Способы закупок по №223-ФЗ

Способы закупок по №223-ФЗ

Современная контрактная система подразумевает целый ряд конкурентных процедур. Они отличаются порядком проведения, особенностями подготовки заявок и сроками на отдельные этапы.

В данном материале мы прольём свет на все актуальные виды закупок, расскажем о ключевых отличиях и особенностях.

Способы закупок по №223-ФЗ

Электронные торги — способ закупки, при помощи которого участники заключают между собой сделки по реализации товаров, работ или услуг. Процесс проведения торгов упорядочен. Правила торгов регламентированы

  • 44-ФЗ — для государственных и муниципальных нужд;
  • 223-ФЗ — для коммерческих компаний.
  • Способы закупок и их особенности
  • Определение и состав основных документов в закупках по 223-ФЗ

В этой статье мы продолжаем разбирать 223-ФЗ: рассмотрим способы закупок и основные документы по закупкам.

Как известно, 44-ФЗ разрешает проводить закупки несколькими способами. Почему же некоторые из них, например, электронный аукцион, пользуются большой популярностью, а другие объявляются крайне редко. Дело в том, что у каждого метода определения поставщика свои особенности и ограничения. Более того, если заказчик выберет неправильную процедуру, ему грозит административная ответственность.

В отличие от 223-ФЗ, закон о госзакупках строго регламентирует способы, которыми определяются поставщики. Заказчикам доступны лишь несколько методов, причем некоторые из них пользуются особой популярностью, а к другим прибегают изредка. Расскажем о том, как заказчики выбирают метод закупки.

Статистика закупок по 44-ФЗ говорит о том, что наибольшей популярностью пользуются:

  • электронный аукцион;
  • заключение контракта с единственным поставщиком;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс.

Расскажем о них поподробнее и сравним друг с другом.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Вот какие бывают конкурсы в системе государственных
закупок.

Заказчик точно знает, какой товар ему нужен. Он
указывает в заявке конкретные характеристики, срок поставки и начальную максимальную сумму
договора. Участники отправляют свои предложения, а потом в установленное заказчиком время
проходит аукцион: исполнители торгуются, снижая цену в пределах шага аукциона, от 0,5 до 5 %
от
начальной цены контракта. Выигрывает тот, кто предложил самую низкую стоимость, которую никто
не
«перекрыл» в течение 10 минут.

Аукционы могут проводиться в открытой или
закрытой
форме, а также — на повышение цены после её снижения до 0,5 % начальной суммы.

Заказчику важна не только низкая цена, но и другие
параметры. Такой способ отбора в открытой или закрытой форме используют при закупке услуг.
Заказчик обращает внимание на срок выполнения, стаж компании, техническую оснащённость и
другие
факторы. В отличие от аукциона, конкурс не предполагает торгов, участники размещают
предложение
один раз, не видят чужих и не могут изменить цену.

Этот способ похож на аукцион, только максимальная стоимость заказа не может
превышать 500 тысяч рублей. Побеждает тот, кто предложит самую низкую цену.

Содержание
  1. Основы
  2. Определение и состав основных документов в закупках по 223-ФЗ
  3. Извещение о закупке и документация к ней
  4. Документы, прилагаемые к заявкам участников
  5. Протоколы по закупке
  6. Договор с победителем закупки
  7. Сроки предоставления документов и порядок их оформления
  8. Открытый конкурс или электронный аукцион?
  9. По 44-ФЗ
  10. Контракт с единственным поставщиком
  11. Запрос котировок
  12. Отличие электронного аукциона от запроса котировок
  13. Нормативные акты
  14. Что делать после победы на торгах
  15. Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса
  16. Гибкие тарифы и низкие цены
  17. Закупки у единственного поставщика
  18. Запрос предложений
  19. Запрос котировок в электронной форме
  20. Открытый конкурс и его подвиды
  21. Какие сервисы понадобятся
  22. Конкурентные торги
  23. Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)
  24. Запрос предложений в электронной форме
  25. Находите закупки с помощью Тендерплана
  26. Как стать участником торгов и закупок
  27. Закрытый конкурс
  28. Конкурс в электронной форме
  29. Способы закупок и их особенности
  30. Какие бывают торги
  31. Что предпочитают заказчики
  32. Выводы
  33. Подведем итоги

Основы

На сегодняшний день существует 4 основных вида конкурентных закупок:

  • Электронный аукцион.
  • Конкурс в электронной форме.
  • Запрос котировок в электронной форме.
  • Запрос предложений в электронной форме.

Некоторые из них разделяются на подвиды. Так, электронный аукцион может быть открытым и закрытым, а конкурс одноэтапным и двухэтапным.

Начнем с доступности тендера для компаний. Закупка может проводиться в открытом и закрытом формате:

Также, торги могут проводиться не только в один этап, но и в несколько:

  • Одноэтапные торги являются самым привычным вариантом. Они, как правило, проводятся значительно быстрее и проще, чем второй вариант.
  • Двухэтапные торги используется, чаще всего, для высокобюджетных закупок, где критически важно не прогадать с поставщиком. Особенности очевидны – сначала проводится первый отбор участников, а затем второй, где оставшиеся претенденты могут улучшить своё предложение ещё раз.

Подобные разделения хорошо себя зарекомендовали за годы практики. Благодаря им, заказчики могут выбрать самый эффективный вариант проведения, с учетом всей необходимой специфики.

Определение и состав основных документов в закупках по 223-ФЗ

Положение о закупке — главный документ, регламентирующий действия заказчика на всех этапах закупочного процесса от планирования до приёмки товаров, работ, услуг (ТРУ).

Положение о закупке должно включать:

  • основные термины и понятия
  • область применения
  • требования к закупке и её участникам
  • правила определения и обоснования НМЦД
  • формулу расчёта сумм, которые заказчик обязан оплатить по договору поставщику
  • определение и обоснование цены за единицу ТРУ
  • определение максимального значения цены договора
  • порядок подготовки и проведения закупок
  • условия применения конкурентных и неконкурентных способов закупки
  • особенности проведения закупок среди малого и среднего бизнеса (МСП) при предоставлении других преимуществ
  • состав извещения и документации о закупке
  • процесс заключения, исполнения и расторжения договоров
  • другие положения, связанные с обеспечением закупки

Утверждает положение о закупке высшее руководство организаций-заказчиков. Срок публикации в ЕИС на неопределённый срок — в течение 15 дней с даты утверждения.

Собственники унитарных предприятий и учредители бюджетных организаций могут утвердить типовое положение о закупке.

Если заказчик не выполнил в течение календарного года гостребования по закупкам у МСП либо указал неверные данные о годовом объёме таких закупок, его положение о закупке с 1 февраля следующего года будет считаться неразмещённым. Заказчик будет обязан руководствоваться нормами 44-ФЗ.

Заказчики обязаны опубликовать в ЕИС план закупок на календарный год, который должен включать основные параметры каждой предстоящей закупки.

Правительство РФ устанавливает правила формирования плана закупки и требования к его форме.

План закупок у МСП размещается не менее чем на 3 года, а план закупок лекарственных средств и инновационной и высокотехнологичной продукции – на срок 5-7 лет.

Извещение о закупке и документация к ней

Извещение о закупке — документ, который содержит основную информацию об определённом заказе, краткое описание условий участия в закупке (подробно они описываются в документации).

Документация к закупке – комплект документов, составленный в соответствии с Положением о закупке и содержащий все данные, необходимые для участия в текущей закупке, включая условия договора.

Заказчики должны указать в документации к закупке:

  • предмет закупки, количество товара или объём работ, услуг, кроме случаев, когда невозможно определить объём
  • требования к качеству товаров, к условиям их поставки, техническим и функциональным характеристикам продукции
  • инструкцию по подготовке заявок
  • требования к описанию поставляемых ТРУ, их количественным и качественным характеристикам
  • адрес, условия, срок либо периоды доставки
  • НМЦД, либо формулу расчёта цены с указанием её максимального значения, либо цену за единицу товара и максимальное значение цены договора
  • условия оплаты за ТРУ
  • порядок представления поставщикам разъяснений по документации о закупке
  • порядок запроса дополнительных документов у участников
  • другие важные условия, указанные в Положении о закупке

При анализе закупки и принятии решения об участии в ней важно внимательно изучить документацию. Рекомендуем внимательно ознакомиться со всеми требованиями и характеристиками товара, чтобы убедиться, что ваш товар соответствует всем запросам заказчика. Если у вас возникли разногласия или непонятен смысл некоторых положений, запросите у заказчика разъяснение.

Документы, прилагаемые к заявкам участников

Тяжело составить универсальный набор документов для участия в различных тендерах по 223-ФЗ, так как в конкурентных закупках заказчики вправе дополнительно запрашивать у участников документы. При этом необходимо прописать в документации к закупке и Положении о закупке порядок подобных запросов.

Протоколы по закупке

В протоколах фиксируют этапы закупки и её итоги, включая предложение победителя закупки, которое впоследствии вносится в договор.

В ситуации, когда несколько участников предложили одинаковые условия, меньший порядковый номер будет присвоен тому поставщику, который подал заявку ранее.

В итоговом протоколе также указывают:

  • причины, по которым были отклонены те или иные заявки (предложения)
  • итоги оценки заявок и решения комиссии по присвоению баллов
  • причины признания закупки несостоявшейся

Договор с победителем закупки

Договор – соглашение, заключаемое с победителем закупки, в котором указывают объём взаимных обязательств по закупке и поставке ТРУ.

По итогам конкурентных закупок договор можно заключить не раньше 10-ти дней и не позже 20-ти дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола.

Заказчик и поставщик вправе заключать допсоглашения, если это предусмотрено Положением о закупке (о замене товара на улучшенный альтернативный, изменении периодов доставки или других условий договора, расторжении договора и т.д.).

Мы разобрали основные положения 3 и 4 статей 223-ФЗ, а также статьи 3.2. В следующей части цикла мы рассмотрим особенности закупок в электронной форме, а также закупки определённых категорий товаров и услуг.

Читайте также:  RU1084 - База знаний - Сервер документации Рутокен

Представляем вашему вниманию продолжение статьи о способах определения поставщика в Государственных закупках. В первой части мы разбирались с тем, какие бывают закупки по №44-ФЗ. Пришло время поговорить о №223-ФЗ.

Способы определения поставщика по №223-ФЗ

Как известно, №223-ФЗ является менее «жёстким» законом, чем №44-ФЗ. Вместо установления четкого регламента проведения закупочных процедур, он многое оставляет «на откуп» заказчика. Заказчики в обязательном порядке формируют внутренний документ, называемый «Положение о закупках», в котором могут сами устанавливать порядок осуществления закупок, не противоречащий закону.

Так, согласно №223-ФЗ определение поставщика проводится конкурентными и неконкурентными способами.

Неконкурентные закупки – это, как не сложно догадаться  из названия, закупки у единственного поставщика. Случаи, когда заказчик может применять неконкурентные способы закупки, он определяет самостоятельно в своём Положении.

Конкурентные способы закупки у каждого заказчика могут быть разные. Они могут иметь такие же названия как в №44-ФЗ: конкурс, аукцион, запрос котировок, но могут встретиться и другие (например, запрос предложений). Закупки могут быть открытыми и закрытыми, могут проводиться в электронной или в бумажной форме. Также отдельное внимание в Законе отведено закупкам, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Заказчик в своём Положении должен определить, какие именно конкурентные способы закупок он будет использовать и подробно описать порядок их проведения. Закон предусматривает некоторые единые требования к порядку осуществления конкурентных закупок, которые следует учитывать при установлении конкретных способов в Положении.

Полная информация обо всех открытых процедурах размещается в Единой информационной системе (ЕИС), любой желающий может принять в них участие.

Закрытые процедуры проводятся в случаях:

1) закупок с государственной тайной;

2) закупок в рамках государственного оборонного заказа, связанные с поставками, ремонтом, обслуживанием и утилизацией вооружения, а также военной или космической техники;

3) в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Доступ к закрытым процедурам имеет только определённый круг участников, способных исполнять такие специфические контракты. Заказчик сам направляет участникам приглашения принять участие в закрытой процедуре с приложением документации о закупке. Закрытые процедуры могут проводиться как в бумажной, так и в электронной форме на специализированных электронных площадках.

Закон даёт общие определения четырём основным способам закупок.

Аукцион – это способ определения поставщика, при котором побеждает участник, согласный исполнить договор по цене ниже других. Отличительной особенностью данного вида закупки является наличие непосредственной процедуры торгов. Участники закупки в реальном времени последовательно подают предложения о снижении начальной максимальной цены договора (НМЦД) до тех пор, пока не определится победитель.

Конкурс – это способ определения поставщика, при котором победителем становится участник, предложивший лучшие условия исполнения договора по совокупности нескольких критериев. Цена договора победителя такой процедуры может быть не самой низкой среди других участников, если он набрал больше баллов по другим критериям.

Запрос котировок — это способ определения поставщика, при котором победителем является участник, предложивший самую низкую цену контракта, однако в отличие от аукциона не проводится процедура торгов. Заявки подаются с единственным ценовым предложением. Ценовые предложения участников рассматриваются, и определяется победитель.

Запрос предложений. Определение этого вида закупки в №223-ФЗ по сути ничем не отличается от определения конкурса. Отличие состоит в том, что минимальный срок подачи заявок на участие в конкурсе составляет 15 дней, а запрос предложений можно провести за 7 рабочих дней. Часто, устанавливая в Положении порядок проведения запроса предложений, заказчики включают пункт о том, что проведение запроса предложений не обязывает заказчика заключить договор по результатам такой процедуры.

Конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП).

Для таких закупок №223-ФЗ устанавливает более жёсткие правила проведения и оставляет меньше свободы для заказчика на изобретение собственных особенностей.

Закупки для СМСП проводятся только в электронной форме и только четырьмя основными способами (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений). Такие закупки можно проводить только на электронных площадках, функционирующих в соответствии с требованиями, описанными в №44-ФЗ и дополнительными требованиями, установленными Правительством РФ.

Для конкурса только для СМСП Законом регламентируются конкретные этапы, которые может содержать такая процедура, и устанавливаются правила, которые должны выполняться при включении таких этапов.

Для аукциона только для СМСП установлены ограничения в отношении «шага аукциона».

Благодарим за внимание! Оставайтесь с нами!

Сроки предоставления документов и порядок их оформления

Сроки подачи зависят от того, каким видом федерального закона регулируются торги.

Открытый конкурс или электронный аукцион?

Способом, который используется «по умолчанию», закон считает открытый конкурс. Другими словами, если для проведения процедуры иным способом нет оснований, то нужно проводить именно его. Электронный аукцион, в свою очередь, обязательно проводить для закупки товаров из утвержденного Правительством аукционного перечня. Но никто не запрещает закупать им и другие объекты — главное, чтобы предмет закупки можно было четко описать, а заявку оценить лишь по цене. То есть для объектов закупки, не вошедших в перечень, аукцион и открытый конкурс могут чаще всего применяться на равных основаниях.

Однако конкурс сильно проигрывает аукциону в простоте подготовки и оценки заявок, а также в легкости проведения, поэтому пользуется гораздо популярностью.

Другими преимуществами электронного аукциона являются:

  • проведение через ЭТП, что существенно упрощает процедуру для заказчика и поставщиков;
  • прозрачность — весь процесс можно наблюдать онлайн, причем до окончания торгов состав участников неизвестен ни заказчику, ни конкурентам.

Из минусов аукциона отметим такие:

  • возможность технических сбоев, поскольку процедура происходит в электронном виде;
  • оценка заявок осуществляется лишь по одному критерию — по цене (не учитывается качество).

Чтобы минимизировать влияние последнего фактора, рекомендуется тщательно описывать требования к закупаемому объекту.

Таким образом, простота, прозрачность и практическое отсутствие ограничений по объектам закупки делает электронный аукцион гораздо популярнее открытого конкурса.

Кроме открытого существуют двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием.
А в некоторых случаях проводится закрытый конкурс. Однако назвать их популярными в силу сложности и ограниченных оснований для проведения нельзя.

По 44-ФЗ

  • 7 дней — аукцион до 300 млн рублей;
  • 5 дней — запрос предложений и запрос котировок;
  • 15 дней — аукцион свыше 2 млрд. и конкурс.

Контракт с единственным поставщиком

Если бы заказчикам дали волю, то, наверное, все контракты заключались бы с единственным поставщиком. Однако закон существенно ограничивает их в этом праве. В статье 93 приведен исчерпывающий перечень оснований для заключения контракта с единственным поставщиком. В остальных случаях такая процедура запрещена.

Исключение составляют лишь так называемые малые закупки, указанные в пункте 4 части 1 статьи 93 закона. Суть в том, что закупать у единственного поставщика можно любые товары, работы или услуги на сумму не более 100 тыс. рублей в рамках одного контракта. Также установлены дополнительные ограничения на общий объем закупок, осуществленных таким образом.

Преимущества контракта с единственным поставщиком для заказчиков очевидны:

  • не нужно тратить время и другие ресурсы на подготовку и проведение закупки;
  • можно быстро удовлетворить возникшую нужду, не меняя плановых документов;
  • можно работать с проверенным поставщиком.

Минус заключается в том, что метод является неконкурентным, поэтому не всегда способен обеспечить лучшие условия заключения контракта.

Запрос котировок

Самым удобным для заказчиков вариантом быстро провести небольшую закупку является именно запрос котировок. Удобство связано с его простотой и небольшим количеством ограничений. Главное из них — это НМЦК до 500 тыс. рублей. Кроме того, нельзя объявлять запрос котировок, если объект должен быть закуплен закрытыми способам определения поставщика или путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Преимущества запроса котировок:

  • высокая скорость проведения по сравнению с прочими конкурентными процедурами;
  • процесс прост и четко регламентирован, поэтому риск претензий от контролирующих органов минимален;
  • заявки можно оценивать не только по цене, но и по нестоимостным критериям.

Среди недостатков отметим:

  • невозможность выделять лоты;
  • так как отсутствует обеспечение заявки, к процедуре могут быть допущены недобросовестные участники;
  • на применение этого метода существуют ограничения, поэтому контролирующие органы могут проверить правомерность его выбора.

Чаще всего заказчики проводят запрос котировок, если закупается небольшой объем каких-то простых товаров, поставка которых не требует от исполнителя высокой квалификации.

Запрос котировок также является очень удобным для заказчика вариантом закупить товары, работы или услуги, особенно когда это необходимо сделать оперативно. При этом цена контракта ограничена суммой 500 тыс. рублей, за редким исключением, которое установлено в статьях 75 и 76 закона 44-ФЗ.

Также есть случаи, когда запрос котировок объявить нельзя: если закупка должна проводиться закрытыми методами или посредством конкурса с ограниченным участием.

Из плюсов запроса котировок отметим:

  • высокую оперативность процедуры;
  • возможность оценивать заявки не только по цене, но и по качеству;
  • простоту, а значит, низкий риск нарушений.

К минусам отнесем то, что в запросе котировок:

  • отсутствует обеспечение заявки, что открывает дорогу недобросовестным поставщикам;
  • невозможно выделить лоты.

Отличие электронного аукциона от запроса котировок

Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие электронного аукциона от запроса котировок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Вопрос: Об осуществлении отдельными видами юрлиц конкурентной закупки в электронной форме.(Письмо Минфина России от 19.08.2020 N 24-06-08/72920)Законом N 223-ФЗ не предусмотрено направление оператором электронной площадки заказчику ценового предложения отдельно от иных элементов заявки на участие в запросе котировок в электронной форме (в отличие от конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса предложений в электронной форме, при проведении которых частями 19 и 21 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ установлен запрет на включение ценовых предложений непосредственно в состав первой и второй части, а пунктом 1 части 22 указанной статьи предусмотрено направление заказчику исключительно первых частей заявок, то есть не содержащих ценового предложения).

Читайте также:  Расшифровка кодов ошибок на отчеты ФСС

Нормативные акты

Федеральные электронные площадки:

  • Национальная электронная площадка
  • Единая электронная торговая площадка
  • Общероссийская система электронной торговли
  • Российский аукционный дом
  • ТЭК-Торг
  • РТС-Тендер
  • ЭТП Газпромбанк
  • Сбербанк-АСТ

Участник, победивший в торгах, платит комиссию оператору портала.

На площадках, которые не являются федеральными, понадобится отдельная регистрация. Их список обширен. Условия работы на коммерческих сервисах отличаются и могут быть платными.

После регистрации на торговой площадке пользователь подаёт заявку для участия в выбранных электронных торгах, выполняя условия в зависимости типа или вида торгов. Заявка на участие подписывается электронной подписью. Вместе с тем, для некоторых аукционов необходимо иметь обеспечение заявки. Это значит, что на спецсчете, открытому для этих целей должна быть сумма обеспечения, указанная в документации к закупке. Она блокируется после того, как вы подали заявку и наступил крайний срок ее подачи. Сумма разблокируется после полного окончания тендера.

Заявка на участие не принимается, если:

  • в ней есть ошибки или опечатки;
  • она не подписана электронной подписью;
  • срок подачи документов истёк;
  • срок аккредитации на портале истекает меньше, чем через 3 месяца;
  • от участника подано более одной заявки;
  • не предоставлено обеспечение заявки.

Оператор электронной площадки подтверждает заявку и присваивает ей порядковый номер. Самостоятельно заявку можно отозвать, написав соответствующее уведомление оператору.

Что делать после победы на торгах

Для заключения контракта необходимо перечислить на счёт заказчика 30% от начальной максимальной цены контракта или предоставить банковскую гарантию.

После выполнения контракта средства будут возвращены участнику.

Участие в торгах сложный процесс, который требует помощи экспертов. Всегда можно воспользоваться комплексом услуг «Астрал.Тендер»ГК «Астрал». Специалисты компании зарегистрируют ваш бизнес на электронных площадках и примут участие в торгах за клиента. Или проведут обучение руководителей и сотрудников для самостоятельной работы в государственных и коммерческих закупках.

Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса

Экосистема клиентского сервиса под любые потребности от электронной подписи до проверки контрагентов

Способы закупок по №223-ФЗ

Гибкие тарифы и низкие цены

Оставьте заявку и мы свяжемся с вами:

Закупки у единственного поставщика

Происходят в особых случаях, когда конкуренция отсутствует. Заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения подрядчика невозможно. Стоимость такого тендера не превышает трёхсот тысяч рублей, и классифицируется как «Закупки в малых объёмах». По распоряжению правительства РФ торги проходят на электронной площадке «Берёзка».

В отличие от конкурентных закупок, сначала поставщики размещают в каталог сервисасвои товары и услуги. Если условия подходят заказчику, то между структурами заключается контракт и исполнитель становится участником неконкурентной закупки.

Этот метод закупки удобно применять в тех случаях, когда критерием отбора поставщиков является цена контракта. Именно он позволяет с максимальной прозрачностью выбрать исполнителя на лучших для заказчика условиях.

К плюсам электронного аукциона можно отнести:

  • малое количество ограничений на его проведение;
  • снижение нагрузки на заказчика, поскольку вся процедура организуется торговой площадкой;
  • минимальный риск претензий со стороны проверяющих органов;
  • высокий уровень прозрачности процедуры, что снижает риски сговора.

Не лишен этот метод и минусов, и они таковы:

  • критерием выбора является цена, поэтому качество объекта закупки оценить невозможно;
  • есть зависимость от технических сбоев на ЭТП или в работе интернета, из-за чего может произойти срыв сроков процедуры;
  • из всех наиболее популярных методов, за исключением конкурса, электронный аукцион является самым длительным;
  • невозможно выделить несколько лотов.

Электронный аукцион выбирается, если объект закупки входит в аукционный перечень из распоряжения Правительства № 471-р, а также в случае, когда:

  • в силу закона нельзя сделать закупку у единственного поставщика или через запрос котировок;
  • заявки участников можно оценить только по цене, не принимая во внимание квалификацию, опыт и другие критерии.

Запрос предложений

Этот метод также нельзя назвать популярным. Причины того — ограниченные законом основания для проведения закупки таким способом, а также невозможность для заказчика внести изменения в извещение и закупочную документацию.

Запрос предложений проводится для закупки ограниченного круга объектов. В частности, это спортивный инвентарь для олимпийцев и паралимпийцев, изделия художественного промысла, медпрепараты по показаниям для конкретного пациента, услуги по лечению российского гражданина за границей. Кроме того, посредством запроса предложений закупаются диппредставительства и иные российские заказчики, осуществляющие свою деятельность за рубежом (при НМЦК до 15 млн рублей).

Запрос предложений должен быть проведен и в некоторых случаях, когда другие процедуры не дали результата. В частности, после признания электронного аукциона или повторного конкурса несостоявшимся. Также он применяется и тогда, когда контракт был расторгнут на основании части 5 статьи 95 закона 44-ФЗ, а работу или услугу по-прежнему необходимо закупить.

В части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ изложены ситуации, когда заказчик может произвести закупку у единственного поставщика. Во всех прочих случаях делать это запрещено. Чаще всего контракт с единственным поставщиком заключается в закупках до 100 тыс. руб.

Преимущества этого метода очевидны:

  • можно работать с проверенным поставщиком;
  • не нужно проводить конкурентную процедуру и тратить на это время и денежные средства;
  • провести закупку можно очень быстро и просто;
  • нет зависимости от посторонних обстоятельства, например, от работы ЭТП.

Недостатки тоже лежат на поверхности:

  • процедура неконкурентная, поэтому риск внимания со стороны проверяющих органов повышен;
  • не всегда есть возможность получить лучшую цену.

Запрос котировок в электронной форме

Способы закупок по №223-ФЗ

Запрос котировок считается, пожалуй, самым сложным видом закупки на сегодняшний день. Это мнение обусловлено сжатыми сроками на проведение, а также ограничениями в допустимой НМЦК.

Заказчик публикует извещение не позднее, чем за 4 дня до окончания приёма заявок. Отсчёт начинается с первого рабочего дня, следующего за днём размещения. В нём указывается предмет закупки, начальная стоимость и прочие требования.

Потенциальные участники, нашедшие извещение, должны отправить заявку, в которой содержится стандартный пакет документов, а также ценовое предложение. Полученные заявки рассматриваются на предмет соответствия котировочной комиссией, после чего направляются оператору ЭТП который, ориентируясь на предложенные цены, и определяет победителя.

Отдельно стоит упомянуть, что стоимость контракта не должна превышать 3 миллиона рублей. Годовой объём закупок такого вида тоже ограничен – не более 10% от всего годового объёма или 100 миллионов рублей.

Способы закупок по №223-ФЗ

Популярнейший вид конкурентной закупки, не сдающий своих позиций уже много лет.

При проведении, заказчик указывает, что именно ему нужно, в какие сроки и начальную максимальную цену контракта (НМЦК). Поставщики находят информацию о закупке, изучают документацию и подают заявку на участие.

Кстати, искать закупки лучше всего с помощью системы Тендерплан! В ней есть детально настраиваемый поиск, чтобы находить именно то, что Вам нужно! Кроме того, в Тендерплане можно найти множество аналитических показателей по отраслям, конкретным заказчикам и конкурентам. Попробовать систему можно совершенно бесплатно в течение 14 дней!

Заявка на участие в электронном аукционе делится на 2 части. В первой, участник указывает полную информацию о предмете закупки, во второй – данные о компании.

Победителем становится тот поставщик, который предложил лучшую цену и её не перебили в течение 10 минут. В последствии именно с ним и заключается контракт.

Открытый конкурс и его подвиды

Конкурс позволяет поставщику получить максимальный объем информации о потенциальных исполнителях. В оценке конкурсных заявок участвуют разные критерии — от цены до наличия гарантии на поставленный товар. Кроме того, в сложных закупках можно привлечь стороннюю организацию, которая возьмет на себя проведение процедуры.

Подвидом конкурса является конкурс с ограниченным участием. Провести его можно, если закупаются технически сложные и узкоспециализированные объекты. Поставка таких товаров или услуг требует от исполнителя особой квалификации. Кроме того, конкурс с ограниченным участием проводится для выполнения работ по сохранению культурного наследия, и работ с музейными, архивными и библиотечными фондами.

Двухэтапный конкурс может быть проведен, если исполняются сразу два условия:

  • чтобы уточнить характеристики объекта закупки, заказчик должен обсудить их с участниками;
  • если закупаются научно-исследовательские работы, инновационная и высокотехнологичная продукция, работа по созданию произведений искусства и литературы либо заключается энергосервисный контракт.

Какие сервисы понадобятся

Чтобы принимать участие в электронных торгах, помимо электронной подписи, понадобится необходимое программное обеспечение:

  • браузер с поддержкой Transport Layer Security TLS v. 1.0, RFC 5246 с использованием российских криптографических стандартов;
  • Криптопровайдер «КриптоПро CSP» с поддержкой актуальных требований утверждёнными приказом ФСБ России от 27 декабря 2011 г. № 796 и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
  • Приложение «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in».

Актуальные версии программ лучше приобретать у официального дилера продукции торговой марки «КриптоПро». Или воспользоваться услугой по настройке рабочего места для работы на электронных площадках

Конкурентные торги

Конкурентные торги — это закупки, при которых используется состязательность предложений среди участников. Существуют следующие виды торгов:

У каждого вида свои условия проведения и участия.

Способ отбора, где заказчик указывает характеристики договора: сроки поставки и начальную максимальную сумму. Аукцион проходит в установленное заказчиком время на электронной торговой площадке. Участники отправляют ценовые предложения понижая или повышая ставку от 0,5% до 5% от начальной цены контракта, в зависимости от типа аукциона. Контракт заключается с тем, чью ставку не превзошли в течение десяти минут.

открытые аукционы без использования электронных площадок, которые проводятся в присутствии заказчика, членов комиссии и участников или их представителей.

Читайте также:  Как настроить ЭЦП для госзакупок 2021

Способ закупки где заказчик уделяет внимание не только цене, но и стажу компании, технической оснащённости, качеству и срокам выполнения, гарантии и прочим параметрам. Минимум двум критериям оценки. Проходит в открытой или закрытой форме. Поставщики подают заявку с ценовыми предложениями один раз без возможности поменять цену. Критерии участников скрыты друг от друга. Заказчик выбирает участников и оценивает заявки. Конкурс выигрывает компания, предложившая самые выгодные условия реализации услуг для клиента.

Существуют виды конкурса, с ограниченным участием или проходящие в два этапа. В первом случае у участников есть возможность подать улучшенные предложения на втором этапе. Во втором — участники проходят предквалификационный отбор, где оценивается соответствие поставщика требованиям.

Используется для закупки одного вида продукции. Максимальная стоимость заказа не должна превышать 500 тысяч рублей. Заявки подаются с ценовыми предложениями. Побеждает участник, предложивший самую низкую цену. При равенстве ценовых предложений победителем признаётся участник, который подал заявку раньше других.

Заказчик описывает требования к объекту закупки и выбирает наиболее подходящее предложение исходя из своих нужд. Участники регистрируются на специальной электронной площадке (ЭТП), где проводят торги и в единой информационной системе

Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признаётся участник, чья заявка поступила ранее других.

Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Если предмет закупки требует консультаций и обсуждений, организатор проводит переговоры с участниками в соответствии с запросами. Заказчик определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки и заключает с ним договор.

Запрос предложений в электронной форме

Способы закупок по №223-ФЗ

Данный вид закупки немного схож с конкурсом. Заказчик также ориентируется не только на цену, но и на иные параметры. Победителем становится та компания, которая вынесла лучшее предложение, в котором цена, сроки и качество исполнения контракта наиболее соответствуют требованиям в документации.

Чтобы провести запрос предложений в электронной форме, необходимо учесть ряд требований. Дело в том, что такой вид закупки можно использовать лишь для ограниченного списка ситуаций:

  • Закупка предметов народного творчества.
  • Закупка для нужд олимпийских сборных.
  • Закупка лекарств для конкретного человека.
  • Закупка жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц.
  • При повторном проведении закупки, договор которой был официально расторгнут.
  • При необходимости защиты Российской Федерации в случае иска, который был подан в суд другого государства.
  • При условии, если повторный электронный аукцион или конкурс не состоялись.

Участники направляют свои предложения на площадку, на которой проводится закупка, после чего ожидают рассмотрения и публикации протокола. Ждут они потому, что после этого претенденты на контракт могут подать финальное предложение с изменениями в лучшую сторону.

Находите закупки с помощью Тендерплана

Уникальные алгоритмы сбора тендеров, точный поиск и глубокая аналитика. Всё для работы с закупками!

Способы закупок по №223-ФЗ

Как стать участником торгов и закупок

В закупках могут быть задействованы юрлица и ИП, бюджетные и иностранные компании, самозанятые и физлица. Дата создания фирмы, система налогообложения и наличие товара на момент подачи заявки не влияют на участие, главное — подходящие критерии. Торги проводятся практически во всех сферах предпринимательской деятельности.

Круг участников ограничивается, если проводятся закупки:

  • с информацией, которая является государственной тайной;
  • технически сложных товаров, работ или услуг с высокой НМЦ, где требуется специальная квалификация сотрудников;
  • среди субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • на лицензируемые виды деятельности где требуются специальные разрешения;
  • с российским происхождением товаров.

Государственные учреждения могут работать только на федеральных порталах.

Закрытый конкурс

Такая процедура непопулярна и проводится только в установленных законом случаях. Через закрытый конкурс закупаются объекты для обеспечения нужд, так или иначе связанных с гостайной. Кроме того, процедура проводится для закупок услуг водителей и уборщиков помещений для судей и судебных приставов. Также этот метод применяется для заключения контрактов по страхованию, транспортировке и охране фондов драгоценных металлов и камней, музейных предметов и коллекций, ценных изданий, рукописей, архивных документов, которые имеют культурное значение.

Конкурс в электронной форме

Способы закупок по №223-ФЗ

Конкурс похож по своей логике на электронный аукцион, но с рядом достаточно серьёзных отличий.

Начнем с того, что при проведении конкурса в электронной форме, заказчик учитывает не только ценовое предложение участников, но и другие качества:

  • срок исполнения контракта;
  • опыт работы компании;
  • используемое оборудование (в случае работ или услуг);
  • качество продукта (при поставке).

Заявка на участие также состоит из двух частей, содержание которых регулируется ч. 4 ст. 54.4 закона 44-ФЗ и ч. 6 ст. 54.4 закона 44-ФЗ соответственно.

В отличии от аукциона, участвующие компании не перебивают цены друг друга, а обозначают ценовое предложение сразу.

Однако, есть ещё одна интересная особенность. После всех основных действий, заказчик публикует в ЕИС протокол рассмотрения вторых частей заявок. В этот момент у всех участников появляется последний шанс улучшить своё предложение, но на этот раз окончательно.

Способы закупок и их особенности

По 223-ФЗ все способы закупок подразделяются на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентные закупки – закупки, участники которых соперничают за право заключить договор с заказчиком на выдвинутых в заявках и предложениях условиях.

Чтобы провести конкурентную закупку, заказчику нужно опубликовать о ней информацию в ЕИС или направить минимум 2 поставщикам приглашения для участия в закрытой процедуре.

Существуют строгие правила для описания объекта конкурентной закупки (ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ):

  • Необходимо указать потребительские свойства, технические и качественные характеристики, при надобности эксплуатационные характеристики.
  • В нём не должны содержаться требования, способные неправомерно ограничить конкуренцию, и указания на товарные знаки (ТЗ), фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы и страны происхождения товаров. Исключение – случаи, когда нет иного способа для более точного описания предмета закупки.
  • При указании на товарный знак необходимо добавлять в скобках слова «или эквивалент», кроме случаев несовместимости с товарами других ТЗ, техограничений в закупках запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию, закупок для исполнения муниципального или государственного контракта и тендеров с указанием конкретных ТЗ по условиям международных договоров.

Неконкурентные тендеры – закупки у единственного поставщика или подрядчика, а также другие виды закупок, которые предусмотрены Положением о закупке заказчика. Подобные закупки, как правило, не признают торгами, соответственно, к ним не применяются правила ч. 3 ст. 3 223-ФЗ.

  • Конкурс — вид торгов, в процессе которых сопоставляются заявки по критериям, которые заказчик определил заранее. Победит участник с наиболее подходящим предложением.
  • Аукцион — вид торгов, в котором победит участник, предложивший самую низкую цену и заявка которого отвечает требованиям заказчика. В ходе торгов участники снижают начальную (максимальную) цену договора (НМЦД) на шаг аукциона (установленная в документации величина). Если цена будет снижена до нуля, в борьбе за право заключить договор победит участник, предложивший наибольшую цену.
  • Запрос котировок — вид торгов, победителем которых станет участник с соответствующей требованиям заявкой и наименьшей ценой.
  • Законом предусмотрены и иные способы закупок, установленные заказчиком в Положении о закупках и отвечающие указанным выше требованиям (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ).

В таблице ниже приведены конкурентные способы закупок по 223-ФЗ, их разновидности и сроки размещения информации в Единой информационной системе (ЕИС):

Какие бывают торги

Закупки делятся на два типа: конкурентные и неконкурентные (закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

  • 5 дней — запрос котировок;
  • 7 дней — запрос предложений;
  • 15 дней — конкурс и аукцион.

Что предпочитают заказчики

Конечно же, заказчики очень любят производить закупку у единственного поставщика, ведь это гораздо проще, чем провести конкурентную процедуру. Поэтому все, что только можно, закупается именно так. В основном это малые закупки с ценой контракт до 100 тыс. рублей, а также закупки у субъектов естественных монополий.

Но закон накладывает на контракты с единственным поставщиком довольно жесткие ограничения. Поэтому этот способ занимает почетное второе место, уступив лишь электронному аукциону, любимому всеми за свою простоту и удобство. На третьем и четвертом местах разместились, соответственно, запрос котировок и открытый конкурс. Далее расскажем о лидерах рейтинга закупочных процедур, а также упомянем и об аутсайдерах.

Выводы

Итак, как же заказчик выбирает способ проведения закупки? Прежде всего он должен проверить, не обязывает ли закон 44-ФЗ применять какой-то конкретный метод определения поставщика. Например, если объект закупки попадает в аукционный перечень, то необходимо проводить электронный аукцион.

Далее проверяется возможность закупить товар, работу или услугу у единственного поставщика. Если же закупка, допустим, не проходит в разряд малых по цене, то, вероятно, она может подойти под запрос котировок. Ну а при цене контракта более 500 тыс. рублей заказчик в общем случае выбирает между открытым конкурсом и электронным аукционом. И выбор будет зависеть от того, необходимо ли оценивать заявки участников по каким-либо нестоимостным критериям.

Подведем итоги

Чаще всего при выборе метода закупки заказчик действует по такому алгоритму:

  • Определяет, нет ли основания для проведения закупки каким-то конкретным способом, например, посредством конкурса с ограниченным участием или закрытой процедуры.
  • При отсутствии таких оснований, исходя из суммы контракта, определяет, можно ли провести закупку у единственного поставщика или запрос котировок. Если сумма вписывается в одну из этих процедур, то выбор падает на нее (при условии, что не превышен годовой объем закупок, осуществленных соответствующим образом).
  • Если провести запрос котировок или закупку у единственного поставщика невозможно, заказчик проводит электронный аукцион, а в некоторых случаях — открытый конкурс.
Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий