Кто может выступать в качестве заказчика в рамках законодательства о контрактной системе №44-ФЗ?

Кто может выступать в качестве заказчика в рамках законодательства о контрактной системе №44-ФЗ? Электронная цифровая подпись

В рамках контрактной системы закупками товаров, работ и услуг занимаются государственные и муниципальные заказчики. Муниципальные заказчики – одни из тех, кто обязан закупать товары, работы и услуги в рамках контрактной системы.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте.

8 (800) 350-31-84

Под муниципальными торгами понимаются процедуры определения исполнителей для муниципальных заказчиков – местных органов власти, МУПов, а также иных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в подчинении городских властей.

Под заказчиком в рамках 44-ФЗ о контрактной системе может выступать юридическое лицо, которое занимается закупкой товаров, работ и услуг на государственные и муниципальные нужды, нужды организации, учреждения и предприятия, и подписывает с исполнителем госконтракт.

Кто может выступать в качестве заказчика в рамках законодательства о контрактной системе №44-ФЗ?

1. Виды государственных заказчиков

2. Права государственных заказчиков

3. Плюсы и минусы работы с государственными заказчиками

4. Видео инструкция “Плюсы и минусы работы с государственными заказчиками”

Нормативно-правовой базой действий заказчиков при осуществлении государственных и муниципальных закупок является 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В том случае, если заказчик использует не только бюджетное финансирование, но и дополнительные источники доходов, но в качестве создателя выступает государство, то осуществление государственных закупок будет осуществляться на основании 223-ФЗ.

Государственный заказчик – это орган, выступающий в качестве юридического лица, отстаивающего интересы РФ либо региона, а также получил полномочия принимать различные бюджетные обязательства и проводить за счет таковых закупки, направленные на удовлетворение собственных нужд, а также нужд представляемого уровня государственных структур.

Хотите выиграть в запросе котировок?

Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

Содержание
  1. Виды государственных заказчиков
  2. Права государственных заказчиков
  3. Плюсы и минусы работы с государственными заказчиками
  4. Видео инструкция “Госзакупки и тендеры. Урок №2. Типы заказчиков, покупающие ваши товары через госзакупки и тендеры”
  5. Понятие и типы
  6. Предоставление отчетности
  7. Виды муниципальных торгов
  8. Полномочия заказчиков
  9. Классификация заказчиков
  10. Государственные и муниципальные заказчики
  11. Бюджетные учреждения
  12. Унитарные предприятия
  13. Автономные учреждения
  14. Лица, получающие инвестиции из бюджета
  15. Ответственность за нарушение положений 44-ФЗ
  16. Разница между муниципальными и государственными контрактами
  17. Права и обязанности
  18. Требования к участникам
  19. Необходимые документы
  20. Преимущества и недостатки работы
  21. Порядок участия
  22. Особенности исполнения муниципального контракта
  23. Смена заказчика
  24. Документ, предоставляющий статус муниципального заказчика
  25. Уголовная ответственность

Виды государственных заказчиков

К числу государственных заказчиков относятся:

органы управления внебюджетными фондами;

казенные учреждения федерального подчинения;

унитарные предприятия за исключением тех предприятий, которые были созданы для обеспечения правопорядка и безопасности граждан РФ, а также защиты интересов самого государства;

государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос».

Типы заказчиков в сфере государственных закупок

Основные виды государственных заказчиков:

образовательные учреждения различных видов образования;

медицинские учреждения, в том числе предоставляющие услуги санаторно-курортного пребывания;

государственные органы обеспечения занятости населения; государственные органы, осуществляющие обеспечение безопасности граждан Российской Федерации и защиту интересов самого государства и др.

Для первых двух типов заказчиков характерно получение финансирования не только из государственного бюджета различных уровней, но также и за счет оказания различного рода платных услуг населению, например, дополнительные платные занятия, которые осуществляются в образовательных учреждениях различного уровня образования. Остальные же государственные заказчики имеют только бюджетное финансирование, в результате чего могут осуществлять свою деятельность только на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

Выиграть в тендере

Права государственных заказчиков

К числу основных прав и полномочий любого государственного заказчика относятся:

возможность планирования потенциально проводимой закупочной деятельности на основании имеющихся нужд, а также на основании полученного объема государственных бюджетных обязательств;

проведение различного рода закупочных процедур исходя из установленных ранее потребностей конкретного заказчика;

заключение контракта по итогам проведенной закупочной процедуры;

проведение внутренних проверок функционирования созданной внутри организации контрактной системы, а также внешней аудиторской проверки в случае, если у самого государственного заказчика возникает вопрос о верном соблюдении норм действующего законодательства в сфере закупок.

Для государственного заказчика, кроме прав и полномочий в сфере закупок, законодательно предписан ряд обязанностей:

регулярное соблюдение установленных законом сроков относительно проводимых процедур осуществления различного рода государственных и муниципальных закупок, в том числе в части размещения всей необходимой информации в ЕИС;

составление отчетности и направление ее для проверки в уполномоченные контролирующие органы;

предоставление отчетов о расходовании средств, полученных как из государственного бюджета, так и из сторонних источников доходов, если такое дополнительное финансирование предусмотрено действующим законодательством в отношении конкретного типа государственных заказчиков;

участие в проводимых исследованиях относительно правильной и грамотной реализации основных функций существующей контрактной системы, если такие исследования направлены на улучшение функционирования такой системы, а также играют роль маяков относительно существующих проблем, что в последующем повлечет изменение действующих норм права.

Если заказчик не выполняет свои обязательства, то он сам как юридическое лицо, а также его должностные лица, ответственные за осуществление такой деятельности, могут быть привлечены к административной ответственности.

Хотите заключать прямые контракты без тендера?

Для вас – самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!

Получить бесплатную подборку прямых коммерческих контрактов

Плюсы и минусы работы с государственными заказчиками

В системе государственных закупок есть два основных участника: заказчик и исполнитель. Но для государственного заказчика участие в созданной контрактной системе обязательно, а исполнитель может выбирать, участвовать в тендерах, или нет, взвесив положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны работы с государственными заказчиками:

стабильность взаимодействия, так как осуществление оплаты по исполненным контрактам происходит на основании выделенных бюджетных средств;

возможность принимать участие одновременно в нескольких закупках;

получение хорошей бизнес-репутации при регулярном выполнении взятых на себя обязательств без каких-либо нарушений;

получение различных преференций и льгот, а также субсидий, которые государство предусматривает для участников государственных закупок.

Отрицательные стороны работы с государственными заказчиками:

необходимость наличия большого объема средств на счетах юридического лица, которые при необходимости можно вывести из оборота на длительный срок, особенно для тех случаев, когда речь идет об участии в электронных торговых процедурах, в которых необходимо для участия вносить средства в качестве обеспечения заявки, а также предоставлять гарантию заказчику своей добросовестности в виде внесения обеспечения исполнения контракта, которое не будет возвращено до момента, пока контракт не будет полностью исполнен, а его результаты приняты;

возможность включения в Реестр недобросовестных поставщиков, если будут установлены случаи нарушения сроков или условий исполнения контракта по причинам, которые напрямую зависят от исполнителя;

риск больших финансовых потерь из-за применения различного рода антидемпинговых мер;

ограничение возможностей принимать участие в различных закупочных процедурах по причинам установления заказчиком перечня категорий юридических лиц, которые могут принимать участие в тех или иных закупках (например, СМСП).

Хотите участвовать в тендерах с авансом от заказчика?

Для вас – самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!

Заключить контракт с авансированием

Видео инструкция “Госзакупки и тендеры. Урок №2. Типы заказчиков, покупающие ваши товары через госзакупки и тендеры”

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Понятие и типы

Законодательство о контрактной системе указывает на три термина, применяющиеся в отношении лиц, которые используют 44-ФЗ в процессе закупок: это государственные заказчики, муниципальные заказчики или заказчики (согласно пояснениям в п. 7 ч. 1 ст. 3 заказчики – это государственные и муниципальные заказчики).

Государственные и муниципальные заказчики занимаются расходованием бюджетных средств для закупок товаров, работ и услуг. Но государственные заказчики используют в данных целях средства федерального бюджета, муниципальные – средства местного бюджета. Также они могут закупаться на внебюджетные источники финансирования. Органы местного самоуправления (МСУ) закупают товары, работы и услуги для исполнения обязательств и отдельных поручений и полномочий, переданных им законодательными актами.

Муниципальные контракты в конечном итоге оплачиваются из средств муниципального района, городского округа или городского образования в зависимости от разновидности заказчика.

В остальном порядок подписания государственного и муниципального контракта ничем не отличается. Оба они опираются на одни и те же положения 44-ФЗ.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ под муниципальным заказчиком понимается орган или муниципальное учреждение, осуществляющие закупки, которые действуют от имени муниципального образования и уполномоченные брать на себя бюджетные обязательства по БК РФ.

В настоящее время численность муниципальных заказчиков возрастает, так как органы МСУ получают все более детализированную структуру.

Читайте также:  Ошибка отправки заявления в ведомство на Госуслугах. В чём причина?

Предоставление отчетности

Помимо прочего, в обязанности заказчиков входит своевременное представление положенной отчетности. Стоит отметить, что последние законодательные изменения, направленные на упрощение процедуры закупки, сократили число подаваемых отчетных форм. Так, обязанность публиковать отчет об исполнении контракта отменили для заказчиков с мая 2019 года.

Ранее контрактный управляющий или другой сотрудник контрактной службы обязаны были предоставлять отчеты по  исполнению конкретного этапа госконтракта или всей закупки в целом.

Еще одна упраздненная форма отчетности – обоснование закупки у единственного поставщика. Ранее заказчики должны были обосновывать свой выбор неконкурентной закупки.

Заказчики по-прежнему обязаны направлять сведения в реестр контрактов по ст. 103 44-ФЗ и отчитываться по объему закупок среди СМП и СОНКО. Отчетность по закупкам у представителей малого бизнеса предоставляется по нормам ч. 4 ст. 30 44-ФЗ.

Отчетность по объему закупок у представителей малого бизнеса размещается заказчиком до 1 апреля года, следующего за отчетным. Доля товаров, работ и услуг, закупленных у организаций из числа СМП, должна составлять 15% и более от совокупного объема закупок.

Виды муниципальных торгов

Существует три основных вида муниципальных торгов:

  • аукцион;
  • конкурс;
  • тендер.

Аукцион на понижение предполагает размещение закупки на онлайн-площадке с указанием начальной цены лота и шага аукциона. Подавшие заявку и прошедшие первоначальный отбор участники снижают цену контракта в режиме онлайн, и победителем признается предложившее самую низкую цену лицо.

При конкурсе участники предлагают различные варианты исполнения контракта, и победителем признается участник, предложивший заказчику лучшие условия.

Тендер является аукционом с элементами конкурса – участники снижают начальную цену в ходе онлайн-торгов, но проходят предварительный отбор по предложенным условиям исполнения контракта, а не только по формальным признакам пригодности к исполнению заказа, как при аукционе.

Возможны и другие комбинированные варианты торгов, определяемые муниципальным заказчиком, при условии, что они не противоречат закупочному законодательству и не нарушают нормы закона «О защите конкуренции». По итогам торгов заключается муниципальный контракт между победителем торгов и заказчиком.

Полномочия заказчиков

Права и обязанности заказчиков по 44-ФЗ одинаковы для всех категорий. Законодательство содержит лишь отдельные ограничения по области применения положений о контрактной системе (например, для автономных учреждений).

Заказчики по 44-ФЗ наделены правом:

  • закупать товары, работы и услуги на бюджетные средства;
  • использовать функционал ЭТП для проведения закупок в электронной форме;
  • выбирать один из предусмотренных способов закупок;
  • передавать часть полномочий по закупке в адрес уполномоченной организации;
  • участвовать в процессе обжалования действий заказчиков в рамках закупок;
  • заключать государственные и муниципальные контракты.

В обязанности заказчиков по 44-ФЗ входит:

  • Назначить контрактного управляющего или закупочную комиссию, ответственных за проведение закупки.
  • Планировать закупочную деятельность через формирование плана-графика.
  • Размещать в ЕИС извещение о закупке и закупочную документацию.
  • Разрабатывать четкие критерии оценки заявок на участие.
  • Оценивать заявки и выбирать победителя закупки.
  • Предоставлять разъяснения закупочной документации.
  • Проводить экспертизу результатов работ (при необходимости).
  • Своевременно проводить приемку работ.
  • Своевременно осуществлять оплату результатов работ.
  • Сдавать установленную законом отчетность.
  • Передавать сведения о недобросовестных поставщиках в РНП.

Классификация заказчиков

В п. 7 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ приводится указание на типы заказчиков в рамках контрактной системы закупок. Такими заказчиками могут выступать:

  • Государственные заказчики.
  • Муниципальные заказчики.
  • Бюджетные учреждения.
  • Юридические лица, в адрес которых перечислялись инвестиции из средств бюджета.
  • Муниципальные и государственные унитарные предприятия.
  • Автономные учреждения.

Возможные заказчики по 44-ФЗ перечислены в п. 5, 6, 7 ч. 1 ст. 3, ст. 15 44-ФЗ.

Государственные и муниципальные заказчики

Определение государственных заказчиков по 44-ФЗ приведено в п. 5 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ. Здесь подчеркивается, что это учреждение или орган, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ. Они уполномочены принимать бюджетные обязательства на основании Бюджетного кодекса. Их деятельность финансируется из средств федерального и регионального бюджетов.

Под государственными заказчиками понимаются:

  • Государственный орган власти (федеральный или региональный).
  • ГК Росатом.
  • ГК Роскосмос.
  • Орган госуправления внебюджетным фондом.
  • Государственное казенное учреждение, которое действует от имени РФ или субъекта РФ.

Такое учреждение должно принимать бюджетные обязательства от имени РФ или российского региона.

По п. 6 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ под муниципальным заказчиком понимают муниципальные органы или казенные учреждения, которые действуют от имени муниципального образования и уполномоченные принимать бюджетные обязательства по нормам БК. Спецификой данного заказчика является возможность действовать от имени муниципального образования и осуществлять закупки.

Государственные и муниципальные заказчики не отличаются между собой с позиции применения ими норм 44-ФЗ при закупках: они должны применять принципы контрактной системы при планировании закупок, выборе поставщика, подписании контракта и его исполнении и пр. Разница между данными категориями заказчиков заключается только в источнике финансирования закупок: государственные заказчики в данных целях применяют средства федерального бюджета, муниципальные – местного бюджета (бюджета муниципального образования).

Государственные и муниципальные заказчики должны проводить все виды закупок на поставку товаров, работ и оказание услуг по требованиям, установленным в 44-ФЗ. Исключения из этого правила прописаны в ч. 2 ст. 1 44-ФЗ. Так, законодательство в сфере закупок по 44-ФЗ не регулирует отношения, которые возникают по вопросам:

Государственные и муниципальные заказчики должны придерживаться принципов контрактной системы без каких-либо существенных ограничений. Они не вправе применять в своей практике положения 223-ФЗ, даже если выполнят все требования данного закона в части документального оформления процесса закупок.

Бюджетные учреждения

Бюджетные учреждения выступают заказчиками по 44-ФЗ по нормам ч. 1 ст. 15 44-ФЗ.

Бюджетные учреждения проводят закупки в рамках законодательства о контрактной системе, если источником их финансирования выступают субсидии из бюджетной системы РФ. Исключения из указанного правила содержатся в ст. 15 ч. 2, 3 44-ФЗ.

Если бюджетное учреждение разработает и разместит в ЕИС до конца года Положение о закупках по нормам 223-ФЗ, то оно вправе не учитывать требования законодательства о контрактной системе. В числе таких закупок:

  • Закупки, которые проводятся за счет средств, полученных в дар, через пожертвования, гранты, завещание, за счет грантов от иностранных организаций, которые имеют право работать на российской территории.
  • Закупки, в которых бюджетное учреждение выступает исполнителем.
  • Закупки, которые проводятся за счет доходов от деятельности, приносящей доход (за исключением тех закупок, которые финансируются из средств ФОМС).

Таким образом, бюджетным учреждениям в отношении некоторых закупок предоставлено право выбора: проводить их с использованием норм 44-ФЗ или по правилам 223-ФЗ. В случае выбора 223-ФЗ заказчик не вправе изменить свое решение до конца года. Порядок перехода на 223-ФЗ будет следующим:

  • Заказчик разрабатывает Положение о закупках по 223-ФЗ.
  • Его утверждает руководитель заказчика и оформляет свое решение в виде приказа.
  • Положение о закупках размещается в ЕИС.

Обычно заказчики заинтересованы в переходе на закупки по правилам 223-ФЗ, так как в рамках данного закона установлены более лояльные требования к процессу проведения закупок в части планирования, выбора поставщика, исполнения контракта и пр.

При проведении закупок по 223-ФЗ заказчикам нет необходимости формировать контрактную службу или назначать контрактного управляющего.

Унитарные предприятия

В зависимости от учредителя различают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они могут являться заказчиками в рамках контрактной системы по нормам ч. 2.1 ст. 15 44-ФЗ.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки по требованиям законодательства о контрактной системе за исключением:

  • Закупок, которые происходят по нормам 223-ФЗ, при условии принятия такими заказчиками Положения о закупках по требованиям этого закона.
  • Закупок, которые имеют существенное значение для прав и интересов граждан, обороноспособности, согласованные с Правительством, осуществляемые без субсидий из федерального бюджета. Это закупки из средств, полученных в дар, пожертвований, по завещанию, грантов и прочие закупки на внебюджетные средства, которые применяют без привлечения бюджетных средств.

Автономные учреждения

Автономные учреждения осуществляют государственные закупки в порядке, который предусмотрен правилами законодательства о контрактной системе, если они осуществляют закупки из средств бюджетной системы в целях производства капитальных вложений в объекты государственной собственности (по п. 4 ст. 15 44-ФЗ). Также они могут выступать участниками закупок, если государственные и муниципальные заказчики передали таким учреждениям собственные полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе по договорам и соглашениям (на основе ч. 6 ст. 15 44-ФЗ).

Особенностью применения положений 44-ФЗ в отношении заказчиков является то, что на них не распространяются требования закона относительно исполнения, корректировки и расторжения контракта.

Автономные учреждения должны опираться на положения 44-ФЗ в части планирования закупочной деятельности, процедуры выбора поставщика, заключения госконтракта, мониторинговых и контрольных мероприятий в сфере госзакупок.

Лица, получающие инвестиции из бюджета

Лица, которых нельзя рассматривать, как государственных и муниципальных заказчиков, бюджетные и автономные учреждения, государственные и муниципальные предприятия, также могут стать заказчиками по 44-ФЗ. Такую обязанность за ними закрепляет ч. 5 ст. 15 44-ФЗ в следующих случаях:

  • Если закупка происходит за счет инвестиций из бюджета.
  • Если закупка осуществляется в рамках реализации инвестпроекта по строительству, реконструкции и ремонту.
Читайте также:  получение ключа криптопро

Указанные выше юрлица имеют обязанность применять положения 44-ФЗ, но только в пределах конкретных договоров об участии РФ, российского субъекта или муниципального образования.

Ответственность за нарушение положений 44-ФЗ

44-ФЗ достаточно строго регулирует положения законодательства в рамках контрактной системы. За нарушение норм ответственность для заказчика наступает по Уголовному или Административному кодексам.

В КоАП не предусмотрено разделение по типу заказчиков при применении наказания. Все заказчики по 44-ФЗ привлекаются к ответственности по единым правилам. Отдельное наказание предусмотрено для заказчика, как юрлица, и для его должностных лиц.

Что касается уголовной ответственности, то она применяется только по отношению к физлицам и на юрлицо-заказчика не распространяется. Но это не лишает правоохранительные органы права привлечь к наказанию должностное лицо заказчика.

При нарушении заказчиком порядка планирования закупок ему грозит ответственность по ст. 7.29.3 КоАП. Если он ошибется при подготовке плана-графика, то штраф для него составит 20-50 тыс. р. При нарушении формы обоснования НМЦК или объекта закупки штраф установлен в размере 10 тыс. р. В части планирования предусмотрены следующие штрафы:

  • Нарушение порядка и сроков общественного обсуждения закупок – 30 тыс. р.
  • Нарушение сроков размещения плана-графика в ЕИС – 5-30 тыс. р.

Если заказчиком были нарушены нормы о способе выбора поставщика, то это грозит ему ответственностью в виде штрафа по ст. 7.29 КоАП (например, заказчик провел процедуру в виде запроса котировок при НМЦК более 500 тыс. р. или провел конкурс, хотя товар был представлен в аукционном перечне). Штрафные санкции составляют 30-50 тыс. р. Ответственность по данной статье предусмотрена в случае нарушения порядка согласования закупки с уполномоченным органом.

Нарушение сроков размещения документации и сведений по закупкам грозит заказчику штрафами по ст. 7.30 КоАП:

  • По открытому конкурсу и аукциону – если сроки размещения сведений были нарушены не более, чем на 2 дня, штраф составляет 5 тыс. р., для заказчика в статусе юрлица – 15 тыс. р. При нарушении сроков более, чем на 2 дня, ответственность должностного лица составит 30 тыс. р., юридического – 100 тыс. р.
  • В случае нарушения сроков публикации по запросу котировок или предложений штраф для специалиста со стороны заказчика составляет 3 тыс. р. при задержке не более, чем на день, и 10 тыс. р. при более длительной просрочке. Для юрлица заказчика штрафы за такое деяние составляют 15 тыс. и 50 тыс. р. соответственно.
  • При размещении в ЕИС недостоверных сведений по вопросам проведения конкурса или аукциона штрафные санкции для должностного лица составят 15 тыс. р., для заказчика – 50 тыс. р. Штраф в указанном размере последует за нарушения при приеме заявок на участие в закупках.
  • Различают штрафные санкции за нарушения в части рассмотрения заявок на участие. Неправомерное отклонение заявки участника или допуск участника, не соответствующего требованиям 44-ФЗ, грозит штрафом, размер которого не является фиксированным. Он составляет 1% от НМЦК (от 5 до 30 тыс. р.). Аналогичное наказание наступает и за нарушение заказчиком порядка рассмотрения заявок, за установление неправомерных требований, некорректной величины обеспечения заявки или госконтракта.
  • Если по какой-либо закупке в адрес заказчика было вынесено предписание об устранении нарушений, но оно не было исполнено, то ему грозит штраф в размере 30 тыс. р. Аналогичное наказание КоАП предусмотрел и за невключение информации о закупке в план-график.
  • Неправомерное отклонение заявок на участие в запросе котировок и предложений влечет штраф в размере 5% от НМЦК, но не менее 30 тыс. р. Аналогичное наказание наступает за допущенные нарушения при рассмотрении заявок на процедуру.
  • Если требования к объекту закупки привели к ограничению конкуренции, то штрафные санкции составят 1% от НМЦК. Минимальная сумма штрафа – 10 тыс. р., максимальная – 50 тыс. р.
  • Когда документация по закупке утверждена с нарушением правил, штраф для заказчика составляет 3 тыс. р.
  • За задержку при подготовке закупочного протокола штраф составит 3 тыс. р. при задержке до 2 рабочих дней и 30 тыс. р. – при более длительных нарушенных сроках.
  • Штрафные санкции в размере 50 тыс. р. предусмотрены для заказчиков, которые не соблюли лимиты закупок у СМП и СОНКО.

Крупные штрафные санкции предусмотрены для заказчиков по правилам ст. 7.32 КоАП за нарушение порядка подписания контракта и внесения поправок:

  • Если заказчик подпишет контракт на отличных условиях от тех, которые были размещены в проекте, штрафы составят 1% от НМЦК. Его предельная величина составит – 5-30 тыс. р. для должностного лица и 50-300 тыс. р. – для юрлица.
  • Если же результатом нарушения установленного законом порядка подписания госконтракта или его корректировок стали дополнительные расходы из бюджета, то штраф назначается в двойном размере от указанных расходов.
  • В случае если победитель закупки нарушит сроки подписания контракта, то ему грозит попадание в реестр недобросовестных поставщиков, тогда как заказчику – административная ответственность. При нарушении сроков подписания контракта штраф для заказчика составит 50 тыс.р.
  • За изменение государственного контракта без учета требований 44-ФЗ (например, если были изменены его существенные условия, или не было подписано дополнительное соглашение) размер штрафных санкций для должностных и юридических лиц составит 20 тыс. р. и 200 тыс. р.
  • При расторжении контракта сторонами или при отказе от контракта в одностороннем порядке с нарушением норм законодательства (например, без уведомления второй стороны) сумма штрафа для должностных лиц составит 50 тыс. р. и 200 тыс. р.- для юрлиц.
  • В случае неисполнения госконтракта в результате действий или бездействия заказчика на него будет наложен штраф. Величина штрафа для должностного лица составит 5-15% от неисполненных обязательств, но не менее 30 тыс. р. Также должностному лицу грозит дисквалификация на срок до 2 лет за подобный проступок. Заказчику грозит штраф до 3-кратной стоимости неисполненных обязательств или до 300 тыс. р.
  • При приемке товара заказчик занимается проведением экспертизы, составляет документы в виде акта или накладной. При нарушениях в указанных процедурах заказчику грозит штраф 20-50 тыс. р.

Заказчики должны передавать сведения о подписанных контрактах в реестр. Помимо прочего, в отношении поставщиков, действия которых были признаны недобросовестными, заказчики должны передавать сведения в контролирующий орган для включения в РНП. За непередачу или передачу недостоверных сведений о поставщике заказчику грозит штраф 20-50 тыс. р., согласно ст. 7.31.

44-ФЗ также предполагает штрафные санкции за несоблюдение порядка в части возврата поставщику обеспечения. При возврате с задержкой на 3 рабочих дня штраф составит 5-30 тыс.р., согласно ч. 1 ст. 7.31.1. Если просрочка за возврат обеспечения составит более 3 дней, то штраф для должностного лица составит 15 тыс. р., для заказчика – 90 тыс. р. по ч. 2 ст. 7.31.1.

Разница между муниципальными и государственными контрактами

Контракты, заключаемые муниципальными и федеральными заказчиками, подчиняются правилам, приведенным в законе 44-ФЗ, при этом различия между такими контрактами касаются следующих аспектов:

  • юридического базиса;
  • системы контроля;
  • системы финансирования.

В отличие от госконтрактов муниципальные контракты должны учитывать как федеральные требования, так и нормативные акты, принятые на региональном и местном уровнях.

Контроль за исполнением контрактов, заключенных на местном уровне, является расширенным и включает проверки не только местных надзорных органов, но и городских общественных некоммерческих организаций, особенно если закупка имеет социальное значение.

Система финансирования муниципальных контрактов в отличие от федеральных является многоуровневой, то есть бюджет закупки может состоять из местных и федеральных средств, региональных субсидий, спонсорских средств и вложений некоммерческих организаций.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Права и обязанности

К правам муниципального заказчика можно отнести:

  • право на подписание муниципального контракта для удовлетворения своих потребностей в товарах, работах и услугах;
  • право на осуществление контроля за проведением закупок подведомственных юрлиц в пределах компетенции;
  • привлечение уполномоченных организаций для осуществления закупок.

Муниципальные заказчики по 44-ФЗ берут на себя все предусмотренные законом права и обязанности заказчика. В их полномочия входят:

  • Планирование закупочной деятельности через подготовку плана-графика.
  • Формирование и размещение в ЕИС закупочной документации и извещения о закупках. Эта обязанность не распространяется на закупки, которые являются закрытыми или содержат признаки государственной тайны.
  • Следование установленным законом ограничениям в части минимального объема закупок среди СМП и СОНКО, использование национального режима в сфере закупок, применение преимуществ по ст. 28, 29 44-ФЗ, учет требований о нормировании.
  • Добросовестное отношение к своим обязательствам в рамках муниципального контракта, исполнение его обязательных условий, своевременный прием и оплата результатов работ.
  • Сдача всей необходимой отчетности, предусмотренной 44-ФЗ.

Так как бюджеты муниципальных заказчиков обычно невелики, то зона их ответственности меньше, чем у федеральных заказчиков.

Читайте также:  Получить ЭЦП в Самаре за 1 час

Требования к участникам

В ст. 31 закона 44-ФЗ приведены следующие требования к потенциальным исполнителям муниципальных контрактов:

  • компания заявителя не должна быть ликвидирована или признана банкротом;
  • деятельность заявителя не должна быть приостановлена решением суда;
  • у заявителя не должно быть задолженностей по налоговым платежам и иным обязательным взносам в бюджет;
  • руководители компании заявителя не должны иметь непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или быть дисквалифицированными;
  • заявитель не должен быть привлечен в течение последних двух лет к ответственности по ст. 19.28 КоАП за выплату незаконного вознаграждения (взятки);
  • руководители компании заявителя не должны состоять в близких родственных связях с руководителями предприятия заказчика;
  • компания заявителя не должна иметь ограничения на участие в закупках, согласно законодательству, и не должна быть офшорной компанией;
  • заявитель должен соответствовать иным требованиям заказчика, не противоречащим закупочному законодательству и не нарушающим закон «О защите конкуренции».

Кроме того, если по условиям контракта заказчик должен получить права на результаты интеллектуального труда исполнителя, то исполнитель должен иметь исключительные права на такие результаты.

Требования к потенциальным поставщикам могут быть дополнены закупочной документацией для целей конкретной закупки, но при этом не должны создаваться условия искусственного ограничения конкуренции из-за завышенных или неоправданных требований. Признать требования к участникам закупки необоснованными могут местные органы ФАС или арбитражный суд.

Необходимые документы

Вместе с заявкой на участие нужно предоставить:

  • учредительные документы заказчика – юрлица или паспорт физлица;
  • выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • справку об отсутствии налоговых задолженностей из ФНС;
  • сертификаты, подтверждающие соответствие товара (работы, услуги) требованиям заказчика;
  • лицензия на деятельность (при необходимости).

Также заказчик вправе запросить иные документы, подтверждающие соответствие потенциального поставщика требованиям конкретной закупки – например, справку о наличии необходимого контрольного оборудования, документы, подтверждающие квалификацию специалистов поставщика и т. д.

Муниципальные заказчики выступают от имени отдельных муниципалитетов. Они могут иметь форму муниципального казенного учреждения или органа муниципальной власти. На основании п. 6 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ к муниципальным можно отнести такие типы заказчиков, как:

  • Муниципальные органы власти (например, органы МСУ Московской области).
  • Муниципальное казенное учреждение (например, Централизованная бухгалтерия по Муниципальным образовательным учреждениям города Тулы).
  • Муниципальные унитарное предприятие (например, во многих городах есть МУП «Водоканал»).

Не относятся к муниципальным государственные заказчики, которые перечислены в п. 5 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ, и отдельные юрлица.

Муниципальные организации можно классифицировать по их полномочиям в сфере жизнедеятельности населения, куда распространяется их юрисдикция. Такие полномочия представляют собой перечень обязанностей, которые установлены для реализации функций, регулируемых уставом. Это могут быть муниципальные заказчики, задействованные в правоохранительной сфере, в вопросах местного значения (в части содержания автодорог, благоустройства города), в сфере ЖКХ (обеспечение населения коммунальными ресурсами: водой, газом и теплом, электричеством и пр.).

Преимущества и недостатки работы

К положительным сторонам работы с муниципальными заказчиками можно отнести:

  • Бюджетные организации являются более стабильными контрагентами, чем коммерческие организации. Риски неоплаты и несвоевременной оплаты услуг исполнителя невелики.
  • Возможность получения должной репутации в процессе реализации контрактов для небольших муниципальных заказчиков для возможности дальнейшего участия в крупных закупках.

Минусами сотрудничества с муниципальным заказчиком аналогичны тем, которые присущи всем заказчикам контрактной системы. Это:

  • Необходимость существенных временных и денежных затрат на подготовку документации и участие в тендере.
  • Высокие требования к качеству товара, работы и услуги.
  • Необходимость внесения обеспечения заявки и контракта.
  • Возможность попадания в РНП по формальным поводам.
  • Строгие требования к потенциальным исполнителям.

Порядок участия

Для участия в муниципальных торгах необходимо:

  • Изучить закупочную документацию по интересующим лотам.
  • Составить заявку на участие в закупке.
  • Принять участие в торгах.
  • В случае победы подписать контракт с заказчиком в установленные сроки.

Муниципальные заказчики могут публиковать сведения о предстоящих торгах не только в системе ЕИС, но и в местных СМИ.

Важно учесть, что процедура заключения контракта с муниципалитетом в случае победы на торгах может включать и дополнительные шаги – например, подачу возражения на условия проекта контракта, если они отличаются от условий, прописанных в закупочной документации.

Особенности исполнения муниципального контракта

Муниципальные контракты подлежат исполнению в общем порядке, который включает поэтапное выполнение условий (оказание услуг, поставку товаров и т. д.) с последующим подписанием актов приемки и перечислением денежных средств на счет исполнителя.

Нюансы могут возникнуть на этапе промежуточных расчетов с исполнителем, которые связаны со смешанной системой финансирования муниципальных контрактов – из федерального и местного бюджетов. Промежуточные расчеты могут задерживаться при исчерпании лимитов местных средств и ожидании одобрения дополнительных траншей федеральных средств.

Второй особенностью является многоуровневый аудит, когда решения местных надзорных органов последовательно обжалуются на региональном и федеральном уровнях.

Смена заказчика

44-ФЗ строго запрещает смену подрядчика по результатам закупки. При этом запрет на смену заказчика в 44-ФЗ не приведен, и в ст. 95 44-ФЗ предусмотрено право сторон на подобную корректировку. Но смена заказчика допускается, только если новая сторона по контракту выступает заказчиком по правилам 44-ФЗ (на основании п. 5-7 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 95 44-ФЗ). Например, первоначальным заказчиком был государственный орган власти: его допускается сменить, например, на муниципальный. Тогда как смена государственного заказчика на коммерческое юрлицо недопустима.

Стандартная процедура смены заказчика по 44-ФЗ предполагает подписание сторонами дополнительного соглашения. В нем стороны указывают на наименование действующего заказчика и того, к которому переходят обязательства.

Также в составе дополнительного соглашения нужно прописать такие условия, как:

  • Дата подписания дополнительного соглашения.
  • Место подготовки допсоглашения.
  • Реквизиты госконтракта.
  • Указание на то, что все остальные условия реализации госконтракта остаются неизменными.

Дополнительное соглашение подписывается обеими сторонами, после чего оно приобретает юридическую силу (первым его подписывает поставщик). Оно выступает неотъемлемой частью госконтракта и должно храниться вместе с ним.

Хотя в контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика получать согласие исполнителя на смену заказчика, но подписание допсоглашения крайне желательно, так как подтвердит факт должного уведомления  поставщика об изменении важных условий.

Заключение допсоглашения о смене заказчика допускается только при условии, что этот госконтракт является действующим. Если договор прекратил свое действие, то его изменение не допускается. На основании ч. 6 ст. 95 44-ФЗ при перемене заказчика все права и обязательства старого переходят к новому.

При этом законодательство не предусматривает случаи, когда допускается смена заказчика и как нужно обосновать такой переход.

Документ, предоставляющий статус муниципального заказчика

Для того чтобы понять, относится ли учреждение к муниципальным заказчикам, нужно обратиться к документации. Такие документы обычно именуют учредительными. Это устав организации, где должны быть прописаны источники финансирования (то, на какие средства существует учреждение), либо Приказ руководства муниципального образования о выделении финансирования данной организации или юрлицу из местного бюджета.

К оформлению подобной документации нет строгих правил. Она оформляется в соответствии с установленными правилами документооборота в организации. Но для того чтобы отнести организацию к муниципальной, в документах должно обязательно содержаться указание на финансирование из средств местного бюджета. Пример Устава муниципального учреждения можно посмотреть здесь.

Таким образом, юрлицо, которое наделено полномочиями по осуществлению закупок и действующее от лица муниципалитета, именуется муниципальным заказчиком. Такие учреждения, в отличие от государственных заказчиков, финансируются из местного бюджета.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность наступает не за нарушение законодательства о закупках, а за совершение преступлений. В числе наиболее распространенных деяний, которые преследуются по нормам УК:

  • Мошенничество по ст. 159 УК. Наказание за проступок составляет до 10 лет лишения свободы.
  • Получение взятки по ст. 290 УК. Например, за победу на тендере или содействие в приемке работ. Наказание по данной статье – до 15 лет лишения свободы или штраф в сумме, в 70 раз превышающей взятку.
  • Посредничество во взяточничестве по ст. 291.1 УК для лиц, которые передадут взятку от участника представителю заказчика. Наказание по указанной статье составляют до 7 лет лишения свободы или 30-кратный размер взятки.
  • Нецелевое расходование бюджетных денег по ст. 285.1 УК. Наказание грозит при сумме нецелевых расходов в размере свыше 1,5 млн р. и составляет вплоть до 5 лет лишения свободы. Если траты составят меньшую сумму, то сторонам грозит административное наказание по ст. 15.14 КоАП в виде штрафа, который составляет 50 тыс. р.

Таким образом, под заказчиком в рамках системы госзакупок подразумевается лицо, которое закупает товары, работы и услуги для государственных нужд, региональных нужд и муниципальных нужд или для конкретного предприятия или учреждения на бюджетные средства. Заказчиком по 44-ФЗ выступает лицо, которое действует в интересах РФ, субъектов и принимает бюджетные обязательства. Перечень юридических лиц, которые должны осуществлять закупки по нормам 44-ФЗ, приведен в пп. 5-7 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ.

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий