Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя. Поэтому он подходит начинающим участникам, а 223-ФЗ — более опытным компаниям. Посмотрим подробнее, чем различаются эти два закона.

Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения

  • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые.

  • субъекты малого предпринимательства,
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

  • субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые (с конца марта 2020)
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 20% совокупного годового объема договоров.

Есть 7 способов конкурентного отбора победителя:

  • электронный конкурс,
  • электронный аукцион,
  • электронный запрос котировок.
  • закрытый конкурс,
  • закрытый аукцион,
  • закрытый конкурс в электронной форме,
  • закрытый аукцион в электронной форме.

Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.

В положении о закупке заказчик прописывает все варианты конкурентных и неконкурентных способов закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

Конкурентные закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми федеральных ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше видами закупок.

8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Для работы на площадках нужна егистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна.

Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми федеральных ЭТП госзакупок. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок у МСП также нужна регистрация в ЕИС.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).

Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.

Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку. Сроки подачи заявок для МСП регулирует ст. 3.4. 223-ФЗ.

Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  • документы о приемке работ,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.

До 1 февраля года следующего за отчетным заказчики размещают:

  • годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
  • годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442).

Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:

  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 0,5%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Обеспечение заявки можно предоставить в виде независимой гарантии или перечислив деньги на . Выбрать банк можно бесплатно в нашем сервисе.

Обеспечение контракта и гарантийных обязательств

Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.

Размер обеспечения составляет от 0,5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

  • внести денежные средства на счет заказчика,
  • предоставить независимую гарантию.

Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. СМП предоставляют обеспечение в виде трех реестровых записей контрактов.

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр независимых гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

  • 1% от суммы контракта, но не больше
  • 1% от суммы контракта, но не больше если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.

Заказчики не могут требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: независимая гарантия или деньги на счет заказчика.

Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика.

Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение договора, в каком размере и каким способом (деньгами или независимой гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке.

В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие.

Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или по основаниям, указанным в законе. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) можно только по соглашению сторон.

Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках.

Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в электронной форме через личный кабинет участника в ЕИС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.

Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 рабочих дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Самое важное на почту — раз в неделю

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.

Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

Содержание
  1. № 44-ФЗ
  2. № 223-ФЗ
  3. Кто заказчики и поставщики?
  4. Заказчики и поставщики по 223-ФЗ
  5. На каких ЭТП проводят торги?
  6. Заказчики по 223-ФЗ
  7. Способы закупок
  8. Конкурентные закупки
  9. Неконкурентные закупки
  10. Способы закупок по 223-ФЗ
  11. Отчетность заказчиков торгов
  12. Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ
  13. Обеспечение исполнения обязательств по контракту
  14. Федеральный закон 223-ФЗ
  15. Расторжение контракта и возможность внести изменения
  16. Обжалование действий заказчика
  17. Как регулируются правила описания объекта закупки
  18. Что не рекомендуется указывать в описании
  19. В каком случае можно указать товарный знак
  20. Как описать объект закупки в 2022 году
  21. Особые требования к описанию объекта закупки в 2022 году
  22. Советы заказчикам при составлении описания
  23. Правила описания объекта закупки по 223-ФЗ
  24. Эквивалент и описание объекта закупки по 223 ФЗ
  25. Ответственность за нарушение
  26. В 2022 году сократили количество способов определения поставщика
  27. Какие есть варианты процедур по № 44-ФЗ в 2021 году
  28. Конкурентные способы определения поставщика по № 44-ФЗ
  29. Неконкурентные способы
  30. Способы определения поставщика по 223-ФЗ
  31. Об авторе этой статьи
  32. Наши преимущества
  33. Предложение месяца!
  34. Ваш будущий документ об образовании
  35. Диплом
  36. Удостоверение
  37. Популярные курсы
  38. Отзывы о нас
  39. Часто задаваемые вопросы и ответы

№ 44-ФЗ

Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков. Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт. Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг.

44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату. При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках. А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д.

223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта.

Читайте также:  Электронная подпись для ЭДО, заказать ЭЦП для документооборота | Такском

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Если вы еще не получили электронную подпись, оформите ЭП в удостоверяющем центре, который прошел аккредитацию. В УЦ Контура есть подписи для сотрудников, торгов, отчетности и личных дел. Поможем оформить сертификат ФНС для руководителя.

Кто заказчики и поставщики?

Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).

В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

На каких ЭТП проводят торги?

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  • конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
  • аукционы (электронные, закрытые);
  • запросы предложений;
  • запросы ценовых котировок.

С 2019 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность заказчиков торгов

Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Обеспечение исполнения обязательств по контракту

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.

Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК. А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение. Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.

Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.

Расторжение контракта и возможность внести изменения

Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. Исключение — строительные закупки, в них можно изменить объем и срок работ не более чем на 30%. 
Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик могут составить протокол разногласий.

Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

Обжалование действий заказчика

Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

  • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС. Сделать это нужно не позже 5 рабочих дней со даты размещения в ЕИС протокола о рассмотрении заявок.
  • Затем ФАС публикует на своем сайте жалобу в течение 2-х рабочих дней. Найти жалобу можно по наименованию или номеру закупки, заказчику, участнику или номеру жалобы.
  • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

В 2018 году ФАС признала обоснованными 30% всех жалоб (по данным мониторинга Минфина РФ за 2018 год).

Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте zakupki.gov.ru). Это поможет оценить риски от работы с ним.

Мы формируем сообщество поставщиков, где всегда можно получить рекомендации экспертов по работе с торгам и пообщаться в комментариях о наболевшем.

Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Из нашей статьи вы узнаете:

Обязательный компонент закупочных документов – составленное по правилам описание объекта закупки. Это элемент техзадания, в котором указаны конкретные параметры приобретаемого товара (работы, услуги). Рассказываем, какие существуют правила описания объекта закупки по 44 и 223 ФЗ, когда можно и нельзя указывать торговую марку в тексте описания.

Как регулируются правила описания объекта закупки

Конкретные правила описания объекта закупки по 44 ФЗ прописаны в тексте ч. 2 статьи 33 законодательного акта. С 1 января 2022 года Законом №360-ФЗ в статью 33 внесены следующие изменения:

  • при проведении открытой конкурентной закупки в электронной форме описание объекта закупки (ООЗ) прилагается к извещению о закупке в виде отдельного электронного документа;
  • при закупке подрядных работ описание объекта закупки может содержать типовую проектную документацию или смету на капитальный ремонт объекта капстроительства.

Что не рекомендуется указывать в описании

В правилах описания объекта закупки по 44-ФЗ говорится о том, что нельзя вносить:

  • информацию о товарных знаках, знаках обслуживания, фирменных наименованиях, патентах, полезных моделях, промышленных образцах;
  • наименование страны происхождения товара;
  • требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
  • считающиеся субъективными параметры закупаемого предмета;
  • те характеристики, определить которые становится возможным лишь при проведении сложных анализов в условиях лаборатории.

В каком случае можно указать товарный знак

В соответствии с 44-ФЗ допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак:

  • при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент»;
  • при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
  • при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Как описать объект закупки в 2022 году

Первое правило ООЗ гласит о том, что надлежит максимально точно указывать параметры объекта госзакупки. Однако недопустимо обозначать требования к участникам тендера либо производителю. Внести товарный знак в описание можно в ситуации, когда закупаются комплектующие и расходные материалы для уже имеющегося оборудования и агрегатов. Также это справедливо в случае несовместимости товарных позиций.

В ч. 2 статьи 33 ФЗ №44 также прописана необходимость следовать техрегламентам и стандартам.

Заказчик имеет право указывать графическую и чертёжную информацию, планы, требования в отношении маркировки, чтобы уточнить свои нужды.

Также в ч. 2 статьи 33 ФЗ №44 говорится о том, что по умолчанию предполагается поставка нового товара.

Если это необходимо, заказчик имеет право добавить требования в отношении гарантийного срока и объёма оказываемых гарантийных услуг. Сюда же следует включить требования к выполнению монтажа, обучения сотрудников работе с предметом закупки. Это касается ситуаций с приобретением оборудования, сложных механизмов.

Правительство РФ имеет право устанавливать дополнительные особенности описательной информации применительно к конкретным объектам закупки. Это касается случаев с закупочными процедурами по гособоронзаказу.

Читайте также:  Как найти сертификат ключа электронной подписи в компьютерной системе и точное местонахождение сертификата электронной подписи в системе?

Особые требования к описанию объекта закупки в 2022 году

В некоторых сферах устанавливаются особые правила ООЗ. В частности, в статье 33 указана специфика:

  • для закупок в сфере строительства, реконструкции, капремонта и сноса. В описание объекта закупки включается проектная документация, типовая проектная документация или смета на капитальный ремонт объекта капстроительства;
  • для лекарств. Закупка медпрепаратов происходит без указания торговых наименований. Исключение – ситуации, прописанные в тексте Федерального закона №44 и особом перечне, утверждённом Правительством.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

При описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, в отношении товаров, включённых в Перечень, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 №2014, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Советы заказчикам при составлении описания

Статья 33 ч. 2 содержит информацию относительно правил ООЗ. Для заказчиков актуальны следующие рекомендации.

  • Максимальная объективность описания предмета закупки. Это означает, что под описание должны подходить сразу несколько товарных позиций, к примеру, различные модели оборудования. То есть описание подразумевает некий абстрактный товар с определённым функционалом. В противном случае нарушается принцип открытой конкуренции.
  • Максимальная понятность описания. Нужно пользоваться стандартной терминологией, добавлять чертежи и фото. Недопустимы расплывчатые формулировки даже при отсутствии национальных и иных стандартов для конкретного объекта.
  • Всестороннее описание. То есть в тексте должны быть прописаны все параметры объекта закупки.
  • Должна быть возможность проверки соответствия поставленной продукции требованиям заказчика. Это делается с помощью указания конкретных показателей и их диапазонных значений.
  • В конце надлежит подвергнуть проверке числовые характеристики. В противном случае повышается вероятность того, что закупочная процедура не сможет быть проведена либо будет закуплен товар с неподходящими параметрами.

Правила описания объекта закупки по 223-ФЗ

После наступления 1 июля 2018 года заказчику вменяется в обязанность следовать определённым требованиям при составлении описательной документации в ходе проведения конкурентной закупки. Вступили в силу соответствующие поправки в законодательстве. В целом рамочный ФЗ №223 считается более лояльным в этом вопросе, если сравнивать с ФЗ №44. Запрета на определение конкретной модели и прочих параметров нет, если это допускается Положением о закупке.

В ч. 6.1 статьи 3 ФЗ №223 указано, каких правил следует придерживаться в ходе составления описания объекта закупочной процедуры. Заказчику нужно обозначить присущие предмету закупки параметры. Однако запрещено добавлять требования, товарный знак, конкретного производителя – всё это может безосновательно ограничить число участников закупки. Хотя и это правило имеет исключения. Сюда относятся случаи, когда нет иной возможности конкретизировать параметры закупаемого товара.
Наличие товарного знака накладывает на заказчика обязательство указать рядом слова «или эквивалент». Но и тут есть исключения:

  • когда товарная позиция с иным торговым знаком имеет несовместимость с используемой заказчиком;
  • когда приобретаются комплектующие и расходные материалы к уже имеющемуся оборудованию, агрегатам и есть конкретные требования к ним в технических документах;
  • когда приобретаются товары с целью исполнения муниципального либо госконтракта;
  • когда конкретный торговый знак отображён в условиях международного договора либо договора юрлиц, приписанного в ч. 2 статьи 1 ФЗ №223.

Эквивалент и описание объекта закупки по 223 ФЗ

Условия ФЗ №223 требуют указывать фразу «или эквивалент» возле товарного знака. Однако в ряде случаев заказчикам не приходится нести какую-либо ответственность. Судебная практика знает немало примеров подобных ситуаций. Малозначительность административного правонарушения позволяет суду освободить заказчика от ответственности, если не наступило никаких неблагоприятных последствий.

Ответственность за нарушение

Нарушение требований ООЗ грозит заказчику наступлением ответственности, прописанной в ч. 7 статьи 7.32.3 КоАП. Сумма штрафных санкций для должностного лица составит 2—3 тысячи рублей. Юрлицу придётся заплатить уже 5—10 тысяч рублей.

В случае когда прописанные в описании закупаемого объекта требования ограничивают конкуренцию, сумма штрафных санкций зависит от НМЦК. Обычно это 1% от размера НМЦК. Минимальный лимит – 10 тысяч рублей, максимальный – 50 тысяч рублей. Информация об этом указана в ч. 4.1 статьи 7.30 КоАП.

Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.

  • Закупка у единственного поставщика
  • Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Способы осуществления закупок:

  • конкурентные и неконкурентные;
  • закрытые и открытые;
  • конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений.

В 2022 году сократили количество способов определения поставщика

С 2022 года вступает в силу федеральный закон № 360-ФЗ от 02.07.2021. В п. 9 ст. 5 этого закона указано, что количество основных способов закупки в рамках 44-ФЗ сокращается до 6 форм определения поставщика:

  • Конкурсы (открытый конкурс в электронной форме). Подробнее: «Инструкция по проведению открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ»
  • Закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме. Подробнее: «Как правильно провести закрытую закупку по 44-ФЗ».
  • Аукционы (открытый аукцион в электронной форме). Подробнее: «Инструкция по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ».
  • Закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
  • Запрос котировок в электронной форме. Подробнее: «Инструкция по проведению электронного запроса котировок по 44-ФЗ и 223-ФЗ».
  • Малая электронная закупка у единственного поставщика. Подробнее: «Как закупают у единственного поставщика до 3 млн рублей с 01.04.2021».

Какие есть варианты процедур по № 44-ФЗ в 2021 году

Вот удобная таблица по № 44-ФЗ, которая наглядно демонстрирует все варианты форм определения поставщика в 2021 году.

Конкурентные способы определения поставщика по № 44-ФЗ

Для удобства сделали сравнение способов закупки по 44-ФЗ в таблице, отражающей все конкурентные виды тендеров в рамках действующего контрактного законодательства.

Комплексный анализ Закона о контрактной системе определяет, какие способы закупок используются при объемах менее 500 000 руб. в 2021 году, — только запрос котировок в «бумажной форме». Это указано в ст. 72 № 44-ФЗ. Но это не означает, что другие процедуры не проводят при таких объемах, для аукциона, конкурса, запроса предложений предельной начальной (максимальной) цены не предусмотрено.

А с 01.04.2021 заказчики вправе проводить электронные запросы котировок на сумму до 3 млн руб. До этой даты предельная стартовая цена была ограничена 500 000 рублей.

Обратите внимание на сводный отчет мониторинга госзакупок. Минфин ежегодно публикует таблицу способов закупок по 44-ФЗ, в которой показывает, какие из них чаще проводятся, а какие практически не используются заказчиками. Вот пример такой таблицы из отчета за 2020 год.

Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Неконкурентные способы

Существует только один неконкурентный способ закупки по № 44-ФЗ — у единственного поставщика. Она предусматривает возможность заключения госконтракта без организации процедуры по отбору компании-победителя (так записано в ст. 93 № 44-ФЗ). Список случаев является закрытым. В нем 55 различных оснований, в их числе:

  • покупка лекарств;
  • ликвидация аварий;
  • и др.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

В настоящее время по № 223-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют способы закупок конкурентного и неконкурентного типа. Вплоть до 01.07.2018 в законодательстве закреплялось только два вида таких процедур: конкурс и электронный аукцион. Но, после того как в силу вступили изменения к Положению о проведении закупок, заказчиков обязали самостоятельно прописывать алгоритмы проведения аукционов, конкурсов и запросов предложений и запросов котировок по № 223-ФЗ.

В ст. 3.4 № 223-ФЗ указано, какие бывают способы закупок среди малых и средних предприятий: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений. Получается, что перечень закрытый, и другие заказчики не проводят. Подробнее: «Особенности закупок у СМП по № 223-ФЗ в 2021 году».

Для остальных процедур заказчики задавать в Положении прочие способы выбора поставщика. Например:

Заказчику необходимо прописать все условия для проведения процедур, начиная с оснований и заканчивая вариантами развития событий при признании их несостоявшимися.

Для неконкурентных способов по № 223-ФЗ четкого перечня процедур нет. Юридические лица определяют их самостоятельно. Ограничивают эти действия только правовые акты о защите конкуренции.

Об авторе этой статьи

Мне очень понравился лектор. Интересно, доступно, полностью предоставляет информацию как в части теории, так и в части практики. Изменения в части требований к ведению воинского учета.

Давыдова Н.

Главный специалист отдела по управлению персоналом, Ведущий научно-исследовательский институт химической технологии АО

Всегда ходим на программы по закупкам Богацкой С.Г. Программа всегда полная, освещены все изменения, отличная обратная связь. Новым были документооборот в ЕИС, изменения 44 ФЗ.

Читайте также:  Электронная подпись на бумажном документе
Игнатова Н.

Менеджер отдела продаж, Палитра ООО

Легкое и увлекательное изложение материала. Приведены примеры из практики. Интересным были изменения в 223-ФЗ, судебная практика.

Мазинг А.

Ведущий инженер ОМТС, Управление служебными зданиями филиал ПАО Газпром

Насыщенно, интересно, очень информативно, понравилось что были практики работы на различных ЭТП (сбербанк).Абсолютно всё было интересно, новым было размещение на ЭТП процедур.

Новоселова М.

Специалист, Купол Ижевский электромеханический завод (ИЭМЗ Купол) АО

Программа соответствует времени, актуальна. Положительно, что в программу включена информация от контролирующих органов. Интересным был порядок работы ФАС России.

Кондратьев А.

Неизвестно, Факел Опытное конструкторское бюро АО

Отличная программа, доступно, информативно, интересно. Особенно интересно было услышать про понятие “Редукцион”.

Безуглый Е.

Ведущий специалист группы по планированию закупок и подготовки НМЦК, Безуглый Евгений Евгеньевич

Все понравилось, разобрали практику с примерами.

Ельцов А.

Менеджер по снабжению отдела производственного обеспечения, Свердловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФГБУ

Программа понравилась, буду рекомендовать ее коллегам. Особенно интересным было множество примеров и разборов реальных ситуаций.

Магсумова Ю.

Ведущий специалист по закупкам, Магсумова Юлия Ильдусовна

Актуальные вопросы применения 223-ФЗ. Вступившие изменения и практика их применения. Особенно интересной была практика ФАС и судов.

Казанцев К.

Начальник группы внутреннего контроля и аудита, Газпром газораспределение Владимир АО

Дмитриева О.

«Университет Госзакупок» стал одним из первых учебных центров, полностью соответствующим требованиям, связанным с ведением «Федерального реестра сведений о документах об образовании и квалификации» (ФИС ФРДО)

БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
“Введение
в 44-ФЗ”.
Начните в любое время!

Пройдите бесплатный демокурс, чтобы оценить удобство обучения. Также вы сможете  пройти бесплатный тест по 44-ФЗ и оценить текущий уровень своих знаний.Начните в любое время!

Наши преимущества

Университет Госзакупок предлагает современный и качественный уровеньдополнительного профессионального образованияв сфере 44-ФЗ, 223-ФЗ и других смежных областях

О лицензии

Наши документы полностью соответствуют образовательным стандартам.

Дистанционное обучение

Вкратце о том, что мы предлагаем в наших  образовательных программах.

Наши преподаватели

Имеют большой практический опыт работы в сфере госзакупок.

Как получить налоговый вычет за обучение?

Вы имеете право получить процентную часть средств за обучение.

Актуальные новости и статьи

Предложение месяца!

Приобретите курс и получите скидку!

Ваш будущий документ об образовании

Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Диплом

Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Удостоверение

О повышении квалификации

с указанием пройденной программы

Популярные курсы

Погрузитесь в сферу закупок прямо сейчас!

Отзывы о нас

Выражаю благодарность Университету Госзакупок за оказанную поддержку, все было очень удобно и оперативно. Особо хотела отметить высокий уровень клиентоориентированности данной организации, готовность практически в любой момент помочь советом, консультацией. Учебный материал подан в виде понятной системы. Рекомендую всем данную организацию для повышения уровня квалификации в области знаний и практики контрактной системы.

МБОУ “Средняя школа №8”, г. Хабаровск

Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Мне очень понравилось получать дополнительное образование в данной организации, в частности электронное обучение. Я без проблем получила доступ к личному кабинету, самостоятельно освоила учебный материал и сдала все тестирования. Официальный документ о повышении квалификации получила по почте. Все очень просто и понятно. Спасибо!

Струкова Евгения ЮрьевнаМБОУ СОШ №3, г. Белгород

Честно говоря, я был удивлен, насколько много денежных средств реально обращается через систему государственных закупок. В УГЗ мне дали базовые навыки и направления развития для поставок товаров для государственных нужд. Система действительно запутанная (такое впечатление, что намеренно), и без специализированного обучения по данной тематика поставщику для государственных нужд будет очень трудно, т.к. риски превышают возможную выгоду (которая, к тому же, в связи с конкурсными процедурами, стремится к нулю). Спасибо!

Суворов Михаил Сергеевичпредприниматель, г. Сыктывкар

Часто задаваемые вопросы и ответы

  • преподаватели и слушатели могут находиться на значительном расстоянии друг от друга, в том числе в разных городах.
  • возможность “корпоративного” обучения с применением дистанционных технологий –  позволяет осуществлять централизованную подготовку сотрудников и служащих всех подразделений учреждений и ведомств  одновременно, без отрыва от рабочего процесса;
  • изучая теоретический материал, и получая от преподавателя практические примеры – слушатель может не только опробовать в работе полученные рекомендации, но и избежать ошибок в работе уже во время обучения,
  • экономия времени более 70% по сравнению с очной формой обучения;
  • дистанционный формат — не предполагает транспортных расходов, расходов на проживание в другом городе, оплаты суточных и иных дополнительных затрат, т.е. таклй формат дает возможность заметной эконимии бюджета;
  • при самостоятельном обучении, под руководством куратора, слушатель не только получает новые знания, но и приобретает дополнительный опыт планирования своего времени, повышая тем самым свою эффективность. Темп прохождения учебного курса, необходимость повторения конкретных интересующих его разделов – всё это слушаетль имеет возможность регулировать самостоятельно;
  • многие слушатели, при очной аттестации истытывают стресс, но дистанционный формат исключает данный негативный фактор, и дает возможность использования нескольких попыток, повторения материала, а также получения разъяснений от эксперта-преподавателя;
  • кроме того, риск переноса вирусов и респираторных инфекций сводится к нулю, при дистанционном обучении и общении слушателей и преподавателей.
  • Университет госзакупок проводит обучение на основании образовательной лицензии №10802 от 11.02.2019 и в полном соответствии со всеми образовательными стандартами, действующими на территории РФ (Проверить нашу лицензию вы можете на сайте РОСОБРНАДЗОРА;
  • Университет ГосЗакупок подключен к Федеральному реестру сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении – ФИС ФРДО. Все выдаваемые документы проходят регистрацию в данном Федеральном реестре.
  • Программы обучения в области госзакупок соответствуют Методическим рекомендациям Минобрнауки.Копии всех актуальных документов размещены в разделе «Об учебном центре».

Нет, форма обучения (очная, дистанционная) указывается только в договоре на оказание образовательных услуг. При  дистанционном обучении образовательных технологий вы получите точно такой же документ (удостоверение, диплом), как и при очном обучении.

Оплатить обучение можно по безналичному расчету любым удобным для Вас способом:

1. Оплата банковской картой через Личный кабинет Заказчика (Комиссия не взимается). Услуга доступна только для Плательщиков-Физических лиц. Сведения об оплате банковской картой подтверждаются в течение 1-2 мин.

2. Безналичная оплата по выставленному счету. Услуга доступна для Юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей

  • Образовательную услугу могут получить: – Физическое лицо, – Юридическое лицо – Индивидуальный  предприниматель. Данные о Заказчике необходимо  указать, при заполнении заявления о зачислении на какой-либо курс. Данные сведения необходимы как для внесения в Договор, так и для последующего внесения вашего документа в ФИС ФРДО.
  • Услуги оказываются на основании Договора. Приказом Министерства образования и науки РФ от 25 октября 2013 г. №1185 установлено, что для идентификации Физ.лица при заключении Договора необходимы паспортные данные.
  • Слушатель может проходить обучение сразу по нескольким учебных программам.
  • Мы работаем с федеральными и муниципальными  заказчиками всех субъектов РФ, в т.ч. в региональных информационных системах (ПИК ЕАСУЗ,, ЕАИСТ, АИСГЗ , региональных электронных магазинах. Всё, что вам нужно сделать – это указать об особенностях документооборота, при заявке на обучение.
  • для зачисления на любой учебный курс – мы запрашиваем у вас минимально необходимый список документов, которые требует от образовательных организаций законодательство (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в РФ”; ПП  РФ от 31.05.2021 № 825 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»). В данный список входят:– копия документа об образовании слушателя – высшего или среднего специального – номер СНИЛС,– гражданство и сведения о дате рождения– копия документа о смене фамилии (если применимо).

После завершения обучения и успешно  пройденной Аттестации, в зависимости от выбранного вами тарифа – мы направляем вам скан-копии документов на ваш email.

Далее, на указанный вами почтовый адрес, мы за наш счёт направляем вам оригиналы документов. Доставка стандартно осуществляется почтой России (заказное письмо с уведомлением + трек-номер), Cрок доставки от 2-х до 10 дней, в зависимости от вашего региона.

Выбор курса зависит от целого ряда параметров. Кратко изложим основные моменты, на которые следует обратить внимание:

  • Ваш опыт работы
  • Наличие / отсутствие квалификации
  • Бюджет
  • Необходимость в полной консультационной поддержке
  • Форма вашей организации
  • Законодательство, регулирующее сферу вашей деятельности

Если у вас возникли сложности с самостоятельным выбором курса – наши менеджеры-консультанты обязательно помогут выбрать оптимальный курс и тариф, учитывающий именно ваш запрос.

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий