ЭЦП для ИП: как получить цифровую подпись для налоговой

ЭЦП для ИП: как получить цифровую подпись для налоговой Электронная цифровая подпись

Особенности ЭП для ФНС

Основной задачей цифровой подписи при сдаче налоговых отчетов является подтверждение личности человека, который подписывает документ. Наличие ЭП обязательно при приеме документации проверяющими органами.

В электронном формате налоговую отчетность сдают:

  • организации и ИП, выплачивающие НДС;
  • предприятия со среднесписочной численностью более 100 человек (отчетность в налоговую службу);
  • наниматели со штатом более 25 сотрудников (отчетность в ПФР и ФСС, информация о доходах работников, налог на доходы).

Цифровой ключ имеет срок действия в рамках выданного сертификата (1 год), после чего должен быть приобретен новый для продления периода использования ЭП.

Признаки ЭЦП для налоговой отчетности

Для начала следует определиться с тем, что такое ЭЦП. Соответствующее понятие приведено в ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ. Согласно этой норме под ключом ЭЦП понимается неповторяемое сочетание символов, при помощи которых формируется подпись. Подобные сочетания символов классифицируются на простые и усиленные. Последние же подразделяются на:

  • неквалифицированные;
  • квалифицированные.

Именно квалифицированный тип усиленной ЭЦП и применяется в качестве электронной подписи в налоговой инспекции. Об этом гласит п. 1 ст. 80 НК РФ. Следовательно, другие виды подписи для этой цели не подходят и налоговая отчетность, подписанная ими, не будет признаваться поданной в соответствии с нормами закона.

В качестве признаков усиленной квалифицированной подписи выделяются:

  • применение для ЭЦП ключа подписи;
  • при помощи нее имеется возможность идентифицировать человека, подписавшего документ;
  • с ее помощью можно отследить изменения в электронный документ;
  • формируется путем применения средств электронной подписи;
  • ключ проверки ЭЦП прописывается в специальном сертификате;
  • для нее применяются специальные средства, соответствующие отдельным требованиям законодательства.

Основным отличием простой подписи от электронной подписи для сдачи налоговой отчетности является то, что для простой подписи сертификат ключа не формируется, а для усиленной квалифицированной ЭЦП это, напротив, является обязательным условием.

Читайте также:  Как получить электронную подпись – пошаговый алгоритм

Важно учитывать, что, помимо отчетности для налоговиков, для взаимоотношений с другими органами (например, таможенными), а также с целью подписания электронных счетов-фактур применяется именно квалифицированная электронная подпись. Для подписания же первичных бухгалтерских документов может применяться любая ЭЦП.

Типы электронных ключей

Получение неквалифицированной ЭП на сайте ФНС

В соответствии с Федеральным законом № 63 ст.5 есть 2 вида цифровой подписи: простая и усиленная. Как получить электронную подпись в налоговой службе подробно описано на официальном сайте ИФНС.

Формирование простой ЭР происходит через пароли, коды и прочие способы зашифровки.

Для генерации усиленной ЭП используются более сложные средства криптографии, позволяющие подтвердить личность подписывающего лица и проконтролировать неизменность данных, предоставленных в документации. Усиленную цифровую подпись можно создать только в специализированном центре с использованием средств криптографии, которые утверждены Федеральной Службой Безопасности России. Выбранный предприятием удостоверяющий центр должен быть аккредитован Министерством цифрового развития РФ.

В свою очередь усиленные ЭП подразделяются на квалифицированные и неквалифицированные. Первый тип формируется в налоговой службе и может применяться в документообороте в пределах ИФНС. Границы использования квалифицированной электронно-цифровой подписи более широкие, она создается только в удостоверяющих центрах на платной основе. КЭЦП может заменить: штамп организации, подпись руководящего лица, главного бухгалтера или другого уполномоченного сотрудника, фирменный бланк.

Приобретя такой вариант подписи, лицо сможет пройти регистрацию в персональном кабинете налогоплательщица удобно и оперативно без выстаивания очередей. Также обстоит дело и с порталом Госуслуг.

Как получить электронную подпись налогоплательщика

Заказ и приобретение ключа осуществляются путем обращения в сертифицированный удостоверяющий центр.

До момента обращения в удостоверяющий центр заинтересованному лицу необходимо определить, какой именно ключ ему нужен, чтобы избежать путаницы. Как уже было указано выше, все остальные ЭЦП (простая и усиленная неквалифицированная виды подписей) кроме квалифицированной подписи налогоплательщикам не подходят.

Читайте также:  Как приложить файл эцп

ЭЦП для ИП: как получить цифровую подпись для налоговой

Не нужно путать открытый и закрытый ключи. Эта градация подразумевает, что открытым ключом электронной цифровой подписи считается ключ проверки ЭЦП. Закрытый же ключ – это те символы, при помощи которых сформирована ЭЦП, т. е. сама электронная подпись для налоговой.

Документы для получения ЭЦП подаются в удостоверяющий центр самим заявителем или его уполномоченным лицом.

Для получения ЭЦП представителю заявителя понадобится, в т.ч., доверенность на получение ключа ЭЦП. Она должна содержать указание на право:

  • владения сертификатом;
  • представления в удостоверяющий центр необходимой информации и документов;
  • знать информацию, указанную в сертификате;
  • получения инструкции по безопасности применения ЭЦП.

Преимущества применения

Используя электронную подпись в личном кабинете, налогоплательщик может декларировать свои доходы, подавать заявления о взаимозачетах и решать прочие проблемы.

ЭП предоставляет следующие возможности юрлицам:

  • получать информацию о начислениях налогов;
  • сверять и получать сведения о недоимках и переплатах;
  • отправлять запросы в ФНС;
  • получать бесплатные консультации;
  • обеспечивается полная конфиденциальность всех передаваемых сведений (документы не могут быть изменены, удалены или скопированы третьими лицами);
  • существенная экономия относительно бумажного документооборота;
  • система контролирует все возможные ошибки, и при необходимости документ возвращается на доработку;
  • система электронного документооборота автоматически обновляется и дополняется при внесении изменений в налоговое право.

Как оформить ЭП для ФНС

Как было указано ранее, ключ заказывается и приобретается только в аккредитованной удостоверяющей организации. Определиться с видом цифровой подписи налогоплательщик должен еще до обращения в такой центр во избежание путаницы. Для налогоплательщиков подходит только квалифицированная подпись в электронном формате.

Для того, чтобы получить сертификат и ключи электронной подписи необходимо подготовить пакет документов, утвержденных удостоверяющей организацией. К ним относятся:

  1. Паспорт собственника сертификата или уполномоченного лица;
  2. СНИЛС владельца сертификата (копия);
  3. Доверенность на право быть собственником сертификата (если владельцем является рядовой сотрудник организации);
  4. Доверенность, предоставляющая право подавать документацию в удостоверяющий центр и получить сертификат ключа проверки ЭП (если эти действия осуществляет доверенное лицо).
Читайте также:  Как получить электронную подпись – пошаговый алгоритм |

Признаки ЭЦП для налоговой отчетности

На официальном ресурсе ФНС в сети Интернет содержится сервис для получения заинтересованными лицами сведений из государственного реестра данных путем формирования электронной выписки. В выписке ЕГРЮЛ с электронной подписью налоговой инспекции проставляется квалифицированная ЭЦП, которая сохраняется и при выводе документа на печать.

ЭЦП для ИП: как получить цифровую подпись для налоговой

Получение выписки подобным образом может применяться любыми субъектами, заинтересованными в соответствующей информации (в т.ч. кредитными организациями при открытии счетов своим потенциальным клиентам).

В выписке отражается находящаяся в ЕГРЮЛ информация о конкретном юридическом лице на дату ее составления.

Стоимость ЭП

Цена услуги создания ЭЦП зависит сразу от нескольких факторов:

  • места регистрации налогоплательщика;
  • выбранного варианта ЭЦП и ориентировочной области ее дальнейшего использования в соответствии с видом деятельности хозяйствующего субъекта;
  • ценовой политики государства.

В настоящее время примерная средняя цена 1 вида ключа находится в диапазоне от 5  до 20 тыс.руб.

ЭЦП является неотъемлемой частью электронного документооборота между предприятием и государственными органами, куда оно предоставляет отчетность. Использование цифровой подписи обеспечивает конфиденциальность и безопасность передаваемых данных.

Остались вопросы?

Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных):

8 (800) 350-13-94 Федеральный

8 (499) 938-42-45 Москва и область

8 (812) 425-64-57 СПб и область

Внимание! Юристы не записывают на приём, не проверяют готовность документов, не консультируют по адресам и режимам работы МФЦ, не оказывают техническую поддержку по порталу Госуслуг!

Остались вопросы?

8 (800) 350-13-94 Федеральный

8 (499) 938-42-45 Москва и область

8 (812) 425-64-57 СПб и область

Внимание! Юристы не записывают на приём, не проверяют готовность документов, не консультируют по адресам и режимам работы МФЦ, не оказывают техническую поддержку по порталу Госуслуг!

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий

Adblock
detector