Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

Готовые решения. Вопросы применения ст. 27

1. Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.

3. Участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

4. Преимущества в соответствии со статьями 28 – 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:

1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;

2) организациям инвалидов;

3) субъектам малого предпринимательства;

4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

5. Взимание платы за аккредитацию на электронной площадке, специализированной электронной площадке, за участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(часть 5 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 188-ФЗ,

от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 21.07.2014 N 224-ФЗ,

от 24.11.2014 N 356-ФЗ, от 01.12.2014 N 416-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ,

от 31.12.2014 N 498-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ,

от 08.03.2015 N 48-ФЗ, от 06.04.2015 N 82-ФЗ, от 29.06.2015 N 188-ФЗ,

от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 13.07.2015 N 220-ФЗ,

от 13.07.2015 N 226-ФЗ, от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 13.07.2015 N 249-ФЗ,

от 29.12.2015 N 390-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ,

от 05.04.2016 N 96-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 02.06.2016 N 167-ФЗ,

от 23.06.2016 N 203-ФЗ, от 23.06.2016 N 221-ФЗ, от 03.07.2016 N 266-ФЗ,

от 03.07.2016 N 314-ФЗ, от 03.07.2016 N 320-ФЗ, от 03.07.2016 N 321-ФЗ,

от 03.07.2016 N 365-ФЗ, от 28.12.2016 N 474-ФЗ, от 28.12.2016 N 489-ФЗ,

от 28.12.2016 N 500-ФЗ, от 22.02.2017 N 17-ФЗ, от 28.03.2017 N 36-ФЗ,

от 28.03.2017 N 45-ФЗ, от 01.05.2017 N 83-ФЗ, от 07.06.2017 N 106-ФЗ,

от 07.06.2017 N 108-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ, от 26.07.2017 N 211-ФЗ,

от 29.07.2017 N 231-ФЗ, от 29.07.2017 N 267-ФЗ (ред. 29.12.2017),

от 29.12.2017 N 475-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ,

от 31.12.2017 N 506-ФЗ, от 23.04.2018 N 108-ФЗ, от 29.06.2018 N 174-ФЗ,

от 29.07.2018 N 267-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 03.08.2018 N 311-ФЗ,

от 30.10.2018 N 393-ФЗ, от 27.12.2018 N 502-ФЗ, от 27.12.2018 N 512-ФЗ,

от 27.12.2018 N 518-ФЗ, от 01.04.2019 N 50-ФЗ, от 01.05.2019 N 69-ФЗ,

от 01.05.2019 N 70-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ,

от 27.06.2019 N 152-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ (ред. 30.12.2020),

от 27.12.2019 N 469-ФЗ, от 27.02.2020 N 27-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ,

от 04.04.2020 N 107-ФЗ, от 24.04.2020 N 124-ФЗ, от 08.06.2020 N 180-ФЗ,

от 31.07.2020 N 249-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 22.12.2020 N 435-ФЗ,

от 22.12.2020 N 436-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 30.12.2020 N 501-ФЗ,

от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 24.02.2021 N 20-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ,

от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 01.07.2021 N 277-ФЗ, от 02.07.2021 N 344-ФЗ,

от 02.07.2021 N 351-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ,

от 08.03.2022 N 46-ФЗ, от 26.03.2022 N 64-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ,

от 16.04.2022 N 109-ФЗ, от 11.06.2022 N 160-ФЗ, от 28.06.2022 N 231-ФЗ,

от 14.07.2022 N 272-ФЗ, от 04.11.2022 N 420-ФЗ, от 05.12.2022 N 498-ФЗ,

от 19.12.2022 N 519-ФЗ, от 28.12.2022 N 563-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 09.04.2020 N 16-П)

Путеводитель по спорам в сфере закупок. Вопросы применения ст. 31

1. При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

2) утратил силу. – Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;

3) непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

6) утратил силу с 1 января 2014 года. – Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;

7) отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ)

7.1) участник закупки – юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ)

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:

а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;

б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;

в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 160-ФЗ)

10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;

(п. 10 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

10.1) участник закупки не является иностранным агентом;

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 05.12.2022 N 498-ФЗ)

11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

(п. 11 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

1.1. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом “в” пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Читайте также:  Как посмотреть установленные сертификаты windows 10

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

2. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

2.1. Если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

3. Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

4. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

5. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

6. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

7. Указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.

8. Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур), пункте 10.1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 – 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

8.1. Утратил силу с 1 июля 2018 года. – Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

8.2. Утратил силу с 1 января 2022 года. – Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

9. Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

10. При осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 настоящей статьи, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:

1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;

2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает десять миллионов рублей, а при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более десяти миллионов рублей) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 390-ФЗ)

10.1. Положения части 10 настоящей статьи не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.

(часть 10.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 365-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

11. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию об идентификационном номере заявки на участие в закупке, поданной таким победителем, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такие же, как и победитель такой закупки, цену контракта, сумму цен единиц товара, работы, услуги или предложение о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги которого содержит лучшие условия по цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

12. Решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

44-ФЗ — это федеральный закон, который регулирует сферу закупок. В документе описан весь порядок проведения закупочной деятельности, но если вы начинающий поставщик, то сложный текст закона может показаться чересчур запутанным.

В этой статье мы объясним простыми словами, как происходит закупочная деятельность, и как к ней подготовиться.

Участники в закупках по 44-ФЗ

Участников закупок можно разделить на две группы: заказчики и поставщики. К первым относятся государственные и муниципальные организации (школы, фонды, больницы и т.д.), именно они выставляют заказы на товары и услуги. Ко вторым относятся поставщики, которые выполняют заказы (индивидуальные предприниматели и юридические лица).

К участникам косвенно можно отнести операторов электронных торговых площадок (ЭТП), где происходит закупочная деятельность. Кроме того, косвенно в закупках участвуют и федеральные органы власти: Минфин, ФАС, Рособоронзаказ, Росатом и Роскосмос. Вся сфера закупок регулируется этими органами власти.

Читайте также:  Эцп для торгов череповец

Требования к участникам госзакупок

К поставщикам в системе государственных закупок законодательство выставляет определённые требования, и начинающий поставщик должен их знать. В первую очередь в качестве поставщиков могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Их участие в закупках может быть ограничено, если:

  • индивидуальный предприниматель или организация находятся в процессе ликвидации;
  • у участника есть недоимки по налогам, сборам и другие задолженности за прошедший год (если общая стоимость превышает 25% от стоимости активов);
  • деятельность участника приостановлена;
  • у участника присутствует решение об открытии конкурсного производства;
  • индивидуальный предприниматель или организация признаны банкротом;
  • у участника есть судимость за преступления в сфере экономики;
  • участник входит в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик может отказаться от составления контракта с исполнителем, если будет установлен факт нарушения правил. Поставщик же может обжаловать решение о своём отстранении или отказа заказчика от подписания контракта, если посчитает решение несправедливым.

Виды госзакупок

Заказчики выбирают поставщиков путём конкурентного определения. Законом выделены семь таких способов:

  • Конкурс с ограниченным участием.
  • Закупка товара у единственного поставщика.

Иногда заказчики при выборе опираются на наименьшую цену, иногда — на лучшее соотношение цены и условий.

Подрядчик выбирается по наименьшей цене, если способ определения — аукцион (торговый метод) или запрос котировок (неторговый метод). В первом случае поставщику, чтобы победить, нужно заполнить заявку без ошибок и постепенно снижать цену. При этом заказчик выберет того исполнителя, чья цена в итоге окажется самой низкой. При составлении заявки на участие в запросе котировок, поставщик также описывает товар или услугу и выставляет стоимость, но при этом возможность снижения цены отсутствует. Заказчик также выбирает того исполнителя, чья цена окажется самой низкой.

Конкурс (торговый метод) и запрос предложений (неторговый метод) — это такие способы определения подрядчика, в которых победителем становится тот, кто соответствует всем требованиям и предлагает лучшие условия.

Любая торговая и неторговая процедура может проходить как в один, так и в несколько этапов. Кроме того, конкурсы и аукционы могут быть как открытыми, так и закрытыми, когда выставляются те или иные ограничения на участие.

Подготовиться к участию в госзакупках можно с помощью «Астрал.Тендер». Вас научат не только работе на электронных площадках, но и, при необходимости, специалисты возьмут торги в свои руки, предоставив вам уже готовые сделки.

Место проведения госзакупок

Все закупки по 44-ФЗ проводят исключительно в электронном виде. Процесс происходит на электронных торговых площадках — сайтах, где заказчики и поставщики могут взаимодействовать.

Тендеры проходят на следующих площадках: «Сбербанк АСТ», «Государственная тендерная площадка Росэлторг», «Электронная площадка торгов РТС тендер», «Национальная электронная площадка НЭП», «Электронная торговая площадка Заказ РФ», «Всероссийская универсальная площадка ЭТП РАД Госзакупки», «ЭТП ГПБ Электронная торговая площадка Газпромбанка», «Федеральная электронная площадка ТЭК-Торг», «ЭТП Гособоронзаказа АСТ ГОЗ».

Что потребуется для участия

Один из основных инструментов в закупочной деятельности — это электронная подпись. Её применение обязательно для регистрации на ЕИС и ведения закупочной деятельности на площадках. При этом электронная подпись обязательно должна быть квалифицированной, такую ЭП выдают только аккредитованные удостоверяющие центры.

Помочь с поиском подходящих заказов может «Астрал.Тендер». Сервис проанализирует рынок и поможет с выбором выгодных предложений.

Как проходят закупки

Проведение госзакупок по 44-ФЗ происходит по определённой схеме, которая различается лишь некоторыми элементами (как, например, видом закупки). Для того чтобы схема была понятна даже для чайников, мы выделили в ней главные шаги:

Инициатор госзакупки — это заказчик. Он выставляет подробное техническое задание. В нём он отражает все требования к необходимому товару, услугам или работам. Кроме того, заказчик указывает цену и условия.

Поставщики отправляют заявки на выполнение заказа, в которых указывают время его исполнения и другую важную для заказчика информацию. На этот этап уходит несколько дней, заказчик выставляет их самостоятельно.

Определение исполнителя заказа выполняется в соответствии с типом госзакупки, при этом всегда выбор падает на самое выгодное предложение. Это может быть конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений. Отбор может проходить в один или несколько этапов, что также определяет заказчик.

Как только заказчик выбирает исполнителя, они заключают контракт. Структура документа обязательно должна включать сроки оплаты, приёмки и оформления результатов приёмки. В контракте указываются дополнительные параметры, как, например, условия об ответственности заказчика и исполнителя.

Поставщик выполняет заказ и предоставляет его результат. Товар или услуги которые предоставляет исполнитель, должны соответствовать оговорённым условиям, а работа должна быть выполнена в срок.

В госзакупках по 44-ФЗ задействовано множество процессов, лишь косвенно связанных с действиями поставщика. Простыми словами: для того чтобы начать работать с заказчиками, достаточно приобрести электронную подпись, зарегистрировать на портале ЕИС и найти подходящий заказ.

Для участия в госзакупках по 44-ФЗ нужно использовать квалифицированную электронную подпись. «Астрал-ЭТ» подходит для участия в торгах, работе на государственных порталах и ведения электронного документооборота. Подпись лучше использовать со специально настроенным тарифом: «Базис» или «Универсальный».

Госзакупка

Редактор: Анастасия Пасютина

Тендер госучреждений, где компании соревнуются за право стать их поставщиком

В этой статье

Госучреждения не могут просто купить товары или оплатить услуги. Не важно, какие у них потребности — построить стадион или купить канцелярию, — они не могут просто заключить договор с подрядчиком или оформить заказ в интернет-магазине.

Чтобы найти исполнителей, госорганизации или бюджетные учреждения проводят специальную процедуру — госзакупки. Это что-то вроде соревнования за право стать их поставщиком. Например, чтобы построить больницу, нужно закупить строительные материалы, найти подрядчиков, привезти оборудование и мебель — для всех товаров и услуг нужно провести госзакупку.

С 2019 года госзакупки проводят в интернете: заказ с требованиями к поставщику размещают на электронной торговой площадке — ЭТП. Все, кто хочет участвовать в торгах, оставляют заявки. Побеждает тот, кто предложил самые выгодные условия или низкую цену.

Рассказываем, какие бывают госзакупки, кто может в них участвовать, какие документы для этого нужны и с чего начать.

Отношения с разными типами заказчиков регулируют разные законы. По 44-ФЗ заказчик — федеральные и муниципальные бюджетные организации. Такие госзакупки финансируют из федеральных и муниципальных бюджетов, а требования к поставщикам и заключению соглашений установлены законом.

Заказчик по 223-ФЗ — компании с долей государства более 50%, то есть госпредприятия. Они проводят тендеры за свой счет. Закон здесь мягче: заказчики могут сами указывать требования к поставщикам и сроки.

Госзакупка бывает конкурентной и неконкурентной.

Конкурентная. В рамках такой закупки участники соревнуются за право стать поставщиком. Кого выберут, зависит от типа закупки. Всего их четыре: аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений.

  • Аукцион. Главный критерий отбора в аукционе — низкая цена, поэтому такой формат часто используют для покупки товаров. Заказчик размещает заказ, требования, сроки и начальную стоимость, а кандидаты отправляют предложения. В указанное время проводят аукцион, где участники торгуются, снижая цену. Победит тот, кто готов выполнить заказ за меньшую сумму.
  • Конкурс. Во время конкурса заказчик смотрит не только на цену, но и на репутацию, кейсы, техническую подготовленность кандидатов. В рамках конкурса торги не проводят: участники один раз отправляют предложение с указанной ценой, а побеждает тот, кто предложил лучшие условия сделки.
  • Запрос котировок. При запросе котировок максимальная стоимость контракта ограничена: она может быть не выше 500 000 ₽. Участники не торгуются, а подают заявку с окончательной ценой. Заказчик выбирает самую низкую.
  • Запрос предложений. При запросе предложений побеждает заявка, которая больше других соответствует требованиям заказчика.

Чтобы госзакупки проходили честно, участников обезличивают: например, во время аукциона заказчик видит только цены и не знает, на чье предложение он соглашается.

Неконкурентная. Это закупка, при которой контракт заключают с единственным поставщиком, исполнителем или подрядчиком. По закону такую закупку проводят, если сумма контракта меньшее 300 000 ₽.

Еще неконкурентную закупку проводят, если услугу может оказать только одна компания. Например, если заказчику нужно провести воду или отопление.

Стать поставщиком может любой: физлицо, самозанятый, индивидуальный предприниматель, коммерческие компании и бюджетные организации. Но есть нюансы. Например, физлицо не может поставлять товары, но может предоставлять услуги. Иногда заказчики прописывают условия, которые ограничивают подачу заявок:

  • устанавливают национальный режим: подать заявку могут только поставщики отечественных товаров;
  • отечественных товаров; проводят закупку только среди представителей малого и среднего бизнеса;
  • запрашивают у поставщиков лицензии, разрешения или подтверждение квалификации сотрудников;
  • создают закрытые государственные закупки — заказы для нужд, связанных с гостайной. Например, товары или услуги для армии или ликвидации ЧС. Участвовать в таких тендерах можно только в том случае, если участника пригласил заказчик.

Кроме условий заказчика, поставщик должен соответствовать требованиям закона, поэтому для участия в тендере нужно подавать пакет документов.

Набор документов зависит от вида закупки. Мы подготовили для вас примерный список бумаг, которые могут понадобиться для участия в торгах.

Документы для конкурса по 44-ФЗ:

  • Декларация соответствия требованиям закона — подтверждает, что компания действует и не имеет задолженностей по налогам, сборам и отчислениям в бюджет.
  • Если закупку проводят только для субъектов малого предпринимательства, нужно подать декларацию о принадлежности к субъектам МСП.
Читайте также:  Электронная подпись для Госуслуг - получить ЭЦП для Госуслуг для физических лиц цена под ключ в Москве

Документы для конкурса по 223-ФЗ:

  • Декларация соответствия требованиям закона.
  • Справка об отсутствии задолженности по налогам.
  • Рекомендательные письма от предыдущих клиентов.
  • Выписка из ЕГРЮЛ — если в госзакупках участвует компания.
  • Принадлежность к МСП — если госзакупу проводят для малого и среднего бизнеса.
  • Дипломы, грамоты и сертификаты — если это указано в списке требований.

Заказчик может запросить дополнительные документы: обычно полный перечень указывают в условиях участия в закупке.

Информацию о госзакупках можно найти на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок — ЕИС. На портале можно посмотреть открытые конкурсы и аукционы, а еще те, что только планируют провести.

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

На сайте ЕИС можно посмотреть актуальные закупки. Можно смотреть по категориям или использовать поиск

При переходе на страницу товара или услуги можно прочесть детали заказа.

Чтобы участвовать в госзакупках, нужно купить электронно-цифровую подпись — ЭЦП. Ее предоставляют аккредитованные удостоверяющие центры.

Важен формат участия в торгах: если вы подаете заявку как ИП или юрлицо, нужно завести соответствующий аккаунт на портале.

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

При регистрации можно выбрать статус

Если в закупке будут участвовать сразу несколько сотрудников компании, их полномочия тоже нужно подтвердить с помощью электронной цифровой подписи. Платить за регистрацию не нужно. Аккаунтом единой информационной системы можно пользоваться три года.

Чтобы участвовать в госзакупках, нужно внести плату оператору площадки ― 1% от договорной стоимости. Для крупного и среднего бизнеса максимум ― 5000 ₽, а для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций ― 2000 ₽.

Заказчику нужна гарантия, что поставщик предоставляет верные сведения и не откажется от контракта в последний момент. Поэтому участники должны обеспечить заявку: перечислить деньги на специальный банковский счет или получить банковскую гарантию.

Размер обеспечения — суммы, которую надо перечислить на специальный счет до завершения сделки, устанавливает заказчик в установленных законом пределах. При небольшой сумме сделки обеспечение не требуется. Если договорная стоимость превышает 1 млн рублей по нормам 44-ФЗ и 5 млн рублей по нормам 233-ФЗ, заказчик может требовать от 0,5 до 5% стоимости договора.

Что нужно запомнить

  • Закупка — это способ найти исполнителя для госзаказа.
  • Если для закупки выделяют бюджетные средства, выполнение заказа регламентирует 44-ФЗ.
  • Если организация оплачивает работу исполнителя за счет собственных средств, закупку регламентирует 223-ФЗ.
  • Чтобы стать поставщиком, организация, ИП или физическое лицо должны отвечать требованиям заказчика.
  • Всю информацию о закупках можно найти на официальном ресурсе Единой информационной системы в сфере закупок.

Требования к поставщикам в госзакупках

Чтобы принять участие в госзакупке, поставщик по закону должен соответствовать определенным требованиям. Причем в разных закупках требования могут различаться. Рассказываем, на что обратить внимание

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Юлия Романова

Директор Академии продаж группы электронных площадок OTC.RU

Закупки по закону № 44-ФЗ проводятся на деньги государства. Например, если муниципальная больница получает какую-то сумму из бюджета на покупку оборудования, ее задача — купить все как можно дешевле. Для этого объявляют торги, чтобы выбрать поставщика, который предложит самую низкую цену.

При этом высок риск ошибиться и заключить контракт с безответственным поставщиком. Он может вообще не выполнить контракт или выполнить его так, что придется переделывать. Для больницы, например, это может стать критичным: задержка поставки медикаментов или оборудования означает простои в лечении пациентов.

Чтобы свести риски бюджетных организаций к минимуму, в законе прописали ряд требований к поставщикам. Если поставщик не соответствует этим требованиям, он не сможет участвовать в торгах.

Расскажем, какие это требования и как поставщику доказать, что он им соответствует.

К поставщикам предъявляют единые и дополнительные требования. Единые действуют всегда и для всех поставщиков, дополнительные — только для определенных закупок.

Дополнительные требования предъявляют в двух случаях:

  • На отдельные категории работ, например реставрацию памятников культуры, ремонт дороги или поставку медицинской техники.
  • Когда начальная цена контракта 20 млн рублей и выше. Для участия в таких закупках поставщик должен пройти предквалификацию.

Теперь о каждом виде требований подробнее.

Все участники закупок должны соответствовать нескольким требованиям, в том числе:

  • у поставщика не должно быть задолженности перед налоговой или пенсионным фондом;
  • поставщик не должен быть признан банкротом;
  • компания поставщика не должна находиться в процессе ликвидации.

Поставщик подтверждает, что соответствует этим требованиям, при подаче заявки на участие в закупке. Для этого он подписывает декларацию о соответствии с помощью квалифицированной электронной подписи.

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Чтобы подписать декларацию о соответствии, нужно просто нажать кнопку «Подписать»

Дополнительные требования к поставщикам есть в госзакупках по шести отраслям:

  • культура и культурное наследие;
  • здравоохранение, образование, наука;

Чтобы претендовать на контракт в этих отраслях, поставщик должен подтвердить опыт работы. Для этого на площадке, где проходит закупка, он размещает сканы документов по аналогичной закупке — контракт и закрывающие документы. Обычно предъявляют требования не только к умению проводить такие же работы, но и к сумме подтверждающего контракта: она должна быть от 20 до 40% от начальной стоимости текущей закупки. Точный размер зависит от отрасли и видов работ.

Подтверждать опыт нужно на всех площадках, где поставщик собирается участвовать в закупках с дополнительными требованиями. В интерфейсах площадок есть специальные формы, куда можно загрузить документы и отправить на проверку оператору.

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Сведения об исполненных контрактах лучше разместить заранее: оператор электронной площадки проверяет их в течение пяти рабочих дней и может принять документы или отклонить. Если поставщик не успел загрузить документы или они не прошли проверку к моменту подачи заявки на участие в закупке, ее автоматически отклонят.

Теперь рассмотрим, какие дополнительные документы нужно разместить для участия в закупке по каждой из отраслей.

Культура и культурное наследие. Обычно это госзакупки на ремонт или реставрацию исторических зданий, памятников, архивных документов и музейных экспонатов. Поставщик, который участвует в закупке, должен доказать, что у него есть опыт исполнения подобных контрактов.

Для участия в закупке работ по реставрации исторического здания, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, нужно предоставить такие документы:

— договор на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия;

— разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Цена подтверждающего контракта должна быть не менее 20% от начальной цены контракта в закупке, на которую поставщик подает заявку.

Поставщик решил принять участие в закупке на реставрацию обелиска. Начальная цена контракта — 19 932 000 ₽. Чтобы заявку поставщика приняли, он должен разместить на площадке копию исполненного контракта по реставрации памятника на сумму от 3 986 400 ₽ и акты по этому контракту.

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Если поставщик подает заявку на закупку реставрации здания, подтверждать опыт нужно контрактом на работы по реставрации зданий. Опыт реставрации архивных документов не подойдет

Градостроение. К этой категории относятся строительство, реконструкция или снос объектов капитального строительства, работы по подготовке проектной документации и другие услуги, связанные со зданиями, которые не имеют исторической ценности.

Чтобы подтвердить свой опыт, участник закупки размещает на площадке копию исполненного договора и закрывающие документы, например акт приемки.

Цена подтверждающего контракта варьируется от 20 до 40% от начальной цены контракта, в зависимости от вида работ. Начальную цену заказчик прописывает в извещении о закупке.

Гособорона. Сюда относятся транспортные услуги, услуги ремонта и техобслуживания техники для Вооруженных сил РФ и организаций минобороны.

Опыт таких работ поставщик должен подтвердить исполненным договором на сумму не менее 30% от начальной цены контракта, на который он претендует.

Еще нужно разместить на площадке справку об отсутствии судимости у членов правления компании, генерального директора и главного бухгалтера.

Атомная энергетика. Дополнительные требования предъявляются к исполнителям работ, связанных с радиоактивными веществами, — это услуги и работы по их транспортировке и хранению.

Чтобы подтвердить свой опыт в транспортировке ядерных материалов, нужно разместить исполненный контракт на аналогичные работы. Цена подтверждающего контракта должна быть не менее 20% начальной цены текущей закупки.

Еще участнику такой закупки нужно разместить документы, которые подтвердят его права на все оборудование и недвижимость, которые понадобятся для исполнения контракта и которые он укажет в заявке.

Для исполнения контракта нужно производственное помещение. Поставщик его арендует, поэтому должен разместить копию договора аренды этого помещения на весь срок контракта.

Здравоохранение, образование, наука. К этой категории относятся поставки продуктов питания и обслуживание медицинских и образовательных учреждений.

Чтобы принять участие в закупке, поставщик размещает ранее исполненный контракт с ценой выполненных работ не менее 20% от начальной цены текущей закупки.

Дорожная деятельность. Дополнительные требования предъявляют к участникам закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Поставщик хочет участвовать в закупке ремонта автомобильной дороги. Начальная цена закупки — 10 млн рублей. Если у поставщика уже несколько исполненных контрактов, он может выбрать, какой разместить на площадке:

— исполненный контракт на работы по ремонту или содержанию автомобильной дороги;

— на работы по капитальному ремонту дороги;

— на работы по строительству дороги;

— исполненный контракт застройщика по строительству автодороги.

Цена любого из этих контрактов должна быть не менее 20% начальной цены текущей закупки.

Все поставщики, которые участвуют в закупках с начальной ценой 20 млн и выше, обязаны подтвердить наличие опыта в сфере закупок. Это касается любой категории работ, услуг или товаров и любого способа закупки.

Для участия в закупке по 44-ФЗ подойдет опыт исполнения любого контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ. Объект закупки не имеет значения.

Исполненный контракт должен быть на сумму не менее 20% от начальной цены текущей закупки. При подтверждении опыта достаточно предоставить один исполненный контракт, но сведения об исполнении должны быть отражены в ЕИС.

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Чтобы пройти предквалификацию, поставщик до подачи заявки размещает информацию на площадке, как в процедуре с другими дополнительными требованиями. В течение пяти дней оператор площадки рассматривает информацию, утверждает или отклоняет. После подтверждения предквалификации на площадке можно подавать заявку.

Поставщик нашел закупку полиграфических услуг. Начальная максимальная цена контракта — 20 млн рублей.

В процедуре с таким объектом закупки поставщик участвует впервые. Но у него уже есть успешно исполненные контракты, так как до этого он занимался поставками строительных материалов.

Поставщик размещает исполненный контракт на поставку строительных материалов с ценой 4 млн рублей и проходит предквалификацию.

Если подтвердить опыт контрактом, цена которого менее 20% от начальной цены закупки, в которой вы участвуете, заявку отклонят. Обновляйте информацию, если появились более дорогие исполненные контракты.

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий