С 1 января 2022 г. увеличена с 20% до 25% обязательная доля закупок у субъектов МСП по Закону № 223-ФЗ 20 июля 2021 г

С 1 января 2022 г. увеличена с 20% до 25% обязательная доля закупок у субъектов МСП по Закону № 223-ФЗ
 20 июля 2021 г

Стоит отметить то момент, что принимать участие в закупках возможно не только для организаций с гос участием, но и для коммерческих. В последних также имеют возможность принимать участие поставщики.

Что такое корпоративные закупки

К корпоративным закупкам могут относиться организации, имеющие различные организационно-правовые формы , но у которых выделена единая юр группа.
На данные закупки не могут быть распространены 44 и 223 ФЗ. Для того чтобы данные структуры были отделены от государственных, их назвали коммерческими, а такие закупки называются корпоративными. Сведения о корпоративных юр лицах содержатся в ГК РФ.

Росэлторг (ЕЭТП)

Росэлторг (Единая электронная торговая площадка) — электронная торговая площадка (ЭТП). Одобрена ФАС и Минэкономразвития РФ для проведения государственных и муниципальных закупок. Такие площадки называются федеральными.

Среди государственных заказчиков на площадке Министерство обороны РФ, ФСИН, МВД РФ, ФАС, МЧС, Минсельхоз РФ, Роскомнадзор, Федеральная таможенная служба, Министерство культуры РФ, Министерство юстиции РФ, Следственный комитет, Федеральное дорожное агентство, Федеральное казначейство, Управление делами Президента РФ.

Помимо госзаказов на Росэлторг публикуются закупки крупных корпоративных заказчиков: «Росатом», «Ростех», «Алроса», «Ростелеком», «Росгеология», «ВТБ», «РусГидро», «Транснефть», «Россети», «Интер РАО ЕЭС», «Магнезит», «Российские коммунальные системы», ГК «Новый поток», ГУП «Петербургский метрополитен».

По данным Минфина ЕЭТП входит в тройку лидеров по количеству государственных закупок среди федеральных электронных торговых площадок.

Участвовать в закупках на Росэлторг могут юридические и физические лица, ИП и самозанятые.

Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2021 г. № 1128 (далее – Постановление № 1128) внесены изменения в утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в соответствии с которыми:

  • общий годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) составит не менее 25% вместо 20% (изменения в п. 5 Положения);
  • доля стоимости договоров с СМСП по результатам закупок, в которых могут участвовать только СМСП, составит не менее 20% вместо 18% (изменения в п. 5.1 Положения);
  • достигать указанных минимальных объемов должны будут все заказчики по Закону № 223-ФЗ, вместо отдельных категорий, как это есть сейчас. Исключение сделано только для перечисленных в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ юридических лиц, являющихся СМСП.

Также внесены уточняющие критерии оценки и мониторинга изменения в постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169, которым утвержден порядок проведения мониторинга соответствия и оценки соответствия планов закупки (а также проектов таких планов, их изменений и проектов изменений) и годовых отчетов требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие в закупке СМСП.

Постановление № 1128 вступает в силу с 1 января 2022 г. и не применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, возникшим до дня вступления его в силу.

  • Новости и аналитика
  • Новости

16 июля 2021

В соответствии с изменениями, внесенными в п. 2 Положения об особенностях участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352, с 1 января 2022 года требования, установленные в соответствии с указанным Положением, обязаны соблюдать все заказчики по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, за исключением тех из них, которые сами являются субъектами МСП (Постановление Правительства РФ от 7 июля 2021 г. № 1128).

Также с указанной даты установленный п. 5 Положения годовой объем закупок, осуществляемых у субъектов МСП, увеличен с 20% до 25% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами МСП по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с подп. “б” п. 4 Положения, и объем планируемых закупок, участниками которых являются только субъекты МСП (п. 5.1 Положения), увеличены с 18% до 20%.

Кроме этого, до 800 млн руб. увеличен верхний предел НМЦД, при которой заказчик вправе осуществить закупки товаров, работ, услуг у субъектов МСП.

Документы по теме:

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”

С 1 января 2022 г. увеличена с 20% до 25% обязательная доля закупок у субъектов МСП по Закону № 223-ФЗ
 20 июля 2021 г

С 1 января 2022 г. увеличена с 20% до 25% обязательная доля закупок у субъектов МСП по Закону № 223-ФЗ
 20 июля 2021 г

С 1 января 2022 г. увеличена с 20% до 25% обязательная доля закупок у субъектов МСП по Закону № 223-ФЗ
 20 июля 2021 г

Как участвовать в
коммерческих закупках по 223-ФЗ

Выигрывать тендеры госучреждений могут не только крупные холдинги и
корпорации. По закону, часть таких закупок должна проводиться специально для малого и
среднего бизнеса. Объясняем, как участвовать в таких торгах.

С 1 января 2022 г. увеличена с 20% до 25% обязательная доля закупок у субъектов МСП по Закону № 223-ФЗ
 20 июля 2021 г

По закону 223-ФЗ, регулирующему закупки коммерческих организаций с
участием государства и госструктур, которые оплачивают заказы из собственного бюджета,
заказчиками могут выступать компании с долей государства более 50 %, их «дочки», субъекты
естественных монополий, бюджетные учреждения, оплачивающие заказы по грантам и из
собственных средств (например, унитарные предприятия).

Основные требования к участникам закупок коммерческих организаций по
223-ФЗ прописываются в каждом тендере отдельно. Для этого заказчик создаёт положение о
закупке — специальный документ с характеристиками заказа, регламентом тендера и другой
важной информацией.

В законе уточняется, что участниками могут быть и юридические, и
физические лица, право отсеивать кандидатов отдано заказчику. Для этого он указывает список
критериев для претендентов. В документации можно встретить, например, такие ограничения:

  • нет лицензии или допуска для конкретной работы;
  • компания в стадии банкротства;
  • бизнес зарегистрирован в оффшорной зоне.

Все торги, предназначенные только для среднего и малого бизнеса (СМП),
проводятся в электронной форме.

Чтобы участвовать в тендерах, созданных специально для СМП, нужно
предоставить справку из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Бизнес считается малым, если работников менее 100
человек, а предельная выручка от реализации — до 800 млн рублей в год;
средним — 250 человек и 2 млрд рублей соответственно

Все актуальные и уже состоявшиеся тендеры можно посмотреть в Единой
информационной системе (ЕИС) на портале zakupki.gov.ru. Если открыть страницу торгов в каталоге, там будет
ссылка на оператора — специальную площадку, на которой заказчики размещают тендеры
(электронная торговая площадка, ЭТП).

Сейчас тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут организовывать только утверждённые
правительством ЭТП:

  • ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
  • АО «Агентство по государственному заказу Республики
    Татарстан»;
  • АО «Единая электронная торговая площадка»;
  • АО «Российский аукционный дом»;
  • АО «ТЭК-торг»;
  • АО «Электронные торговые системы»;
  • ООО «РТС-тендер»;
  • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
  • ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного
    оборонного заказа» (специализируется на закрытых торгах).

С победителя берут плату за участие: в торгах среди СМП — не более 1 % от
начальной максимальной цены заказа и не более 2 тысяч рублей.

Если начальная стоимость контракта больше 5 млн рублей, заказчик имеет
право потребовать гарантию подписания договора победителем, т. н. обеспечение заявки.
Участник тендера может предоставить банковскую гарантию или внести деньги на специальный счёт. Сумма обеспечения заявки составляет до 5 % от начальной
(максимальной) суммы контракта.

ЭТП также вводит свои тарифы обслуживания. Они не входят
в суммы обеспечения торгов и устанавливаются каждой площадкой отдельно

Кроме перечисленных выше, есть ещё особенная площадка: единый
агрегатор тендеров «Берёзка». Это аналог ЕИС для закупок на сумму менее 300 тысяч
рублей. На этой площадке организации размещают запросы, а исполнители — свои
предложения, из которых и выбирает заказчик. Через «Берёзку» договор заключается с
единственным поставщиком, без торгов. Для регистрации там потребуется аккаунт на «Госуслугах».

Участие в торгах требует времени на подготовку. Вот универсальная
пошаговая инструкция для торгов на общей основе.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: На наш взгляд, договор, заключенный заказчиком с единственным поставщиком – субъектом МСП в 2021 году, будет учитываться в обязательном объеме закупок заказчика у субъектов МСП 2022 года в части, подлежащей оплате в 2022 году.

Обоснование вывода: Согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также – МСП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками. Такие особенности установлены постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, утвердившим Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее – Положение). В силу ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ информация о годовом объеме закупки, который заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП, размещается в единой информационной системе (далее – ЕИС) не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом. В силу п. 2 Постановления N 1352 в настоящее время оно применяется в отношении заказчиков, перечисленных в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. Вместе с тем в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 N 1128 (далее – Постановление N 1128) в п. 2 Положения, с 1 января 2022 года требования, установленные в соответствии с указанным Положением, будут обязаны соблюдать все заказчики по Закону N 223-ФЗ, за исключением тех из них, которые сами являются субъектами МСП. При этом в силу прямого указания п. 3 Постановления N 1128 изменения не применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, возникшим до 1 января 2022 г. Соответственно, как следует из приведенных норм, обязанность осуществить минимальный годовой объем закупок у субъектов МСП*(1) возникает у заказчиков при осуществлении закупок в 2022 году. Соответствующие отчеты заказчики должны будут разместить не позднее 1 февраля 2023 года. Закон N 223-ФЗ не содержит определение понятия “закупка”, каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу нет. Из ряда положений этого закона (в частности, ч. 1, ч. 5 ст. 1, ч. 5.1 ст. 3, ч. 8 ст. 3.2) следует, что под закупкой в нем понимается осуществляемая в соответствии с Законом N 223-ФЗ в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц – заказчиков в товарах, работах, услугах процедура выбора контрагента для заключения с ним договора о приобретении товаров, работ, услуг или услуг и само заключение такого договора. Также отметим, что Закон N 223-ФЗ позволяет заказчику самостоятельно сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления сферы деятельности, которые наиболее соответствуют потребностям заказчика, и формально не ограничивает право заказчика, не подпадающего под действие постановления N 1352, на осуществление закупок исключительно среди субъектов МСП*(2), в том числе не препятствует заключению договора с единственным поставщиком, являющимся субъектом МСП. Согласно разъяснениям Минфина РФ, приведенным в письмах от 17.01.2020 N 24-01-08/1945 и от 07.09.2020 N 24-01-07/78247, в расчет годового объема закупок у субъектов МСП включается объем оплаты в текущем году договоров, срок исполнения которых превышает один календарный год, в том числе заключенных в предыдущие периоды. Таким образом, можно предположить, что закупка у единственного поставщика – субъекта МСП, осуществленная в 2021 году, в части, подлежащей оплате в 2022 году, будет учитываться в обязательном объеме закупок заказчика у субъектов МСП 2022 года. В то же время отметим, что официальные разъяснения по данному вопросу в настоящий момент отсутствуют, правоприменительная практика сложиться еще не успела.

Читайте также:  Перенос сертификатов КриптоПРО на другой компьютер, за минуту

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

6 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————- *(1) Также с 1 января 2022 года установленный п. 5 Положения годовой объем закупок, осуществляемых у субъектов МСП, увеличен с 20% до 25% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами МСП по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с подп. “б” п. 4 Положения, и объем планируемых закупок, участниками которых являются только субъекты МСП (п. 5.1 Положения), увеличены с 18% до 20%. *(2) Осуществление организациями, на которых не распространяется действие Постановления N 1352, закупок с применением предусмотренных им особенностей может рассматриваться как незаконное ограничение конкуренции, поскольку при этом создаются преференции группе участников закупки в случае, не предусмотренном законом (письма Минэкономразвития России от 21.01.2016 N Д28и-140, от 27.05.2016 N Д28и-1377).

Организация закупок по Закону N 223-ФЗ

Закон N 223-ФЗ, в отличие от Закона N 44-ФЗ, не регулирует вопросы организации закупок, не требует от заказчика создания контрактной службы или назначения контрактного управляющего, формирования комиссий по осуществлению закупки, вопросов централизации закупок и совместного проведения торгов, привлечения третьих лиц к организации определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей (далее – контрагент). Согласно общему принципу большая часть регулирования закупочной деятельности, осуществляемой в соответствии с Законом N 223-ФЗ, относится на усмотрение самого заказчика, принимающего соответствующие локальные нормативные акты, в первую очередь – положение о закупках (письмо Минэкономразвития России от 17.09.2014 N Д28и-1782).

При этом, по нашему мнению, следует исходить, прежде всего, из того, что, из п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 1, ч.ч. 2, 2.1, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ следует, что сферы действия этих Законов не пересекаются. Таким образом, заказчики осуществляют закупки в соответствии либо с одним из этих законов, либо с другим. Соответственно, если бюджетное учреждение в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ утверждает положение о закупке и проводит закупки за счет внебюджетных источников финансирования в соответствии с Законом N 223-ФЗ, то на такие закупки распространяется только требования Закона N 223-ФЗ, требования же Закона N 44-ФЗ, в том числе связанные с организацией закупок, не применяются. То же относится и к обратной ситуации, то есть к организациям, руководствующимся по общему правилу Законом N 223-ФЗ, но применяющим одновременно нормы Закона N 44-ФЗ в отношении закупок, указанных в ч.ч. 4 – 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем необходимо учитывать следующее.

Во-первых, представляется, что заказчикам, которые применяют одновременно Закон N 223-ФЗ и Закон N 44-ФЗ логично использовать, например, органы, которые в любом случае должны быть созданы в соответствии с Законом N 44-ФЗ, – контрактную службу (контрактного управляющего), комиссии по осуществлению закупок в аналогичных целях и с аналогичными функциями для закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Во-вторых, в том случае, если заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ, исходя из собственных интересов, желают применить практики и институты, аналогичные применяемым при закупках по Закону N 44-ФЗ, они вполне могут ориентироваться на нормы Закона N 44-ФЗ, разумеется, с учетом специфики отношений, регулируемых Законом N 223-ФЗ. Аналогичное мнение высказано в письме Минэкономразвития России от 09.01.2017 N Д28и-16.

Формирование контрактной службы или назначение контрактного управляющего может быть признано целесообразным, например, для определения лиц, ответственных за соблюдение при проведении закупок требований закона и локальных нормативных актов, прежде всего – положения о закупке. В связи с этим отметим, что лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица (см. Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Из приведенного выше Примечания к ст. 2.4 КоАП РФ можно также сделать вывод, что создание комиссий по осуществлению закупок при закупках по Закону N 223-ФЗ предполагается. Это можно заключить также из п. 4 ст. 447 ГК РФ, которая может быть применена к торгам, проводимым по Закону N 223-ФЗ, по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) на основании п. 6 ст. 447 ГК РФ, и ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (см. также письмо Минэкономразвития России от 16.01.2015 N Д28и-54). И хотя строго формально отказ от формирования таких комиссий (единой комиссии) не будет являться нарушением законодательства, их (ее) формирование также может быть признано целесообразным.

Что касается возможности проведения централизации закупок, проведения совместных торгов, привлечения специализированной организации, то Законом N 223-ФЗ это не предусмотрено, но и не запрещено. В качестве правового основания для применения в рамках закупок по Закону N 223-ФЗ этих институтов можно рассматривать указание п. 2 ст. 447 ГК РФ, что в качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.). Данная норма также может быть применена к торгам, проводимым по Закону N 223-ФЗ, по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) на основании п. 6 ст. 447 ГК РФ.

Соответственно, поскольку Законом N 223-ФЗ иного не предусмотрено, любой заказчик, руководствующийся этим законом, может привлечь специализированную организацию в качестве организатора торгов, а несколько заказчиков могут заключить соглашение о проведении совместных торгов, организатором которых может выступить один из них или иное лицо, привлекаемое к заключению указанного соглашения именно в качестве организатора (специализированная организация). При этом законодательство не устанавливает каких-либо требований к специализированной организации, а потому этой роли может выступать практически любое юридическое лицо (что является синонимом “организации” – см. п. 1 ст. 48, ст. 50 ГК РФ).

Несколько сложнее обстоит дело с централизацией закупок по Закону N 223-ФЗ. В Законе N 44-ФЗ под централизованными закупками понимаются закупки в интересах нескольких заказчиком, полномочия по проведению которых полностью или частично передаются одному заказчику – уполномоченному заказчику на основании нормативного правового акта (ст. 26 Закона N 44-ФЗ). Очевидно, что такая централизация может осуществляться только в отношении субъектов, отношения которых основаны, помимо прочего, на административном подчинении, и не может иметь места в отношениях, регулируемых Законом N 223-ФЗ. Вместе с тем лицо, которое фактически может определять решения заказчиков, руководствующихся Законом N 223-ФЗ (например, материнская организация, владеющая контрольными пакетами акций (большей частью долей) других организаций), вполне может определить некоторых из них в качестве уполномоченных на закупки тех или иных (или всех) товаров, работ, услуг для нужд нескольких из них или создать для этого новое юридическое лицо. Однако с учетом того, что, как было сказано выше, формально в данном случае отсутствуют отношения подчинения, отношения описанных выше уполномоченных заказчиков с прочими заказчиками в любом случае должны основываться на договорах (соглашениях). Соответственно, если брать аналогии с Законом N 44-ФЗ, то такая схема будет более схожа – в зависимости от выбранного варианта оформления отношений – на проведение совместных торгов или на привлечение специализированной организации (в роли каковой, как было сказано выше, может выступать любое юридическое лицо) для организации проведения торгов.

Читайте также:  Настройка QUIK для КриптоПро - ВТБ Капитал Брокер

Соответственно, заказчик может урегулировать эти вопросы самостоятельно в положении о закупке или оставить их неурегулированными, принимая решение в зависимости от конкретной ситуации.

При решении вопросов организации закупочной деятельности заказчик может ориентироваться на положения Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, разработанного Федеральной антимонопольной службой РФ, носящий рекомендательный характер (см. Преамбулу указанного Стандарта), в частности, раздела IV “Централизация закупочной деятельности заказчиков, осуществление консолидированных (совместных) закупок”.

Найдите подходящий тендер, соберите необходимые документы, оформите
заявку на участие и отправьте всё заказчику.

Получите квалифицированную электронную подпись — обязательное условие
участия. Это можно сделать на сайте Единой электронной торговой площадки или с помощью
ближайшего аккредитованного оператора (его можно найти на сайте Минсвязи). Клиенты Сбербанка могут оформить подпись тут.

В чем отличие государственных и корпоративных закупок

Первым и основным отличием будет являться, то что такие закупки (тендеры) регулируются ГК РФ и нормами закона “О защите конкуренции” под номером 135 ФЗ.

Корпорации такого рода могут с помощью своих сил выбрать любую и коммерческих площадок для дальнейшего участия в тендере, а иногда может даже организовать собственную площадку.

Данная корпорация может выступать сразу и поставщиком и заказчиком, но только на одной единой ТП. Если же корпорация решает принять роль заказчика, то она действует в соответствии с внутренними правилами закупок.

При госзакупках заказчик должен публиковать планы закупок на официальном сайте ЕИС и там же он должен описать порядок действий, а также сведения об объявленных закупках. Он должен обосновать цену и предусмотреть эквивалент необходимого товара.

Корпоративному заказчику не нужно придерживаться данных правил, он лично может установить свои требования. Еще одной отличительной особенностью коммерческих закупок будет являться момент, когда поставщик не всегда в курсе всех тонкостей и знает о существующих критериях отбора покупателя.

Основной движущей силой  в данном процессе будет являться – правило действующего рынка

Из данного правила следует, что заказчику необходимо будет предъявлять определенный товар с определенными параметрами и характеристиками.
От корпоративного заказчика не требуется отчитываться за определенные результаты, он может ориентироваться на предпочтение личных предпочтений при выборе того или иного предложения.

Не существует никаких ограничений при заключении договора с единственным поставщиком или в случае проведения закрытого соревнования. Это связано с тем, что нет установленных ограничений со стороны законодательства.

По итогу может получиться разнообразный выбор ценового диапазона и не нужно будет прикрываться финансовым обеспечением.

Не знаете как принять участие в корпоративных закупках?

Работая с нами вы получаете помощь специалистов по всем вопросам!

Обратиться к специалистам

Подождите, пока объявят победителя. Это произойдёт в указанный в
положении о закупке срок.

Проигравшие получат деньги обратно также в срок, указанный в
положении: не более чем через 7 рабочих дней со дня подписания протокола.

Если решили участвовать в малых закупках,
регистрируйтесь на «Берёзке» через ЕСИА, добавляйте свои товары и отслеживайте
запросы заказчиков. Процедура заключения договора проходит на выбранной заказчиком ЭТП.

На подготовку первого пакета документов для участия потребуется
несколько дней. Дальше будет проще: большинство заказчиков требуют примерно одинаковый
перечень документов, и, подготовив пакет для одной заявки, вы сделаете основную часть
работы для аналогичных торгов. Список необходимых документов и технические требования к
ним не установлен законом, заказчик прописывает требования в положении о закупке.

Для участия практически в каждом тендере понадобится выписка из
ЕГРЮЛ/ЕГРИП, устав и решение о назначении генерального директора для ООО или копия
паспорта для ИП.

Заказчик также может потребовать:

  • документы для регистрации на электронной торговой
    площадке;
  • лицензии на работы, свидетельства и сертификаты;
  • бухгалтерские документы: баланс и отчёт за
    прошедший финансовый год, актуальную справку об отсутствии задолженности по налогам;
  • документы для подтверждения квалификации: договоры
    с контрагентами, отзывы и рекомендательные письма.

Готовьте документы в формате .pdf. В один файл помещайте один
документ.

Cделайте качественные скан-копии: весь текст в документах должен быть
ясно читаемым.

Следите за нумерацией файлов и описью заявки.

Банковские реквизиты старайтесь предоставить в формате .doc: так
данные можно копировать в договор напрямую, а не перепечатывать из скана.

Если участвуете в торгах по 223-ФЗ, внимательно
изучайте положение о закупке: на волю заказчика отданы список
документов, требования по лицензиям и другие параметры тендера. Перед
подачей заявки убедитесь в том, что вы точно сможете выполнить условия
договора по тендеру. Если сорвёте соглашение, придётся платить штрафы, а
репутация будет испорчена, значит, вы не сможете получить другие
тендеры.

Видео-инструкция государственные и корпоративные закупки

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Что вы узнаете

Какие закупки публикуют на Росэлторг

Как проводить закупки на Росэлторг

Как покупать имущество на Росэлторг

Как продавать имущество на Росэлторг

Какие закупки публикуют на Росэлторг

Площадка разделена на торговые платформы, на каждой из которых проводятся разные виды торгов.

Государственные закупки — заказы органов власти, образовательных и медицинских учреждений. Регулируются 44-ФЗ.

Корпоративные закупки и закупки субъектов 223-ФЗ — тендеры госкорпораций, естественных монополий, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Регулируются 223-ФЗ.

Закупки среди малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ — закупки, которые проводятся с участием МСП и регулируются 223-ФЗ.

Платформа Росэлторг.Бизнес — для закупок коммерческих организаций без привязки к 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Корпоративный интернет-магазин (КИМ) — сервис для закупок малого объема (ЗМО) по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В КИМ открыты 2 персональные секции компаний «Интер РАО» и ГК «Росатом».

Фонд капитального ремонта (ФКР) — закупки на проведение капитального ремонта зданий по всей России. Регулируются 615-ПП.

Реализация имущества — торги по приватизации, аренде и продаже государственного, муниципального и коммерческого имущества. Регулируются 178-ФЗ и 223-ФЗ.

Агроплощадка — сервис торговли фермерской продукцией. На данный момент на Агроплощадке публикуются торги 22 регионов:

Также на ЕЭТП открыты несколько персональных секций:

Компании, которым принадлежат эти секции, проводят на них закупки для своих нужд в рамках 223-ФЗ.

Все закупки проводятся по-разному. Существуют 4 основных формы проведения — аукцион, конкурс, запрос предложений и запрос котировок (цен). Узнать, в чем их отличия и особенности проведения, можно здесь.

Посмотреть, какие закупки публикуют на ЕЭТП, и найти среди них подходящие можно без регистрации на площадке. А вот организовать тендер или принять в нем участие можно только из личного кабинета.

Как зарегистрироваться на Росэлторг

Перед началом работы на Росэлторг получите электронную подпись (ЭП, ЭЦП), подготовьте документы и зарегистрируйтесь в Единой информационной системе (ЕИС, zakupki.gov.ru). Учетная запись в ЕИС автоматически регистрирует пользователя на Росэлторг и других федеральных ЭТП.

Получить ЭЦП

Для регистрации в ЕИС и работы на ЭТП нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП). КЭП имеет такую же юридическую силу, как собственноручная подпись с печатью, и защищает документы от подделки.

Закажите ЭЦП для торгов в УЦ «Тензор». Потребуются только паспорт и СНИЛС. Подпись выпустят в течение часа, получить можно в одном из центров выдачи в вашем городе или заказать доставку на дом.

Следующий шаг после получения подписи — подготовка документов для регистрации.

Подготовить документы

Приводим список документов, которые нужно собрать и отсканировать перед регистрацией в ЕИС.

  • учредительные документы;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • доверенность на человека, который будет участвовать в торгах;
  • решение о назначении на должность руководителя;
  • решение об одобрении максимальной суммы сделки.
  • паспорт;
  • выписку из ЕГРИП;
  • доверенность, если от лица ИП участвовать в торгах будет другой человек.

Для физлиц и самозанятых:

  • паспорт;
  • доверенность, если от имени физлица участвовать в торгах будет другой человек.

Зарегистрироваться в ЕИС

Первый шаг — создание учетной записи на Госуслугах (ЕСИА).

  • С помощью ЭП авторизуйтесь в ЕСИА.
  • Из личного кабинета добавьте организацию. Данные заполнятся из сертификата подписи. Добавьте контактную информацию.

ФНС проверит данные в течение 5 рабочих дней. Статус регистрации можно смотреть в личном кабинете Госуслуг или просто дождаться результатов проверки на электронную почту.

Второй шаг — создание учетной записи в ЕИС.

  • Зайдите в ЕИС по сертификату электронной подписи, дайте согласие на перенос данных из ЕСИА в ЕИС.
  • Заполните недостающие сведения в форме.
  • Прикрепите сканы документов.
  • Внесите данные о сотрудниках, которые будут работать на ЭТП по доверенности.

ЕИС проверит внесенную информацию в течение 1 рабочего дня. Если все верно, данные об участнике попадут в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ) на следующий рабочий день. В противном случае в регистрации откажут. Придется заново заполнять форму и отправлять ее на подтверждение.

Еще 1 рабочий день займет перенос данных из ЕИС на федеральные ЭТП.

ИП Андрей Васильев нашел на Росэлторг интересный тендер и решил принять в нем участие. До конца срока подачи заявок оставалось четыре дня. Чтобы подать заявку, Андрей стал регистрироваться в ЕИС. Данные об индивидуальном предпринимателе появились в ЕРУЗ только на пятый день, и Андрей не успел принять участие в закупке.

Регистрация в ЕИС действует 3 года. За полгода до истечения этого срока появляется возможность отправить заявку на перерегистрацию. Если до истечения срока регистрации осталось меньше трех месяцев, к участию в закупке не допустят.

После регистрации можно переходить к работе на Росэлторг.

Как войти на Росэлторг

Вход на секцию с закупками по 44-ФЗ, 615 ПП и имущественными торгами:

Вход на секцию с закупками по 223-ФЗ с участием МСП:

Нажмите на название секции. В открывшемся окне выберите вкладку «Внешние системы» — кнопка «Вход через Госуслуги (ЕРУЗ)».

Вход на секцию с корпоративными (223-ФЗ) и коммерческими закупками и Росэлторг. Бизнес:

Теперь можно принимать участие в закупках, организовывать их, покупать и подавать имущество на площадке.

Как участвовать в закупках на Росэлторг

Алгоритм участия в тендерах сводится к 5 шагам:

  • Открыть специальный счет (44-ФЗ, 223-ФЗ).
  • Найти закупку.
  • Подать заявку на участие.
  • Принять участие в торге (аукцион, конкурс с переторжкой).
  • Подписать контракт (в случае победы).

Мы коротко расскажем о каждом шаге, чтобы дать общее представление о том, что делать участнику закупки на ЕЭТП. Однако перед участием в закупке советуем прочитать инструкции на площадке:

Читайте также:  Электронная подпись для участия в закупках / Блог компании РОСЭЛТОРГ / Хабр

Открыть специальный счет (44-ФЗ, 223-ФЗ)

Специальный счет (спецсчет) потребуется для участия в государственных закупках и корпоративных тендерах, организованных среди малого и среднего предпринимательства (МСП). С него оплачивается обеспечение заявки и услуги ЭТП в случае победы в тендере.

Здесь и далее мы используем термины «обеспечение заявки», «обеспечение исполнения контракта» и другие. Мы не останавливаемся на них, чтобы статья не получилась слишком большой. Если их значение пока не знакомо — загляните в наш словарь терминов.

Чтобы открыть спецсчет, выберите банк из списка одобренных Правительством РФ и подайте заявление на открытие, приложив документы. Счет откроют в течение 1 рабочего дня. Банк сам отправит на ЭТП уведомление об открытии счета.

Подробно о том, что такое спецсчет, как его открыть и какие документы собрать, рассказываем в этой статье.

Найти закупку

Перейдите во вкладку «Торги», оттуда — «Все процедуры». Задайте ключевые слова. Используя фильтры «Расширенного поиска», определите регион, этап проведения, начальную цену и другие параметры. Росэлторг найдет подходящие тендеры среди опубликованных на площадке.

Ознакомиться с тендерной документацией можно, нажав на ссылку с названием тендера. Откроется карточка закупки. Документация по торгу прикреплена в блоке «Документы» под списком лотов. Если после изучения документов что-то осталось неясным, подайте заказчику запрос на разъяснение.

Запрос на разъяснение документации

Подать запрос можно не позднее, чем за 3-5 дней до окончания приема заявок. Это нужно, чтобы заказчик успел опубликовать ответ и, если понадобится, внести изменения в документацию.

Для примера рассмотрим, как направить запрос в аукционе по 44-ФЗ:

Из «Главного меню» переходим в раздел «Аукционы», выбираем нужный. В столбце «Операции» напротив нужно закупки нажмите «Подать запрос на разъяснение положений документации». Откроется форма запроса. Введите текст запроса, при необходимости прикрепите документы, нажав на кнопку «Обзор». Нажмите «Сохранить» и «Подписать и направить». Откроется окно с выбором сертификата ЭП. Выберите сертификат и нажмите «Ок». Вам придет сообщение об успешной отправке запроса.

Размер прикрепляемых документов не должен превышать 20 Мбайт. Если документ слишком большой — заархивируйте его.

Ответ появится на Росэлторг в течение 2 рабочих дней в Личном кабинете поставщика.

Если после ответа заказчика еще остались вопросы — направьте новый запрос на разъяснения. Если все ясно — подавайте заявку.

Подать заявку на участие

В столбце «Операции» напротив нужной закупки нажмите на ссылку «Подать заявку на участие». Откроется форма заполнения заявки.

Поля формы нужно заполнить информацией о предлагаемом товаре (работе, услуге) и сведениями о поставщике. В соответствующих полях формы прикрепите необходимые документы. Вес документов не должен превышать 20 Мбайт. В конкурсах, запросах котировок и предложений есть поле, в которое нужно прописать предлагаемую цену контракта. В аукционе поставщик предлагает цену во время электронных торгов — об этом расскажем ниже.

Список документов для участия строго определен только в закупках по 44-ФЗ. В других тендерах список может быть дополнен или полностью изменен заказчиком. Здесь приведем перечень документов, которые определены в 44-ФЗ.

Список документов для участия в госзакупках

  • Декларация соответствия — документ, подтверждающий соответствие участника единым требованиям. Автоматически формируется на площадке.
  • Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально-ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО). Если закупка проводится с участием СМП или СОНКО, то в заявке будет раздел, позволяющий декларировать принадлежность к СМП или СОНКО. Отметьте чек-бокс.
  • Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП — автоматически выгрузится из ЕИС.
  • Решение об одобрении крупной сделки — тоже подтянется из ЕИС. Решение нужно обновлять в ЕИС раз в год, если не прописан другой срок действия документа.
  • Лицензии, патенты для некоторых видов деятельности. Это касается, например, страховых компаний, брокеров, производителей алкогольной продукции. Полный перечень лицензируемых видов деятельности можно посмотреть в 99-ФЗ.
  • Документы, подтверждающие право получить преимущества. Их потребуется приложить учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов.
  • Документы, подтверждающие соответствие участника требованиям нацрежима. Прикладывают, если закупка проводится с применением национального режима согласно ст. 14 44-ФЗ.
  • Документы, подтверждающие соответствие товара критериям, которые установил заказчик. При составлении ориентируйтесь на тендерную документацию. Подготовьте для участия в конкурсе.
  • Предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки (шаблон). Подготовьте для участия в конкурсе.
  • Эскиз, чертеж, фото предлагаемого товара при необходимости.

Заполнив форму заявки, нажмите «Подписать и направить заявку». Заявка отправится, и появится уведомление об успешной отправке.

Чтобы отозвать заявку, в столбце «Операции» нажмите «Изменить/отозвать заявку». В открывшемся окне выберите «Отозвать заявку на участие в электронном аукционе». Появится форма с текстом отзыва заявки. Прочитайте его, при необходимости отредактируйте и нажмите «Подписать и направить».

Чтобы редактировать заявку, в столбце «Операции» нажмите «Изменить/отозвать заявку». В открывшемся окне выберите кнопку «Отозвать прежнюю заявку и направить с внесенными изменениями». Нажмите кнопку согласия на появившемся уведомлении. После этого вас перекинет на форму подачи заявки.

После окончания периода приема заявок, заказчик рассмотрит заявки и, в зависимости от вида процедуры, либо выберет победителя, либо допустит к участию в торге.

Принять участие в торгах (аукцион, переторжка)

В ряде торговых процедур предусмотрен дополнительный этап — аукцион или

. На этом этапе поставщики предлагают цены за исполнение контракта. Время и дата начала торгов прописаны в извещении закупки, их устанавливает заказчик.

Как участвовать в торгах на площадке Росэлторг описано здесь.

Подробнее узнать о том, как проводится электронный аукцион по 44-ФЗ, можно в этой статье.

По завершении электронных торгов заказчик составит проект контракта и вышлет его победителю для подписания.

Подписать контракт (в случае победы)

Проект контракта — документ, в котором описываются условия сделки. Чтобы ознакомиться с проектом, перейдите в раздел «Аукционы», в столбце «Операции» нажмите ссылку «Контракты». В открывшейся форме отобразятся сведения о закупке, контракте, заказчике и участнике закупки.

Если условия контракта соответствуют положениям закупочной документации, внесите обеспечение исполнения контракта — если оно требуется. Обеспечить контракт можно банковской гарантией (БГ) или переводом нужной суммы на счет заказчика. Оформление банковской гарантии может занять около 5 дней. Получите банковскую гарантию заранее, чтобы не просрочить подписание контракта.

После внесения обеспечения контракта прикрепите к форме подписания контракта файл с номером банковской гарантии или платежным поручением.

Если в ходе конкурсной переторжки или аукциона по 44-ФЗ цена контракта опустилась на 25% ниже начальной, потребуется внести обеспечение в полуторном размере или документально подтвердить добросовестность. Это называется антидемпинговыми мерами. Для подтверждения добросовестности найдите в форме подписания контракта блок «Информация, предусмотренная ч. 3 ст. 37 44-ФЗ в случае снижения начальной (максимальной) цены контракта на 25 % и более и (или) обоснование предлагаемой цены в соответствии с ч.9 ст. 37 44-ФЗ». С помощью кнопки «Разместить новый файл» прикрепите файл с реестровыми номерами трех госконтрактов, исполненных без штрафов и пеней. Цена одного из контрактов должна быть не меньше 20% от начальной цены (НМЦ) текущего контракта. Номера можно скопировать из ЕИС. Контрактам должно быть не больше трех лет.

Если НМЦ закупки больше 15 млн, возможности подтвердить добросовестность документально не будет — придется платить повышенное обеспечение.

В закупке топлива, лекарств, продовольствия и средств для оказания скорой медпомощи нужно обосновать предлагаемую цену. Подойдут следующие документы:

  • гарантийное письмо от производителя продукции со стоимостью и заявленным количеством товара;
  • бумаги, которые подтверждают, что продукция есть у победителя закупки;
  • другие документы и расчеты, которые доказывают возможность поставщика поставить нужное количество, продукции по предложенной стоимости.

Заполнив все поля, нажмите на кнопку «Подписать последний актуальный проект контракта». Выберите сертификат ЭП и нажмите «ОК». Теперь дело за заказчиком.

Если положения контракта сформулированы неточно и расходятся с закупочной документацией, направьте заказчику протокол разногласий.

Протокол разногласий по контракту

В карточке проекта контракта нажмите «Разместить новый протокол разногласий». Прикрепите файл с протоколом разногласий (шаблон). Нажмите «Подписать и направить».

Заказчик рассмотрит протокол и опубликует в течение трех дней доработанный проект контракта. Новый проект появится в карточке закупки.

В ином случае заказчик отправит прежний проект контракта и укажет причины, по которым отказывается вносить изменения.

Как проводить закупки на Росэлторг

Заказчики по 44-ФЗ работают с ЕИС. Все опубликованные в ЕИС документы автоматически отправляются на Росэлторг. Корпоративные и коммерческие заказчики работают на площадке.

Первый шаг проведения закупки — опубликовать извещение о закупке и закупочную документации, при необходимости — ответить на запросы на разъяснение документации. По окончании периода приема заявок рассмотреть поступившие заявки участников. Победитель определяется либо после рассмотрения заявок (запрос котировок, запрос предложений, конкурс без переторжки), либо после проведения торговой процедуры (аукцион, этап переторжки в конкурсе). Заказчик составляет и отправляет проект контракта победителю. При необходимости проект дорабатывается. После поставщика контракт подписывает заказчик.

Каждый этап работы заказчика подробно описан в инструкциях:

Как покупать имущество на Росэлторг

Алгоритм участия в продаже имущества примерно такой же, как в закупках.

Найдите торг. Выберите секцию «Имущественные торги». В поисковой строке введите ключевые слова, настройте фильтры. Изучите найденные торги и выберите подходящий.

Ознакомьтесь с документацией. Если остались вопросы по документам или лоту, направьте запрос на разъяснение. Через пару дней продавец ответит на запрос.

Когда по торгу не осталось вопросов, подайте заявку на участие и внесите задаток. Следующий этап после подачи заявки — участие в торгах. В случае победы подпишите контракт на покупку или аренду имущества.

Для покупателей имущества на Росэлторг размещены видеоинструкции.

Как продавать имущество на Росэлторг

Существует много способов продавать имущество на электронных торгах — в виде электронного аукциона с закрытой и открытой формой предложения о цене, аукциона на повышение или понижение цены, публичного предложения и так далее. В общих чертах действия продавца сводятся к нескольким шагам: опубликуйте извещение о продаже, рассмотрите поступившие заявки, отберите участников, подождите проведения электронных торгов. По итогу торгов опубликуйте протокол и заключите контракт с победителем.

Подробнее каждый этап показан в видеоинструкциях для продавцов.

Как происходит поиск корпоративных закупок

Особого сайта, на котором будет содержаться вся информация  о коммерческих процедурах просто нет.  Организацией коммерческих торгов занимаются площадки, все они пытаются создать самые оптимальные условия для того, чтобы найти объявленные тендеры.

В основном на таких площадках имеется простой интерфейс и осуществляется автоматическая отправка приглашений на участие в тендерах. Но чтобы данная рассылка проводилась, вначале поставщику необходимо пройти регистрацию и настроить рассылку на электронную почту.

Такими площадками являются: В2В, ОТС, Фабрикант, РТС-тендер и др.

Данные площадки были объединены в общую систему под названием Ассоциация электронных торговых площадок. Кроме этого есть поисковые и аналитические системы, они осуществляют поиск тендеров, но только платно.

Зарегистрируйтесь в ЕСИА — это аккаунт в Единой
системе идентификации на «Госуслугах». Затем добавьте информацию о своей компании в
Единую информационную систему закупок для торгов на общей основе. Нужно собрать
указанные документы, отправить их через сайт и ждать оповещения о том, что вас добавили
в список аккредитованных участников закупок. Процесс занимает до 5 дней. После
регистрации информация о вас попадёт на восемь утверждённых ЭТП (кроме
специализированной ЗАО «АСТ ГОЗ»), дополнительная аккредитация не потребуется.

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий