Различие между 44-ФЗ и 223-ФЗ

Различие между 44-ФЗ и 223-ФЗ Электронная цифровая подпись

Федеральные законы 44-ФЗ и 223-ФЗ оба  разъясняют процесс закупок, поэтому между ними может возникать путаница.  Принципиальное отличие состоит в том, что в первом законе идет речь о закупках,  совершаемых бюджетными организациями, а во втором – о закупках компаний,  которыми государство владеет на половину и больше. Очевидно, что рамки,  налагаемые 44-ФЗ, значительно строже. Рассмотрим расхождения положений законов  в ключевых моментах процесса закупок.

Содержание
  1. Заказчики и поставщики
  2. Доступные способы закупок
  3. Гарантия исполнений условий контракта
  4. Внесение изменений и отмена действия контракта
  5. Антидемпинговые меры
  6. Обжалование действий заказчика
  7. Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
  8. Планирование закупки
  9. Способы закупки по 44-ФЗ
  10. Неконкурентный способ
  11. Способы закупки по 223-ФЗ
  12. Централизованные закупки
  13. Кто может являться участником закупки и какие требования к нему предъявляются
  14. Как осуществляется описание объекта закупки
  15. Применение преимуществ и преференций к отдельным категориям участников закупок
  16. Национальный режим при закупках
  17. Особенности закупок по 223-ФЗ
  18. Типовые положения
  19. Как происходит утверждение положения о закупке
  20. Порядок размещения положения о закупке
  21. Структура положения о закупке
  22. Выводы
  23. Неконкурентные способы закупок
  24. В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика
  25. Виды неконкурентных способов закупок
  26. Закупки при форс-мажорных ситуациях
  27. Конкурентные способы проведения закупок
  28. Аукцион
  29. Конкурс
  30. Запрос котировок
  31. Конкурентные переговоры
  32. Переторжка
  33. Обоснования закупок по 44-ФЗ
  34. Для конкурентных способов закупки
  35. Открытый конкурс
  36. Конкурсные процедуры в электронном формате
  37. Закрытые конкурсные процедуры
  38. Электронные закрытые торги
  39. Обоснование для неконкурентного способа закупки (у единственного поставщика)
  40. Судебная практика
  41. Нормативные акты
  42. В чем принципиальное отличие?
  43. Кто заказчик?
  44. Кто поставщик?
  45. У каких участников приоритет?
  46. На каких ЭТП заказчики проводят торги?
  47. Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?
  48. Сроки подачи заявок
  49. Какую отчетность предоставляют заказчики?
  50. Обеспечение исполнения заявки и контракта
  51. Возможность изменения, расторжения контракта
  52. Можно ли обжаловать действия заказчика?
  53. В чем основные отличия законов №94ФЗ и №223ФЗ
  54. Плюсы закона и его недостатки
  55. Главные характеристики №223ФЗ

Заказчики и поставщики

  • 44-ФЗ: заказчиками выступают любые бюджетные учреждения: муниципальные или государственные; поставщиком может стать индивидуальный предприниматель, физическое или юридическое лицо.
  • 223-ФЗ: торги организовывают компании, которые на 50 и более процентов принадлежат государству, бюджетные компании, которые проводят тендер на собственные средства (не обращаясь к государственному бюджету), компании, которые занимаются ресурсами, контролируемыми государством (например, энергетика), а также субъекты естественных монополий. Поставщиком, как и в случае с 44-ФЗ, может стать любое лицо или организация.

Доступные способы закупок

  • 44-ФЗ: законом предусмотрены следующие виды конкурентного отбора поставщиков: конкурсы (открытый и закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), электронный и закрытый аукционы, запрос котировок, запрос предложений. Заключение контракта с единственным поставщиком возможно, но случае неконкурентных закупок ограничены.
  • 223-ФЗ: в ч.3 ст.3 закона отмечено два обязательных способа закупок: аукцион и конкурс, однако заказчик вправе сам выбрать подходящий способ. Также закон не налагает запрет на неконкурентные закупки, но для их проведения необходимо обозначить причину выбора.

Гарантия исполнений условий контракта

  • 44-ФЗ: обеспечение исполнения контракта необходимо, без него соглашение не может быть заключено. Если начальная максимальная стоимость работ превышает 50 миллионов рублей, то обеспечение должно составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если же контракт заключается на меньшую сумму, то обеспечение назначается в рамках 5–30%. Обеспечить исполнение контракта можно либо перечислением денег на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии.
  • 223-ФЗ: заказчик сам принимает решение о размере суммы, обеспечивающей выполнение условий контракта.

Внесение изменений и отмена действия контракта

  • 44-ФЗ: контракт может быть расторгнут на условиях, оговоренных в конкурсной документации, которую составляет заказчик. Существенные изменения в условия контракта вноситься не могут.
  • 223-ФЗ: заказчик может изменять любые условия контракта, но возможность изменений должна быть обязательно указана в положении о закупке.

Антидемпинговые меры

  • 44-ФЗ: обязательное применение антидемпинговых мер оговорено в ст.37 закона.
  • 223-ФЗ: в законе нет упоминания об антидемпинговых мерах, но заказчик может ввести их по своему усмотрению.

Обжалование действий заказчика

  • 44-ФЗ: жалоба передается в Федеральную антимонопольную службу, в течение двух дней с момента ее получения она публикуется на сайте zakupki.gov.ru , а затем специалисты ФАС рассматривают ее и принимают решение в течение 5 рабочих дней. Это правило распространяется на все закупки по 44-ФЗ.
  • 223-ФЗ: жалоба также публикуется в Федеральной налоговой службе, однако в этом случае порядок ее рассмотрения должен быть прописан в контракте.

Различие между 44-ФЗ и 223-ФЗ

Из нашей статьи вы узнаете:

В соответствии с действующим законодательством закупки осуществляются для государственных и муниципальных нужд в рамках Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе» и для корпоративных нужд — в рамках 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Особенностью применения Закона о контрактной системе является возможность для отдельных заказчиков использовать двойной режим закупок, то есть заказчики могут работать параллельно в двух законах — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Это касается бюджетных учреждений, автономных учреждений и унитарных предприятий.

Чтобы понимать, каким образом подготовить заявку, как будут проходить закупки, чем они регламентированы, а также чтобы сделать выбор, в рамках какого закона будет удобнее и проще работать, участникам закупок необходимо знать различия этих двух законов.

В отличие от 223-ФЗ, 44-ФЗ регламентирует все этапы, стадии и процессы осуществления закупок начиная с этапа планирования, когда заказчики обозначают канву своих будущих закупок. Далее регламентации подлежат сами процедуры закупок. Также регламентированы этапы заключения, исполнения и расторжения контракта, и результативность исполнения.

Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ

Главное различие между законами – 44-ФЗ регулирует все этапы, в том числе порядок обжалования закупок.

223-ФЗ является рамочным и регулирует не все процессы. Те, что в нём не прописаны, заказчики самостоятельно регламентируют в своих положениях о закупке. Если говорить о порядке обжалования в 223-ФЗ, то здесь установлены только основания для подачи жалобы. Сама же процедура обжалования осуществляется в соответствии с 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Планирование закупки

Что касается планирования, то 44-ФЗ охватывает все стадии, но есть ограничения относительно закупок, которые не включены в план-график.

В 223-ФЗ также уделено внимание планированию, в частности, указано, что договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, также осуществляемых в соответствии с планом, если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки. План закупки необходимо разместить в Единой Информационной Системе.

Также в рамках 223 федерального закона предусмотрен особый механизм планирования в отношении инновационной продукции.

Что касается формы проведения закупок в соответствии с 44-ФЗ — все конкурентные закупки проводятся в электронной форме на 8 электронных площадках.

На остальных электронных площадках, которые работают по 223-ФЗ, можно столкнуться с различными процедурами аккредитации и разными требованиями о предоставлении документов.

Способы закупки по 44-ФЗ

44-ФЗ предусмотрен ограниченный перечень конкурентных способов закупки:

  • Конкурс
  • Аукцион
  • Запрос котировок

Неконкурентный способ

Существует только один неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.

Способы закупки по 223-ФЗ

В рамках 223-ФЗ предусмотрен обязательный перечень конкурентных способов закупок (которые именуются торгами): конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений. При этом 223 федеральный закон разрешает заказчику самостоятельно разработать и применить иные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные.

Аукцион и конкурс могут быть в бумажной форме, если это указано в положении о закупке у конкретного заказчика. У заказчика есть выбор на проведение конкурса в электронной форме или только на бумаге, или применять обе формы.

По 44-ФЗ аукцион в электронной форме в обязательном порядке проводится в тех случаях, когда это установлено правительством РФ — существует определённый аукционный перечень.

Если говорить о неконкурентных закупках, то в рамках 44-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя ограничен теми случаями, которые указаны в части 1 статьи 93 данного закона.

По 223-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика законом не установлен, но при этом он должен содержаться в положении о закупках. Как правило, заказчики берут за базу случаи из ч.1 статьи 44-ФЗ и добавляют свою специфику закупки, которая связана с их деятельностью.

При проведении конкурса победитель выбирается в соответствии с критериями оценки по 44-ФЗ отдельным постановлением, в котором указаны все условия конкурса.

В рамках 223-ФЗ нет дополнительного нормативного правового акта, который бы устанавливал критерии для проведения конкурса. Поэтому заказчики вправе в своём положении о закупке такие критерии разработать и этим положением утвердить.

Централизованные закупки

Закон 44-ФЗ
Закон 223-ФЗ

Централизованные закупки и совместные конкурсы и аукционы регламентированы нормами закона
Централизованные закупки и совместные закупки нормами закона не предусмотрены, но встречаются на практике.

Кто может являться участником закупки и какие требования к нему предъявляются

Для участников по 44-ФЗ существуют единые требования, которые устанавливаются ко всем участникам, и есть отдельные требования, которые связаны со спецификой закупки — регламентированы статьёй 31 и отдельным постановлением.

Для участников 223-ФЗ все требования заказчик может установить в своём положении о закупке.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 апреля 2021 года установлены чёткие требования.

Как осуществляется описание объекта закупки

Как в 44-ФЗ, так и в 223-ФЗ указано, что описание объекта закупки должно быть нейтральным, объективным, без указания на товарные знаки, с использованием ГОСТов и технических регламентов.

В 44-ФЗ антидемпинговым мерам посвящена отдельная статья, в которой установлены правила их применения. Также в законе описан порядок обоснования начальной и максимальной цены контракта и процедура исполнения обеспечения контракта.

В 223-ФЗ указанные моменты не предусмотрены. Необходимость обоснования начальной (максимальной) цены договора закреплена в 223-ФЗ, при этом порядок такого обоснования заказчик разрабатывает самостоятельно и включает в своё Положение о закупке.

По 44-ФЗ заказчик может установить требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном для данного закона.

В 223-ФЗ можно применить два реестра недобросовестных поставщиков. То есть возможно установление ограничения об отсутствии в реестре в соответствии с ПП РФ №1211 и по 44-ФЗ.

Применение преимуществ и преференций к отдельным категориям участников закупок

В отличие от 223-ФЗ по Закону о контрактной системе самозанятые не имеют права на какие-либо преференции, в том числе на участие в закупках, проводимых только для СМП/СОНКО.

Читайте также:  Что дает электронная подпись в налоговой и как получить сертификат электронной подписи в УЦ ФНС России

Национальный режим при закупках

  • Запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
  • Ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
  • Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
  • Квотирование закупок товаров российского производства, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
  • Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».
  • Квотирование закупок товаров российского производства, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Принимать участие в закупках по 44-ФЗ значительно проще и удобнее, так как все регламенты уже прописаны и чётко определены.

При участии в закупках по 223-ФЗ возникает ряд сложностей, так как необходимо дополнительное изучение положений о закупке каждого из заказчиков.

Особенности закупок по 223-ФЗ

Различие между 44-ФЗ и 223-ФЗ

После выполнения этих шагов заказчик может осуществлять закупки в рамках 223 федерального закона.

Различие между 44-ФЗ и 223-ФЗ

Положение о закупке – это свод правил, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. В Положении о закупке должно быть прописано, как фактически заказчик будет осуществлять свои закупки, какие способы закупок он будет осуществлять, в каких случаях заказчик будет иметь право на закупку у единственного поставщика.

На практике возможно столкнуться с двумя видами положений о закупках.

Типовые положения

В соответствии с частью 2.1 Закона № 223-ФЗ Типовое положение о закупке может быть утверждено для бюджетных учреждений, автономных учреждений и унитарных предприятий соответственно:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, федеральным органом исполнительной власти либо организацией, осуществляющей от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
  • иным уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Орган (организация), утвердивший Типовое положение о закупке, должен определить, соответственно, бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия.

Исходя из требований Закона № 223-ФЗ Типовое положение состоит из постоянной (не подлежащей изменению) и переменной части.

Не подлежит изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения:

  • Порядок подготовки и осуществления закупки.
  • Способы закупок и условия их применения.
  • Срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с 223-ФЗ.

Типовое положение должно предусматривать особенности участия в закупках субъектов МСП. В типовом положении определяется, в том числе дата, до наступления которой заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупке либо утвердить новое Положение в соответствии с этим Типовым положением.

Ознакомиться с типовым положением вы можете, зайдя в специальный раздел ЕИС.

Как происходит утверждение положения о закупке

Высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании
Государственная корпорация или государственная компания

Руководителем унитарного предприятия
Государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие

Наблюдательным советом автономного учреждения
Автономное учреждение

Советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества
Акционерное общество либо, в случае когда уставом АО предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием АО, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии такового, общим собранием акционеров

Общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью
Общество с ограниченной ответственностью либо, в случае когда утверждение Положения о закупке отнесено Уставом ООО к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) ООО или коллегиальным исполнительным органом

Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения
Государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение

Наблюдательным советом публично-правовой компании
Публично-правовая компания

Порядок размещения положения о закупке

Данный порядок утверждён постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 года №908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке».

Структура положения о закупке

При нарушении заказчиком порядка формирования и размещения в ЕИС положения о закупке последует процедура обжалования.

Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учётом особенностей, установленных статьёй 3 Закона № 223-ФЗ, действия/бездействие заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия/бездействие нарушают права и законные интересы участника закупки.

Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ:

  • Осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона 223-ФЗ, порядка подготовки и/или осуществления закупки, содержащегося в утверждённом и размещённом в ЕИС Положении о закупке такого заказчика.
  • Нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных Законом 223-ФЗ.
  • Неразмещение в ЕИС Положения о закупке, изменений, внесённых в указанное Положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключённых заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом № 223-ФЗ размещению в ЕИС, или нарушение сроков такого размещения.
  • Предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
  • Осуществление заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утверждённого и размещённого в ЕИС Положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работу, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 статьи 3, частью 5 статьи 8 Закона № 223-ФЗ, включая нарушение порядка применения указанных положений.
  • Неразмещение в ЕИС или размещение недостоверной информации о годовом объёме закупок, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Если положение о закупке не размещено, либо если оно не соответствует законодательству, то есть нормам 223 федерального закона, то заказчик обязан осуществить свои закупки в рамках 44-ФЗ.

Выводы

Не важно, примете ли вы решение участвовать в закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ, — в любом случае необходимо знать нормы самого закона и подзаконных правовых актов и внимательно изучить документацию о закупке.

Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.

Различие между 44-ФЗ и 223-ФЗ

Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрены конкурентные и неконкурентные способы проведения закупок.

При конкурентном способе в закупке принимают участие поставщики (подрядчики, исполнители), соответствующие установленным заказчиком требованиям, а контракт получает тот участник, который сделает на торгах наиболее выгодное для заказчика предложение.

В случае неконкурентного способа заказчик закупается у единственного поставщика. Для такого способа закупки установлены специальные условия, а также ограничения по сумме.

В статье мы рассмотрим каждый способ закупки подробнее и расскажем, как обосновать выбранный способ определения поставщика.

Неконкурентные способы закупок

Неконкурентный способ проведения электронных закупок подразумевает размещение заказа на приобретение товара, выполнение работ или оказание услуг у заранее установленного исполнителя. Такие закупки называются прямыми, поскольку поставщик определяется без конкурсного отбора, а контракт с ним подписывается напрямую.

Сделки с единственным поставщиком проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (статья 93), а также Федеральным законом № 223-ФЗ.

Организация вправе самостоятельно решить, по какой схеме выбирать поставщика, однако, если заказчик выбрал конкурентный способ закупки и при этом торги не состоялись, закон о контрактной системе обязывает его заключить контракт с единственным поставщиком.

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Для проведения сделки с единственным поставщиком существует перечень условий, который включает в себя более 50 пунктов (ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ). В число наиболее распространённых условий входят:

  • заказчик приобретает товар, работы, услуги (ТРУ), производимые организациями, которые входят в естественную монополию на основании Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ, а также услуги центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • договор заключается на сумму менее 600 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • заказчик приобретает услуги по ресурсоснабжению зданий и сооружений, а также по ввозу (вывозу) или хранению наркотических и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • заказчик приобретает ТРУ, которые признаны необходимыми в связи с аварийной ситуацией, а также неотложной потребностью в оказании экстренной медпомощи (п. 9 ч. 1 ст. 93).

Виды неконкурентных способов закупок

Сумма разовой закупки по п.4 ч.1 статьи 93 не должна превышать 600 тысяч рублей.

Кроме того, ограничен объём годовых закупок — до 2 млн рублей или 10 процентов от годового объёма всех закупок организации-заказчика в совокупности, но не более 50 млн рублей. Если организация-заказчик проводит закупку ТРУ, приобретаемых в целях обеспечения потребностей управляющих структур сельских поселений, данные ограничения действовать не будут.

Для наглядности рассмотрим пример малой закупки, когда исполнителем контракта является единственный поставщик. Допустим, в апреле 2022 года Заказчик закупил у ООО «Протон» как у единственного поставщика медицинское оборудование на сумму 520 тысяч рублей. Через два месяца Заказчик принял решение закупить у «Протона» расходные материалы на сумму 100 тыс. рублей. Действия заказчика по осуществлению таких закупок в соответствии с п.4 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ будут правомерны, так как цена договора по каждой сделке не превысила 600 тыс. рублей. При этом заказчику нужно контролировать годовой объём закупок у единственного поставщика, чтобы не превысить установленные лимиты.

А мы напоминаем о том, что для заключения контракта вам потребуется квалифицированная электронная подпись. Оформить такую ЭП можно через наш сайт.

Закупки при форс-мажорных ситуациях

Законом разрешён выбор закупок у единственного поставщика в случае обстоятельств непреодолимой силы. Под это определение попадают условия, которые прописаны в ст. 401 ГК РФ. К ним, например, относятся стихийные бедствия, эпидемии и тому подобное. Заказчик должен доказать, что именно наступление таких обстоятельств привело его к заключению сделки с единственным поставщиком.

Конкурентные способы проведения закупок

Закупка по конкурентной процедуре подразумевает, что в торгах примут участие все желающие. При этом заказчик устанавливает требования к объекту закупки и участникам торгов. Суть конкурентного способа заключается в том, что участники закупки делают заказчику предложения, из которых он выбирает наиболее выгодное для себя. При выборе победителя заказчик руководствуется такими критериями, как цена ТРУ и условия исполнения договора.

Читайте также:  Как поменять подпись в thunderbird

Существует несколько видов конкурентных закупок. Мы рассмотрим каждый по отдельности.

Аукцион

При таком способе участники подают заявки без цены, затем проводится аукцион, на котором уже озвучиваются ценовые предложения, по результатам которого выбирается победитель.

Наилучшая цена, как правило, зависит от типа аукциона.

  • Аукцион с повышением начальной цены — заказчик объявляет стартовую цену объекта закупки (лота), участники с каждым шагом предлагают более высокую цену. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Аукционы такого типа обычно проводятся на банкротных торгах.
  • Аукцион с понижением начальной цены — заказчик объявляет максимальную стартовую цену объекта закупки, участники каждый шаг предлагают более низкую цену. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену.

Шаг аукциона для закупок по 44-ФЗ может быть от 0,5 до 5% от начальной цены лота. Аукцион может проводиться в электронном формате на электронных торговых площадках.

Конкурс

При проведении конкурса участники подают заявки с условиями и ценой. Победитель конкурса устанавливается по нескольким критериям, которые заказчик прописывает в закупочных документах.

Заявки участников оценивают по следующим критериям:

  • цена,
  • квалификация участника конкурса,
  • расходы на эксплуатацию и ремонт,
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.

Порядок проведения конкурса зависит от его вида. При проведении открытого конкурса в электронной форме участники подают заявки через оператора электронной площадки. На закрытых конкурсах участники подают предложения в конвертах, заказчик вскрывает их, а затем проводит оценку заявок.

Запрос котировок

При таком способе закупки участники подают заявки с ценовыми предложениями, а побеждает тот участник, который предложит самую низкую цену контракта. При наличии одинаковых предложений с наименьшими ценами победителем становится тот, кто подал заявку ранее.

Конкурентные переговоры

Проводятся при закупках по 223-ФЗ, а также коммерческих закупках. Организатор устраивает переговоры с участниками, в ходе которых определяет наиболее квалифицированного претендента, который предлагает наилучшие условия.

Переторжка

Данная процедура проводится, если по результатам торгов заказчика не устроил ни один из предложенных вариантов. В этом случае участники делают предложения повторно с улучшенной ценой. Переторжка проводится при конкурсах по 44-ФЗ и закупках по 223-ФЗ.

Обоснования закупок по 44-ФЗ

Обоснованность выбора при определении способа проведения закупки — очень важный фактор, поскольку заказчику необходимо максимально прозрачно показать, по каким критериям он проводил отбор.

Несмотря на то что заказчик проводит закупку по способу, который выбирает самостоятельно, привести обоснование отбора — его обязанность, установленная законом о контрактной системе. При этом согласно закону, обоснованность осуществления закупок оценивается в ходе аудита и контроля в сфере закупок.

Для конкурентных способов закупки

Существует довольно широкий перечень случаев, при которых осуществление закупок проходит в виде электронного аукциона. Однако есть случаи, при которых электронный аукцион должен проводиться в обязательном порядке:

  • заказчик планирует приобрести ТРУ из специального правительственного Перечня, утверждённого Распоряжением Правительства от 21 марта 2016 года № 471-р;
  • при проведении закупки цена сделки является единственным критерием, по которому будет определён победитель.

Для выбора запроса котировок тоже существуют определённые 44-ФЗ ограничения и случаи. Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок:

  • в случае если НМЦК не превышает три миллиона рублей. При этом годовой объём закупок, осуществляемых путём проведения электронного запроса котировок, не должен превышать 20% совокупного годового объёма закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объём закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей;
  • независимо от НМЦК и годового объёма закупок в случае осуществления:
  • закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
  • закупки ТРУ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона о контрактной системе;
  • закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
  • закупок лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии;
  • закупок спорт. инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов РФ к спортивным соревнованиям и для участия в них;
  • закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юр. лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
  • закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Открытый конкурс

Обоснованием для открытого конкурса будет служить факт того, что заказчик выбирает исполнителя по критериям наиболее выгодных для себя условий, а не только по наименьшей цене.

Конкурсные процедуры в электронном формате

Обоснования для проведения электронных конкурсных процедур аналогичны основаниям для проведения оффлайн-конкурсов.

Закрытые конкурсные процедуры

Согласно ст. 73 Федерального закона № 44-ФЗ, применение закрытых процедур должно быть согласовано с ФАС, кроме случаев, когда закупку осуществляют различные федеральные органы исполнительной власти, а также подведомственные им организации. Перечень таких учреждений должен быть утверждён отдельным Постановлением Правительства РФ.

Электронные закрытые торги

Закрытые закупки проводятся в случаях, перечисленных в ч.11 статьи 24 Закона №44-ФЗ. Порядок проведения электронного закрытого конкурса установлен статей 75, электронного закрытого аукциона – статьёй 76 Закона № 44-ФЗ.

За неправильно выбранный способ закупки КоАП РФ предусмотрен крупный штраф. Так, если провели закрытую закупку в случаях, не предусмотренных законом, или в случае, когда не провели аукцион на закупку товара из аукционного перечня, — штраф 50 000 рублей (ч. 2- 2.1 ст. 7.29 КоАП).

Обоснование для неконкурентного способа закупки (у единственного поставщика)

Ранее при заключении контракта с единственным поставщиком заказчики должны были включить обоснование в план-график. Федеральным законом от 1 мая 2019 № 71-ФЗ заказчики были освобождены от этой обязанности — с июля 2019 года обосновывать невозможность использования конкурентных видов процедур при закупке у единственного поставщика больше не требовалось.

Тем не менее это не значит, что можно выбирать любой способ определения поставщика — санкции за неверный выбор способа закупки остались прежними.

Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, когда заказчик обязан обосновать НМЦ сделки, которая была заключена с единственным поставщиком (ч.4 ст. 93).

Обоснование НМЦК необходимо, если заказчик приобретает ТРУ у единственного поставщика в следующих случаях:

  • заказ на услуги по мобилизационной подготовке;
  • закупка товаров, работу или услуг у органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений;
  • заключение контракта на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений;
  • закупка ТРУ у предприятия уголовно-исполнительной системы;
  • закупка материалов (сырья, комплектующих) для производства ТРУ в рамках трудоустройства осуждённых;
  • заказ на услуги по продаже билетов и абонементов на культурные мероприятия;
  • приобретение услуг по управлению многоквартирным домом и др.

Полный перечень перечислен в ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Таким образом, несмотря на то, что в обосновании выбора единственного поставщика больше нет необходимости, заказчик по-прежнему обязан обосновывать цену контракта с ним.

Обратите внимание, что с 1 января 2022 года заказчик обязан устанавливать единые требования к участникам закупки, указанные в статье 31 44-ФЗ, и при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4-5 (закупки до 600 тыс.рублей), 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ.

  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Чем отличаются закупки по 44-фз и по 223-фз

Подборка наиболее важных документов по запросу Чем отличаются закупки по 44-фз и по 223-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2022 N Ф09-1228/22 по делу N А60-27025/2021Требование: О признании недействительным договора на оказание юридических услуг.Обстоятельства: Прокурор указал на нарушение порядка проведения неконкурентной процедуры закупки.Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку правовые последствия для исполнителя, оказавшего юридические услуги по договору, заключенному с нарушениями ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, не идентичны последствиям нарушениям правил ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, услуги оказаны и приняты заказчиком без претензий, заключением договора публично-правовые интересы не затронуты.Между тем, поскольку нормы Закона N 223-ФЗ не содержат в отличие от Закона N 44-ФЗ норм о явно выраженном законодательном запрете, аналогичном запрету, изложенному в части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ, исходя из цели указанного Закона, принципов закупочной деятельности, гражданско-правового характера этих отношений, при установленных по делу обстоятельствах, оснований для вывода о нарушении публичных интересов заключенным договором у судов не имелось.

  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Различие между 44-ФЗ и 223-ФЗ

Подборка наиболее важных документов по запросу Различие между 44-ФЗ и 223-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Статья: Привлечение к административной и уголовной ответственности за необоснованное изменение сроков контракта в сфере гособоронзаказа(Громилов В.И.)(“Оборонно-промышленный комплекс: вопросы права”, 2020, N 1)Необоснованное изменение сроков исполнения государственного контракта или договора влечет за собой срыв ГОЗ, что может крайне негативно повлиять на обеспечение обороноспособности и безопасности государства, а также повлечь за собой причинение материального ущерба. Однако с учетом анализа различий между Законами N 44-ФЗ и N 223-ФЗ можно сделать вывод, что в случаях привлечения к уголовной ответственности за изменения срока поставки, выполнения работ или оказания услуг также будет наблюдаться определенная диспропорция прав участников ГОЗ по аналогии с привлечением к административной ответственности по п. 4.1 ст. 7.32 КоАП РФ.

Статья: Закупочные страшилки: как изменится жизнь заказчиков в связи с применением новой редакции Закона N 223-ФЗ(Байрашев В.Р.)(“Прогосзаказ.рф”, 2018, N 10)Просматривая новую редакцию Закона N 223-ФЗ, можно прийти к выводу, что все закупки стали торгами, их больше нельзя отменить после истечения срока подачи заявок, а закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся по строго регламентированной процедуре, схожей с Законом N 44-ФЗ.

Читайте также:  Сертификат открытого ключа - это... Что такое Сертификат открытого ключа?

Нормативные акты

Решение Московского УФАС России от 09.04.2021 по делу N 077/06/106-5847/2021Нарушение: ч. 8 ст. 32, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что отношения, направленные на обеспечение нужд государственных и муниципальных заказчиков определены положениями Федерального закона N 44-ФЗ, в свою очередь Федеральный закон N 223-ФЗ создает условия для удовлетворения потребностей юридических лиц (чч. 1 – 2 ст. 1 Федерального закон N 223-ФЗ).

  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Отличие 44 и 223 фз

Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие 44 и 223 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя. Поэтому он подходит начинающим участникам, а 223-ФЗ — более опытным компаниям. Посмотрим подробнее, чем различаются эти два закона.

В чем принципиальное отличие?

Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

Кто заказчик?

Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения

  • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

Кто поставщик?

Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые.

У каких участников приоритет?

  • субъекты малого предпринимательства,
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

  • субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые (с конца марта 2020)
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 20% совокупного годового объема договоров.

Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.

  • открытые конкурсы
  • конкурсы с ограничением участия
  • двухэтапные конкурсы
  • закрытые конкурсы
  • закрытые конкурсы с ограничением участия
  • электронные аукционы
  • аукционы в закрытой форме
  • запросы предложений
  • запросы ценовых котировок

Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.

В положении о закупке заказчик прописывает все варианты конкурентных и неконкурентных способов закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов предложений,
  • запросов котировок.

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

Конкурентные закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше видами закупок.

На каких ЭТП заказчики проводят торги?

8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Для работы на площадках нужна регистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна.

Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок у МСП также нужна регистрация в ЕИС.

Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?

Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).

Сроки подачи заявок

Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.

Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.

Какую отчетность предоставляют заказчики?

Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  • документы о приемке работ,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.

До 1 февраля года следующего за отчетным заказчики размещают:

  • годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
  • годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442).

Обеспечение исполнения заявки и контракта

Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:

  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет. Выбрать банк можно бесплатно в нашем сервисе.

Обеспечение контракта и гарантийных обязательств

Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.

Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

  • внести денежные средства на счет заказчика,
  • предоставить банковскую гарантию.

Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те СМП, кто имеет опыт исполнения контрактов.

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

  • 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без НДС).
  • 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (без НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.

Заказчики не могут требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.

Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика.

Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке.

В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие.

Возможность изменения, расторжения контракта

Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.

Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках.

Можно ли обжаловать действия заказчика?

Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.

Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Знание законов – это защита и подстраховка каждого человека, особенно, если речь идет о финансовых вложениях и тендерах. Один из законов отвечает за регулирование закупки бюджетных фирм и компаний, которые принадлежат стране, а второй регулирует приобретение фирм, которые принадлежат государству как минимум на 50% и более. Нельзя использовать закон, который не соответствует действительности. Например, при покупке компании, которая только на 50% принадлежит государству, ссылаться на закон №94ФЗ, поскольку они принципиально отличны. Такая ошибка может повлечь за собой серьезные последствия.

В чем основные отличия законов №94ФЗ и №223ФЗ

Закон №94Ф3 разработан для закупки любых государственных заказчиков. Рассматривая актуальный тендер по 94ФЗ, необходимо понимать, что такие торги обычно планируются сразу на три года вперед, поскольку это серьезная работа, напрямую связанная с государством. Для того чтобы получить разрешение на деятельность и осуществить задуманный план, необходимо проработать как можно тщательнее техническое задания для закупки, провести  согласно всем правилам и нормам в определенный срок, иначе он может быть аннулирован. Также необходимо помнить о том, что организатор тендера должен своевременно платить всем поставщикам, которые исправно выполнили контракт. Так что в этом деле без подводных камней точно не обойтись. Согласно закону, поставщики обязаны в денежной форме подтверждать свое желание принимать участие в аукционе, выполнять все условия контракта, а также не срывать оговоренные на бумаге сроки доставки товаров или оказания услуг.

Плюсы закона и его недостатки

Этого закон устанавливает конкретные сроки для определенных этапов и помогает в регулировании всех аспектов договоренности. Закон гарантирует, что организатор тендера точно заключит договор с победителем аукциона, а после выполнения всех услуг выплатит все деньги. Если поставщик тендера решит уклониться от правил и договоренностей, то по закону он автоматически попадет в Реестр, в который занесены все недобросовестные поставщики. Сейчас действует правило, которое запрещает недобросовестным поставщикам на протяжении двух лет участвовать в государственных закупках. Если правила контракта нарушит заказчик, то ему придется заплатить внушительный штраф, а все его состоявшиеся тендеры будут отменены.

Главные характеристики №223ФЗ

Закон №223ФЗ немного лояльнее предыдущего, поскольку для организаторов тендера он устанавливает только общие правила закупок. Основное правило, которое стребует соблюдать по закону 223ФЗ о госзакупке – заказчик-государственная компания должна собственными силами разработать положение проекта. В нем будут прописаны все способы определения подходящего поставщика для оказания услуг и поставки товаров, при помощи которого будут доставляться и проводиться закупки. Также в положении заказчик должен самостоятельно установить требования к участникам тендера и провести их отбор. В своем роде этот закон дает заказчикам тендеров больше свободы и самостоятельности. В отличие от первого закона необходимо продумать план закупок не на три, а всего на один год, более того, при необходимости в любой момент этот план можно изменить. Начальную максимальную стоимость договора заказчику также нет необходимости перед кем-то аргументировать и защищать. Заказчик тендера имеет полное право без каких-либо эквивалентов указать модель товара или марку. На все эти моменты нужно обратить пристальное внимание, чтобы получить оптимальный результат.

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий