Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом Электронная цифровая подпись

Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» — федеральный закон Российской Федерации, регламентирующий порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц.

Содержание
  1. Сфера применения ФЗ 223Править
  2. Существенные стороны законаПравить
  3. Примерный алгоритм осуществления закупкиПравить
  4. Требования, устанавливаемые заказчиком к участникам закупкиПравить
  5. Информация, которая подлежит размещению на официальном сайтеПравить
  6. СсылкиПравить
  7. Новая классификация закупок по 223-ФЗ
  8. Конкурентные
  9. Неконкурентные
  10. Какая закупка считается конкурентной
  11. Аукцион
  12. Конкурс
  13. Запрос предложений
  14. Запрос котировок
  15. 3 особенности запросов предложений и котировок
  16. В бумажной
  17. Открытые и закрытые торги
  18. Какая закупка считается неконкурентной
  19. Как закупиться у одного поставщика
  20. Когда заказчику нужен предквалификационный отбор
  21. Шпаргалка
  22. Что регулирует 223-ФЗ
  23. Какие задачи решает 223-ФЗ
  24. Какие торги проходят по 223-ФЗ
  25. Что могут и должны делать заказчики по 223-ФЗ
  26. Участник может пожаловаться в ФАС на основании
  27. Документы по 223 ФЗ
  28. Какие сделки не регулирует 223-ФЗ
  29. Какое обеспечение требуют в сделках по 223-ФЗ?
  30. Что нужно запомнить

Сфера применения ФЗ 223Править

Действие ФЗ 223 распространяется на юридических лиц Российской Федерации, к которым относятся:

  • Государственные корпорации и государственные компании;
  • Субъекты естественных монополий;
  • Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов;
  • Государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия;
  • Автономные учреждения;
  • Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит всем указанным выше юридическим лицам;
  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в п. 7 дочерним хозяйственным обществам.

ФЗ 223 не распространяется на покупку и продажу ценных бумаг и валюты, приобретение биржевых товаров, закупки в сфере военных технологий и др. (см. ч. 4, ст. 1 ФЗ № 223).

Существенные стороны законаПравить

Федеральный закон № 223 регулирует весь механизм проведения закупок отдельными видами юридических лиц.

Основные положения закона определяют:

  • Приоритет конкурентных процедур закупки.
  • Возможность заказчика самостоятельно определить способы закупки, но обязательно включить в положение аукцион или конкурс. Заказчик может также проводить другие конкурентные закупки
  • Нормативно-правовую базу для организаций, работающих по 223-ФЗ, в том числе вводится понятие «Положение о закупках», которым должен руководствоваться заказчик.
  • Обязанность заказчиков планировать закупки и размещать ежегодный план в открытом доступе на сайте zakupki.gov.ru. Форма плана установлена Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».
  • Ведение реестра недобросовестных поставщиков.
  • Случаи и процедуру обжалования действий (бездействия) заказчика.
  • Обязанность заказчиков публиковать ежемесячный отчет о закупках

В соответствии с частью 2 статьи 2 данного закона организации утверждают положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Согласно части 3 статьи 3 данного закона в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами. Таким образом, заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.

Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 года № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» дополнительно установлена обязанность заказчиков часть закупок осуществлять в электронной форме.

Постановление Правительства РФ от 31 октября 2014 года № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» устанавливает порядок ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Примерный алгоритм осуществления закупкиПравить

Предусмотренные положением о закупке стадии подготовки и проведения закупки должны содержать процедурные требования к совершению заказчиком следующих действий:

  • разработка и размещение на официальном сайте плана закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год (часть 2 статьи 4 Закона о закупках), за исключением закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств (часть 3 статьи 4, часть 2, 9 статьи 8 Закона о закупках);
  • выбор способа закупки (конкурс, аукцион или иной способ закупки), предусмотренный положением о закупке при наличии в таком положении порядка закупки указанным способом;
  • разработка, утверждение и размещение на официальном сайте извещения и документации о проведении закупки, включающих в себя сведения, определенные частями 5, 9, 10 статьи 4 Закона о закупках;
  • размещение на официальном сайте изменений, вносимых в извещение, документацию о закупке, разъяснений документации о закупке (часть 11 статьи 4 Закона о закупках);
  • предоставление документации о закупке всем заинтересованным лицам (пункт 6 части 9 статьи 4 Закона о закупках);
  • предоставление разъяснений положений документации о закупке (ч. 11 ст. 4 Закона о закупках);
  • приём заявок на участие в закупке (пункт 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках);
  • оценка и сопоставление заявок на участие в закупке (пункт 11 части 10 статьи 4), включая публикацию протоколов, составляемых в ходе закупке;
  • подписание договора с победителем закупки.

Частью 2 статьи 5 Закона о закупках предусмотрены последствия уклонения победителя закупки от заключения договора, а именно, — включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков.

Вместе с тем, в положении о закупке могут содержаться положения о возможности и правомерности включения в положение, извещение, документацию о закупке тех или иных условий, при которых заказчик имеет право, а в некоторых случаях и обязан отказаться от заключения договора. В данном случае уместно провести аналогию с Законом о размещении заказов (часть 3 статьи 9 Закона о размещении заказов), согласно которому заказчик обязан отказаться от заключения договора, например, в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником закупки, установления факта проведения ликвидации участника и т. д.;

  • составление и размещение заказчиком на официальном сайте протоколов, составляемых в ходе закупки (часть 12 статьи 4 Закона о закупках);
  • размещение на официальном сайте не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 (часть 19 статьи 4 Закона о закупках), сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Требования, устанавливаемые заказчиком к участникам закупкиПравить

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом положений действующего законодательства Российской Федерации.

Кроме того, согласно части 7 статьи 3 Закона о закупках при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Закона о закупках, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При этом в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путём доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Читайте также:  Не установлен программный компонент для работы с электронной подписью с использованием WEB-браузера в ФНС — что это?

Таким образом, при проведении закупки заказчики должны указывать в документации о закупке сведения, определенные положением о закупке, с учётом требований антимонопольного законодательства.

Информация, которая подлежит размещению на официальном сайтеПравить

  • Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения (часть 1 статьи 4 Закона о закупках).
  • Согласно части 2 статьи 4 Закона о закупках, заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  • Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki.gov.ru (далее — официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 указанной статьи.При этом, согласно части 15 статьи 4 Закона о закупках не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках, которым определяется конкретная закупка, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте, или перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте.Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.Закон о закупках не устанавливает требования к товарам, работам, услугам, стоимость закупки которых не превышает сто (пятьсот) тысяч рублей, период времени, в течение которого могут осуществляться рассматриваемые закупки, а также количество поставщиков, у которых производятся указанные закупки.Таким образом, заказчик в положении о закупке должен установить способы закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто (пятьсот) тысяч рублей, порядок подготовки и проведения такой закупки. При этом, заказчик вправе не размещать на официальном сайте информацию о рассматриваемых закупках.
  • Согласно части 19 статьи 4 Закона о закупках заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте:
    сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика),сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации.сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика),
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации.
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следует отметить, что заказчик должен размещать на официальном сайте также сведения, предусмотренные частью 19 статьи 4 Закона о закупках, в отношении договоров, сведения о которых заказчик вправе не размешать на официальном сайте в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона о закупках.

  • . Дата обращения: 17 октября 2012. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  • Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Архивная копия от 18 октября 2016 на Wayback Machine — 7 мая 2014 г. Российская газета — Федеральный выпуск № 6373 (101)
  • Артемьев И. Ю. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 24 декабря 2012 г. № ИА/44025/12 Архивная копия от 18 октября 2016 на Wayback Machine «О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“» — СПС Гарант, 11 февраля 2013.

СсылкиПравить

КОДЕКСЫ и ЗАКОНЫправовая навигационная система

Изменения в законодательстве

06 мая 2023 г.

По этому закону компания самостоятельно определяет, как ей закупать товары, услуги, работы. Это позволяет решить проблему удобным способом.

Новая классификация закупок по 223-ФЗ

В законе нет полного перечня торговых и неторговых закупок. Но организатор все равно обязан перечислить в Положении о закупке (далее — ПЗ) обязательные виды по ч.2 ст.3.

В 223-ФЗ, измененном 31.12.2017 ФЗ № 505, появляется новая классификация закупок

Конкурентные

  • проведение аукционом, конкурсом, запросом котировок и предложений в электронной форме, в закрытом и открытом виде (п.1 ч.3.1 ст.3);
  • другими способами, которые соответствуют требованиям из ч.3 этой же статьи и есть в ПЗ.

По п.1 ч.3.1 ст. 3 запрос предложений и котировок проводятся только электронно или закрытой закупкой

Неконкурентные

  • закупка у единственного исполнителя;
  • другими вариантами, которые не соответствуют требованиям из ч.3 ст.3 и описаны в ПЗ.

До 1 июля 2018 года запросы котировок и предложений являлись неторговыми процедурами. Теперь по п.1 ч. 3.1 ст. 3 Закона № 223 их относят к торгам наравне с конкурсом и аукционом

Ранее только они вносились в ПЗ, остальные процедуры — на усмотрение организатора. Теперь обязательно включают — конкурентные, неконкурентные, запрос котировок, предложений. Среди неконкурентных — закупку у единственного подрядчика или поставщика.

Это не значит, что применять можно лишь эти виды. Каждый вправе прописать в своем ПЗ любые другие и их применять. Обязательные просто должны быть в документации.

Какая закупка считается конкурентной

Чтобы процедура была признана конкурентной, должны соблюдаться следующие условия:

  • Организатор сообщает о ней извещением в ЕИС или отправкой приглашений в закрытой закупке. В первом случае нужно обеспечить всем доступ и приложить документацию. Во втором – хотя бы 2-м организациям.
  • Заказчик создал конкурентную среду в процедуре.
  • Заказчик описал объект закупки по правилам из ч.6.1 ст.3.

Конкуренция — это подача, рассмотрение и оценка заявок на общих основаниях

Аукцион

Это форма торгов, в которой победитель предлагает наименьшую цену сделки.

Ценовые предложения подаются в рамках шага, который заказчик установил в документации.

Если в процессе цена была снижена участниками до нуля, то критерием становится, наоборот, самая высокая предложенная цена. В том и в другом случае заявка должна соответствовать требованиям организатора.

Аукцион бывает открытым и закрытым, но всегда электронным.

Открытый начинается с внесения торгов в план-график, публикации извещения. Участвуют организации, которые аккредитованы на ЭП и соответствуют предъявленным требованиям.

В закрытый попадают только по приглашениям. Информация о закупке не публикуется.

Конкурс

Это закупка, в которой победитель предлагает наилучшие условия выполнения заказа. При этом его заявка лучше остальных соответствует критериям отбора заказчика.

Извещение и тендерная документация публикуются минимум за 15 календарных дней до торгов. В частности, до открытого и закрытого конкурса и аукциона (ч.17 и ч.19 ст.3.2)

  • цена;
  • срок выполнения заказа;
  • срок гарантии;
  • необходимый опыт работы;
  • квалифицированные сотрудники.

Конкурс проводится в 1 этап и в несколько. В последнем случае к исполнителю предъявляются специальные требования, поэтому заявки оцениваются в несколько подходов.

Запрос предложений

Это закупка, победитель которой предлагает наилучшие условия сделки. При этом организация должна соответствовать установленным критериям.

Проводится только на электронных площадках (далее ЭП) и закрытым способом. Организатор такого запроса устанавливает короткий срок для выбора поставщика, подрядчика. За 5-7 дней участники успевают подать заявки, а заказчик — рассмотреть и подвести итоги.

Запрос котировок

Это такая закупка, победитель которой предлагает минимальную цену своих услуг, работ или товара.

В отличие от запроса предложений, главное в запросе котировок цена. И в этом запрос котировок схож с аукционом.

Закупки — не всегда безличный обмен документами между участниками и заказчиком. Порой они проходят в тесном общении — в конкурентных переговорах. Например, когда нужно обсудить свойства продукта, его стоимости, а также дальнейшую поставку и оплату

Читайте также:  Декларация НВОС за 2018 год. Постановка на учет в РПН в 2019. — СКБ Контур

3 особенности запросов предложений и котировок

Участники используют ЭП, где предварительно проходят аккредитацию. Документы подписывают усиленными квалифицированными подписями.

Посредником между заказчиком и исполнителем выступает оператор ЭП.

Так проводятся: аукцион, конкурс, запрос предложений и запрос котировок.

В бумажной

Так проводят: открытый и закрытый конкурс, закрытые — запрос котировок и запрос предложений.

Если заказчик проводит торги среди субъектов малого и среднего бизнеса, то по ПП РФ № 1352 от 11.12.2014 он делает это только в электронной форме

Открытые и закрытые торги

В п.1 ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона № 223 (далее  Закона) перечислены открытые и закрытые процедуры. Среди первых — аукцион и конкурс, среди вторых — аукцион, конкурс, запрос предложений и котировок.

Открытые закупки обязательно включают размещение документации и извещения для доступа всем желающим. Если последние удовлетворяют требованиям заказчика, они могут поучаствовать в торгах.

В закрытых закупках нет случайных лиц — допуск к ним лишь по приглашениям. Заказчик прикладывает к ним документацию и отправляют двум и более юридическим лицам.

Порядок проведения закрытых процедур соответствует описанному в ст. 3.2 Закона, но есть нюансы.

Закрытые торги проводят, когда:

  • в документации есть информация, составляющая государственную тайну, или лица с допуском к ней (ч.1 ст. 3.5 и ч.15 ст. 4 223-ФЗ);
  • так установило Правительство РФ на основании полномочий из п.2 ч.8.1 ст. 3.1 Закона или на основании ч. 16 ст. 4, когда сведения о закупке не размещаются в ЕИС и/или являются государственной тайной.

Заказчик вправе избрать любой способ передачи информации — на бумажном носителе, в электронном виде или всё вместе. В первом случае заявку отправляют в запечатанном конверте.

4 января 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 1663 от 25.12.2018. В нем установлен порядок документооборота в закрытых электронных закупках и аккредитации на площадках

Какая закупка считается неконкурентной

В ч.8 и 9 ст. 4 Закона идет речь о размещении документации и извещения в ЕИС, но только для конкурентных торгов. Закон не регламентирует проведение неконкурентных закупок — заказчик сам устанавливает способы и порядок их проведения. В частности, он не требует размещения информации о неконкурентной закупке в единой контрактной системе.

Неконкурентная закупка — это когда компания закупается на условиях, которые не соответствуют ч.3 ст. 3. Значение имеет и описание объекта закупки, и то, как организатор подает информацию.

Обязательной к указанию в ПЗ по ст. 3.6 Закона является лишь одна неконкурентная закупка — у единственного поставщика. Другие виды можно не включать.

Как закупиться у одного поставщика

Заказчик предлагает конкурентному исполнителю заключить договор без конкурентной оценки и рассмотрения множества заявок. Это возможно в случаях, описанных в ч.8 ст.3 223-ФЗ:

  • нецелесообразно применение других способов выбора исполнителя;
  • контракт должен быть заключен в кратчайшие сроки из-за чрезвычайных обстоятельств;
  • конкурентные торги не состоялись;
  • закупка у субъектов естественных монополий;
  • приобретение услуг газоснабжения, электроэнергии, теплоснабжения и т.д.;
  • договора аренды недвижимого имущества с собственником;
  • приобретение услуг для создания конструкторской и проектной документации, реконструкции объектов строительства и т.д.

Извещение, проект контракта, изменения и протоколы закупки у единственного поставщика не всегда размещаются в ЕИС. По ч.5 ст.4 Закона такая информация публикуется, если это прописано в ПЗ

Когда заказчику нужен предквалификационный отбор

Смысл процедуры — провести отбор участников в соответствии с критериями, отобрать из всех желающих ряд подходящих исполнителей для дальнейшей оценки.

  • специальное оборудование;
  • высококвалифицированный персонал;
  • достаточный опыт выполнения подобных заказов;
  • срок работ.

Заказчик составляет список подходящих компаний для приглашения их поучаствовать в торгах. Впоследствии это ускорит и облегчит выбор исполнителей.

Порядок проведения и в целом возможность предквалификационного отбора заказчик прописывает в ПЗ.

Шпаргалка

  • После 01.07.2018 закон № 505 от 31.12.2017 внес в 223-ФЗ существенные изменения. Увеличились требования к конкурентным торгам, а к неконкурентным — нет.
  • 223-ФЗ не обязывает заказчика использовать конкурентные процедуры. Их лишь нужно предусмотреть в Положении о закупке.
  • Понятие «конкурентной закупки» строится не только на конкуренции. Есть еще критерии, по которым торги могут быть отнесены к этой категории.
  • Запрос предложений — это мини конкурс, а запрос котировок — мини аукцион, но со своими особенностями.
  • Заказчик по 223-ФЗ обладает широкими возможностями для создания оптимальной системы закупок.

Получите консультацию эксперта в области банковских продуктов. Это абсолютно бесплатно

Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Спасибо за заявку

Наш менеджер скоро свяжется с вами

Как участвовать в
коммерческих закупках по 223-ФЗ

Выигрывать тендеры госучреждений могут не только крупные холдинги и
корпорации. По закону, часть таких закупок должна проводиться специально для малого и
среднего бизнеса. Объясняем, как участвовать в таких торгах.

Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

По закону 223-ФЗ, регулирующему закупки коммерческих организаций с
участием государства и госструктур, которые оплачивают заказы из собственного бюджета,
заказчиками могут выступать компании с долей государства более 50 %, их «дочки», субъекты
естественных монополий, бюджетные учреждения, оплачивающие заказы по грантам и из
собственных средств (например, унитарные предприятия).

Основные требования к участникам закупок коммерческих организаций по
223-ФЗ прописываются в каждом тендере отдельно. Для этого заказчик создаёт положение о
закупке — специальный документ с характеристиками заказа, регламентом тендера и другой
важной информацией.

В законе уточняется, что участниками могут быть и юридические, и
физические лица, право отсеивать кандидатов отдано заказчику. Для этого он указывает список
критериев для претендентов. В документации можно встретить, например, такие ограничения:

  • нет лицензии или допуска для конкретной работы;
  • компания в стадии банкротства;
  • бизнес зарегистрирован в оффшорной зоне.

Все торги, предназначенные только для среднего и малого бизнеса (СМП),
проводятся в электронной форме.

Чтобы участвовать в тендерах, созданных специально для СМП, нужно
предоставить справку из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Бизнес считается малым, если работников менее 100
человек, а предельная выручка от реализации — до 800 млн рублей в год;
средним — 250 человек и 2 млрд рублей соответственно

Все актуальные и уже состоявшиеся тендеры можно посмотреть в Единой
информационной системе (ЕИС) на портале zakupki.gov.ru. Если открыть страницу торгов в каталоге, там будет
ссылка на оператора — специальную площадку, на которой заказчики размещают тендеры
(электронная торговая площадка, ЭТП).

Сейчас тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут организовывать только утверждённые
правительством ЭТП:

  • ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
  • АО «Агентство по государственному заказу Республики
    Татарстан»;
  • АО «Единая электронная торговая площадка»;
  • АО «Российский аукционный дом»;
  • АО «ТЭК-торг»;
  • АО «Электронные торговые системы»;
  • ООО «РТС-тендер»;
  • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
  • ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного
    оборонного заказа» (специализируется на закрытых торгах).

С победителя берут плату за участие: в торгах среди СМП — не более 1 % от
начальной максимальной цены заказа и не более 2 тысяч рублей.

Если начальная стоимость контракта больше 5 млн рублей, заказчик имеет
право потребовать гарантию подписания договора победителем, т. н. обеспечение заявки.
Участник тендера может предоставить банковскую гарантию или внести деньги на специальный счёт. Сумма обеспечения заявки составляет до 5 % от начальной
(максимальной) суммы контракта.

ЭТП также вводит свои тарифы обслуживания. Они не входят
в суммы обеспечения торгов и устанавливаются каждой площадкой отдельно

Кроме перечисленных выше, есть ещё особенная площадка: единый
агрегатор тендеров «Берёзка». Это аналог ЕИС для закупок на сумму менее 300 тысяч
рублей. На этой площадке организации размещают запросы, а исполнители — свои
предложения, из которых и выбирает заказчик. Через «Берёзку» договор заключается с
единственным поставщиком, без торгов. Для регистрации там потребуется аккаунт на «Госуслугах».

Участие в торгах требует времени на подготовку. Вот универсальная
пошаговая инструкция для торгов на общей основе.

Получите квалифицированную электронную подпись — обязательное условие
участия. Это можно сделать на сайте Единой электронной торговой площадки или с помощью
ближайшего аккредитованного оператора (его можно найти на сайте Минсвязи). Клиенты Сбербанка могут оформить подпись тут.

Зарегистрируйтесь в ЕСИА — это аккаунт в Единой
системе идентификации на «Госуслугах». Затем добавьте информацию о своей компании в
Единую информационную систему закупок для торгов на общей основе. Нужно собрать
указанные документы, отправить их через сайт и ждать оповещения о том, что вас добавили
в список аккредитованных участников закупок. Процесс занимает до 5 дней. После
регистрации информация о вас попадёт на восемь утверждённых ЭТП (кроме
специализированной ЗАО «АСТ ГОЗ»), дополнительная аккредитация не потребуется.

Найдите подходящий тендер, соберите необходимые документы, оформите
заявку на участие и отправьте всё заказчику.

Подождите, пока объявят победителя. Это произойдёт в указанный в
положении о закупке срок.

Проигравшие получат деньги обратно также в срок, указанный в
положении: не более чем через 7 рабочих дней со дня подписания протокола.

Если решили участвовать в малых закупках,
регистрируйтесь на «Берёзке» через ЕСИА, добавляйте свои товары и отслеживайте
запросы заказчиков. Процедура заключения договора проходит на выбранной заказчиком ЭТП.

На подготовку первого пакета документов для участия потребуется
несколько дней. Дальше будет проще: большинство заказчиков требуют примерно одинаковый
перечень документов, и, подготовив пакет для одной заявки, вы сделаете основную часть
работы для аналогичных торгов. Список необходимых документов и технические требования к
ним не установлен законом, заказчик прописывает требования в положении о закупке.

Для участия практически в каждом тендере понадобится выписка из
ЕГРЮЛ/ЕГРИП, устав и решение о назначении генерального директора для ООО или копия
паспорта для ИП.

Читайте также:  чистилка от криптопро

Заказчик также может потребовать:

  • документы для регистрации на электронной торговой
    площадке;
  • лицензии на работы, свидетельства и сертификаты;
  • бухгалтерские документы: баланс и отчёт за
    прошедший финансовый год, актуальную справку об отсутствии задолженности по налогам;
  • документы для подтверждения квалификации: договоры
    с контрагентами, отзывы и рекомендательные письма.

Готовьте документы в формате .pdf. В один файл помещайте один
документ.

Cделайте качественные скан-копии: весь текст в документах должен быть
ясно читаемым.

Следите за нумерацией файлов и описью заявки.

Банковские реквизиты старайтесь предоставить в формате .doc: так
данные можно копировать в договор напрямую, а не перепечатывать из скана.

Если участвуете в торгах по 223-ФЗ, внимательно
изучайте положение о закупке: на волю заказчика отданы список
документов, требования по лицензиям и другие параметры тендера. Перед
подачей заявки убедитесь в том, что вы точно сможете выполнить условия
договора по тендеру. Если сорвёте соглашение, придётся платить штрафы, а
репутация будет испорчена, значит, вы не сможете получить другие
тендеры.

Российские компании — передовики отраслей и гиганты своего монопольного царства могут восприниматься по-разному, но нельзя отрицать их огромную роль в стимулировании рынка.

Обеспечение контрактов, условия участия, последние изменения в законе — рассмотрим все аспекты работы по 223-ФЗ в статье:

Что регулирует 223-ФЗ

Закон определяет, как вести закупки естественным монополиям и корпорациям с долей государственного участия. 44-ФЗ устанавливает то же самое, но уже исключительно для государственных заказчиков.

223-ФЗ определяет лишь принципы закупки, а порядок и условия процедуры заказчик придумывает сам и вносит в Положение о закупке. И это главный документ, на который опираются все стороны. Он меняется от одной закупке к другой, и успешный участник умело лавирует между различными требованиями контрактов.

Размещают заказы по 223-ФЗ на тех же площадках, что и по 44-ФЗ.

Он позволяет изменять существенные условия контракта — цены, сроки исполнения заказа, количество объекта закупки. Это делает 223-ФЗ более гибким и восприимчивым к рынку

Организация может работать сразу по двум законам — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Если вы работаете по 223-ФЗ, то публикуете Положение о закупке на своем сайте, а уже в нем, если пожелаете, прописываете пункты — как в 44-ФЗ. 223-ФЗ дает заказчикам гораздо больше свободы в выборе условий закупки.

Какие задачи решает 223-ФЗ

  • способствует эффективному расходованию бюджетных денег;
  • делает закупки более конкурентными и прозрачными;
  • предотвращает коррупцию, сговор и прочие злоупотребления;
  • обеспечивает единое экономическое пространство для закупок, что расширяет круг возможных участников;
  • позволяет большему количеству компаний получить выгодный государственный заказ.

Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Способы закупок по 223 ФЗ

Какие торги проходят по 223-ФЗ

Закупки проходят в форме конкурса, аукциона, запросов предложений и котировок, преимущественно электронно (если не сказано в документации иное). Согласно ч.4 ст.3 Правительство РФ устанавливает перечень товаров, услуг и работ, которые приобретаются на условиях этого закона.

Что могут и должны делать заказчики по 223-ФЗ

223-ФЗ дает лишь основное направление и общие постулаты, на которых строится закупочная деятельность. Но главным документом, который определяет структуру сделки является Положение о закупке.

Его содержание отличается от тендера к тендеру, поэтому его не окидывают беглым взглядом, а внимательно изучают. Закон также накладывает на заказчика обязательства.

По 223-ФЗ заказчик должен:

  • по п.2 ч.8. ст.3 покупать товары и потреблять услуги у малых и средних предпринимателей и организаций. Государство устанавливает способ расчета доли таких закупок;
  • отдавать приоритет товарам российского производства, а также услугам и работам соответствующего происхождения.
  • не сотрудничать с организациями из реестра недобросовестных поставщиков;
  • размещать тендерную информацию на своем сайте, если она не содержит гостайны;
  • не публиковать информацию о заказе по п.1-3 ч.15 ст.4. Среди них — купля-продажа и аренда госимущества, покупки на сумму менее 100 тыс. рублей и 500 тыс. рублей (если годовая выручка организации более 5 млрд. рублей).

Участник может пожаловаться в ФАС на основании

  • размещенной заказчиком недостоверной информации — об объемах закупок у малого и среднего бизнеса;
  • нарушения федерального закона или положения;
  • неправомерного требования дополнительных документов заказчиком;
  • несоблюдения порядка размещения Положения о закупке в ЕИС.

Тогда заказчика оштрафуют по ст.7.32.2, ст. 19.5 и 19.7.2-1 КоАП РФ

Деньгами, которые они получают от государства, такие организации распоряжаются на своё усмотрение. Но это вовсе не означает, что принципы рационального расходования здесь неприменимы. Как раз наоборот – такая компания заинтересована в улучшении своей хозяйственной деятельности в росте прибыли, производительности.

Закупки по 223-ФЗ для заказчиков — эффективный способ найти исполнителя для заказа на оптимальных условиях  получить максимум, потратить минимум.

В ч.2 ст.1 223-ФЗ заказчиками называют:

Естественная монополия — это состояние на рынке, когда есть лишь одна компания, которая удовлетворяет потребности в эксклюзивных товарах, работах, услугах. Отсутствие конкуренции для таких компаний не страшит государство, а напротив – считается, что так спрос удовлетворяется эффективнее. К ним относят ПАО «Ростелеком»‎, ОАО «РЖД»‎, ФГУП «Почта России»‎, ПАО «Газпром»‎

Монополистами являются аэропорты, железные дороги, морские порты, электроэнергетика, коммунальная инфраструктура и т.д. ФАС ведет реестр таких компаний.

Государство поддерживает эти компании, а те, в свою очередь, стимулируют деловую активность среди бизнес-сегмента — размещают крупные заказы. Ввиду исключительности своего положения заказчики могут расходовать деньги неэффективно. Чтобы этого не случилось, и создали 223-ФЗ.

Документы по 223 ФЗ

Положение о закупке (далее ПЗ) — это главный регулятор закупочной деятельности по 223-ФЗ

Если в 223-ФЗ появляются изменения, то заказчик обязан дополнить Положение о закупке в течение 15 дней согласно ч.2.7 ст.2 этого же закона

В ПЗ организатор тендера указывает всегда одни и те же пункты:

  • формирование максимальной цены контракта (НМЦК). При его составлении принимают во внимание Приказ Минэкономразвития России №567 от 02.10.13. Там есть методические рекомендации по определению НМЦК;
  • требования к извещению, документации, к участникам и их заявкам;
  • наличие обеспечения по контракту и заявке, его срок, размер, а также допустимые формы предоставления;
  • порядок заключения договора, и что будет, если кто-то уклонится от подписания;
  • порядок работы комиссии тендера;
  • требования к описанию объекта – товара, услуги, работы;
  • способы закупки.

Также могут быть установлены:

  • другие способы закупок, кроме конкурса и аукциона;
  • обязанность обоснования цены, выбора подрядчика или поставщика, заключения контракта с единственным участником.

31.12.2017 законом № 505 государство внесло изменения в 223-ФЗ. Они коснулись ПЗ. Каждого заказчика обязали до 1 января 2019 поправить свои ПЗ и разместить новые в ЕИС. Иначе закупки придется осуществлять по закону №44.При этом в ч.3 ст.4 505-ФЗ нет ничего про то, что будет, если ПЗ не разместить в ЕИС. Для МСП подобное прописано в ч.8.1 ст.3 223-ФЗ. Это значит, что ПЗ будет признано не размещенным, если его не скорректируют до 01.01. 2019. Но это не влечет никаких последствий для крупных заказчиков

Что нужно сделать:

  • создать закрытый перечень закупок у единственного поставщика;
  • указать те, которые будут происходить в бумажном виде. Иначе все станут электронными;
  • дополнить требования к участвующим организациям согласно ч.6 ст.3 223-ФЗ.

Какие сделки не регулирует 223-ФЗ

Закон определяет сделки приведенных выше заказчиков, кроме исключений из ч.4 ст.1:

  • закупка по международному договору;
  • закупка на основании 44-ФЗ, когда должен применяться 223-ФЗ;
  • приобретение и продажа валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг, а также биржевых товаров;
  • приобретение военного оборудования — техники, вооружения, а также услуг и интеллектуальных продуктов военного назначения;
  • лизинг, облигации, операции с прочими финансовыми инструментами и сотрудничество с иностранными банками;
  • сделки в сфере электроэнергетике, которые подпадают под ФЗ №35 от 26.03.2003;
  • поиск компании для проведения обязательного аудита ГУПов и МУПов, государственных компаний и корпораций.

Какое обеспечение требуют в сделках по 223-ФЗ?

Участник выбирает сам форму обеспечения, заказчик лишь указывает в документации необходимый размер. К примеру, по ч. 12 ст. 3.4 субъект малого или среднего бизнеса вправе выбирать между денежным взносом и банковской гарантией.

В остальных случаях по ч.25 ст. 3.2 участник выбирает форму обеспечения из тех, что предусмотрел организатор закупки в Положении. Это может быть и гарантия, и деньги, и любой другой способ, предусмотренный ГК РФ.

Обеспечивать заявку не обязательно по 223-ФЗ. Такое решение — выбор заказчика, но не всегда. По п.27 ст. 3.2 при сумме сделки до 5 млн. рублей обеспечение заявки не устанавливается. В 44-ФЗ заказчик обязан установить такое требование при сумме свыше 50 млн. рублей.

Более подробно про обеспечение заявки в законе №223 можно почитать здесь.

В ПЗ заказчик предусматривает все возможные аспекты грядущей закупки. Там есть и про обеспечение исполнения контракта. Размер, форма и условия предоставления — на его усмотрение.

Более подробно про обеспечение исполнения контракта в законе №223 можно почитать здесь.

Что нужно запомнить

  • 223-ФЗ гораздо более лояльный, чем 44-ФЗ. Многое решает сам заказчик и указывает это в ПЗ.
  • ПЗ нужно читать с особым вниманием. Это основной документ, где есть все условия и требования.
  • Банковская гарантия — наиболее удобный способ обеспечения контракта и заявки.
  • Получить БГ просто. Важно лишь найти кредитную организацию, которая устраивает заказчика и не вызывает нареканий у Центробанка.
Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий