- Получение ЭЦП для юридического лица
- Какую ЭЦП можно проверить самостоятельно
- Как зарегистрировать личный кабинет для юридического лица
- Проверка ЭЦП плагинами для Excel, PDF, Word
- Excel и Word
- Сравнение сервисов для проверки ЭЦП
- Запрос документов через интернет
- Отправка отчетности через ЛК ФНС
- Возможные сбои при работе с личным кабинетом
Получение ЭЦП для юридического лица
Перечень документов, необходимых для получения квалифицированной электронной подписи, закреплен в законопроекте «Об электронной подписи» в ч.2. Юридическое лицо должно предоставить в УЦ:
- паспорт;
- СНИЛС и ИНН;
- реквизиты организации;
- справку из ЕГРИП;
- выписку из ЕГРЮЛ;
- приказ о назначении руководителя.
В заявке дополнительно указывают:
- название компании и ФИО руководителя;
- ОГРН, КПП, ИНН;
- форму ЭЦП;
- контактные данные.
Какую ЭЦП можно проверить самостоятельно
Проверить сертификат электронной подписи необходимо, если:
- заключается сделка в электронном виде вне системы электронного документооборота;
- заявка от участников торгов приходит на почту, а не через ЭТП;
- необходима проверка ЭЦП на выписке из росреестра и т.п.
Возможна проверка только цифровой подписи, составленной при помощи криптографических сервисов, открытых и закрытых ключей. К ним относятся:
- неквалифицированная усиленная подпись. Получить НЭП можно только в удостоверяющем центре. Требует дополнительного соглашения о признании юридической силы.;
- квалифицированная усиленная подпись. Выдается только в аккредитованных Минкомсвязи РФ удостоверяющих центрах. ПО, позволяющее работать с КЭП, имеет сертификацию ФСБ РФ.
Проверка позволяет подтвердить:
- создание ЭЦП при помощи сертификата, действительного на момент заверения документа;
- принадлежность ЭЦП владельцу сертификата;
- неизменность документа после его подписания.
Выбранное средство проверки подписи не влияет на результат, и каждый пользователь вправе отдать предпочтение наиболее удобному сервису.
Как зарегистрировать личный кабинет для юридического лица
Получение юридическим лицом доступа к личному кабинету на сайте налоговой службы возможно только при наличии квалифицированной электронной цифровой подписи, выданной УЦ. Сертификат ЭЦП уже содержит всю необходимую информацию, поэтому дополнительное заполнение форм не нужно.
Пользователю нужно также проверить программное и техническое обеспечение ПК, через которое будет происходить работа с порталом. Регистрация кабинета возможна при:
- OS Windows XP и выше или Mac OS X 10.9 и выше;
- используемом интернет-браузере IE, Firefox, Яндекс и т.п., имеющих плагины (соответствующие ГОСТу 34.10-2001, 2847-189) для работы с ЭЦП;
- наличие установленного криптопровайдера с поддержкой шифрования по ГОСТу 34.10-2001, 28147-89.
Проверка ЭЦП плагинами для Excel, PDF, Word
Плагины для программного обеспечения есть как платные, так и бесплатные. Они позволяют не только подтвердить работоспособность цифровой подписи, но и установить полное или частичное подписание файла, определить действительность сертификата или его недействительность с возможностью восстановления.
Excel и Word
Для проверки электронной подписи в стандартном интерфейсе Microsoft Office необходимо установить платный плагин «КриптоПро Office Signature».
Как проверить подлинность электронной подписи:
- нажать «Файл» — «Сведения» — «Просмотр подписи»;
- выбрать «Состав подписи».
Аналогичным способом можно проверить данные о сертификате. Через меню «Файл» переходят к подменю «Просмотр подписи», а там выбирают «Состав подписи».
Для получения информации о сертификате в диалоговом окне переходят во вкладку «Просмотр».
Для проверки цифровой подписи в ПО Adobe также необходим специальный плагин, который можно использовать бесплатно. Кроме КриптоПро PDF пользователь должен иметь криптопровайдер КриптоПро CSP. Сама проверка происходит в несколько простых шагов:
- пользователь открывает нужный документ;
- нажимает кнопку «Подписи»;
- выбирает нужную неквалифицированную или квалифицированную подпись, и подтверждает свое действие правой клавишей мыши;
- в новом открывшемся окне выбирает «Проверить подпись».
Плагин производит проверку, которая обычно занимает несколько секунд, и выдает новое окно с результатами и информацией о сертификате и ЭЦП.
Программное обеспечение, реализующее алгоритмы криптографии по ГОСТ Р 34.10-2001, поставляется лицензированными компаниями-разработчиками на коммерческой основе. Для приобретения ПО обратитесь в одну из таких компаний. При установке ПО следуйте инструкциям, поставляемым в комплекте, или воспользуйтесь услугами консультантов поставщика.
Сравнение сервисов для проверки ЭЦП
Плагин КриптоПро | КриптоАРМ | Госуслуги | Онлайн-сервис Контур | |
Стоимость | Для Excel и Word платный, для PDF — бесплатный | Бесплатно | Бесплатно | Бесплатно |
Формат проверяемого документа | PDF, Word, Excel | Все | Все | Все |
Максимальный объем файла | Не ограничен | Не ограничен | Не ограничен | 100 МБ |
Вид проверяемой ЭЦП | НЭП/КЭП | НЭП/КЭП | НЭП/КЭП | НЭП/КЭП |
Подтверждение отсоединенной и присоединенной ЭП | Оба типа | Оба типа | Оба типа | Только отсоединенная |
Функция шифрования и расшифрования ЭД, формирования подписи | Доступна лишь в платных версиях | Доступна лишь в платных версиях | Не предусмотрена | Доступно бесплатно |
Подтверждение достоверность ЭЦП необходимо при удаленной работе, заключении договоров, проверки сделок и т.п. В результате пользователь получает всю необходимую информацию о заверителе, а также убеждается в неизменности электронного документа после его подписания. Проверить ЭЦП можно несколькими способами, используя специальные плагины для ПО, онлайн-сервисы или официальный портал государственных услуг. Обычно процесс занимает несколько минут, но в зависимости от загруженности сервера данные могут быть доступны в течение пары часов.
Запрос документов через интернет
После заполнения и проверки данных пользователь нажимает «Отправить». Время получения ответа зависит от степени загруженности сервера.
- Программное обеспечение для работы с документами PDF — Adobe Acrobat или Adobe Reader версии не ниже 8;
- Программное обеспечение (криптопровайдер), обеспечивающее реализацию алгоритмов криптографии по ГОСТ Р 34.10-2001;
- Программное обеспечение (плагин), обеспечивающее интеграцию криптопровайдера и Adobe Reader;
- Сертификат Удостоверяющего Центра ФНС России, обеспечивающий возможность проверки электронно-цифровой подписи документов.
Отправка отчетности через ЛК ФНС
Еще одна удобная функция личного кабинета — это отправка готовой отчетности на сайте налог.ру. Отправка отчетов через ЭЦП в пошаговой инструкции выглядит так:
- Переход в личный кабинет на сайте ФНС;
- Переход в раздел «Предоставление отчетности в электронном виде»;
- Проверка технических условий (действительность ЭЦП, соответствие браузера, работоспособность средств криптозащиты, версии ОС);
- Переход в профиль пользователя;
- Открытие интерфейса личного кабинета;
- В поле «Загрузка» пользователь загружает файл с отчетом в формате xml и нажимает «Отправить».
- После автоматической загрузки документа происходит перенаправление на страницу проверки отчетности.
- Документ является проверенным, когда его статус меняется на «Завершено».
Возможные сбои при работе с личным кабинетом
Для работы с электронной подписью (ЭП) в Личном кабинете налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя необходимо установить следующее программное обеспечение (ПО):
- ОС Windows XP SP3 или выше, либо Mac OS X9 или выше (например, Windows 7). Необходимо установить все официальные обновления, касающиеся информационной безопасности, для выбранной операционной системы;
- Криптопровайдер с поддержкой алгоритмов шифрования ГОСТ 34.10-2001 и ГОСТ 28147-89:
- КриптоПро версии 3.6.7777 и выше
- Vipnet CSP версии 4.2 (Windows 10 не поддерживается)
- Браузер с поддержкой шифрования защищенных соединений по ГОСТ 34.10-2001, 28147-89 («Internet Explorer» версии 8.0.6001 или выше;
- Набор драйверов и дополнительных утилит для работы с электронными ключами eToken PKI Client1 SP1;
- Программный компонент для работы с электронной подписью с использованием Web-браузера (Крипто ПРО ЭЦП browser plug-in версия 2.0
Обычно работа с системой не вызывает сбоев. Но иногда возникают ошибки, устранить которые можно собственноручно без обращения в техническую поддержку. Если в процессе работы не прогружается страница, некорректно выводятся шрифты или часть элементов пропадает, то нужно посмотреть настройки браузера и отключить усиленную безопасность. Сделать это можно так:
- для ОС Server 03: Пуск/Панель управления/Добавление программ/Компоненты ОС/снять галочку напротив «Усиленная безопасность»;
- для ОС Server 08: открыть менеджер/выбрать для кого нужно отключить протокол и отключить;
- для ОС Server 12: перейти в сервер менеджер/локальный сервер/усиленная безопасность. С нужных профилей снимают галочки.
Если ошибка вызвана неправильной установкой электронной подписи, то необходимо восстановить ее с первых шагов регистрации. Для этого переходят на страницу входа в электронный кабинет и заново вводят всю информацию, подписывая ее сертификатом ЭЦП. При повторении ошибки необходимо обратиться в службу технической поддержки.
Работа с личным кабинетом облегчает юридическому лицу получение нужной информации, отправку отчетности, проверку задолженности и т.д. Для регистрации ЛК необходимо заранее получить квалифицированную электронную подпись, а также настроить ПК под требования сервиса. Процесс регистрации требует заполнения основных полей и заверения пользовательского соглашения КЭП.
Авторизация личного кабинета занимает обычно от нескольких часов до 3 рабочих дней. При последующем входе достаточно лишь ввести pin-код и выбрать нужный ключ ЭП. Через права администратора в ЛК можно добавить новых пользователей, а чтобы вести работу сразу с нескольких организаций необходимо перед новым входом почистить кэш.