в настоящее время регламент по рассмотрению НГ, предоставленной либо в качестве обеспечения заявки, либо в качестве обеспечения исполнения договора?

6.2. В данном случае в соответствии с нормами ч. 2 ст. 2, ч. 25 ст. 3.2, ч. 14.1-14.3, пп. «б» п.8 ч. 19.1 и ч. 31 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, п. 23 и п. 25 Положения о закупках среди СМП и ССП, утв. ПП РФ №1352 от 11.12.2014:

– заказчик вправе самостоятельно предусмотреть срок для рассмотрения предоставленной НГ в своем положении о закупке.

– заказчики зачастую в своих положениях о закупке цитируют нормы частей 5-7 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и это является правом, НО не обязанностью заказчика.

Какие основания отказа в принятии заказчиком НГ?

7.1. В соответствии с нормами ч. 14.2 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ:

– несоответствие НГ, предоставленной участником закупки с участием СМП и ССП (в том числе среди СЗ), требованиям, предусмотренным ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, является основанием для отказа в принятии ее заказчиком.

а) предусматривающие или влекущие представление заказчиком (бенефициаром) гаранту, в том числе одновременно с требованием об уплате денежной суммы по НГ, документов, не предусмотренных перечнями, указанными в п. 8 и п. 9 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397;

б) о праве гаранта отказывать в удовлетворении требования заказчика (бенефициара) об уплате денежной суммы по НГ в случае непредставления заказчиком (бенефициаром) гаранту уведомления о нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий договора или о расторжении договора;

в) допускающие или влекущие взимание гарантом с заказчика (бенефициара) платы за представление заказчиком (бенефициаром) гаранту требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленного в форме электронного документа, или влекущие необходимость использования заказчиком (бенефициаром) информационных систем, предусматривающих взимание с него платы при представлении такого требования в форме электронного документа.

Какой размер может установить заказчик обеспечения заявки при проведении закупок среди СМП и ССП (с том числе среди СЗ)?

8.1. В соответствии с нормами ч. 27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ:

– заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если Н(М)ЦД не превышает 5 млн. руб.

– в случае, если Н(М)ЦД превышает 5 млн. руб., то заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более 5 % Н(М)ЦД.

8.2. ВАЖНО! Для СМП и ССП (в том числе для СЗ) законодатель устанавливает иной размер обеспечения заявки.

8.3. В соответствии с нормами ч. 14.1 пп. «б» п.8 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ ст. 3.2, п. 23 Положения о закупках СМП и ССП, утв. ПП РФ № 1352:

– если в документации о закупке, осуществляемой среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ), установлено требование к обеспечению заявки на участие в закупке, то в данном случае размер такого обеспечения не может превышать 2 % Н(М)ЦД;

– при этом данное обеспечение заявки может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средствили путем предоставления независимой гарантии.

8.4. В данном случае при определении права заказчика на установления требования о предоставлении обеспечения заявки участником закупки, применяются общие положения ч. 27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, но с учетом норм п. 23 Положения о закупках СМП и ССП, утв. ПП РФ № 1352.

Какой размер может установить заказчик обеспечения исполнения договора при проведении закупок среди СМП и ССП (с том числе среди СЗ)?

9.1. В соответствии с нормами ч. 31 ст. 3.4, п. 25-26 Положения о закупках СМП и ССП, утв. ПП РФ № 1352:

9.1.1. Если в документации о закупке, осуществляемой среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ), установлено требование к обеспечению исполнения договора, размер данного обеспечения:

– не может превышать 5%Н(М)ЦД, если договором не предусмотрена выплата аванса;

– устанавливается в размере аванса, если договором предусмотрена выплата аванса.

9.1.2. Если в документации о закупке, осуществляемой среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ), установлено требование к обеспечению исполнения договора, данное обеспечение может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, путем предоставления независимой гарантии.

Какие организации вправе выдавать независимые гарантии участникам закупок, которые проводятся среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ), с 01. 2022?

10.1. Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные (п. 1 ч. 14.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ):

2) государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ»;

4) Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства – члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства – члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).

Какими документами, утвержденными ПП РФ № 1397, обязан руководствоваться заказчик?

Нормами ПП РФ № 1397 во исполнение норм ч. 32 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ утверждены:

– дополнительные требования к НГ, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке (п. 5 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

– дополнительные требования к НГ, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора (п. 6 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

– типовая форма НГ, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (приложение № 1 к Положению о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

Читайте также:  Как создать отсоединенную подпись к документу | СБИС Помощь

– требование об уплате денежной суммы по НГ, предоставленной в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (gриложение № 2 к Положению о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

– типовая форма НГ, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого при осуществлении конкурентной закупки товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (приложение № 3 к Положению о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

– требование об уплате денежной суммы по НГ, предоставленной в качестве обеспечения исполнения договора, заключенного при осуществлении конкурентной закупки товаров, работ, услуг в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (приложение № 4 к Положению о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022);

– особенности порядка ведения реестра независимых гарантий, предусмотренного ч. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ для целей Закона № 223-ФЗ (п.10 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.04.2023);

– перечень документов, представляемых заказчиком (бенефициаром) гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по НГ (п. 8-9 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397) (с 01.10.2022).

В какой форме может быть выдана гарантом НГ?

12.1. В соответствии с нормами п. 3-4 Положения о НГ, утв. ПП РФ № 1397:

– независимая гарантия выдается участнику закупки в письменной форме на бумажном носителе ИЛИ в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта;

– в случае выдачи независимой гарантии в письменной форме на бумажном носителе такая гарантия ДОЛЖНА БЫТЬ подписана  лицом, имеющим право действовать от имени гаранта, а все листы такой гарантии должны быть прошиты и пронумерованы.

Для чего существуют гарантии в госзакупках?

Гарантии принимаются заказчиками в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактных обязательств.

Гарантии в качестве обеспечения заявок на участие в закупке

Независимые гарантии, в соответствии со статьей 44 закона о контрактной системе, подтверждают и обеспечивают «серьезность намерений» участников закупки. В зависимости от начальной цены контракта размер обеспечения варьируется от 0,5 до 5 процентов этой цены.

Заказчик может требовать выплат по гарантии, если:

  • Участник закупки уклоняется от заключения контракта;
  • При проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении 3-х и более заявок одного участника комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным в 44-ФЗ.

Очевидно, что в этой части никаких изменений в 2022 году не произошло.

Банк, выдающий независимые гарантии, должен быть клиентоориентированным, а также понимать проблемы и риски участников закупки в сфере № 44-ФЗ.

Локо-Банк предоставляет различные виды банковских гарантий, в т. ч в рамках № 44-ФЗ. Оформление гарантии в течение одного рабочего дня, без залога или обеспечения. Обмен документами происходит в электронном виде.

Гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта

Данный вид гарантии обеспечивает интересы заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.

При просрочке исполнения контракта заказчик обязан обратиться с требованием в банк, который выдал гарантию, о выплате неустойки (пеней и штрафов), рассчитанных пропорционально длительности просрочки или тяжести нарушения контракта.

Размер обеспечения исполнения контракта варьируется от 0,5 до 30 процентов начальной максимальной цены контракта или цены контракта, и не может быть ниже размера аванса (если он предусмотрен контрактом). До конца 2022 года заказчик может не устанавливать этот вид обеспечения, но такие случаи редки.

В 2022 году у победителя закупки в электронной форме по № 44-ФЗ добавилось время для получения гарантии. Вместо 5 календарных дней с даты получения проекта контракта от заказчика теперь есть 5 рабочих дней.

Гарантии в качестве обеспечения гарантийных обязательств по контракту

При установлении заказчиком в контракте обязательств по гарантийному обслуживанию поставленного товара (в случае поставки машин и оборудования – это обязательно), выполнение работы может устанавливаться в извещении о  закупке обеспечения гарантийных обязательств. Его размер не должен превышать 10 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.

Особенностью обеспечения гарантийных обязательств является их срок. Заказчик может установить любой срок гарантии поставщика в пределах срока службы товара. На строительные работы нередки требования обеспечения гарантийных обязательств до 5 лет.

У вас долгосрочный контракт? Необходимы средства для его реализации? Используйте кредит на исполнение госконтракта от Локо-Банка. Профинансируем до 50% суммы контракта, максимум – 5 млн рублей. Срок кредитования – до 18 месяцев.

Сравним изменения по гарантиям 2022

Теперь гарантии выдают не только банки, а еще 3 вида субъектов на рынке этих услуг.

Сравним часть 1 статьи 45 № 44-ФЗ, регулирующей и устанавливающей все правила действия ранее банковской, а теперь независимой гарантии, в редакции до 2022 года с действующей редакцией.

Что изменилось в банковских гарантиях в 2022 году. Детальный разбор 44-ФЗ

Что изменилось в банковских гарантиях в 2022 году. Детальный разбор 44-ФЗ

Из сравнения видно, что выдавать независимые гарантии помимо банков теперь имеет право государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ». Это юрлицо специально создано для государственных инвестиций и поддержки предпринимательства. Очевидно, этот институт рынка нацелен на масштабные проекты.

При осуществлении закупок с предоставлением преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО), составить конкуренцию банкам в выдаче гарантий смогут фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), которые являются участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего бизнеса.

Если участник закупки представляет государство Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации), получить гарантию, обеспечивающую участие в закупке по № 44-ФЗ, можно в Евразийском банке развития. Это тоже независимая гарантия.

И все же основными «поставщиками» гарантий для участия в госзакупках остаются банки. Возможно, потому что кроме независимых гарантий банки предлагают кредитование участникам закупок, а также иные виды гарантий. Например, таможенные или по уплате арендных платежей.

Выберите свою гарантию от Локо-Банка

Тактические изменения в статье 45 закона № 44-ФЗ

Разберем, какого рода изменения произошли в статье 45 закона о контрактной системе.

Что изменилось в банковских гарантиях в 2022 году. Детальный разбор 44-ФЗ

Как видно из части 1.1 рассматриваемой статьи, требования к банкам, выдающим гарантии, упростились за счет исключения из них размера собственных средств (капитала) банка. Данная мера ведет к повышению конкуренции на рынке гарантий для целей № 44-ФЗ. В связи с этим, возрастает ценность имеющих устойчивую репутацию кредитных организаций.

Что изменилось в банковских гарантиях в 2022 году. Детальный разбор 44-ФЗ

В пункте 3 конкретизировано основание выплаты гарантом (т. е. банком) неустойки в размере 0,1 процента заказчику за просрочку уплаты денежной суммы по гарантии. Ранее эти обстоятельства предполагались по умолчанию.

Что изменилось в банковских гарантиях в 2022 году. Детальный разбор 44-ФЗ

Часть 3 претерпела существенные изменения. Вместо иллюзорного права заказчика на бесспорное списание средств со счета гаранта, появился новый срок уплаты гарантом. Пять рабочих дней уступили место десяти. У банков вдвое увеличился срок на рассмотрения требования заказчика об уплате и поиска в нем изъянов.

Также появилось новое и важное основание для отказа в принятии независимой гарантии.

Что изменилось в банковских гарантиях в 2022 году. Детальный разбор 44-ФЗ

Отдельным основанием непринятия независимой гарантии стало являться несоответствие ее требованиям установленным частью 8.2 статьи 45.

До 2022 года заказчики в документации подробно расшифровывали свои требования к банковской гарантии, используя для них как основу Постановление Правительства от 08.11.2013 № 1005.

Все дополнительные требования, содержащиеся в указанном постановлении, которые отсутствовали в извещении, документации, проекте контракта, нельзя было использовать для отказа в принятии банковской гарантии.

Теперь ситуация поменялась. Дополнительные требования, порядок ведения реестра, сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии и форма требования об уплате по независимой гарантии устанавливаются правительством.

Что изменилось в банковских гарантиях в 2022 году. Детальный разбор 44-ФЗ

Часть 7 статьи 45 дополнилась исключением из общего правила относительно информирования о непринятии независимой гарантии.

Начиная с 2022 года, при проведении конкурса, комиссия заказчика рассматривает независимую гарантию, представленную в качестве обеспечения заявок. На основании несоответствия ее требованиям заявка может быть отклонена. В этом случае протокол определения поставщика будет содержать информацию о причине этого отклонения. Дополнительного информирования участника закупки не требуется.

Что изменилось в банковских гарантиях в 2022 году. Детальный разбор 44-ФЗ

Часть 8.2 является отсылочной нормой. Она адресует нас к актам правительства, в частности к упомянутому Постановлению № 1005.

Важной новацией является обязанность правительства установить типовую форму независимой гарантии. Теперь препятствий к этому нет, ведь дополнительные требования к гарантии с 2022 года тоже являются обязательными и не зависят от выбора заказчика. Работа над типовой формой независимой гарантии уже ведется.

Что изменилось в банковских гарантиях в 2022 году. Детальный разбор 44-ФЗ

Новация, представленная часть 13 статьи 45, призвана дополнительно обеспечить гарантии заказчиков по № 44-ФЗ в части получения обеспечительных платежей, в случае недобросовестного поведения участников закупки, контрагента по контракту, гаранта. Хотя, следует признать, что и ранее в случаях, установленных в новой части 13, у банка не было юридической возможности отказать от обязанностей по выданной банковской гарантии.

Подводя итог обзора изменений в применении гарантий в законодательстве о контрактной системе, необходимо отметить, что конкуренция за этот рынок возросла и будет в дальнейшем только увеличиваться.

Банки конкурируют не только между собой, но и с новыми гарантами, получившими законные права. Растет роль индивидуальной работы с каждым клиентом банка. Важен персональный подход, профессионализм сотрудников банка, задействованных в оформлении и выдаче независимых гарантий. От скорости принятия решения банком и знания законодательства о контрактной системе его сотрудниками во многом зависит успешность работы всех участников контрактной системы.

Хотите открыть бизнес?

Подробная памятка от экспертов Локо-Банка для начинающих предпринимателей

Что изменилось в банковских гарантиях в 2022 году. Детальный разбор 44-ФЗ

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий