Алгоритм работы ЭЦП
Надежность квалифицированной электронной подписи объясняют криптографические процессы и функции хэширования. В процессе подписания и проверки используются сложные личные и открытые ключи, а также сертификаты открытого ключа.
Личный или закрытый ключ формируется через датчик случайных чисел и используется для подписания документов. А открытый — вычисляется из закрытого и применяется для проверки принадлежности подписи владельцу. Закрытый ключ работает только в паре с открытым, а хранить его необходимо в тайне от третьих лиц.
Если личный ключ был скомпрометирован, то необходимо обратить в УЦ, написать заявку о признании сертификата недействительным и о перевыпуске ЭЦП. Иначе ключ может быть использован для причинения материального или иного ущерба владельцу ЭП и контрагентам.
Подписание документов ЭЦП не изменяет содержимое файла, но добавляет новый блок данных. Этот блок и является электронной подписью. Сложность процесса гарантирует неизменность информации: если после подписания документ был изменен, то исправления будут видны и в отпечатке, что отразиться на проверке ЭЦП.
После того, как сформирована ЭЦП, редактирование файла подписанного документа невозможно. Если попытаться отредактировать текст или внести изменения в заверенный архив, то все ЭП удаляются, а при проверке будет выходить ошибка.
Чтобы подписать документ электронной подписью пользователь должен иметь:
- сформированный и проверенный файл, который необходимо заверить;
- сертификат электронной подписи с неистекшим сроком годности;
- средства ЭП (комплекс программных средств, настроенный криптопровайдер и браузер);
- средства для создания электронной подписи.
К программам для создания ЭП относят плагины для MC Office и PDF, отдельные программы (КриптоАрм) или онлайн-сервисы. Часть из них дает возможность подписать документа бесплатно, часть имеет ограниченный бесплатный функционал, а некоторые доступны только после покупки.
Системные требования
- КриптоПро CSP в соответствии с версией ОС.
- Для работы в Microsoft Office Word/Excel 2007/2010/2013/2016 установите приложение «КриптоПро Office Signature». Поддержка Microsoft Office 2016 и ГОСТ Р 34.11-2012/34.10-2012 реализована в «КриптоПро Office Signature 2.0».
Подписание документов MS Office
Для последних версий Microsoft Word нажимаем “Файл” и в открывшемся окне наводим курсор на вкладку “Сведения” и выбираем пункт “Добавить цифровую подпись (КРИПТО-ПРО)”. Если вы не видите данный параметр, то у вас не установлено программное обеспечение Crypto Pro и КриптоПро Office Signature, либо одно из них.
Далее, у вас появится окно, где будет предложено указать цель. Этот пункт не обязателен, но можете его заполнить по желанию. Затем выбираете нужную ЭЦП и кликаете по кнопке “Подписать”.
После проделанных манипуляций во вкладке “Сведения” появляется обновленная информация об этом файле, отмечается что он уже заверен ЭЦП и является окончательным для редактирования.
Очень важным моментом в заполнении является то, что после того, как поставлена электронная подпись, в файл нельзя вносить какие-либо изменения. При исправлении данных после этих действий — документ с ЭЦП становится недействительным.
Совет: если у вас все-таки возникла необходимость внести правки, сначала удалите подпись и только потом изменяйте файл. После окончания работы снова поставьте ее.
Подписать документы формата word и excel можно двумя способами:
- через плагин для ПО;
- через добавление подписи.
Подписать файл эцп напрямую быстрее и удобнее. Для этого нужно:
- через меню «Файл» — «Сведения» выбрать «Добавить ЭП»;
Данная инструкция описывает порядок действий по конфигурации программ Word и Excel из состава Microsoft Office 2003, 2007, 2010, 2013, 2016, для создания и проверки электронных цифровых подписей документов. Цифровые подписи используют в тех случаях, когда требуется гарантировать подлинность, целостность и происхождение (авторство) документа, поэтому подписывать документ необходимо только в том случае, когда он окончательно готов.
Подписание при помощи специального ПО
Подписать ЭЦП можно и документы формата PDF. Это могут быть сканы, презентации, иллюстрации, текстовая и проектная документация, таблицы.
Как подписать скан документа ЭЦП:
- в выбранном PDF-файле открыть «Инструменты» и «Сертификаты»;
- нажать «Поставить ЭП» и выбрать область, куда нужно поставить подпись на электронном документе;
- в новом окне необходимо выбрать цифровое удостоверение и нажать «Продолжить»;
- откроется новое рабочее окно с предварительным просмотром электронной печати и подписи;
- если все верно, то нужно нажать «Подписать».
Документы можно подписывать также через специальное программное обеспечение — КриптоАрм или ViPNet CryptoFile. Сервисы различаются функциональностью и способом установки, однако позволяют получить заверенное и зашифрованное сообщение.
Сравнение ПО для создания ЭЦП
Выберите документ, | |
Выберите сертификат, | |
Создайте файл подписиСервис сохранит файл подписи в папку с исходным документом с таким же именем и разрешением.sig. |
Программы для создания и проверки ЭП различаются возможностями, стоимостью, принципом работы. Преимущества и недостатки сервисов удобно оценить в специальной таблице сравнения ПО.
Плагины КриптоПро | КриптоАрм | ViPNet CryptoFile | Онлайн-сервис Крипто Контур | |
Стоимость | Платные | Бесплатная только стартовая версия | Бесплатно | Бесплатно |
Пакетная подпись | Есть | Есть | Нет | Есть |
Форматы | Word, Excel, PDF | Все | Все | Все |
Объем файла | Без ограничений | Без ограничений | Без ограничений | До 100 Мб |
Формирование усовершенствованной ЭП | Есть | В версии стандарт и базовая | Нет | Есть |
Тип ЭП | Отсоединенная /присоединенная | Отсоединенная /присоединенная | Отсоединенная /присоединенная | Только отсоединенная |
Дополнительные функции шифрования, проверки, расшифрования | Есть | В версии стандарт и базовая | Нет | Есть |
С электронной цифровой подписью могут работать как физические, так и юридические лица. Ее использование наделяет ЭД юридической силой и приравнивает его к бумажному. Для работы с ЭП необходимо иметь криптопровайдер и средства ЭЦП. К ним относят закрытый и открытый ключ и специальное ПО. Подписание документов возможно через отдельные плагины для MS Office и Adobe Systems, а также через отдельные программы (КриптоАрм или CryptoFile) или через онлайн-сервисы.