ГОСТ 34442-2018 (EN 81-73:2016) Лифты. Пожарная безопасность от 23 октября 2018 –

ГОСТ 34442-2018 (EN 81-73:2016) Лифты. Пожарная безопасность от 23 октября 2018 - Электронная цифровая подпись

Гост р 55000-2021 (ен 81-80:2003) лифты. повышение безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации (с поправкой) от 19 сентября 2021 –

ГОСТ Р 55000-2021
(EH 81-80:2003)

Группа Ж22

ОКС 91.140.90

ОКП 48 3600

Дата введения 2021-07-01

1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческим партнерством “Российское лифтовое объединение” на основе применения собственного аутентичного перевода на русский язык европейского регионального стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 “Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов”

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 сентября 2021 г. N 364-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому региональному стандарту ЕН 81-80:2003* “Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 80. Правила повышения безопасности по устройству существующих пассажирских и грузопассажирских лифтов” (ЕН 81-80:2003 “Safety rules for the construction and installation of lifts – Part 80: Rules for improvement of safety of existing passenger and goods passenger lifts”).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. – Примечание изготовителя базы данных.      

При этом дополнения, учитывающие потребности национальной экономики Российской Федерации и особенности российской национальной стандартизации, выделены курсивом*.

 _________________

* В бумажном оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе “Предисловие” и таблице ДА.1 приложения ДА приводятся обычным шрифтом, остальные по тексту документа выделены курсивом. – Примечание изготовителя базы данных.     

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского регионального стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004* (пункт 3.5).

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 1.5-2021. – Примечание изготовителя базы данных.     

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов европейским региональным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном европейском региональном стандарте, приведены в приложении ДА.

5 В настоящем стандарте реализованы требования технического регламента о безопасности лифтов

6 ВЗАМЕН ГОСТ Р 52626-2006
     

(Поправка. ИУС N 4-2021).

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2021 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 4, 2021 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования по повышению безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации, с целью достижения уровня безопасности, регламентированного техническим регламентом “О безопасности лифтов”.

Примечание – В отдельных случаях из-за особенностей конструкции здания, в котором установлены лифты, не может быть достигнут уровень безопасности, полностью идентичный уровню, установленному техническим регламентом “О безопасности лифтов”.

1.2 Настоящий стандарт распространяется:

– на электрические лифты с приводами трения, барабаном трения, со звездочкой;

– на гидравлические лифты.

1.3 Настоящий стандарт предназначен для использования при оценке соответствия и повышении безопасности лифтов:

– введенных в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента о безопасности лифтов (лифты группы 1);

– введенных в эксплуатацию после вступления в силу технического регламента о безопасности лифтов, изготовленных в течение срока действия сертификатов соответствия, выданных до вступления в силу технического регламента о безопасности лифтов (лифты группы 2);

Читайте также:  Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ

– групп 1 и 2, отработавших назначенный срок службы;

– групп 1 и 2, не отработавших назначенный срок службы.

1.4 Настоящий стандарт не распространяется на лифты, установленные:

– в шахты горной и угольной промышленности;

– на судах и иных плавучих средствах, платформах для разведки и бурения на море;

– на самолетах и других летательных средствах.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

ГОСТ Р 52382-2021 (ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных

ГОСТ Р 52624-2006 (ЕН 81-71:2005) Лифты пассажирские. Требования вандалозащищенности

ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности

ГОСТ Р 53387-2009 (ИСО/ТС 14798:2006) Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска

ГОСТ Р 53770-2021 (ИСО 4190-1:1999) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры

ГОСТ Р 53780-2021 (EH 81-1:1998, EH 81-2:1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке

ГОСТ Р 53781-2021 Лифты. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений при сертификации лифтов. Правила отбора образцов

ГОСТ Р 53783-2021 Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50602, ГОСТ Р 51631, ГОСТ Р 52382, ГОСТ Р 52624, ГОСТ Р 53296, ГОСТ Р 53387, ГОСТ Р 53770, ГОСТ Р 53780, ГОСТ Р 53781, ГОСТ Р 53783.

В настоящем разделе приведены важнейшие опасности, которые определены в результате анализа риска и которые требуют корректирующих средств или мер для устранения или снижения риска.

В таблице 1 приведен перечень важнейших опасностей на лифтах, которые предназначены для работы в условиях эксплуатации с общими требованиями безопасности, а также в условиях эксплуатации со специальными требованиями доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, обеспечения транспортирования пожарных во время пожара, обеспечения вандалозащищенности лифтов.

Таблица 1 – Перечень важнейших опасностей

Опасность/опасная ситуация

Номер раздела, пункта настоящего стандарта

1 Условия эксплуатации с общими требованиями безопасности к лифтам

5.2

1.1 Недостаточная точность остановки кабины

5.2.1

1.2 Опасность превышения максимального ускорения при эксплуатационных режимах и экстренном торможении

5.2.2

1.3 Опасность остановки кабины между этажами при возникновении пожара

5.2.3

1.4 Опасность для людей, находящихся в помещении под шахтой лифта

5.2.4

1.5 Опасность травмирования пассажиров при соприкосновении с внутренней поверхностью шахты в нише порога дверей шахты

5.2.5

1.6 Опасность травмирования персонала при размещении в шахте нескольких лифтов

5.2.6

1.7 Опасность травмирования персонала, находящегося на крыше кабины в верхней части шахты

5.2.7

1.8 Небезопасный доступ в приямок шахты

5.2.8

1.9 Опасность травмирования персонала, находящегося в приямке шахты лифта

5.2.9, 5.2.10

1.10 Небезопасный доступ в машинное и/или блочное помещение

5.2.11

1.11 Небезопасные размеры зон обслуживания в машинном и блочном помещениях

5.2.12

1.12 Опасность проникновения опасных факторов пожара в шахту лифта

5.2.13

1.13 Опасное воздействие на человека закрывающихся створок автоматических дверей кабины и шахты лифта

5.2.14, 5.2.15

1.14 Отсутствие информации о наличии кабины на этаже

5.2.16

1.15 Опасность несанкционированного отпирания дверей шахты с этажной площадки

5.2.17

1.16 Опасность незакрывания и незапирания автоматических дверей шахты после их открывания с этажной площадки

5.2.18

1.17 Недостаточность размеров дверей для технического обслуживания оборудования

5.2.19

1.18 Опасность недостаточного сцепления тяговых элементов (канатов, ремней) со шкивом или барабаном трения

5.2.20

1.19 Опасность подъема приводом пустой кабины на лифте со шкивом или барабаном трения при противовесе, находящемся на буфере

5.2.21

1.20 Опасность при эвакуации пассажиров из остановившейся между этажами кабины при отключении электропитания

5.2.22

1.21 Опасность отказа тормоза лебедки

5.2.23, 5.2.24

1.22 Опасность падения персонала с крыши кабины

5.2.25

1.23 Опасность падения пассажира в шахту при нахождении кабины выше уровня этажной площадки

5.2.26

1.24 Опасность травмирования людей в кабине при посадке на ловители

5.2.27, 5.2.28

1.25 Опасность неправильной установки ограничителя скорости

5.2.29

1.26 Опасность неразмыкания ограничителем скорости цепи безопасности и отключения привода лифта на скорости срабатывания ограничителя скорости

5.2.30

1.27 Опасность удара о перекрытие при переходе кабины уровня верхней остановки

5.2.31

1.28 Опасность спадания канатов и цепей со шкивов, блоков, звездочек и попадания предметов между ними

5.2.32

1.29 Опасность поражения электрическим током обслуживающего персонала

5.2.33

1.30 Опасность отсутствия на посту управления в кабине кнопки для открытия дверей кабины

5.2.34

1.31 Опасность наличия кнопки “Стоп” в кабине лифта с автоматическими дверями

5.2.35

1.32 Опасности при управлении лифтом в режиме “управление из машинного помещения”

5.2.36, 5.2.37, 5.2.38

1.33 Опасность травмирования обслуживающего персонала при управлении лифтом в режиме “ревизия”

5.2.39

1.34 Опасность отсутствия контроля перегрузки кабины лифта

5.2.40

1.35 Опасность отсутствия средств для подключения двусторонней связи с крыши кабины и из кабины с помещением для обслуживающего персонала

5.2.41

1.36 Опасность отсутствия средств для отключения привода лифта в случае остановки кабины или противовеса при возникновении препятствий их движению

5.2.42

1.37 Опасность несанкционированного открывания дверей шахты и проникновения посторонних лиц в шахту

5.2.43

1.38 Опасность отсутствия контроля размыкания контактов безопасности

5.2.44

1.39 Опасность отсутствия контроля положения съемного штурвала лебедки

5.2.45

1.40 Опасность отсутствия освещения в кабине при прекращении подачи питания от осветительной сети здания

5.2.46

1.41 Опасность недостаточности освещения оборудования в машинном помещении

5.2.47

1.42 Опасность недостаточности освещения в кабине лифта

5.2.48

1.43 Опасность неудержания кабины на направляющих при посадке на ловители

5.2.49

2 Условия эксплуатации со специальными требованиями безопасности и доступности лифтов для инвалидов и других маломобильных групп населения

5.3

2.1 Ширина дверного проема лифта недостаточна для обеспечения доступа в кабину лифта пользователя в кресле-коляске

5.3.1

2.2 Размеры кабины лифта недостаточны для обеспечения размещения в ней пользователя в кресле-коляске

5.3.2

2.3 Точность остановки кабины на уровне этажной площадки недостаточна для безопасного доступа в кабину пользователей в кресле-коляске, других пользователей, относящихся к маломобильным группам населения

5.3.3

2.4 Опасное воздействие на пользователя закрывающихся створок дверей лифта

5.3.4

2.5 Конструкция и тип дверей кабины и шахты лифта не обеспечивают доступность лифта для пользователей

5.3.5

2.6 Затруднения пользователей в кресле-коляске при размещении в кабине и воздействии на аппараты управления

5.3.6

2.7 Опасная ситуация при выезде пользователя в кресле-коляске из кабины задним ходом

5.3.7

2.8 Невозможность использования устройств управления общего назначения для вызова лифта на этажных площадках пользователями с различными категориями ограничения жизнедеятельности (ослабленное зрение, снижение функционирования рук, кистей рук, пальцев и т.п.)

5.3.8

2.9 Невозможность использования устройств управления общего назначения в кабине для управления лифтом пользователями в креслах-колясках с различными категориями ограничения жизнедеятельности (ослабленное зрение, слух, снижение функционирования рук, кистей рук, пальцев и т.п.)

5.3.9

2.10 Невозможность для пользователей с различными категориями ограничения жизнедеятельности получения информации от сигнальных устройств на этажах

5.3.10

2.11 Невозможность для пользователей с различными категориями ограничения жизнедеятельности получения информации от сигнальных устройств в кабине лифта

5.3.11

3 Условия эксплуатации со специальными требованиями безопасности к лифтам, предназначенным для транспортирования пожарных во время пожара (пассажирские лифты для пожарных)

5.4

3.1 Грузоподъемность и размеры кабины лифта недостаточны для обеспечения размещения в кабине и транспортирования пожарных подразделений с соответствующим оборудованием для борьбы с пожаром и спасения людей

5.4.1

3.2 Ширина дверного проема кабины лифта недостаточна для использования носилок при спасении людей пожарными

5.4.2

3.3 Скорость движения кабины не обеспечивает нормативное время доставки пожарных подразделений на этаж пожара

5.4.3

3.4 Конструкция люка в крыше кабины и подвесного потолка в кабине не обеспечивают высвобождение пожарных из застрявшей в шахте кабины лифта

5.4.4

3.5 Тип и конструкция дверей кабины и шахты не обеспечивают безопасность пожарных при выполнении работ по обнаружению и тушению пожара, спасению людей

5.4.5

3.6 Двери шахты не обеспечивают предел огнестойкости, необходимый для обеспечения безопасной работы лифта при транспортировании пожарных и предотвращения распространения пожара через шахту лифта

5.4.6

3.7 Пожарно-технические характеристики материалов купе кабин недостаточны для обеспечения безопасного транспортирования пожарных во время пожара

5.4.7

3.8 Опасность задержки действий пожарных при перегрузке кабины лифта

5.4.8

3.9 Системы управления и система сигнализации лифтов не реализуют программу работы в режимах “пожарная опасность” и “перевозка пожарных подразделений”

5.4.9

3.10 Кабина не оснащена средствами для подключения к системе двусторонней переговорной связи

5.4.10

4 Условия эксплуатации со специальными требованиями безопасности к лифтам, предназначенным для работы в зданиях, сооружениях, в которых возможно преднамеренное повреждение лифтового оборудования (вандализм)

5.5

4.1 Тип и конструкция дверей кабины и шахты не обеспечивают безопасную и бесперебойную работу лифта

5.5.1

4.2 Пожарно-технические характеристики материалов дверей кабины и шахты не обеспечивают защиту от вандальных действий

5.5.2

4.3 Опасность проникновения в шахту через смотровые окна в дверях шахты

5.5.3

4.4 Опасность разъединения пользователями дверей кабины и шахты в зоне отпирания замка двери шахты

5.5.4

4.5 Опасность доступа для пользователя устройств контроля дверного проема и реверса дверей кабины и шахты

5.5.5

4.6 Опасность воздействия на потолок кабины массой пользователя (возможность “повиснуть” на потолке)

5.5.6

4.7 Опасность поджигания пользователями материалов ограждения и отделки кабины

5.5.7

4.8 Опасность повреждения ограждения купе кабины подручными предметами пользователя

5.5.8

4.9 Недостаточная прочность перил в купе кабины

5.5.9

4.10 Травмоопасность установки зеркала в кабине

5.5.10

4.11 Опасность воздействия пользователя на крепления элементов кабины

5.5.11

4.12 Опасность проникновения в шахту через вентиляционные отверстия купе кабины

5.5.12

4.13 Опасность недостаточной вандалозащищенности устройств стационарного освещения в кабине

5.5.13

4.14 Опасность недостаточной вандалозащищенности кнопок управления и сигнальных устройств в кабине и на этажных площадках

5.5.14

4.15 Опасность недостаточной вандалозащищенности постов управления в кабине и на этажных площадках

5.5.15

4.16 Опасность отсутствия информации о местоположении кабины и на основном посадочном этаже

5.5.16

4.17 Опасность невозможности подать аварийный сигнал из кабины

5.5.17

4.18 Опасность повреждения доступных для пользователей маркировок и надписей на лифте

5.5.18

5 Отсутствие в технической документации информации о классе энергетической эффективности лифта

5.6

Читайте также:  " IPsac on GHOST" and "ipsec"
Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий