Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.
- Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
- Как осуществляется описание объекта закупки
- Судебная практика
- Нормативные акты
- Разница в регулировании
- Таблица основных отличий
- Выводы
- Обеспечение участия и исполнения договора
- Оплата по договору
- Способы закупки по 44-ФЗ
- Неконкурентный способ
- На кого распространяется закон 223-ФЗ
- Применение преимуществ и преференций к отдельным категориям участников закупок
- Подготовка к закупочной деятельности
- Национальный режим при закупках
- Публикация сведений в ЕИС
- Правовые ресурсы
- Планирование закупки
- Централизованные закупки
- Отличие от 44-ФЗ
- Структура положения о закупке
- Самое важное для заказчика
- Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
- Способы закупки по 223-ФЗ
- Особенности закупок по 223-ФЗ
- Типовые положения
- Кто может являться участником закупки и какие требования к нему предъявляются
- Порядок размещения положения о закупке
Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
Главное различие между законами – 44-ФЗ регулирует все этапы, в том числе порядок обжалования закупок.
223-ФЗ является рамочным и регулирует не все процессы. Те, что в нём не прописаны, заказчики самостоятельно регламентируют в своих положениях о закупке. Если говорить о порядке обжалования в 223-ФЗ, то здесь установлены только основания для подачи жалобы. Сама же процедура обжалования осуществляется в соответствии с 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Из нашей статьи вы узнаете:
В соответствии с действующим законодательством закупки осуществляются для государственных и муниципальных нужд в рамках Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе» и для корпоративных нужд — в рамках 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Особенностью применения Закона о контрактной системе является возможность для отдельных заказчиков использовать двойной режим закупок, то есть заказчики могут работать параллельно в двух законах — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Это касается бюджетных учреждений, автономных учреждений и унитарных предприятий.
Чтобы понимать, каким образом подготовить заявку, как будут проходить закупки, чем они регламентированы, а также чтобы сделать выбор, в рамках какого закона будет удобнее и проще работать, участникам закупок необходимо знать различия этих двух законов.
В отличие от 223-ФЗ, 44-ФЗ регламентирует все этапы, стадии и процессы осуществления закупок начиная с этапа планирования, когда заказчики обозначают канву своих будущих закупок. Далее регламентации подлежат сами процедуры закупок. Также регламентированы этапы заключения, исполнения и расторжения контракта, и результативность исполнения.
Как осуществляется описание объекта закупки
Как в 44-ФЗ, так и в 223-ФЗ указано, что описание объекта закупки должно быть нейтральным, объективным, без указания на товарные знаки, с использованием ГОСТов и технических регламентов.
В 44-ФЗ антидемпинговым мерам посвящена отдельная статья, в которой установлены правила их применения. Также в законе описан порядок обоснования начальной и максимальной цены контракта и процедура исполнения обеспечения контракта.
В 223-ФЗ указанные моменты не предусмотрены. Необходимость обоснования начальной (максимальной) цены договора закреплена в 223-ФЗ, при этом порядок такого обоснования заказчик разрабатывает самостоятельно и включает в своё Положение о закупке.
По 44-ФЗ заказчик может установить требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном для данного закона.
В 223-ФЗ можно применить два реестра недобросовестных поставщиков. То есть возможно установление ограничения об отсутствии в реестре в соответствии с ПП РФ №1211 и по 44-ФЗ.
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Отличие 44 и 223 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие 44 и 223 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2022 N Ф09-1228/22 по делу N А60-27025/2021Требование: О признании недействительным договора на оказание юридических услуг.Обстоятельства: Прокурор указал на нарушение порядка проведения неконкурентной процедуры закупки.Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку правовые последствия для исполнителя, оказавшего юридические услуги по договору, заключенному с нарушениями ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, не идентичны последствиям нарушениям правил ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, услуги оказаны и приняты заказчиком без претензий, заключением договора публично-правовые интересы не затронуты.Между тем, поскольку нормы Закона N 223-ФЗ не содержат в отличие от Закона N 44-ФЗ норм о явно выраженном законодательном запрете, аналогичном запрету, изложенному в части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ, исходя из цели указанного Закона, принципов закупочной деятельности, гражданско-правового характера этих отношений, при установленных по делу обстоятельствах, оснований для вывода о нарушении публичных интересов заключенным договором у судов не имелось.
Нормативные акты
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Чем отличаются закупки по 44-фз и по 223-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Чем отличаются закупки по 44-фз и по 223-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Разница в регулировании
Многие начинающие поставщики и подрядчики, планирующие работать с коммерческими или государственными закупками, интересуются разницей между двумя основными федеральными законами, которые регулируют данные сферы проведения конкурентных закупочных процедур.
Речь идет о законах №44-ФЗ и №223-ФЗ, которые объясняют все тонкости организации, участия и определения победителя в торговых и конкурсных процедурах, проводимых как в бумажной, так и в электронной формах.
44-ФЗ отвечает за правила приобретения товаров и услуг государственными и муниципальными учреждениями. Закупки осуществляются на контрактной основе с заключением контракта на поставку и четко регулируются рамками данного закона.
223-ФЗ более «свободный», так как регулирует закупки коммерческих корпораций, естественных монополий и организаций с контрольным пакетом акций контролируемых государством, а сделки осуществляются путем заключения договора.
223-ФЗ и 44-ФЗ отличия на этом не заканчиваются, наиболее актуалные из них показаны в таблице.
Таблица основных отличий
Льготные условия для СНП и СОНКО
Виды проводимых тендеров и доступные площадки
Требования к ЭЦП
Сроки подачи заявок и подведения итогов
Гарантийное обеспечение и антидемпинговые меры
Выводы
44-ФЗ и 223-ФЗ призваны устанавливать правила для участников тендерных закупок, поэтому знание данных законов является первой необходимостью для каждой организации, что собирается заниматься поставками или подрядом.
Действовать в рамках 44-ФЗ куда проще и понятнее для новых поставщиков и подрядчиков.
Регулирование и стандартизация закупочных процедур с четким определением сроков и условий закупок позволяет подавать заявки на основе общих положений и быть уверенным в обязательном заключении контракта в случае победы в закупочной процедуре.
223-ФЗ с разными положениями о закупках у разных заказчиков требует более детального ознакомления с темой, поэтому подходят для более опытных участников рынка.
( 2 оценки, среднее 3.5 из 5 )
Для проведения обычных тендеров в 223-ФЗ есть только общие рекомендации — детали заказчики сами прописывают в своем положении о закупке, опираясь на нормы 44-ФЗ и опыт коммерческих тендеров. С закупками у МСП все иначе: они строго регламентированы законом.
Основные правила изложены в статье 3.4 223-ФЗ. Другие важные особенности — например, годовой объем закупок у МСП и порядок отчета о таких заказах, — регулирует Постановление Правительства от 11 декабря 2014 № 1352 (ч. 8 ст. 3 223-ФЗ). Заказчик включает эти нормы в свое положение о закупке.
Перечислим основные особенности закупок для МСП:
- Участвовать могут только представители малого и среднего бизнеса.
- Заказчики обязаны проводить такие закупки и отчитываться о них, а минимальный годовой объем таких тендеров устанавливает Правительство.
- Их проводят только в электронном виде и определенными способами.
- Для МСП действуют льготные тарифы на электронных площадках (ЭТП).
- Заказчики устанавливают пониженный процент обеспечения или могут не требовать обеспечения вовсе.
- Сроки подачи заявок и возврата обеспечения, а также состав заявок установлен законом.
Откройте дверь в мир торгов с электронной подписью
Все заказчики по 223-ФЗ обязаны проводить тендеры для малого и среднего предпринимательства. Исключение — сами представители МСП.
За год заказчики должны заключить договоры с МСП на сумму не менее 25% от объема договоров по всем закупкам и не менее 20% по итогам закупок, которые проводили только для МСП (п. 2 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ, п. 5 ПП № 1352). Если заказчик нарушит эти требования, ему придется работать по 44-ФЗ (ч. 8.1 ст. 3 223-ФЗ).
Чтобы соблюсти эти нормы, в план закупок включают не менее 20% тендеров для МСП. Процент таких закупок считают от общей суммы всех запланированных на год заказов. В эту сумму не входят заказы перечня ПП № 1352. План составляют не менее чем на три года (ч. 3.1. ст. 4 223-ФЗ).
Кроме плана закупок, заказчик составляет перечень товаров, работ и услуг (ТРУ), которые будет закупать у МСП (п. 8 и п. 9 ПП № 1352). В перечне прописывают название ТРУ и код ОКПД 2. Документ заказчик утверждает приказом, публикует в ЕИС и на своем сайте.
Закупать ТРУ из перечня на сумму до 200 млн рублей заказчики обязаны только у МСП (п. 18 ПП № 1352). Отступать от правила разрешено только в исключительных случаях — они перечислены в п. 21 ПП № 1352:
- представители малого и среднего бизнеса не стали участвовать в тендере;
- все заявки отозваны или подготовлены с нарушениями;
- заявка единственного участника подготовлена не верно;
- заказчик решил не заключать договор (при условии, что товар закупают без тендера).
Товары из перечня заказчики вправе закупать также у МСП, если начальная цена договора больше 200 млн рублей, но не превышает 800 миллионов рублей (п. 19 ПП № 1352).
Тендеры для МСП проводят электронно и следующими способами:
- конкурс,
- аукцион,
- запрос предложений,
- запрос котировок.
Запрос предложений используют для закупок с ценой не более 15 млн рублей. Запрос котировок — для заказов на сумму не больше семи млн. Для аукционов и конкурсов ценового порога нет.
Если главный критерий выбора поставщика — цена, то проводят аукцион или запрос котировок. Если важны такие критерии как опыт, квалификация и деловая репутация участников, объявляют конкурс или проводят запрос предложений. Какой способ выбрать, заказчик решает исходя из своего положения о закупке и цели тендера.
Обычно заказчики пишут в своем положении о закупке, что приоритетные способы — аукцион и конкурс, а далее указывают, для каких ТРУ предпочтителен тот или иной способ. Например, строительные работы закупают конкурсом, а сырье — с помощью аукциона.
Тендеры для предприятий малого и среднего бизнеса проводят только на ЭТП из списка, утвержденного Распоряжением Правительства от 12 июля 2018 №1447-р (ч. 10 ст. 3.4.) Их восемь:
Аккредитацию на ЭТП получают автоматически, после регистрации на Госуслугах и в ЕИС. Для МСП действуют льготные тарифы. Например, ЗАО «Сбербанк-АСТ» берет с победителей торгов для МСП 1% от цены тендера, но не более 4 300 рублей. Разовое участие в других тендерах обойдется не больше 5 900 рублей. АО «РАД» также берет с победителей 1% от цены тендера, но не более 4 500 рублей. Разовое участие в других закупках по 223-ФЗ с ценой от 300 тысяч на этой площадке стоит 12 000 рублей.
Сколько дней заказчики должны отводить на подачу тендерных заявок, сказано в статье 3.4 223-ФЗ. Для наглядности составили таблицу:
Аукцион для МСП проводят в несколько этапов:
- подача заявок,
- рассмотрение первых частей заявок,
- торги,
- рассмотрение вторых частей заявок,
- подведение итогов.
Во время торгов участники делают ставки в пределах шага аукциона — от 0,5% до 5% от начальной цены договора. Нельзя делать ставки на увеличение, равные нулю или ставкам других участников.
В конкурсах для МСП заказчики могут установить следующие этапы (ч. 4 ст. 3.4. 223-ФЗ):
- обсуждение с участниками закупки функциональных характеристик товара или качества работ — до конца срока подачи заявок;
- обсуждение предложений участников с целью корректировки извещения;
- рассмотрение заявок;
- рассмотрение дополнительных ценовых предложений.
Каждый этап конкурса заказчик может установить однократно, причем первый и второй этапы нельзя включать в один конкурс одновременно: проводят либо первый, либо второй. На каждый этап составляют отдельный протокол, а по итогам последнего готовят итоговый протокол.
В запросе предложений предусмотрены те же этапы, но без окончательных и дополнительных ценовых предложений. Запрос котировок проводят в два этапа — подача заявок и подведение итогов.
Заказчики запрашивают у участников тендера для малого и среднего бизнеса только те документы, которые предусмотрены 223-ФЗ. Какие сведения включать в заявку, указано в частях 19.5–19.7 статьи 3.4 223-ФЗ:
Учитывайте: в 223-ФЗ не сказано, что участник закупки должен подтвердить свой статус. Это значит, что прикладывать к заявке выписку из реестра МСП не нужно. Если компания — субъект малого или среднего бизнеса, заказчик увидит эту информацию на сайте реестра МСП, который ведет налоговая служба. В противном случае заявку отклонят.
Обеспечение участия и исполнения договора
В закупках для МСП заказчики устанавливают пониженный процент обеспечения заявки — не более 2% от начальной цены тендера (ПП № 1352). Обеспечение исполнения договора не должно превышать 5% от стоимости закупки либо в размере аванса, если он предусмотрен.
Обеспечение предоставляют в виде банковской гарантии или деньгами. Для перевода средств придется открыть спецсчет в банке из Распоряжения Правительства от 13 июля 2018 №1451-р.
Оплата по договору
Раньше заказы для МСП оплачивали быстрее, чем в обычных закупках. С 16 апреля 2022 срок оплаты один для всех — не более семи рабочих дней.
Задержка оплаты грозит штрафом — от 30 до 50 тыс. рублей на сотрудника и от 50 до 100 тыс. рублей на фирму (ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП).
Заказчики по 223-ФЗ обязаны готовить отчет о закупках у МСП и публиковать его в ЕИС. Отчет сдают ежемесячно и по итогам года. Каждый месяц отчитываются до 10 числа за предыдущий период. Годовой отчет сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным. Форму отчета берут из ПП №1352.
Если в прошлом месяце у заказчика не было закупок для МСП, он сдает нулевой отчет. Если заказчик не разместил отчет в ЕИС или «подтасовал» его данные, ему придется работать по правилам 44-ФЗ за такое нарушение.
Мы рассмотрели основные положения статьи 3.4 о закупках у МСП, которые проводят по строгим правилам. Такие нормы поддерживают малый и средний бизнес и дают ему определенные преимущества. Найти выгодный заказ для МСП можно заранее — в плане, который заказчик публикует в ЕИС и на своем сайте. Это позволит лучше подготовиться к тендеру.
В следующей части цикла поговорим о закупках определенных категорий товаров и услуг.
Способы закупки по 44-ФЗ
44-ФЗ предусмотрен ограниченный перечень конкурентных способов закупки:
- Конкурс
- Аукцион
- Запрос котировок
Неконкурентный способ
Существует только один неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
- Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.
Применение преимуществ и преференций к отдельным категориям участников закупок
В отличие от 223-ФЗ по Закону о контрактной системе самозанятые не имеют права на какие-либо преференции, в том числе на участие в закупках, проводимых только для СМП/СОНКО.
Подготовка к закупочной деятельности
Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:
- Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
- Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
- Разработка и утверждение Положения о закупке.
- Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
- Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.
Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:
- Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
- Порядок проведения процедур.
- Все, что касается сроков.
- Критерии оценки поставщиков.
- Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
- Порядок оплаты.
- Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.
Национальный режим при закупках
- Запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
- Ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
- Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
- Квотирование закупок товаров российского производства, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
- Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».
- Квотирование закупок товаров российского производства, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Принимать участие в закупках по 44-ФЗ значительно проще и удобнее, так как все регламенты уже прописаны и чётко определены.
При участии в закупках по 223-ФЗ возникает ряд сложностей, так как необходимо дополнительное изучение положений о закупке каждого из заказчиков.
Публикация сведений в ЕИС
Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:
- планы закупки,
- извещения о закупке,
- документацию, в том числе проект договора,
- протоколы, которые составляются в ходе закупки.
Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:
- связанных с государственной тайной;
- включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.
Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.
Правовые ресурсы
Высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании
Государственная корпорация или государственная компания
Руководителем унитарного предприятия
Государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие
Наблюдательным советом автономного учреждения
Автономное учреждение
Советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества
Акционерное общество либо, в случае когда уставом АО предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием АО, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии такового, общим собранием акционеров
Общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью
Общество с ограниченной ответственностью либо, в случае когда утверждение Положения о закупке отнесено Уставом ООО к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) ООО или коллегиальным исполнительным органом
Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения
Государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение
Наблюдательным советом публично-правовой компании
Публично-правовая компания
Планирование закупки
Что касается планирования, то 44-ФЗ охватывает все стадии, но есть ограничения относительно закупок, которые не включены в план-график.
В 223-ФЗ также уделено внимание планированию, в частности, указано, что договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, также осуществляемых в соответствии с планом, если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки. План закупки необходимо разместить в Единой Информационной Системе.
Также в рамках 223 федерального закона предусмотрен особый механизм планирования в отношении инновационной продукции.
Что касается формы проведения закупок в соответствии с 44-ФЗ — все конкурентные закупки проводятся в электронной форме на 8 электронных площадках.
На остальных электронных площадках, которые работают по 223-ФЗ, можно столкнуться с различными процедурами аккредитации и разными требованиями о предоставлении документов.
Централизованные закупки
Закон 44-ФЗ
Закон 223-ФЗ
Централизованные закупки и совместные конкурсы и аукционы регламентированы нормами закона
Централизованные закупки и совместные закупки нормами закона не предусмотрены, но встречаются на практике.
Отличие от 44-ФЗ
Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:
- что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
- что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
- что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).
Структура положения о закупке
При нарушении заказчиком порядка формирования и размещения в ЕИС положения о закупке последует процедура обжалования.
Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учётом особенностей, установленных статьёй 3 Закона № 223-ФЗ, действия/бездействие заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия/бездействие нарушают права и законные интересы участника закупки.
Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ:
- Осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона 223-ФЗ, порядка подготовки и/или осуществления закупки, содержащегося в утверждённом и размещённом в ЕИС Положении о закупке такого заказчика.
- Нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных Законом 223-ФЗ.
- Неразмещение в ЕИС Положения о закупке, изменений, внесённых в указанное Положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключённых заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом № 223-ФЗ размещению в ЕИС, или нарушение сроков такого размещения.
- Предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
- Осуществление заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утверждённого и размещённого в ЕИС Положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работу, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 статьи 3, частью 5 статьи 8 Закона № 223-ФЗ, включая нарушение порядка применения указанных положений.
- Неразмещение в ЕИС или размещение недостоверной информации о годовом объёме закупок, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Если положение о закупке не размещено, либо если оно не соответствует законодательству, то есть нормам 223 федерального закона, то заказчик обязан осуществить свои закупки в рамках 44-ФЗ.
Самое важное для заказчика
Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.
Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:
- Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
- на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
- на размещение изменений в извещение — 3 дня;
- размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
- разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
- протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
- на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
- изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
- ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
- раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.
Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.
Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
Срок / условия для МСПСрок для прочих участников
при цене не более 30 млн рублей — 15 дней;при цене более 30 млн рублей — 7 дней7 дней
4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей
5 рабочих дней
5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей
7 рабочих дней
Способы закупки по 223-ФЗ
В рамках 223-ФЗ предусмотрен обязательный перечень конкурентных способов закупок (которые именуются торгами): конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений. При этом 223 федеральный закон разрешает заказчику самостоятельно разработать и применить иные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные.
Аукцион и конкурс могут быть в бумажной форме, если это указано в положении о закупке у конкретного заказчика. У заказчика есть выбор на проведение конкурса в электронной форме или только на бумаге, или применять обе формы.
По 44-ФЗ аукцион в электронной форме в обязательном порядке проводится в тех случаях, когда это установлено правительством РФ — существует определённый аукционный перечень.
Если говорить о неконкурентных закупках, то в рамках 44-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя ограничен теми случаями, которые указаны в части 1 статьи 93 данного закона.
По 223-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика законом не установлен, но при этом он должен содержаться в положении о закупках. Как правило, заказчики берут за базу случаи из ч.1 статьи 44-ФЗ и добавляют свою специфику закупки, которая связана с их деятельностью.
При проведении конкурса победитель выбирается в соответствии с критериями оценки по 44-ФЗ отдельным постановлением, в котором указаны все условия конкурса.
В рамках 223-ФЗ нет дополнительного нормативного правового акта, который бы устанавливал критерии для проведения конкурса. Поэтому заказчики вправе в своём положении о закупке такие критерии разработать и этим положением утвердить.
Особенности закупок по 223-ФЗ
После выполнения этих шагов заказчик может осуществлять закупки в рамках 223 федерального закона.
Положение о закупке – это свод правил, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. В Положении о закупке должно быть прописано, как фактически заказчик будет осуществлять свои закупки, какие способы закупок он будет осуществлять, в каких случаях заказчик будет иметь право на закупку у единственного поставщика.
На практике возможно столкнуться с двумя видами положений о закупках.
Типовые положения
В соответствии с частью 2.1 Закона № 223-ФЗ Типовое положение о закупке может быть утверждено для бюджетных учреждений, автономных учреждений и унитарных предприятий соответственно:
- федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, федеральным органом исполнительной власти либо организацией, осуществляющей от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
- иным уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Орган (организация), утвердивший Типовое положение о закупке, должен определить, соответственно, бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия.
Исходя из требований Закона № 223-ФЗ Типовое положение состоит из постоянной (не подлежащей изменению) и переменной части.
Не подлежит изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения:
- Порядок подготовки и осуществления закупки.
- Способы закупок и условия их применения.
- Срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с 223-ФЗ.
Типовое положение должно предусматривать особенности участия в закупках субъектов МСП. В типовом положении определяется, в том числе дата, до наступления которой заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупке либо утвердить новое Положение в соответствии с этим Типовым положением.
Ознакомиться с типовым положением вы можете, зайдя в специальный раздел ЕИС.
Кто может являться участником закупки и какие требования к нему предъявляются
Для участников по 44-ФЗ существуют единые требования, которые устанавливаются ко всем участникам, и есть отдельные требования, которые связаны со спецификой закупки — регламентированы статьёй 31 и отдельным постановлением.
Для участников 223-ФЗ все требования заказчик может установить в своём положении о закупке.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 апреля 2021 года установлены чёткие требования.
Порядок размещения положения о закупке
Данный порядок утверждён постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 года №908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке».
Не важно, примете ли вы решение участвовать в закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ, — в любом случае необходимо знать нормы самого закона и подзаконных правовых актов и внимательно изучить документацию о закупке.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.