Как восстановить пароль ЭЦП: стандартный пароль ЭЦП по умолчанию

Сертификат открытого ключа проверки электронной цифровой подписи — что это, каково его назначение

Основное назначение сертификата ключа проверки электронной подписи — это подтверждение того, что электронная подпись принадлежит какому-то определенному лицу, так называемому владельцу электронной подписи. Практически сертификат — это своего рода паспорт владельца электронной подписи, в котором указаны фамилия, имя, отчество, СНИЛС — если владелец ЭЦП является физлицом. Или наименование, адрес нахождения, ИНН, ОГРН, если владелец подписи — организация.

Сертификат ЭЦП с присвоенным ему уникальным номером предоставляется удостоверяющим центром в электронном виде или на бумажном носителе.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Выделяют квалифицированный и неквалифицированный сертификаты ЭЦП. Их различие в первую очередь состоит в функциональности. К примеру, электронную подпись с неквалифицированным сертификатом могут применить либо физлица — при работе с личным кабинетом налогоплательщика, либо фирмы-поставщики — при участии в электронных торгах.

Электронная подпись с квалифицированным сертификатом имеет более широкий спектр действия: начиная со входа на портал Госуслуг и заканчивая подписанием любых юридически значимых документов, не требующих обязательного бумажного оформления с ручной подписью.

Неквалифицированный сертификат выдается любым удостоверяющим центром на платной основе. Он также может быть сформирован любым опытным IT-специалистом при создании ЭЦП с помощью криптографических программ.

О различии и сходстве неквалифицированной и квалифицированной подписей читайте в нашем материале «Чем отличаются два основных типа электронных подписей».

Заявление на выдачу сертификата оформляется в виде приложения к договору на приобретение сертификата ключа ЭЦП. Бланк для заполнения данного заявления у каждого аккредитованного центра свой, но сведения, вносимые в него, одинаковы.

Чтобы наглядно увидеть, как примерно выглядит этот документ и какие сведения понадобятся для его заполнения, мы подготовили для вас образец уже заполненного заявления (см. ниже).

Смена пароля по пин-коду администратора

Как восстановить пароль ЭЦП: стандартный пароль ЭЦП по умолчанию

В большинстве удостоверяющих центров при выдаче USB-токенов на них устанавливают стандартный код доступа (он присваивается автоматически).

  • для рутокенов – это 12345678;
  • для eToken – 1234567890;
  • для смарт-карт (JaCarta) – 11111111.

Именно их и потребуется вводить при первом подключении носителя ключа сертификата к ПК и при последующей его установки в среду операционной системы. Естественно, пользователь на свое усмотрение в будущем может заменить пароль на любой другой с помощью КриптоПро CSP актуальной версии.

В некоторых же удостоверяющих центрах пароль ЭЦП по умолчанию устанавливают иной или вовсе генерируют случайный набор чисел. Его обязательно сообщают владельцу электронной подписи при выдаче токена. Крайне важно сохранить данный код доступа, но при этом его не следует сообщать третьим лицам, так как они впоследствии смогут установить ключ сертификата на любой другой ПК и использовать ЭЦП без ведома его владельца.

При использовании токена на определенном компьютере пароль вводится только один раз. Далее он автоматически запоминается устройством (добавляется к установленному контейнеру), поэтому повторно его вводить уже не потребуется. Но если будет произведена переустановка ОС или замечено определенное оборудование в ПК, то установку придется выполнять повторно, для генерации ключа снова потребуется один раз ввести пароль.

Читайте также:  Усиленная электронная подпись: для чего она нужна и из чего состоит?. Synerdocs

Важное замечание:

 В некоторых удостоверяющих центрах пароль от ЭЦП по умолчанию устанавливают свой собственный. Следует у представителя УЦ уточнять эту информацию. К примеру, ранее так делали в «Контур» для всех рутокенов версии 2.0, позже – стали применять стандартные.

Если же сертификат в ОС не установлен или выполнялась переустановка Windows, но пароль для доступа к ЭП утерян, то следует попробовать воспользоваться вышеуказанными паролями по умолчанию. Если же и этот вариант не сработает, то воспользоваться своей электронной подписью пользователь уже не сможет. Ему потребуется повторно обращаться в удостоверяющий центр и регистрировать новый ЭЦП. То же самое следует выполнять, если носитель ключа сертификата был механически разрушен.

Можно ли как-то восстановить пароль от ЭЦП?

Нет, такой возможности не предусмотрено. Это сделано для того, чтобы минимизировать риск компрометации электронной подписи третьими лицами. Даже если они завладеют самим токеном, то восстановить пароль к ЭЦП или сбросить его к «заводскому» у них не получится, так как такая возможность не предусмотрена даже на аппаратном уровне устройства. Сделать это можно только с помщью КриптоПро CSP и только с того компьютера, где ранее был установлен сертификат ЭЦП.

Именно на USB-рутокенах предусмотрена возможность разблокировки и «обнуления» пароля с панели администратора КриптоПро CSP. Только после того, как будет установлен стандартный пароль ЭЦП потребуется также переустановить сертификаты, установленные в среду ОС.

Итак, разблокировка выполняется следующим образом:

  • запустить КриптоПро CSP из панели управления;
  • выбрать «Ввести PIN-код» (в закладке «Администрирование»);
  • выбрать «Администратор» и ввести код 87654321;
  • нажать «Ок», в появившемся окне – «Разблокировать».

образец заявления на сертификат

После – будет установлен стандартный PIN-код. Но это сработает лишь в том случае, если PIN-код администратора не менялся с момента получения USB-рутокена. В некоторых удостоверяющих центрах данный PIN-код ставят другой – следует у них же и уточнять эту информацию. После разблокировки рутокена его стандартный пароль будет 12345678. Его же можно будет использовать для установки нового сертификата в Windows.

Эта процедура не позволит узнать какой пароль на ЭЦП по умолчанию использовался ранее, но дает возможность установить новый. Естественно, в дальнейшем его рекомендуется изменить.

Итого, как поменять пароль на ЭЦП если забыл? Если стандартные, используемые по умолчанию, не подходят, то изменить код удастся только на рутокенах, но только при наличии PIN-кода администратора. В остальных случаях узнать ранее введенный PIN-код можно только при установленном в ОС сертификате ЭЦП. В других ситуациях – токен будет заблокирован и восстановить его не получится, потребуется перевыпуск сертификата.

Как создать квалифицированный сертификат ЭЦП

Самостоятельно создать ЭЦП с квалифицированным сертификатом не получится. Квалифицированный сертификат выдается только аккредитованными удостоверяющими центрами. Поэтому для его получения придется обратиться в один из таких центров с заявлением на выдачу сертификата.

Читайте также:  Настройка ЛК ФНС для Крипто-Про CSP

Подробнее узнать о назначении квалифицированной подписи и порядке ее получения вы можете в нашей статье «Усиленная квалифицированная электронная подпись – что это такое?».

Получение нового сертификата

Что делать если забыл пароль от ЭЦП и восстановить его невозможно? Повторно обращаться в удостоверяющий центр и выпускать новый сертификат. При этом ранее выданная подпись, независимо от срока её действия, будет аннулирована, при попытке подписать ею документ или пройти проверку подлинности ключа ничего не получится, так как на шлюзе Минкомсвязи ЭЦП будет считаться как недействительной. Соответственно, подписанные ею файлы не будут иметь юридическую силу.

Для выпуска новой ЭЦП можно использовать ранее выданный рутокен, покупать новый не обязательно.

Потребуется предоставить в удостоверяющий центр базовый набор документов:

  • паспорт;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • выписка из реестра ФНС (только для предпринимателей).

Далее – все стандартно. Нужно будет оплатить стоимость выпуска нового сертификата, изготавливают его в течение 2 – 4 дней. После его получения можно его использовать для авторизации на сайтах портала Госуслуг.

Продление сертификата ЭЦП

Инструкция по восстановлению пароля эцп

Срок сертификатов ЭЦП, выдаваемых удостоверяющими центрами, ограничен и составляет 12 месяцев (год) независимо от того, квалифицированный сертификат или неквалифицированный. Некоторые крупные аккредитованные центры могут оформить сертификат на 15 месяцев. Но не более. Как только установленный срок сертификата истечет, электронная подпись станет недействительной.

Если планируется применять электронную подпись после окончания установленного срока сертификата, то необходимо подать заявление на продление срока его действия в удостоверяющий центр, выдавший этот сертификат, оформить допсоглашение и оплатить выставленный центром счет.

Перевыпуск сертификата ЭЦП

Иногда возникают ситуации, когда владелец электронной подписи теряет USB-носитель, меняет свои личные или юридические реквизиты или же законодательство вносит изменения в требования к электронным подписям. В таких случаях понадобится перевыпуск сертификата. В большинстве случаев эта услуга предоставляется удостоверяющими центрами на платной основе.

В случае перевыпуска сертификата ЭЦП просто обновить его не получится — придется устанавливать заново. Для установки нового сертификата понадобится программа КриптоПро CSP, находящаяся в меню «Пуск» — «Настройки» — «Панель управления». В этой программе на вкладке «Сервис» установить новый сертификат можно либо через кнопку «Просмотреть сертификаты в контейнере…», либо через кнопку «Установить личный сертификат…».

Как удалить старые сертификаты ЭЦП

Удалить старые сертификаты ЭЦП будет намного проще, чем установить или обновить новые. Для этого нужно зайти в программу «Сертификаты» через меню «Пуск» — «Программы» — «Крипто-Про», открыть подпапку «Личное», выбрать старый сертификат, нажать правой клавишей мыши и из появившегося меню выбрать функцию «Удалить». Сертификат будет удален.

Читайте также:  Как получить электронную цифровую подпись в Мытищах Московская область в 2021 году: МФЦ Госуслуги

Но специалисты не рекомендуют этого делать, так как устаревшие сертификаты могут понадобиться для просмотра ранее подписанных документов и отчетов. Например, при удалении старых сертификатов просмотреть отчеты и письма, переданные с их помощью через ТКС, уже будет нельзя. И придется обращаться в аккредитованные центры с просьбой предоставить удаленные сертификаты.

Чтобы старые сертификаты сохранились в электронном виде, но и не появлялись в списке действующих сертификатов, достаточно вместо удаления сертификата открыть его двойным щелчком левой клавиши мыши и в появившемся окне на вкладке «Состав» нажать на кнопку «Свойства». В новом окошке переставить точечку на «Разрешить только следующие назначения» и убрать галочку «Проверка подлинности клиента». Таким образом старый сертификат сохранится, но и мешать при использовании действующих сертификатов уже не будет.

Как долго надо хранить сертификат ЭЦП

Нужно ли владельцу электронной подписи хранить сертификаты ЭЦП после истечения срока их действия? Да, желательно сохранить их у себя в электронном или бумажном виде, так как они могут пригодиться в любой момент для подтверждения юридической значимости ранее подписанных с помощью них документов. При определении срока хранения сертификата ЭЦП можно ориентироваться на установленные законодательством сроки хранения документов в бумажном виде. Ознакомиться с ними вы можете в нашей статье «Основные сроки хранения документов в организации (архив)».

Но еще раз напомним, что это лишь рекомендация для владельцев ЭЦП. Обязанность хранить сертификаты законодательно закреплена за выдавшими их аккредитованными удостоверяющими центрами (п. 1 ст. 15 закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ). Период хранения выданных сертификатов ограничен только сроком деятельности аккредитованного центра.

Экспертное мнение

В будущем планируется перевести хранение всех выданных сертификатов под контроль единой государственной базы, чтобы минимизировать риск их утери в случае прекращения деятельности аккредитованных центров. Но пока такой системы хранения нет, поэтому негласно ответственность за сохранность сертификата полностью лежит на его владельце.

Причины отзыва сертификата ЭЦП

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Помимо аннулирования сертификата ЭЦП в связи с окончанием срока его действия и его отзыва владельцем электронной подписи есть еще несколько причин, по которым сертификат может стать недействительным (п. 6, п. 6.1 ст. 14 закона № 63-ФЗ):

  • ликвидация аккредитованного центра в случае, если его функции не были переданы другим удостоверяющим центрам;
  • владелец сертификата владеет ключом ЭЦП, не соответствующим ключу ЭЦП, зарегистрированному в выданном сертификате;
  • оформленная сертификатом электронная подпись уже используется под другим сертификатом;
  • вынесено судебное решение о недостоверности информации, внесенной в сертификат ЭЦП;
  • иные случаи, установленные законодательством или соглашением между аккредитованным центром и владельцем сертификата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector