Что такое закупка по 44-ФЗ? Какие бывают виды

44-ФЗ — это федеральный закон, который регулирует сферу закупок. В документе описан весь порядок проведения закупочной деятельности, но если вы начинающий поставщик, то сложный текст закона может показаться чересчур запутанным.

В этой статье мы объясним простыми словами, как происходит закупочная деятельность, и как к ней подготовиться.

Участники в закупках по 44-ФЗ

Участников закупок можно разделить на две группы: заказчики и поставщики. К первым относятся государственные и муниципальные организации (школы, фонды, больницы и т.д.), именно они выставляют заказы на товары и услуги. Ко вторым относятся поставщики, которые выполняют заказы (индивидуальные предприниматели и юридические лица).

К участникам косвенно можно отнести операторов электронных торговых площадок (ЭТП), где происходит закупочная деятельность. Кроме того, косвенно в закупках участвуют и федеральные органы власти: Минфин, ФАС, Рособоронзаказ, Росатом и Роскосмос. Вся сфера закупок регулируется этими органами власти.

Требования к участникам госзакупок

К поставщикам в системе государственных закупок законодательство выставляет определённые требования, и начинающий поставщик должен их знать. В первую очередь в качестве поставщиков могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Их участие в закупках может быть ограничено, если:

  • индивидуальный предприниматель или организация находятся в процессе ликвидации;
  • у участника есть недоимки по налогам, сборам и другие задолженности за прошедший год (если общая стоимость превышает 25% от стоимости активов);
  • деятельность участника приостановлена;
  • у участника присутствует решение об открытии конкурсного производства;
  • индивидуальный предприниматель или организация признаны банкротом;
  • у участника есть судимость за преступления в сфере экономики;
  • участник входит в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик может отказаться от составления контракта с исполнителем, если будет установлен факт нарушения правил. Поставщик же может обжаловать решение о своём отстранении или отказа заказчика от подписания контракта, если посчитает решение несправедливым.

Виды госзакупок

Заказчики выбирают поставщиков путём конкурентного определения. Законом выделены семь таких способов:

  • Конкурс с ограниченным участием.
  • Закупка товара у единственного поставщика.

Иногда заказчики при выборе опираются на наименьшую цену, иногда — на лучшее соотношение цены и условий.

Подрядчик выбирается по наименьшей цене, если способ определения — аукцион (торговый метод) или запрос котировок (неторговый метод). В первом случае поставщику, чтобы победить, нужно заполнить заявку без ошибок и постепенно снижать цену. При этом заказчик выберет того исполнителя, чья цена в итоге окажется самой низкой. При составлении заявки на участие в запросе котировок, поставщик также описывает товар или услугу и выставляет стоимость, но при этом возможность снижения цены отсутствует. Заказчик также выбирает того исполнителя, чья цена окажется самой низкой.

Конкурс (торговый метод) и запрос предложений (неторговый метод) — это такие способы определения подрядчика, в которых победителем становится тот, кто соответствует всем требованиям и предлагает лучшие условия.

Любая торговая и неторговая процедура может проходить как в один, так и в несколько этапов. Кроме того, конкурсы и аукционы могут быть как открытыми, так и закрытыми, когда выставляются те или иные ограничения на участие.

Подготовиться к участию в госзакупках можно с помощью «Астрал.Тендер». Вас научат не только работе на электронных площадках, но и, при необходимости, специалисты возьмут торги в свои руки, предоставив вам уже готовые сделки.

Место проведения госзакупок

Все закупки по 44-ФЗ проводят исключительно в электронном виде. Процесс происходит на электронных торговых площадках — сайтах, где заказчики и поставщики могут взаимодействовать.

Тендеры проходят на следующих площадках: «Сбербанк АСТ», «Государственная тендерная площадка Росэлторг», «Электронная площадка торгов РТС тендер», «Национальная электронная площадка НЭП», «Электронная торговая площадка Заказ РФ», «Всероссийская универсальная площадка ЭТП РАД Госзакупки», «ЭТП ГПБ Электронная торговая площадка Газпромбанка», «Федеральная электронная площадка ТЭК-Торг», «ЭТП Гособоронзаказа АСТ ГОЗ».

Что потребуется для участия

Один из основных инструментов в закупочной деятельности — это электронная подпись. Её применение обязательно для регистрации на ЕИС и ведения закупочной деятельности на площадках. При этом электронная подпись обязательно должна быть квалифицированной, такую ЭП выдают только аккредитованные удостоверяющие центры.

Помочь с поиском подходящих заказов может «Астрал.Тендер». Сервис проанализирует рынок и поможет с выбором выгодных предложений.

Как проходят закупки

Проведение госзакупок по 44-ФЗ происходит по определённой схеме, которая различается лишь некоторыми элементами (как, например, видом закупки). Для того чтобы схема была понятна даже для чайников, мы выделили в ней главные шаги:

Инициатор госзакупки — это заказчик. Он выставляет подробное техническое задание. В нём он отражает все требования к необходимому товару, услугам или работам. Кроме того, заказчик указывает цену и условия.

Поставщики отправляют заявки на выполнение заказа, в которых указывают время его исполнения и другую важную для заказчика информацию. На этот этап уходит несколько дней, заказчик выставляет их самостоятельно.

Определение исполнителя заказа выполняется в соответствии с типом госзакупки, при этом всегда выбор падает на самое выгодное предложение. Это может быть конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений. Отбор может проходить в один или несколько этапов, что также определяет заказчик.

Как только заказчик выбирает исполнителя, они заключают контракт. Структура документа обязательно должна включать сроки оплаты, приёмки и оформления результатов приёмки. В контракте указываются дополнительные параметры, как, например, условия об ответственности заказчика и исполнителя.

Поставщик выполняет заказ и предоставляет его результат. Товар или услуги которые предоставляет исполнитель, должны соответствовать оговорённым условиям, а работа должна быть выполнена в срок.

В госзакупках по 44-ФЗ задействовано множество процессов, лишь косвенно связанных с действиями поставщика. Простыми словами: для того чтобы начать работать с заказчиками, достаточно приобрести электронную подпись, зарегистрировать на портале ЕИС и найти подходящий заказ.

Для участия в госзакупках по 44-ФЗ нужно использовать квалифицированную электронную подпись. «Астрал-ЭТ» подходит для участия в торгах, работе на государственных порталах и ведения электронного документооборота. Подпись лучше использовать со специально настроенным тарифом: «Базис» или «Универсальный».

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 188-ФЗ,

от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 21.07.2014 N 224-ФЗ,

от 24.11.2014 N 356-ФЗ, от 01.12.2014 N 416-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ,

от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ,

от 08.03.2015 N 48-ФЗ, от 06.04.2015 N 82-ФЗ, от 29.06.2015 N 188-ФЗ,

от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 13.07.2015 N 220-ФЗ,

от 13.07.2015 N 226-ФЗ, от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 13.07.2015 N 249-ФЗ,

от 29.12.2015 N 390-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ,

от 05.04.2016 N 96-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 02.06.2016 N 167-ФЗ,

от 23.06.2016 N 203-ФЗ, от 23.06.2016 N 221-ФЗ, от 03.07.2016 N 266-ФЗ,

от 03.07.2016 N 314-ФЗ, от 03.07.2016 N 320-ФЗ, от 03.07.2016 N 321-ФЗ,

от 03.07.2016 N 365-ФЗ, от 28.12.2016 N 474-ФЗ, от 28.12.2016 N 489-ФЗ,

от 28.12.2016 N 500-ФЗ, от 22.02.2017 N 17-ФЗ, от 28.03.2017 N 36-ФЗ,

от 28.03.2017 N 45-ФЗ, от 01.05.2017 N 83-ФЗ, от 07.06.2017 N 106-ФЗ,

от 07.06.2017 N 108-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ, от 26.07.2017 N 211-ФЗ,

от 29.07.2017 N 231-ФЗ, от 29.07.2017 N 267-ФЗ (ред. 29.12.2017),

от 29.12.2017 N 475-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ,

от 31.12.2017 N 506-ФЗ, от 23.04.2018 N 108-ФЗ, от 29.06.2018 N 174-ФЗ,

от 29.07.2018 N 267-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 03.08.2018 N 311-ФЗ,

от 30.10.2018 N 393-ФЗ, от 27.12.2018 N 502-ФЗ, от 27.12.2018 N 512-ФЗ,

от 27.12.2018 N 518-ФЗ, от 01.04.2019 N 50-ФЗ, от 01.05.2019 N 69-ФЗ,

от 01.05.2019 N 70-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ,

от 27.06.2019 N 152-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ (ред. 30.12.2020),

от 27.12.2019 N 469-ФЗ, от 27.02.2020 N 27-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ,

от 04.04.2020 N 107-ФЗ, от 24.04.2020 N 124-ФЗ, от 08.06.2020 N 180-ФЗ,

от 31.07.2020 N 249-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 22.12.2020 N 435-ФЗ,

от 22.12.2020 N 436-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 30.12.2020 N 501-ФЗ,

Читайте также:  Получить Электронную Цифровую Подпись (ЭЦП) за 2 дня

от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 24.02.2021 N 20-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ,

от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 01.07.2021 N 277-ФЗ, от 02.07.2021 N 344-ФЗ,

от 02.07.2021 N 351-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ,

от 08.03.2022 N 46-ФЗ, от 26.03.2022 N 64-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ,

от 16.04.2022 N 109-ФЗ, от 11.06.2022 N 160-ФЗ, от 28.06.2022 N 231-ФЗ,

от 14.07.2022 N 272-ФЗ, от 04.11.2022 N 420-ФЗ, от 05.12.2022 N 498-ФЗ,

от 19.12.2022 N 519-ФЗ, от 28.12.2022 N 563-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 09.04.2020 N 16-П)

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – контрактная система в сфере закупок) – совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;

3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

4) участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее – офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ “О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием”, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ “О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием”;

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ, от 05.12.2022 N 498-ФЗ)

4.1) поставщик (подрядчик, исполнитель) – участник закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен контракт;

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

5) государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства”, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 22.12.2020 N 435-ФЗ)

6) муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

7) заказчик – государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ)

7.1) заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, – заказчик из числа дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, а также заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

8) государственный контракт, муниципальный контракт – гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

8.1) контракт – государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 277-ФЗ)

8.2) контракт жизненного цикла – контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, создание товара в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара;

(п. 8.2 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

8.3) контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, – контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан;

(п. 8.3 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

8.4) отдельный этап исполнения контракта – часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

(п. 8.4 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

8.5) контракт со встречными инвестиционными обязательствами – контракт на поставку товара, оказание услуги, заключенный в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона и предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика (исполнителя) по созданию, модернизации, освоению производства такого товара и (или) по созданию, реконструкции имущества (недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой), предназначенного для оказания такой услуги;

(п. 8.5 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

9) единая информационная система в сфере закупок (далее – единая информационная система) – совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – официальный сайт);

Читайте также:  эдс криптопро

10) уполномоченный орган, уполномоченное учреждение – государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона;

11) специализированная организация – юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;

12) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;

13) контрольный орган в сфере закупок – федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (далее – контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа);

14) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок – орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

15) эксперт, экспертная организация – обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

16) совокупный годовой объем закупок – утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

(п. 16 введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

17) электронная площадка – сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме), а также закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона;

(п. 17 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

18) оператор электронной площадки – непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов электронных площадок;

(п. 18 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

19) специализированная электронная площадка – соответствующая установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;

(п. 19 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

20) оператор специализированной электронной площадки – российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов специализированных электронных площадок.

(п. 20 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

2. Утратил силу с 1 января 2022 года. – Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

  • Понятие закупки у единственного поставщика
  • Когда возможна закупка у единственного поставщика
  • Малая электронная закупка
  • Согласование контракта, заключаемого по итогам несостоявшейся конкурентной закупки
  • Уведомление контролирующего органа о заключении контракта

Рассмотрим основные изменения в законодательстве, затрагивающие закупку у единственного поставщика по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – «Закон № 44-ФЗ»).

Понятие закупки у единственного поставщика

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика – это процедура, при которой заказчик заключает контракт с конкретным физическим или юридическим лицом, минуя формальную процедуру выбора поставщика.

Закупка у единственного поставщика – право, а не обязанность заказчика. Однако существует исключение – закупка у единственного поставщика в случаях, когда конкурентная процедура по Закону № 44-ФЗ не состоялась.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Когда возможна закупка у единственного поставщика

Случаи, когда заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика (исполнителя или подрядчика) перечислены в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В этом перечне более 50 различных оснований. Перечислим наиболее популярные.

  • Закупка товара, работы или услуги (далее – «ТРУ»), относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», закупка услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93).
  • Закупка ТРУ у единственного поставщика (подрядчика или исполнителя), определённого указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ в случаях, которые устанавливает Президент РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93).
  • Закупка с целью выполнения работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93).
  • Закупка на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93).
  • Закупка на сумму до 600 тыс. руб. государственным или муниципальным учреждением культуры, уставная цель деятельности которого состоит в сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (п. 5 ч. 1 ст. 93).
  • Закупка на ту же сумму такими государственными и муниципальными учреждениями, как:
  • музеи и планетарии
  • зоопарки, заповедники и ботанические сады
  • национальные, природные и ландшафтные парки, а также парки культуры и отдыха
  • телерадиовещательные учреждения
  • театры и учреждения, осуществляющие концертную деятельность
  • цирки
  • дома культуры, дворцы культуры, дома и центры народного творчества и ремёсел, клубы
  • библиотеки и архивы (п. 5 ч. 1 ст. 93)
  • Закупка на ту же сумму государственными и муниципальными образовательными и научными организациями (п. 5 ч. 1 ст. 93).
  • Закупка на ту же сумму организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 5 ч. 1 ст. 93).
  • Закупка на ту же сумму физкультурно-спортивными организациями (п. 5 ч. 1 ст. 93).
  • Когда процедуры закупок были признаны несостоявшимися (пп. 24 и 25 ч. 1 ст. 93).
  • Закупка с целью оказания таких услуг, как:
  • водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение
  • газоснабжение (кроме услуг по реализации сжиженного газа)
  • обращение с ТКО (твёрдыми коммунальными отходами)
  • подключение и присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения
  • ввоз, вывоз и хранение психотропных веществ и наркотических средств (п. 8 ч. 1 ст. 93)
  • оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, а также вследствие аварий и обстоятельств непреодолимой силы
  • предупреждения или ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оказания гуманитарной помощи (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций)
Читайте также:  вконтакте криптопро лицензия

Следует отметить, что в этих случаях заказчик вправе осуществить закупку в том количестве и в том объёме, которые необходимы для предотвращения или предупреждения негативных последствий, если применение конкурсной процедуры, требующей временных затрат, нецелесообразно (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Также отметим, что 08.03.2022 в Закон № 44-ФЗ внесли новые основания для осуществления закупок у единственного поставщика (ФЗ от 08.03.2022 № 46 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

К ним основаниям относятся:

  • закупка государственной или муниципальной медицинской организацией лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, произведённых единственным производителем в России или на территории иностранного государства, не вводившего в отношении РФ ограничительные меры экономического характера (п. 5.1 ч. 1 ст. 93)
  • закупка Фондом социального страхования РФ технических средств реабилитации и услуг, которые были произведены (оказаны) в России или произведены на территории иностранного государства, не вводившего в отношении РФ ограничительные меры экономического характера (п. 5.2 ч. 1 ст. 93)
  • заключение контракта на поставку медицинских изделий или лекарственных препаратов, не имеющих отечественных аналогов и производство которых осуществляет единственный производитель из иностранного государства, не вводившего в отношении России ограничительные меры экономического характера, с поставщиком, который включён в реестр единственных поставщиков данных изделий и препаратов (п. 28.1 ч. 1 ст. 93)

Кроме того, Правительство РФ до 31.12.2022 в дополнение к перечисленным в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ основаниям вправе устанавливать и другие случаи, позволяющие осуществлять закупки для государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика, а также определять порядок их осуществления.

Указанные положения распространяются на регионы и муниципальные образования.

Разберём подробнее малые электронные закупки, которые могут осуществляться заказчиками для приобретения товаров в соответствии с пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму 3 млн руб.

Малая электронная закупка

Согласно пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, электронная малая закупка является разновидностью закупки у единственного поставщика и проводится в электронной форме на тех же ЭТП (электронных торговых площадках), что и другие закупки по Закону № 44-ФЗ.

Такая процедура закупок применяется исключительно для закупки товаров. Согласно ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, цена контракта не должна превышать 3-х млн руб. Минимальная цена контракта может быть любой.

В соответствии с пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ объём таких закупок учитывается в предельных годовых объёмах закупок.

Инструкция по проведению закупки

Шаг 1. Участник формирует на ЭТП предварительное предложение о поставке товаров и подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – «УКЭП»). Предложение должно содержать информацию, предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: наименование товара, страна его происхождения, характеристики, товарный знак, количество и т.д.

Участник, размещая такое предложение, автоматически соглашается с тем, что оператор ЭТП будет направлять заказчикам предложения о поставке. Согласно подп. «и» п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, участник вправе отозвать предложение в любой момент до того, как оператор ЭТП направит его заказчику.

Оператор ЭТП не станет учитывать предварительное предложение участника, если до окончания срока его регистрации в ЕИС осталось 3 месяца.

Шаг 2. Заказчик формирует в ЕИС извещение, которое содержит информацию, указанную в п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: наименование товара, адрес ЭТП, требования к участникам и т.д.

Шаг 3. Оператор в течение часа с момента размещения извещения определяет из всех предварительных предложений максимум 5 заявок, которые соответствуют требованиям.

Шаг 4. Оператор присваивает каждому предложению индивидуальный номер по возрастанию цены. При подаче нескольких предложений с одинаковой ценой оператор присвоит первый номер заявке, направленной раньше.

Шаг 5. Оператор направляет заказчику предложение.

Шаг 6. Заказчик принимает по каждому предложению решение. Присваивает предложениям номера. На это ему отводится один рабочий день, следующий за днём получения предложений.

Шаг 7. Далее заказчик формирует протокол подведения итогов, который в течение часа размещается в ЕИС и на ЭТП.

Шаг 8. Контракт заключается с участником закупки, предложение которого в порядке ст. 51 Закона № 44-ФЗ получило первый номер. Процедура происходит с учётом особенностей, предусмотренных ч. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ:

  • на размещение контракта в ЕИС и на ЭТП заказчику отводится один рабочий день, следующий за днём размещения протокола в ЕИС
  • в течение 5 рабочих дней со дня заключения контракта соответствующая информация заносится в реестр контрактов
  • протокол разногласий не формируется и не размещается

Согласование контракта, заключаемого по итогам несостоявшейся конкурентной закупки

При определённых обстоятельствах закупка у единственного поставщика может стать обязанностью, а не правом заказчика.

Согласно п. 4. ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если закупка признана несостоявшейся, на основании пп. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по согласованию с контролирующим органом заключается контракт с единственным поставщиком.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 (далее – «Правила № 961»), согласие потребуется, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превысит:

  • 1 тыс. руб. при осуществлении закупки в случаях, когда признали несостоявшимся электронный конкурс или электронный аукцион по пп. 3-6 ч. 1. ст. 52 Закона № 44-ФЗ, а также при закрытых процедурах закупки
  • 250 млн руб. при осуществлении закупки для нужд муниципалитета или субъекта РФ (исключение – закупки, указанные в последнем пункте перечня)
  • 500 млн руб. при осуществлении закупки для федеральных нужд (исключение – закупки, указанные в последнем пункте перечня)

При проведении заказчиками совместного конкурса или аукциона каждый из них обязан самостоятельно согласовать с контролирующим органом заключение контракта. Речь идёт о превышении НМЦК (п. 5 ч. 1 ст. 25 Закона № 44-ФЗ).

Если не состоялся запрос котировок в электронной форме, то, согласно п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, согласовывать такой контракт не нужно.

Согласно п. 13 Правил № 961, контролирующий орган не согласует заключение контракта, если:

  • способ закупки выбран неверно
  • закрытую закупку провели без согласования с ФАС РФ
  • требования к участникам закупки установлены с нарушением Закона № 44-ФЗ
  • в описании объекта закупки ограниченное число участников
  • сокращён срок подачи заявок
  • неправомерно отклонили заявку или признали её не соответствующей установленным требованиям
  • неправомерно отказали участнику в допуске к участию в закупке
  • поданная единственным поставщиком заявка или предусмотренная подп. «е» и «ж» п. 7 Правил № 961 информация не соответствуют требованиям
  • единственный поставщик не соответствует установленным требованиям

Согласно п. 12 Правил № 961, если контролирующий орган обнаружит нарушения в условиях контракта, он согласует его заключение, однако выдаст предписание, в котором укажет, какие действия нужно совершить при заключении контракта.

Уведомление контролирующего органа о заключении контракта

Иногда при заключении контракта с единственным поставщиком заказчик обязан уведомить контролирующий орган. Например, при заключении контракта по пп. 6, 9, 34 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ он должен направить соответствующее уведомление, обосновать заключение и приложить копию контракта. Согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, сделать это нужно в течение одного рабочего дня с даты, когда было подписано соглашение.

В законе нет требований к форме и содержанию такого уведомления.

За непредставление уведомления или представление с нарушением срока предусмотрены санкции. Согласно ст. 19.7.2 КоАП РФ, на должностное лицо будет наложен штраф в размере 15 тыс. руб., на организацию – в размере 100 тыс. руб.

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий