Как установить и применять программу для электронной подписи

Когда необходима электронная подпись

Подпись может потребоваться и компании и гражданину. ЭЦП является электронным вариантом собственноручно выполненной подписи обычного физического лица или руководителя компании, при помощи криптографических средств, по определенному алгоритму преобразованной в электронный вид.

Для компании ЭЦП нужна в следующих ситуациях:

  • направления отчетности в ФНС и внебюджетные фонды
  • участия в тендерах и аукционах
  • при оказании определенных услуг, например, оценки стоимости земельного участка, для подписания отчета об оценке

Гражданину ЭЦП может потребоваться, например, при участии в торгах по банкротству или при пользовании госуслугами на специализированном портале, отравляя заявление на получение услуг и отслеживая ход их рассмотрения.

Государственные чиновники подписывают ряд документов, имеющих юридическое значение, например, связанных с правоотношениями в сфере землепользования, только усиленной электронной подписью.

ОС: Windows XP/2003/Vista/2008/2008 R2/7 (32 или 64 бит);

Microsoft Office 2007 или Microsoft Office 2010 (32 или 64 бит);

КриптоПро CSP 2.0 и выше.

XMLDSigAddIn-win32.msi (для 32-битных версий MS Office)

XMLDSigAddIn-x64.msi (для 64-битных MS Office)

После завершения редактирования документа и сохранения документа можно добавить к документу ЭП.

Как установить и применять программу для электронной подписи

Подписанный документ будет доступен только для чтения.

Если в подписанный документ нужно внести изменения, то все созданные ЭП следует удалить из документа.

В главном меню выберите пункт Подготовить, затем Добавить цифровую подпись (КРИПТО-ПРО)

На вкладке Файл в разделе Сведения нажмите кнопку Добавить цифровую подпись (КРИПТО-ПРО)

Затем появится окно подписания документа. Это окно позволяет пользователю указать свой личный сертификат, который будет использоваться для формирования ЭП. Один из сертификатов будет выбран автоматически.

Если нужно выбрать другой сертификат — нажмите кнопку Изменить. В появившемся окне представлен список сертификатов пользователя, установленных на компьютере.

Выберите сертификат и нажмите ОК. Если для доступа к ключевому контейнеру требуется задать пароль — появится окно ввода пароля.

Если пароль введен неверно, повторите попытку. При успешном вводе пароля появится окно о статусе подписания документа.

После подписи документа, в строке состояния окна документа появится значок, свидетельствующий о том, что данный документ имеет ЭП.

Как установить и применять программу для электронной подписи

Для проверки статуса подписи, нажмите на этот значок, и справа появится вкладка Подписи, в которой указан статус подписи. Для просмотра состава подписи щелкните правой кнопкой мыши на строке подписи и выберите пункт Состав подписи.

Появится более детальное сообщение о составе подписи.

При открытии измененного документа, содержащего ЭП, появится сообщение о том, что документ содержит недействительную подпись.

Для более детального просмотра статуса, нажмите на значок ЭП в строке состояния, и справа появится окно, содержащее недействительный статус подписи.

Состав подписи можно посмотреть нажатием правой кнопки мышки

Если документ уже содержит цифровую подпись, его можно подписать еще раз.

В главном меню выберите пункт Подготовить, затем Добавить цифровую подпись (КРИПТО-ПРО).

Icon

На вкладке Файл в разделе Сведения нажмите кнопку Добавить цифровую подпись (КРИПТО-ПРО).

Дальнейшие действия аналогичны созданию первой подписи.

В результате на вкладке Подписи появится еще одна действительная подпись.

Читайте также:  Как настроить ruToken

Для просмотра состава подписи, щелкните правой кнопкой мыши на строке нужной подписи и выберите пункт Состав подписи.

Установка специальных программ

  • в Mozilla Firefox 29 и выше: необходимо включить работу плагина (браузер может не запросить разрешения на включение плагина). Для этого пройти диагностику и выполнить фикс «Включение плагинов в Mozilla Firefox», после чего обязательно перезапустить Firefox. Также это можно сделать вручную: нажать Ctrl Shift A, перейти в раздел «Плагины», выбрать CryptoPro CAdES NPAPI Browser Plug-in и перевести его в состояние «Всегда включать» (Always active), после чего обязательно перезапустить Firefox.
  • в Google Chrome необходимо зайти по ссылке и установить расширение.
  • В Yandex Browser и Opera нужно установить расширение, доступное по этой ссылке
  • В Internet Explorer необходимо сделать следующие настройки:

Данная инструкция описывает порядок действий по конфигурации программ Word и Excel из состава Microsoft Office 2003, 2007, 2010, 2013, 2016, для создания и проверки электронных цифровых подписей документов. Цифровые подписи используют в тех случаях, когда требуется гарантировать подлинность, целостность и происхождение (авторство) документа, поэтому подписывать документ необходимо только в том случае, когда он окончательно готов.

В главном меню выберите пункт Сервис → Параметры

В появившемся окне выберите закладку Безопасность и нажмите кнопку Цифровые подписи.

Появится окно цифровой подписи. Это окно позволяет пользователю добавить свои личные сертификаты, которые будут использоваться для формирования ЭП. Нажмите Добавить.

Как установить и применять программу для электронной подписи

В появившемся окне представлен список сертификатов пользователя, установленных на компьютере.

Выберите сертификат и нажмите ОК.

Появится окно ввода пароля ключевого контейнера. Введите пароль, соответствующий контейнеру выбранного сертификата.

Если пароль введен неверно, повторите попытку. При успешном вводе пароля появится окно подтверждения подписи.

В результате подписания документа, в строке состояния в правом нижнем углу появится значок, свидетельствующий о том, что данный документ создан с ЭП.

Для проверки статуса подписи, нажмите на это значок.

Для подписания документа, уже содержащего цифровую подпись, необходимо проделать шаги, аналогичные п1.

Во вкладке Сервис, выбрать Параметры. В появившемся окне на вкладке Безопасность, нажать кнопку Цифровые подписи.

Добавить сертификаты для подписания документа. Выделить сертификат и нажать ОК.

Как установить и применять программу для электронной подписи

Нажатием двойного щелчка мыши на значке, свидетельствующем о подписи документа, на нижней панели задач, откроется окно Цифровая подпись. Это окно содержит информацию о подписях документа.

При внесении изменений в документ, подписи становятся недействительными, поэтому рекомендуется подписывать уже готовые документы.

Для просмотра статуса подписи, опять нажать на иконку в нижней части. Обе подписи будут недействительными.

При использовании отправителем и получателем одинаковой версии Microsoft Office совместимость форматов подписи обеспечивается при использовании версии КриптоПро CSP 3.0 и выше.

Если происходит открытие подписанного документа версии Microsoft Office Word 2003 в Microsoft Office Word 2007, то необходимо использовать КриптоПро CSP 3.6.1.

В главном меню выберите пункт Подготовить, Добавить цифровую подпись

Появится окно подписания документа. Это окно позволяет пользователю указать свои личные сертификаты, которые будут использоваться для формирования ЭП.

Нажмите Изменить. В появившемся окне представлен список сертификатов пользователя, установленных на компьютере.

Читайте также:  Что такое сертификат ключа проверки электронной подписи (ЭЦП)

Выберите сертификат и нажмите ОК. Появится окно ввода пароля ключевого контейнера. Введите пароль, соответствующий контейнеру выбранного сертификата.

В результате подписанного документа, в строке состояния появится значок, свидетельствующий о том, что данный документ создан с ЭП.

Для проверки статуса подписи, нажмите на это значок, и справа появится окно, на котором указан статус подписи. Для просмотра состава подписи, правой кнопкой мыши выберите пункт Состав подписи.

Подписанный документ доступен только для чтения.

Если документ уже содержит цифровую подпись, его можно подписать еще раз. В главном меню выбрав пункт Подготовить, Добавить цифровую подпись. Для выбора сертификата нажмите Изменить.

В результате в области задач Подписи появится еще одна действительная подпись.

Как установить и применять программу для электронной подписи

Для просмотра состава подписи, статусов сертификатов в области задач Подписи щелкните по стрелке требуемой подписи и выберите команду Состав подписи.

Стандартный пакет Майкрософт, имеющийся практически на каждом домашнем и офисном компьютере, не всегда будет эффективно взаимодействовать с ЭЦП. Потребуется дополнить его специальными расширениями – плагинами. Для этих целей чаще всего используется «КриптоПро Office Signature». Он не только создаст ЭЦП в соответствие с требованиями ГОСТ для Word или Excel, но и проверит подлинность подписи, которая стоит на документе, полученном от контрагента.

Помимо «КриптоАРМ», имеющей также и бесплатную версию, используются следующие программы:

  • Крипто-ПРО PDF, для работы с Adobe Reader и Adobe Acrobat
  • КриптоПро Office Signature, для работы со средствами Майкрософт
  • КриптоПро ЭЦП Browser plug-in, нужен для создания и проверки подлинности ЭЦП на страницах различных сайтов

По мнению экспертов, каждый их типов программ необходимо использовать для своих целей (таблица 1).

Наименование программы

Описание

Доступность

КриптоПро Office Signature

Чтобы подписать и направить иск в арбитражный суд

Ее бесплатная версия доступна только в тестовый период

КриптоПро PDF

Позволяющая поставить подпись на документе в формате PDF

Окажется бесплатной, если приобретать ее вместе с редактором

КриптоАРМ Старт

 

Будет бесплатной, за тестовую версию базовой версии также не придется платить

Выбор зависит от потребностей пользователя и его готовности оплачивать стоимость программного обеспечения.

Как самостоятельно использовать ЭЦП

Усиленная неквалифицированная ЭЦП, использование которой не сопровождается выдачей сертификатов по форме, установленной ФСБ России, может быть сгенерирована самостоятельно, на офисном или домашнем компьютере. Она может быть использована для переписки, организации документооборота внутри небольшой компании, для обмена документами в рамках договорных отношений, если условиями конкретного договора предусмотрена возможность подписания первичной документации именно таким неквалифицированным видом ЭЦП.

Читайте также:  Как установить сертификат ЭЦП на Рутокен с компьютера

Оглавление

Как установить и применять программу для электронной подписи

1. Использование КриптоПро CSP в Microsoft Office Word/Excel 2003

         1.1. Создание цифровой подписи

         1.2. Подписание документа, содержащего цифровую подпись

2. Использование КриптоПро CSP в Microsoft Office Word/Excel 2007

         2.1. Создание Цифровой подписи

         2.2. Подписание документа, содержащего цифровую подпись

         2.3. Видимая строка подписи

                 2.3.1. Добавление строки подписи

                 2.3.2. Добавление подписи в строку подписания

Как установить и применять программу для электронной подписи

                 2.3.3. Просмотра свойств подписи

         3.1. Установка «КриптоПро Office Signature»

         3.2. Создание и проверка ЭП

         3.3. Подписание документа, содержащего цифровую подпись

         3.4. Видимые строки подписи

Как установить и применять программу для электронной подписи

                 3.4.1 Добавление строки подписи

                 3.4.2 Добавление подписи в строку подписания

                 3.4.3 Просмотр свойств подписи

         3.5. Открытие документа на компьютере без «КриптоПро Office Signature»

Подписание документов Word

Инструментарий Word содержит все необходимое для подписания создаваемых документов при помощи ЭЦП. После генерации подписи и создания документа нужно выполнить следующие действия:

  • установить курсор в место расположения подписи
  • зайти в меню «Вставка», выбрать раздел «Текст», там выбрать пиктограмму подписи
  • выбрать, какой тип подписи устанавливается – создаваемая средствами Майкрософт или генерируемую программными средствами сторонних поставщиков
  • ввести параметры подписи. Это можно сделать в окне «Настройка», куда, если подпись создается только средствами Майкрософт, вводится имя и должность лица, прописываются его полномочия

Использование онлайн-сервисов

ЭЦП создается и при помощи онлайн-сервисов. Они предлагаются некоторыми площадками, проводящими электронные торги. Для пользования сервисами необходимо:

  • установить на свой компьютер сертификат ЭЦП
  • зайти на страницу онлайн-подписи
  • загрузить необходимый документ (договор, соглашение, заявку на участие в торгах)
  • выбрать требуемый сертификат (некоторые электронные площадки предъявляют свои требования к ЭЦП)
  • нажать на кнопку «подписать»

Подготовленный документ в формате .sig сохранится в перечне загрузок.

Пошаговая инструкция подписания документов ЭП

Таким образом, для создания документов, подписанных ЭЦП на собственном компьютере, придется совершить следующие шаги:

  • сгенерировать ЭЦП
  • установить необходимое программное обеспечение и библиотеки к нему
  • установить сертификаты
  • создать документ в одном из текстовых редакторов
  • подписать его, воспользовавшись инструментарием редакторов

Простота использования и создания ЭЦП делает эту опцию усиления защиты своих документов доступной для обычного пользователя. Большинство требуемых для подписания плагинов доступны для скачивания в бесплатной версии.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter, чтобы сообщить нам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector