- Какие бывают электронные подписи
- Для плательщиков НДС
- Отправляем отчетность
- Как получить
- Что требуется для получения ЭЦП
- Ставим программы
- Где оформляется подпись
- Стоимость оформления
- Тариф Базис ФЛ включает в себя:
- Тариф позволяет:
- Дополнительные расширения для тарифа:
- Принимается на 39 площадках
- Тариф Базис включает в себя:
- Тариф позволяет:
- Дополнительные расширения для тарифа:
- Принимается на 131 площадке
- Оставить заявку
- Подписываем документы
- Электронная подпись и мошенники
Какие бывают электронные подписи
Электронные подписи отличаются тем, какие документы вы сможете ими подписывать. Вот какие бывают подписи:
- простая.
Она нужна физическим лицам, чтобы пользоваться услугами сайта Госуслуг, подавать заявления в иногородние вузы или участвовать в электронных торгах. - усиленная неквалифицированная.
Такой подписью можно подписывать документы внутри компании и от других компаний. Если нужно подписать счета и акты и отправить клиентам, она тоже подходит. - усиленная квалифицированная.
Это подпись с самыми большими полномочиями. С ней можно подписать отчетность для налоговой и фондов, участвовать в электронных торгах и тендерах как юридическое лицо.
Выходит, чтобы подписывать документы для клиентов и поставщиков, отправлять отчетность в налоговую, нужна усиленная квалифицированная подпись.
ЭЦП — это «штамп», который позволяет идентифицировать ее владельца, а также удостовериться в целостности подписанного документа. Типы ЭЦП и порядок их оформления утверждены Федеральным законом № 63-ФЗ от 06.04.2011. Он установил, что подписи бывают трех видов:
- Простая. Распространена для подписания писем или спецификаций, подтверждается с использованием паролей, кодов и иных средств, чаще всего используется в системах корпоративного ЭДО.
- Усиленная неквалифицированная. Получается в процессе криптографической обработки информации и использования закрытого ключа. Позволяет установить, кто подписал документ, а также факт внесения изменений после подписания.
- Усиленная квалифицированная. Аналогична неквалифицированной, но для ее создания и проверки используются наработки криптозащиты, сертифицированные ФСБ РФ. Такие ЭП выдаются только аккредитованными удостоверяющими центрами.
Завизировать документ можно несколькими способами. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся.
Для плательщиков НДС
Если вы и ваши клиенты пользуетесь электронной подписью, как-то специально это оформлять не нужно. Просто договариваетесь на словах. Но если вы платите НДС и готовите счета-фактуры, всё сложнее.
Плательщики НДС с электронной подписью обмениваются только утвержденными в налоговой формами счетов-фактур и только через оператора электронного документооборота — ЭДО СФ. Перечень таких операторов есть на сайте налоговой. Мы знаем про 1С ЭДО и Диадок.
Оператор электронного документооборота — программа, в которой вы подписываете документы электронной подписью и отправляете их партнерам. В ней хранится вся история переписки.
Пересылать счет-фактуру в электронном виде клиенту вы можете, если он тоже подключился к оператору электронного документооборота. Причем он может подключиться к другому из списка налоговой, но вы всё равно сможете работать с ним.
Отправляем отчетность
Мы уже о них рассказали. Если вы не установили программы и драйверы раньше, можно это сделать на сайте налоговой. Нажмите кнопку «Начать проверку» и следуйте указаниям портала.
Если у вас Мак, с отправкой отчетности через сайт налоговой могут быть проблемы. Уточните об этом заранее в удостоверяющем центре.
У операторной технологии передачи отчетности явные преимущества перед аналогами. Любые спорные вопросы решаются благодаря тому, что оператор документооборота имеет на серверах подтверждение отправки отчетов. Ваши данные защищены электронной подписью, полностью исключают подделку, что повышает градус доверия к полученным документам.
В юридическом плане решать споры, связанные с отчетностью в ФСС, содержащей квалифицированную подпись, легче за счет четкой фиксации данных. Подтверждения принимаются во внимание представителями налоговых органов и обеспечивают положительное решение в пользу предпринимателя.
Подключаясь к системе портала ФСС, вы ускоряете процесс сдачи своих документов. Электронная регистрация ускоряет задачу, вам не приходится тратить время на переезды и ожидания в очередях.
Как получить
Электронные подписи выпускают удостоверяющие центры и их представители. Нет никакой разницы, у какого центра купить электронную подпись. Главное, чтобы он был сертифицирован Минкомсвязью. Для этого найдите удостоверяющий центр в вашем городе на едином портале электронной подписи.
Документы, чтобы получить подпись для юридического лица:
- выписка из реестра — ЕГРЮЛ;
- свидетельство о регистрации;
- паспорт и СНИЛС руководителя.
Чтобы получить подпись, нужно заполнить заявление на сайте удостоверяющего центра и приехать в офис с документами. Для квалифицированной подписи нужны паспорт того, кто получает подпись, ОГРН и учредительные документы на компанию.
Электронную подпись выдают на год, а потом ее нужно покупать заново. Усиленная квалифицированная подпись стоит от 3000 рублей.
Что требуется для получения ЭЦП
Чтобы получить электронный вариант своей подписи, частному предпринимателю необходимо сдать на проверку сканкопии своих удостоверяющих документов. После проверки приходит сообщение о допуске к дальнейшим действиям и указывается временной промежуток, за который необходимо представить оригиналы.
В настоящее время существует большое число компаний по обеспечению сохранности информации, имеющих аккредитацию удостоверяющего центра и позволяющих оформить заявку и получить сертификат электронной подписи.
Заявку можно подать, используя сеть Интернет или обращаясь непосредственно в соответствующий удостоверяющий центр.
Для получения сертификата необходимо представить в центр ряд документов. Но некоторые компании заключают договор без необходимости личного присутствия.
Однако для получения квалифицированного сертификата необходимо представить копии и оригиналы документов и заключить договор, а для получения усиленного неквалифицированного сертификата можно заключить договор в онлайн режиме.
В последнем случае копии документов отправляются в центр по каналу телекоммуникационной связи вместе с заявлением на получение сертификата и квитанцией оплаченных услуг. После проверки данных формируются ключи ЭЦП, создается сертификат, а его данные вносятся в реестр учета.
Реквизиты договора и сертификат могут быть отправлены с помощью сети Интернет, после чего происходит самостоятельная установка сертификата ключа ЭЦП.
Получение квалифицированного сертификата в основном необходимо для государственных учреждений или юридических лиц, поэтому заключение такого договора требует более тщательной подготовки и присутствие в Удостоверяющем центре.
Ставим программы
Условимся, что наш файл создан с помощью программы Word 2007 – как подписать электронной подписью документ в этом случае? Обратим внимание на то, что для вопроса, как подписать электронной подписью документ в Word 2010 и иных используемых версиях, данная инструкция тоже актуальна.
Выбираем файл Word, расположенный в папке компьютера, нажимаем на нем правой кнопкой мыши, затем выбираем опцию «КриптоАРМ», после — «Подписать». Откроется «Мастер подписания файлов программы».
Нажимаем «Далее».
В открывшемся окне «Мастера» можно еще раз проверить, правильный ли файл выбран для подписания. При необходимости — добавить в список подписываемых файлов другие объекты, их можно заверить одновременно. Определившись с файлом или перечнем таковых для подписания, нажимаем «Далее».
В следующем окне «Мастера» нужно выбрать настройки кодировки (можно оставить значения по умолчанию), а также указать путь размещения подписанных с помощью ЭЦП файлов. Нажимаем «Далее».
Чтобы подпись заработала, на компьютер нужно установить дополнительные программы. До этого подпись для компьютера — неизвестный файл.
Для работы с подписью вам нужны:
- программа для шифрования. Чаще всего — Криптопро. Она понимает, чья это подпись, расшифровывает ее и превращает набор символов в настоящую подпись в документе;
- драйвер для компьютера. Они нужны, чтобы настроить компьютер, и он смог работать с электронной подписью;
- дополнения для браузера. Без них вы не сможете подписать отчетность на сайте налоговой;
- программа для электронного документооборота, через которую будете подписывать акты, счета.
Чаще всего удостоверяющие центры выдают эти программы на флешке с электронной подписью. Уточните, когда будете покупать подпись:
- Криптопро входит в комплект или надо покупать дополнительно?
- Нужны ли драйверы и где их взять?
- Что нужно, чтобы подписывать документы через сайт налоговой? А обычные в ворде, екселе и пдф?
- Что нужно, чтобы подпись заработала на моем компьютере?
Где оформляется подпись
Чтобы получить сертификат и ключи для ФСС рекомендуется обращаться в сертифицированные центры. УЦ Калуга Астрал работает по лицензии от Удостоверяющего центра России. Обращаясь за помощью, вы получаете грамотную юридическую помощь.
В список предоставляемых услуг входит оформление квалифицированной электронной подписи, которая подходит для работы на порталах ОФД, Базис, Росприроднадзор, Росреестр и т.д.
УЦ Калуга Астрал относится к доверенным Удостоверяющим центрам ФНС, Росстат, ПФР, ФСС, ФТС. Он сертифицирован Органами Государственной власти несколькими регионами России. Клиентам предоставляется широкий спектр услуг, в том числе по оформлению подписей для частных лиц и представителей малого и большого бизнеса.
Стоимость оформления
В среднем по России стоимость оформления сертификата квалифицированного ключа стоит относительно недорого. В зависимости от региона эта цифра может меняться. Универсальным решением является оформление через УЦ Калуга Астрал.
Благодаря нашим услугам на территории России получить ЭЦП можно по доступной стоимости в сжатые сроки. Помимо получения самого сертификата, вам помогут оформить лицензию за использование права СКЗИ на любое количество рабочих точек. В комплект получаемого продукта входит сам ключевой носитель, пакет документации на лицензии и подключение.
Обращайтесь к нашим специалистам по телефонам или через форму обратной связи!
Подпись для физических лиц
Подпись для ИП и ЮЛ
Оставить заявку
Подписываем документы
Соответствующего типа решения на современном ИТ-рынке представлены в широком спектре. В числе самых популярных в России:
- «КриптоПРО» — универсальный программный комплекс для обмена электронными документами, защищенными ЭЦП, в широком спектре форматов;
- «КриптоАРМ» — специализированная программа для подписания файлов с помощью ЭЦП;
- «КриптоТри» — решение, обеспечивающее техническую составляющую при организации электронного оборота юридически значимых документов, которые защищены ЭЦП.
К самым простым и универсальным решениям того, как подписать документ электронной подписью, можно отнести программу «КриптоАРМ»: она легко интегрируется в интерфейсы Windows, удобна в пользовании, настройке. Используя ее, можно легко понять, как поставить электронную подпись на различные документы.
«КриптоАРМ» при наличии ключа ЭЦП можно задействовать и в качестве инструмента подписания документов, и в качестве инструмента проверки подлинности тех или иных ЭЦП.
Нажимаем «Далее».
На сегодняшний день, когда практически весь документооборот становится безбумажным, подписание документов с помощью электронной подписи — обыденное дело.
Также цифровая подпись необходима в таких ситуациях:
- Отчетность для контролирующих органов. Можно сдать ее в электронном виде таким службам, как ФНС, Росстат, ПФР и ФСС. Это значительно упрощает передачу информации и повышает правильность: большинство сервисов предлагают автоматическую проверку на ошибки.
- Электронный документооборот (ЭДО). Одно из самых распространенных применений, так как подписанное таким способом письмо соответствует бумажному с печатью и визой. Позволяет перейти на безбумажный документооборот как внутри компании, так и за ее пределами.
- Государственные услуги. Гражданин РФ может визировать подаваемые заявления в ведомства через портал госуслуг, участвовать в общественных инициативах, пользоваться личным кабинетом на сайте ФНС, даже оформлять кредит.
- Обращение в арбитражный суд. В качестве доказательств можно использовать счет-фактуры, договоры, официальные письма, подписанные электронно. Согласно АПК РФ, такой документ является аналогом бумажного с собственноручной визой.
Подписывать документы удобнее всего в специальных программа — операторах электронного документооборота. Обычно удостоверяющие центры предлагают свои программы или программы партнеров. Они работают через браузер, поэтому неважно, Виндоус у вас или Мак. В Модульбанке мы пользуемся Диадоком и 1С ЭДО, но есть другие. Гифка в начале статьи — как раз из Диадока.
В программе вы можете подписывать документы любого формата — ворд, эксель, презентации, картинки и пдф. Документы можно создавать в самой программе или выбирать из сохраненных на компьютере.
В специальных программах работать удобно, но ими пользоваться не обязательно. Подписывать документы можно даже в ворде или экселе, если у вас на компьютере установлен Криптопро. В ворде зайдите во вкладку «файл», выберете «сведения» и «защитить документ». Дальше следуйте указаниям системы и подпишите документ своей подписью.
Если Криптопро у вас пока нет, ничего не выйдет, можно не пытаться.
Электронная подпись и мошенники
Ходят слухи, что мошенники могут завладеть электронной подписью, снять все деньги со счетов и продать компанию. Продать — вряд ли, но подписать договоры, по которым ваша компания будет должна незнакомым компаниям, могут. Это возможно в двух случаях.
- Подпись выдали мошенники.
Это случается редко. Компания будет прикидываться удостоверяющим центром, но не попросит вас прийти лично с оригиналами документов. Они заботливо скажут, что им достаточно сканов по почте. Мошенники выпустят подпись, но не отдадут ее и будут подписывать поддельные документы. - Вы написали пароль на флешке и потеряли ее.
Чтобы не потерять пароль к электронной подписи, некоторые владельцы приклеивают бумажку с паролем к флешке. Если такую флешку потерять, ее может кто-то подобрать и воспользоваться деньгами компании.
Чтобы не проснуться в долгах и без денег на счете:
- проверьте, что удостоверяющий центр сертифицирован Минсвязью;
- не покупайте электронную подпись, если вас не просят прийти лично в удостоверяющий центр с оригиналами документов;
- храните флешку с электронной подписью в надежном месте. Если потеряли, позвоните в свой удостоверяющий центр и попросите заблокировать электронную подпись. Сделайте это как можно скорее, чтобы никто не смог ею воспользоваться;
- не храните флешку вместе с паролем.
Пароль для электронной подписи сохраните в заметках телефона. Так будет надежнее.