Образец приказа об использовании ЭЦП в организации в 2020 и 2021 году

Доверенная третья сторона (поправки действуют с января 2021 года)

С января 2021 года в Законе об электронной подписи появилось понятие «доверенная третья сторона» (ДТС). Это юридическое лицо, которое проверяет правильность применения электронной подписи при совершении той или иной сделки. По сути, на ДТС возложены функции цифрового нотариуса.

ДТС создает «метку доверенного времени» — информацию о дате и времени подписания документа электронной подписью. Такая метка служит дополнительным подтверждением того, что документ подписан законно. Например, сообщает, что в момент подписания сертификат электронной подписи был действителен..

Функции ДТС чем-то напоминают полномочия оператора электронного документооборота, через которого сдается налоговая отчетность или происходит обмен юридически значимыми электронными счетами-фактурами. Оператор ЭДО тоже фиксирует время отправки отчета или дату подписания счета-фактуры.

В настоящее время привлечение ДТС является добровольным. Предположительно доверенная третья сторона будет участвовать в следующих видах сделок.

  1. Экспортные и импортные операции. Ожидается, что власти РФ заключат международные соглашения о взаимном признании квалифицированной электронной подписи или ее аналогов. Тогда ДТС станут подтверждать достоверность электронного документооборота с иностранными контрагентами.
  2. Внутрироссийские операции, при которых стороны предъявляют повышенные требования к качеству оформления электронных документов.

Диадок
Обмениваться с контрагентами юридически значимой «первичкой» через интернет

Входящие бесплатно

Полномочия и условия аккредитации ДТС прописаны в новых статьях 18.1 и 18.2 Закона об электронной подписи.

Изменения, вносимые в правовые акты города москвы

1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 25 июня 2002 г. N 475-ПП «О мерах по созданию Реестра объектов собственности города Москвы в жилищной сфере в рамках Единого реестра собственности города Москвы»:

1.1. В пункте 3.3 постановления слова «электронно-цифровой подписи (ЭЦП)» заменить словами «электронной подписи (ЭП)».

1.2. В пунктах 3.4, 3.5 постановления слово «ЭЦП» заменить словом «ЭП».

2. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 8 октября 2002 г. N 836-ПП «Об утверждении Положения о Реестре объектов собственности города Москвы в жилищной сфере как составной части Единого реестра собственности города Москвы и порядке его ведения»:

2.1. Абзацы шестой, седьмой, восьмой раздела 2 приложения к постановлению признать утратившими силу.

2.2. В пунктах 5.1 и 5.2 приложения к постановлению слова «электронной цифровой подписи» заменить словами «электронной подписи».

3. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2002 г. N 977-ПП «Об утверждении Положения о порядке создания, формирования и ведения московского реестра результатов интеллектуальной деятельности, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» (в редакции постановления Правительства Москвы от 14 июня 2005 г. N 420-ПП), заменив в пункте 6.3 приложения к постановлению слова «электронных цифровых подписей» словами «электронных подписей установленного вида».

4. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 28 сентября 2004 г. N 670-ПП «О Концепции создания городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект «Инфоград»)»:

4.1. В подразделах 7.3, 7.4 раздела 7 приложения к постановлению слова «электронная цифровая подпись» заменить словами «электронная подпись» в соответствующих падежах.

4.2. В подразделе 7.4 раздела 7 приложения к постановлению слово «ЭЦП» заменить словом «ЭП».

5. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 9 ноября 2004 г. N 783-ПП «Об организационных мероприятиях по формированию единого объекта недвижимого имущества» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 30 августа 2005 г. N 651-ПП, от 20 июня 2006 г. N 419-ПП), заменив в пункте 10 постановления слова «электронной цифровой подписью» словами «электронной подписью».

6. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 14 июня 2005 г. N 439-ПП «О дальнейшем проведении работ по созданию Московского городского портала»:

6.1. В абзаце третьем пункта 1.2.2.1 приложения 1 к постановлению слова «электронно-цифровой подписи (ЭЦП)» заменить словами «электронной подписи (ЭП)».

6.2. В дефисе втором пункта 3.7.1 приложения 1 к постановлению слова «электронно-цифровой подписи» заменить словами «электронной подписи».

6.3. В дефисе первом абзаца третьего пункта 4.1 приложения 2 к постановлению слово «ЭЦП» заменить словом «ЭП».

7. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 21 февраля 2006 г. N 112-ПП «О Регламенте Правительства Москвы» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. N 903-ПП, от 27 марта 2007 г. N 196-ПП, от 11 сентября 2007 г.

N 799-ПП, от 2 декабря 2008 г. N 1100-ПП, от 10 февраля 2009 г. N 87-ПП, от 14 апреля 2009 г. N 296-ПП, от 5 мая 2009 г. N 390-ПП, от 23 июня 2009 г. N 597-ПП, от 25 августа 2009 г. N 829-ПП, от 17 ноября 2009 г. N 1257-ПП, от 9 февраля 2021 г. N 103-ПП, от 3 августа 2021 г.

N 661-ПП, от 10 августа 2021 г. N 677-ПП, от 24 августа 2021 г. N 730-ПП, от 14 декабря 2021 г. N 1060-ПП, от 28 декабря 2021 г. N 1089-ПП, от 2 февраля 2021 г. N 25-ПП, от 16 марта 2021 г. N 72-ПП, от 22 марта 2021 г. N 81-ПП, от 5 апреля 2021 г. N 103-ПП, от 28 июня 2021 г.

N 282-ПП, от 20 декабря 2021 г. N 590-ПП, от 28 февраля 2021 г. N 70-ПП, от 20 марта 2021 г. N 98-ПП, от 17 апреля 2021 г. N 144-ПП, от 20 апреля 2021 г. N 154-ПП, от 22 мая 2021 г. N 238-ПП, от 27 августа 2021 г. N 433-ПП, от 4 сентября 2021 г. N 460-ПП, от 19 февраля 2021 г.

N 86-ПП, от 2 апреля 2021 г. N 192-ПП, от 4 апреля 2021 г. N 210-ПП, от 25 июня 2021 г. N 406-ПП, от 4 июля 2021 г. N 432-ПП, от 17 июля 2021 г. N 469-ПП, от 11 декабря 2021 г. N 823-ПП, от 28 января 2021 г. N 13-ПП, от 4 марта 2021 г. N 99-ПП, от 29 апреля 2021 г.

N 229-ПП, от 30 апреля 2021 г. N 235-ПП, от 4 июня 2021 г. N 296-ПП, от 8 июля 2021 г. N 376-ПП, от 17 июля 2021 г. N 407-ПП, от 5 сентября 2021 г. N 510-ПП), заменив в пунктах 7.1.3 и 12.6.1 приложения к постановлению слова «электронная цифровая подпись» словами «электронная подпись» в соответствующих падежах.

8. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 г. N 628-ПП «Об утверждении примерного регламента информационного взаимодействия между органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями в процессе подготовки, согласования и выдачи документов в режиме «одного окна», заменив в пункте 3.3.1 приложения к постановлению слова «электронно-цифровой подписи» словами «электронной подписи».

9. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 13 февраля 2007 г. N 92-ПП «Об утверждении регламентов подготовки документов Департаментом культурного наследия города Москвы в режиме «одного окна» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 января 2008 г.

N 47-ПП, от 7 октября 2008 г. N 922-ПП, от 9 июня 2009 г. N 542-ПП, от 23 июня 2009 г. N 583-ПП, от 4 октября 2021 г. N 475-ПП, от 13 февраля 2021 г. N 58-ПП), заменив в сносках приложения 7 к постановлению и приложения 1 к Регламенту приложения 7 к постановлению слова «электронной цифровой подписи» словами «электронной подписи».

10. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 28 августа 2007 г.

N 752-ПП, от 11 марта 2008 г. N 177-ПП, от 8 апреля 2008 г. N 284-ПП, от 13 мая 2008 г. N 381-ПП, от 22 июля 2008 г. N 639-ПП, от 5 августа 2008 г. N 708-ПП, от 19 августа 2008 г. N 738-ПП, от 26 августа 2008 г. N 766-ПП, от 30 декабря 2008 г. N 1248-ПП, от 10 февраля 2009 г.

Читайте также:  Как получить выписку из ЕГРЮЛ с электронной подписью налоговой?

N 78-ПП, от 30 июня 2009 г. N 642-ПП, от 4 августа 2009 г. N 745-ПП, от 8 декабря 2009 г. N 1357-ПП, от 29 сентября 2021 г. N 854-ПП, от 30 ноября 2021 г. N 1038-ПП, от 21 декабря 2021 г. N 1080-ПП, от 18 января 2021 г. N 4-ПП, от 29 марта 2021 г. N 92-ПП, от 16 мая 2021 г.

N 202-ПП, от 16 августа 2021 г. N 369-ПП, от 30 августа 2021 г. N 401-ПП, от 6 декабря 2021 г. N 574-ПП, от 15 июня 2021 г. N 272-ПП, от 27 августа 2021 г. N 434-ПП, от 13 сентября 2021 г. N 485-ПП, от 5 октября 2021 г. N 542-ПП, от 20 ноября 2021 г.

N 658-ПП, от 22 ноября 2021 г. N 664-ПП, от 26 декабря 2021 г. N 848-ПП, от 30 января 2021 г. N 27-ПП, от 13 февраля 2021 г. N 67-ПП, от 14 марта 2021 г. N 146-ПП, от 4 июня 2021 г. N 354-ПП, от 28 августа 2021 г. N 562-ПП, от 2 октября 2021 г. N 662-ПП, от 23 апреля 2021 г.

11. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 6 июня 2007 г. N 463-ПП «Об утверждении Регламента подготовки в режиме «одного окна» Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы договоров передачи жилых помещений в собственность города Москвы (расприватизация)», заменив в пунктах 2.8 и 2.9 приложения к постановлению слова «электронной цифровой подписи (ЭЦП)» словами «электронной подписи (ЭП)».

12. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 26 июня 2007 г. N 521-ПП «Об организации работы Государственного унитарного предприятия города Москвы Московского городского бюро технической инвентаризации в режиме «одного окна» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 4 марта 2008 г.

13. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 16 октября 2007 г. N 912-ПП «Об утверждении Порядка формирования и использования информации Реестра технической документации на объекты учета» (в редакции постановления Правительства от 29 июля 2008 г. N 677-ПП), заменив в пункте 1.5 приложения к постановлению слова «ЭЦП (электронной цифровой подписи)» словами «ЭП (электронной подписи)».

14. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 26 февраля 2008 г. N 136-ПП «Об утверждении Порядка ведения финансовым органом города Москвы лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение бюджетных и казенных учреждений, и внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Москвы» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г.

15. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 9 февраля 2021 г. N 112-ПП «О совершенствовании порядка учета и регистрации сведений об инвестиционных договорах» (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 февраля 2021 г. N 67-ПП), заменив в пункте 5.3.1 приложения 2 к постановлению слова «электронно-цифровой подписи» словами «электронной подписи».

16. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 3 февраля 2021 г. N 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 мая 2021 г.

N 242-ПП, от 16 июня 2021 г. N 269-ПП, от 5 июля 2021 г. N 300-ПП, от 28 сентября 2021 г. N 457-ПП, от 16 февраля 2021 г. N 57-ПП, от 22 февраля 2021 г. N 65-ПП, от 26 марта 2021 г. N 106-ПП, от 27 августа 2021 г. N 432-ПП, от 27 сентября 2021 г. N 525-ПП, от 13 ноября 2021 г.

N 636-ПП, от 4 апреля 2021 г. N 211-ПП, от 13 сентября 2021 г. N 606-ПП, от 25 декабря 2021 г. N 898-ПП, от 26 декабря 2021 г. N 908-ПП, от 25 февраля 2021 г. N 83-ПП), заменив в подпункте 1 пункта 55 приложения 2 к постановлению слова «электронной цифровой подписью» словами «электронной подписью».

17. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 5 апреля 2021 г. N 105-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте информационных технологий города Москвы» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 15 июля 2021 г. N 315-ПП, от 8 сентября 2021 г. N 512-ПП), заменив в пункте 4.2.4 приложения к постановлению слова «электронной цифровой подписи» словами «электронной подписи».

18. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 25 мая 2021 г. N 229-ПП «О Порядке подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 19 июня 2021 г.

18.1. В пунктах 2.22 и 2.24 приложения 1 к постановлению слова «электронная цифровая подпись (электронная подпись)» заменить словами «электронная подпись» в соответствующих падежах.

18.2. В абзаце втором пункта 1.10 приложения 2 к постановлению слова «электронной цифровой подписью» заменить словами «электронной подписью».

19. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 28 июня 2021 г. N 279-ПП «Об утверждении административного регламента подготовки и выдачи префектурами административных округов города Москвы договора на размещение нестационарного торгового объекта и свидетельства о размещении нестационарного торгового объекта по принципу «одного окна» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2021 г.

20. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 25 октября 2021 г. N 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 декабря 2021 г. N 840-ПП, от 2 апреля 2021 г. N 198-ПП, от 25 июня 2021 г. N 408-ПП):

20.1. В пунктах 2.13, 2.30, 2.37, 2.39, 2.41, 2.45 приложения 2 к постановлению слова «электронная цифровая подпись (электронная подпись)» заменить словами «электронная подпись» в соответствующих падежах.

20.2. В пунктах 2.25, 2.36 приложения 2 к постановлению слова «электронной цифровой подписи» заменить словами «электронной подписи».

21. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 15 ноября 2021 г. N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 17 апреля 2021 г. N 149-ПП, от 27 августа 2021 г.

N 434-ПП, от 24 декабря 2021 г. N 884-ПП, от 27 августа 2021 г. N 495-ПП, от 2 сентября 2021 г. N 500-ПП), заменив в пунктах 24, 25 и 28 приложения 5 к постановлению слова «электронная цифровая подпись (электронная подпись)» словами «электронная подпись» в соответствующих числах и падежах.

22. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 21 декабря 2021 г. N 604-ПП «Об утверждении Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы и организаций при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в городе Москве» (в редакции постановления Правительства Москвы от 2 апреля 2021 г. N 198-ПП), исключив в подпункте «а» пункта 2 приложения к постановлению слова «- система пространства доверия электронных и электронных цифровых подписей;».

23. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 16 февраля 2021 г. N 57-ПП «О размещении сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 27 сентября 2021 г. N 525-ПП, от 7 мая 2021 г.

N 285-ПП, от 14 августа 2021 г. N 531-ПП, от 28 января 2021 г. N 19-ПП, от 18 апреля 2021 г. N 196-ПП, от 2 сентября 2021 г. N 500-ПП), заменив в пунктах 2.9, 2.19.3, 2.21 приложения 2 к постановлению слова «электронная цифровая подпись (электронная подпись)» словами «электронная подпись» в соответствующих падежах.

24. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 17 октября 2021 г. N 564-ПП «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на право организации розничного рынка» в городе Москве», заменив в абзаце третьем пункта 2.9 приложения к постановлению слова «электронной цифровой подписи (электронной подписи)» словами «электронной подписи».

Читайте также:  Гарант электронная подпись купить — самая выгодная цена на официальном сайте

Как выполнить новые требования к сайту и не сойти с ума? о простой электронной цифровой подписи и электронном документе на официальном сайте образовательной организации

Известно, что с 1 января 2021 года в рамках «регуляторной гильотины» вступили в силу «новые-старые» (обновлённые) нормативно-правовые акты РФ, которые регулируют, устанавливают какие-либо требования, нормативы.

«Регуляторная гильотина» — это инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.

Целью реализации «регуляторной гильотины» является тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ.

Задача этого «страшного» инструмента — создание в сферах регулирования новой системы понятных и чётких требований к хозяйствующим субъектам, снятие избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, снижение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.

Какие же изменения в этой связи коснулись официальных сайтов образовательных организаций?

Для начала надо сказать, что ранее применяемый приказ Рособрнадзора от 29.05.2021 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления на нем информации» утратил свою силу 1 января 2021 года.

На смену пришёл документ — приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления информации» (далее — 831 Приказ) (срок действия документа ограничен 31 декабря 2026 года).

Хотелось бы здесь высказать пожелание руководителям образовательных организаций и специалистам, отвечающим за ведение официального сайта: «Не поленитесь, прочитайте приказ! В нём достаточно много новшеств, а именно: иначе запрашивается информация, которая была в ранее действовавшем приказе Рособрнадзора, особенно это касается реализуемых образовательных программ».

В данной публикации остановимся только на одном, абсолютно новом требовании — размещении документов и информации в виде электронного документа.

В таком случае разберёмся с определением «электронный документ», которое используется в понимании 831 Приказа.

В пункте 3.2. Требований 831 Приказа указано, что главная страница подраздела «Структура и органы управления образовательной организацией» должна содержать следующую информацию: положения о структурных подразделениях (об органах управления) образовательной организации с приложением указанных положений в виде электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2021 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — электронный документ) (при наличии структурных подразделений (органов управления).

Вслед за 831 Приказом последовали «Комментарии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в связи с актуализацией Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления информации», в которых даются разъяснения (ниже эти разъяснения выделены под карандаш).

pen

Требованиями установлено, что документы, самостоятельно разрабатываемые и утверждаемые образовательной организацией, размещаются на Сайте в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2021 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон № 63-ФЗ).

Электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (пункт 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (пункт 1 статьи 2 Федерального закона № 63-ФЗ).

Ключ электронной подписи — уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 63-ФЗ).

Видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются Федеральным законом № 63-ФЗ, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись.

Различаются следующие виды подписей: усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее — квалифицированная электронная подпись).

Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом (часть 2 статьи 5 Федерального закона № 63-ФЗ).

Требованиями определена достаточность использования простой электронной подписи для подписания информации в электронной форме.

Визуально на Сайте простая электронная подпись будет выглядеть как пиктограмма, указывающая на то, что документ подписан простой электронной подписью.

При установке курсора на эту пиктограмму, на экран должны выводиться сведения «дата и время подписания; фамилия, имя, отчество и должность лица, подписавшего документ; сформированный уникальный программный ключ».

При этом использование неквалифицированной электронной подписи и квалифицированной электронной подписи не будет являться нарушением Требований.

Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, когда федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе (Часть 1 статьи 6 Федерального закона № 63-ФЗ).

изображение Таким образом, «электронный документ — это документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ».

Из этого следует, что размещение документа и/или информации в форме электронного документа подразумевает размещение электронного файла документа и/или информации в том виде, в котором он был создан с помощью технических средств: на компьютере, ноутбуке, планшете и пр., то есть без печатей, подписей и других служебных пометок.

На официальный сайт образовательной организации загружается документ и/или информация в виде файла, который подписывается простой ЭЦП. Повторим, что это не исключает возможности размещения электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью.
Что же происходит на практике, что мы видим на сайтах образовательных организаций, что рекомендуют некоторые «очень умные» компании, которые занимаются сопровождением официальных сайтов образовательных организаций?

Первое и очевидное — происходит путаница понятий «электронный документ» и «электронный образ документа».

Необходимо разобраться, чем же отличается электронный документ от электронного образа документа?

Электронный документ изначально создается в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе и подписывается электронной подписью (квалифицированной, простой или неквалифицированной электронной подписью) (ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ, п. п. 2.3.1, 2.3.5 Порядка подачи мировым судьям документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11.09.2021 № 168 (далее — Порядок № 168).

Электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) переводится в электронную форму с помощью средств сканирования документа, изготовленного на бумажном носителе. При этом могут предъявляться требования по заверению электронных образов документов электронной подписью (п. 2.2.5 Порядка № 252, п. 2.2.5 Порядка № 168).

изображение Следовательно, на официальном сайте в виде электронного образа документа мы должны увидеть только те документы, которые самостоятельно не разрабатываются и не утверждаются образовательной организацией (например, Устав, лицензия на право ведение образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации).
Никаких ЭЦП на документах подобного рода быть не должно!

Документы и информация, которые требуются к обязательному размещению по 831 Приказу в виде электронного документа, не должны размещаться на официальном сайте в виде электронных образов, то есть, это сканированные документы (ниже приведён пример электронного образа документа, который размещён на сайте, но это не электронный документ).

Читайте также:  Эцп госуслуги возможности

А как должно быть согласно новым требованиям 831 Приказа?

Не будем придираться к названию документа, так как в соответствии с действующим законодательством в сфере образования на официальном сайте в виде электронного документа размещается «календарный учебный график» (нет понятия «годовой календарный график»).

Данный документ необходимо разместить именно в том виде, в каком он изначально набран на персональном компьютере, загрузить на официальный сайт и подписать простой ЭЦП посредством используемой платформы официального сайта, если это предусмотрено поставщиками используемого вашей организации программного обеспечения в качестве официального сайта.

Если такой возможности платформа не представляет, то придётся использовать иные методы (подписать документы через иные системы, не исключая возможности размещения электронных документов, подписанных усиленной ЭЦП).

Как выглядит простая ЭЦП на официальном сайтеобразовательной организации?

В качестве примера проанализируем в интересующей нас плоскости содержание сайта, который функционирует на программном обеспечении компании «Синергия-Инфо».

Позволим себе немного рекламы. Автор публикации является работником вышеупомянутой IT-компании, которая разработала для образовательных организаций программное обеспечение ПО «Программа для создания (управления) официальным сайтом образовательной организации». Предлагаемое ПО соответствует всем требованиям законодательства РФ и может быть приобретено за бюджетные средства, так как включено в единый реестр российских программ для вычислительных машин и баз данных.

Подробно о предлагаемой нами платформе для официальных сайтов, разработанных решениях, бонусах и сопровождении можно прочитать на центральном портале нашего проекта.

Безусловно, это коммерческий проект, который не имеет возможности функционировать на безвозмездной основе. Проект успешный, о чём свидетельствует и количество наших пользователей, и количество победителей Общероссийского рейтинга школьных сайтов, работающих на нашей платформе, и, конечно, количество конкурентов на рынке услуг, копирующих элементы нашего решения ПО «Программа для создания (управления) официальным сайтом образовательной организации».

Есть и «очень умные» конкуренты, которые «криво» копируют наше решение, включая копирование текстов новостной рассылки для наших пользователей, откровенно присваивают подборку нормативно-правовых актов, тематически подобранных нами для подразделов официального сайта, беззастенчивым образом «проникают» в закупки наших потенциальных клиентов и клиентов, с которыми мы работаем на протяжении нескольких лет.

При этом такие «умельцы» понимают, что выполнить условия технического задания заказчика (клиента) они не в состоянии, так как не имеют законных прав на реализацию нашего ПО «Программа для создания (управления) официальным сайтом образовательной организации».
Вышесказанное лишь подтверждает тот факт, что компания «Синергия-Инфо» предлагает актуальный и законодательно выверенный программный продукт, отвечающий всем современным требованиям, предъявляемым к официальным сайтам образовательных организаций.

Однако вернёмся от «лирического» отступления к разговору о простой ЭЦП на официальном сайте образовательной организации.
Во-первых, в нашем решении есть чётко обозначенный перечень документов, которые должны быть размещены в виде электронного документа и подписаны простой ЭЦП.

Важно принять к сведению следующее: подписать простой ЭЦП документы, которые разрабатываются не образовательной организаций, в нашем решении не получится (предусмотрено всё).
Ниже на рисунке представлена пиктограмма простой ЭЦП, нажав на которую любой посетитель сайта увидит дату и время подписания; фамилию, имя, отчество и должность лица, подписавшего документ; сформированный уникальный программный ключ. Эту информацию можно получить на любом действующем официальном сайте, работающим на ПО компании «Синергия-Инфо».

Во-вторых, юридически между компанией и нашими клиентами подписывается Соглашение «Об использовании простой электронной подписи при работе с официальным сайтом образовательной организации» (предоставление данной услуги не требует дополнительных финансовых затрат со стороны образовательной организации). Образовательная организация самостоятельно решает вопрос о предоставлении права подписи электронных документов простой ЭЦП на официальном сайте.

В-третьих, необходимо ещё раз сказать, что не исключается возможность размещения электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью.

И в заключении хотелось бы напомнить о требовании Постановления Правительства РФ от 10.07.2021 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и обновления информации об образовательной организации», а именно п. 10. «Технологические и программные средства, которые используются для функционирования официального сайта, должны обеспечивать следующее:

а) доступ к размещенной на официальном сайте информации без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информации требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя информации платы».

Важно! Все подписанные с помощью ЭЦП электронные документы должны открываться на официальном сайте с учётом данного требования.

Если на сегодняшний день официальный сайт вашей образовательной организации не отвечает требованиям 831 Приказа, вы не знаете, как реализовать данные требования или вас заинтересовала наша платформа сайтов, то приглашаем вас присоединиться к нашему проекту.

Как ип и организации будут получать сертификаты подписей с января 2022 года

Закон № 476-ФЗ внес серьезные изменения в порядок подписания электронных документов (включая отчетность), созданных юридическим лицом или ИП.

Сейчас подписать документы организации может либо ее руководитель, либо уполномоченное лицо. Делается это с помощью сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи, в которой указан руководитель или уполномоченное лицо, а также данные организации, от имени которой подписывается документ.

Начиная с 1 января 2022 года, будут применяться правила, прописанные в новых статьях 17.2 и 17.3 Закона об электронной подписи. Их суть заключается в следующем:

  • руководитель организации или ИП получает единственный экземпляр сертификата подписи на юрлицо или на предпринимателя. Пользоваться такой подписью может только один человек — сам руководитель или ИП (он будет вписан в сертификат). Такие сертификаты выдает Федеральная налоговая служба и ее доверенные удостоверяющие центры;
  • сотрудники и другие лица, уполномоченные подписывать документы организации или ИП (например, бухгалтеры), получает в коммерческом удостоверяющем центре сертификат физлица на свое имя;

Электронная подпись
Получить сертификат электронной подписи физлица

Получить через час

  • документы подписывает либо руководитель компании (ИП) с помощью хранящейся у него электронной подписи юрлица (ИП), либо сотрудник своей квалифицированной ЭП. В последнем случае к документу нужно приложить электронную машиночитаемую доверенность, подписанную  квалифицированной подписью юрлица или ИП.

Облачные электронные подписи (поправки действуют с января 2021 года)

Облачные электронные подписи (ОЭП) применялись и ранее, до 2021 года. Но при этом в законе не было норм, регулирующих использование таких подписей.

Электронная подпись
Заказать усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП)

Получить через час

Теперь в Законе об электронной подписи предусмотрены положения, посвященные ОЭП. В частности, оговорено следующее:

  • чтобы получить аккредитацию для работы с ОЭП, удостоверяющий центр должен иметь финансовое обеспечение ответственности за убытки, причиненные в результате компрометации или несанкционированного использования хранимых им ключей.   В общем случае сумма обеспечения составляет не менее 200 млн руб.;
  • УЦ, как хранитель ключа, обязан информировать владельца сертификата об использовании этого ключа;
  • владелец сертификата может потребовать, чтобы УЦ предоставил историю использования ОКЭП. Что должно входить в историю использования, пока не ясно — эти детали должны уточнить подзаконные нормативно-правовые акты.

Такие дополнения содержатся в новой части 2.2 статьи 15 и новой редакции части 3.1 статьи 16 Закона об электронной подписи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector