44‑ФЗ простым языком. Часть 2

44‑ФЗ простым языком. Часть 2 Электронная цифровая подпись
Содержание
  1. Место проведения госзакупок
  2. Шаг 6. Подписание контракта
  3. Запрос предложений
  4. Как проводятся закупки по 44 ФЗ?
  5. Требования к поставщикам по 44-ФЗ
  6. Процесс проведения аукциона
  7. Открытый конкурс и его подвиды
  8. Виды закупок по 44-ФЗ
  9. Что считается закупкой по 44-ФЗ. Участники закупки
  10. Размер и способы обеспечения заявки и исполнения контракта
  11. Если аукцион признали несостоявшимся
  12. Что предпочитают заказчики
  13. Шаг 4. Открытие спецсчета
  14. Исполнение заказа
  15. Понятие госзакупок по 44-ФЗ
  16. Когда возможна закупка у единственного поставщика
  17. Закрытый конкурс
  18. Суть электронной процедуры
  19. Кто может стать поставщиком?
  20. Механизм государственных закупок
  21. Планирование
  22. Размещение сведений о закупке
  23. Извещение о тендере
  24. Разновидности тендеров
  25. Как обеспечивается подача заявок?
  26. Как определяют победителя по 44-ФЗ
  27. Контроль в государственных закупках
  28. О чём говорит закон?
  29. Электронный аукцион
  30. Что не подпадает под действие ФЗ о госзакупках?
  31. Шаг 1. Подготовка необходимых документов
  32. Госзакупки по 44-ФЗ
  33. Преимущества закупок по 44-ФЗ
  34. Недостатки закупок по 44-ФЗ
  35. Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия
  36. Как применяют неконкурентный формат определения поставщика
  37. Закупки по 223-ФЗ
  38. Преимущества закупок по 223-ФЗ
  39. Недостатки закупок по 223-ФЗ

Место проведения госзакупок

Закупки по 44-ФЗ проводятся на восьми аккредитованных виртуальных площадках. В прошлом поставщикам нужно было регистрироваться на каждой из них, что требовало значительных материальных и временных затрат, либо вынуждало отказываться от участия в перспективных тендерах.

При регистрации поставщик получает доступ к полному реестру всех госзакупок в рамках 44-ФЗ, а также к реестру недобросовестных поставщиков. Ещё раз отметим, что обучение у нас не только поможет вам побеждать в тендерах и исполнять контракты, но и убережёт от попадания в черный список. Новички нередко невольно оказываются там из-за незнания элементарных принципов работы в сфере госзакупок.

Конкретный пример. ФЗ о госзакупках не требует непременного документального подтверждения заявленных в анкете сведений, действует декларативный принцип. Но если после заключения контракта выявится разночтение, это может стать чисто формальным поводом для расторжения контракта, внесения исполнителя в стоп-лист и отлучения от госзакупок на два года. Под удар попадает не только юридическое лицо, но и его директор и учредители. Даже если они создадут новую фирму, её участие в торгах останется под вопросом до снятия санкций с проштрафившейся компании.

44‑ФЗ простым языком. Часть 2

1-2 рабочих дня
(при первичном обращении,
при повторном 1 рабочий день)

44‑ФЗ простым языком. Часть 2

44‑ФЗ простым языком. Часть 2

25 банков – до 5 лет
3 банка – до 9 лет

44‑ФЗ простым языком. Часть 2

44‑ФЗ простым языком. Часть 2

  • Копия паспорта ген. директора и учредителя (ВСЕ страницы).
  • Карточка компании (реквизиты).

Шаг 6. Подписание контракта

После победы работа с документами не закончена. Заказчик направляет проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 2 календарных дня. У победителя есть 5 рабочих дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:

  • сроки исполнения;
  • сроки оплаты;
  • штрафы.

В ст. 51 44-ФЗ указано, что поставщик вправе один раз отправить протокол разногласий, но меняют не все положения. Не забывайте, что, подавая заявку, вы соглашаетесь со всеми условиями закупочной документации, в т. ч условиями исполнения контракта.

Запрос предложений

Этот метод также нельзя назвать популярным. Причины того — ограниченные законом основания для проведения закупки таким способом, а также невозможность для заказчика внести изменения в извещение и закупочную документацию.

Запрос предложений проводится для закупки ограниченного круга объектов. В частности, это спортивный инвентарь для олимпийцев и паралимпийцев, изделия художественного промысла, медпрепараты по показаниям для конкретного пациента, услуги по лечению российского гражданина за границей. Кроме того, посредством запроса предложений закупаются диппредставительства и иные российские заказчики, осуществляющие свою деятельность за рубежом (при НМЦК до 15 млн рублей).

Запрос предложений должен быть проведен и в некоторых случаях, когда другие процедуры не дали результата. В частности, после признания электронного аукциона или повторного конкурса несостоявшимся. Также он применяется и тогда, когда контракт был расторгнут на основании части 5 статьи 95 закона 44-ФЗ, а работу или услугу по-прежнему необходимо закупить.

Как проводятся закупки по 44 ФЗ?

Остановимся на базовых понятиях нормативного акта.

Заказчик – государственное или муниципальное предприятие (орган законодательной или исполнительной власти, бюджетное учреждение и т.д.) публикует на специальном сайте запрос о том, что нуждается в поставке товара, оказании услуг или исполнении работ. В извещении даётся ссылка на тендерную документацию в виде электронных файлов.

Поставщики – юридические или физические лица (к последним относятся индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане) – подтверждают соответствие требованиям 44-ФЗ и направляют заявку на участие в тендере. В заявке указываются качественные и количественные параметры поставки (работ, услуг) и необходимая информация о поставщике.

Заказчик оценивает заявки и потенциальных поставщиков, отказывает в участии тем, кто не соответствует параметрам тендера. Затем в ходе одной из возможных электронных процедур выбирается самое выгодное предложение.

Используя средства электронного документооборота и сертификаты электронной цифровой подписи (ЭЦП), стороны заключают контракт.

Поставщик в оговоренный срок исполняет условия контракта, заказчик принимает товар или работу и рассчитывается с поставщиком.

В перечень государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ могут входить:

  • организации дошкольного, среднего и среднего специального, высшего и дополнительного образования;
  • бюджетные медицинские учреждения;
  • налоговые органы, пенсионный и внебюджетные фонды;
  • органы государственного казначейства;
  • предприятия сферы ЖКХ и благоустройства и т.д.

Все закупки по 44-му закону проходят по заранее утверждённому плану и финансируются из федерального или местных бюджетов.

Если предприятие с участием государства выделяет на закупку собственные ресурсы, такая сделка подпадает под нормативы 223-ФЗ.

Помимо непосредственных участников торгов (поставщиков и заказчика) в них принимает участие электронная торговая площадка (ЭТП), на базе которой и проходит тендер. Кроме того, в процедуре могут быть задействованы:

  • уполномоченные контролирующие органы;
  • аккредитованные эксперты и оценщики;
  • банковские учреждения, обеспечивающие финансовые гарантии исполнения контрактов и выдающие поставщикам целевые кредиты.

Сорок четвёртый закон обеспечивает экономию бюджетных средств и прозрачность сделок, повышение качества товаров и услуг, снижает риск коррупционной составляющей при госзакупках. Частые изменения в законе направлены как раз на противодействие вновь появляющимся коррупционным схемам и устранение недоработок прежних редакций 44-ФЗ.

Требования к поставщикам по 44-ФЗ

Закон № 44-ФЗ предъявляет серьезные требования к потенциальным поставщикам:

  • отсутствие у участника налоговых задолженностей и задолженностей по иным обязательным платежам;
  • отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и преступления, предусмотренные статьями 289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 УК РФ (получение взятки), 291 УК РФ (дача взятки), 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве);
  • отсутствие скрытых договоренностей (аффилированности) между поставщиком и заказчиком;
  • отсутствие у юридического лица административных правонарушений за последние два года;
  • участник не находится в процессе ликвидации или банкротства.

Заказчик может дополнительно потребовать у поставщика наличие положительного опыта в исполнении государственных контрактов и отсутствие записи в реестре недобросовестных поставщиков.

Процесс проведения аукциона

Участники, которые подали заявки, заходят на ЭТП в назначенное время и подают свои ценовые предложения – стоимость, по которой они готовы выполнить контракт. В ходе аукциона ценовые предложения снижаются.

Каждое снижение – шаг аукциона, который составляет 0,5% – 5% от НМЦК.

  • Приём ценовых предложений длится 4 минуты. Общая продолжительность приёма предложений – не более 5 часов.
  • Когда завершён основной этап, участники могут в течение 10 минут подать цену, чтобы занять 2 место. Такая цена не должна быть ниже минимального ценового предложения, которое поступило во время основного этапа.
  • Если поставщик не подал ни 1 ценового предложения, его минимальным предложением будет считаться начальная цена контракта.
  • Через час после завершения процедуры ЭТП присваивает номера заявкам в порядке возрастания цены контракта и формирует протокол подачи ценовых предложений. При этом, если несколько участников подали одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер получит поданная раньше других заявка.
  • В течение 2 рабочих дней после окончания срока подачи заявок заказчик:
  • рассматривает заявки и ценовые предложения
  • присваивает заявкам порядковые номера
  • формирует протокол подведения итогов

В ходе аукциона участники могут снизить цену до 0,5% от НМЦК или ниже. В таком случае аукцион будет идти в обратном направлении: участники предлагают сумму, которую они готовы заплатить за заключение контракта заказчику. Увеличивать цену можно до 100 млн рублей.

Участник закупки вправе направить заказчику запрос на разъяснение. Всего разрешено подать:

  • для разъяснения документации – 3 запроса
  • для разъяснения подачи ценовых предложений – 1 запрос
  • для разъяснения протокола подведения итогов – 1 запрос

Открытый конкурс и его подвиды

Конкурс позволяет поставщику получить максимальный объем информации о потенциальных исполнителях. В оценке конкурсных заявок участвуют разные критерии — от цены до наличия гарантии на поставленный товар. Кроме того, в сложных закупках можно привлечь стороннюю организацию, которая возьмет на себя проведение процедуры.

Подвидом конкурса является конкурс с ограниченным участием. Провести его можно, если закупаются технически сложные и узкоспециализированные объекты. Поставка таких товаров или услуг требует от исполнителя особой квалификации. Кроме того, конкурс с ограниченным участием проводится для выполнения работ по сохранению культурного наследия, и работ с музейными, архивными и библиотечными фондами.

Двухэтапный конкурс может быть проведен, если исполняются сразу два условия:

  • чтобы уточнить характеристики объекта закупки, заказчик должен обсудить их с участниками;
  • если закупаются научно-исследовательские работы, инновационная и высокотехнологичная продукция, работа по созданию произведений искусства и литературы либо заключается энергосервисный контракт.

Виды закупок по 44-ФЗ

Определяют два вида закупок по 44-ФЗ:

  • Конкурентные закупки.
  • Неконкурентные закупки.

В рамках конкурентной закупки поставщики соревнуются между собой за право получить контракт. Этот способ подразделяется на три типа.

Типы конкурентных закупок

Аукцион. Заказчик инициирует закупку, объявляет требования, сроки и начальную стоимость, а кандидаты отправляют предложения. В назначенный день проводится аукцион, где между участниками происходит торг. Побеждает тот участник, который предлагает заказчику меньшую цену исполнения  контракта.

Конкурс. При выборе поставщика заказчик ориентируется не только на цену. Репутация, наличие похожего опыта, техническая подготовленность и оснащение организации играют большое значение. В этом типе закупки торги не проводятся. Участники отправляют предложения с указанной ценой, заказчик выбирает из них лучшее.

Запрос котировок. Каждый поставщик, участвующий в закупке, подает заявку с окончательной стоимостью, за которую готов исполнить контракт. Заказчик выбирает из предложенных вариантов самый низкий по стоимости.

При запросе котировок максимальная цена контракта не превышает 3 миллиона рублей.

Конкурентные закупки подразделяются еще на две категории — закрытые и открытые. При закрытой закупке заказчик отбирает поставщиков и каждому претенденту отправляет личное приглашение для участия. В открытой закупке подать заявку на участие может любой желающий поставщик на электронной торговой площадке.

Неконкурентная закупка — это закупка у единственного поставщика, которая проводится без конкурса. По закону такой тип закупки возможен в двух случаях:

  • цена контракта, по общему правилу, не превышает 600 000 ₽,
  • услуга оказывается только одной компанией-монополистом. Например, подведение водопровода или поставка электроэнергии в строящуюся школу.

Что считается закупкой по 44-ФЗ. Участники закупки

Закупка по 44-ФЗ — закупка товаров, услуг и работ, где заказчиком является организация, которая закупает товары за счет выделенных ей бюджетных средств. Такая закупка проводится за счет бюджетных средств — федеральных, региональных или муниципальных. Правила проведения процедуры диктует государство. Они прописаны в статьях Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, который строго регулирует все этапы закупки и закрепляет требования к участникам.

Проводить закупки по 44-ФЗ могут:

  • госорганы,
  • органы управления внебюджетными фондами (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и др.),
  • казенные учреждения (ФКУ «Финансово-расчетный центр МЧС России» и др.),
  • бюджетные учреждения, МУПы и ГУПы,
  • государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос».
Читайте также:  Отозвать ЭП в корпоративном УЦ | СБИС Помощь

Поставщиком может стать любое юридическое и физическое лицо, в том числе ИП и самозанятые (в качестве физлица) при условии соответствия требованиям законодательства. Кроме того, поставщиком может быть иностранное юридическое или физическое лицо. Главное условие — верно оформленные документы, соответствующие единым и дополнительным требованиям к участникам закупок.

Размер и способы обеспечения заявки и исполнения контракта

Заказчик обязан требовать обеспечения заявки на участие в аукционе (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ). Размер обеспечения заявки составляет 0,5% – 1% от начальной цены контракта.

Исключение: в закупках до 1 млн руб. заказчик может обойтись без обеспечения.

Внести обеспечение заявки можно:

  • заблокировав денежные средства на спецсчёте
  • предоставив независимую гарантию

Как упоминалось выше, спецсчёт открывается в одном из одобренных Правительством РФ банков.

Победившему в закупке поставщику нужно внести обеспечение исполнения контракта (ОИК), которое составляет 0,5% — 30% от НМЦК.

Для обеспечения также можно использовать независимую гарантию. Список банков и организаций, которые могут выдавать гарантии, утверждается Правительством РФ.

Если аукцион признали несостоявшимся

Для всех конкурентных открытых закупок применяются единые случаи, при которых закупка будет признана несостоявшейся:

  • была подана 1 заявка
  • установленным требованиям соответствует 1 заявка
  • не были поданы заявки
  • все заявки комиссия отклонила
  • всех участников закупки признали уклонившимися
  • заказчик отказался заключать контракт с единственным участником.

Если аукцион признали несостоявшимся, возможны следующие варианты:

  • заказчик заключает контракт с единственным поставщиком, если была подана или допущена 1 заявка
  • заказчик может провести новую закупку либо провести закупку у единственного поставщика, если не было подано либо не было допущено ни 1 заявки или все участники были признаны уклонившимися.

Что предпочитают заказчики

Конечно же, заказчики очень любят производить закупку у единственного поставщика, ведь это гораздо проще, чем провести конкурентную процедуру. Поэтому все, что только можно, закупается именно так. В основном это малые закупки с ценой контракт до 100 тыс. рублей, а также закупки у субъектов естественных монополий.

Но закон накладывает на контракты с единственным поставщиком довольно жесткие ограничения. Поэтому этот способ занимает почетное второе место, уступив лишь электронному аукциону, любимому всеми за свою простоту и удобство. На третьем и четвертом местах разместились, соответственно, запрос котировок и открытый конкурс. Далее расскажем о лидерах рейтинга закупочных процедур, а также упомянем и об аутсайдерах.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Шаг 4. Открытие спецсчета

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками, принятыми в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.

Исполнение заказа

Заключенный контракт требует от поставщика выполнить взятые на себя обязательства в определенный срок. Если он не укладывается, это влечет наложение штрафных санкций, оговоренных в той части контракта, что рассматривает ответственность сторон. Впрочем, санкции остаются на усмотрение заказчика, который обязан учитывать все обстоятельства.

После исполнения условий договора заказчик принимает ТМЦ/работы/услуги и размещает на ЕИС отчёт о завершении контракта. Если заказчика что-то не устраивает, он направляет исполнителю обоснованный отказ. Исполнитель должен устранить недочеты или оспорить отказ.

Понятие госзакупок по 44-ФЗ

Сейчас все закупки проводятся на электронной площадке в электронной форме. Исключение – закупки не для всех. Закупку размещают на общем сайте госзакупок zakupki.gov.ru, который после регистрации доступен любому участнику.

Участники ищут интересную им закупку на сайте zakupki.gov.ru, после чего подают необходимую документацию через электронную площадку.

На электронной площадке заказчик:

  • проводит аукцион
  • знакомится с 1 и 2 частями электронного аукциона
  • подписывает госконтракт с победителем

Электронный аукцион – это способ закупки, при котором взаимодействие между заказчиком и поставщиком происходит в режиме онлайн. Победителем становится участник, который предложил наиболее низкую цену для заключения контракта. При этом заказчик и поставщик обмениваются не бумагами, а электронными документами. Электронная подпись и ноутбук позволяют участвовать в аукционе из любой точки мира.

Государство – надёжный крупный заказчик. В 2021 году общий объём муниципальных и государственных заказов (с учётом госкорпораций и естественных монополий) оценили примерно в 18,7 трлн рублей.

Когда возможна закупка у единственного поставщика

Случаи, когда заказчик вправе осуществлять закупку у единственного поставщика (исполнителя или подрядчика) перечислены в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В этом перечне более 50 различных оснований. Перечислим наиболее популярные.

  • Закупка товара, работы или услуги (далее – «ТРУ»), относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», закупка услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93).
  • Закупка ТРУ у единственного поставщика (подрядчика или исполнителя), определённого указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ в случаях, которые устанавливает Президент РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93).
  • Закупка с целью выполнения работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93).
  • Закупка на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93).
  • Закупка на сумму до 600 тыс. руб. государственным или муниципальным учреждением культуры, уставная цель деятельности которого состоит в сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (п. 5 ч. 1 ст. 93).
  • Закупка на ту же сумму такими государственными и муниципальными учреждениями, как:
  • музеи и планетарии
  • зоопарки, заповедники и ботанические сады
  • национальные, природные и ландшафтные парки, а также парки культуры и отдыха
  • телерадиовещательные учреждения
  • театры и учреждения, осуществляющие концертную деятельность
  • цирки
  • дома культуры, дворцы культуры, дома и центры народного творчества и ремёсел, клубы
  • библиотеки и архивы (п. 5 ч. 1 ст. 93)
  • Закупка на ту же сумму государственными и муниципальными образовательными и научными организациями (п. 5 ч. 1 ст. 93).
  • Закупка на ту же сумму организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 5 ч. 1 ст. 93).
  • Закупка на ту же сумму физкультурно-спортивными организациями (п. 5 ч. 1 ст. 93).
  • Когда процедуры закупок были признаны несостоявшимися (пп. 24 и 25 ч. 1 ст. 93).
  • Закупка с целью оказания таких услуг, как:
  • водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение
  • газоснабжение (кроме услуг по реализации сжиженного газа)
  • обращение с ТКО (твёрдыми коммунальными отходами)
  • подключение и присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения
  • ввоз, вывоз и хранение психотропных веществ и наркотических средств (п. 8 ч. 1 ст. 93)
  • оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, а также вследствие аварий и обстоятельств непреодолимой силы
  • предупреждения или ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оказания гуманитарной помощи (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций)

Следует отметить, что в этих случаях заказчик вправе осуществить закупку в том количестве и в том объёме, которые необходимы для предотвращения или предупреждения негативных последствий, если применение конкурсной процедуры, требующей временных затрат, нецелесообразно (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Также отметим, что 08.03.2022 в Закон № 44-ФЗ внесли новые основания для осуществления закупок у единственного поставщика (ФЗ от 08.03.2022 № 46 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

К ним основаниям относятся:

  • закупка государственной или муниципальной медицинской организацией лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, произведённых единственным производителем в России или на территории иностранного государства, не вводившего в отношении РФ ограничительные меры экономического характера (п. 5.1 ч. 1 ст. 93)
  • закупка Фондом социального страхования РФ технических средств реабилитации и услуг, которые были произведены (оказаны) в России или произведены на территории иностранного государства, не вводившего в отношении РФ ограничительные меры экономического характера (п. 5.2 ч. 1 ст. 93)
  • заключение контракта на поставку медицинских изделий или лекарственных препаратов, не имеющих отечественных аналогов и производство которых осуществляет единственный производитель из иностранного государства, не вводившего в отношении России ограничительные меры экономического характера, с поставщиком, который включён в реестр единственных поставщиков данных изделий и препаратов (п. 28.1 ч. 1 ст. 93)

Кроме того, Правительство РФ до 31.12.2022 в дополнение к перечисленным в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ основаниям вправе устанавливать и другие случаи, позволяющие осуществлять закупки для государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика, а также определять порядок их осуществления.

Указанные положения распространяются на регионы и муниципальные образования.

Разберём подробнее малые электронные закупки, которые могут осуществляться заказчиками для приобретения товаров в соответствии с пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму 3 млн руб.

Закрытый конкурс

Такая процедура непопулярна и проводится только в установленных законом случаях. Через закрытый конкурс закупаются объекты для обеспечения нужд, так или иначе связанных с гостайной. Кроме того, процедура проводится для закупок услуг водителей и уборщиков помещений для судей и судебных приставов. Также этот метод применяется для заключения контрактов по страхованию, транспортировке и охране фондов драгоценных металлов и камней, музейных предметов и коллекций, ценных изданий, рукописей, архивных документов, которые имеют культурное значение.

Суть электронной процедуры

Под электронным аукционом понимают закупку, которая:

  • проводится в электронной форме и осуществляется на электронной торговой площадке (ЭТП)
  • проходит в формате открытых торгов в реальном времени, то есть участники видят заявки друг друга и могут улучшить их ценовые предложения

Под под улучшением в данном случае понимается подача заявки с ценой ниже, чем у конкурентов, поскольку электронный аукцион по 44-ФЗ проводится на понижение стоимости контракта.

Электронный аукцион считается самой прозрачной процедурой из всех способов определения поставщика. Его недостаток в том, что критерием отбора на этапе торгов является лишь цена. Поэтому закупать посредством аукциона можно далеко не любые товары, работы или услуги, а лишь такие, для которых можно:

  • точно описать объект закупки
  • оценить заявку исключительно по цене

Такие объекты закупки включены в перечень, утвержденный Правительством РФ. Товары, услуги и работы, которые в него вошли, нужно закупать строго через электронный аукцион. Но есть исключение: если условия закупки объекта из аукционного перечня «вписываются» в запрос котировок или предложений либо заключение контракта с единственным поставщиком, то можно провести соответствующую процедуру. Так, если цена контракта на закупку товара из аукционного перечня не превышает 100 тыс. рублей, можно вместо аукциона провести закупку у единственного поставщика.

Кроме того, заказчик может закупать посредством аукциона и другие товары, работы или услуги, если их можно четко описать и оценить лишь по цене.

Кто может стать поставщиком?

Намереваясь влиться в ряды исполнителей госконтрактов, определите свое соответствие требованиям 44-ФЗ. К участию допускаются как представители малого и среднего бизнеса, так и крупные компании, а также некоммерческие объединения, индивидуальные предприниматели, самозанятые и просто физические лица.

Участник госзакупок не имеет права:

  • иметь просроченную задолженность в бюджет;
  • находиться в стадии ликвидации или банкротства;
  • принадлежать к оффшорной юрисдикции;
  • привлекаться к административной ответственности в течение двух последних лет;
  • находиться в реестре недобросовестных поставщиков или иметь ограничение на участие в тендере по иной причине.

Руководитель и главный бухгалтер предприятия, а также ИП или физлицо не должны иметь непогашенных судимостей. Запрещены любые формы аффилированности между поставщиком и заказчиком.

При подаче заявки поставщик безусловно декларирует соответствие перечисленным требованиям. Заказчик проверять его не обязан. Если в дальнейшем выясняется, что предприниматель ввел заказчика в заблуждение, контракт расторгается, а нарушитель попадает в чёрный список на два года.

Читайте также:  Восстановление электронной подписи - ЦС

По статистике ежемесячно в России РНП пополняют до тысячи юридических и физических лиц. В настоящий момент в реестре около 16 тысяч нарушителей. Многие попали туда по незнанию правил и легкомыслию.

Механизм государственных закупок

Последняя редакция 44-ФЗ ориентируется на общемировую практику и предполагает исключительно электронную форму проведения конкурсных процедур. Исключения – лишь некоторые закрытые аукционы по оборонному заказу, поставкам стратегического сырья и т.д.

Схема торгов выглядит так:

  • Заказчик составляет план-график закупок на год и определяет форму тендеров.
  • Устанавливается начальная максимальная цена контракта (НМЦК).
  • Выкладывается извещение о торгах.
  • Публикуется подробная тендерная документация. Доступ к ней открыт для всех.
  • Потенциальные поставщики подают заявки на участие в тендере.
  • Заказчик отклоняет или одобряет заявки.
  • Проводится непосредственная конкурсная процедура, на основании которой определяется победитель.
  • Стороны подписывают контракт.
  • Поставщик исполняет контракт. В ходе исполнения возможно заключение дополнительных соглашений без назначения нового тендера.
  • Заказчик принимает товар или работу и публикует отчёт о завершении тендера. Если условия контракта не выполнены, запускается процедура расторжения и объявляется новый тендер. Расчёты в таком случае приостанавливаются до рассмотрения дела в суде.

Все перечисленные этапы предполагают массу тонкостей. Рассмотрим их подробнее.

Планирование

Публичный план-график закупок 44-ФЗ последняя редакция определяет как единственный электронный документ на финансовый год. Раньше основой считался план, который нельзя было менять. План-график – более гибок, закупки можно менять местами, расширять и сужать номенклатуру. План-график в виде схем и таблиц удобнее для изучения специалистами поставщика. В нём заказчик указывает:

  • в каких товарах и услугах он нуждается;
  • какие требования предъявляет к поставщикам;
  • предполагаемые способы закупок;
  • НМЦК по каждой закупке;
  • условия участия;
  • сроки;
  • требования по обеспечению исполнения контракта (залог, банковская гарантия);
  • критерии выбора победителя (в основном это лучшая цена, но возможна и оценка по совокупности параметров товара или услуги).

План-график – своеобразное подтверждение серьезности намерений заказчика, который заранее дает возможность претендентам ознакомиться с требованиями.

Размещение сведений о закупке

НМЦК, указанная в плане-графике, может быть скорректирована перед публикацией извещения о тендере. Потом менять её уже нельзя. Статья 22 44-ФЗ прописывает методику назначения НМЦК. От неё начинается снижение в ходе электронного аукциона.

Начальная цена определяется в результате:

  • Анализа рыночной конъюнктуры.
  • Расчета по норме затрат (ст.19 44-ФЗ).
  • По методике расчёта тарифов (актуально для сферы ЖКХ и электросвязи, в том числе закупок услуг интернета).
  • Исходя из составленного локального сметного расчёта (сфера строительства и ремонта).

Закон позволяет сочетание методов определения НМЦК, поскольку некоторые нормативы могут быть устаревшими.

Это важно! Необоснованное снижение цены в ходе аукциона не гарантирует победу! Закон 44-ФЗ предполагает действенные антидемпинговые механизмы. Снижение цены более чем на четверть от НМЦК автоматически требует от претендента предоставления финансовых гарантий исполнения контракта (даже если такого условия изначально в документации не было). Более мягкий вариант – предоставление сведений о качестве поставляемого товара и подтверждение исполнения аналогичных контрактов в прошлом (обычно берутся три последних записи из истории поставщика). Если за год контрактов не было вообще, придётся привести доказательства четырех безупречных поставок за последние два года. Если и такого опыта нет – только предоставление банковской гарантии или внесение залога на специальный депозит.

Извещение о тендере

Извещение публично размещается в ЕИС. Оно содержит максимально подробную информацию о конкурсной процедуре. В документе указываются контакты ответственного лица заказчика, которое предоставит дополнительную информацию. Также извещение информирует о:

  • детальных условиях контракта (что, куда, в какие сроки поставить, какую услугу оказать, какие работы выполнить и т.д.);
  • источнике финансирования (федеральный или региональный бюджет, совместное финансирование);
  • критериях выбора поставщика;
  • ограничениях или привилегиях для определенных категорий поставщиков (например: в закупке могут участвовать только субъекты малого и среднего бизнеса (МСП), она запрещена для иностранных участников и т.д.).
  • цене контракта.

В последнем случае может быть указана НМЦК, примерная цена или даже формула, по которой рассчитывается стоимость;

Если тендер предполагает обязательное финансовое обеспечение заявки, в извещении указывается сумма депозита или банковской гарантии.

Разновидности тендеров

Законодатель разрешает в исключительных случаях делать заказ единственному поставщику, однако в приоритете – конкурентный способ определения исполнителя контракта (статья 24 44-ФЗ).

  • Открытый конкурс.
  • Открытый конкурс с ограничением участников.
  • Открытый конкурс, проводимый в два этапа.
  • Закрытый конкурс.
  • Электронный аукцион.
  • Запрос котировок.
  • Запрос предложений.

Конкурсы обычно призваны выявить исполнителей по самым крупным и общественно значимым проектам. В конкурсе важна не столько цена, сколько соотношение сроков, цены и качества.

При открытом конкурсе вся документация размещается в ЕИС, одинаковые требования предъявляются всем претендентам. Заказчик тщательно изучает заявки кандидатов, их опыт в выполнении аналогичных проектов, техническое оснащение, квалификацию персонала. Победителем считается компания, предложившая оптимальные условия по нескольким актуальным параметрам.

Ограниченный конкурс объявляется в случае закупки специфических услуг, выделенных постановлением Российского правительства от 04.02.2015 г. Их исполнители должны соответствовать строгим квалификационным требованиям, иметь лицензии или допуски саморегулируемых организаций. Такие конкурсы проводятся в сфере транспорта, реставрации памятников культуры, IT-индустрии, обеспечения пожарной безопасности и т.д. Помимо лицензии на определенные виды деятельности претендент должен предоставить подтверждение финансовой состоятельности, квалификации работников, опыта реализации подобных проектов.

Двухэтапный конкурс предполагает изначальную подачу заявок без цены.  Заказчик оценивает силы претендентов и отбирает лучших. Они соревнуются в предложении наименьшей стоимости контракта. Такие тендеры чаще всего объявляются в сфере капитального строительства, науки, высоких технологий.

Информация о закрытых конкурсах на ЕИС не публикуется. Заказчик высылает предложения каждому выбранному им кандидату. Такая форма тендера связана с необходимостью сохранения коммерческой или государственной тайны, особой ценностью предмета закупки. Все участники закрытых конкурсов проходят проверку ФАС и правоохранительных органов – это исключает применение коррупционных схем.

Электронный аукцион – наиболее популярная и динамичная форма проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ. 6 тендеров из 10 проходят именно в таком формате. Он регламентируется статьей 68 закона о закупках.

Документация об аукционе (информационная карта и приложения) размещается на ЕИС. Изучив её, поставщик подает заявку, состоящую из двух частей – анонимной и персонализированной. Заказчик видит только первую часть. Оценив соответствие безымянных претендентов, он по формальным признакам одобряет или отклоняет заявки.

С началом аукциона допущенные участники играют на понижение, соблюдая шаг аукциона и время подачи предложений. Назвавший наименьшую цену признается победителем. После этого заказчику становятся видны вторые части заявок. Он проверяет соответствие 44-ФЗ конкретного победителя и, если всё в порядке, заключает с ним контракт. Если поставщик по формальным признакам не мог участвовать в аукционе, но все же подал заявку, его победа аннулируется, сам он отправляется в РНП, а заказчик переходит к работе с поставщиком, занявшим второе место.

Запрос котировок – самая старая, простая, но негибкая форма тендера. Претенденты присылают единственную заявку с фиксированной ценой. Кто предложит меньше, тот и победитель. Ввиду архаичности запросов котировок существует ограничение – они используются при закупках на сумму не более полумиллиона рублей.

Запрос предложение используется, когда конкурс не состоялся или победитель отказался исполнять контракт, а времени на новый конкурс нет. Заказчик вправе обратиться к оставшимся участникам с запросом предложений.

Как обеспечивается подача заявок?

В недавнем прошлом случаи, когда победители уклонялись от подписания контракта, были массовыми. Для предупреждения недобросовестного поведения ещё до принятия 44 ФЗ о закупках стали активно использоваться механизмы обеспечения заявки.

Сейчас их две – депозит на специальный счёт и гарантия кредитной организации.

Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:

1) от 0,5% до 1% начальной (максимальной) цены контракта, если размер начальной (максимальной) цены контракта меньше двадцати миллионов рублей;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

2) от 0,5% до 5% НМЦК, если она превышает двадцать миллионов рублей.

Если стоимость закупки невелика, подрядчику проще внести собственные средства. Для обеспечения крупных контрактов они обращаются в банки. Получить гарантию дешевле и проще, чем взять кредит, тем более на крупную сумму.

Если, внеся обеспечение или заручившись гарантией банка, исполнитель уклонится от заключения контракта, его деньги (или деньги банка) будут перечислены заказчику в качестве компенсации за сорванную закупку. Компания попадет в РНП. Кроме того, ей еще предстоит разбираться с банком. Коллизии, возникающие по этому поводу при удержании обеспечения, рассматривает статья 104 закона о госзакупках.

Если выполняется закупка у СМП, участник освобождается от внесения обеспечительного взноса, представив доказательства успешного выполнения трех контрактов в течение года. Не платят взнос также исполнители – бюджетные учреждения.

Сумму залога на спецсчёт рекомендуется переводить заранее, приложив электронную копию поручения к тендерной документации.

Банковская гарантия дается безотзывно. Если поставщик нарушит условия контракта, деньги автоматически спишутся с корреспондентского счета банка в пользу заказчика. Минфином определен ограниченный перечень 208 российских банков, имеющих право выдавать гарантии в рамках 44-ФЗ.

Как определяют победителя по 44-ФЗ

Собрали в таблице способов закупок по 44-ФЗ все конкурентные формы определения поставщика:

Мы привели сравнение способов закупки по 44-ФЗ в таблице: ключевое отличие — порядок определения победителя. Для электронного аукциона и запроса котировок исполнителя определяют по цене. Для конкурсных процедур важнее предложенные условия, цена имеет второстепенное значение.

Контроль в государственных закупках

Каждый заказ по 44-ФЗ рано или поздно проверяется сотрудниками Минфина России. Проверка может иметь разную глубину, но это основная гарантия прозрачности конкурсных процедур.

За соблюдением здоровой конкуренции следит Федеральная антимонопольная служба. Любой поставщик вправе оспорить итоги тендера, если считает, что заказчик нарушил его права, отклонив заявку или отдав победу другому участнику. В случае признания жалобы, обоснованной итоги конкурса отменяются.

О чём говорит закон?

44 федеральный закон – объёмный нормативный акт с большим количеством межстатейных связей, определений и терминов. В документ регулярно вносятся исправления. Актуальные принципы и положения закона обязан знать и уметь трактовать любой поставщик, стремящийся добиться успеха на рынке госзакупок. Закон определяет:

  • порядок, в соответствии с которым заказчик выбирает поставщика товаров или услуг;
  • пошаговую процедуру проведения разных видов закупок;
  • принципы подписания, исполнения и возможного расторжения договоров.

44 закон о госзакупках детально трактует и другие сферы взаимоотношений поставщиков и заказчиков, но именно три перечисленных пункта наиболее важны для понимания обеими сторонами.

Цель закона – не только разово свести поставщика и казенного потребителя на оптимальных для бюджета условиях. Важно, чтобы сформировалась работающая система устойчивых связей госсектора и бизнеса, приносящая выгоду обеим сторонам. В то же время закон направлен на исключение из системы госзакупок недобросовестных участников, стремящихся нарушить нормы разумной конкуренции или предлагающих заведомо некачественные товары и услуги.

Мы постарались рассказать о контрактной системе максимально просто, создав нечто вроде курса «44-ФЗ для чайников». Но если вы не хотите или не имеете времени разбираться в юридических хитросплетениях самостоятельно, обращайтесь к нашим консультантам. Мы обучим работе в рамках 44 ФЗ, проконсультируем по конкретным вопросам правоприменения и поможем во время участия в торгах и на этапе исполнения контракта.

Электронный аукцион

Этот метод закупки удобно применять в тех случаях, когда критерием отбора поставщиков является цена контракта. Именно он позволяет с максимальной прозрачностью выбрать исполнителя на лучших для заказчика условиях.

К плюсам электронного аукциона можно отнести:

  • малое количество ограничений на его проведение;
  • снижение нагрузки на заказчика, поскольку вся процедура организуется торговой площадкой;
  • минимальный риск претензий со стороны проверяющих органов;
  • высокий уровень прозрачности процедуры, что снижает риски сговора.
Читайте также:  Настройка рабочего места на ЭТП РАД, регистрация, проверка, смена ЭЦП на НЭП Фабрикант

Не лишен этот метод и минусов, и они таковы:

  • критерием выбора является цена, поэтому качество объекта закупки оценить невозможно;
  • есть зависимость от технических сбоев на ЭТП или в работе интернета, из-за чего может произойти срыв сроков процедуры;
  • из всех наиболее популярных методов, за исключением конкурса, электронный аукцион является самым длительным;
  • невозможно выделить несколько лотов.

Электронный аукцион выбирается, если объект закупки входит в аукционный перечень из распоряжения Правительства № 471-р, а также в случае, когда:

  • в силу закона нельзя сделать закупку у единственного поставщика или через запрос котировок;
  • заявки участников можно оценить только по цене, не принимая во внимание квалификацию, опыт и другие критерии.

Что не подпадает под действие ФЗ о госзакупках?

Участвовать в госзакупках на территории РФ не могут иностранные финансовые организации.

Запрещено закупать на конкурсной основе:

  • драгоценные камни и металлы для пополнения государственных фондов;
  • услуги бесплатной юридической защиты и юридической защиты судей и должностных лиц;
  • услуги избирательных комиссий на выборах всех уровней.

Федеральный закон 44-ФЗ о госзакупках – фундаментальный правовой акт на 220 страницах. Мы постарались осветить основные положения, представив своеобразный экстракт ФЗ-44 для чайников. Опыт приходит по мере участия в тендерах, подготовки конкурсной документации.

Наши специалисты готовы помочь вам с очень важным этапом – оформлением банковской гарантии. Мы сотрудничаем с более чем 30 банками-партнеров, в том числе из ТОП-100 и ТОП-20. Даже если Вам нужно срочно оформить банковскую гарантию мы сможем Вам помочь при условии, что Вы оперативно соберёте все документы. Если вам нужна помощь в оформлении банковской гарантии – оставляйте заявку на сайте и доверьтесь профессионалам. Услуги нашего сервиса полностью бесплатны!

Шаг 1. Подготовка необходимых документов

Чтобы ИП (индивидуальный предприниматель) и ООО (общества с ограниченной ответственностью) начали участвовать в тендерах, придется подготовить документы. Вот что нужно для участия в госзакупках по 44-ФЗ:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • декларация о соответствии общим требованиям к участникам закупок;
  • декларация о принадлежности к социально-ориентированным некоммерческим организациям (в случае установления преимущества, предусмотренного ч. 3 ст. 30 44-ФЗ);
  • сведения о банковском счете, на который заказчик переведет оплату за поставленный товар, оказанные услуги, выполненные работы;
  • лицензии, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • свидетельство СРО, если в соответствии с законодательством участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Госзакупки по 44-ФЗ

Ключевая особенность закупок по 44-ФЗ в том, что их организатором могут быть государственные корпорации, органы власти, органы управления внебюджетными фондами, публично-правовые компании, государственные казенные учреждения. Процесс регулируется федеральным законом № 44-ФЗ. Заказчик размещает информацию о закупке в ЕИС и дублирует на электронной торговой площадке. На ЭТП поставщики подают заявки на участие в тендере.

44‑ФЗ простым языком. Часть 2

Преимущества закупок по 44-ФЗ

Детальное регулирование всех этапов закупочной процедуры. 44-ФЗ регулирует все этапы закупки, вплоть до заключения контракта и оплаты выполненных работ. Закупки всегда проводятся открыто, ко всем участникам предъявляются одинаковые требования. Поставщик может быть уверен, что в случае победы с ним будет подписан контракт. Контроль со стороны ФАС и Федерального казначейства исключает мошенничество.

Размещение закупок только на одной из девяти ЭТП. Заказчики обязаны размещать закупки только на федеральных электронных площадках — сейчас их 9, одна из них — закрытая площадка для закупок по гособоронзаказу. Поставщику не нужно мониторить десятки порталов в поисках подходящей закупки, а благодаря электронному формату участвовать в тендерах можно когда и где удобно.

44‑ФЗ простым языком. Часть 2

Единый список требований к поставщику. Список требований к поставщику не меняется от закупки к закупке. После участия в нескольких процедурах готовиться к следующим будет быстрее и проще.

Недостатки закупок по 44-ФЗ

Много сложных и обязательных требований к документам. Нужно внимательно готовить документацию: собрать декларации соответствия, выписки из реестров лицензий, паспорт товара или лицензии и свидетельства, которые разрешают участнику выполнять работы и оказывать услуги. В некоторых случаях требуется решение о согласии на совершение крупной сделки. Документы нужны, чтобы подтвердить, что сам участник и его предложение подходят под условия закупки. Документация должна быть подготовлена вовремя, соответствовать требованиям заказчика и законодательства, а также содержать ссылки на актуальные законы и госстандарты. Новичок может ошибиться или не уложиться в срок.

Сложно подтвердить соответствие товара, работы или услуги требованиям заказчика. В государственных тендерах поставщик должен подтвердить, что предмет закупки соответствует требованиям заказчика. Если требования заказчика сформулированы нестандартно, подтвердить соответствие будет сложно.

Например, заказчик указал, что при выполнении работ нужно использовать щебень с определенным процентом комков глины в составе и других мелких пород. Такие характеристики нельзя проверить без специальной экспертизы. И если у поставщика материала сейчас нет в наличии, он не сможет подтвердить его качество при подаче заявки.

Заказчик часто делает выбор в пользу самого дешевого предложения, а не самого качественного. Госзакупки направлены на экономию бюджета, поэтому заказчики часто выбирают предложение с самой низкой ценой, не учитывая соотношение цена-качество.

Жесткие требования к исполнению контракта. Договориться и изменить условия не получится. Если цена товара изменилась в большую сторону, то поменять цену или уменьшить объем в контракте невозможно. Также изделие нельзя поменять на «похожее». Например, поставщик не может заменить трехслойные медицинские маски на двухслойные.

Иногда заказчик может согласовать замену товара, если при этом его качество повысится, но не наоборот.

В части сроков выполнения контракта есть послабление. Если заказчик не против, то сроки отдельных этапов могут быть сдвинуты, но общий срок исполнения контракта не должен меняться.

Также поставщик должен соблюдать финансовые требования:

  • иметь финансовое обеспечение, например, банковскую гарантию — деньги, которые получит заказчик, если поставщик не выполнит свои обязательства;
  • в некоторых отраслях потребуется обязательное страхование. Например, страхование строительно-монтажных рисков, если поставщик — застройщик.

Если в процессе проведения тендера требования 44-ФЗ будут нарушены, то заказчик может получить штраф, а поставщик попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Это значит, что он не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ в течение двух лет. Добиться удаления из реестра очень сложно.

Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия

Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы заверяются уполномоченным лицом участника и содержат достоверную информацию. Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством электронной площадки. Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, не участвуют в тендере. Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на специальный счет в банке.

Как применяют неконкурентный формат определения поставщика

В ст. 24 Федеральной контрактной системы строго закреплено, какие основные способы закупки в рамках 44-ФЗ, — конкурентные (конкурс, аукцион, запрос котировок) и неконкурентные. К неконкурентным относится только один вариант — заключение контракта с единственным исполнителем.

44‑ФЗ простым языком. Часть 2

В Законе о контрактной системе не предписано, какие способы закупок используются при объемах менее 500 000 руб., поэтому заказчик вправе любым способом выбрать поставщика. Но часто для процедур малого объема выбирают закупки у едпоставщика по ст. 93 44-ФЗ. В 2023 для прямых контрактов по п. 4, 5 ст. 93 44-ФЗ лимит для одного контракта — 600 000 рублей.

Согласно ст. 93 Закона о контрактной системе, перечень случаев закрытый, по состоянию на 2023 год действуют 62 основания.

Контракт с единственным поставщиком заключается без проведения процедуры выбора победителя или такого поставщика выбирают на специальных порталах.

Вот как определить типовой способ госзакупки у единственного поставщика:

  • Проверить, входит ли объект закупки в перечень утвержденных оснований.
  • Если да, то заключить контракт с единственным исполнителем. Если нет — провести конкурентные торги.

К основаниям для заключения контракта с единственным исполнителем относятся:

  • указ, распоряжение, поручение президента РФ;
  • приобретение услуг в компаниях-монополиях;
  • ликвидация аварий;
  • покупка лекарств;
  • малый объем заказа.

Закупки по 223-ФЗ

Закупки по 223-ФЗ — это закупки отдельных видов юридических лиц. Их организуют государственные компании, субъекты естественных монополий, государственные, муниципальные и другие предприятия с долей участия государства более 50%.

Такие закупки регламентирует федеральный закон № 223-ФЗ, но, по сравнению с 44-ФЗ, порядок проведения более свободный. Это одновременно и плюс, и минус. По закону заказчик должен подготовить положение и план проведения закупок. Поэтому сложность участия зависит от требований организатора закупок.

Преимущества закупок по 223-ФЗ

Не всегда заказчик требует финансовое обеспечение. Это требование на усмотрение заказчика. За счет того, что некоторые компании не просят обеспечение, поставщик может не изымать деньги из оборота.

Если начальная (максимальная) цена договора закупки меньше 5 миллионов рублей, заказчик не должен требовать обеспечение заявки.

Закон не ограничивает способ закупки. Инициаторы закупки могут проводить любую процедуру: конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений. Разрешена закупка у единственного поставщика, если это зафиксировано в положении.

В 44-ФЗ такой свободы нет: заказчикам доступны конкурс, аукцион и запрос котировок. Закон строго регулирует сроки проведения процедур и условия выбора победителя. 44-ФЗ также ограничивает случаи закупки у единственного поставщика. Объем таких закупок в год у организации не может быть более 10% от всех запланированных.

Недостатки закупок по 223-ФЗ

Закупки могут публиковаться на любой электронной торговой площадке. Нюанс в том, что площадок много, а для участия нужна аккредитация именно на той, где размещен тендер.

Нет единого регламента проведения закупки. Каждый раз необходимо подстраиваться под положение заказчика.

Например, одна компания может потребовать финансовое обеспечение заявки, наличие сотрудников без судимостей с определенным трудовым стажем и подтверждающими документами, заявить короткие сроки передачи документации и ответов на запросы. Другая же заинтересована только в выгодной сумме контракта, не требует обеспечения и заявляет минимальные квалификационные требования, которые легко подтвердить.

Кроме стандартных требований заказчик может заявить и специфические. Например, заказчик перестраховывается и просит подтвердить законное наличие техники с гидравлической тягой для выполнения работ по контракту. Но участник не обязан иметь технику на этапе подачи заявки, он может приобрести или арендовать ее уже после подведения итогов.

Другой заказчик рассматривает только тех участников, которые имели опыт строительных работ на железнодорожных объектах. Исполнитель может иметь успешный опыт в строительстве в аэропортах. Они также относятся к особо опасным и технически сложным объектам. Значит, такой опыт может подтвердить квалификацию исполнителя. Но из-за слишком узких требований он не может подать заявку на участие.

Такой подход заказчика снижает конкуренцию в процедуре и упрощает задачу организатору — ему легче выбрать из небольшого количества участников. Тем не менее, заказчик в положении также должен обосновать причину заявленных требований, иначе они могут быть обжалованы ФАС.

Возможен отказ заказчика от заключения контракта. По закону компания-организатор имеет право отказаться от подписания договора в любое время, вплоть до момента заключения контракта. Например, в процессе необходимость в закупке исчезла. В таком случае победитель закупки потратил свое время на участие в тендере и подготовку документации впустую. Заказчик должен зафиксировать в положении, в каких случаях он может не заключать договор. Но эти условия не должны противоречить действующему законодательству.

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий