Разница между обычным договором и контрактом по 44-ФЗ

Разница между обычным договором и контрактом по 44-ФЗ Электронная цифровая подпись
Содержание
  1. Можно ли изменять существенные условия госконтракта
  2. Поддержка бизнеса в условиях санкций
  3. Что относится к существенным условиям
  4. Как изменить существенные условия
  5. Как изменить госконтракты на строительные работы
  6. Как изменить предмет контракта
  7. Разъяснения по теме
  8. Об авторе этой статьи
  9. Обязательные условия контракта
  10. Ответственность заказчика и поставщика за нарушение положений госконтракта
  11. Условия об оплате
  12. Приемка результатов контракта
  13. Прочие обязательные условия
  14. Условие на усмотрение
  15. Прочие необязательные условия
  16. Неотъемлемые части контракта
  17. Порядок заключения контракта
  18. Если поставщик отказался подписывать контракт
  19. В процессе заключения контракта
  20. После заключения контракта
  21. А если форс-мажор?
  22. Готовы подключиться?
  23. Тариф
  24. Прямые контракты по ВЭД и № 44-ФЗ
  25. Как заключить прямой госконтракт на ЕАТ «Березка»
  26. Как заключить прямой контракт
  27. Пример
  28. Найдите закупку мечты — в пару кликов
  29. 223-ФЗ
  30. Суть электронной процедуры
  31. Понятие госзакупок по 44-ФЗ
  32. Порядок действий для участия в электронном аукционе
  33. Размер и способы обеспечения заявки и исполнения контракта

Можно ли изменять существенные условия госконтракта

По общему правилу менять условия сделки с госучреждением запрещено. Однако в некоторых случаях на это есть основания. Рассказываем, возможно ли изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ и по каким причинам.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Поддержка бизнеса в условиях санкций

Власти добавили возможность менять объем и вид работ: у сторон появилась возможность однократно изменить срок по контрактам жизненного цикла и госконтрактам на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

А изменять стоимость придется только в пределах доведенных ЛБО.

Дополнили список оснований, когда вправе изменить существенные условия контракта:

  • Если заключен госконтракт жизненного цикла со стройкой и капремонтом и контракт на работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства, при условии что сметная стоимость по итогам госэкспертизы превышает цену госконтракта. Корректировка цены госконтракта допускается в пределах 30 %.
  • Появилось право изменить срок исполнения отдельного этапа госконтракта, но в рамках общего срока исполнения контракта.
  • Если заключен госконтракт на срок не менее одного года с предметом закупки научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Цена соглашения равна или превышает предельный размер правительства. И изменение потребовалось из-за обстоятельств, которые не зависят от сторон и препятствуют выполнению обязательств. Чтобы изменить госконтракт, придется обосновать решение. Корректировка объема и цены допускается в пределах 30 %.
  • Если контракт не выполнить из-за форс-мажора, то выполняются условия частей 1.3–1.6 ст. 95, а если есть решение властей, договор заключен до 01.01.2024, то его меняют по ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ. Порядок получения разрешения можно уточнить в постановлениях правительства, региональных властей и муниципалитетов — местные власти утверждают его самостоятельно. Например, постановление Самарской области № 250 от 13.04.2022 разъясняет, кто принимает решение об изменении существенных условий контракта: главный распорядитель бюджетных средств.
  • При поставке лекарств допускается изменение объема заказа и цены контракта в пределах 30 % до 31.12.2023 (ч. 65.2 ст. 112).

Для работы с существенными условиями в госконтракте жизненного цикла установили правило, что если сметная стоимость по результатам госэкспертизы меньше цены госконтракта, то заказчику придется уменьшить цену до сметной.

Возможность заключения соглашения об изменении госконтракта по результатам электронных процедур в ЕИС, кроме случаев, когда в ЕИС запрещено публиковать информацию, перенесена на более поздний срок.

С 2022 года пункт закона о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с п.1 ч.1 ст. 95 Федерального закона утратил силу.

Что относится к существенным условиям

К существенным условиям относятся положения, которые обязательно включаются в госконтракт в силу прямого указания закона.

В п. 1 ст. 432 ГК указано, что договор не заключается, если не достигнуто согласие по поводу предмета сделки и условий, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, и всех тех условий, относительно которых по заявлению одной из сторон достигается соглашение.

По общему правилу существенные условия контракта по 44-ФЗ, которые нельзя менять без веских оснований:

  • порядок определения количества ТРУ на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом;
  • цену;
  • итоговую цену каждого этапа;
  • ответственность заказчика и поставщика;
  • порядок и срок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки ТРУ;
  • уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы уплачивает заказчик;
  • обеспечение исполнения обязательств и сроки возврата обеспечения, которое внесено деньгами, в том числе его части;
  • порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установлено требование о его предоставлении);
  • предоставление нового обеспечения исполнения обязательств, если у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств, отозвали лицензию.

В помощь заказчикам разрабатывают типовые условия госконтрактов, в которых закреплены все существенные условия. Это позволяет не допускать ошибок. Закон уточняет, можно ли вносить изменения в типовой контракт по 44-ФЗ: сейчас типовые контракты применять необязательно, заказчики используют только типовые условия.

Как изменить существенные условия

Основания для изменения существенных условий контракта закреплены в ст. 95 и 112 44-ФЗ. Мы собрали их в таблицу.

В ч. 5 ст. 95 44-ФЗ указано, что при исполнении контракта не допускается перемены поставщика. Исключение — если новый поставщик является правопреемником поставщика по такому госконтракту вследствие реорганизации юрлица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Как изменить госконтракты на строительные работы

В ч. 1 ст. 95 44-ФЗ есть пункты, которые разъясняют, можно ли внести изменения в существенные условия при исполнении контракта, если меняете объем или виды работ по строительству, — да. Мы собрали все условия для этого действия в таблицу:

Как изменить предмет контракта

По общему правилу изменение предмета договора не допускается.

За его изменение должностное лицо оштрафуют на сумму в 20 000 руб., а юридическое — на 200 000 руб. А суды признают допсоглашение с изменением предмета контракта недействительным.

Но в ч. 7 ст. 95 44-ФЗ указано, что по согласованию сторон поставляются другие товары. Главное, чтобы качество и технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) были лучше по сравнению с предметом контракта.

Цену договора или цену единицы товара (работы, услуги) в этом случае изменять нельзя.

Сторонам нельзя применять это основание для изменения страны происхождения товара. Такой запрет закрепляется нормативными правовыми актами, которые приняты в рамках ч. 3 и 4 ст. 14 44-ФЗ.

Вот пример реализации этой нормы:

Разница между обычным договором и контрактом по 44-ФЗ

Разъяснения по теме

Еще по теме:

Об авторе этой статьи

  • Обязательные условия контракта
  • Ответственность заказчика и поставщика за нарушение положений госконтракта
  • Условия об оплате
  • Приемка результатов контракта
  • Прочие обязательные условия
  • Условие на усмотрение: односторонний отказ
  • Прочие необязательные условия
  • Неотъемлемые части контракта
  • Порядок заключения контракта
  • Если поставщик отказался подписывать контракт

Заключение государственного контракта регулируется законом о госзакупках и гражданским законодательством. Эти нормы требуют, чтобы определенные условия включались в госконтракт в обязательном порядке. Другие же условия заказчик может добавлять на свое усмотрение.

Обязательные условия контракта

К обязательным условиям контракта, которые вносятся в него на этапе формирования проекта, относятся следующие:

  • Условия о неизменности цены, за исключением случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула ее расчета. Это предусмотрено для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию.
  • Условия об ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей по контракту.
  • Условия, которые касаются оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе.
  • Условия о приемке результатов исполнения контракта — порядок и срок ее проведения.
  • Условия об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.

Обратите внимание! Если заказчик предусматривает в контракте возможность его одностороннего расторжения, то эти условия также должны быть отражены в контракте.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Ответственность заказчика и поставщика за нарушение положений госконтракта

За нарушение сроков исполнения содержащихся в контракте обязательств устанавливается ответственность в виде пени. Начисляются они с первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки, установленной Центральным Банком РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок. Например, если заказчик оплатил в установленный срок не всю сумму, то указанный коэффициент применяется к неоплаченной сумме.

Все прочие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, в том числе его неисполнение, наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту, к нему применяется следующий штраф:

  • 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
  • 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
  • 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
  • 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.

Условия об оплате

Каждый контракт обязан включать информацию о том, каким образом будет осуществляться его оплата. В контракте должны быть определены момент исполнения заказчиком обязательств по оплате, срок, порядок оплаты, а также форма расчетов. Гражданский кодекс предусматривает четыре варианта оплаты: предварительная, частично предварительная, оплата по частям за каждый этап работы или партию товара, а также единовременная оплата после исполнения контракта.

Что касается срока оплаты, то он должен быть четко прописан и не может зависеть от получения заказчиком финансирования.

Приемка результатов контракта

Кроме того, в соответствии с частью 13 статьи 34 закона 44-ФЗ, необходимо сформулировать в контракте условия приемки поставленного товара или результата выполненных работ, оказанных услуг. При этом в контракте необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приемке, сроки их формирования и подписания. Также в контракт необходимо добавить критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.

Читайте также:  Электронные счета-фактуры: как учитывать — СКБ Контур

Составляя условия о приемке результатов контракта, рекомендуем руководствоваться Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ГОСТами, СНиПами, инструкциями, стандартами и другими нормативными документами.

Прочие обязательные условия

Также в контракт должны быть включены условия о сроках исполнения, о предоставлении обеспечения и его возврате. Последнее условие формируется на основании положений части 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ. Что касается сроков, то в соответствии со статьями 190-194 Гражданского кодекса, это может быть фиксированная дата, период (например, 1 год), интервал (например, 1–15 число каждого месяца) либо срок действия (например, в течение 2-х месяцев с момента оплаты).

Условие на усмотрение

Если заказчик желает включить в контракт возможность одностороннего отказа от исполнения контракта, то его условия необходимо включить в документацию и проект контракта. В противном случае сделать это будет невозможно. Более подробно об условиях одностороннего расторжения читайте в этом материале.

Прочие необязательные условия

Контракт содержит и иные условия, как существенные, так и нет. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Кроме того, в контракт могут быть включены:

  • условия о гарантии;
  • условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
  • условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
  • условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
  • иные условия, не противоречащие законодательству.

Неотъемлемые части контракта

Зачастую возможность исполнить обязательство зависит от информации, которая содержится в иных документах: спецификациях, актах, инструкциях, технических заданиях, лицензиях, специальных перечнях, документах, подтверждающих характеристики объектов и так далее. В таком случае эти документы становятся неотъемлемой частью контракта, и в его тексте необходимо сделать на них соответствующее указание.

Порядок заключения контракта

На первом этапе составляется проект контракта, который является частью закупочной документации. В него включаются все обязательные и дополнительные условия. Когда процедура закупки состоялась и победитель определен, контракт дополняется новыми условиями — наименованием и реквизитами исполнителя, ценой и предметом контракта. Затем он направляется поставщику, и тот, внеся обеспечение, подписывает его. В зависимости от типа закупки, этот процесс имеет свои особенности.

Конкурс дает заказчику определенные преимущества:

  • при выборе поставщика учитывать не только наилучшую цену, но и прочие условия;
  • всесторонне ознакомиться с предложениями и возможностями участников закупки;
  • закупать технологически сложную продукцию, специализированные и высококвалифицированные работы и услуги.

Контракт по результатам конкурса заключается не ранее чем через 10 дней и не позже чем через 20 дней от даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки.

Закупка товаров, работ и услуг, определенных в перечне из распоряжения Правительства № 471-р, должна производиться строго в форме электронного аукциона. Основной особенностью аукциона является участие посредника — электронной площадки (ЭТП). Преимущества этого вида закупки для заказчика таковы:

  • возможность получить наилучшую цену;
  • отсутствие необходимости организовывать закупку, поскольку эта функция возложена на ЭТП
  • малое количество ограничений на проведение аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения итогового протокола заказчик размещает в ЕИС проект контракта. Победитель знакомится с ним, и в течение следующих 5 дней подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС вместе с подтверждением оплаты обеспечения контракта.

Это способ закупки выгодно отличается простотой документации, типовыми условиями проведения, а также коротким сроком подготовки. Существенный минус — цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей. Что касается срока подписания контракта, то он определяется заказчиком в извещении о закупке. Крайние сроки – не ранее 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позже 20 дней с даты его подписания.

Если поставщик отказался подписывать контракт

Участник процедуры, который признан победителем, должен заключить контракт в обязательном порядке, иначе будет признан уклонившимся от этого со всеми вытекающими последствиями. Но если такое все же происходит, то заказчик должен предложить заключить контракт поставщику, занявшему второе место.

Прежде всего следует составить протокол о том, что первый участник уклонился от заключения контракта. При этом не имеет значения, по какой причине он это сделал. В протоколе следует указать информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. В течение одного рабочего дня этот протокол следует разместить в ЕИС. Информацию об этом участнике также следует передать в реестр недобросовестных поставщиков.

Предложение заключить контракт участнику, занявшему второе место, заказчик направляет в срок, непревышающий срок направления контракта победителю в зависимости от типа закупки. Поставщик имеет возможность выбрать, заключить контракт или отказаться от этого. Если он согласен, то в установленный для данного типа закупки срок он передает заказчику подписанный экземпляр и подтверждение обеспечения контракта. В случае отказа поставщик не признается уклонившимся от заключения контракта и, соответственно, негативных последствий для него этот факт не имеет.

Разница между обычным договором и контрактом по 44-ФЗ

В коммерческой деятельности предприятия ситуации бывают разными, рынок динамичен, и его условия в любой момент могут измениться. Поэтому, легко можно представить ситуацию, при которой и предложенные поставщиком в ходе торгов ценовые условия также требуется изменить. Возможно ли это при работе в рамках 44-ФЗ? Да, возможно. Однако, перечень случаев, при которых такая возможность есть, ограничен. Предлагаем рассмотреть их, с учетом последних изменений.

По большому счету, моментов, в которых увеличение или уменьшение стоимости контракта возможно, всего два.

В процессе заключения контракта

На этом этапе все довольно просто. Мнение законодателя однозначно — изменение предложенной победителем цены не допускается (части 1 и 2 ст. 34 и часть 2 ст. 83.2 44-ФЗ).

Предусмотрено единственное исключение — в соответствии с частью 18 ст. 34 возможно увеличение стоимости контракта с соответствующим изменением в большую сторону количества закупаемого товара. При этом должны выполняться следующие условия:

  • цена за единицу товара в контракте с увеличением не должна быть выше, чем полученная в ходе проведения торгов;
  • объектом закупки должен быть товар;
  • возможность изменения стоимости должна быть предусмотрена документацией о проведении аукциона;
  • стоимость контракта с увеличением не может превысить начальную максимальную цену контракта.

Приведем пример: Начальная максимальная цена закупки 100 тысяч рублей, объект закупки — набор новогодних подарков, общее количество наборов — 100 штук. В ходе торгов стоимость снизилась до 80 тысяч рублей, таким образом, цена за один набор составила 800 рублей.

Если заказчик решит увеличить общую стоимость контракта в соответствии с частью 18 ст. 34, такое увеличение будет возможно не более, чем до 100 тысяч рублей, при этом, количество наборов увеличится на 25 штук (20 тысяч рублей (экономия) / 800 рублей (цена за один набор)). И тогда общее количество наборов новогодних подарков, которое заказчик сможет закупить, составит 125 штук, по цене 800 рублей за штуку, на общую сумму 100 тысяч рублей.

Уже сейчас вы можете найти все закупки на новогодние товары, в этом вам поможет Тендерплан. Уже сейчас в системе таких закупок более 1000. С умным поиском и гибкими настройками фильтров найти их совсем нетрудно, как и любые другие тендеры. Кроме того, вы можете заглянуть в будущее и посмотреть планируемые закупки — будьте готовы к участию заранее.

Подключиться бесплатно — демо-период 14 дней с полным функционалом.

Увеличение стоимости контракта в соответствии с частью 18 ст. 34 является правом заказчика, и возможно только по согласованию с поставщиком.

После заключения контракта

На этом этапе основной правовой нормой, регулирующей отношения сторон в случае необходимости изменения контракта, является статья 95 44-ФЗ, согласно которой изменение существенных условий (к ним относится и цена) в ходе исполнения контракта не допускается.

Однако, и здесь есть ряд исключений.

Изменение количества закупаемых товаров, объема работ или услуг

В этом случае цена контракта может измениться в меньшую или большую сторону, но в пределах 10% от общей суммы. При этом:

  • такая возможность предусмотрена по предложению заказчика;
  • соразмерно стоимости контракта должно увеличиваться или уменьшаться количество закупаемых товаров, работ, услуг;
  • цена за единицу товара не должна превышать полученную в ходе торгов;
  • возможность изменения стоимости контракта должна быть предусмотрена документацией о проведении электронного аукциона.

Положения данного пункта не применимы к ряду строительных работ, капремонту, и работам по реконструкции. Для них действует отдельное правило.

Не хотите разбираться в том, что это за правило? В Тендерплане появилась услуга тендерного сопровождения. Пройдем все этапы закупки вместе с вами, учтем все нужные правила, поможем участвовать и побеждать в торгах.

К ним относятся собственно строительство, реконструкция, капремонт, а также работы по сносу объекта капитального строительства или работы по сохранению объектов культурного наследия.

Здесь разрешается увеличение стоимости контракта в пределах 30 % от его первоначальной суммы, при выполнении следующих условий:

  • срок контракта — равен или более 1 года;
  • цена контракта должна быть равна 100 млн рублей или превышать эту сумму (для контрактов, заключенных после 1 июля 2021 года, см. ПП РФ 1186 от 13.12.2013 г.);
  • изменения вносятся по независящим от сторон контракта обстоятельствам, которые повлекли невозможность исполнения обязательств, например, потребовалось внести изменения в проектные документы;
  • есть письменное обоснование такого изменения на основании уполномоченного органа власти.

Кроме того, возможно изменение стоимости контракта для указанных видов работ не более, чем на 10% в случае изменения объема или вида работ (пп. в, п. 1, ч. 1 ст. 95).

С 24 августа 2021 года начало действовать ПП РФ № 1315 от 09.08.2021 г., согласно которому стало возможным изменение цены таких контрактов в случае увеличения стоимости строительных материалов.

При этом, должны выполняться следующие условия:

  • увеличение возможно в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика, и не может быть больше 30% от общей стоимости работ;
  • при таком увеличении не должны меняться физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения;
  • контракт должен быть заключен до 01.07.2021 г., и должен действовать на момент перерасчета цены;
  • правило действует для контрактов, заключенных с определенными заказчиками, к которым относится, например, Минздрав РФ, Минкульт РФ, Минпромторг РФ, а также находящиеся в ведении указанных министерств организации. Полный перечень заказчиков, которые вправе изменять стоимость контракта в соответствии с ПП РФ № 1315, содержится в Приложении 1 к Постановлению.

Медицинские услуги (лечение)

Стоимость контракта может вырасти или уменьшиться, если:

  • контракт заключен с зарубежной компанией;
  • по контракту выполняется лечение гражданина России за пределами страны;
  • изменился перечень оказываемых услуг по медицинским показаниям;
  • возможность изменения предусмотрена контрактом.

Заказчику «урезали» бюджет

Такая ситуация возможна в случае, когда заказчик уже заключил контракт, но предусмотренные бюджетом денежные средства от государства не получил (ч. 6 ст. 161 БК РФ). В этом случае:

  • заказчик обеспечивает согласование новых условий исполнения контракта, руководствуясь методикой от 28 ноября 2013 г. № 1090;
  • в случае недостижения согласия по новым условиям контракт расторгается.

Регулируемые цены изменились

В такой ситуации возможно изменение цены контракта более, чем на 10%, соразмерно росту или уменьшению цены на тариф. При этом возможность изменить количество товара, работ или услуг по указанному основанию не предусмотрена.

Читайте также:  Открытый и закрытый ключ электронной подписи

Крупные государственные и муниципальные контракты

«Крупность» в данном случае определяется ПП РФ 1186 от 13.12.2013 г., согласно которому для следующих видов контрактов:

обеспечение федеральных нужд:

  • цена контракта не менее 10 млрд рублей (кроме контрактов, заключаемых на работы по проведению клинических исследований лекарственных препаратов);
  • срок контракта — не менее трех лет.

для нужд субъекта РФ:

  • цена контракта не менее 1 млрд рублей;
  • срок контракта — не менее трех лет.

обеспечение муниципальных нужд:

  • цена контракта не менее 500 млн рублей;
  • срок контракта — не менее одного года.

Действует следующее правило:

в случае, если исполнение такого контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия (в том числе и цена) могут быть изменены на основании решения уполномоченного органа власти.

Просто снижение цены контракта по соглашению сторон

При этом не должны измениться предусмотренные контрактом:

  • объем работы или услуги;
  • качество поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги;
  • иные условия контракта.

А если форс-мажор?

В соответствии с гражданским законодательством форс-мажором является определенный набор случаев, характеризующиеся двумя признаками: чрезвычайность и неотвратимость. К таким случаям относятся, например, эпидемии, войны, стихийные бедствия и так далее.

Риски же, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика, которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке (Письмо Минфина от 20 августа 2018 г. № 24-03-07/58933), поэтому форс-мажором являться не могут.

Кроме того, и само изменение цены в случае форс-мажора 44-ФЗ не предусмотрено. Например, для изменения контракта, исполнение которого стало невыгодным в случае распространения коронавирусной инфекции, необходимо руководствоваться обычными нормами 44-ФЗ, описанными выше в статье.

Следить за законодательством в области закупок непросто, а еще нужно время на поиск, аналитику, подготовку документов и участие. Правда, можно избавится от лишней нагрузки, подключившись к сервису Тендерплан

  • Настраиваемый поиск с возможностью сохранения настроек и подпиской только на подходящие вам закупки;
  • Распределение задач между сотрудниками, обсуждение закупок и документации прямо в сервисе (внутренняя CRM
  • Только нужная аналитика — по тендерам, конкурентам, заказчикам
  • Возможность сопровождения специалистом, который поможет не только в подготовке и подаче заявки, но и при согласовании и заключении контракта. Стоимость услуги — от 2 000 рублей, без процентов с победы

Готовы подключиться?

Выбирайте тариф или подключите бесплатный тестовый период – 14 дней, чтобы оценить наши преимущества

Разница между обычным договором и контрактом по 44-ФЗ

Регистрация и участие в торгах по продаже государственного имущества – секция 178fz.roseltorg.ru

Регистрация и участие в торгах по продаже коммерческого имущества – секция com.roseltorg.ru

Поставщик ГК «Росатом»

Этот тип регистрации позволяет принимать участие в процедурах ГК «Росатом», а также (при наличии соответствующей аккредитации) размещать заказы для нужд компании и подведомственных организаций (atom2.roseltorg.ru).

Данный тип регистрации позволяет принимать участие в процедурах ГК «Ростех».

Разница между обычным договором и контрактом по 44-ФЗ

Электронная подпись для любых задач

Автоматическая настройка и поддержка 24/7

Тариф

размер платы составляет 1% от НМЦ контракта, но не более чем 5 000,00 рублей, без учета НДС;

В случае заключения контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ — 1% от начальной (максимальной) цены контракта, но не более чем 2 000,00 рублей, включая НДС

Условия применения тарифа:

Плата за участие в электронной процедуре взимается с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, в том числе совместных закупок: лицо, которое признано победителем электронной процедуры по результатам проведения электронной процедуры, в том числе признанное уклонившимся от заключения контракта, либо приравнено к победителю электронной процедуры в случае признания такой электронной процедуры несостоявшейся в случаях, указанных в Законе № 44-ФЗ; плата не взимается с Участника закупки, контракт с которым заключается в случае уклонения от заключения контракта участника закупки-победителя.

Просим своевременно производить оплату услуг АО «ЕЭТП». Информация о задолженности по плате за участие в электронных процедурах и реквизиты для оплаты услуг АО «ЕЭТП» доступны в личном кабинете торговой секции.

Прямые закупки по 44-ФЗ или соглашения с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур кажутся самыми простыми процедурами, но это не так. Есть много особенностей и специальных правил для контрактов с едпоставщиком.

Прямые контракты по ВЭД и № 44-ФЗ

Тендерные специалисты заключают разные договоры, в т.ч. и в рамках внешней экономической деятельности (ВЭД). В этом сегменте есть понятие контракта ВЭД. Но оно отличается от общепринятого в контрактной системе. По ВЭД прямой контракт — это сделка, которая заключена отечественным импортером и организацией, которая сделала товар. Получается, что предмет такого договора относится к таможенному регулированию, а не к контрактному законодательству.

Рассказываем, что такое прямой договор по 44-ФЗ: соглашение, которое заключают госзаказчики без проведения конкурсных процедур (торгов и конкурсов). Эти договора заключают с поставщиками напрямую или с использованием функционала электронных систем.

Вот чем регулируется прямой контракт в госзаказе: такие договоры регулируются статьей 93 № 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика, положения которой обязательны к исполнению для каждого заказчика.

Контрактное законодательство разъясняет, до какой суммы прямой договор по 44-ФЗ заключают заказчики:

Правительство постановлением № 339 от 10.03.2022 и нормативными актами региональных властей предусмотрело полномочия до 31.12.2023 устанавливать дополнительные основания для закупок у едпоставщика.

По ходу заключения прямого государственного контракта не обосновывайте невозможность (нецелесообразность) других способов определения поставщика, стоимость такого госконтракта и другие существенные условия. Сведения о прямых закупках не размещайте в ЕИС. А в плане-графе указывайте только общий объём закупок по этим пунктам. Рекомендуем вести реестр для прямых контрактов. В нем отражайте сведения, которые нужны для составления отчета за финансовый год. Например, суммы прямых договоров в бюджете и общий объём таких покупок.

Есть заказы малого объёма, максимальная допустимая сумма которых 3 млн руб. Их проводят на основании ч. 12 ст. 93 № 44-ФЗ. Обязательные условия для проведения таких покупок:

  • Размещение заказа с помощью ЭТП.
  • Соблюдены требования по годовому объёму таких заказов. Вот на какую сумму можно заключить договор без проведения торгов по 44-ФЗ:
    не более 2 млн руб. или 10 % от годовой суммы покупок, но не более 50 млн руб.;не более 50 млн руб. или 50 % от годовой суммы покупок, но не более 30 млн руб.
  • не более 2 млн руб. или 10 % от годовой суммы покупок, но не более 50 млн руб.;
  • не более 50 млн руб. или 50 % от годовой суммы покупок, но не более 30 млн руб.

С 01.01.2023, когда заказчик готовит извещение, он сможет видеть предварительные предложения поставщиков по соответствующему коду КТРУ на всех электронных площадках. С этой же даты закупка в электронном магазине состоится, даже если будет одна заявка, которая соответствует требованиям. Сейчас ключевое условие — наличие двух заявок.

Как заключить прямой госконтракт на ЕАТ «Березка»

Заказчики проводят заключение прямого договора без торгов по 44-ФЗ с использованием функционала:

  • единого агрегатора торговли «Берёзка»;
  • электронных торговых площадок (РТС-Маркет и т.п.);
  • портала поставщиков;
  • региональных электронных магазинов.

Агрегатор торговли «Берёзка» предназначен для госконтрактов с ценой:

Прямые закупки до 3 млн по ч. 12 ст. 93 № 44-ФЗ проводят не на ЕАТ, а на электронных площадках.

Власти федерального уровня, казенные учреждения, подведомственные им, обязаны проводить прямые закупки на этом ресурсе. Региональные и местные власти вправе выбрать другой сервис, только если нет специального указания закупаться на ЕАТ. Силовые ведомства тоже освободили от работы на агрегаторе. Они закупаются по прежним правилам. Официальный сайт для «Березки» — agregatoreat.ru.

Как заключить прямой контракт

Госконтракт по п. 4 ч. 1 ст. 93 с единственным поставщиком до 600 000 руб. , если годовой объем закупок не превышает 2 млн руб. или 10 % от СГОЗ и составляет не более 50 млн рублей. Эти рамки годового объема не распространяются для закупок, которые проводятся госзаказчиками для обеспечения местных потребностей сельских поселений. В преамбулу придется включить положение о том, что он заключается по п. 4 ч. 1. ст. 93 № 44-ФЗ.

Контрактное законодательство разъясняет, какие можно заключать договора прямые по 5 пункту статьи 93 44-ФЗ: государственные контракты по этому пункту подписывает ограниченный список госзаказчиков. К ним относят:

Сумма каждого прямого контракта по 44-ФЗ не превышает 600 000 рублей, годовой объем закупок не превышает 5 млн руб. или 50 % от СГОЗ и составляет не более 30 млн руб.

Договоры по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ заключают с помощью функционала торговых площадок. Инструкция, как создать прямой контракт на площадке по закупкам для заказчика:

Если заказчик превысит лимиты, то его накажут по ч. 1 ст. 7.29 КоАП. Размер штрафа: от 30 000 рублей. Чтобы не нарушить административное законодательство, ведите реестр, фиксируйте суммы контрактов по покупкам малого объёма.

Минфин в Письме № МШ/83177/22 от 06.09.2022 разъяснил, что закупки у единственного поставщика по пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, в т.ч. с использованием информационных систем, которые обеспечивают их автоматизацию, подлежат возврату. А жалобы на проведение закупок малого объема по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ, размещённые на электронной площадке или специализированной электронной площадке и поступившие в ФАС в порядке, который определен ст. 105 44-ФЗ, рассматриваются антимонопольной службой.

Это значит, что за нарушение «закупок с полки» ФАС вправе привлечь заказчика к ответственности за нарушения при проведении, а прямые контракты с едпоставщиком по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 выходят за рамки компетенций антимонопольного органа.

Пример

В случае если закупаем дубовую доску по прямому контракту, то делаем это и на Едином агрегаторе торговли.

Разница между обычным договором и контрактом по 44-ФЗ

Если нашли этот товар дешевле, чем на ЕАТ, то заключаете прямой госконтракт в обычном порядке. Составляете соглашение, в котором определяете объект заказа, цену, условия.

Затем согласовываете и подписываете. После того как заключите, не забудьте внести сведения о прямом договоре в реестр на ЕАТ.

Бухгалтер, эксперт проекта

Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.

Перед выходом на торги подсчитайте, во сколько вам обойдется закупка товаров, работ и услуг (ТРУ). Себестоимость одного товара отличается в зависимости от продавца — поставщик попросит больше, чем производитель. В себестоимость работ и услуг закладывайте зарплату сотрудникам и выплаты субподрядчикам.

Читайте также:  Электронная подпись — виды, способы применения и получения

До участия в тендере соберите коммерческие предложения производителей или поставщиков товаров и сравните их. Имейте в виду: некоторые производители не продают товар мелкими партиями.

При работе с импортными товарами анализируйте динамику курса рубля. Учтите, что цена в момент поставки продукции может отличаться от изначальной.

Если поставляете товар партиями, помните: одновременно с окончанием первой поставки начнется следующая. Но выполненную поставку заказчик оплатит не сразу, а только через нескольких дней. То есть деньги на закупку новой партии потребуются еще до получения оплаты за предыдущую.

Найдите закупку мечты — в пару кликов

Базовое требование для участников торгов — сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП).

Руководители и индивидуальные предприниматели получают подписи в ФНС или в офисе доверенного лица налоговой, сотрудники компании — в коммерческих удостоверяющих центрах.

Сертификат ФНС бесплатный, но придется потратиться на покупку:

  • ключевого носителя сертификата электронной подписи (токена);
  • средства криптографической защиты информации — например, КриптоПро CSP.

Участник торгов показывает заказчику серьезность намерений, когда вносит обеспечение. Оно гарантирует участие поставщика в закупке, его желание выполнить контракт и страхует заказчика от некачественных ТРУ. Правила расчета обеспечения для госзаказа прописаны в 44-ФЗ, а для торгов по 223-ФЗ — в положении о закупках заказчика.

Существует три вида обеспечения:

  • Обеспечение заявки поставщик вносит вместе с заявкой на участие в закупке. Сумма составляет от 0,5% до 5% начальной цены контракта (НМЦ).
  • Обеспечение исполнения контракта вносят одновременно с его подписанием. Обязательство обойдется поставщику от 0,5% до 30% НМЦ.
  • Обеспечение гарантийных обязательств вносят во время приемки. Его размер не превышает 10% от начальной цены контракта.

Поставщик сам решает, как предоставить обеспечение:

  • Внести деньги. Для обеспечения заявки — на спецсчет, для обеспечения контракта или гарантии — на расчетный счет заказчика. Деньги вернут после определения победителя закупки, выполнения контракта или окончания гарантийных обязательств.
  • Предоставить независимую гарантию (ранее — банковская гарантия). Если поставщик нарушит контракт, то банк выплатит заказчику компенсацию. За услугу банк берет с поставщика комиссию. Эти деньги не вернут.

Если планируете обеспечить заявку деньгами, учитывайте: банки берут комиссию за блокировку или разблокировку средств на спецсчете.

После победы в закупке поставщик обязан оплатить электронной торговой площадке (ЭТП) комиссию в 1% НМЦ, но не больше 5 000 рублей. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) условия выгоднее — 1% начальной цены, но не больше 2 000 рублей.

Если победитель отказался подписать контракта — с него тоже возьмут плату за победу. Обычно деньги списывают со спецсчета поставщика. Но счет на оплату комиссии может выставить и ЭТП.

От продажи ТРУ по искусственно заниженным ценам страхуют антидемпинговые меры. Если на торгах поставщик снизит цену больше, чем на 25% НМЦ — ему придется дополнительно подтвердить добросовестность. Обеспечение исполнения контракта для такого игрока увеличится в 1,5 раза, но не меньше 10% начальной цены.

В закупках для СМП и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) участники не предоставляют обеспечение исполнения контракта. Вместо этого поставщики подтверждают опыт в закупках тремя контрактами. Подойдут любые исполненные без неустойки, но сумма контрактов не должна быть меньше НМЦ закупки, на которую претендует поставщик. Те же правила действуют и для обеспечения гарантийных обязательств.

Для участников из числа СМП и СОНКО без опыта в закупках тоже предусмотрели льготы. Такие поставщики вносят обеспечение исполнения контракта, но не от НМЦ, а от победившей цены.

223-ФЗ

В законе нет требований по комиссии с участников торгов — их устанавливают ЭТП. Площадки могут брать оплату за:

  • участие,
  • заключение договора,
  • участие и заключение договора одновременно.

Если победитель уклонился от подписания договора, то с него тоже взимается плата за победу.

В конкурентных закупках для малого и среднего бизнеса с НМЦ выше 100 000 предусмотрен минимальный тариф для победителей торгов — 1% начальной цены, но не больше 5 000 рублей.

К участию в торгах подходите только после расчета расходов. Предусмотрите явные и скрытые траты — они есть во всех закупках:

  • Рассчитайте себестоимость ТРУ;
  • Проанализируйте цены на программы для работы КЭП;
  • Решите, каким способом вносить обеспечение;
  • Изучите комиссии ЭТП;
  • Проверьте доступные льготы.

Тщательный анализ возможных расходов повысит шансы выйти из закупки с прибылью.

Разница между обычным договором и контрактом по 44-ФЗ

  • Суть электронной процедуры
  • Понятие госзакупок по 44-ФЗ
  • Порядок действий для участия в электронном аукционе
  • Размер и способы обеспечения заявки и исполнения контракта
  • Документы для проведения электронного аукциона, подача заявки на участие
  • Процесс проведения аукциона
  • Особенности заключения контракта
  • Если аукцион признали несостоявшимся
  • Особенности электронного аукциона

Самой распространённой процедурой в 44-ФЗ является электронный аукцион – 80% всех закупок проходит именно в этом формате. И, хотя суть его довольна проста: выигрывает тот, кто дал самую низкую цену, – электронный аукцион имеет свои особенности.

Электронный аукцион можно проводить на любую сумму, но, когда участников много, они начинают торговаться. В такой ситуации важно детально рассчитать стоимость исполнения контракта и свои возможности, не поддаваться азарту. При подготовке к электронному аукциону нужно учитывать нижнюю цену.

В сегодняшней статье мы разберём пошаговую инструкцию для участия в открытом электронном аукционе.

Суть электронной процедуры

Под электронным аукционом понимают закупку, которая:

  • проводится в электронной форме и осуществляется на электронной торговой площадке (ЭТП)
  • проходит в формате открытых торгов в реальном времени, то есть участники видят заявки друг друга и могут улучшить их ценовые предложения

Под под улучшением в данном случае понимается подача заявки с ценой ниже, чем у конкурентов, поскольку электронный аукцион по 44-ФЗ проводится на понижение стоимости контракта.

Электронный аукцион считается самой прозрачной процедурой из всех способов определения поставщика. Его недостаток в том, что критерием отбора на этапе торгов является лишь цена. Поэтому закупать посредством аукциона можно далеко не любые товары, работы или услуги, а лишь такие, для которых можно:

  • точно описать объект закупки
  • оценить заявку исключительно по цене

Такие объекты закупки включены в перечень, утвержденный Правительством РФ. Товары, услуги и работы, которые в него вошли, нужно закупать строго через электронный аукцион. Но есть исключение: если условия закупки объекта из аукционного перечня «вписываются» в запрос котировок или предложений либо заключение контракта с единственным поставщиком, то можно провести соответствующую процедуру. Так, если цена контракта на закупку товара из аукционного перечня не превышает 100 тыс. рублей, можно вместо аукциона провести закупку у единственного поставщика.

Кроме того, заказчик может закупать посредством аукциона и другие товары, работы или услуги, если их можно четко описать и оценить лишь по цене.

Понятие госзакупок по 44-ФЗ

Сейчас все закупки проводятся на электронной площадке в электронной форме. Исключение – закупки не для всех. Закупку размещают на общем сайте госзакупок zakupki.gov.ru, который после регистрации доступен любому участнику.

Участники ищут интересную им закупку на сайте zakupki.gov.ru, после чего подают необходимую документацию через электронную площадку.

На электронной площадке заказчик:

  • проводит аукцион
  • знакомится с 1 и 2 частями электронного аукциона
  • подписывает госконтракт с победителем

Электронный аукцион – это способ закупки, при котором взаимодействие между заказчиком и поставщиком происходит в режиме онлайн. Победителем становится участник, который предложил наиболее низкую цену для заключения контракта. При этом заказчик и поставщик обмениваются не бумагами, а электронными документами. Электронная подпись и ноутбук позволяют участвовать в аукционе из любой точки мира.

Государство – надёжный крупный заказчик. В 2021 году общий объём муниципальных и государственных заказов (с учётом госкорпораций и естественных монополий) оценили примерно в 18,7 трлн рублей.

Порядок действий для участия в электронном аукционе

Чтобы участвовать в электронном аукционе, нужно получить электронную подпись и доступ на электронные торговые площадки (ЭТП), а также подготовить спецсчёт. Рассмотрим этот процесс подробнее:

  • Квалифицированная электронная подпись (КЭП) – аналог собственноручной подписи. Без неё невозможно подать заявку, ценовое предложение, а также подписать контракт.
  • Регистрация в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ) в ЕИС. Без регистрации не получится подать заявку.
  • зарегистрировать на портале госуслуг руководителя юрлица или ИП
  • создать профиль организации на портале госуслуг
  • зарегистрировать организацию в ЕИС
  • дождаться передачи информации с ЕИС на ЭТП (обычно это занимает 1 рабочий день)

С 2022 года регистрация в ЕИС бессрочная.

Заказчикам по 44-ФЗ допускается размещать закупки только на площадках из указанного в распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р перечня:

  • АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
  • АО «Единая электронная торговая площадка».
  • АО «Российский аукционный дом».
  • АО «ТЭК – Торг».
  • АО «Электронные торговые системы».
  • ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов».
  • ООО «РТС – тендер».
  • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

В рамках торговой площадки каждый аккредитованный поставщик имеет личный кабинет, который позволяет подавать заявки на участие в аукционах и участвовать в них, подавать запросы для разъяснения документации по аукциону и др.

Спецсчёт — расчётный счёт в банке, который предназначен только для работы с обеспечением заявок (имеет дополнительный функционал).

Спецсчёт можно открыть в одном из 25 банков, указанных в распоряжении Правительства РФ от 13 июля 2018 г. № 1451-р, которые вправе работать с обеспечением заявок по 44-ФЗ.

Он нужен, чтобы обеспечить заявку, – с него производится оплата за вход в закупку и списывается плата за победу в электронном аукционе.

Особенности работы со спецсчётом:

  • Необходимо контролировать остаток средств на спецсчёте. Если вы часто принимаете участие в аукционах, это особенно важно. Теперь, чтобы подать заявку заново, нужно иметь достаточно средств на обеспечение. Деньги блокируются в день и час завершения подачи заявок, и если обеспечение отсутствует, то заявку отклонят. Поэтому, если деньги заканчиваются, счёт нужно своевременно пополнять на сумму, достаточную для обеспечения.
  • Пополнение счёта доступно всем. Главное – чтобы хватало денег на обеспечение участия в закупке в момент списания средств, поэтому важно рассчитывать сроки.
  • Риск блокировки счёта налоговой. Нужно внимательно следить за работой бухгалтерии, а также за финансовой дисциплиной. Если есть какие-либо задолженности либо несвоевременно сдана отчётность, налоговая служба заблокирует спецсчёт или же спишет с него деньги.

Размер и способы обеспечения заявки и исполнения контракта

Заказчик обязан требовать обеспечения заявки на участие в аукционе (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ). Размер обеспечения заявки составляет 0,5% – 1% от начальной цены контракта.

Исключение: в закупках до 1 млн руб. заказчик может обойтись без обеспечения.

Внести обеспечение заявки можно:

  • заблокировав денежные средства на спецсчёте
  • предоставив независимую гарантию

Как упоминалось выше, спецсчёт открывается в одном из одобренных Правительством РФ банков.

Победившему в закупке поставщику нужно внести обеспечение исполнения контракта (ОИК), которое составляет 0,5% — 30% от НМЦК.

Для обеспечения также можно использовать независимую гарантию. Список банков и организаций, которые могут выдавать гарантии, утверждается Правительством РФ.

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий