223-ФЗ Раскрытие

223-ФЗ Раскрытие Электронная цифровая подпись

Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» — федеральный закон Российской Федерации, регламентирующий порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц.

Содержание
  1. Сфера применения ФЗ 223Править
  2. Существенные стороны законаПравить
  3. Примерный алгоритм осуществления закупкиПравить
  4. Требования, устанавливаемые заказчиком к участникам закупкиПравить
  5. Информация, которая подлежит размещению на официальном сайтеПравить
  6. СсылкиПравить
  7. Что регулирует 223-ФЗ
  8. Какие задачи решает 223-ФЗ
  9. Какие торги проходят по 223-ФЗ
  10. Что могут и должны делать заказчики по 223-ФЗ
  11. Участник может пожаловаться в ФАС на основании
  12. Документы по 223 ФЗ
  13. Какие сделки не регулирует 223-ФЗ
  14. Какое обеспечение требуют в сделках по 223-ФЗ?
  15. Что нужно запомнить
  16. Кто проводит закупки по закону 223-ФЗ?
  17. В чем преимущества таких закупок для поставщиков?
  18. Где искать закупки по 223-ФЗ?
  19. Как заказчики по 223-ФЗ выбирают поставщиков?
  20. Как принять участие в закупках по 223-ФЗ?
  21. На каких условиях в закупках по 223-ФЗ могут участвовать субъекты МСП?
  22. Есть ли подводные камни или какие-то риски?

Сфера применения ФЗ 223Править

Действие ФЗ 223 распространяется на юридических лиц Российской Федерации, к которым относятся:

  • Государственные корпорации и государственные компании;
  • Субъекты естественных монополий;
  • Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов;
  • Государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия;
  • Автономные учреждения;
  • Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит всем указанным выше юридическим лицам;
  • Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в п. 7 дочерним хозяйственным обществам.

ФЗ 223 не распространяется на покупку и продажу ценных бумаг и валюты, приобретение биржевых товаров, закупки в сфере военных технологий и др. (см. ч. 4, ст. 1 ФЗ № 223).

Существенные стороны законаПравить

Федеральный закон № 223 регулирует весь механизм проведения закупок отдельными видами юридических лиц.

Основные положения закона определяют:

  • Приоритет конкурентных процедур закупки.
  • Возможность заказчика самостоятельно определить способы закупки, но обязательно включить в положение аукцион или конкурс. Заказчик может также проводить другие конкурентные закупки
  • Нормативно-правовую базу для организаций, работающих по 223-ФЗ, в том числе вводится понятие «Положение о закупках», которым должен руководствоваться заказчик.
  • Обязанность заказчиков планировать закупки и размещать ежегодный план в открытом доступе на сайте zakupki.gov.ru. Форма плана установлена Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».
  • Ведение реестра недобросовестных поставщиков.
  • Случаи и процедуру обжалования действий (бездействия) заказчика.
  • Обязанность заказчиков публиковать ежемесячный отчет о закупках

В соответствии с частью 2 статьи 2 данного закона организации утверждают положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Согласно части 3 статьи 3 данного закона в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами. Таким образом, заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.

Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 года № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» дополнительно установлена обязанность заказчиков часть закупок осуществлять в электронной форме.

Постановление Правительства РФ от 31 октября 2014 года № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» устанавливает порядок ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Примерный алгоритм осуществления закупкиПравить

Предусмотренные положением о закупке стадии подготовки и проведения закупки должны содержать процедурные требования к совершению заказчиком следующих действий:

  • разработка и размещение на официальном сайте плана закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год (часть 2 статьи 4 Закона о закупках), за исключением закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств (часть 3 статьи 4, часть 2, 9 статьи 8 Закона о закупках);
  • выбор способа закупки (конкурс, аукцион или иной способ закупки), предусмотренный положением о закупке при наличии в таком положении порядка закупки указанным способом;
  • разработка, утверждение и размещение на официальном сайте извещения и документации о проведении закупки, включающих в себя сведения, определенные частями 5, 9, 10 статьи 4 Закона о закупках;
  • размещение на официальном сайте изменений, вносимых в извещение, документацию о закупке, разъяснений документации о закупке (часть 11 статьи 4 Закона о закупках);
  • предоставление документации о закупке всем заинтересованным лицам (пункт 6 части 9 статьи 4 Закона о закупках);
  • предоставление разъяснений положений документации о закупке (ч. 11 ст. 4 Закона о закупках);
  • приём заявок на участие в закупке (пункт 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках);
  • оценка и сопоставление заявок на участие в закупке (пункт 11 части 10 статьи 4), включая публикацию протоколов, составляемых в ходе закупке;
  • подписание договора с победителем закупки.

Частью 2 статьи 5 Закона о закупках предусмотрены последствия уклонения победителя закупки от заключения договора, а именно, — включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков.

Вместе с тем, в положении о закупке могут содержаться положения о возможности и правомерности включения в положение, извещение, документацию о закупке тех или иных условий, при которых заказчик имеет право, а в некоторых случаях и обязан отказаться от заключения договора. В данном случае уместно провести аналогию с Законом о размещении заказов (часть 3 статьи 9 Закона о размещении заказов), согласно которому заказчик обязан отказаться от заключения договора, например, в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником закупки, установления факта проведения ликвидации участника и т. д.;

  • составление и размещение заказчиком на официальном сайте протоколов, составляемых в ходе закупки (часть 12 статьи 4 Закона о закупках);
  • размещение на официальном сайте не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 (часть 19 статьи 4 Закона о закупках), сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Требования, устанавливаемые заказчиком к участникам закупкиПравить

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путём установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учётом положений действующего законодательства Российской Федерации.

Кроме того, согласно части 7 статьи 3 Закона о закупках при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Закона о закупках, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При этом в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путём доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, при проведении закупки заказчики должны указывать в документации о закупке сведения, определенные положением о закупке, с учётом требований антимонопольного законодательства.

Информация, которая подлежит размещению на официальном сайтеПравить

  • Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения (часть 1 статьи 4 Закона о закупках).
  • Согласно части 2 статьи 4 Закона о закупках, заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  • Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki.gov.ru (далее — официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 указанной статьи.При этом, согласно части 15 статьи 4 Закона о закупках не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона о закупках, которым определяется конкретная закупка, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте, или перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте.Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.Закон о закупках не устанавливает требования к товарам, работам, услугам, стоимость закупки которых не превышает сто (пятьсот) тысяч рублей, период времени, в течение которого могут осуществляться рассматриваемые закупки, а также количество поставщиков, у которых производятся указанные закупки.Таким образом, заказчик в положении о закупке должен установить способы закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто (пятьсот) тысяч рублей, порядок подготовки и проведения такой закупки. При этом, заказчик вправе не размещать на официальном сайте информацию о рассматриваемых закупках.
  • Согласно части 19 статьи 4 Закона о закупках заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте:
    сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика),сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации.сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика),
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации.
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Читайте также:  Постановление Правительства Кыргызской Республики от 31.12.2019 № 742 . Таможенные документы | Альта-Софт

Следует отметить, что заказчик должен размещать на официальном сайте также сведения, предусмотренные частью 19 статьи 4 Закона о закупках, в отношении договоров, сведения о которых заказчик вправе не размешать на официальном сайте в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона о закупках.

  • . Дата обращения: 17 октября 2012. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  • Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Архивная копия от 18 октября 2016 на Wayback Machine — 7 мая 2014 г. Российская газета — Федеральный выпуск № 6373 (101)
  • Артемьев И. Ю. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 24 декабря 2012 г. № ИА/44025/12 Архивная копия от 18 октября 2016 на Wayback Machine «О направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“» — СПС Гарант, 11 февраля 2013.

СсылкиПравить

Российские компании — передовики отраслей и гиганты своего монопольного царства могут восприниматься по-разному, но нельзя отрицать их огромную роль в стимулировании рынка.

Обеспечение контрактов, условия участия, последние изменения в законе — рассмотрим все аспекты работы по 223-ФЗ в статье:

Что регулирует 223-ФЗ

Закон определяет, как вести закупки естественным монополиям и корпорациям с долей государственного участия. 44-ФЗ устанавливает то же самое, но уже исключительно для государственных заказчиков.

223-ФЗ определяет лишь принципы закупки, а порядок и условия процедуры заказчик придумывает сам и вносит в Положение о закупке. И это главный документ, на который опираются все стороны. Он меняется от одной закупке к другой, и успешный участник умело лавирует между различными требованиями контрактов.

Размещают заказы по 223-ФЗ на тех же площадках, что и по 44-ФЗ.

Он позволяет изменять существенные условия контракта — цены, сроки исполнения заказа, количество объекта закупки. Это делает 223-ФЗ более гибким и восприимчивым к рынку

Организация может работать сразу по двум законам — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Если вы работаете по 223-ФЗ, то публикуете Положение о закупке на своем сайте, а уже в нем, если пожелаете, прописываете пункты — как в 44-ФЗ. 223-ФЗ дает заказчикам гораздо больше свободы в выборе условий закупки.

Какие задачи решает 223-ФЗ

  • способствует эффективному расходованию бюджетных денег;
  • делает закупки более конкурентными и прозрачными;
  • предотвращает коррупцию, сговор и прочие злоупотребления;
  • обеспечивает единое экономическое пространство для закупок, что расширяет круг возможных участников;
  • позволяет большему количеству компаний получить выгодный государственный заказ.

223-ФЗ Раскрытие

Способы закупок по 223 ФЗ

Какие торги проходят по 223-ФЗ

Закупки проходят в форме конкурса, аукциона, запросов предложений и котировок, преимущественно электронно (если не сказано в документации иное). Согласно ч.4 ст.3 Правительство РФ устанавливает перечень товаров, услуг и работ, которые приобретаются на условиях этого закона.

Что могут и должны делать заказчики по 223-ФЗ

223-ФЗ дает лишь основное направление и общие постулаты, на которых строится закупочная деятельность. Но главным документом, который определяет структуру сделки является Положение о закупке.

Его содержание отличается от тендера к тендеру, поэтому его не окидывают беглым взглядом, а внимательно изучают. Закон также накладывает на заказчика обязательства.

По 223-ФЗ заказчик должен:

  • по п.2 ч.8. ст.3 покупать товары и потреблять услуги у малых и средних предпринимателей и организаций. Государство устанавливает способ расчета доли таких закупок;
  • отдавать приоритет товарам российского производства, а также услугам и работам соответствующего происхождения.
  • не сотрудничать с организациями из реестра недобросовестных поставщиков;
  • размещать тендерную информацию на своем сайте, если она не содержит гостайны;
  • не публиковать информацию о заказе по п.1-3 ч.15 ст.4. Среди них — купля-продажа и аренда госимущества, покупки на сумму менее 100 тыс. рублей и 500 тыс. рублей (если годовая выручка организации более 5 млрд. рублей).

Участник может пожаловаться в ФАС на основании

  • размещенной заказчиком недостоверной информации — об объемах закупок у малого и среднего бизнеса;
  • нарушения федерального закона или положения;
  • неправомерного требования дополнительных документов заказчиком;
  • несоблюдения порядка размещения Положения о закупке в ЕИС.

Тогда заказчика оштрафуют по ст.7.32.2, ст. 19.5 и 19.7.2-1 КоАП РФ

Деньгами, которые они получают от государства, такие организации распоряжаются на своё усмотрение. Но это вовсе не означает, что принципы рационального расходования здесь неприменимы. Как раз наоборот – такая компания заинтересована в улучшении своей хозяйственной деятельности в росте прибыли, производительности.

Закупки по 223-ФЗ для заказчиков — эффективный способ найти исполнителя для заказа на оптимальных условиях  получить максимум, потратить минимум.

В ч.2 ст.1 223-ФЗ заказчиками называют:

Естественная монополия — это состояние на рынке, когда есть лишь одна компания, которая удовлетворяет потребности в эксклюзивных товарах, работах, услугах. Отсутствие конкуренции для таких компаний не страшит государство, а напротив – считается, что так спрос удовлетворяется эффективнее. К ним относят ПАО «Ростелеком»‎, ОАО «РЖД»‎, ФГУП «Почта России»‎, ПАО «Газпром»‎

Монополистами являются аэропорты, железные дороги, морские порты, электроэнергетика, коммунальная инфраструктура и т.д. ФАС ведет реестр таких компаний.

Государство поддерживает эти компании, а те, в свою очередь, стимулируют деловую активность среди бизнес-сегмента — размещают крупные заказы. Ввиду исключительности своего положения заказчики могут расходовать деньги неэффективно. Чтобы этого не случилось, и создали 223-ФЗ.

Документы по 223 ФЗ

Положение о закупке (далее ПЗ) — это главный регулятор закупочной деятельности по 223-ФЗ

Если в 223-ФЗ появляются изменения, то заказчик обязан дополнить Положение о закупке в течение 15 дней согласно ч.2.7 ст.2 этого же закона

В ПЗ организатор тендера указывает всегда одни и те же пункты:

  • формирование максимальной цены контракта (НМЦК). При его составлении принимают во внимание Приказ Минэкономразвития России №567 от 02.10.13. Там есть методические рекомендации по определению НМЦК;
  • требования к извещению, документации, к участникам и их заявкам;
  • наличие обеспечения по контракту и заявке, его срок, размер, а также допустимые формы предоставления;
  • порядок заключения договора, и что будет, если кто-то уклонится от подписания;
  • порядок работы комиссии тендера;
  • требования к описанию объекта – товара, услуги, работы;
  • способы закупки.

Также могут быть установлены:

  • другие способы закупок, кроме конкурса и аукциона;
  • обязанность обоснования цены, выбора подрядчика или поставщика, заключения контракта с единственным участником.

31.12.2017 законом № 505 государство внесло изменения в 223-ФЗ. Они коснулись ПЗ. Каждого заказчика обязали до 1 января 2019 поправить свои ПЗ и разместить новые в ЕИС. Иначе закупки придется осуществлять по закону №44.При этом в ч.3 ст.4 505-ФЗ нет ничего про то, что будет, если ПЗ не разместить в ЕИС. Для МСП подобное прописано в ч.8.1 ст.3 223-ФЗ. Это значит, что ПЗ будет признано не размещенным, если его не скорректируют до 01.01. 2019. Но это не влечет никаких последствий для крупных заказчиков

Читайте также:  Подпись документов ЭЦП онлайн

Что нужно сделать:

  • создать закрытый перечень закупок у единственного поставщика;
  • указать те, которые будут происходить в бумажном виде. Иначе все станут электронными;
  • дополнить требования к участвующим организациям согласно ч.6 ст.3 223-ФЗ.

Какие сделки не регулирует 223-ФЗ

Закон определяет сделки приведенных выше заказчиков, кроме исключений из ч.4 ст.1:

  • закупка по международному договору;
  • закупка на основании 44-ФЗ, когда должен применяться 223-ФЗ;
  • приобретение и продажа валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг, а также биржевых товаров;
  • приобретение военного оборудования — техники, вооружения, а также услуг и интеллектуальных продуктов военного назначения;
  • лизинг, облигации, операции с прочими финансовыми инструментами и сотрудничество с иностранными банками;
  • сделки в сфере электроэнергетике, которые подпадают под ФЗ №35 от 26.03.2003;
  • поиск компании для проведения обязательного аудита ГУПов и МУПов, государственных компаний и корпораций.

Какое обеспечение требуют в сделках по 223-ФЗ?

Участник выбирает сам форму обеспечения, заказчик лишь указывает в документации необходимый размер. К примеру, по ч. 12 ст. 3.4 субъект малого или среднего бизнеса вправе выбирать между денежным взносом и банковской гарантией.

В остальных случаях по ч.25 ст. 3.2 участник выбирает форму обеспечения из тех, что предусмотрел организатор закупки в Положении. Это может быть и гарантия, и деньги, и любой другой способ, предусмотренный ГК РФ.

Обеспечивать заявку не обязательно по 223-ФЗ. Такое решение — выбор заказчика, но не всегда. По п.27 ст. 3.2 при сумме сделки до 5 млн. рублей обеспечение заявки не устанавливается. В 44-ФЗ заказчик обязан установить такое требование при сумме свыше 50 млн. рублей.

Более подробно про обеспечение заявки в законе №223 можно почитать здесь.

В ПЗ заказчик предусматривает все возможные аспекты грядущей закупки. Там есть и про обеспечение исполнения контракта. Размер, форма и условия предоставления — на его усмотрение.

Более подробно про обеспечение исполнения контракта в законе №223 можно почитать здесь.

Что нужно запомнить

  • 223-ФЗ гораздо более лояльный, чем 44-ФЗ. Многое решает сам заказчик и указывает это в ПЗ.
  • ПЗ нужно читать с особым вниманием. Это основной документ, где есть все условия и требования.
  • Банковская гарантия — наиболее удобный способ обеспечения контракта и заявки.
  • Получить БГ просто. Важно лишь найти кредитную организацию, которая устраивает заказчика и не вызывает нареканий у Центробанка.

Получите консультацию эксперта в области банковских продуктов. Это абсолютно бесплатно

223-ФЗ Раскрытие

Спасибо за заявку

Наш менеджер скоро свяжется с вами

Новичкам, которые только пришли на рынок закупок, трудно сразу разобраться во всех тонкостях процедур. В итоге их заявки отклоняют, а у предпринимателей остается мнение, что честной конкуренции тут просто нет.

223-ФЗ Раскрытие

Руководитель образовательных программ B2B-Center Наталья Патрунина рассказывает про особенности участия в крупнейшем сегменте российских закупок — торгах по Закону № 223-ФЗ.

Кто проводит закупки по закону 223-ФЗ?

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” регулирует закупки госкомпаний, естественных монополий и организаций, которые работают в сфере коммунального хозяйства. Например, по 223-ФЗ проводят закупки “Газпром”, “Роснефть” и “РЖД”.

В отличие от госзаказчиков субъекты Закона № 223-ФЗ тратят свои собственные, а не бюджетные деньги, но при этом их деятельность имеет большое общественное значение. Неэффективные закупки таких компаний, могут, например, сказываться на повышении тарифов на газ или услуги ЖКХ, влиять на качество и безопасность оказываемых услуг и так далее. Поэтому разумность закупок таких компаний контролирует государство.

В чем преимущества таких закупок для поставщиков?

Главный плюс закупок по 223-ФЗ в сравнении с контрактной системой состоит в том, что у субъектов этого закона больше мотивации выбрать действительно лучшее предложение  поставщика. Такие компании тратят собственные деньги, поэтому заинтересованы в качестве закупаемых товаров и услуг.

Кроме того, Закон № 223-ФЗ устанавливает основные принципы взаимодействия заказчика и поставщика и основные правила проведения конкурентных закупок, при этом оставляя заказчику право все, что не урегулировано законом, прописать в своем корпоративном положении о закупках. Таким образом, у заказчика больше инструментов для выбора контрагента с продукцией, лучшей не только по цене, но и по качеству, а это, в свою очередь, выгодно и добросовестному поставщику.

Кроме этого, для участия в большинстве закупок по 223-ФЗ поставщикам не нужно проходить регистрацию в Единой информационной системе, открывать спецсчета в определенных банках, нести другие дополнительные расходы и соблюдать различные формальности, свойственные контрактной системе.

Где искать закупки по 223-ФЗ?

Проще всего искать закупки в Единой информационной системе  или на электронных торговых площадках. Госкомпании могут проводить большинство своих закупок на любых ЭТП.

Но есть исключение — преференционные закупки для малого и среднего бизнеса проводятся на площадках для госзакупок.

Как заказчики по 223-ФЗ выбирают поставщиков?

В последней редакции закона появилось норма о том, что закупки могут быть конкурентными и неконкурентными. Причем для конкурентных закупок многие правила заимствованы из закона 44-ФЗ.

Например, в конкурентных закупках заказчик не может произвольно закупать продукцию определенного бренда. Даже если в закупке указывается конкретный товарный знак, всегда присутствует оговорка «или эквивалент».  Этот пункт на руку поставщикам, т.к. дает возможность для участия большему числу компаний.

Например, заказчик с удовольствием купил бы молочную продукцию бренда «Родное село», но при этом он должен написать в закупочной документации, что рассматривает эквиваленты. И ему придется сравнить заявки от всех участвующих в закупке производителей молока.

Закон называет 4 основных конкурентных способа проведения закупок:

При чем в 223-ФЗ все эти способы названы торгами, в то время как Гражданский кодекс выделяет в качестве торгов только конкурс и аукцион.

В целом, для всех конкурентных закупок установлены общие правила: для каждого названного способа закупок определен  минимальный срок объявления, заказчик может отказаться от проведения закупок только до даты окончания приема заявок. Кроме того, как мы уже сказали, запрещено указание средств индивидуализации продукции, установлены правила внесения изменений в документацию о закупке и разъяснений участникам положений закупочной документации.

Поставщику очень важно знать, что в целях соблюдения требований закона заявка участника должна быть функционально разделена на две части и ценовое предложение. Это должно обеспечить беспристрастность организатора при выборе победителя, поскольку данные о наименовании участника заказчик получает от оператора электронной площадки только на этапе формирования итогового протокола, когда выбор уже сделан. Однако при этом и любая ошибка поставщика при подготовке заявки может стать причиной отклонения его предложения.

Закон позволяет заказчику устанавливать требование об обеспечении заявки только в крупных закупках, начальная (максимальная) цена которых составляет боле 5 млн. рублей. Кроме того, установлены сроки заключения договора с победителем, что объективно вносит определенную ясность на этом важном этапе. Договор заключается не ранее 10 дней и не позднее 30 с момента публикации итогового протокола.

Как принять участие в закупках по 223-ФЗ?

Большинство закупок по данному закону сейчас проводятся в электронном виде. Поэтому нужно найти подходящую закупку и пройти регистрацию на ЭТП. После этого внимательно прочитайте документацию и подавайте заявку.

На каких условиях в закупках по 223-ФЗ могут участвовать субъекты МСП?

Определенный круг заказчиков, работающих по 223-ФЗ, обязаны поддерживать малый и средний бизнес. Для этого 20% от всех договоров должны заключаться с субъектами малого и среднего предпринимательства. С марта 2020 года в круг такой поддержки будут включены и все самозанятые граждане.

Закон № 223-ФЗ в защиту субъектов МСП ограничивает заказчика специальными нормами, начиная от закрытого перечня используемых способов закупки и порядка их выбора, заканчивая сроками оплаты по договору. Кстати, с начала 2020 года этот срок сокращен с 30 за 15 дней с момента выполнения поставщиком его обязательств по договору.

Есть ограничения и по сумме обеспечения заявки. Поставщику не придется изымать из оборота больше 2% от начальной (максимальной) цены закупки для обеспечения заявки и более 5 % от стоимости договора для обеспечения его исполнения.

Оператор электронной площадки не имеет право брать деньги за участие в преференционных закупках для малого и среднего бизнеса. Плату вносит только победитель такой закупки, и в размере не более 2000 рублей.

Есть ли подводные камни или какие-то риски?

Заказчики, работающие по 223-ФЗ, могут прописывать правила проведения своих закупок, которые не урегулированы законом, в положении о закупке. Поэтому поставщику подчас необходимо внимательно читать не только закон и закупочную документацию интересующей его закупки, но и корпоративное положение конкретного заказчика.

Если хотите разобраться в тонкостях законодательства о закупках, то рекомендуем пройти наш дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”. Закупкам по 223-ФЗ посвящен отдельный модуль программы.

ВАЖНО. Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Общие требования Закона № 223-ФЗ к публикации информации о закупке можно изложить в виде следующего перечня документов:

  • Положение о закупках. Публикуется на неопределённый срок. Не может противоречить законодательству о закупках. Содержит базовые нормы, регулирующие закупки данной компании, и эти нормы должны соблюдаться при составлении остальных закупочных документов.
  • План закупок. По общему принципу публикуется на календарный год. Не может противоречить положению о закупках – именно в положении о закупках определяются возможные способы закупки, а также случаи их использования, что находит своё отражение в плане. План закупок содержит базовые параметры каждой будущей закупке, и закупочная документация не может противоречить этим параметрам.
  • Извещение о закупке. Действует на время проведения конкретной закупке. Не может противоречить параметрам данной закупки, заданным планом. Содержит резюмированное описание условий закупки, которые раскрываются в документации о закупке.
  • Документация о закупке (в т.ч. конкурсная документация, аукционная документация и т.п.). Действует на время проведения конкретной закупке. Не может противоречить условиям, установленным извещением о закупке. Содержит детализированное описание требований к поставляемой продукции, требований к поставщику, а также порядка и критериев выбора победителя. Закупочные протоколы не могут опираться на иной порядок.
  • Закупочные протоколы (в т.ч. протокол выбора победителя).Фиксируют основные этапы и результат закупки. Не могут противоречить условиям закупочной документации. Итоговый протокол фиксирует также предложение победителя закупки, которые становятся частью договора, заключаемого им с организатором закупки.
  • Договор. Публикуется после подписания по итогам закупке. Не может противоречить условиям закупочной документации и предложения победителя закупки (если эти условия уточняются по итогам преддоговорных переговоров, то результаты таких переговоров также публикуются). Договор фиксирует соглашение сторон об объёме их взаимных обязанностей в рамках поставки товаров, работ или услуг, бывших предметом закупки.
  • Документы об исполнении или расторжении договора. Фиксируют момент полного или частичного исполнения договорных обязательств.
Читайте также:  Как настроить веб-браузер для работы с мобильным устройством?

Каждый из документов может изменяться, при этом изменения обязательно публикуются в том же порядке, что и изменяемый документ. Отдельные категории заказчиков могут иметь обязанность помимо перечисленных выше публиковать дополнительные документы: например, перечень продукции, закупаемой у малого бизнеса, план закупки такой продукции и отчёт о её закупке (если заказчик обязан предоставлять преференции МСП) либо перечень инновационной продукции, план её закупке и отчёт о её закупке, в т.ч. у МСП (если заказчик попал в соответствующий правительственный перечень). Но перечисленные выше семь категорий документов должны быть опубликованы при проведении любой закупки, даже если это закупка у единственного поставщика.

Обязательной для публикации в рамках закупочного процесса является информация, затрагивающая права и обязанности поставщика, в т.ч. влияющая на выбор победителя. Такие вопросы, как согласование плана закупки или составление закупочной документации, могут быть урегулированы внутренними регламентами, которые не включаются в положение о закупках и могут не публиковаться заказчиком. А вот если подобным же регламентом урегулирован, например, алгоритм аукциона, то заказчик обязан будет опубликовать этот регламент, даже если он не входит в структуру положения о закупках.

Информация о закупке может публиковаться в различных источниках. Для субъектов Закона № 223-ФЗ, как и для госзаказчиков, обязательна публикация закупочной информации в Единой информационной системе. Для коммерческих заказчиков, даже в случае публикации всей информации о закупке, достаточно будет корпоративного сайта.

Однако, преследуя цель реального расширения конкуренции за подряд, заказчики всё чаще выбирают в качестве основного или дополнительного способа публикации информации о закупке электронную торговую площадку, на которой поставщики в свою очередь могут узнать не только сведения о закупке, но и тут же подать свою заявку на участие в ней.

ИСКЛЮЧЕНИЯ. Не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации.

Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 рублей.

В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 000 000 000 рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 000 рублей. (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ)

Правила формирования такого плана и требования к его форме утверждены Постановлением Правительства РФ № 932. План закупки продукции формируется заказчиком в виде единого документа в электронном формате, позволяющем осуществлять поиск по заданным критериям, и должен содержать следующие сведения:

  • наименование, адрес местонахождения, телефон и адрес электронной почты заказчика;
  • порядковый номер каждой закупки;
  • предмет договора с указанием кода закупки по ОКВЭД и ОКДП;
  • минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам);
  • единицы измерения закупаемых товаров (работ, услуг) и код по ОКЕИ;
  • сведения о количестве (объёме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении;
  • регион поставки по ОКАТО;
  • сведения о начальной цене договора;
  • планируемая дата или период размещения извещения о закупке;
  • срок исполнения договора;
  • способ закупки;
  • форма закупки. План закупки товаров, работ, услуг должен иметь помесячную или поквартальную разбивку и может предусматривать возможность корректировки.

Сроки подготовки плана закупки товаров, работ, услуг, а также внутренняя организация подготовки проекта плана закупки товаров, работ, услуг определяются заказчиком самостоятельно.

Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3 223-ФЗ).

Для закупок, проводимых неторговыми способами — путём запроса котировок, запроса предложений, конкурентных переговоров и т.п. — требований по срокам публикации извещения в Законе 223-ФЗ не содержится.

Такой срок для каждого способа закупки организация должна сама установить в своём Положении о закупке.

Главные сведения в положении о закупке

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определённые Положением о закупке, в том числе:

  • установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам и функциональным характеристикам продукции, требования к условиям поставки и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям заказчика;
  • требования к описанию участниками закупки поставляемой продукции, которая является предметом закупки, её функциональных, количественных и качественных характеристик;
  • место, условия и сроки (периоды) поставки продукции;
  • сведения о начальной цене договора;
  • форма, сроки и порядок оплаты продукции;
  • порядок формирования цены договора (с учётом или без учёта расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
  • порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
  • формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений документации о закупке;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
  • критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
  • порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

ВАЖНО. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке и в документации о закупке, не должны противоречить друг другу.

Документация о закупке является приложением к извещению и должна полностью совпадать с ним. Документация о закупке может лишь конкретизировать условия извещения и содержать дополнительные сведения о проведении закупки.
Отчет публикуется не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. В положении о закупке можно предусмотреть и дополнительную информацию, подлежащую обязательной публикации в процессе осуществления закупочной деятельности. В случае возникновения неполадок, блокирующих доступ к официальному сайту в течение более чем одного рабочего дня, информация, подлежащая размещению на официальном сайте, размещается заказчиком на сайте заказчика с последующим размещением её на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня устранения неполадок.

Структура положения о закупках:

I. Общие положения

  • Термины и определения
  • Правовая основа и принципы закупочной деятельности Заказчика
  • Сфера действия настоящего Положения
  • Способы осуществления закупок Заказчиком
  • Требования к Участникам закупок
  • Информационное обеспечение закупок

II. Участники закупочной деятельности

  • Участники закупочной деятельности
  • Распределение полномочий между участниками закупочной деятельности
  • Централизация закупок
  • Специализированная закупочная организация

III. Подготовка закупок

  • План закупок
  • Сбор заявок на проведение закупок
  • Формирование и утверждение плана закупок
  • Внесение изменений в план закупок
  • Публикация плана закупок и изменений к нему
  • Составление закупочной документации
  • Решение о проведении закупки

IV. Извещение о закупке и закупочная документация

  • Извещение о закупке и закупочная документация
  • Содержание извещения о закупке
  • Содержание закупочной документации
  • Проект договора
  • Внесение изменений в извещение о закупке и закупочную документацию
  • Публикация извещения о закупке и закупочной документации

V. Форма закупки

  • Форма закупки
  • Закупка в традиционной форме
  • Закупка в электронной форме
  • Электронный документооборот

VI. Открытый одноэтапный конкурс

  • Проведение открытого одноэтапного конкурса
  • Публикация информации о проведении конкурса
  • Предварительный квалификационный отбор
  • Разъяснение конкурсной документации
  • Внесение изменений в извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию
  • Получение конкурсных заявок
  • Состав конкурсной заявки
  • Вскрытие конвертов с конкурсными заявками
  • Рассмотрение конкурсных заявок
  • Оценка и сопоставление конкурсных заявок
  • Переторжка
  • Определение победителя конкурса
  • Признание конкурса несостоявшимся

VII. Открытый одноэтапный аукцион

  • Проведение открытого одноэтапного аукциона
  • Публикация информации о проведении аукциона
  • Предварительный квалификационный отбор
  • Разъяснение аукционной документации
  • Внесение изменений в извещение о проведении аукциона и аукционную документацию
  • Получение аукционных заявок
  • Состав аукционной заявки
  • Рассмотрение аукционных заявок
  • Получение предложений о цене договора
  • Определение победителя аукциона
  • Признание аукциона несостоявшимся

VIII. Открытый одноэтапный запрос предложений

  • Проведение открытого одноэтапного запроса предложений
  • Публикация информации о проведении запроса предложений
  • Предварительный квалификационный отбор
  • Разъяснение закупочной документации
  • Внесение изменений в информацию о проведении запроса предложений
  • Получение заявок на участие в запросе предложений
  • Состав заявки на участие в запросе предложений
  • Открытый и закрытый режимы подачи предложений
  • Рассмотрение и оценка предложений
  • Переторжка
  • Определение победителя запроса предложений
  • Признание запроса предложений несостоявшимся

IX. Открытый одноэтапный запрос котировок

  • Проведение открытого одноэтапного запроса котировок
  • Публикация информации о проведении запроса котировок
  • Предварительный квалификационный отбор
  • Разъяснение закупочной документации
  • Внесение изменений в информацию о проведении запроса котировок
  • Получение заявок на участие в запросе котировок
  • Состав заявки на участие в запросе котировок
  • Открытый и закрытый режимы подачи предложений
  • Рассмотрение и оценка предложений
  • Определение победителя запроса котировок
  • Признание запроса котировок несостоявшимся

X. Упрощенная конкурентная закупка

  • Проведение упрощенной конкурентной закупки
  • Сбор предложений участников упрощенной конкурентной закупки
  • Выбор победителя упрощенной конкурентной закупки

XI. Закупка у единственного поставщика

  • Основания проведения закупки у единственного поставщика
  • Публикация информации о закупке у единственного поставщика

XII. Особенности двухэтапных закупок

  • Двухэтапные способы закупок
  • Основания применения двухэтапных закупок
  • Предоставление и разъяснение закупочной документации первого этапа
  • Получение от участников закупки предложений первого этапа
  • Рассмотрение предложений первого этапа
  • Закупочная документация второго этапа

XIII. Особенности закрытых закупок

  • Проведение закрытых закупок
  • Основание применения закрытых закупок
  • Особенности закрытых закупок

XIV. Заключение и исполнение договора

  • Составление договора по результатам закупки
  • Согласование Заказчиком договора, заключаемого по результатам закупки
  • Заключение договора по результатам закупки
  • Изменение договора в процессе его заключения
  • Изменение договора в процессе его исполнения
  • Приемка результатов исполнения договора
  • Расчеты по договору
  • Урегулирование договорных споров
  • Расторжение договора
Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий