Как получить электронную подпись – пошаговый алгоритм |

Как выбрать сертификат электронной подписи?

На сегодняшний день существует много видов сертификатов. Законодательство меняется, информационные системы выдвигают различные требования, и вопрос выбора часто встает перед клиентом, так как клиент не может разобраться, какой сертификат ему нужен для той или иной задачи. На что ему следует ориентироваться?

В первую очередь нужно отталкиваться от той информационной системы, в которой планируется применять сертификат. Обычно клиент представляет, для чего ему нужна ЭП. Например, он хочет принять участие в торгах или работать с порталом Росреестра. Требования информационной системы к сертификату, как правило, указываются на сайте информационной системы, в нормативных документах, которые определяют регламент действия этой информационной системы.

На сайте СКБ Контур есть удобный мастер подбора сертификата, который позволяет клиенту ответить на несколько вопросов, касающихся области применения требуемого сертификата, и на выходе получить один или несколько типов сертификатов, полностью закрывающих потребности.

Какие документы нужны для получения электронной подписи?

Документы для оформления заявки на получение сертификата

  • Скан паспорта иностранного гражданина (в том числе для граждан ДНР (Донецкой народной Республикой) или ЛНР (Луганской Народной Республики)), либо удостоверение личности (для граждан Республики Казахстан, Республики Кыргызстан)
  • Нотариально заверенный перевод документа (скан), если в документе ФИО, дата и место рождения приведены на иностранном языке
  • СНИЛС (скан)
  • Вид на жительство (для ИП или физ.лиц). В случае если прописка указана в паспорте, то приложить страницу со штампом из паспорта

Документы для идентификации личности в офисе

  • Оригинал документа, удостоверяющего личность иностранца (паспорт)
  • Оригинал заявления на изготовление сертификата электронной подписи

Важно!

1.    Подписать бланк сертификата владелец должен собственноручно или новой ЭП. 
2.    При выпуске ЭП на сотрудника, заявление может подписать сам сотрудник, руководитель (или ИО) организации.
Если вместо руководителя организации, заявление подписывает уполномоченное по документу лицо, необходимо соблюдать единообразие в документах:
•    Выпуск на сотрудника: заявление подписывает сотрудник и руководитель организации (или УП с документом, подтверждающим право исполнять обязанности руководителя юр.лица) собственноручно.
•    Документ о предоставлении прав действовать от имени руководителя организации на имя будущего владельца сертификата ЭП должен подписать руководитель по выписке (рукописной или электронной подписью).

Области применения электронной подписи

В зависимости от вида подписи можно говорить о различных областях применения. Простая ЭП используется в интернет-банках физлицами и иногда юрлицами, на различных электронных порталах, например, на Портале госуслуг. Чтобы пользоваться этим порталом, нужно по СНИЛС получить пароль, с помощью которого можно зайти на портал и заказать услугу — допустим, оформление загранпаспорта. Это действие будет юридически значимым.

Можно выделить пять основных областей применения ЭП:

  1. Различные электронные торги — для усиленной ЭП.

  2. Государственные информационные системы. Существует Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая объединяет различные государственные органы разного уровня и позволяет им общаться между собой в электронном виде, она взаимодействует в том числе и с Порталом госуслуг. Эта огромная инфраструктура базируется на использовании КЭП. Отдельно существующие информационные системы, например, система Росреестра, также используют КЭП. Спектры услуг, которые оказывают такие информационные системы, обширный: каждая система решает задачи своего ведомства в разном объеме. Где-то это довольно полный перечень услуг — как в Росреестре, где-то — точечные услуги, которые могут быть оказаны через эти порталы. Но везде применяется КЭП.
  3. ЭДО между хозяйствующими субъектами и документооборот внутри компании. Для использования ЭП существует несколько сценариев, все зависит от желания самого бизнеса, от требований к обеспечению юридической значимости используемых электронных документов, поэтому спектр используемой ЭП разнится — от самой незащищенной простой ЭП до КЭП.  

С 1 июля 2021 года получить квалифицированную электронную подпись для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов можно будет бесплатно | фнс россии | 77 город москва

Дата публикации: 31.12.2020 17:15

C 1 января 2022 года на ФНС России возлагаются функции по выпуску квалифицированной электронной подписи юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов в соответствии с законодательством об электронной подписи.

Однако уже с 1 июля 2021 года ФНС России планирует оказывать эту услугу для «бесшовного» перехода от платного варианта коммерческих аккредитованных удостоверяющих центров (АУЦ) к соответствующей безвозмездной государственной услуге, оказываемой АУЦ ФНС России.

Кроме того, срок действия выпущенных коммерческими АУЦ квалифицированных сертификатов электронной подписи ограничен 1 января 2022 года.

Получить квалифицированную электронную подпись ЮЛ, ИП и нотариуса сможет лично лицо, действующее без доверенности от имени организации, лично индивидуальный предприниматель и нотариус в аккредитованном удостоверяющем центре ФНС России (получение электронной подписи ЮЛ, ИП и нотариуса по доверенности законодательством не предусмотрено) за исключением:

  1. Квалифицированную электронную подпись кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей можно будет получить в Удостоверяющем центре Центрального банка Российской Федерации;
  2. Квалифицированную электронную подпись должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления организации можно будет получить в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства;
  3. Квалифицированную электронную подпись физических лиц, в т.ч. физических лиц, действующих от имени юридического лица по доверенности, можно будет получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах после их аккредитации в соответствии с новыми требованиями законодательства об электронной подписи.

Статья 16. аккредитация удостоверяющего центра / консультантплюс

1. Аккредитация удостоверяющих центров осуществляется в два этапа в отношении удостоверяющих центров, являющихся юридическими лицами.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на добровольной основе. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на срок три года, если более короткий срок не указан в заявлении удостоверяющего центра.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется при условии выполнения им следующих требований:

1) минимальный размер собственных средств (капитала) составляет не менее чем один миллиард рублей либо пятьсот миллионов рублей при наличии не менее чем в трех четвертях субъектов Российской Федерации одного или более филиала или представительства удостоверяющего центра;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) наличие лицензии на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица);

2) наличие финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр, в сумме не менее чем 100 миллионов рублей и 500 тысяч рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности, указанное в лицензии федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, выданной удостоверяющему центру в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2021 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», если количество таких мест превышает десять, но не более 200 миллионов рублей. Если количество мест осуществления указанного лицензируемого вида деятельности не превышает десять, финансовое обеспечение ответственности составляет 100 миллионов рублей;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) наличие права собственности на аппаратные средства электронной подписи и средства удостоверяющего центра, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и наличие права использования программных средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, на законных основаниях;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) наличие в штате удостоверяющего центра не менее двух работников, непосредственно осуществляющих деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, имеющих высшее образование в области информационных технологий или информационной безопасности либо высшее образование или среднее профессиональное образование с последующим получением дополнительного профессионального образования по вопросам использования электронной подписи;

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1) соответствие требованиям к деловой репутации руководителя и учредителей (участников) удостоверяющего центра, имеющих право прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) корпоративным договором, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями), распоряжаться более 10 процентами акций (долей), составляющих уставный капитал удостоверяющего центра, установленным правительственной комиссией, указанной в части 5.1 настоящей статьи;

5) наличие у удостоверяющего центра, претендующего на получение аккредитации, порядка реализации функций удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, установленного удостоверяющим центром в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, требованиями к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, а также с настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;

6) в отношении удостоверяющего центра, претендующего на получение аккредитации, не была досрочно прекращена его аккредитация в течение трех лет до подачи заявления;

7) лицо, имеющее право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать от имени удостоверяющего центра без доверенности, не является лицом, имевшим право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать без доверенности от имени удостоверяющего центра, аккредитация которого была досрочно прекращена, в течение трех лет до подачи заявления.

1) наличие финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные в случае компрометации и (или) несанкционированного использования ключей электронной подписи, хранение которых осуществляет аккредитованный удостоверяющий центр по поручению их владельцев, за исключением случаев наличия вины владельца квалифицированного сертификата, в сумме не менее 200 миллионов рублей, а также 500 тысяч рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности, непосредственно связанного с созданием сертификатов ключей проверки электронной подписи, указанное в лицензии федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, выданной удостоверяющему центру в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2021 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», если количество таких мест превышает десять, но не более 300 миллионов рублей. Если количество мест осуществления указанного лицензируемого вида деятельности не превышает десять, финансовое обеспечение ответственности составляет 200 миллионов рублей;

2) наличие в собственности удостоверяющего центра и применение им средств, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, которые обеспечивают:

а) хранение ключей квалифицированных электронных подписей и автоматическое создание таких подписей с использованием данных ключей по поручению соответствующих владельцев квалифицированных сертификатов;

б) аутентификацию владельцев квалифицированных сертификатов, по поручению которых аккредитованный удостоверяющий центр создает и проверяет квалифицированную электронную подпись;

в) защиту информации, передаваемой по каналу взаимодействия между владельцем квалифицированного сертификата и аккредитованным удостоверяющим центром, осуществляющим создание и проверку квалифицированной электронной подписи по поручению такого владельца;

г) доказательства невозможности отказа владельца квалифицированного сертификата от поручения на создание квалифицированной электронной подписи.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на основании его заявления, подаваемого в уполномоченный федеральный орган. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие удостоверяющего центра требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи. Удостоверяющий центр вправе не представлять документ, подтверждающий соответствие имеющихся у него средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если такой документ или содержащиеся в нем сведения находятся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. В этом случае уполномоченный федеральный орган самостоятельно проверяет наличие документа, подтверждающего соответствие таких средств установленным требованиям, на основании информации, полученной от федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае принятия решения о соответствии удостоверяющего центра требованиям, установленным пунктами 14, 57 части 3 и (или) частью 3.1 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, направляет соответствующее заключение в правительственную комиссию, уполномоченную на принятие решения об аккредитации удостоверяющих центров (далее — правительственная комиссия). Положение о правительственной комиссии, ее состав и порядок принятия ею решений утверждаются Правительством Российской Федерации. При утверждении состава правительственной комиссии должно быть предусмотрено, что не менее 30 процентов членов правительственной комиссии должны быть представителями автономной некоммерческой организации, на которую в соответствии с решением Правительства Российской Федерации возложены функции по мониторингу развития цифровой экономики и цифровых технологий и формированию прогнозов развития цифровой экономики и цифровых технологий. При утверждении порядка деятельности правительственной комиссии к ее компетенции должно быть отнесено в том числе принятие на основе заключений уполномоченного федерального органа решений об аккредитации удостоверяющих центров, у которых руководители и учредители (участники) имеют право прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) корпоративным договором, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями), распоряжаться более 10 процентами акций (долей), составляющих уставный капитал данных удостоверяющих центров, и соответствуют высоким требованиям к деловой репутации.
5.3. В случае принятия решения об аккредитации удостоверяющего центра уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня принятия решения об аккредитации, направляет уведомление удостоверяющему центру о принятом решении и вносит соответствующую информацию в перечень аккредитованных удостоверяющих центров, после чего удостоверяющий центр считается аккредитованным удостоверяющим центром. Аккредитованный удостоверяющий центр обязан осуществить присоединение информационной системы, обеспечивающей реализацию функций аккредитованного удостоверяющего центра (далее — присоединение аккредитованного удостоверяющего центра), к информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуре в порядке, установленном в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2021 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — инфраструктура). После присоединения аккредитованного удостоверяющего центра к инфраструктуре уполномоченный федеральный орган выдает аккредитованному удостоверяющему центру квалифицированный сертификат, созданный с использованием средств головного удостоверяющего центра. В случае принятия решения об отказе в аккредитации удостоверяющего центра уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения об отказе в аккредитации, направляет в удостоверяющий центр уведомление о принятом решении с указанием причин отказа.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Аккредитованный удостоверяющий центр должен соблюдать требования, на соответствие которым он аккредитован, в течение всего срока его аккредитации. В случае возникновения обстоятельств, делающих невозможным соблюдение указанных требований, удостоверяющий центр немедленно должен уведомить об этом в письменной форме уполномоченный федеральный орган. Аккредитованный удостоверяющий центр при осуществлении своих функций и исполнении принятых обязательств должен соблюдать требования, установленные для удостоверяющих центров статьями 1315, 17 и 18 настоящего Федерального закона. Уполномоченный федеральный орган вправе проводить проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований настоящего Федерального закона и иных принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов, в том числе требований, на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, в течение всего срока их аккредитации. В случае выявления несоблюдения аккредитованным удостоверяющим центром указанных требований должностное лицо уполномоченного федерального органа обязано выдать этому удостоверяющему центру предписание об устранении нарушений в установленный срок и приостановить действие аккредитации на данный срок с внесением информации об этом в перечень, указанный в пункте 4 части 3 статьи 8 настоящего Федерального закона. Аккредитованный удостоверяющий центр уведомляет в письменной форме уполномоченный федеральный орган об устранении выявленных нарушений. Уполномоченный федеральный орган принимает решение о возобновлении действия аккредитации, при этом он вправе проверять фактическое устранение ранее выявленных нарушений и в случае их неустранения в установленный предписанием срок досрочно прекращает аккредитацию удостоверяющего центра, а в случае, если удостоверяющий центр аккредитован в соответствии с требованиями частей 3 и 3.1 настоящей статьи, его аккредитации прекращаются одновременно.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Головной удостоверяющий центр, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган, не подлежит аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

§

Читайте также:  Эцп налогового представителям

1. Федеральный государственный надзор в сфере электронной подписи осуществляется уполномоченным федеральным органом.

2. Предметом федерального государственного надзора в сфере электронной подписи является соблюдение аккредитованными удостоверяющими центрами, доверенными третьими сторонами требований настоящего Федерального закона и иных принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

4. Плановые проверки аккредитованных удостоверяющих центров, доверенных третьих сторон при осуществлении федерального государственного надзора в сфере электронной подписи не проводятся.

5. Внеплановые проверки аккредитованных удостоверяющих центров, доверенных третьих сторон проводятся по основаниям, указанным в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также на основании мотивированного представления должностного лица уполномоченного федерального органа по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с аккредитованными удостоверяющими центрами, доверенными третьими сторонами, рассмотрения или предварительной проверки обращений о нарушениях требований настоящего Федерального закона и иных принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов, допущенных аккредитованными удостоверяющими центрами, доверенными третьими сторонами, которые поступили в уполномоченный федеральный орган от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, органов государственных внебюджетных фондов, юридических и физических лиц.

§

1. Квалифицированный сертификат подлежит созданию с использованием средств аккредитованного удостоверяющего центра.

2. Квалифицированный сертификат должен содержать следующую информацию:

1) уникальный номер квалифицированного сертификата, даты начала и окончания его действия;

2) фамилия, имя, отчество (если имеется) владельца квалифицированного сертификата — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, либо фамилия, имя, отчество (если имеется) и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя — владельца квалифицированного сертификата — для физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, либо наименование, место нахождения и основной государственный регистрационный номер владельца квалифицированного сертификата — для российского юридического лица, либо наименование, место нахождения владельца квалифицированного сертификата, а также идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) — для иностранной организации (в том числе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений иностранной организации);

(см. текст в предыдущей редакции)

3) страховой номер индивидуального лицевого счета и идентификационный номер налогоплательщика владельца квалифицированного сертификата — для физического лица либо идентификационный номер налогоплательщика владельца квалифицированного сертификата — для юридического лица;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) уникальный ключ проверки электронной подписи;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) наименования средств электронной подписи и средств аккредитованного удостоверяющего центра, которые использованы для создания ключа электронной подписи, ключа проверки электронной подписи, квалифицированного сертификата, а также реквизиты документа, подтверждающего соответствие указанных средств требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) наименование и место нахождения аккредитованного удостоверяющего центра, который выдал квалифицированный сертификат, номер квалифицированного сертификата удостоверяющего центра;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Операторы государственных и муниципальных информационных систем, а также информационных систем, использование которых предусмотрено нормативными правовыми актами, или информационных систем общего пользования не вправе требовать наличие в квалифицированном сертификате информации, не являющейся обязательной в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Если заявителем представлены в аккредитованный удостоверяющий центр документы, подтверждающие его право действовать от имени третьих лиц, в квалифицированный сертификат может быть включена информация о таких правомочиях заявителя и сроке их действия.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае аннулирования квалифицированного сертификата, выданного аккредитованному удостоверяющему центру, выдавшему квалифицированный сертификат заявителю, либо в случае досрочного прекращения или истечения срока аккредитации удостоверяющего центра квалифицированный сертификат, выданный аккредитованным удостоверяющим центром заявителю, прекращает свое действие.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Владелец квалифицированного сертификата обязан не использовать ключ электронной подписи и немедленно обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр, выдавший квалифицированный сертификат, для прекращения действия этого сертификата при наличии оснований полагать, что конфиденциальность ключа электронной подписи нарушена.

(см. текст в предыдущей редакции)

§

Читайте также:  ВТБ электронная подпись купить — самая выгодная цена на официальном сайте

1. При выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр обязан:

1) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, идентифицировать заявителя — физическое лицо, обратившееся к нему за получением квалифицированного сертификата. Идентификация заявителя проводится при его личном присутствии или посредством идентификации заявителя без его личного присутствия с использованием квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата либо посредством идентификации заявителя — гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия путем предоставления информации, указанной в документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащем электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные, или путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». При этом в случае, если физическое лицо для предоставления своих биометрических персональных данных в целях проведения идентификации без личного присутствия путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы отказывается от использования шифровальных (криптографических) средств, указанных в части 19 статьи 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», удостоверяющий центр обязан отказать такому лицу в проведении указанной идентификации. Устанавливаются:

а) в отношении физического лица — фамилия, имя, а также отчество (при наличии), дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования;

б) в отношении юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, — наименование, организационно-правовая форма, идентификационный номер налогоплательщика, а также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица;

в) для юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством иностранного государства, — наименование, регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) получить от лица, выступающего от имени заявителя — юридического лица, подтверждение правомочия обращаться за получением квалифицированного сертификата;

3) в установленном порядке идентифицировать заявителя — физическое лицо, обратившееся к нему за получением квалифицированного сертификата (в целях получения от заявителя, выступающего от имени юридического лица, подтверждения правомочия обращаться за получением квалифицированного сертификата). Идентификация заявителя проводится при его личном присутствии или посредством идентификации заявителя без его личного присутствия с использованием квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата, информации, указанной в документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащем электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные, или посредством идентификации заявителя — гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

1) с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;

2) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, единой информационной системы нотариата;

3) с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

2. При обращении в аккредитованный удостоверяющий центр заявитель представляет следующие документы либо их надлежащим образом заверенные копии и (или) сведения из них:

(см. текст в предыдущей редакции)

2) страховой номер индивидуального лицевого счета заявителя — физического лица;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) идентификационный номер налогоплательщика заявителя — физического лица;

4) основной государственный регистрационный номер заявителя — юридического лица;

5) основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявителя — индивидуального предпринимателя;

6) номер свидетельства о постановке на учет в налоговом органе заявителя — иностранной организации (в том числе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений иностранной организации) или идентификационный номер налогоплательщика заявителя — иностранной организации;

7) документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени юридического лица без доверенности либо подтверждающий право заявителя действовать от имени государственного органа или органа местного самоуправления.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) выписку из единого государственного реестра юридических лиц в отношении заявителя — юридического лица;

2) выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении заявителя — индивидуального предпринимателя;

3) выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков в отношении заявителя — иностранной организации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При получении квалифицированного сертификата заявителем он должен быть ознакомлен аккредитованным удостоверяющим центром с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате. Подтверждение ознакомления с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате, осуществляется под расписку посредством использования заявителем квалифицированной электронной подписи при наличии у него действующего квалифицированного сертификата либо посредством простой электронной подписи заявителя — физического лица, ключ которой получен им при личном обращении в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, при условии идентификации гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы. Указанное согласие, подписанное электронной подписью, в том числе простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью данного физического лица. Удостоверяющий центр обязан хранить информацию, подтверждающую ознакомление заявителя с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате, в течение всего срока осуществления своей деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Квалифицированный сертификат выдается аккредитованным удостоверяющим центром на безвозмездной основе или за установленную удостоверяющим центром плату при условии, что размер такой платы не должен превышать предельный размер, порядок определения которого вправе установить Правительство Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

§

1. Доверенная третья сторона оказывает услуги:

1) по подтверждению действительности электронных подписей, используемых при подписании электронного документа, в том числе установлению фактов того, что соответствующие сертификаты действительны на определенный момент времени, созданы и выданы аккредитованными удостоверяющими центрами, аккредитация которых действительна на день выдачи этих сертификатов;

2) по проверке соответствия всех квалифицированных сертификатов, используемых при подписании электронного документа, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;

3) по проверке полномочий участников электронного взаимодействия;

4) по созданию и подписанию квалифицированной электронной подписью доверенной третьей стороны квитанции с результатом проверки квалифицированной электронной подписи в электронном документе с достоверной информацией о моменте ее подписания;

5) по хранению данных, в том числе документированию выполняемых доверенной третьей стороной операций.

2. Доверенная третья сторона обеспечивает конфиденциальность, целостность и доступность информации при ее обработке и хранении, а также при ее передаче с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

3. Доверенная третья сторона несет гражданско-правовую и (или) административную ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации за неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также за нарушение порядка реализации функций доверенной третьей стороны и исполнения ее обязанностей.

§

Читайте также:  Как пользоваться электронной подписью: как завести ЭЦП, где использовать

1. Аккредитация доверенной третьей стороны осуществляется на добровольной основе на срок три года, если более короткий срок не указан в заявлении доверенной третьей стороны.

2. Аккредитация доверенной третьей стороны осуществляется при условии выполнения следующих требований:

1) в отношении юридического лица, предполагающего оказывать услуги доверенной третьей стороны, не проводится процедура ликвидации, отсутствует решение (определение) арбитражного суда о введении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации о банкротстве, отсутствуют сведения в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) минимальный размер собственных средств (капитала) составляет не менее чем один миллиард рублей либо 500 миллионов рублей при наличии не менее чем в трех четвертях субъектов Российской Федерации одного или более филиала или представительства доверенной третьей стороны;

6) лицо, имеющее право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать от имени доверенной третьей стороны без доверенности, не является лицом, имевшим право действовать без доверенности от имени доверенной третьей стороны или удостоверяющего центра, аккредитация которых была досрочно прекращена, в течение трех лет до подачи заявления.

3. Аккредитация доверенной третьей стороны осуществляется на основании заявления, подаваемого в уполномоченный федеральный орган. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие доверенной третьей стороны требованиям, установленным частью 2 настоящей статьи. Доверенная третья сторона вправе не представлять документ, подтверждающий соответствие имеющихся у нее средств электронной подписи и средств доверенной третьей стороны требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если такой документ или содержащиеся в нем сведения находятся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. В этом случае уполномоченный федеральный орган самостоятельно проверяет наличие документа, подтверждающего соответствие таких средств установленным требованиям, на основании информации, полученной от федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

4. В срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня приема заявления доверенной третьей стороны, уполномоченный федеральный орган на основании представленных документов принимает решение об аккредитации доверенной третьей стороны или об отказе в ее аккредитации.

5. В случае принятия решения об отказе в аккредитации доверенной третьей стороны уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения об отказе в аккредитации, направляет доверенной третьей стороне уведомление о принятом решении с указанием причин отказа.

6. В случае принятия решения об аккредитации доверенной третьей стороны уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения об аккредитации, направляет уведомление доверенной третьей стороне о принятом решении и вносит информацию в перечень аккредитованных доверенных третьих сторон. После получения аккредитации аккредитованная доверенная третья сторона обязана осуществить присоединение информационной системы, обеспечивающей реализацию функций аккредитованной доверенной третьей стороны (далее — присоединение аккредитованной доверенной третьей стороны), к инфраструктуре.

8. Аккредитованная доверенная третья сторона должна соблюдать требования, на соответствие которым она аккредитована, и требования, установленные статьей 18.1 настоящего Федерального закона, в течение всего срока ее аккредитации. В случае возникновения обстоятельств, делающих невозможным соблюдение указанных требований, аккредитованная доверенная третья сторона немедленно должна уведомить об этом в письменной форме уполномоченный федеральный орган. Уполномоченный федеральный орган вправе проводить проверки соблюдения аккредитованными доверенными третьими сторонами требований настоящего Федерального закона и иных принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов, в том числе требований, на соответствие которым эти доверенные третьи стороны были аккредитованы, в течение всего срока их аккредитации. В случае выявления по итогам внеплановых проверок несоблюдения аккредитованной доверенной третьей стороной указанных требований уполномоченный федеральный орган обязан выдать этой доверенной третьей стороне предписание об устранении нарушений в установленный срок и приостановить действие аккредитации на данный срок с внесением информации об этом в соответствующий перечень. Аккредитованная доверенная третья сторона уведомляет в письменной форме уполномоченный федеральный орган об устранении выявленных нарушений. Уполномоченный федеральный орган принимает решение о возобновлении действия аккредитации, при этом он вправе проверять фактическое устранение ранее выявленных нарушений и в случае их неустранения в установленный предписанием срок досрочно прекращает аккредитацию доверенной третьей стороны.

§

1. Сертификаты ключей подписей, выданные в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», признаются квалифицированными сертификатами в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Электронный документ, подписанный электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном в соответствии с порядком, ранее установленным Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», в течение срока действия указанного сертификата, но не позднее 31 декабря 2021 года признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случаях, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, вступившими в силу до 1 июля 2021 года, предусмотрено использование электронной цифровой подписи, используется усиленная квалифицированная электронная подпись в соответствии с настоящим Федеральным законом.

§

Усиленная электронная подпись

В КЭП и НЭП заложены криптографические алгоритмы. Чем эти виды подписи отличаются друг от друга?

  1. Средствами и алгоритмами, при помощи которых создается ЭП. В случае с НЭП на них не накладываются никакие дополнительные ограничения. Это может быть американский, российский, белорусский и другой криптографический алгоритм.
  2. ПО для работы с ЭП. В случае с НЭП на средства ЭП не накладываются ограничения. В случае с КЭП, наоборот, к средствам предъявляются дополнительные требования — они должны быть сертифицированы в ФСБ и соответствовать определенным стандартам. Это сразу же влечет за собой ограничение на криптографический алгоритм, а именно должны применяться только российские алгоритмы в соответствии с ГОСТ. Накладываются требования и на сам сертификат ЭП по его структуре, то есть существуют жесткие требования, определяющие структуру этого сертификата.
  3. Аккредитованный удостоверяющий центр (УЦ). Квалифицированные сертификаты ЭП должны выпускаться УЦ, которые прошли процедуру аккредитации в Минкомсвязи. Такие  УЦ удовлетворяют ряду довольно серьезных требований, гарантирующих их надежность.
  4. Структура сертификата ЭП. Квалифицированный сертификат ЭП должен удовлетворять требованиям по структуре, например, содержать СНИЛС владельца. К неквалифицированным таких требований не предъявляется.

Таким образом, суть отличия между НЭП и КЭП прозрачна: так как на КЭП накладывается несколько жестких ограничений, ее юридический статус выше. КЭП — это единственная подпись, которая признается равной собственноручной подписи без дополнительных мероприятий.

Что касается НЭП, то для признания ее равной собственноручной подписи требуются дополнительные соглашения между участниками электронного документооборота (ЭДО) либо отдельный нормативно-правовой акт, регламентирующий факт равнозначности. Например, если между двумя компаниями осуществляется ЭДО, то документы они подписывают ЭП.

В этом случае компании могут пользоваться НЭП, но тогда им придется заключить между собой соглашение, устанавливающее правила использования и признания этой ЭП. Они могут пользоваться, допустим, американской криптографией, встроенной в Windows, не прикладывая никаких дополнительных усилий.

При этом в суде им нужно будет доказывать юридическую значимость на основе данного соглашения. В случае допущения в соглашении о документообороте каких-то ошибок, значимость электронного документа может быть не признана. Если те же самые компании ведут ЭДО, используя КЭП, то им не понадобятся дополнительные соглашения друг с другом, а юридическая значимость документов будет в силу ФЗ признаваться автоматически.

Шаг 3 — отправьте заявку

Сформируйте заявку на интересующей вас ЭТП, прикрепите перечисленные документы и отправьте оператору электронной площадки. Если с документами все в порядке, оператор примет положительное решение об аккредитации.

  • Учтите, что решение об аккредитации оператор может принимать до 5 рабочих дней. Старайтесь не откладывать ее, если увидели интересную для себя закупку, а лучше аккредитуйтесь заранее.
  • Если вы хотите принять участие в закупке сразу после получения аккредитации, необходимо перевести денежные средства на лицевой счет площадки в том размере, который указан в извещении.
  • Внимательно отнеситесь к качеству копий документов. Из-за пропущенного или нечеткого скана вам могут отказать в аккредитации.
  • Следите за актуальностью документов. Если истек срок доверенностей, изменился юридический адрес или в Устав компании были внесены изменения, обновите документы. Цена вопроса — выигранный аукцион.
  • Не забывайте проходить перерегистрацию. По 44-ФЗ аккредитация на электронной торговой площадке действует три года, а уже за три месяца до ее окончания нельзя участвовать в новых закупочных процедурах.

Аккредитация на ЭТП — это процедура подтверждения того, что участник закупки соответствует установленным критериям и может участвовать в электронных торгах на электронной площадке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector