Как поставщику получить доступ к гособоронзаказу

Как поставщику получить доступ к гособоронзаказу Электронная цифровая подпись

Для многих поставщиков, в особенности субъектов малого бизнеса, участие в торгах по Гособоронзаказу кажется чем-то недоступным. Так ли это на самом деле?

Гособоронзаказ

Под гособоронзаказом понимаются закупки, проводимые для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставка продукции в области военно-технического сотрудничества с другими странами. Профильным регулирующим законодательным актом является закон № 275-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Процедуры в рамках оборонзаказа ранее проводились закрытым способом в бумажной форме. Часть торгов, связанная с закупкой «мирных» товаров, работ и услуг (например, продовольствия для воинских частей), проходила в рамках 44-ФЗ в виде аукционов и других процедур.

Аккредитация на АСТ ГОЗ

Хотите участвоать в торгах на закрытой электронной площадке Гособоронзаказа, но не получается настроить доступ или нет времени заниматься этим самостоятельно?

Мы оказываем услугу по аккредитации на АСТ ГОЗ и помогаем:

  • Настроить рабочее место для работы с VipNet и КриптоПро;
  • Подготовить документы для аккредитации, чтобы пройти процедуру с первого раза;
  • Настроить доступ к защищенной сети АСТ ГОЗ: www.astgoz.ru, 44.astgoz.ru, 223.astgoz.ru;
  • Получить доступ к процедурам торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В настоящее время функционирует специализированная электронная торговая площадка АСТ ГОЗ, предназначенная исключительно для закупок по оборонзаказу. Процедуры на ней проводится через закрытые торги. От обычных ЭТП она отличается повышенной системой защиты, а также тем, что размещаемая там информация закрыта от публичного доступа.

Зачем участвовать в гособоронзаказе

На площадке АСТ ГОЗ размещаются потребности, которые связаны не только с вооружением и техникой. Это и обычные товары, например, канцелярские. А вот конкуренция на спецплощадке гораздо ниже. Это связано с тем, что получить доступ к ней по сравнению с обычными ЭТП сложнее.

Таким образом, у поставщиков, в том числе и у субъектов малого и среднего бизнеса, есть возможность поучаствовать в торгах на более выгодных условиях. Специалисты отмечают, что сегодня поставщики начинают более активно интересоваться процедурами в рамках гособоронзаказа.

В последнее время все больше закупок в рамках ГОЗ проводится именно в электронной форме. Более того, рассматривается возможность перевести на специализированные площадки торги, связанные с государственной тайной.

Иначе говоря, этот рынок является перспективным и малоконкурентным. И в ближайшее время открыт он не будет — в ФАС придерживаются мнения, что потребности, связанные с обороной, не должны быть предметом всеобщего достояния. Приоритетной задачей в этой сфере является не столько устроить конкурентную процедуру, сколько обеспечить потребности заказчика. В идеале заказчики должны сами взрастить себе поставщиков. Поэтому у сегодняшних участников гособоронзаказа есть шанс стать именно такими «взрощенными» поставщиками.

Как получить доступ к АСТ ГОЗ

Доступ к площадке запрашивается через сайт ЭТП. Процесс состоит из нескольких этапов:

  • Получение ЭЦП. Имеющуюся подпись можно проверить на сайте площадки.
  • Настройка рабочего места и подключение к защищенному каналу связи. На этом этапе потребуется программное обеспечение, получить которое можно только на диске (почтой или курьером). Примерная стоимость — 10000 рублей.
  • Прохождение аккредитации, как на обычной ЭТП.

Когда все эти шаги будут пройдены, поставщик получит доступ к торгам, которые проводятся на площадке АСТ ГОЗ.

Специальный счет

Исполнитель гособоронзаказа должен открыть спецсчет в уполномоченном банке, например, в Сбербанке или ВТБ. Все расчеты между сторонами контракта должны проводиться именно через такой счет. Деньги с него могут расходоваться по особым правилам, которые регламентируются статьей 8.3 закон 275-ФЗ.

В частности, денежные средства могут расходоваться на аванс за услуги, товары и работы, которые необходимы для исполнения оборонного контракта. При этом переводить денежные средства можно на такие же специальные счета. Таким образом, они должны быть открыты не только для основного исполнителя контракта, но и для его подрядчиков.

Закупки по госооборонзаказу по-прежнему вызывают множество вопросов даже у тех, кто давно работает по 44-ФЗ. Разбираемся, в чем особенности закупок по 275-ФЗ

Нормативное регулирование ГОЗ

Особенности закупок по 275-ФЗ

Порядок открытия лицевых счетов

Идентификатор как обязательный элемент

Порядок расчетов по госконтракту

Права и обязанности сторон

Изменения в сфере ГОЗ в 2022 году

Нормативное регулирование ГОЗ

Впервые начав работать с государственным оборонным заказом (ГОЗ), нужно понять соотношение двух основных законов, регулирующих эту сферу. Общий порядок госзакупок предусмотрен Законом № 44-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:

  • планирования закупок;
  • определения начальной максимальной цены контракта и цен контрактов, которые заключаются с единым поставщиком в составе ГОЗ;
  • описания объектов закупок;
  • определения цены госконтракта на товары/работы/услуги;
  • установления дополнительных требований к экспертам и экспертным организациям, которых привлекают для экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • обеспечения исполнения контракта.

Есть еще несколько важных документов, которые регулируют оборонные закупки. Их тоже надо изучить и отслеживать изменения.

Кроме того, в сфере ГОЗ работает своя терминология. Новичкам сложно сразу перестроиться и понять особенности участия в закупках по ГОЗ, а также исполнения контрактов. Поэтому мы подготовили полезную статью, в которой раскрыли основные понятия, используемые при работе с ГОЗ, и сделали обзор нормативно-правовой базы.

В конце статьи вы найдете перечень нормативно-правовой базы, регулирующей закупки в рамках гособоронзаказа, а также основные понятия по теме ГОЗ.

В конце статьи есть шпаргалка

Особенности закупок по 275-ФЗ

Одно из значимых отличий гособоронзаказа — ограничения по участникам закупок. Ими могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, иностранные компании, физические лица не будут допущены к участию, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам.

Предметом закупок могут быть самые обычные товары/работы/услуги по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то есть ГОЗ — это не только про вооружение. Но в зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) делятся на две группы:

  • Закрытые. Их организуют, когда закупка содержит гостайну или предмет закупки связан с разработкой и производством военной техники и оружия. В этом случае поставщика можно выбрать только из числа специально приглашенных участников. В числе одного из условий может стать наличие лицензии ФСБ на выполнение работ, связанных с гостайной. Информация о закрытых закупках не размещается в ЕИС. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на электронной площадке АСТ ГОЗ.
  • Открытые. Проходят в формате обычной закупки, которая размещается в ЕИС с уточнением, что это процедура определения поставщика в рамках ГОЗ. Предметом контракта могут быть те же товары/работы/услуги, что и по 44-ФЗ, например, поставка продуктов или строительство хозяйственного здания.

Обратите внимание: в некоторых ситуациях выбор исполнителя производится не при помощи процедуры закупки, а путем его утверждения. Например, такого поставщика устанавливает постановление Правительства РФ или указ Президента РФ.

Порядок открытия лицевых счетов

Для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровней по 275-ФЗ должны открыть специальные лицевые счета (Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819) в одном из уполномоченных банков. Через них будут проводиться любые расчеты в рамках ГОЗ. Если госконтрактов несколько, для каждого должен быть отдельный счет.

Исполнитель предоставляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия счета. В течение двух дней Казначейство проверяет информацию об организации и не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки:

  • в случае положительного результата проверки открывает лицевой счет;
  • в случае отрицательного результата приостанавливает открытие и направляет уведомление с указанием причины (ПП № 1819).

Если есть сложности, государственный заказчик не позднее двух рабочих дней с момента получения уведомления должен подтвердить открытие лицевого счета или мотивировать отказ. На следующий день Казначейство открывает лицевой счет головному исполнителю или отказывает и возвращает все документы.

Идентификатор как обязательный элемент

Техническая особенность закупок по ГОЗ — наличие идентификатора. Это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем (Приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.

Далее идентификатор проставляют на всех контрактах, платежках, внутренних приказах, которые сопровождают выполнение заказа в рамках одного гособоронзаказа и пр. Это подтверждение затрат и залог того, что денежные средства по ГОЗ будут перечислены. Идентификатор действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.

ГОЗ: особенности формирования и размещения по 275-ФЗ. Видео. Онлайн-тест. Электронный сертификат

Хотя Законом № 275-ФЗ предусмотрен ряд случаев, когда документы, являющиеся основанием для составления распоряжений при списании денежных средств, могут не содержать идентификатор государственного контракта. Например, это оплата расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию, оплата труда, оплата головным исполнителем расходов на сумму не более
5 млн  руб. в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более 3 млн руб. в месяц и др. (ч. 2.1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

Читайте также:  Как установить пакет, для которого отсутствует зависимость нужной версии -

Разряды идентификатора означают:

  • способ, которым определяют исполнителя;
  • год, в котором заключен госконтракт;
  • год, в котором госконтракт заканчивает действовать;
  • порядковый номер госконтракта;
  • код государственного заказчика.

Идентификатор не может быть повторно присвоен другому госконтракту.

Порядок расчетов по госконтракту

Вне зависимости от того, каков предмет закупки, вы должны помнить об особенностях расчетов в гособоронзаказе:

  • каждая сторона ГОЗ должна открыть отдельный счет в уполномоченном банке и все взаиморасчеты проводить через него;
  • деньги, которые поступают от государственного заказчика, целевые, они направлены на конкретные затраты конкретного заказа, даже если это сухие корма для кинологических центров или уборка помещений;
  • если деньги уйдут не по назначению, это будет признано нарушением;
  • после того как контракт будет исполнен, счет в уполномоченном банке закрывается.

В обычных закупках действует правило невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность участника закупки, но в рамках ГОЗ существует четкая законодательная регуляция. Закон № 275-ФЗ дает заказчикам право проверять, как используются перечисленные деньги.

Права и обязанности сторон

Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:

  • о финансовых операциях головного исполнителя по всем счетам;
  • о привлеченных головным исполнителем субподрядчиках;
  • о ходе исполнения госконтракта: на каком этапе работа, соответствует ли ход работ техзаданию, нет ли отклонений по качеству и пр.

Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.

Обязанности государственного заказчика установлены ст. 6.2 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Например, заказчик обязан:

  • разрабатывать с привлечением головного исполнителя, исполнителей, определенных в установленном порядке, предложения по объему поставок продукции по государственному оборонному заказу и его основным показателям;
  • организовывать и осуществлять размещение заказов на поставки продукции по государственному оборонному заказу;
  • формировать начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов и цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика;
  • заключать государственные контракты и принимать необходимые меры по их исполнению;
  • присваивать каждому государственному контракту идентификатор и указывать его в государственном контракте;
  • включать в государственный контракт условие о расчетах по государственному контракту только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке, и др.

Права и обязанности головного исполнителя

Закон № 275-ФЗ наделяет головного исполнителя правами в сфере государственного оборонного заказа (ст. 7.2 Закона № 275-ФЗ).

  • запрашивать у исполнителей информацию, касающуюся исполнения контрактов;
  • получать от федерального органа в области обороны доступ к информации, содержащейся в единой информационной системе государственного оборонного заказа, и др.

Но, помимо прав, законом установлены и обязанности. В частности, головной исполнитель обязан, например (ст. 8  Закона № 275-ФЗ):

  • определять состав исполнителей, обосновывать с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования поставок такой продукции в целом и по отдельным этапам;
  • по согласованию с государственным заказчиком выбирать уполномоченный банк и заключать с ним договор о банковском сопровождении;
  • уведомлять до заключения контрактов исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета;
  • включать идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с исполнителями;
  • соблюдать режим использования отдельного счета и др.

Права и обязанности исполнителя

Также в законе предусмотрено понятие «исполнителя», им является лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем.

Исполнитель наделен такими же правами, что и головной исполнитель, а его обязанности определены в ч. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ. Исполнитель обязан, например:

  • обеспечивать соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом;
  • заключать договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком;
  • уведомлять до заключения контрактов других исполнителей о необходимости заключить с уполномоченным банком договор о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие открыть для каждого контракта отдельный счет;
  • включать идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с другими исполнителями;
  • использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые в уполномоченном банке другим исполнителям, с которыми у исполнителя заключены контракты, при наличии у исполнителей договоров о банковском сопровождении, заключенных с уполномоченным банком.

Государственное регулирование

Цены на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, регулируются государством.

Порядок государственного регулирования, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» устанавливает Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465.

Под государственным регулированием подразумевается:

  • определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по ГОЗ на очередной год и плановый период, то есть прогнозная цена на продукцию, а также подготовка предложений по определению вида цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком;
  • определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (далее — начальная (максимальная) цена государственного контракта), цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (далее — цена государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком), а также цены на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу;
  • государственная регистрация цены на продукцию, поставляемую единственным поставщиком;
  • определение вида цены на продукцию, поставка которой предусматривается единственным поставщиком;
  • уточнение размера цены и вида цены на продукцию, а также размера цены государственного контракта, заключенного с единственным поставщиком.

Изменения в сфере ГОЗ в 2022 году

  • Государственные заказчики в сфере гособоронзаказа могут заключать контракты с единственными поставщиками по ориентировочной (уточняемой) цене. Об этом говорит Распоряжение Правительства РФ от 04.03.2022 № 408-р.
    При заключении такого контракта следует использовать раздел VII Положения о госрегулировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, установленного Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465.
  • Изменился перечень обязанностей банков, уполномоченных на проведение операций по ГОЗ (Федеральный закон от 25.02. 2022 № 29-ФЗ).

Во первых, был исключен ряд обязанностей банков:

  • передавать в единую информационную систему государственного оборонного заказа информацию об обязательстве уполномоченного банка, предусматривающем выплату процентов за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счете, а также сроки установления, изменения обязательства по уплате процентов за пользование денежными средствами, находящимися на таком отдельном счете;
  • зачислять проценты за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счете;
  • в п. 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ отменили исключения, касающиеся операций, связанных с размещением денежных средств на депозитах в том же уполномоченном банке при обязательном условии перечисления размещенных денежных средств и процентов по депозитам на тот же отдельный счет в том же уполномоченном банке по истечении срока депозитного договора.

Во-вторых, у банка появилась новая обязанность предоставлять головным исполнителям, исполнителям льготное финансирование на условиях, установленных Правительством РФ, в целях исполнения государственных контрактов, контрактов по гособоронзаказу.

Также после внесенных изменений проценты за пользование уполномоченным банком денежными средствами, находящимися на отдельном счете, не начисляются.

Ответственность по ГОЗ

За нарушение законодательства в сфере государственного оборонного заказа предусмотрена административная и уголовная ответственность как для заказчика, так и для исполнителя.

Меры ответственности для государственного заказчика:

  • За нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа для должностного лица государственного заказчика предусмотрен административный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ст. 7.29.1 КоАП РФ).
  • За нарушение сроков размещения заказов на поставки товаров/выполнение работ/оказание услуг по государственному оборонному заказу, установленных Правительством РФ для должностных лиц заказчика, должностных лиц уполномоченного органа предусмотрен административный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ч. 15 ст. 7.30 КоАП РФ).
  • Изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечет административный штраф для должностных лиц в размере 50 000 руб., а для юридических лиц — 500 000 руб. (ч. 4.1 ст. 7.32 КоАП РФ).
  • За нарушение должностным лицом государственного заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным контрактом, предусмотрен административный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ст. 7.32.1 КоАП РФ).
  • Непредставление или несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством РФ в сфере государственного оборонного заказа, в том числе непредставление или несвоевременное представление информации и документов по требованию указанного органа либо представление заведомо недостоверных информации и документов влечет административные штрафы для должностных лиц в размере 15 000 руб., а для юридических лиц — от 100 000 руб. до 500 000 руб. (ст. 19.7.2 КоАП РФ).
  • Нарушение должностным лицом государственного заказчика условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.32.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ч. 2 ст. 14.55 КоАП РФ).
  • Грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенное должностным лицом государственного заказчика, влечет дисквалификацию должностного лица на срок до трех лет (ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ).

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Для исполнителя Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушения, связанные с гособоронзаказом:

Грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенное должностным лицом головного исполнителя, влечет дисквалификацию должностного лица на срок до трех лет (ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ).

Обратите внимание: грубым нарушением условий контракта заказчиком или исполнителем по гособоронзаказу (п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.06.2014 № 504) является:

  • повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 14.55 КоАП РФ;
  • нарушение условий государственного контракта, повлекшее ущерб РФ на сумму не менее 5% (но не менее 5 млн руб.) цены государственного контракта;
  • нарушение условий государственного контракта, повлекшее невыполнение установленного задания по государственному оборонному заказу.
  • Ликвидация или перепрофилирование головным исполнителем без согласования с государственным заказчиком производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу, в случае прекращения поставок такой продукции на очередной год и плановый период грозит административными штрафами для должностных лиц в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб., а для юридических лиц — от 300 000 руб. до 1 млн руб. (ст. 14.55.1 КоАП РФ).
  • За совершение головным исполнителем, исполнителем действий (бездействия), запрещенных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу, кроме случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.55.2, ст. 14.31 и ст. 14.55 КоАП РФ, ждут штрафы для должностных лиц в размере от 20 000 руб. до 50 000 руб., а для юридических лиц — от 300 000 до 1 млн руб. (ч. 1 ст. 14.55.2 КоАП РФ).
  • Включение головным исполнителем, исполнителем в себестоимость производства (реализации) продукции по государственному оборонному заказу затрат, не связанных с ее производством (реализацией), за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.31 КоАП РФ, грозит штрафом для должностных лиц в размере 50 000 руб. а для юридических лиц — в двукратном размере суммы затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу и не относящихся к производству такой продукции (ч. 2 ст. 14.55.2 КоАП РФ).
  • Неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности влечет административные штрафы для должностных лиц в размере от 20 000 руб. до 50 000 руб., а для юридических лиц — от 300 000 руб. до 500 000 руб. (ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ).
  • За грубое нарушение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности предусмотрены штрафы для должностных лиц в размере от 50 000 руб. до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, а для юридических лиц — от 500 000 руб. до 1 млн руб. (ч. 2 ст. 15.37 КоАП РФ).
Читайте также:  Проверка электронной подписи по ГОСТ Р 34.10-2012 в документах PDF

Грубое нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности — это искажение совокупных сумм понесенных расходов не менее чем на 10%.

Также административная ответственность предусмотрена для банка, который уполномочен проводить операции в сфере гособоронзаказа:

За преступления в сфере гособоронзаказа исполнителю установлена уголовная ответственность:

  • штрафом от 1 млн руб. до 3 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет;
  • лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от 500 000 руб. до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если те же самые действия совершены организованной группой или повлекли тяжкие последствия, то эти лица наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (ст. 201.1 УК РФ)

  • штрафом в размере от 1 млн руб. до 3 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет;
  • лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от 500 000 руб. до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если те же самые действия совершены организованной группой или повлекли тяжкие последствия, то наказание для должностных лиц — лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (ст. 285.4 УК РФ).

Чтобы участвовать в закупках в рамках государственного оборонного заказа, необходимо заранее учитывать все особенности и сложности. Нередко такое количество нюансов отпугивает потенциальных участников. Сфера ГОЗ хотя и накладывает серьезные ограничения, но в то же время дает преимущества, в том числе государственные гарантии в части безопасности сделки и финансовой поддержки.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Электронная площадка Гособоронзаказа, АСТ ГОЗ (Автоматизированная Система Торгов ГосОборонЗаказа), начала свою работу в феврале 2017 года. Ее учредителями являются ЗАО «Сбербанк-АСТ» и корпорации «Ростех». Площадка создана для проведения торгов в рамках государственного оборонного заказа. Сведения о таких закупках не являются государственной тайной, однако в открытом доступе публиковать их запрещено. Появление электронной площадки вызвано необходимостью более быстрого проведения торгов по сравнению с бумажными процедурами.

Условия участия

Участвовать в закупках на АСТ ГОЗ могут только юридические лица. Чтобы стать поставщиком, нужно:

  • получить электронную подпись;
  • настроить рабочее место;
  • проверить действие ЭП;
  • получить ПО для подключения к защищенной сети и ключ доступа;
  • установить и настроить ПО;

На сайте площадки есть подробное описание того, как получить электронную подпись, настроить нужный плагин и проверить работу ЭП. Далее нужно обратиться к оператору и запросить подключение к защищенной сети.

  • Настроить рабочее место для работы с VipNet и КриптоПро;
  • Подготовить документы для аккредитации, чтобы пройти процедуру с первого раза;
  • Настроить доступ к защищенной части сети АСТ ГОЗ: www.astgoz.ru, 44.astgoz.ru, 223.astgoz.ru;
  • Получить доступ к процедурам торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Как подключиться к VipNet

Пользователю нужно получить набор программных средств для , а также ключ доступа к защищенной сети. Для этого необходимо:

  • Кликнуть «Запрос на подключение» в левой части экрана на сайте ЭТП.
  • В следующем окне выбрать сертификат, которым будет подписан запрос:
  • Откроется форма, в которой часть полей будет заполнена данными из ЭЦП. Пустые поля нужно заполнить вручную:

Ниже представлена схема, по которой будет производиться взаимодействие пользователя и ЭТП относительно запроса:

Как поставщику получить доступ к гособоронзаказу

Прежде нужно перейти в раздел «Документы» и выбрать вкладку «Исходящие». Здесь будет единственный документ — тот самый запрос на подключение. Нажав на значок карандаша в начале строки можно его открыть:

Как поставщику получить доступ к гособоронзаказу

Отследить статус запроса можно в разделе «Реестр запросов»:

Как поставщику получить доступ к гособоронзаказу

В течение 1-3 рабочих дней оператор рассмотрит обращение, после чего его статус изменится. Если пользователь видит статус «Отклонен», значит, с запросом что-то не в порядке. Нужно нажать на карандаш в начале строки и кликнуть «Сведения о запросе». Далее нужно выбрать последний документ — это будет ответ ЭТП на запрос пользователя. Открыв его, можно увидеть причину отклонения. Обычно бывает указана неверная информация. Следует все исправить и подать запрос вновь.

Если все в порядке, то статус изменится на «Ожидает выставления счета». Когда счет подготовлен, статус изменится на «Ожидает оплаты». В разделе входящих документов появится соответствующее уведомление. Открыв его при помощи контекстного меню, можно увидеть выставленный счет. Также найти его можно через раздел «Реестр запросов».

Пользователь оплачивает счет, и когда средства поступают оператору, запрос получает статус «В обработке». Оператор начинает формировать комплект ПО и ключ для отправки пользователю.

Если статус изменился на «Ожидание документов», это значит, что комплект для сформирован и доступен для скачивания в личном кабинете. ПО нужно установить на ПК в строгом соответствии с инструкцией.

Далее следует загрузить на ЭТП документы, включая те, которые подтверждают исполнение требований по безопасности, установленные для пользователей АСТ ГОЗ. Шаблоны этих документов расположены в открытом сегменте площадки:

Как поставщику получить доступ к гособоронзаказу

Когда документы будут проверены, пользователь получит уведомление о том, что ему предоставлен доступ к АСТ ГОЗ.

Алгоритм и сроки регистрации

Таким образом, весь процесс подключения к площадке может занять 20 дней.

Совет по установке ПО

При установке и настройке ViPNet и КриптоПро может возникнуть неприятная ситуация – одна программа будет требовать удаления второй, и для корректной инсталляции ПО придется обращаться к системному администратору. Оптимальным вариантом будет использовать операционную систему 10 – софт оптимизирован под нее, и в ней вероятность возникновения различных багов и проблем при настройке минимальна.

Как поставщику получить доступ к гособоронзаказу

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Требования законодательства

Удачный опыт участия в госзакупках окрыляет руководителей компаний. Не смотря на сложные процедуры и строгости законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ для бизнеса главное: соблюсти эти процедуры и уложиться в сроки.

При грамотном планировании и хорошем управлении выполнить требования заказчиков реально.

Приобретенные навыки взаимодействия с заказчиками руководитель компании готов реализовать при работе с ГОЗ. Но эту работу приходится начинать с чистого листа.

ГОЗ регламентирован законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ, который является по отношению к № 44-ФЗ и № 223-ФЗ специальным нормативным правовым актом.

Закон № 275-ФЗ вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:

  • определения начальной максимальной цены контракта и цен контрактов, которые заключаются с единым поставщиком в составе ГОЗ;
  • описания объектов закупок;
  • определения цены госконтракта на товары (работы, услуги);
  • установления дополнительных требований к экспертам и организациям, которые привлекают для экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • обеспечения исполнения контракта.

Действия участников ГОЗ также регламентированы постановлениями Правительства, Министерства обороны, Федерального казначейства и других федеральных ведомств.

Читайте также:  Статусы в электронных больничных: что про это нужно знать

Положения этих документов надо внимательно изучить и следить за изменениями.

Так, например, 6 февраля 2023 года Минюст зарегистрировал (№ 72262) приказ Роскосмоса от 21.12.2022 № 505, которым утверждена форма заключения о цене на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, госзаказчиком которой является Роскосмос.

В таком заключении госзаказчик указывает результаты проведенного анализа материалов единственного поставщика, представленных в обоснование цены единицы продукции.

Компаниям, впервые участвующим в ГОЗ, непросто сразу перестроиться и понять особенности участия в закупках и исполнения контрактов по ГОЗ.

Реальность ГОЗ

В отличии от № 44-ФЗ и № 223-ФЗ участие в ГОЗ накладывает на бизнес особые обязанности.

Прежде всего надо быть готовым в течение 5 дней предоставить по запросу госорганов:

  • любые документы в рамках контракта;
  • информацию о каждом привлеченном исполнителе: название, адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП и иную информацию.

Если компания является подрядчиком, то привлекая субподрядчиков, еще до заключенияконтракта обязательно:

  • предупредить, что работаете с ними в рамках ГОЗ;
  • сообщить им о необходимости заключить договор о банковском сопровождении или открыть спецсчет в казначействе.

Во время исполнения контракта компании необходимо:

  • соблюдать гостайну и более строго относиться к субподрядчикам, у которых нет лицензии ФСБ;
  • набраться терпения и давать отвечать на 100500 вопросов контролирующих органов.

Бухгалтерия обязана будет организовать ведение раздельного учета финансового результата.

Например, компании нужно в рамках ГОЗ купить 5 кг саморезов, которые продаются ящиках по 20 кг. Отнести на расходы по ГОЗ компания сможет только 5 кг. саморезов, даже если остальные 15 кг. больше не потребуются.

Причем создание главбухом дополнительной аналитики к счетам бухучета недостаточно. Компании нужно будет разработать и утвердить целый «пакет» локальных нормативных актов, которые раскрывают:

  • ведение раздельного учета ГОЗ в бухгалтерской программе;
  • особенности раздельного учета в учетной политике;
  • состав и требования к оформлению первичных документов и документооборота;
  • составление плановой и отчетной калькуляции затрат, расходной декларации;
  • обоснование (нормирования) затрат;
  • распределение накладных и коммерческих расходов;
  • нормативы прибыли (рентабельности);
  • составление отчета об исполнении государственного контракта;
  • разработку и обоснование основных экономических нормативов ГОЗ;
  • границы зон ответственности должностных лиц и работников и т. д.

Все это необходимо, чтобы на компанию и должностных лиц (в том числе главного бухгалтера) не наложили административные штрафы за правонарушения, предусмотренные статьей 15.37 КоАП.

Важным инструментом контроля выполнения обязательств участником в рамках ГОЗ является идентификатор контракта, который придется указыватьво всех документах, связанных с его исполнением (в договорах с субподрядчиками, в счетах-фактурах и других бухгалтерских документах).

Если подрядчик не укажет идентификатор в платежных документах, то он не сможет получить деньги от заказчика.

Идентификатор – это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем (приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.

Разряды идентификатора означают, в частности:

Для участия в закупках по ГОЗ, также, как и в госзакупках, подрядчик в ряде случае должен предоставитьобеспечение заявки. Для этого ему нужно будет перечислить деньги на спецсчет.

А в случае победы он должен открыть другой спецсчет, уже в казначействе, куда заказчик перечислит аванс. Контроль со стороны заказчика и казначейства будет жесткий.

Закупки в рамках ГОЗ часто бываютзакрытыми. Документацию по ним не найти в ЕИС, а приглашенному в закупку участнику ее предоставляют по запросу.

Закупочную документацию заказчик может разместить на специальной площадке ЭТП АСТ ГОЗ. Если компания планирует участвовать в торгах ГОЗ, то лучше пройти регистрацию на этой площадке заранее.

Для участия в ряде закупок компании потребуется лицензия ФСБ на работу с гостайной. Получение такой лицензии – отдельная история, сделать это непросто.

Товар должен на 100% соответствовать требованиям заказчика.

На этапе приемки часто ведут фото и видеозапись, используют измерительные приборы. Некоторые потенциальные поставщики отказываются от участия в закупках по ГОЗ, так как боятся, что не пройдут приемку.

Пример

Арбитражный суд Республики Татарстан в решении от 27.01.2022 по делу № А65-24615/2021 рассматривал иск АО к УФАС об отмене административного штрафа в размере 350 000 руб., предусмотренном ст. 14.49 КоАП.

Согласно материалам дела заказчик приостановил приемку продукции АО, после обнаружения дефектов и отрицательного результата ее испытаний. При этом суд не принял доводы АО о своевременном устранении дефектов продукции и положительных результатов повторных испытаний. С учетом этих и других обстоятельств суд оставил исковые требования АО без удовлетворения.

Кроме того, исполнители не должны предлагать иностранный товар заказчику. В закупках в рамках ГОЗ действует национальный режим.

Постановление Правительства от 14.01.2017 № 9 устанавливает запрет на допуск товаров из иностранных государств для участия в ГОЗ. Исключение допускается только для товаров, произведенных на территории ЕЭС.

Согласно материалам дела № А21-3806/2022 ЗАО заключило контракт с заказчиком на поставку автоматических выключателем и гарантировало, что они будут российского производства. Однако в ходе проведения входного контроля должностными лицами заказчика было выявлено, что часть автоматических выключателей произведена на территории Украины. Чтобы скрыть этот факт, ЗАО закрасило черной краской название и данные производителя в верхнем углу автоматических выключателей.

С учетом этих и других обстоятельств решением Арбитражного суда Калининградской области от 02.08.2022 на ЗАО был наложен штраф в размере 700 000 руб. за правонарушения, предусмотренные ст. 14.49 КоАП.

Не зависимо от предмета закупки, расчеты в рамках ГОЗ имеют свои особенности:

  • каждая сторона ГОЗ должна открыть отдельный спецсчет в уполномоченном банке и все взаиморасчеты проводить через него;
  • деньги, поступающие от госзаказчика являются целевыми и должны быть направлены на конкретные затраты конкретного заказа, даже если это ветошь для уборки помещений;
  • за использование целевых средств не по назначению привлекут к административной или уголовной ответственности;
  • после того как контракт будет исполнен, спецсчет в уполномоченном банке будет закрыт.

Цены на продукцию, поставляемую по ГОЗ, регулирует государство.

Под госрегулированием подразумевается:

  • определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по ГОЗ на очередной год и плановый период (то есть прогнозная цена на продукцию, а также подготовка предложений по определению вида цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком);
  • определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении ГОЗ путем использования конкурентных способов определения поставщиков (цены госконтракта в случае размещения ГОЗ у единственного поставщика, а также цены на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя госконтракта по ГОЗ);
  • государственная регистрация цены на продукцию, поставляемую единственным поставщиком;
  • определение вида цены на продукцию, поставка которой предусматривается единственным поставщиком;
  • уточнение размера цены и вида цены на продукцию, а также размера цены госконтракта, заключенного с единственным поставщиком.

Так порядок государственного регулирования, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, Госкорпорации «Росатом» и Госкорпорации «Роскосмос» установлены постановление Правительства от 02.12.2017 № 1465.

Наиболее существенный аргумент в пользу участия компании в ГОЗ – это практические полноеотсутствие конкурентов.

Низкая конкуренция в сравнении с другими закупками обусловлена тем, что у многих поставщиков нет возможности или желания изучать все нюансы, проходить сложные регистрации и т. д. Другие опасаются излишнего внимания государственных органов к своей организации.

Если глава компании готов к работе с госорганами и его не пугают дополнительные трудовые и временные затраты, то он смело может поручить специалистам поиск заказов и регистрацию компании на соответствующих площадках.

Площадки ГОЗ

Заказы ГОЗ можно найти на ЭТП АСТ ГОЗ (закрытые закупки) и на «обычных» площадках для открытых закупок в рамках № 44-ФЗ и 223-ФЗ.

АСТ ГОЗ (Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа) – единственная электронная торговая площадка (ЭТП), отобранная Правительством для проведения закупокдля ГОЗ и торгов закрытого типа в рамках № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Обмен конфиденциальной информацией и документами на АСТ ГОЗ проходит по защищенным каналам связи.

Работать на площадке могут юридические и физические лица, ИП и самозанятые. Однако принимать участие в некоторых закупках для государственного оборонного заказа могут только юрлица.

АСТ ГОЗ – закрытая площадка.

Это значит, что без регистрации и ее подтверждения (аккредитации) нельзя увидеть опубликованные на ЭТП закупки, подать заявку на участие и выиграть контракт.

Основное отличие заключается в покупке и установке специального программного обеспечения. На практике весь процесс занимает от 6 до 25 рабочих дней и укладывается в 5 этапов:

  • Получить ЭП для АСТ ГОЗ
  • Получить и установить ПО ViPNet
  • Подключиться к защищенной сети
  • Пройти аккредитацию на АСТ ГОЗ

На сайте АСТ ГОЗ можно найти подробные инструкции для каждого этапа.

Открытые закупки проходят в формате обычной закупки, которая размещается в ЕИС с уточнением, что данная процедура проводится в рамках ГОЗ.

Перечень операторов электронных площадок, предусмотренный ч. 3 ст. 24.1 № 44-ФЗ и ч. 11 ст. 3.4 № 223-ФЗ утвержден распоряжением Правительства от 12.07.2018 № 1447-р.

Трудовые отношения с сотрудниками, выполняющих ГОЗ

Правительство постановлением от 01.08.2022 г. № 1365 утвердило особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях ОПК и на производственных объектах, участвующих в госконтрактах по ГОЗ.

В развитие этого постановления приказом Минпромторга и Минтруда от 02.09.2022 № 3750/508 для работодателей утверждены Методические рекомендации по порядку применения данного постановления.

Так, работодателю разрешено, в частности, привлекать сотрудников без их согласия:

Приэтом сверхурочная работа не должна превышать 4 часов в день, а число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

Исключение сделано для работников с медицинскими противопоказаниями и с малолетними детьми, а также для сотрудников, которых нельзя привлекать к соответствующим работам без письменного согласия согласно ТК.

Работодателям рекомендовано издать локальный нормативный акт, раскрывающий:

  • перечень работников, на которых распространяется особое регулирование трудовых отношений;
  • дату начала и период действия документа;
  • прочие условия, в том числе порядок доведения графика сменности до сведения работников, порядок уведомления об отзыве из отпуска, гарантии и компенсации работникам.

Кроме того, работодатель должен усилить мероприятия по защите от травматизма и организации отдыха работников.

Если компания не относится к ОПК, то менять режим работы сотрудников ей не нужно. Однако, целесообразно проанализировать условия контракта в части соблюдения сроков и объема поставок заказчику.

Если для соблюдения условий контракта необходимо организовать дополнительные смены и привлечь работников к сверхурочным работам, то положения Методических рекомендаций по реализации положений постановления № 1365 можно взять за основу.

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий