Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ

Детальные и очень подробные инструкции для желающих участвовать в закупках по №223-ФЗ можно найти на официальном интернет-портале ЕИС Закупки в соответствующем разделе, который находится в свободном доступе. Но размещенные на сайте руководства пользователей сложно назвать простыми для понимания. Поэтому имеет смысл объяснить положения №223-ФЗ максимально кратко и понятно, то есть обычными словами и без юридических терминов.

223-ФЗ о закупках простыми словами

Особенности госзакупок по 223-ФЗ

Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ

Минимальные сроки на подачу заявок

Содержание
  1. 223-ФЗ о закупках простыми словами
  2. Особенности госзакупок по 223-ФЗ
  3. Виды закупок по 223-ФЗ
  4. Отличие от 44-ФЗ
  5. Кто работает по 223-ФЗ
  6. Требования к участникам
  7. Необходимые документы
  8. Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ
  9. Минимальные сроки на подачу заявок
  10. Часто задаваемые вопросы
  11. В чем основные отличия №223-ФЗ и №44-ФЗ?
  12. Какие основные способы закупок по №223-ФЗ используются на практике?
  13. Кто имеет право участвовать в закупочных процедурах по №223-ФЗ?
  14. Базовые отличия
  15. Заказчики закупочных мероприятий
  16. Поставщики товаров или услуг
  17. Привилегированные участники
  18. Виды торгов
  19. ЭТП для проведения закупок
  20. Временной регламент закупочных мероприятий
  21. Способы идентификации участников
  22. Отчетность, обязательная для заказчиков
  23. Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика
  24. Возможность и порядок изменения/расторжения договора
  25. Процедура обжалования действий заказчика
  26. Какой из Федеральных законов регламентирует порядок закупки более жестко?
  27. На какие виды закупок распространяются требования каждого из указанных Федеральных законов?
  28. С изменениями и дополнениями от

223-ФЗ о закупках простыми словами

Положения №223-ФЗ регламентируют закупки, которые проводят компании, на половину или более принадлежащие государству, а также их дочерние и зависимые структуры. Также заказчиками по №223-ФЗ выступают:

  • монополии (типичный пример – РЖД), ГУПы и МУПы;
  • организации из регулируемых сфер деятельности (водоснабжение и подготовка, энергетика);
  • различные бюджетные учреждения.

Целью разработчиков №223-ФЗ стала унификация правил проведения закупок и снижение расходования бюджетных средств. Анализ практики применения требований Федерального закона показывает, что поставленные задачи с той или иной степенью успешности были решены.

Особенности госзакупок по 223-ФЗ

Главной особенностью №223-ФЗ выступает сравнительно небольшой объем требований к проведению госзакупок. Фактически в тексте Федерального закона содержатся общие правила реализации подобных мероприятий. Детальные условия их проведения разрабатываются непосредственно заказчиками и подлежат официальному опубликованию.

Виды закупок по 223-ФЗ

Положениями №223-ФЗ допускается проведение конкурентной закупки одним из следующих способов:

  • Конкурс. Критерии определения победителя – оптимальное соотношение цены и условий исполнения контракта.
  • Аукцион. Самая распространенная форма конкурентной закупки. Ключевым параметром для выявления выигравшего участника становится цена его коммерческого предложения.
  • Запрос предложений. Победитель определяется на основании нескольких критериев, определенных тендерной документацией.
  • Запрос котировок. Критериев выявление выигравшего участника становится соответствие требованиям из тендерной документации и самая низкая из предложенных цена поставки товара или услуги.
  • Другие способы проведения государственной закупки, предусматривающие ее конкурентный формат.

Неконкурентной формой тендера по №223-ФЗ выступает закупка у единственного поставщика. Она допускается в строго ограниченных случаях при выполнении нескольких дополнительных условий.

Отличие от 44-ФЗ

Основная разница между №223-ФЗ и №44-ФЗ состоит в уровне детализации и жесткости требований к участникам закупок. Положения второго из указанных Федеральных законов намного объемнее и досконально регламентируют как процедуру торгов в целом, так и каждый из ее отдельных этапов.

В то же время, требования №223-ФЗ носят общий характер. Они предоставляют заказчикам закупок право определять большую часть условий их проведения самостоятельно. Другими словами, они разрабатывают тендерную документацию собственными силами, хотя и могут при этом использовать шаблоны и многочисленные наработки, которые содержатся в №44-ФЗ.

Еще одним важным отличием становится возможность организации торгов по №223-ФЗ на любых электронных площадках. На сегодняшний день их общее количество превышает полторы сотни. Закупки в рамках №44-ФЗ проводятся исключительно на восьми специально аккредитованных ЭТП.

Кто работает по 223-ФЗ

Заказчики, на которых распространяются требования №223-ФЗ, перечислены выше. В качестве поставщиков в закупках участвуют как юридические лица, так и ИП.

Требования к участникам

К участникам госзакупок предъявляется ряд требований. Общими из них выступает отсутствие запущенной процедуры ликвидации или банкротства, а также задолженностей перед бюджетом. Более детальные требования определяются положениями тендерной документации по конкретной закупке, разрабатываемой непосредственно заказчиком.

Необходимые документы

Еще одним обязательным условием участия в госзакупке по №223-ФЗ становится регистрация на ЭТП, где она проводится. Для этого требуется предоставить ряд документов, включая:

  • паспорт (дли ИП) или комплект учредительной документации (для ООО);
  • регистрационные документы хозяйствующего субъекта;
  • документы, подтверждающие полномочия руководителя;
  • налоговую или финансовую отчетность;
  • документацию, подтверждающую квалификацию персонала;
  • при необходимости – лицензии, разрешения, сертификаты и т.д.

Как подготовиться к закупкам по 223-ФЗ

Первым и главным правилом для участников госзакупок становится внимательное изучение тендерной документации. При отсутствии собственных специалистов по данному вопросу реальным способом грамотного оформления и подачи заявки становится приглашение консалтинговой фирмы. Дополнительные расходы компенсируются гарантированным участием в госзакупках.

Минимальные сроки на подачу заявок

Важным условием участия в государственных закупках, осуществляемых в рамках №223-ФЗ, становится соблюдение установленных сроков для подачи заявки. Они зависят от статуса поставщика и вида тендера.

Часто задаваемые вопросы

Положения этого Федерального закона обязательны для выполнения компаниями, которые на 50% или больше принадлежат государству, а также монополиями, бюджетными учреждениями, организациями, работающими в регулируемых отраслях.

В чем основные отличия №223-ФЗ и №44-ФЗ?

Первое и главное отличие – жесткость предъявляемых участникам закупок требований. №223-ФЗ намного лояльнее и к заказчикам, и к поставщикам. Первые самостоятельно определяют большую часть условий тендера, от вторых требуется намного меньше для допуска к участию.

Какие основные способы закупок по №223-ФЗ используются на практике?

Перечень способов организации и проведения тендера достаточно стандартен и включает: аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений.

Кто имеет право участвовать в закупочных процедурах по №223-ФЗ?

В их число входят ООО и ИП, подавшие заявку в форме и сроки, установленные тендерной документацией.

Самым наглядным отличием №44-ФЗ от №223-ФЗ, бросающимся в глаза, становится объем законодательного акта: текст первого закона примерно в 10 раз больше, чем второго. На этом различия между документами не заканчиваются. А потому имеет смысл рассмотреть более внимательно и подробно, в чем состоят основные различия между №44-ФЗ и №223-ФЗ, причем для большей наглядности – в табличной форме.

Заказчики закупочных мероприятий

Поставщики товаров или услуг

ЭТП для проведения закупок

Временной регламент закупочных мероприятий

Способы идентификации участников

Отчетность, обязательная для заказчиков

Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика

Возможность и порядок изменения/расторжения договора

Процедура обжалования действий заказчика

Базовые отличия

Действие законодательного акта регламентирует закупки, которые проводятся всеми государственными и муниципальными организациями. Положения №44-ФЗ устанавливают жесткие требования к каждому из этапов процедуры.Любое нарушение, допущенное участниками госзакупки предусматривает серьезные санкции, прежде всего – для исполнителей, которые заносятся в реестр недобросовестных поставщиков. Четкое соблюдение требований закона гарантирует заключение госконтракта и своевременную оплату поставленных товаров или услуг.Содержит общие правила проведения закупок компаниями с государственным участием. Подробные условия реализации мероприятия разрабатывает сам заказчик. Поэтому торги, проводимые разными организациями, достаточно серьезно отличаются по многим параметрам – от требований к участникам до критериев определения победителя.

Заказчики закупочных мероприятий

Заказчиками при проведении госзакупок становятся бюджетные учреждения двух видов – государственные и муниципальные.Перечень заказчиков для закупок по №223-ФЗ включает:компании в собственности государства на половину или больше, а также их дочерние предприятия любого статуса;естественные монополии, в числе которых РЖД, Газпром и другие корпорации;хозяйствующие субъекты, ведущие деятельность в регулируемых государством сферах, например, водоснабжении или энергетике;бюджетные учреждения, которые проводят закупки, финансируемые из грантов, собственных средств или в рамках субподряда.

Поставщики товаров или услуг

Один из немногих пунктов, общих для обоих Федеральных законов. Поставщиками выступают хозяйствующие субъекты, имеющие статус юрлица, ИП или самозанятого.

Привилегированные участники

Правила проведения госзакупок предусматривают предоставление различных льгот и преференций следующим категориям поставщиков:организации инвалидов;предприятия УИС;субъекты, отнесенные к малому предпринимательству;социально ориентированные НКО;поставщики товаров из стран ЕАЭС.Например, доля закупок у социально ориентированных НКО и субъектов малого предпринимательства должна составлять не менее 15% для каждого государственного заказчика.Положения №223-ФЗ устанавливают преференции и льготы двум категориям участников:поставщики товаров и услуг из стран ЕАЭС;самозанятые и субъекты, отнесенные к малому или среднему предпринимательству.Доля последней группы поставщиков должна составлять не менее 20% от ежегодного объема закупок.

Виды торгов

Положения ФЗ допускают проведения закупки одним из 10 способов:пять видов конкурсов: открытые, с ограничением участия, закрытые, закрытые с ограничением участия, двухэтапные;электронные аукционы;закрытые аукционы;два вида запросов – котировок цены и предложений;закупки у единственного поставщика (ограничены жесткими требованиями).Федеральный закон требует от заказчика четко прописать формат проведения закупки – конкурентный или неконкурентный. К первым относятся:конкурсы;аукционы;запросы котировок или предложений.Вторые предусматривают закупки у единственного поставщика. Их проведение регламентируется необходимостью соблюдения ряда дополнительных условий.Для проведения закупок с участием представителей малого и среднего бизнеса используются только конкурентные формы торгов и восемь аккредитованных ЭТП.

Читайте также:  Разбираемся в тонкостях электронных подписей

ЭТП для проведения закупок

Государственные закупки организуются и проводятся на восьми аккредитованных ЭТП (электронных торговых площадках). Их актуальный перечень размещается в свободном доступе на специализированном интернет-ресурсе ЕИС Закупки. Участие в торгах в качестве заказчика и поставщик предусматривает обязательную регистрацию в этой Единой информационной системе.Организация и проведение закупок осуществляется на полутора сотнях ЭТП. Многие из них созданы ключевыми заказчиками.Как и для предыдущего пункта действует ограничение, касающееся закупок с участием субъектов, отнесенных к малому или среднему бизнесу. Подобные торговые процедуры проводятся исключительно на восьми ЭТП, аккредитованных в соответствии с требованиями №44-ФЗ.

Временной регламент закупочных мероприятий

Все процедура проведения государственной закупки, включая сроки каждого из этапов – публикации извещения, приема заявок, их последующего рассмотрения, заключения государственного контракта с победителем – жестко регламентирована положениями Федерального закона.Сроки проведения каждого из этапов закупки определяет заказчик при разработке тендерной документации. Положения №223-ФЗ регламентируют только самые общие требования к реализации мероприятия, в том числе – в отношении длительности отдельных стадий.

Способы идентификации участников

Заявка и ценовые предложения участника госзакупки в обязательном порядке подписываются КЭП или квалифицированной электронной подписью. Других вариантов идентификации поставщика или заказчика Федеральный закон не допускает.Требования к идентификации поставщика или заказчика устанавливаются внутренними правилами электронной торговой площадки. На законодательном уровне допускается использование разных видов цифровой подписи – квалифицированной (КЭП), квалифицированной с расширением для конкретной ЭТП, неквалифицированной (НЭП).

Отчетность, обязательная для заказчиков

Заказчик размещает на интернет-портале ЕИС Закупки следующие виды отчетности:документация о правилах приемки работ, услуг или товаров;годовой отчет о произведенных объемах закупок у привилегированных категорий поставщиков: социально ориентированных НКО и субъектах малого и среднего бизнеса;отчет, документально подтверждающий обоснованность и законность проведения закупки у единственного поставщика.В обязательства заказчика входит размещение на ЕИС Закупки до 10 числа месяца, следующего за отчетным, данных об итоговой стоимости:оформленных договоров;договоров, подписанных с единственным поставщиком;договоров по закупкам, информация о которых относится к государственной тайне.По итогам года до 1 февраля следующего размещается еще два отчета:о закупках, произведенных у представителей малого и среднего бизнеса;о закупках, произведенных у представителей малого и среднего бизнеса в области инновационных и высокотехнологичных товаров и услуг.

Варианты обеспечения обязательств исполнителя/поставщика

Поставщик предоставляет три вида обеспечения:Заявки. Сумма банковской гарантии или денежного взноса – от 0,5 до 5% (в зависимости от максимальной цены). Срок – на 2 месяца дольше последней даты приема заявок.Исполнения обязательств по государственному контракту (ОИК). Сумма БГ или денежного взноса на специальный счет – от 5% до 30% от начальной цены, но не ниже авансовых выплат. Для МСП предусматриваются льготы – расчет обеспечения от итоговой цены или полное освобождение от обеспечения. Срок действия гарантии – на месяц дольше длительности заключаемого государственного контракта.Исполнения гарантийных обязательств (ОГО). Сумма поручительства банка или денежного взноса не превышает 10% от начальной цены. Продолжительность – на месяц дольше установленного договором гарантийного срока.В зависимости от правил проведения закупки возможны два вида обеспечения:Заявки. Не требуется при начальной цене торгов ниже 5 млн. руб. При превышении указанной суммы максимальное значение обеспечения – 5%.ОИК. Устанавливается заказчиком на условиях, указанных в тендерной документации.

Возможность и порядок изменения/расторжения договора

Основанием для расторжения государственного контракта становится обоюдное согласие сторон. Еще одной причиной подобных действий становится наличие в договоре возможности расторжения в одностороннем порядке. Изменения существенных условий контракта прямо запрещено положениями №44-ФЗ. Урегулирование спорных ситуаций происходит в суде.Условия, вынесенные в подзаголовок статьи, определяются заказчиком, подробно расписываются в договоре и в обязательном порядке указываются в тендерной документации.

Процедура обжалования действий заказчика

Федеральный закон содержит подробное описание процедура подачи жалобы в органы ФАС. Срок для ее составления и подачи – 2 дня. На рассмотрение и принятие решения отводится следующие 5 рабочих дней.Жалоба на нарушение положений №223-ФЗ или правил тендерной документации на проведение закупки направляется в органы ФАС. Срок рассмотрения – 7 рабочих дней или месяц (при нарушении антимонопольного законодательства).

Первый ФЗ регламентирует, причем очень жестко, порядок проведения закупок на удовлетворение государственных нужд. Второй касается более общих правил реализации закупок, которые проводятся компаниями с серьезным государственным участием.

Какой из Федеральных законов регламентирует порядок закупки более жестко?

Намного более строгие требования к участникам закупок содержатся в №44-ФЗ. Это подтверждается и заметно более внушительным, превышающим примерно в 10 раз, объемом законодательного акта.

На какие виды закупок распространяются требования каждого из указанных Федеральных законов?

№44-ФЗ определяется требования к закупочным процедурам, осуществляемым государственными и муниципальными учреждениями. №223-ФЗ регламентирует аналогичные закупки, которые проводятся компаниями, на половину или более принадлежащими государству.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ”О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”

С изменениями и дополнениями от

6 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 июня, 2 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 7 июня, 29, 31 декабря 2017 г., 29 июня, 3 августа, 30 октября, 28 ноября 2018 г., 1 мая, 2 августа, 27 декабря 2019 г., 24 апреля, 31 июля, 22 декабря 2020 г., 24 февраля, 5 апреля, 1, 2 июля 2021 г., 16 апреля, 11, 28 июня, 14 июля, 5 декабря 2022 г.

Принят Государственной Думой 8 июля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Москва, Кремль18 июля 2011 г. N 223-ФЗ

Принят Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц.

Речь идет о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Он также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50%, на “дочек” и “внучек” перечисленных юрлиц.

Установлены основные требования к проведению закупок. Это, в частности, информационная открытость; отсутствие дискриминации участников и необоснованных ограничений конкуренции; целевое и экономически эффективное расходование средств на приобретение товаров, работ, услуг. Преимущественными способами закупок являются открытые торги в форме конкурса или аукциона. Установлено требование о повышении доли закупок инновационной продукции.

На заказчиков возлагается обязанность разработать положение о закупках и разместить его на официальном сайте по госзакупкам. В положении можно указывать иные (кроме конкурса или аукциона) способы закупки. В этом случае разъясняется порядок проведения закупки таким методом.

Правительство России определяет перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Предусмотрено ведение реестров заключенных договоров и недобросовестных поставщиков.

Определены случаи, когда участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 22 июля 2011 г. N 159, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4571

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 декабря 2022 г.

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 июля 2022 г.

Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июля 2022 г.

Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2022 г.

Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 июня 2022 г.

Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2022 г. за исключением абзаца четвертого подпункта “б” пункта 2 статьи 1, который вступает в силу с 1 апреля 2023 г.

Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 104-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2022 г. N 231-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 16 апреля 2022 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу;

Подпункты “б” – “г” пункта 1, пункт 2, подпункты “в” – “з” пункта 4, пункты 5 – 7 статьи 1 вступают в силу с 1 июля 2022 г.

Читайте также:  криптопро регистрация лицензии

Подпункты “а”, “б” и “м” пункта 4 статьи 1 вступают в силу с 1 октября 2022 г.

Пункт 3, подпункты “и” – “л” пункта 4 статьи 1 вступают в силу с 1 апреля 2023 г.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июля 2021 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 апреля 2021 г.

Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 февраля 2021 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 452-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 января 2021 г. и 1 апреля 2021 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 447-ФЗ

Изменения вступают в силу с 21 июня 2021 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 443-ФЗ

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г., за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, который вступает в силу с 31 августа 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 474-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 марта 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г., за исключением пунктов 2, 3 и подпункта “в” пункта 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 496-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2015 г. и с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением дополнения частью 8.1 статьи 3 , вступающего в силу с 1 января 2017 г. и частью 21 статьи 4, вступающего в силу с 1 января 2016 г., и статьей 4.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 160-ФЗ

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 115-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 324-ФЗ

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ

Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг следующими категориями юридических лиц (заказчиками):

– государственными корпорациями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

– государственными компаниями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

– публично-правовыми компаниями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

– субъектами естественных монополий (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), за исключениями, установленными п. 1 ч. 2.1 ст. 1 Закона N  223-ФЗ;

– организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), за исключениями, установленными п. 1 ч. 2.1 ст. 1 Закона N  223-ФЗ;

– автономными учреждениями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

– дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам (п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), за исключениями, установленными п. 2 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ;

– дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам (п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), за исключениями, установленными п. 3 ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ;

– бюджетными учреждениями и государственными и муниципальными унитарным ипредприятиями при наличии утвержденного и размещенного в единой информационной системе в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ положения о закупке, в части закупок за счет источников, указанных в ст. 15 Закона N 44-ФЗ (п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ);

– федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ (п. 6 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

Заметим, что ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, устанавливающая упомянутые выше исключения, буквально говорит, что этот Закон не распространяется на субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, их дочерние и дочерние дочерних хозяйственные общества, при условии, если их выручка от соответствующих видов деятельности либо от закупки у них основными и другими дочерними основных обществ меньше установленного указанной нормой пределов. Однако анализ ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ показывает, что освобождение от исполнения требований этого Закона зависит от исполнения требования о размещении информации об объеме выручки, установленного самой этой нормой. Поэтому с нашей точки зрения корректнее говорить, что на указанные организации Закон N 223-ФЗ распространяется, но при выполнении установленных им условий, эти организации исключаются из числа заказчиков.

Кроме того, иные, не относящиеся к вышеперечисленным категориям, а потому и не являющиеся заказчиками в целях Закона N 223-ФЗ, юридические лица обязаны применять часть положений этого Закона при реализации инвестиционных проектов, которым оказывается государственная поддержка, включенных в соответствующий реестр в соответствии с ч. 5 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ. Речь идет только о применении требований ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ в части заключения договоров на приобретение для реализации указанных инвестиционных проектов товаров, соответствующих критериям, утвержденным Правительством РФ (ч. 5 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). В силу тех же норм при реализации аналогичных инвестиционных проектов указанные особенности обязаны применять и лица, исключаемые из числа заказчиков в силу ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ.

Отметим, что в ч.  2 ст.  1 Закона N  223-ФЗ о хозяйственных обществах, в уставных капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более 50%, и об организациях, которые осуществляют регулируемые виды деятельности (в том числе в сфере естественных монополий), говорится как о разных категориях субъектов. Однако очевидно, что на практике они могут частично совмещаться, например, если акционерное общество, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации составляет более 50%, осуществляет регулируемые виды деятельности. Поэтому, на наш взгляд, следует говорить, что ч.  2 ст.  1 Закона N  223-ФЗ устанавливает различные основания распространения этого Закона на закупки юридических лиц, – признаки, которые у отдельных организаций могут и совпадать. Это видно, в частности, из п. 1 ч. 2.1 ст. 1 Закона N  223-ФЗ, устанавливающей исключение для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в небольших объемах, однако содержащей оговорку, что это исключение не касается хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более 50%.

Читайте также:  Как узнать остаток материнского капитала: где можно узнать размер маткапитала и как это сделать

Иными словами, законодатель исходит из того, что наличие у организации любого одного из признаков, указанных в ч.  2 ст.  1 Закона N  223-ФЗ, достаточно для распространения на организацию действия Закона N  223-ФЗ.

Системный анализ показывает, что заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ, могут быть разделены на следующие категории:

– руководствующиеся Законом N 223-ФЗ в силу самой принадлежности к поименованной в законе организационно-правовой форме юридического лица – государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, автономные учреждения. Применение Закона N 223-ФЗ обязательно для всех организаций данных организационно-правовых форм, за исключением Госкорпорации “Росатом” и Госкорпорации “Роскосмос”, которые признаются государственными заказчиками в силу п. 5 ст. 3 Закона N 44-ФЗ;

– хозяйственные общества, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ в силу преобладания в их уставном капитале доли публично-правовых образований;

– организации, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ в силу осуществления определенных этим Законом видов деятельности. К таковым могут относиться и указанные выше юридические лица, на которых в этом случае действие Закона N 223-ФЗ распространяется сразу по двум основаниям;

– бюджетные учреждения и унитарные предприятия, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ при соблюдении условий, определенных этим Законом и Законом N 44-ФЗ.

Организации, реализующие инвестиционные проекты, которым оказывается государственная поддержка, к заказчикам не относятся, но применяют часть положений Закона N 223-ФЗ в установленных им пределах.

Особенности применения Закона N  223-ФЗ некоторыми категориями юридических лиц рассмотрены в отдельных материалах.

Организация закупок по Закону N 223-ФЗ

Закон N 223-ФЗ, в отличие от Закона N 44-ФЗ, не регулирует вопросы организации закупок, не требует от заказчика создания контрактной службы или назначения контрактного управляющего, формирования комиссий по осуществлению закупки, вопросов централизации закупок и совместного проведения торгов, привлечения третьих лиц к организации определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей (далее – контрагент). Согласно общему принципу большая часть регулирования закупочной деятельности, осуществляемой в соответствии с Законом N 223-ФЗ, относится на усмотрение самого заказчика, принимающего соответствующие локальные нормативные акты, в первую очередь – положение о закупках (письмо Минэкономразвития России от 17.09.2014 N Д28и-1782).

При этом, по нашему мнению, следует исходить, прежде всего, из того, что, из п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 1, ч.ч. 2, 2.1, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ следует, что сферы действия этих Законов не пересекаются. Таким образом, заказчики осуществляют закупки в соответствии либо с одним из этих законов, либо с другим. Соответственно, если бюджетное учреждение в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ утверждает положение о закупке и проводит закупки за счет внебюджетных источников финансирования в соответствии с Законом N 223-ФЗ, то на такие закупки распространяется только требования Закона N 223-ФЗ, требования же Закона N 44-ФЗ, в том числе связанные с организацией закупок, не применяются. То же относится и к обратной ситуации, то есть к организациям, руководствующимся по общему правилу Законом N 223-ФЗ, но применяющим одновременно нормы Закона N 44-ФЗ в отношении закупок, указанных в ч.ч. 4 – 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем необходимо учитывать следующее.

Во-первых, представляется, что заказчикам, которые применяют одновременно Закон N 223-ФЗ и Закон N 44-ФЗ логично использовать, например, органы, которые в любом случае должны быть созданы в соответствии с Законом N 44-ФЗ, – контрактную службу (контрактного управляющего), комиссии по осуществлению закупок в аналогичных целях и с аналогичными функциями для закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Во-вторых, в том случае, если заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ, исходя из собственных интересов, желают применить практики и институты, аналогичные применяемым при закупках по Закону N 44-ФЗ, они вполне могут ориентироваться на нормы Закона N 44-ФЗ, разумеется, с учетом специфики отношений, регулируемых Законом N 223-ФЗ. Аналогичное мнение высказано в письме Минэкономразвития России от 09.01.2017 N Д28и-16.

Формирование контрактной службы или назначение контрактного управляющего может быть признано целесообразным, например, для определения лиц, ответственных за соблюдение при проведении закупок требований закона и локальных нормативных актов, прежде всего – положения о закупке. В связи с этим отметим, что лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица (см. Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Из приведенного выше Примечания к ст. 2.4 КоАП РФ можно также сделать вывод, что создание комиссий по осуществлению закупок при закупках по Закону N 223-ФЗ предполагается. Это можно заключить также из п. 4 ст. 447 ГК РФ, которая может быть применена к торгам, проводимым по Закону N 223-ФЗ, по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) на основании п. 6 ст. 447 ГК РФ, и ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (см. также письмо Минэкономразвития России от 16.01.2015 N Д28и-54). И хотя строго формально отказ от формирования таких комиссий (единой комиссии) не будет являться нарушением законодательства, их (ее) формирование также может быть признано целесообразным.

Что касается возможности проведения централизации закупок, проведения совместных торгов, привлечения специализированной организации, то Законом N 223-ФЗ это не предусмотрено, но и не запрещено. В качестве правового основания для применения в рамках закупок по Закону N 223-ФЗ этих институтов можно рассматривать указание п. 2 ст. 447 ГК РФ, что в качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.). Данная норма также может быть применена к торгам, проводимым по Закону N 223-ФЗ, по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) на основании п. 6 ст. 447 ГК РФ.

Соответственно, поскольку Законом N 223-ФЗ иного не предусмотрено, любой заказчик, руководствующийся этим законом, может привлечь специализированную организацию в качестве организатора торгов, а несколько заказчиков могут заключить соглашение о проведении совместных торгов, организатором которых может выступить один из них или иное лицо, привлекаемое к заключению указанного соглашения именно в качестве организатора (специализированная организация). При этом законодательство не устанавливает каких-либо требований к специализированной организации, а потому этой роли может выступать практически любое юридическое лицо (что является синонимом “организации” – см. п. 1 ст. 48, ст. 50 ГК РФ).

Несколько сложнее обстоит дело с централизацией закупок по Закону N 223-ФЗ. В Законе N 44-ФЗ под централизованными закупками понимаются закупки в интересах нескольких заказчиком, полномочия по проведению которых полностью или частично передаются одному заказчику – уполномоченному заказчику на основании нормативного правового акта (ст. 26 Закона N 44-ФЗ). Очевидно, что такая централизация может осуществляться только в отношении субъектов, отношения которых основаны, помимо прочего, на административном подчинении, и не может иметь места в отношениях, регулируемых Законом N 223-ФЗ. Вместе с тем лицо, которое фактически может определять решения заказчиков, руководствующихся Законом N 223-ФЗ (например, материнская организация, владеющая контрольными пакетами акций (большей частью долей) других организаций), вполне может определить некоторых из них в качестве уполномоченных на закупки тех или иных (или всех) товаров, работ, услуг для нужд нескольких из них или создать для этого новое юридическое лицо. Однако с учетом того, что, как было сказано выше, формально в данном случае отсутствуют отношения подчинения, отношения описанных выше уполномоченных заказчиков с прочими заказчиками в любом случае должны основываться на договорах (соглашениях). Соответственно, если брать аналогии с Законом N 44-ФЗ, то такая схема будет более схожа – в зависимости от выбранного варианта оформления отношений – на проведение совместных торгов или на привлечение специализированной организации (в роли каковой, как было сказано выше, может выступать любое юридическое лицо) для организации проведения торгов.

Соответственно, заказчик может урегулировать эти вопросы самостоятельно в положении о закупке или оставить их неурегулированными, принимая решение в зависимости от конкретной ситуации.

При решении вопросов организации закупочной деятельности заказчик может ориентироваться на положения Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, разработанного Федеральной антимонопольной службой РФ, носящий рекомендательный характер (см. Преамбулу указанного Стандарта), в частности, раздела IV “Централизация закупочной деятельности заказчиков, осуществление консолидированных (совместных) закупок”.

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий