Облачная электронная подпись. проблемы безопасности и перспективы использования
Облачная электронная подпись. Проблемы безопасности и перспективы использования
Тенденция нескольких последних лет говорит о том, что многие сервисы переходят из традиционных десктопных инстилляций в облака. Не стало исключением и электронная подпись. Однако миграция ЭП в облака воспринимается сообществом пользователей и экспертов пока еще весьма неоднозначно. Среди несомненных преимуществ новых облачных решений особняком стоят вопросы обеспечения информационной безопасности. Однако, ни технологии ни законодательство не стоят на месте, и вскоре можно ожидать нового витка развития электронной подписи с участием облачных вычислений
«Облачные услуги в корпоративном секторе, Россия 2021». от компаний SAP и Forrester, облачные технологии в России будет расти быстрее, чем весь ИТ рынок взятый в целом: так при среднегодовом темпе в 21% рынок облаков вырастет в 3 раза по сравнению с показателями 2021 года. В докладе сообщается, что крупный бизнес в настоящее время максимально готов к использованию облачных услуг: в этом сегменте свыше 90% опрошенных знают про облачные услуги, в малом бизнесе – свыше 70%. В крупном бизнесе 54,5% опрошенных пользуется одновременно облачными услугами из двух и более категорий, в среднем бизнесе – 50%, в малом – 43%.
А согласно «взорвет и перевернет рынок». Идея все та же, создать ЭП не требующую использования токена (носителя на флешке). Об этом рассказал директор по электронному правительству в «Ростелекоме» Михаил Бондаренко. «У меня есть данные от коллег с Лубянки о том что до конца года должно выйти некое решение, которое позволит делать доверенные ЭЦП облачными, — сказал он, не приведя каких-либо подробностей, но противопоставляя это решение распространенным сегодня электронным подписям на токенах. — На наш взгляд это взорвет и перевернет рынок доверенной авторизации и идентификации», — добавил он. Но есть нюанс, по мимо использования «облаков» предполагается еще и задействовать биометрию, т.е. индивидуальные биометрические характеристики каждого человека как параметры для его уникальной аутентификации.
Как сообщает тот же источник со слов Бондаренко – «Предполагается, что «Ростелеком» станет оператором этой платформы и два года будет проводить пилотный эксперимент с банками, в точение этого времени услуги по биометрической идентификации будут предоставляться им бесплатно», отметив, что в уже стартовавшем пилоте участвует порядка десяти банков, включая Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк.
При этом закончить создание платформы оператор намерен до конца 2021 г. К тому же только с 1 января 2021 г. предположительно вступят в силу поправки в 115 федеральный закон, разрешающие использовать биометрическую идентификацию в финансовом секторе — для открытия-закрытия счетов, размещения и снятия вкладов, переводов и т. д. Таким образом, по словам топ-менеджера, уже рассматривается идея создания на базе национальной биометрической платформы «национального банка идентификации и авторизации» жителей России.
Комментарии экспертов:
Игорь Чепкасов рассказывает о возможностях использования ЭП в новых сервисах и услугах, к примеру, построенных на технологии
Blockchain
, а именно – умные контракты.
«Децентрализация – фундаментальный принцип работы технологии – обеспечивает абсолютную защиту от компрометации и несанкционированного доступа к любому документу и самой подписи, поскольку каждый такой элемент-блок (подпись, документ, архив и т. д.) находится в прочной цепочке пронумерованных блоков, защищенных сложнейшим криптографическим кодом»
, – рассказывает он. Так по мнению эксперта, внести изменения в уже введенный в обращение блок невозможно; умный контракт – это электронный алгоритм, описывающий набор условий, выполнение которых влечет за собой определенные события.
«Его работа основывается на создании и применении так называемых протоколов с низким доверием, где алгоритм протокола использует только программные средства, а человеческий фактор из цепочки принятия решений максимально исключен – человек здесь выступает исключительно в роли одной из сторон, участвующей в реализации контракта. Например, при отправке платежей исполнение контракта невозможно без получения оговоренного в договоре числа электронных подписей»
, –
он.
Ситуацию так же прокомментировал интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев, который уверен, что в технологиях ЭП произойдет настоящая революция, как это уже случилось несколько лет назад с накопителями информации. Например, еще в 90-х фильмы продавались на VHS-кассетах, в 2000-х они появились на CD, затем на DVD, и через десять лет в конце концов распространяются на флеш-накопителях и в интернете.
Перспективы использования облачной ЭП для банковской отрасли
Электронная подпись задумывалось как универсальное средство подтверждения юридической силы совершаемых операций, и в виду этого имеет широкий спектр применения, от пользования порталом гос услуг до обеспечения электронного документооборота между организациями и государственными контролирующими органами. Для банковской отрасли ЭП физическими и юридическими лицами чаще всего используется для совершения финансовых операций через сервисы ДБО. Это включает в себя и онлайн доступ в личный кабинет посредством web-технологий и мобильный банк, т.е. управление счетом через социализированное приложение со смартфонов и планшетов.
К примеру, ЭП для физических лиц в крупнейшем федеральном банке – Сбербанке дает возможность банковской организации уменьшить оборот бумаги и увеличить скорость обслуживания посетителей. То есть во время открытия депозита вместо установки подписи на 4-х разных документах посетителю нужно будет 1 раз набрать свой ПИН (пароль к ЭП). Данный вид технологии сможет обеспечить проведение двойной клиентской идентификации с использованием паспорта и при помощи карточки с ПИН-кодом, который сможет знать лишь владелец. Благодаря этому можно также будет предотвратить вероятные факты мошенничества. Так по внутренним данным Сбербанка актуальных на 2021 год, в течении двенадцати месяцев после запуска такого сервиса, только жителями Москвы было совершено больше трёх миллионов операций с применением подписи в электронном виде.
Проблемы безопасности облачной ЭП
При использовании сервисов ДБО злоумышленники нередко проводят атаку типа
», являющееся частной реализацией атаки «человек-по-середине», когда, подменяя реквизиты легального платежа, показывая пользователю правильные данные, а в банк отправляя свои, подмененные. С новой функцией безопасности такой трюк злоумышленника уже не пройдет — получив реквизиты, специальный апплет на сим-карте выведет их на экран телефона и запросит ПИН-код. Визуально проверив корректность реквизитов, пользователь для подтверждении вводит ПИН-код своей электронной подписи, подписывает их и после отправляет обратно на шлюз, который передает информацию банку.
Остается другая проблема, когда например, в случае утери и умышленной кражи телефона и сохраненным ПИН-кодом в заметках или иной внутренней памяти телефона. В этом случае злоумышленник, сможет потратить все деньги как минимум с мобильного счета владельца, и, например, подписать обязывающие абонента документы, скажем, оплатить покупки в кредит на одном и популярных онлайн-магазинов. Однако, и эти риски достаточно уверенно предотвращаются примерно так же, как и с платежными и кредитными картами. Владелец счета (карты) может ограничить ежедневный объем и содержание сделок, допустимых с данной SIM-карты, так же использовать опцию отключения своей ЭП на временной период, пока он ею не пользуется.
Рекомендации по безопасному использованию облачной ЭП
Хотя главная проблема безопасного использования ЭП в облаках все же пока больше опирается на техническую сторону вопроса, существует ряд организационных моментов и общих рекомендаций по эксплуатации мобильных гаджетов, способствующих улучшению уровня защищенности.
И так, вот несколько базовых рекомендаций:
1. При использовании web-браузера в качестве интерфейса для осуществления доступа к сервису облачной ЭП обязательно отключите функции автоматического сохранения пароля и логина. По умолчанию эта опция она может быть включена во многих популярных браузерах, служит она для повышения удобства, однако в ущерб безопасности. Конечно, даже в случае перехвата связки «логин-пароль» при многофакторной аутентификации злоумышленник не сможет войти в личный кабинет, но сам факт перехвата останется весьма неприятным.
2. Конечно же не забывайте про антивирусное ПО, которое должно быть уставлено на каждой информационной системе, с которой выполняются какие-либо финансовые операции. Это одно и основных требований всех лучших практик и стандартов по информационной безопасности – PCI DSS, СТО БР ИББС, П-382 и т.д. По мимо стандартного функционала защиты компьютера от вирусов, во многие современные антивирусные продукты встроены дополнительные фичи безопасности, как то модули анти-фишинга, контроля целостности настроек браузера, проверка защищенных соединений. Отдельно можно сказать о возможности вводить пароль используя виртуальную клавиатуру, которая появляется на странице авторизации к облачному сервису. Это обеспечивает защиту от кейлоггеров и троянов – программ, записывающих и отправляющих злоумышленнику данные введенные пользователям с клавиатуры.
3. Убедитесь в том, что на страничке авторизации к облачному сервису используется защищенный протоколHTTPS, обеспечивающий шифрованную передачу данных от пользователя к серверу. Так же обращайте внимание на сертификат сайта, подтверждающий его легитимность, как правило это выглядит в виде небольшой иконки с изображением зеленого замочка рядом с URL-адресом открытой страницы, щелкнув по которому можно получить дополнительную информацию.
5. Ну и конечно же не при каких обстоятельствах никогда не сообщайте посторонним лицам, в том числе работникам банка или службе поддержке, никаких кодов, смс-сообщений, парольных и контрольных фраз. Все действия, предусмотренные услугой (сервисом), которые вы можете делать должны выполнять только лично вами без каких-либо посредников. Исключение составляет только первичная идентификация вас как клиента, к примеру по паспортным данным и ключевой фразе.
электронная подписьЭПкриптошифрованиедокументЭДОоблакавычислениясервисудаленный доступeIDAS
Хакер массово атакуют Microsoft Exchange, найден способ получить доступ к камерам наблюдения в Tesla, iCloud «ломается» из-за нестандартной фамилии. В эфире восьмой выпуск секьюрити-новостей с Александром Антиповым.
Статья 15. аккредитованный удостоверяющий центр
1. Аккредитованными удостоверяющими центрами являются удостоверяющие центры, получившие аккредитацию, а также удостоверяющий центр федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, удостоверяющий центр федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и удостоверяющий центр Центрального банка Российской Федерации. Данные удостоверяющие центры обязаны хранить следующую информацию:
1) реквизиты основного документа, удостоверяющего личность владельца квалифицированного сертификата – физического лица;
2) сведения о наименовании, номере и дате выдачи документа, подтверждающего право лица, выступающего от имени заявителя – юридического лица, обращаться за получением квалифицированного сертификата;
3) сведения о наименованиях, номерах и датах выдачи документов, подтверждающих полномочия владельца квалифицированного сертификата действовать от имени юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, если информация о таких полномочиях владельца квалифицированного сертификата включена в квалифицированный сертификат.
2. Аккредитованный удостоверяющий центр должен хранить информацию, указанную в части 1 настоящей статьи, в течение срока его деятельности, если более короткий срок не предусмотрен нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2_1. Аккредитованный удостоверяющий центр для подписания от своего имени квалифицированных сертификатов обязан использовать квалифицированную электронную подпись, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему головным удостоверяющим центром, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган.
Аккредитованному удостоверяющему центру запрещается использовать квалифицированную электронную подпись, основанную на квалифицированном сертификате, выданном ему головным удостоверяющим центром, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган, для подписания сертификатов, не являющихся квалифицированными сертификатами.
2_2. Удостоверяющий центр, аккредитованный в соответствии с требованиями части 3_1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также удостоверяющий центр федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, удостоверяющий центр федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и удостоверяющий центр Центрального банка Российской Федерации по поручению владельца квалифицированного сертификата вправе осуществлять:
1) хранение ключа электронной подписи, ключ проверки которой содержится в квалифицированном сертификате с обеспечением его защиты от компрометации и (или) несанкционированного использования, в том числе создание при помощи указанного ключа подписи по поручению владельца квалифицированного сертификата с использованием средств электронной подписи, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с пунктом 2_1 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона;
2) информирование владельца квалифицированного сертификата об использовании указанного ключа электронной подписи и предоставление по требованию владельца квалифицированного сертификата истории использования указанного ключа электронной подписи.
2_3. Требования к форме указанного в пункте 1 части 2_2 настоящей статьи поручения владельца квалифицированного сертификата, порядку передачи поручения владельца квалифицированного сертификата аккредитованному удостоверяющему центру, в том числе с учетом возможности осуществления процедуры дополнительной аутентификации владельца квалифицированного сертификата путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы, а также к правилам хранения указанного поручения устанавливаются уполномоченным федеральным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
3. Аккредитованный удостоверяющий центр обязан обеспечить любому лицу безвозмездный доступ с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет”, к реестру квалифицированных сертификатов этого аккредитованного удостоверяющего центра в любое время в течение срока деятельности этого удостоверяющего центра, если иное не установлено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
4. В случае принятия решения о прекращении своей деятельности аккредитованный удостоверяющий центр обязан:
1) сообщить об этом в уполномоченный федеральный орган не позднее чем за один месяц до даты прекращения своей деятельности;
2) передать в уполномоченный федеральный орган в установленном порядке реестр выданных этим аккредитованным удостоверяющим центром квалифицированных сертификатов;
3) передать на хранение в уполномоченный федеральный орган в установленном порядке информацию, подлежащую хранению в аккредитованном удостоверяющем центре. Ключи электронной подписи, хранимые аккредитованным удостоверяющим центром по поручению владельцев квалифицированных сертификатов электронной подписи, подлежат уничтожению в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
5. Аккредитованный удостоверяющий центр обязан выполнять порядок реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, установленный таким аккредитованным удостоверяющим центром в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом требованиями к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения обязанностей, а также с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.
6. Аккредитованный удостоверяющий центр не вправе наделять третьих лиц полномочиями по созданию ключей квалифицированных электронных подписей и квалифицированных сертификатов от имени такого аккредитованного удостоверяющего центра.
6_1. Удостоверяющий центр федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, вправе наделить доверенных лиц полномочиями на прием заявлений о получении квалифицированного сертификата юридического лица и выполнение требований статьи 18 настоящего Федерального закона от имени удостоверяющего центра федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, на создание ключа электронной подписи (при условии исключения возможности доступа работников таких доверенных лиц к ключам электронных подписей заявителей), а также на хранение ключей квалифицированных электронных подписей для дистанционного использования и на создание при помощи указанных ключей электронных подписей для электронных документов.
При вручении созданного удостоверяющим центром федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, квалифицированного сертификата указанное доверенное лицо обязано установить личность владельца сертификата (заявителя) в соответствии с порядком реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственной регистрации юридических лиц, с учетом требований, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Доверенные лица, указанные в настоящей части, в установленном Правительством Российской Федерации порядке определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственной регистрации юридических лиц, из числа удостоверяющих центров, получивших аккредитацию в соответствии с частями 3 и 3_1 статьи 16 настоящего Федерального закона, при условии их соответствия дополнительным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и организационно-техническим требованиям в области информационной безопасности, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
6_2. Аккредитованные удостоверяющие центры, являющиеся удостоверяющим центром федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, удостоверяющим центром федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и удостоверяющим центром Центрального банка Российской Федерации, должны соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1_1, 3-5, 7 части 3, пунктом 2 части 3_1 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Уполномоченный федеральный орган совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в порядке, установленном статьей 16_1 настоящего Федерального закона, осуществляет проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами, указанными в настоящей части, требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
7. Аккредитованный удостоверяющий центр (работник аккредитованного удостоверяющего центра, доверенные лица и их работники) несет гражданско-правовую, административную и (или) уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также порядком реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей.
8. Аккредитованный удостоверяющий центр на безвозмездной основе обеспечивает физических лиц шифровальными (криптографическими) средствами, указанными в части 19 статьи 14_1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, для проведения идентификации физических лиц в аккредитованном удостоверяющем центре на основе предоставления биометрических персональных данных без личного присутствия посредством информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
Статья 16. аккредитация удостоверяющего центра
1. Аккредитация удостоверяющих центров осуществляется в два этапа в отношении удостоверяющих центров, являющихся юридическими лицами.
2. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на добровольной основе. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на срок три года, если более короткий срок не указан в заявлении удостоверяющего центра.
3. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется при условии выполнения им следующих требований:
1) минимальный размер собственных средств (капитала) составляет не менее чем один миллиард рублей либо пятьсот миллионов рублей при наличии не менее чем в трех четвертях субъектов Российской Федерации одного или более филиала или представительства удостоверяющего центра;
1_1) наличие лицензии на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица);
2) наличие финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр, в сумме не менее чем 100 миллионов рублей и 500 тысяч рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности, указанное в лицензии федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, выданной удостоверяющему центру в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2021 года N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, если количество таких мест превышает десять, но не более 200 миллионов рублей.
3) наличие права собственности на аппаратные средства электронной подписи и средства удостоверяющего центра, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и наличие права использования программных средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, на законных основаниях;
4) наличие в штате удостоверяющего центра не менее двух работников, непосредственно осуществляющих деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, имеющих высшее образование в области информационных технологий или информационной безопасности либо высшее образование или среднее профессиональное образование с последующим получением дополнительного профессионального образования по вопросам использования электронной подписи;
4_1) соответствие требованиям к деловой репутации руководителя и учредителей (участников) удостоверяющего центра, имеющих право прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) корпоративным договором, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями), распоряжаться более 10 процентами акций (долей), составляющих уставный капитал удостоверяющего центра, установленным правительственной комиссией, указанной в части 5_1 настоящей статьи;
5) наличие у удостоверяющего центра, претендующего на получение аккредитации, порядка реализации функций удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, установленного удостоверяющим центром в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, требованиями к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, а также с настоящим Федеральным законом и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
6) в отношении удостоверяющего центра, претендующего на получение аккредитации, не была досрочно прекращена его аккредитация в течение трех лет до подачи заявления;
7) лицо, имеющее право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать от имени удостоверяющего центра без доверенности, не является лицом, имевшим право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать без доверенности от имени удостоверяющего центра, аккредитация которого была досрочно прекращена, в течение трех лет до подачи заявления.
3_1. Для осуществления хранения ключа электронной подписи в соответствии с частью 2_2 статьи 15 настоящего Федерального закона аккредитация удостоверяющего центра осуществляется при условии выполнения им следующих дополнительных требований:
1) наличие финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные в случае компрометации и (или) несанкционированного использования ключей электронной подписи, хранение которых осуществляет аккредитованный удостоверяющий центр по поручению их владельцев, за исключением случаев наличия вины владельца квалифицированного сертификата, в сумме не менее 200 миллионов рублей, а также 500 тысяч рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности, непосредственно связанного с созданием сертификатов ключей проверки электронной подписи, указанное в лицензии федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, выданной удостоверяющему центру в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2021 года N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, если количество таких мест превышает десять, но не более 300 миллионов рублей.
2) наличие в собственности удостоверяющего центра и применение им средств, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, которые обеспечивают:
а) хранение ключей квалифицированных электронных подписей и автоматическое создание таких подписей с использованием данных ключей по поручению соответствующих владельцев квалифицированных сертификатов;
б) аутентификацию владельцев квалифицированных сертификатов, по поручению которых аккредитованный удостоверяющий центр создает и проверяет квалифицированную электронную подпись;
в) защиту информации, передаваемой по каналу взаимодействия между владельцем квалифицированного сертификата и аккредитованным удостоверяющим центром, осуществляющим создание и проверку квалифицированной электронной подписи по поручению такого владельца;
г) доказательства невозможности отказа владельца квалифицированного сертификата от поручения на создание квалифицированной электронной подписи.
4. Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется на основании его заявления, подаваемого в уполномоченный федеральный орган. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие удостоверяющего центра требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи.
Удостоверяющий центр вправе не представлять документ, подтверждающий соответствие имеющихся у него средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если такой документ или содержащиеся в нем сведения находятся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
В этом случае уполномоченный федеральный орган самостоятельно проверяет наличие документа, подтверждающего соответствие таких средств установленным требованиям, на основании информации, полученной от федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
4_1. К заявлению для аккредитации удостоверяющего центра в целях осуществления хранения ключей электронных подписей в соответствии с частью 2_2 статьи 15 настоящего Федерального закона прилагаются документы, подтверждающие соответствие удостоверяющего центра требованиям, установленным частью 3_1 настоящей статьи.
При направлении заявления аккредитация удостоверяющего центра может осуществляться как на соответствие только требованиям, установленным частью 3_1 настоящей статьи (при условии наличия действующей аккредитации на соответствие части 3 настоящей статьи), так и на соответствие требованиям частей 3 и 3_1 настоящей статьи одновременно.
5. В срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня приема заявления удостоверяющего центра, уполномоченный федеральный орган на основании представленных документов принимает решение о соответствии удостоверяющего центра требованиям, установленным пунктами 1-4, 5-7 части 3 и (или) частью 3_1 настоящей статьи, или об отказе в его аккредитации.
5_1. В случае принятия решения о соответствии удостоверяющего центра требованиям, установленным пунктами 1-4, 5-7 части 3 и (или) частью 3_1 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, направляет соответствующее заключение в правительственную комиссию, уполномоченную на принятие решения об аккредитации удостоверяющих центров (далее – правительственная комиссия).
Положение о правительственной комиссии, ее состав и порядок принятия ею решений утверждаются Правительством Российской Федерации. При утверждении состава правительственной комиссии должно быть предусмотрено, что не менее 30 процентов членов правительственной комиссии должны быть представителями автономной некоммерческой организации, на которую в соответствии с решением Правительства Российской Федерации возложены функции по мониторингу развития цифровой экономики и цифровых технологий и формированию прогнозов развития цифровой экономики и цифровых технологий.
При утверждении порядка деятельности правительственной комиссии к ее компетенции должно быть отнесено в том числе принятие на основе заключений уполномоченного федерального органа решений об аккредитации удостоверяющих центров, у которых руководители и учредители (участники) имеют право прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ними договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) корпоративным договором, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями), распоряжаться более 10 процентами акций (долей), составляющих уставный капитал данных удостоверяющих центров, и соответствуют высоким требованиям к деловой репутации.
5_2. Правительственная комиссия рассматривает представленные документы и в течение двадцати рабочих дней принимает решение об аккредитации удостоверяющего центра (в случае его соответствия пункту 4_1 части 3 настоящей статьи) или отказе в аккредитации.
5_3. В случае принятия решения об аккредитации удостоверяющего центра уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня принятия решения об аккредитации, направляет уведомление удостоверяющему центру о принятом решении и вносит соответствующую информацию в перечень аккредитованных удостоверяющих центров, после чего удостоверяющий центр считается аккредитованным удостоверяющим центром.
Аккредитованный удостоверяющий центр обязан осуществить присоединение информационной системы, обеспечивающей реализацию функций аккредитованного удостоверяющего центра (далее – присоединение аккредитованного удостоверяющего центра), к информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуре в порядке, установленном в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2021 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” (далее – инфраструктура).
После присоединения аккредитованного удостоверяющего центра к инфраструктуре уполномоченный федеральный орган выдает аккредитованному удостоверяющему центру квалифицированный сертификат, созданный с использованием средств головного удостоверяющего центра.
В случае принятия решения об отказе в аккредитации удостоверяющего центра уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий десяти календарных дней со дня принятия решения об отказе в аккредитации, направляет в удостоверяющий центр уведомление о принятом решении с указанием причин отказа.
6. Основаниями для отказа в аккредитации удостоверяющего центра являются его несоответствие требованиям, установленным частями 3 и (или) 3_1 настоящей статьи, несоответствие иным требованиям настоящего Федерального закона, а также наличие в представленных им документах недостоверной информации.
При этом отказ в аккредитации удостоверяющего центра на соответствие требованиям части 3_1 настоящей статьи не приостанавливает действие аккредитации удостоверяющего центра на соответствие требованиям части 3 настоящей статьи.
7. Аккредитованный удостоверяющий центр должен соблюдать требования, на соответствие которым он аккредитован, в течение всего срока его аккредитации. В случае возникновения обстоятельств, делающих невозможным соблюдение указанных требований, удостоверяющий центр немедленно должен уведомить об этом в письменной форме уполномоченный федеральный орган.
Аккредитованный удостоверяющий центр при осуществлении своих функций и исполнении принятых обязательств должен соблюдать требования, установленные для удостоверяющих центров статьями 13-15, 17 и 18 настоящего Федерального закона. Уполномоченный федеральный орган вправе проводить проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами требований настоящего Федерального закона и иных принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов, в том числе требований, на соответствие которым эти удостоверяющие центры были аккредитованы, в течение всего срока их аккредитации.
В случае выявления несоблюдения аккредитованным удостоверяющим центром указанных требований должностное лицо уполномоченного федерального органа обязано выдать этому удостоверяющему центру предписание об устранении нарушений в установленный срок и приостановить действие аккредитации на данный срок с внесением информации об этом в перечень, указанный в пункте 4 части 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Аккредитованный удостоверяющий центр уведомляет в письменной форме уполномоченный федеральный орган об устранении выявленных нарушений. Уполномоченный федеральный орган принимает решение о возобновлении действия аккредитации, при этом он вправе проверять фактическое устранение ранее выявленных нарушений и в случае их неустранения в установленный предписанием срок досрочно прекращает аккредитацию удостоверяющего центра, а в случае, если удостоверяющий центр аккредитован в соответствии с требованиями частей 3 и 3_1 настоящей статьи, его аккредитации прекращаются одновременно.
7_1. Часть утратила силу с 1 июля 2020 года – Федеральный закон от 27 декабря 2021 года N 476-ФЗ.
7_2. Часть утратила силу с 1 июля 2020 года – Федеральный закон от 27 декабря 2021 года N 476-ФЗ.
8. Часть утратила силу с 1 июля 2020 года – Федеральный закон от 27 декабря 2021 года N 476-ФЗ.
9. Головной удостоверяющий центр, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган, не подлежит аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 18. выдача квалифицированного сертификата
1. При выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр обязан:
1) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, идентифицировать заявителя – физическое лицо, обратившееся к нему за получением квалифицированного сертификата. Идентификация заявителя проводится при его личном присутствии или посредством идентификации заявителя без его личного присутствия с использованием квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата либо посредством идентификации заявителя – гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия путем предоставления информации, указанной в документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащем электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные, или путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”.
При этом в случае, если физическое лицо для предоставления своих биометрических персональных данных в целях проведения идентификации без личного присутствия путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы отказывается от использования шифровальных (криптографических) средств, указанных в части 19 статьи 14_1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, удостоверяющий центр обязан отказать такому лицу в проведении указанной идентификации. Устанавливаются:
а) в отношении физического лица – фамилия, имя, а также отчество (при наличии), дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования;
б) в отношении юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, – наименование, организационно-правовая форма, идентификационный номер налогоплательщика, а также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица;
в) для юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством иностранного государства, – наименование, регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано;
2) получить от лица, выступающего от имени заявителя – юридического лица, подтверждение правомочия обращаться за получением квалифицированного сертификата;
3) в установленном порядке идентифицировать заявителя – физическое лицо, обратившееся к нему за получением квалифицированного сертификата (в целях получения от заявителя, выступающего от имени юридического лица, подтверждения правомочия обращаться за получением квалифицированного сертификата).
Идентификация заявителя проводится при его личном присутствии или посредством идентификации заявителя без его личного присутствия с использованием квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата, информации, указанной в документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащем электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные, или посредством идентификации заявителя – гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”;
4) предложить использовать шифровальные (криптографические) средства, указанные в части 19 статьи 14_1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, физическим лицам, обратившимся к нему в целях проведения идентификации без его личного присутствия путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы (для предоставления биометрических персональных данных физического лица в целях проведения его идентификации в аккредитованном удостоверяющем центре без его личного присутствия посредством сети “Интернет”), и указать страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, с которой безвозмездно предоставляются эти средства.
При этом в случае, если физическое лицо для предоставления своих биометрических персональных данных в целях проведения его идентификации в аккредитованном удостоверяющем центре без его личного присутствия посредством информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” при выдаче сертификата ключа проверки электронной подписи отказывается от использования шифровальных (криптографических) средств, аккредитованный удостоверяющий центр обязан отказать такому лицу в проведении идентификации и выдаче сертификата ключа проверки электронной подписи.
1_1. Подтверждение достоверности сведений, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, осуществляется одним из следующих способов:
1) с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов;
2) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, единой информационной системы нотариата;
3) с использованием единой системы идентификации и аутентификации.”
2. При обращении в аккредитованный удостоверяющий центр заявитель представляет следующие документы либо их надлежащим образом заверенные копии и (или) сведения из них:
1) основной документ, удостоверяющий личность;
2) страховой номер индивидуального лицевого счета заявителя – физического лица;
3) идентификационный номер налогоплательщика заявителя – физического лица;
4) основной государственный регистрационный номер заявителя – юридического лица;
5) основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявителя – индивидуального предпринимателя;
6) номер свидетельства о постановке на учет в налоговом органе заявителя – иностранной организации (в том числе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений иностранной организации) или идентификационный номер налогоплательщика заявителя – иностранной организации;
7) документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени юридического лица без доверенности либо подтверждающий право заявителя действовать от имени государственного органа или органа местного самоуправления.
2_1. Заявитель вправе по собственной инициативе представить копии документов, содержащих сведения, указанные в пунктах 2-6 части 2 настоящей статьи.
2_2. Аккредитованный удостоверяющий центр должен с использованием инфраструктуры осуществить проверку достоверности документов и сведений, представленных заявителем в соответствии с частями 2 и 2_1 настоящей статьи. Для заполнения квалифицированного сертификата в соответствии с частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона аккредитованный удостоверяющий центр запрашивает и получает из государственных информационных ресурсов:
1) выписку из единого государственного реестра юридических лиц в отношении заявителя – юридического лица;
2) выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении заявителя – индивидуального предпринимателя;
3) выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков в отношении заявителя – иностранной организации.
2_3. В случае, если полученные в соответствии с частью 2_2 настоящей статьи сведения подтверждают достоверность информации, представленной заявителем для включения в квалифицированный сертификат, и аккредитованным удостоверяющим центром идентифицирован заявитель, аккредитованный удостоверяющий центр осуществляет процедуру создания и выдачи заявителю квалифицированного сертификата.
3. При получении квалифицированного сертификата заявителем он должен быть ознакомлен аккредитованным удостоверяющим центром с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате. Подтверждение ознакомления с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате, осуществляется под расписку посредством использования заявителем квалифицированной электронной подписи при наличии у него действующего квалифицированного сертификата либо посредством простой электронной подписи заявителя – физического лица, ключ которой получен им при личном обращении в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, при условии идентификации гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия путем предоставления сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы.
Указанное согласие, подписанное электронной подписью, в том числе простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью данного физического лица. Удостоверяющий центр обязан хранить информацию, подтверждающую ознакомление заявителя с информацией, содержащейся в квалифицированном сертификате, в течение всего срока осуществления своей деятельности.
3_1. Квалифицированный сертификат выдается аккредитованным удостоверяющим центром на безвозмездной основе или за установленную удостоверяющим центром плату при условии, что размер такой платы не должен превышать предельный размер, порядок определения которого вправе установить Правительство Российской Федерации.
4. Аккредитованный удостоверяющий центр одновременно с выдачей квалифицированного сертификата должен предоставить владельцу квалифицированного сертификата руководство по обеспечению безопасности использования квалифицированной электронной подписи и средств квалифицированной электронной подписи.
5. При выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр направляет в единую систему идентификации и аутентификации сведения о выданном квалифицированном сертификате. Требования к порядку предоставления владельцам квалифицированных сертификатов сведений о выданных им квалифицированных сертификатах с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр по желанию владельца квалифицированного сертификата безвозмездно осуществляет его регистрацию в единой системе идентификации и аутентификации с проведением идентификации владельца при его личном присутствии.