- Выбор аудиторов на аудит отчетности
- Важные соображения
- Регулирование законами
- Терминология и законы
- Заключение
- Проведение конкурса на выбор аудиторской организации
- Решение
- Рекомендации
- Заключение
- Расшифровка законодательства в отношении закупок товаров, работ и услуг
- Распространение данной нормы
- Введение иностранных санкций
- Необходимость разъяснений
- Объявление победителя
- Заключение контракта
- Подведение итогов
- Рассмотрение первых частей заявок
- Подача ценовых предложений
- Запрос на разъяснение
- Подведение итогов
- В этой статье
- Основная часть аукциона
- Дополнительные десять минут
- Аукцион на право заключить контракт
Выбор аудиторов на аудит отчетности
Организация (заказчик) закупает товары, работы и услуги по Закону N 223-ФЗ. В этом году банк должен выбрать аудиторов на аудит отчетности по РСБУ и МСФО на 3 года (за 2024, 2025, 2026).
Заказчик подпадает под действие Закона N 223-ФЗ и указан в ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ и должен провести открытый конкурс по правилам Закона N 44-ФЗ. При этом заказчик из-за санкций закупает на закрытой торговой площадке.
Может ли заказчик провести конкурс на закрытой торговой площадке или должен провести конкурс на открытой торговой площадке?
Важные соображения
В отсутствие официальных разъяснений и материалов правоприменительной практики по данному вопросу дать однозначный ответ на него представляется затруднительным. Однако эксперт считает возможным изложить следующие соображения.
Регулирование законами
Одновременно п. 7 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” указывает, что данный Закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 Закона N 307-ФЗ.
Терминология и законы
Обратим внимание, что в ч. 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ прямо говорится о проведении именно электронного конкурса.
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ конкурентными способами являются:
- конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (закрытый электронный конкурс));
- аукционы (открытый аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (закрытый электронный аукцион));
- запрос котировок в электронной форме (электронный запрос котировок).
Заключение
Из буквального прочтения ч. 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ и ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ следует, что отбор аудиторской организации должен осуществляться путем проведения именно “просто” электронного конкурса – открытого конкурса в электронной форме.
Необходимо учитывать указания законов и следовать им в процессе проведения конкурса на выбор аудиторов.
Проведение конкурса на выбор аудиторской организации
До 1 января 2022 года ч. 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ включала в себя указание на то, что отбор аудиторской организации осуществляется путем проведения открытого конкурса.
В то же время ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ в действующей тогда редакции определяла “просто” открытый конкурс как открытый конкурс, проводимый не в электронной (“бумажной”) форме, отличая его от открытого конкурса в электронной форме.
Действовавшая на тот момент редакция ч. 43 ст. 112 Закона N 44-ФЗ указывала, что с 1 января 2019 года все закупки конкурентными способами проводятся в электронной форме.
Исходя из этого в правоприменительной практике часто делался вывод, что конкурсы на проведение обязательного аудита должны проводиться в электронной форме, как не подпадающие под исключения.
Решение
При применении этого правила, приоритет отдавался указаниям Закона N 44-ФЗ относительно формы закупки и вида конкурентной процедуры перед именованием такой процедуры в Законе N 307-ФЗ.
Вероятно, тот же подход должен применяться и в иных аналогичных случаях.
Рекомендации
Для избежания недопонимания и возможных ошибок в выборе формы проведения конкурса на выбор аудиторской организации, следует тщательно изучать требования соответствующих законов и определять последовательность действий на основе реальных условий.
Только таким образом можно обеспечить соблюдение законодательства и эффективное проведение процедуры выбора аудиторской организации.
Подход к проведению конкурса должен быть строго обоснован и прозрачен для всех участников процесса.
Заключение
Соблюдение законодательства и применение правильного подхода к проведению конкурса на выбор аудиторской организации является важным шагом для обеспечения эффективности и прозрачности экономических отношений.
Расшифровка законодательства в отношении закупок товаров, работ и услуг
В соответствии с пунктом 5 части 11 статьи 24 Закона № 44-ФЗ закрытые конкурентные способы применяются только в определенных случаях. Они применяются при закупках товаров, работ и услуг федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации.
Также закрытые конкурентные способы применяются заказчиками, по отношению к которым иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам введены политические или экономические санкции.
Распространение данной нормы
Однако уточнение о распространении данной нормы на различные случаи затруднено, так как Правительством Российской Федерации утверждается перечень указанных заказчиков. На сегодняшний день, указанный перечень включает только государственные силовые ведомства и подведомственные им государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.
Введение иностранных санкций
Было сделано уточнение о закупках заказчиков, в отношении которых введены иностранные санкции, только с 16 апреля 2022 года. Это произошло после принятия вышеназванного распоряжения Правительства РФ. Однако поправки в это распоряжение не были внесены, что может вызывать вопросы относительно применения закона.
Необходимость разъяснений
В такой ситуации целесообразно обратиться за официальными разъяснениями в Минфин России. Только официальные разъяснения могут помочь разобраться в данной ситуации.
Подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга в ГАРАНТ, Серков Аркадий
- Для участия в конкурсе участник подает заявку на прохождение квалификации и представляет необходимые документы заказчику.
- Заявку можно подать на протяжении всего срока подачи.
- Прием заявок заканчивается за 15 минут до окончания подачи.
- Заказчик принимает в работу только те заявки, которые получил до закрытия приема документов.
- Для закрытого конкурса заказчик направляет приглашения тем участникам, которых он сам выбрал.
Объявление победителя
- Победителем конкурса считается участник, получивший наибольшее количество баллов по итогам оценки его заявки.
- Порядок оценки каждой заявки устанавливает заказчик.
- В случае равенства баллов у двух и более участников первоочередному при выборе отдается заявка с более низкой ценой контракта.
- При необходимости комиссия проводит переговоры с участником о внесении изменений в контракт.
Заключение контракта
- После определения победителя заказчик заключает контракт в ЕИС.
- Для заключения контракта победитель предоставляет обязательные документы, указанные в извещении.
- В течение трех дней после подписания контракта заказчик передает победителю обеспечение исполнения контракта.
Подведение итогов
- По результатам закупки организатор размещает в ЕИС сообщение о ее завершении.
- Организатор предоставляет участникам отчет о ходе конкурса и причинах его исхода.
- По требованию участника он может получить более подробную информацию о ходе конкурса.
Электронный конкурс включает взаимодействие множества сторон, каждая из которых несет ответственность за конкретные шаги и решения. Однако строгость и последовательность действий в целом обеспечивают прозрачность процесса и равные условия для всех участников.
После объявления о закупке или получения приглашения участники конкурса подают заявки на ЭТП. Заявка на электронный конкурс состоит из трех частей.
Первая часть заявки Вторая часть заявки Предложение о цене
характеристики товара;наименование страны происхождения товара;предложение по критериям, предусмотренным п. 2 и (или) 3 ч. 1 ст. 32 44-ФЗ;дополнительная информация (чертежи, изображения товара и пр.)информация об участнике, в т. ч. реквизиты счета;документы, подтверждающие квалификацию;документы, подтверждающие характеристики товара, его качество и страну происхождения.— цена, за которую участник готов поставить товар, выполнить работу или оказать услугуЗаказчик видит цену в последнюю очередьУчастники могут снизить свою первоначальную цену во время «переторжки» — об этом далее
Кроме указанной информации, в заявку автоматически «подтягиваются» сведения из личного кабинета ЕРУЗ. Подробнее о них рассказываем в большой статье о подаче заявки.
Поможем на любом этапе участия в закупке — от подачи заявки до работы на торговой площадке.
Рассмотрение первых частей заявок
После окончания приема заявок комиссия заказчика:
Комиссия приступает к рассмотрению в течение двух рабочих дней после получения первых частей и должна принять решение в срок, указанный в извещении. На этом этапе заявку могут отклонить, если:
Заказчик формирует на ЭТП протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок и направляет его участникам конкурса.
Подача ценовых предложений
Участники, заявки которых прошли первый этап отбора, могут подать одно новое ценовое предложение во время «переторжки». Так называют специальную процедуру на ЭТП. «Переторжка» длится час, о дате ее проведения сообщают в уведомлении.
Новое ценовое предложение не должно равняться нулю, совпадать с указанным в заявке или превышать его. Если поставщик не поучаствовал в «переторжке», то комиссия на следующем этапе будет рассматривать цену из третьей части его заявки.
В течение часа после «переторжки» оператор ЭТП:
Рассмотрение вторых частей заявок
После «переторжки» заказчику нужно оценить вторые части заявок. Комиссия приступает к рассмотрению в течение двух рабочих дней после получения вторых частей и должна принять решение в срок, указанный в извещении.
После рассмотрения вторых частей заказчик составляет протокол. Его также подписывают, отправляют на ЭТП и публикуют в ЕИС.
Рассмотрение ценовых предложений
После рассмотрения вторых частей заявок комиссия заказчика рассматривает ценовые предложения — новые и те, которые участники указали в третьей части заявки.
Члены комиссии на следующий рабочий день после получения третьих частей и протокола подачи ценовых предложений:
Заявке победителя присваивают первый номер. Если несколько участников подали одинаковые цены, то лучшим считают предложение, которое поступило раньше — оно получает меньший порядковый номер.
Заказчик формирует на ЭТП протокол подведения итогов. Его подписывают члены комиссии и сам заказчик. Протокол направляют участникам через оператора ЭТП.
Запрос на разъяснение
Участник может направить заказчику запрос на разъяснение результатов конкурса. ЭТП позволит это сделать после размещения итогового протокола, но не позднее даты заключения контракта. Заказчик должен дать разъяснение в течение двух рабочих дней после получения запроса.
Подведение итогов
Заказчик заключает контракт с победителем конкурса не раньше чем через десять дней после размещения итогового протокола. Эта пауза нужна, чтобы было время оспорить результаты закупки, если у других участников есть на это причины.
. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
1. Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
2. Конкурентными способами являются:
конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее – электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее – закрытый электронный конкурс);
аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее – электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее – закрытый электронный аукцион);
запрос котировок в электронной форме (далее – электронный запрос котировок).
3. Для целей настоящего Федерального закона, электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, считаются также электронными процедурами, а закрытый электронный конкурс, закрытый электронный аукцион – закрытыми электронными процедурами.
4. Победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
5. Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, – наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
6. Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
7. Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, путем проведения аукционов.
8. Закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления не осуществляются путем проведения аукционов.
9. Победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
10. Заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок:
в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает десять миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей. Правительство Российской Федерации вправе принять решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий;
независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, в случае осуществления:
а) закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
б) закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 настоящего Федерального закона. При этом такая закупка осуществляется с учетом положений части 18 статьи 95 настоящего Федерального закона;
в) закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
г) закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале принятых на заседании врачебной комиссии решений. Количество закупаемых лекарственных препаратов не должно превышать количество лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения;
д) закупок спортивного инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации к спортивным соревнованиям и для участия в них;
е) закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
ж) закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
з) закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Закрытые конкурентные способы применяются в случаях:
закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
закупок услуг по страхованию, транспортировке, охране:
а) ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
б) музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение, в том числе в случае их передачи и (или) получения заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
закупок услуг для обеспечения деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю, текущему ремонту зданий и сооружений, по уборке таких зданий и сооружений, прилегающих к ним территорий, по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;
закупок товаров, работ, услуг заказчиками, являющимися федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, а также заказчиками, в отношении которых иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которых иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств, государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера. Перечень указанных заказчиков утверждается Правительством Российской Федерации;
закупок на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание, утилизацию вооружения, военной и специальной техники;
закупок на проведение работ по исследованию и использованию космического пространства, по созданию (в том числе разработке, изготовлению и испытанию) космических материалов и космических технологий, по созданию (в том числе разработке, изготовлению и испытанию), модернизации, поставке, ремонту, сервисному обслуживанию, использованию (эксплуатации), утилизации космической техники, по разработке, производству и поставке объектов космической инфраструктуры.
12. В случае осуществления закупок заказчиками из числа судов, закупок для обеспечения деятельности судей могут применяться закрытые конкурентные способы.
13. В случаях, указанных в пунктах 3 – 7 части 11, части 12 настоящей статьи, проводятся закрытые электронные процедуры в соответствии со статьями 75 и 76 настоящего Федерального закона. Правительство Российской Федерации вправе установить:
случаи проведения закрытых электронных процедур при осуществлении закупок, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 11 настоящей статьи;
особенности проведения закрытых электронных процедур, аккредитации на специализированных электронных площадках;
случаи заключения контракта по результатам проведения закрытых электронных процедур без использования единой информационной системы.
14. При проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в приглашении, в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки на участие в закупке установлено заказчиком в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта (если требование об обеспечении исполнения контракта установлено заказчиком в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона), размер обеспечения гарантийных обязательств (если требование об обеспечении гарантийных обязательств установлено заказчиком в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона). В этих случаях участник закупки подает одну заявку в отношении определенного лота. Заказчик вправе в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона отменить закупку в отношении определенного лота. Закупка признается несостоявшейся в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в части определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Мы продолжаем рассматривать виды закупок. Приготовьтесь, эта часть цикла получилась самой объемной. Разберем все статьи закона, посвященные электронному аукциону.
В этой статье
Электронный аукцион — это закупка, которая проходит в форме онлайн-торгов в реальном времени. Участники последовательно подают свои предложения, снижая НМЦК. Побеждает поставщик, который соответствует требованиям заказчика и предложил наименьшую цену.
Для закупки некоторых товаров, работ и услуг заказчик обязан проводить электронный аукцион. Федеральное, областное или городское правительство формируют перечни таких ТРУ. Например, для всех заказчиков действует перечень Правительства РФ.
В такие перечни включают товары и услуги, для которых:
Заказчик также может закупить аукционом товары, не включенные в перечни.
Регистрация в системе проходит в электронной форме в порядке и сроки, установленные Правительством РФ.
Подробнее о каждом этапе читайте в большой статье о регистрации в ЕИС
После регистрации в системе участник получает аккредитацию в секциях госзакупок восьми федеральных площадок. Поставщика аккредитуют в течение одного рабочего дня после регистрации в ЕИС (ЕРУЗ).
Оператор ЭТП ведет реестр аккредитованных участников, который содержит:
Для участия в закрытых закупках, в т. ч. в закрытых аукционах, нужна аккредитация на специализированной ЭТП. Чтобы получить аккредитацию на таких площадках, зарегистрированный в ЕИС участник направляет оператору ЭТП заявление. Оператор в течение одного рабочего дня аккредитует участника.
Оператор специализированной ЭТП тоже ведет реестр аккредитованных участников, который содержит те же сведения, что и реестр неспециализированной ЭТП. Информация и документы из этого реестра не должны быть доступны для ознакомления на площадке до их направления заказчику.

Открытый электронный аукцион начинается с размещения в ЕИС извещения. Заказчик объявляет о начале закупки:
При корректировке срок продлевают так, чтобы до его окончания оставалось:
Аккредитованные участники электронных конкурсов и аукционов могут подать запрос на разъяснение положений закупки. Направить его можно трижды и не позднее трех календарных дней до окончания срока подачи заявок на тендер.
Заказчик должен предоставить разъяснение в течение двух рабочих дней после получения запроса и разместить его в ЕИС без указания данных участника. Разъяснения не должны менять суть извещения.
Подать заявку на аукцион могут только участники, зарегистрированные в ЕИС. Заявка состоит из одной части и содержит:
Документы, которые подтвердят соответствие дополнительным требованиям по ч. 2 и 2.1 ст. 31 44-ФЗ, участник не отправляет в составе заявки. ЭТП их направляет заказчику из ЕРУЗ (п. 3 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ).
Читайте подробнее о структуре и подаче заявки в нашем материале. С 1 октября 2023 года заказчики формируют извещение, а участники подают заявки в электронной (структурированной) форме. Разобрали все этапы цифровизации закупок в большой статье.
Подача заявки означает согласие поставщика поставить ТРУ на условиях извещения. Если комиссия заказчика обнаружит в заявке недостоверные сведения, участника отстранят на любом этапе аукциона.
Подать заявку можно в любое время с публикации извещения до даты окончания приема. Участник отправляет заявку оператору ЭТП. В течение часа оператор подтверждает получение и присваивает ей идентификационный номер.
Участник может подать только одну заявку. Изменить поданную заявку нельзя — нужно ее отозвать и отправить новую. Отозвать заявку можно в любой момент до окончания срока подачи.
Оператор в течение часа с момента получения заявки возвращает ее участнику, если:
По другим причинам возвращать заявку нельзя. Возвращая заявку, оператор ЭТП обязательно указывает основание для этого.
Оператор ЭТП обязан обеспечить конфиденциальность информации об участнике тендера, за исключением «закупок с полки» (ч. 12 ст. 93 44-ФЗ). Если он нарушит это требование, его ждет ответственность в соответствии с законодательством России.
Если на аукцион не подали ни одной заявки или подали только одну, он признается несостоявшимся.
Аукцион начинается через два часа после завершения приема заявок и проходит онлайн на ЭТП. В назначенное время участники переходят на страницу аукционного зала, где можно увидеть:
Основная часть аукциона
Во время аукциона участники снижают НМЦК. Если количество поставляемых ТРУ невозможно определить, то снижают начальную сумму цен единиц ТРУ. Исключение: аукцион на право заключить контракт — о нем далее.
Участники снижают цену «шагами» от 0,5 до 5 % от НМЦК. Если закупают запчасти к технике, образовательные, страховые и другие услуги по ч. 24 ст. 22, то снижают сумму цен единиц ТРУ.
Можно делать предложение о цене независимо от «шага» аукциона, если соблюдать следующие условия:
Если участник не подал ценовое предложение во время аукциона, его ценой признают НМЦК либо начальную сумму цен единиц ТРУ.
Оператор ЭТП отклоняет ценовые предложения, которые не соответствуют условиям подачи. По иным основаниям отклонения не допускаются.
Во время аукциона на ЭТП обязательно фиксируют:
Общая продолжительность приема ценовых предложений составляет не более пяти часов. Если в течение четырех минут никто из участников не предложил меньшую цену, аукцион завершается.
Дополнительные десять минут
После аукциона проводят «переторжку». В течение десяти минут с момента завершения торгов любой участник может подать цену, но предложение не должно быть ниже цены победителя.
Если победитель не удовлетворит требованиям заказчика или откажется от заключения контракта, заказчик заключает сделку со вторым участником.
Оператор ЭТП во время аукциона:
Если два участника подали одинаковые цены, то лучшим посчитают предложение, которое поступило раньше.
Аукцион на право заключить контракт
Если во время торгов цена контракта / сумма цен единиц ТРУ снизилась до 0,5% НМЦК или участники «перешли через ноль», аукцион проводят на право заключить контракт. При этом:
В течение часа после окончания аукциона на ЭТП размещают протокол подачи ценовых предложений. В нем указывают:
В течение часа после размещения протокола на ЭТП оператор отправляет заказчику:
Участники аукциона получают уведомление о его итогах. Любой участник после размещения протокола вправе направить оператору ЭТП запрос о даче разъяснений результатов аукциона. Заказчик отвечает на него в течение двух рабочих дней после получения. Оператор передает информацию от участника заказчику и наоборот.
Площадка отвечает за непрерывность аукциона, надежность программ и равный доступ его участников независимо от времени окончания такого аукциона.
После получения протокола подачи ценовых предложений и заявок с информацией из ЕРУЗ комиссия заказчика:
Комиссия приступает к рассмотрению заявок в течение двух рабочих дней после проведения аукциона и должна подвести итоги закупки не позднее срока, указанного в извещении.
Протокол подведения итогов содержит:
Оператор ЭТП не позднее часа с момента получения протокола подведения итогов размещает его в ЕИС и на ЭТП.
Участник электронного аукциона, который предложил самую низкую цену и соответствует требованиям заказчика, становится победителем. Если в ходе аукциона участники «перешли через ноль», то побеждает тот, кто предложил самую высокую цену.
Заказчик заключает контракт с победителем не раньше чем через десять дней после размещения итогового протокола. Правила заключения контракта по любой электронной процедуре определяет ст. 51 44-ФЗ.






