РНИС Москвы: как подключиться и бесплатно получить пропуск на МКАД, ТТК и СК? – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

РНИС Москвы: как подключиться и бесплатно получить пропуск на МКАД, ТТК и СК? – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок Электронная цифровая подпись

: аппаратно-программный комплекс (апк) «безопасный город»

АПК «Безопасный город» – совокупность существующих и перспективных федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем на местном уровне, объединённых для решения задач в сфере обеспечения защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также взаимодействующих с ними автоматизированных систем в рамках единой региональной ИКТ-инфраструктуры. 

Под АПК «Безопасный город» понимается совокупность сопряженных между собой сегментов, объединяющих сгруппированные в соответствие с целевой областью применения КСА федеральных, региональных и муниципальных органов управления и организаций, на местном уровне решающих задачи обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания. 

АПК «Безопасный город» — интегративная система на стыке работы разных ведомств, отраслей, научных направлений. Это основа для объединения сил и средств по реагированию на кризисные ситуации на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Это именно платформа, а не ведомство. 

Реализуемые в муниципальных образованиях сегменты АПК «Безопасный город» закладывают основу для решения задачи создания интегрированных региональных автоматизированных систем – комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации. 

Концепция «Безопасный город» 

В декабре 2022 года правительство РФ утвердило концепцию создания комплекса «Безопасный город». Концепция устанавливает единые требования к системам обеспечения городской безопасности, создаваемым в российских регионах. 

«Целью построения и развития АПК «Безопасный город» является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования, – говорится в распоряжении правительства». 

Структура АПК «Безопасный город» 

На федеральном же уровне АПК «Безопасный город» выглядит так:

– Национальный центр управления кризисными ситуациями (НЦУКС),

– 85 региональных Центра управления кризисными ситуациями (ЦУКС),

Единая дежурная диспетчерская служба (ЕДДС) в каждом муниципальном районе (2364),

– Дежурные диспетчерские службы (ДДС) — по числу ЕДДС. 

Региональные проекты реализации АПК «Безопасный город» 

«Безопасный город» — это более 150 систем и 5 функциональных блока:

– транспортная безопасность,

– экологическая безопасность,

– безопасность населения,

– безопасность городской и коммунальной инфраструктуры,

– координация работы служб и ведомств. 

Бизнес-модели создания и финансирования АПК «Безопасный город» 

Развертывание «Безопасного города» по всей стране будет стоить порядка 100 млрд рублей.

Можно выделить три основных модели, по которым создается АПК «Безопасный город» в регионах:

  • закупка ПО и оборудования в собственность региона,
  • ГЧП с последующей передачей оборудования на баланс региона
  • покупка элементов «Безопасного города» как сервиса. 

Анализ показывает, что все регионы ту или иную часть систем АПК «Безопасный город» приобретают в собственность. Многие регионы используют комбинацию моделей – часть оборудования закупают в собственность, частично применяют модель ГЧП или покупают сервисы. 

Руководящие документы 

  • Распоряжение Правительства РФ № 2446 от 03.12.2022

Утверждение концепции АПК «Безопасный город» 

  • Поручение Президента РФ В.В. Путина от 27.05.2022 Пр-1175 
  • Постановление Правительства РФ № 39 от 20.01.2022

Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием АПК «Безопасный город» 

Структура АПК «Безопасный город»

Риски и контроль рисков на территории 

– Риски возникновения противоправных действий

Контроль рисков: Системы видеонаблюдения 

– Риски возникновения эпидемий

Контроль рисков: Медицинские информационные системы 

– Риски возникновения природных пожаров

Контроль рисков: Системы раннего обнаружения лесных пожаров

Интеграция с системами дистанционного зондирования Земли из космоса (ДЗЗ)

– Риски возникновения подтоплений (затоплений)

Контроль рисков: Системы мониторинга состояния окружающей среды 

– Риски возникновения ЧС на транспорте

Контроль рисков:

– Риски возникновения аварий на химически опасных объектах

Контроль рисков:

  • Контроль попадания в окружающую среду (воздух, почва) аварийно химически опасных веществ (АХОВ)
  • Автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО) 

– Риски возникновения аварий на объектах ЖКХ

Контроль рисков: Системы мониторинга объектов ЖКХ, SCADA 

Риски обрушения зданий, сооружений, пород

Контроль рисков: СМИС/  СМИК 

Создание единого информационного пространства

Модель данных

Анализ источников информации, состава и форматов передаваемой информации 

Набор интеграций

Анализ информационных систем, проработка интеграции

Описание бизнес-процессов (регламенты)

  • Описание бизнес-процессов взаимодействия.
  • Подготовка регламентов в соответствие с методическими рекомендациями МЧС России 

Проектирование и создание систем

  • КСА РИП – Проектирование и создание комплекса средств автоматизации региональной интеграционной платформы
  • КСА ЕЦОР- комплекс средств автоматизации единого центра оперативного реагирования
  • Проектирование и создание новых систем, интеграция с внешними системами 

Координаты ТС. Технические параметры ТС

Системы ГЛОНАСС

Данные о выбросах на потенциально опасных объектах (ПОО)

Системы ПОО

Слои ГИС, скан-копии инфраструктуры

Автоматизированная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (АИСОГД), ГИС ЖКХ

Команды управления ТВ/радио перехват. Управление контентом

РАСЦО – региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях

 КСЭОН – комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС)

ТАСЦО – территориальная автоматизированная система централизованного оповещения гражданской обороны

МАСЦО – местная автоматизированная система централизованного оповещения.

Видеопотоки, сигналы датчиков

индикаторы высокого напряжения (ИВН), подсистема комплексного мониторинга окружающей среды, (КМОС), система контроля аварийно химически опасных веществ (АСХОВ), автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО)

С-112 – система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации, странах ЕС и некоторых других стран

Данные об инцидентах, статусы инцидентов: Дежурные диспетчерские службы: (ДДС 01, ДДС 02, ДДС 03, ДДС 04

Единый центр оперативного реагирования (ЕЦОР) 

Состав подсистем КСА «Региональная платформа», КСА ЕЦОР 

– Геоинформационная подсистема

– Подсистема информационно- аналитического сопровождения

– Подсистема управления справочниками и классификаторами

– Подсистема электронного взаимодействия

– Подсистема приема и обработки сообщений

– Подсистема комплексного мониторинга

– Подсистема комплексного информирования и оповещения

– Подсистема поддержки принятия решений 

Подсистема интеграции данных

Источники данных 

О компании 

Компания «СМИС Эксперт» – российская компания, специализирующаяся на разработке, внедрении и техническом сопровождении программных продуктов и цифровых комплексов мониторинга состояния промышленных объектов и качества их эксплуатации.

Эксперт в сфере дистанционного контроля и обеспечения промышленной безопасности для предприятий различных отраслей.

Компания участвует в проектах строительства объектов федерального значения от проектных работ до ввода в действие, является надежным партнером федеральных интеграторов, технологическим партнером ведущих производителей средств измерений.

Ответственный за корпоративные коммуникации:

Сергей Ковалев, Исполнительный директор

компании ООО «СМИС Эксперт»

7 (929) 641-51-30, 7 (495) 532-52-62

pr@smis-expert.com 

Источник: https://smis-expert.com/blog/apparatno-programmnyy-kompleks-apk-bezopasnyy-gorod/

Сайт: https://smis-expert.com/     

Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.

Использование информационных систем и компьютерных сетей для обеспечения межведомственного взаимодействия правоохранительных органов

Повышение эффективности взаимодействия сотрудников органов предварительного расследования невозможно без внедрения современных информационных технологий, базирующихся на средствах электронно-вычислительной техники, компьютерных программах, базах данных, средствах цифровой фотографии, видео-и звукозаписи, информационных системах, информационно-телекоммуникационных сетях, а также на средствах их защиты.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О полиции» она в своей деятельности в порядке, установленном законодательством РФ, обязана использовать:

  • 1) информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;
  • 2) системы межведомственного электронного взаимодействия и документооборота.

При этом федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем и интегрированных банков данных.

Практика показывает, что использование современных компьютерных технологий в значительной мере способствует устранению многих недостатков, которые имеют место при осуществлении взаимодействия сотрудников органов предварительного расследования. Обработка соответствующей документированной информации по материалам доследственной проверки или уже расследуемому уголовному делу позволяет значительно сократить сроки их производства, уменьшить время на оформление и составление необходимых материалов и документов, провести расследование более полно, объективно и в короткие сроки. Анализ электронных документов, например, содержащихся в централизованных базах данных розыскных и криминалистических учетов, дает весьма ценную информацию для выбора наиболее правильных путей и методов расследования, а информация о способе и механизме расследуемого преступления помогает выбрать более эффективные пути и средства розыска и задержания преступников.

Помимо переработки огромного массива информации, сотрудник органа предварительного расследования должен вычленить из нее криминалистически значимую, установить между отдельными ее блоками причинно-следственную связь и не допустить при этом ошибок, связанных как с недостатком этой информации и трудностями в ее получении, так и с дефицитом времени и часто собственным невысоким профессиональным уровнем. При этом весьма значительное время им затрачивается на рутинную работу по составлению различных документов процессуального и непроцессуального характера: протоколов следственных действий, постановлений, запросов, планов расследования, карточек уголовной статистики и др.

С учетом научного прогноза развития преступности в XXI в., существующих планов совершенствования системы правоохранительных органов и уровня развития современных информационных технологий в настоящее время начаты работы по созданию и внедрению в практику следующих перспективных средств, обеспечивающих эффективное взаимодействие сотрудников органов предварительного расследования при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений.

В марте 2022 г. была утверждена Концепция создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (сокр. ИСОД)[1]. ИСОД представляет собой совокупность используемых в МВД России автоматизированных систем обработки информации, программно-аппаратных комплексов и комплексов программно-технических средств, систем связи и передачи данных, необходимых для эффективного обеспечения оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности. Она позволяет унифицировать используемые для информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений программно-технические решения и привести архитектуру основных автоматизированных информационных систем в соответствие современным требованиям к доступности и надежности.

ИСОД состоит из следующих структурных элементов.

  • 1. Интегрированной мулътисервисной телекоммуникационной сети (ИМТС).
  • 2. Базового информационно-технологического обеспечения, включающего в свой состав:
  • — подсистему централизованной обработки данных (ЦОД);
  • — подсистему автоматизированных рабочих мест (АРМ) пользователей;
  • — сервис управления доступом к информационным системам (СУДИС);
  • — подсистему информационной безопасности;
  • — подсистему навигационно-информационного обеспечения мониторинга и управления силами и средствами МВД России;
  • — подсистему информационно-аналитической поддержки принятия решений по направлениям деятельности МВД России;
  • — подсистему информационно-аналитического обеспечения деятельности оперативно-технических подразделений органов внутренних дел РФ.
  • 3. Прикладных сервисов обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД России, а именно:
    • — сервиса электронного документооборота (СЭД);
    • — сервиса электронной почты (СЭП);
    • — ведомственного информационно-справочного портала (ВИСП);
    • — системы закрытой видео-конференц-связи (СВКС-М).
  • 4. Прикладных сервисов обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений МВД России:
    • — объединенной поисковой федеральной системы генетической идентификации «Ксенон-2»;
    • — централизованной интегрированной автоматизированной дактилоскопической информационной системы (ЦИАДИС);
    • — информационно-поискового сервиса «Следопыт-М»;
    • — сервиса обеспечения деятельности дежурных частей (СОДЧ);
    • — сервиса обеспечения охраны общественного порядка (СООП);
    • — федеральной информационной системы Госавтоинспекции (ФИС ГИБДД-М);
    • — сервиса обеспечения экономической безопасности (СОЭБ);
    • — сервиса Национального центрального бюро Интерпола (СОДИ);
    • — сервиса экспертно-криминалистической деятельности (ЕАИС ЭКП);
    • — сервиса обеспечения повседневной деятельности Главного управления собственной безопасности МВД России (СОПД ГУСБ);
    • — автоматизированной системы сбора и обработки информации о состоянии преступности, расследовании уголовных дел и иной служебно-оперативной деятельности органов внутренних дел «МОСТ».
  • 5. Подсистемы поддержки взаимодействия подразделений МВД России с населением, а также межведомственного взаимо

действия с целью предоставления государственных услуг, содержащей такие компоненты, как:

Рассмотрим основные из них подробнее.

Интегрированная мультисервисная телекоммуникационная сеть (ИМТС) МВД России призвана обеспечить мобильный доступ сотрудников ОВД (оперативных подразделений, в том числе входящих в состав нарядов патрульно-постовой службы полиции, дорожно-патрульной службы ГИБДД, участковых уполномоченных и других служб МВД России) к информационным ресурсам ИСОД. С этой целью используются 3G/4G/5G-ceTH операторов сотовой связи, системы спутниковой и проводной связи, а также доступ к сервисам ГЛОНАСС.

Подсистемы базового информационно-технологического обеспечения.

Ядром и управляющим центром системы является ЦОД, который создается на нескольких территориально распределенных технологических площадках, обеспечивающих устойчивое функционирование системы в условиях различных внешних и внутренних неблагоприятных факторов. Он предназначен для размещения централизованных информационных систем и сервисов, а также предоставления доступа к ним с использованием так называемых облачных технологий. ЦОД ИСОД обеспечивает консолидацию разнородных данных, содержащихся в различных ведомственных и межведомственных системах, а также единую точку доступа к ним для использования в оперативно-служебной деятельности сотрудникам не только МВД России, но и других правоохранительных органов. Его базовыми компонентами являются серверные узлы, состоящие из четырех компьютеров «Эльбрус-4С», каждый из которых имеет не менее четырех универсальных вычислительных процессоров 64-разрядной стандартной архитектуры х86 российского производства, 96 Гбайт ОЗУ, жесткий диск емкостью 500 Гбайт и скоростью вращения шпинделя 7200 об/мин, работающие под управлением отечественной операционной системы.

Автоматизированные рабочие места (АРМ) пользователей, входящие в состав ИСОД, базируются на компьютерах «Таволга», работающих на процессорах Baikal-Tl, также российского производства. С их помощью уполномоченные сотрудники правоохранительных органов имеют возможность получать юридически значимую информацию, которая направляется заинтересованными ведомствами в ЦОД — хранилище межведомственной информации, необходимой им для выполнения своих должностных обязанностей.

Сервис управления доступом к информационным системам (СУДИС) предназначен для централизованного управления доступом пользователей к сервисам ИСОД МВД России. Он обеспечивает выполнение следующих функций:

Подсистема информационной безопасности обеспечивает защиту информации на всех этапах жизненного цикла как в целом ИСОД, так и каждого из ее элементов в отдельности. Для этих целей используются:

  • 1) программные комплексы линейки ViPNet, которые позволяют:
    • — защитить информацию при ее передаче по открытым каналам связи с использованием ключей шифрования,
    • — защитить доступ удаленных и мобильных пользователей,
    • — обеспечить взаимодействие с сетями ViPNet других организаций, в том числе правоохранительных органов,
    • — защитить IP-телефонию и видео-конференц-связь,
    • — разграничить доступ к информации пользователей,
    • — обеспечить защищенный контролируемый доступ пользователей из ИСОД в сеть Интернет,
    • — обеспечить контролируемый доступ пользователей из публичных сетей к ресурсам и сервисам ИСОД;
  • 2) программные средства семейства Kaspersky для обеспечения защиты от вредоносных компьютерных программ и компьютерных атак;

Прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД России.

Сервис электронного документооборота (С ЭД) предназначен для автоматизации деятельности сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, направленных на подготовку, обработку, хранение и использование документов (в том числе и документов в электронной форме), образующихся в ходе деятельности органов внутренних дел. СЭД состоит из таких информационных опций, как «Документы», «Электронные образы бумажных документов», «Работа исполнителя с документами», «Работа со штрихкодами документов», «Контроль исполнения документов», «Поиск документов» (по реквизитам и другим параметрам), «Сканирование документов или их частей», «Резолюции на документы», «Реестры и списки», «Разграничение доступа к документам», «Отчеты», «Работа с электронной подписью», «Журналирование», «Справочники», «Группы пользователей для рассылки документов».

Сервис электронной почты (СЭГГ) обеспечивает обмен электронными сообщениями между сотрудниками центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел. Он призван повысить оперативность и качество работы по координации и внутреннему взаимодействию между сотрудниками ОВД, снизить трудозатраты и сократить издержки на выполнение функций обмена информацией, а также способствовать созданию юридико-технологических условий для перехода от традиционного бумажного документооборота к ведомственному и межведомственному взаимодействию в электронном виде. Он включает в себя следующие подразделы:

  • 1) «Задачи» обеспечивает:
    • — просмотр, изменение, удаление, создание служебных заданий подчиненным сотрудникам,
    • — предоставление им доступа к заданиям,
    • — подписку на служебные задания других пользователей;
  • 2) «Календарь», который позволяет:
    • — производить просмотр, изменение, удаление, создание событий,
    • — предоставлять доступ к своим событиям другим пользователям ИСОД,
    • — осуществлять подписку на события других пользователей;
  • 3) «Контакты» предназначен:
    • — для отображения списков собственных контактов,
    • — отображения адресной книги подразделения,
    • — просмотра и редактирования записей в адресной книге,
    • — предоставления доступа другим пользователям ИСОД к своим контактам,
    • — подписки на контакты других пользователей;
  • 4) «Файлы» обеспечивает:
    • — управление пользовательским хранилищем файлов,
    • — просмотр, изменение, удаление файлов.
Читайте также:  Основные операции с КриптоПро

Ведомственный информационно-справочный портал (ВИСГГ) доступен для всех пользователей ИСОД. Он разработан как инструмент информационной поддержки эффективного управления и использования общих информационных ресурсов для сотрудников МВД России и других правоохранительных органов. ВИСИ является также инструментом формирования единого информационного пространства, структуризации и хранения ведомственной и межведомственной информации, совершенствования внутренних коммуникаций между сотрудниками и структурными подразделениями, снижения временных затрат на сбор, обработку и поиск служебной информации. В его состав входят следующие информационные ресурсы:

— адресно-телефонный справочник, содержащий информацию о руководстве, структуре и контактных данных сотрудников

  • (Ф. И. О., наименование должности, служебный телефон, адрес служебной электронной почты);
  • — сервис «Новости и события» представляет собой форум пользователей ИСОД, который позволяет обсуждать наиболее важные события, происходящие в служебной деятельности сотрудников МВД России и других ведомств;
  • — сервис «Опросы» предназначен для сбора и обобщения аналитической информации по совершенствованию деятельности МВД России и его отдельных структурных подразделений по различным направлениям;
  • — сервис «Вопросы и ответы» позволяет вовлекать пользователей в процесс улучшения функционирования и развития сервисов ИСОД;
  • — сервис «Справочная информация» предоставляет пользователям возможность ознакомиться с технологическими и организационно-техническими особенностями использования ИСОД и отдельных ее сервисов;
  • — сервис «Обратная связь с руководством» позволяет подчиненным сотрудникам поддерживать документальную связь с их непосредственными и вышестоящими начальниками путем отправки электронных сообщений с возможностью приложений в виде файлов.

Система закрытой видео-конференц-связи {СВКС-М) обеспечивает коммуникацию сотрудников с использованием служебной видеосвязи. СВКС-М предназначена для оптимизации и ускорения процесса получения и обработки информации при принятии управленческих решений. Основными ее функциями являются:

  • — обеспечение оперативной связи сотрудников МВД России и пользователей ИСОД других ведомств;
  • — сокращение командировочных и транспортных расходов;
  • — увеличение производительности труда;
  • — упрощение процедуры проведения региональных и федеральных селекторных совещаний.

СВКС-М поддерживает следующие виды конференций:

  • 1) видеозвонок для общения двух пользователей;
  • 2) групповая видеоконференция для общения нескольких пользователей;
  • 3) симметричная конференция для общения без модератора до 16 пользователей;
  • 4) асимметричная конференция для общения с модератором до 16 пользователей;
  • 5) ролевая конференция для общения до 250 пользователей с несколькими модераторами.

Прикладные сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений МВД России.

Объединенная поисковая федеральная система генетической идентификации «Ксенон-2»[5] создана для совершенствования информационного обеспечения правоохранительных органов РФ, повышения эффективности работы межведомственной базы данных геномной информации на основе использования перспективных программно-технических средств и современных ГГ-технологий в рамках развития ИСОД МВД России.

Основными функциями «Ксенон-2» являются:

  • — формирование и ведение информационного массива данных ДНК в режиме реального времени;
  • — обеспечение одновременного перекрестного поиска проверяемой информации с данными, находящимися в базе системы;
  • — администрирование и распределение полномочий, а также прав доступа пользователей.

Информационный массив формируется с помощью электронных информационных карт путем удаленного доступа к «Ксенон-2» с использованием каналов связи ИМТС МВД России в результате:

  • • производства судебных исследований и экспертиз в целях решения задач предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности, в основном для геномной идентификации криминалистически значимых объектов;
  • • направления запросов уполномоченных сотрудников правоохранительных органов о проверке данных ДНК интересующих их биологических объектов по базе данных «Ксенон-2»;
  • • проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц во исполнение требований Федерального закона от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации».

Контроль за формированием, ведением, актуализацией и использованием информационного массива «Ксенон-2» осуществляет ЭКЦ МВД России.

«Ксенон-2» состоит из следующих подсистем:

  • 1) ввода и хранения данных — обеспечивает формирование централизованного автоматизированного информационного массива и обработку потоков информации;
  • 2) формирования запросов — обеспечивает идентификацию генетической информации путем исполнения формализованных запросов, поступающих дистанционно от пользователей;
  • 3) администрирования — позволяет формировать технические отчеты о функционировании подсистем, а также фиксировать действия пользователей и модулей системы, в том числе параметры события и пользователя, который его инициировал;
  • 4) поиска — позволяет осуществлять поисковые запросы пользователей по базе данных с использованием определенных алгоритмов;
  • 5) передачи данных — для организации информационного обмена между центральной базой данных, территориально распределенными базами системы и пользователями;
  • 6) формирования отчетов — предназначена для формирования статистической отчетности, необходимой для мониторинга и анализа деятельности подразделений правоохранительных органов;
  • 7) ведения справочников — для организации ведения справочников и классификаторов.

Объектами проверки и учета «Ксенон-2» являются данные ДНК:

  • • неустановленных лиц, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий (срок хранения данных — 70 лет с момента постановки на учет);
  • • неопознанных трупов — тел (останков) умерших людей, личность которых на момент обнаружения тела (останков) не установлена (срок хранения информации — до установления личности человека, но не более 70 лет);
  • • лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (срок хранения информации — до установления факта смерти названных лиц или до даты, когда им исполнилось бы 100 лет);
  • • биологических родителей (детей) лиц, пропавших без вести;
  • • лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений либо представляющих иной оперативный интерес, использование данных ДНК которых может способствовать установлению лиц, причастных к совершению преступлений, а также иных обстоятельств, имеющих значение для решения задач предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельности.

Централизованная интегрированная автоматизированная дактилоскопическая информационная система (ЦИАДИС) обеспечивает автоматизацию процессов деятельности органов внутренних дел по формированию, ведению и использованию межведомственного банка данных дактилоскопической информации во исполнение требований отечественного законодательства, в том числе Федерального закона от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».

Внедрение ЦИАДИС призвано обеспечить переход на новый качественный уровень системы этих банков данных в целях повышения эффективности процессов деятельности МВД России, других правоохранительных органов при раскрытии и расследовании преступлений, а также предоставлении государственных услуг[6].

Оперативные проверки по ЦИАДИС проводятся в целях:

  • • установления личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности либо не имеющих документов, удостоверяющих личность;
  • • подтверждения личности проверяемых лиц;
  • • исключения проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в отношении отдельных категорий лиц, указанных в Перечне категорий лиц, в отношении которых обязательная государственная дактилоскопическая регистрация не проводится в случае идентификации их личности в результате проверки по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени.

Получение отпечатков пальцев и ладоней рук при проведении оперативных проверок по ЦИАДИС осуществляется с использованием дактилоскопического сканера.

До проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации проверяемых лиц при наличии технической возможности уполномоченные сотрудники правоохранительных органов — пользователи ИСОД проводят их оперативные проверки по ЦИАДИС.

Информационно-поисковый сервис «Следопыт-М» предназначен для поиска, сбора, обработки и представления информации, получаемой из разнородных информационных систем и баз данных, используемых в оперативных подразделениях на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях системы МВД России и других правоохранительных органов. Он призван повысить эффективность информационного обеспечения деятельности подразделений оперативно-розыскной информации МВД России и межведомственного обмена ею за счет сокращения времени и трудозатрат при получении розыскной и криминалистически значимой информации, содержащейся в различных информационных системах и базах данных, путем формирования единого поискового запроса и электронного досье в рамках унифицированного интерфейса и статистической отчетности.

«Следопыт-М» обеспечивает получение и обработку по запросам пользователей ориентирующей, розыскной и криминалистически значимой информации, поступающей в него:

  • — из ведомственных информационных систем МВД России, включая сервисы ИСОД;
  • — из информационных систем и баз данных государственных и иных организаций;
  • — от пользователей — сотрудников органов внутренних дел в режиме операторского ввода;
  • — из федеральной информационной адресной системы;
  • — из системы удостоверяющих центров МВД России;
  • — из веб-сервисов межведомственных информационных ресурсов с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Сервис обеспечения деятельности дежурных частей (СОДЧ) предназначен для решения задачи комплексной автоматизации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России и центра оперативного реагирования Оперативного управления МВД России[7]. СОДЧ обеспечивает:

  • — сбор, обработку и передачу информации об оперативной обстановке;
  • — процедуру регистрации поступивших в дежурные части территориальных органов МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также организацию реагирования на них;
  • — управление силами и средствами территориального органа МВД России, в том числе координацию и контроль их действий;
  • — работу с лицами, доставленными в дежурные части территориальных органов МВД России;
  • — интеграцию с федеральными базами данных и информационными сервисами ИСОД;
  • — информирование руководства МВД России, руководства территориальных органов МВД России о складывающейся оперативной обстановке в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими их деятельность.

В состав СОДЧ входят следующие основные подсистемы:

  • 1) «Оперативный дежурный» — предназначена для автоматизации приема и регистрации сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, а также внесения необходимой информации по рассмотрению материала и решения по нему — электронная Книга учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (электронная КУСП)[8];
  • 2) «Диспетчеризация “02”» обеспечивает:
    • — прием и обработку информации, принимаемой по телефону службой «02»,
    • — формирование электронных карточек происшествий и направление их для организации реагирования в территориальные подразделения,
    • — по адресу происшествия автоматическое определение территориального органа МВД России, в который следует отправить информацию,
    • — корректировку списка оповещаемых подразделений,
    • — отслеживание информации о дате и времени выполнения каждой стадии отработки сообщения о происшествии в территориальном органе МВД России,
    • — просмотр информации о звонках абонента, если он уже обращался в службу «02» в течение последних 24 ч;
  • 3) «Управление силами и средствами» — предназначена:
    • — для формирования основной дислокации сил и средств территориального органа МВД России,
    • — управления нарядами при отработке сообщений о происшествии,
    • — визуализации оперативной обстановки на территории обслуживания;
  • 4) «Доставления» — оптимизирует работу оперативного дежурного:
    • — с лицами, доставленными в дежурные части территориальных органов МВД России,
    • — по оформлению протоколов (о доставлении, об административном задержании, об административном правонарушении), которые составляются в автоматическом режиме;
  • 5) «Сводка» — обеспечивает:
    • — формирование оперативной сводки на всех уровнях структурной организации территориальных органов МВД России в соответствии с ведомственными и межведомственными нормативно-правовыми актами,
    • — передачу информации, необходимой для создания оперативной сводки, на вышестоящий уровень,
  • — авторизованным пользователям оперативно просматривать сформированную оперативную сводку территориального органа МВД России за любую дату без возможности редактирования данных, что отменяет необходимость тиражирования информации на бумажных носителях,
  • — в вышестоящем территориальном органе МВД России просматривать загруженные сводки подчиненных подразделений;
  • 6) «Аналитика» — предназначена:
    • — для формирования статистических отчетов по различным критериям,
    • — контроля за эксплуатацией СОДЧ в дежурных частях территориальных органов МВД России на различных уровнях структурной организации;
  • 7) «Оперативные ориентировки» — обеспечивает:
    • — доведение оперативных ориентировок до дежурных частей и мобильных нарядов полиции,
    • — автоматизацию деятельности сотрудников мобильных сил (пеших нарядов, патрулей и экипажей, следственно-оперативных групп и т. д.) и оперативных дежурных в части проведения оперативных мероприятий по рассылаемым ориентировкам при организации сотрудниками дежурных частей неотложных розыскных действий.

СОДЧ интегрирована с СЭД ИСОД в части передачи информации по зарегистрированному обращению гражданина, содержащему информацию о преступлении или об административном правонарушении, в электронную КУСП подсистемы «Оперативный дежурный» для незамедлительной регистрации.

Проверка вносимой в СОДЧ информации по данным, содержащимся в системе централизованного учета нарезного боевого, служебного и гражданского оружия (СЦУО), Федеральной информационной системе Госавтоинспекции МВД России (ФИС ГИБДД), сервисе охраны общественного порядка (СООП), реализована следующим образом. Подсистема «Доставления» позволяет в автоматизированном режиме осуществлять проверки лиц, доставленных в дежурные части территориальных органов МВД России, по учетам СООП ИСОД МВД России по профилактическому учету, административному надзору, по делам несовершеннолетних, по административным правонарушениям. Подсистема «Оперативный дежурный» позволяет проводить проверки зарегистрированного оружия по адресу происшествия (лицу) для организации соответствующих мер реагирования, проверить совпадения по лицу, связанному с происшествием. Проверка производится в автоматическом режиме по ЭКУСП и оперативным ориентировкам, полученным от всех территориальных органов МВД России.

Сервис обеспечения охраны общественного порядка (С001Г) предназначен для автоматизации процессов организации оперативно-служебной деятельности следующих подразделений МВД России[9]:

  • • по исполнению административного законодательства, организации применения административного законодательства;
  • • участковых уполномоченных полиции;
  • • по осуществлению административного надзора;
  • • по делам несовершеннолетних;
  • • патрульно-постовой службы полиции;
  • • изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
  • • охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
  • • специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке;
  • • центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Цель его создания обусловлена потребностью в повышении эффективности деятельности подразделений органов внутренних дел РФ по профилактике правонарушений, обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Основные функции СООП:

  • 1) автоматизированное ведение следующих объектов учета:
    • — лиц, совершивших административные правонарушения,
    • — лиц, состоящих на профилактическом учете, в том числе находящихся под административным надзором,
    • — лиц, формально подлежащих осуществлению административного надзора,
    • — объектов и лиц, подлежащих занесению в паспорта на жилой дом и на административный участок, закрепленных за участковыми уполномоченными полиции,
    • — несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, их родителей или иных законных представителей,
    • — лиц, помещенных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке,
    • — сил и средств, находящихся в распоряжении патрульно-постовой службы полиции;
  • 2) обеспечение сотрудников подразделений системы МВД России сведениями, содержащимися в централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетах, формируемых в интегрированных банках данных федерального (ИБД-Ф) и регионального (ИБД-Р) уровней, прикладных сервисах ИСОД МВД России, а также иных государственных информационных системах;
  • 3) наполнение в автоматическом или автоматизированном режиме ИБД-Ф и ИБД-Р сведениями о лицах, совершивших административные правонарушения, отнесенные законодательством об административных правонарушениях к подведомственности органов внутренних дел РФ;
  • 4) автоматизированное формирование аналитических и статистических отчетов о результатах оперативно-служебной деятельности подразделений системы МВД России;
  • 5) поиск данных по запросам с различными критериями;
  • 6) контроль за формированием и использованием сведений, содержащихся в СООП, сотрудниками подразделений системы МВД России.

Подсистемы СООП:

  • 1) «Административная практика» — предназначена:
    • — для централизованного учета сведений о лицах, совершивших административные правонарушения,
    • — автоматизации процедуры производства по делам об административных правонарушениях,
    • — автоматизации процессов организации применения и исполнения административного законодательства;
  • 2) «Административный надзор» обеспечивает:
    • — централизованный учет сведений о лицах, состоящих под административным надзором или формально подлежащих осуществлению административного надзора,
    • — контроль за профилактическими мероприятиями в отношении граждан указанной категорий,
    • — автоматизацию процессов организации оперативно-служебной деятельности подразделений системы МВД России по осуществлению административного надзора;
  • 3) «Участковый» — предназначен для автоматизации процессов организации оперативно-служебной деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции;
  • 4) «Инспектор ЦДН» обеспечивает:
    • — учет сведений о несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, их родителях или иных законных представителях,
    • — учет лиц, помещенных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей,
    • — автоматизацию процессов организации оперативно-служебной деятельности подразделений системы МВД России по делам несовершеннолетних;
  • 5) «Патрульный» — предназначена для автоматизации процессов организации оперативно-служебной деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции;
  • 6) «Изолятор» обеспечивает:
    • — централизованный учет сведений о лицах, задержанных по подозрению в совершении преступлений, заключенных под стражу в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых,
    • — централизованный учет сведений о лицах, помещенных в специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке,
    • — автоматизацию процессов организации оперативно-служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
Читайте также:  Как подписать с помощью ЭЦП документ Word

Федеральная информационная система Госавтоинспекции (ФИС ГИБДД-М) предназначена для обеспечения деятельности подразделений Госавтоинспекции МВД России, а также их взаимодействия с соответствующими органами государственной власти РФ и организациями[10].

Подсистемы и функции ФИС ГИБДД-М:

  • 1) «Транспортные средства» — обеспечивает:
    • — автоматизацию регистрационных действий с транспортными средствами,
    • — автоматизацию предоставления государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, включая межведомственное взаимодействие в ходе ее предоставления,
    • — ведение учета сведений о регистрационных действиях с транспортными средствами в единой централизованной базе ФИС ГИБДД-М;
  • 2) «Водительские удостоверения» — предназначена:
    • — для автоматизации функций Госавтоинспекции по учету сведений о правах лиц на управление транспортными средствами, выдаче национального водительского удостоверения, международного водительского удостоверения, временного разрешения (далее — выдача водительского удостоверения),
    • — обеспечения предоставления подразделениями Госавтоинспекции государственной услуги по приему экзаменов на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдаче водительских удостоверений, включая межведомственное взаимодействие в ходе предоставления государственной услуги,
    • — ведения учета сведений о выданных водительских удостоверениях, дающих право на управление транспортными средствами, с данными о лицах, их выдавших,
    • — контроля статусов водительских удостоверений (действительное или недействительное),
    • — автоматизации изготовления водительских удостоверений на бланках спецпродукции;
  • 3) «Административные правонарушения» — обеспечивает:
    • — автоматизацию производства по делам об административных правонарушениях участников дорожного движения с учетом этапов делопроизводства,
    • — электронное межведомственное взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов и Федеральным казначейством в ходе исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения,
    • — учет этапов делопроизводства по административным правонарушениям, отнесенным к компетенциям Госавтоинспекции;
  • 4) «Специальная продукция» — предназначена:
    • — для учета изготовленной и распределенной в подразделения Госавтоинспекции и Федеральной таможенной службы специальной продукции, обеспечивающей оборот транспортных средств, комплектующих к ним, государственных регистрационных знаков и документов,
    • — автоматизированного формирования реестра утраченных документов, содержащего сведения об утраченных, похищенных, уничтоженных, выбракованных спецпродукции, документах и государственных регистрационных знаках,
    • — автоматизированного сбора заявок о потребности в спецпродукции на год по субъектам РФ от уполномоченных организаций для формирования сводной годовой заявки;
  • 5) «Получение и предоставление сведений» — обеспечивает электронное взаимодействие с сервисами ИСОД МВД России, а также информационными системами других правоохранительных и иных государственных органов по предоставлению сведений о проводимых розыскных мероприятиях в отношении транспортных средств и лиц по следующим криминалистически значимым сведениям: коду утраченного агрегата; государственному регистрационному знаку и (или) номеру VIN; коду типа государственного регистрационного знака (его марка, модель, модификация); коду марки, модели транспортного средства (год выпуска, идентификационный номер, номер двигателя, модель двигателя, год выпуска двигателя, номер шасси, номер кузова); коду цветовой группы и (или) полному наименованию цвета; коду региона, района региона, населенного пункта, района города; коду подразделения, поставившего объект (транспортное средство, его номерную деталь, номерной документ, лицо) на оперативный учет с указанием основания и кода причины постановки в розыск.

Сервис обеспечения экономической безопасности (СОЭБ) предназначен для обеспечения полного технологического цикла ввода, накопления, обработки и анализа оперативно-служебной, аналитической и оперативно-розыскной информации в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, а также в подразделениях экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК) территориальных органов внутренних дел МВД России[11].

СОЭБ обеспечивает решение следующих задач:

  • — повышение полноты и уровня оперативности информационной поддержки принятия управленческих решений в системе МВД России по вопросам обеспечения экономической безопасности и противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности;
  • — повышение уровня информационной поддержки и эффективности оперативно-служебной, аналитической и оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК МВД России;
  • — создание единого информационного пространства в области обеспечения экономической безопасности государства и противодействия коррупции;
  • — автоматизация процесса получения информации об объектах заинтересованности органов внутренних дел, в том числе подразделений ЭБиПК МВД России;
  • — обеспечение безопасного обмена информацией;
  • — обеспечение безопасного хранения и разграничения доступа к информации, включая журналирование действий пользователей.

Подсистемы и функции СОЭБ:

  • 1) «Регистрация и учет» — предназначена:
    • — для формирования единого банка данных, включающего в себя сведения о мероприятиях, объектах заинтересованности, аналитических материалах, отнесенных к компетенции подразделений ЭБиПК МВД России,
    • — обеспечения взаимодействия территориальных подразделений ЭБиПК МВД России с Главным управлением с целью создания единого пространства обеспечения оперативно-служебной и оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК МВД России.

Включает в себя следующие сервисы:

  • а) «Учет докладных записок/спецсообщений» — представляет собой единый банк данных мероприятий по выявлению и раскрытию преступлений экономической и коррупционной направленности,
  • б) «Регистрации документальных исследований» — предназначен для формирования единого банка данных мероприятий по проведенным сотрудниками подразделений ЭБиПК МВД России документальным исследованиям финансово-хозяйственных документов,
  • в) «Учет фальшивых купюр» — обеспечивает ведение единого банка данных фальшивых денежных знаков и ценных бумаг, а также мероприятий по их выявлению,
  • г) «Учет аналитических материалов» — предназначен для накопления аналитических материалов по проблемным вопросам в ведущих отраслях экономики, об угрозах экономической безопасности регионов и страны в целом, о состоянии преступности по приоритетным направлениям деятельности,
  • д) «Учет объектов заинтересованности» — обеспечивает формирование единого банка данных объектов заинтересованности подразделений ЭБиПК МВД России;
  • 2) «Запросы» — предназначена для автоматизации работы сотрудников подразделений ЭБиПК МВД России в части получения информации об объектах заинтересованности, проведения аналитических мероприятий. В состав подсистемы входят следующие сервисы:
    • а) «Учет запросов» — обеспечивает ведение единого банка данных обращений сотрудников подразделений ЭБиПК МВД России и иных подразделений и ведомств с целью получения информации по объектам заинтересованности,
    • б) «Поиск» — предназначен для осуществления поиска по реквизитам криминалистически значимых объектов по базам данных сервисов ИСОД и информационным системам других ведомств,
    • в) «Анализ информации» — обеспечивает автоматический анализ информации об объектах заинтересованности, указанных в запросе,
    • г) «Формирование отчетности» — автоматизирует настройку и формирование отчетных форм по объектам учета и регистрации,
    • д) «Контроль исполнения запросов» — предназначен для осуществления контроля выполнения запросов, исполнение которых осуществляется в ручном контуре;
  • 3) «Интеграция» — обеспечивает интеграцию с сервисами ИСОД и информационными системами других правоохранительных и иных государственных органов, а также с адресными справочниками;
  • 4) «Служебная подсистема» — предназначена для организационно-технологического обеспечения функционирования СОЭБ. Подсистема состоит из следующих сервисов:
    • а) «Журналирование» — автоматизирует сбор и сохранение в защищенном от изменений виде контрольной информации: обо всех действиях, совершенных с объектами регистрации, связями, справочными данными; о пользователе СОЭБ, выполнившем действие; о дате и времени совершения действия в системе,
    • б) «Синхронизация» — обеспечивает репликацию данных между подсистемами «Интеграция» и «Ведение справочной информации» в автоматическом режиме или по запросу,
    • в) «Ведение справочной информации» — организует просмотр, ведение и использование при работе с объектами в СОЭБ загруженных в нее служебных справочников и классификаторов.

Сервис Национального центрального бюро Интерпола (СОДИ) предназначен для организации функционирования НЦБ Интерпола в режиме обслуживания сотрудников за счет возможностей, предоставляемых веб-сервисами, размещенными в серверной среде, которая организуется в том числе и с использованием облачных технологий[12].

Целью создания СОДИ является модернизация информационных систем НЦБ Интерпола МВД России и программных комплексов, входящих в их состав, для организации работы с использованием облачной архитектуры, для защищенного подключения Национального центрального бюро Интерпола МВД России к международной системе Интерпола 1-24/7 и для обеспечения безопасности персональных данных, обрабатываемых в модернизируемых системах и программных комплексах.

Сервис экспертно-криминалистической деятельности (ЕАИС ЭКИ) предназначен для информационно-аналитического обеспечения и автоматизации экспертно-криминалистической деятельности, включая обеспечение деятельности руководителей, специалистов-криминалистов и экспертов экспертно-криминалистических подразделений (далее — ЭКП), а также организаций и подразделений системы МВД России, использующих результаты работы сотрудников экспертно-криминалистических подразделений.

ЕАИС ЭКП состоит из следующих функциональных подсистем.

  • 1. «Подсистема ЕАИС ЭКП» предназначена для учета и систематизации первичных данных, используемых в экспертно-криминалистической деятельности, учета и систематизации результатов участия специалистов-криминалистов в оперативно-розыскных и следственных действиях, заявок на проведение криминалистических экспертиз, систематизации и обобщения результатов осмотров мест происшествий, исследований, экспертиз, проверок следов и объектов по экспертно-криминалистическим учетам, предоставления систематизированной и обобщенной информации, в том числе:
    • • управленческой и аналитической информации о запланированной и проведенной экспертно-криминалистической деятельности в разрезе территориальных подразделений МВД России, событий преступлений и происшествий, направлений криминалистических экспертиз, объектов экспертиз и экспертно-криминалистических учетов;
    • • информации о следах преступлений и результатах криминалистических экспертиз, имеющихся в единой распределенной базе данных ЕАИС ЭКП;
    • • информации о компетенциях экспертно-криминалистических подразделений МВД России.

«Подсистема ЕАИС ЭКП» состоит из следующих компонентов.

Модуль руководителя ЭКЦ (ЭКП) предназначен:

  • — для обеспечения выполнения задач руководителя ЭКЦ (ЭКП) по управлению персоналом;
  • — обеспечения управления процессом производства экспертиз, включая: рассмотрение и принятие экспертиз в производство, назначения экспертов, мониторинг (контроль состояния и сроков) производства экспертиз, анализ результатов производства экспертиз, а также подготовки ответов лицу, назначившему экспертизу;
  • — формирования сводной и статистической отчетности, контроля за ведением электронных журналов регистрации работы подразделения;
  • — формирования единого реестра проверяемых по учетам следов и объектов;
  • — формирования единого реестра экспертов;
  • — централизованного ведения и управления справочниками и классификаторами, нормативно-методической и информационно-справочной информацией; управления архивом;
  • — формирования сводной и статистической отчетности;
  • — обеспечения анализа результатов движения вещественных доказательств по конкретным событиям и др.

Модуль ЭКД (экспертно-криминалистической деятельности) обеспечивает:

  • — процессы рассмотрения материалов, поступивших на экспертизу, с фиксацией результатов предварительного их анализа в базе данных;
  • — процессы планирования и отслеживания факта производства работ на специальном оборудовании (при подключении такого оборудования);
  • — формирование частных заданий на производство исследований;
  • — процессы регистрации и идентификации исследуемых объектов;
  • — исследование объектов экспертиз, фиксацию результатов фотосъемки, проведение различного рода измерений и автоматического анализа изображений, формирование заключений экспертиз;
  • — подготовку проектов ответов лицу, назначившему экспертизу;
  • — ведение электронных журналов регистрации материалов, поступивших на экспертизу;
  • — формирование статистической отчетности;
  • — установление, фиксацию и исследование следов преступления и преступника и иных фактических данных;
  • — фиксацию результатов фотосъемки, проведения различного рода измерений и автоматического анализа изображений;
  • — формирование частных разделов заключений по обстоятельствам исследуемого события, материала;
  • — ведение журналов, отражающих участие сотрудников ЭКЦ (ЭКП) в осмотре мест происшествий, других следственных и оперативно-розыскных мероприятиях, производстве экспертиз и исследований;
  • — формирование и ведение реестра экспертов;
  • — анализ статистических сведений о результатах деятельности ЭКП;
  • — составление субъективных портретов и формирование экспертно-криминалистических баз данных;
  • — формирование и осуществление проверок по базам данных (БД) экспертно-криминалистических учетов;
  • — ведение учетов поддельных денежных знаков, следов обуви, орудий взлома, поддельных денег и ценных бумаг, учет самодельных взрывчатых устройств, учет холодного и огнестрельного оружия, учет микрообъектов, учет неопознанных трупов и пропавших без вести;
  • — формирование единых автоматизированных банков данных информационного обеспечения деятельности сотрудников ЭКП, в том числе нормативно-методического и информационно-справочного.

Модуль ЭКУ (экспертно-криминалистических учетов) обеспечивает:

  • — формирование единого реестра следов и объектов, поставленных на различные экспертно-криминалистические учеты;
  • — совокупные проверки следов и объектов, помещенных в БД экспертно-криминалистических учетов;
  • — анализ информации о результатах проверки следов и объектов, поступившей в единый реестр из других информационно-поисковых систем;
  • — формирование справок по результатам проверок следов и объектов органам дознания и предварительного следствия.

Модуль экспертно-квалификационной комиссии (ЭКК) автоматизирует:

  • — ведение единого реестра экспертов;
  • — формирование планов повышения квалификации и контроля их выполнения;
  • — учет свидетельств и сведений о сотрудниках, которым дано право самостоятельного производства экспертиз и которые подтвердили уровень профессиональной подготовки;
  • — учет поступивших в ЭКК материалов, информации о рецензировании;
  • — формирование протоколов заседаний ЭКК, их учет и анализ.

Модуль кадров ЭКП предназначен для обеспечения выполнения задач специалистами кадровой службы по управлению персоналом ЭКП ОВД, поддержанию в актуальном состоянии базы данных по кадровым вопросам, а также формированию сводной и статистической отчетности по кадровым вопросам и т. д.

Модуль «Куратор» позволяет:

  • — формировать и вести электронные контрольно-наблюдательные дела курируемых ЭКП;
  • — формировать банк данных передового и положительного опыта в организации использования криминалистических средств и методов для предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений;
  • — автоматизировать анализ работы по основным направлениям деятельности ЭКП;
  • — формировать единый автоматизированный банк данных материально-технического обеспечения деятельности сотрудников ЭКП.
  • 2. «Подсистема сопряжения ЕАИС ЭКП с основными информационными системами, функционирующими в ЭКП» обеспечивает:
    • — формирование единого реестра проверяемых по учетам следов и объектов;
    • — мониторинг движения вещественных доказательств по событиям;
    • — систематизацию и обобщение результатов проверок следов и объектов по экспертно-криминалистическим учетам;
    • — предоставление систематизированной и обобщенной информации.
  • 3. «Подсистема Сервисов ЕАИС ЭКП» предназначена для информационно-аналитического обеспечения деятельности сотрудников

ЭКП ОВД, а также организаций и подразделений системы МВД России, использующих результаты работы сотрудников экспертно-криминалистических подразделений.

Сервис обеспечения повседневной деятельности Главного управления собственной безопасности МВД России (СОПД ГУСЕ) призван обеспечить автоматизацию процессов, направленных[13]:

  • — на осуществление комплексного анализа состояния и реализации государственной политики по вопросам деятельности ГУСБ;
  • — анализ и оценку состояния обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции, определение приоритетных направлений их совершенствования;
  • — анализ эффективности мер, принимаемых ГУСБ;
  • — осуществление текущего и перспективного планирования;
  • — осуществление зонального и особого контроля за деятельностью подразделений собственной безопасности территориальных органов МВД России;
  • — разработку форм отчетности о результатах оперативно-служебной деятельности ГУСБ и подразделений собственной безопасности территориальных органов МВД России;
  • — прогнозирование развития обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции.

Автоматизированная система сбора и обработки информации о состоянии преступности, расследовании уголовных дел и иной служебно-оперативной деятельности органов внутренних дел «МОСТ» предназначена для повышения качества сбора и обработки информации о состоянии преступности, расследовании уголовных дел и иной служебно-оперативной деятельности органов внутренних дел по направлениям, курируемым Главным информационно-аналитическим центром МВД России (далее — ГИАЦ МВД России), путем развития существующих и внедрения новых технических решений с использованием современных информационных технологий.

Подсистема поддержки взаимодействия подразделений МВД России с населением, а также межведомственного взаимодействия с целью предоставления государственных услуг.

Сервис предоставления государственных услуг (СПГУУ[14] предназначен для организации ведомственного мониторинга качества предоставления государственных услуг, осуществления сбора, обработки и хранения данных, необходимых для анализа деятельности подразделений системы МВД России, участвующих в предоставлении государственных услуг, а также оценки результативности исполнения административных регламентов предоставления государственных услуг указанными подразделениями МВД России.

Целью СПГУ является совершенствование организации мониторинга качества предоставления государственных услуг подразделениями МВД России, ответственными за контроль качества и организацию предоставления государственных услуг, посредством автоматизации мероприятий по мониторингу качества предоставления государственных услуг, предусмотренных законодательством РФ.

Читайте также:  В какой срок заказчик должен подписать контракт по 44-ФЗ? Правила и порядок действий сторон договора

Задачи СПГУ:

  • — улучшение организационно-методического обеспечения деятельности подразделений МВД России, участвующих в предоставлении государственных услуг, по предоставлению государственных услуг;
  • — создание информационно-аналитической среды взаимодействия с ведомственными информационными системами, участвующими в предоставлении государственных услуг, для проведения оценки качества предоставления государственных услуг и осуществления межведомственного электронного взаимодействия;
  • — обеспечение возможности оперативного внесения изменений в федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг» (далее — ФРГУ) посредством синхронизации данных СПГУ с данными, хранящимися в ФРГУ;
  • — повышение результативности работы по разработке и исполнению административных регламентов предоставления государственных услуг, стандартов государственных услуг для повышения качества государственного управления;
  • — повышение эффективности механизма обратной связи с заявителями государственных услуг;
  • — организация мониторинга и функционирования системы управления электронной очередью.

Функции СПГУ:

СПГУ состоит из следующих модулей.:

  • — ввода и обработки данных;
  • — аналитики;
  • — взаимодействия с информационными системами и информационными ресурсами органов внутренних дел РФ;
  • — управления электронной очередью;
  • — взаимодействия с ГИС ГМП;
  • — взаимодействия с федеральными государственными информационными системами и информационными системами федеральных органов исполнительной власти, участвующими в процессе предоставления государственных услуг.

Система централизованного учета оружия (СЦУО) создана в целях совершенствования деятельности МВД России по контролю за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия, частной детективной (сыскной) и охранной деятельности.

СЦУО состоит из взаимосвязанных между собой следующих подсистем:

— автоматизированной информационной поисковой системы «Оружие-МВД» (АИПС «Оружие-МВД»), которая предназначена для обеспечения деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы ОВД по контролю за соблюдением отечественного законодательства в области оборота оружия, частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

  • — модуля предоставления (оказания) государственных услуг;
  • — центрального ссылочного массива (далее — ЦСМ), предназначенного для консолидации и предоставления сведений о зарегистрированном МВД России оружии сотрудникам заинтересованных подразделений и учреждений системы МВД России.

Объектами учета СЦУО являются сведения:

  • • о боевом ручном стрелковом оружии, в том числе гранатометах, реактивных пехотных огнеметах, переносных зенитноракетных и противотанковых комплексах, а также гражданском, служебном, учебном оружии, имеющем индивидуальный номер, присвоенный предприятием-изготовителем, зарегистрированном и (или) состоящем на вооружении ОВД и внутренних войск РФ, отраженные в документах, оформляемых при осуществлении оборота указанного оружия в МВД России;
  • • физических и юридических лицах, владеющих на законном основании оружием, проводимых в их отношении проверках условий обеспечения учета и сохранности оружия и результатах указанных проверок;
  • • работниках юридических лиц с особыми уставными задачами, в том числе работниках подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, частных охранных организаций, работниках иных юридических лиц (организаций), имеющих разрешения на хранение и ношение служебного оружия, работниках юридических лиц, занимающих должности, связанные с хранением и учетом оружия и патронов к нему, проводимых ОВД периодических проверках работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств;
  • • лицах, получивших удостоверение частного охранника, включая информацию о дате, месте сдачи квалификационного экзамена, присвоенной им квалификации, а также личных карточках охранника;
  • • индивидуальных предпринимателях, получивших лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности, проводимых в их отношении в соответствии с действующим законодательством проверках и результатах данных проверок;
  • • юридических лицах, получивших лицензии на частную охранную деятельность, проводимых в их отношении проверках и результатах данных проверок;
  • • заявлениях, поступивших в ОВД (в том числе в электронном виде), о предоставлении государственных услуг в сфере оборота оружия, частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • • межведомственных запросах, направляемых в федеральные органы исполнительной власти в рамках оказания государственных услуг, осуществления контроля за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия, частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, и полученных по ним ответах;
  • • лицензиях и разрешениях, удостоверениях частных охранников и частных детективов, выданных ОВД в соответствии с российским законодательством, отказах в их выдаче, а также бланках указанных документов;
  • • утраченном, изъятом, добровольно сданном, найденном оружии, состоящем на централизованном учете в ГИАЦ МВД России;
  • • оружии, контрольные пули и гильзы которого поставлены на учет в ГИАЦ МВД России.

Сведения в подсистеме ЦСМ СЦУО формируются на основе информации, хранящейся:

  • 1) в подсистеме «Оружие» интегрированного банка данных федерального уровня об утраченном, изъятом и найденном оружии и ином вооружении;
  • 2) в подсистеме АИПС «Оружие-МВД» о зарегистрированном на территории Российской Федерации гражданском оружии;
  • 3) в ЭКЦ МВД России о виде, системе, модели, калибре, серии, номере, годе выпуска и дате проведения контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом;
  • 4) во внутренних войсках об учете боевого ручного стрелкового и иного оружия;
  • 5) в Департаменте по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России о боевом оружии, находящемся на балансе МВД России.

Единый банк данных архивной информации «Ретроспектива» предназначен для автоматизации технологических процессов Центра реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации ГИАЦ МВД России, архивных подразделений информационных центров (далее — ИЦ) территориальных формирований МВД России на региональном уровне, ИЦ окружных управлений на транспорте МВД России.

«Ретроспектива» обеспечивает решение следующих задач[16]:

  • 1) организацию процессов регистрации, учета, контроля и оперативного поиска документов, находящихся на хранении (и поступающих на хранение) в архивных подразделениях МВД;
  • 2) автоматизированное формирование научно-справочного аппарата архива и реализацию механизмов многоаспектного поиска документов с представлением результатов;
  • 3) автоматизированное формирование архивных справок, выписок, копий документов, заключений и справок о реабилитации на основе типовых форм;
  • 4) автоматизированный отбор документов для экспертизы их ценности;
  • 5) взаимодействие и обмен данными с информационными системами, задействованными в оказании государственных услуг;
  • 6) сохранность бумажных документов, находящихся на архивном хранении, за счет создания и хранения в банке данных электронных страховых копий документов;
  • 7) передачу сведений об оказанных государственных услугах в информационные системы различных ведомств, осуществляющих функции контроля и мониторинга оказанных государственных услуг.

Для их решения она подключена:

  • — к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
  • — Единому порталу государственных услуг уууууу^озпз!^. ги (для обмена сведениями по архивным данным в рамках предоставления государственных услуг — приема заявлений граждан на получение архивных справок);
  • — информационно-аналитической системе мониторинга качества государственных услуг (для предоставления информации о качестве государственных услуг по оценкам получателей услуг);
  • — СПГУ ИСОД (для обеспечения контроля оказания государственных услуг в инфраструктуре МВД России);
  • — СУДИС (для осуществления сквозной аутентификации пользователей в ИСОД МВД России);
  • — СЭД (для передачи в ее базу данных на архивное хранение документов и дел: сгруппированных документов, относящихся к одному вопросу или участку деятельности ОВД с законченным жизненным циклом);
  • — сервису «Электронная очередь» подсистемы СПГУ (для получения информации о записанных на прием в МВД России гражданах).

Сервис интегрированных банков данных централизованных учетов «Модернизация ИБД» предназначен для повышения эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел РФ при формировании, ведении и использовании централизованных учетов[17].

Целью модернизации прикладного программного обеспечения (ППО) интегрированных банков данных федерального и регионального уровней (ИБД-Ф и ИБД-Р) является:

  • — разработка сервисов ведения и использования розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информации;
  • — оптимизация процессов сбора и обработки информации розыскных, оперативно-справочных и криминалистических учетов;
  • — повышение эффективности выполнения государственных услуг в электронной форме и уровня информационной поддержки деятельности сотрудников органов внутренних дел РФ на основе применения современных информационных технологий и обеспечения качественной, своевременной и комплексной обработки данных.

Задачи, решаемые сервисом «Модернизация ИБД»:

  • • повысить качество и оперативность предоставления сведений из розыскных, оперативно-справочных и криминалистических учетов подразделениям МВД России, федеральным органам исполнительной власти (далее — ФОИВ), государственным внебюджетным фондам, исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, иным органам и организациям, оказывающим государственные и муниципальные услуги (функции) в электронном виде;
  • • существенно сократить временные затраты граждан, необходимые для получения справок в рамках оказания государственных услуг информационными центрами территориальных органов МВД России;
  • • сократить сроки сбора и обработки сведений при соблюдении установленного порядка их обработки, целостности и конфиденциальности, повысить достоверность данных;
  • • сократить долю ручного труда при сборе и обработке информации с соблюдением установленного порядка ее прохождения и конфиденциальности;
  • • усовершенствовать процессы динамического формирования поисковых запросов и подготовки аналитических и статистических сведений;
  • • обеспечить обработку запросов и взаимодействие с информационными системами органов исполнительной власти с использованием СМЭВ при оказании государственных и муниципальных услуг, а также взаимодействие с Единым порталом государственных и муниципальных услуг;
  • • обеспечить взаимодействие (обмен данными) в электронном виде с информационными системами и сервисами МВД России, ФОИВ, в том числе с Государственной системой паспортно-визовых документов нового поколения, аппаратно-программным комплексом «Официальный интернет-сайт МВД России», федеральным сегментом автоматизированной системы оперативного информирования органов внутренних дел РФ о похищенных автомототранспортных средствах, состоящих на учете в Генеральном секретариате Интерпола АИС «Интерпол-Автопоиск», с правоохранительными органами государств — участников СНГ в рамках исполнения соответствующего регламента, а также с системой мобильного доступа для организации удаленного доступа к сервисам «Модернизация ИБД»;
  • • предоставить типовые сервисы проверки по федеральным розыскным учетам (централизованным учетам лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, разыскиваемых транспортных средств, утраченного или выявленного огнестрельного оружия и иного вооружения), в том числе «Следопыт-М»;
  • • расширить возможности интеграции с информацией, хранящейся во внешних информационных ресурсах, за счет разработки сервисов взаимодействия в рамках «Модернизация ИБД»;
  • • расширить возможности интеграции данных о лицах, в том числе за счет использования страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
  • • реализовать автоматический обмен сведениями между сервисами «Модернизация ИБД» с поддержкой гарантированной доставки и контроля обновления информации, а также с учетом передачи фотоизображений и графических образов документов;
  • • обеспечить единую точку доступа для всех категорий пользователей (в пределах их компетенции) с целью получения за одно обращение полной информации на запрашиваемый объект учета из баз данных сервиса «Модернизация ИБД» и взаимодействующих с ним сервисов ИСОД, а также внешних информационных систем;
  • • обеспечить совершенствование сигнальных функций;
  • • обеспечить возможность предоставления сотрудникам ОВД дополнительной информации об интересующих их лицах с использованием сервисов, предоставляемых информационными системами ФОИВ по линии СМЭВ.

«Модернизация ИБД» объединяет между собой следующие базы данных программно-технических комплексов ИБД-Ф и ИБД-Р: «Административная практика», «Реестр задержанных», «Сведения ФСБ», «Учет преступлений и лиц, подозреваемых, обвиняемых в их совершении», «Учет похищенных и изъятых номерных вещей и документов», «Учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск», «Учет утраченного или выявленного огнестрельного оружия и иного вооружения», «Учет разыскиваемых транспортных средств», «Учет похищенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность», «Учет правонарушений и преступлений, совершенных иностранцами и ЛБГ, а также в отношении их», «Учет выдаваемых, утраченных и похищенных паспортов (бланков паспортов)», «Оперативно-справочная картотека (ОСК)», «Автоматизированная система ведения регистра федерального интегрированного информационного фонда («АСВ-РИФ»)».

На основании положений, содержащихся в п. 7 и 8 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.01.2022 № 38, данный федеральный государственный орган, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства, в рамках своей компетенции обеспечивает внедрение и развитие систем связи и автоматизированного управления. Для реализации этих целей он участвует в формировании и ведении федеральных учетов, баз данных криминалистической, статистической и иной информации; создает и использует информационные системы, базы данных в установленной сфере деятельности; ведет собственные криминалистические учеты.

В 2022 г. в рамках исполнения Государственного контракта от 03.12.2022 № 0410/123 Министерством связи и массовых коммуникаций РФ было организовано выполнение работ по проведению анализа и подготовке предложений по разработке ведомственных информационных систем с использованием защищенных облачных технологий, а также по организации межведомственного взаимодействия органов государственной власти на примере Следственного комитета РФ. После чего начиная с 2022 г. с использованием комплекта технической, организационной и методической документации, полученной в результате реализации названного проекта, начала создаваться единая информационно-аналитическая система Следственного комитета РФ на основе защищенных облачных технологий. По своей концептуальной архитектуре строения она совпадает с ИСОД МВД России и предполагает подключение к ее подсистемам, сервисам и ресурсам.

Дальнейшее развитие криминалистического использования информационных систем и компьютерных сетей для обеспечения межведомственного взаимодействия правоохранительных органов будет осуществляться по направлению интеграции и унификации действующих информационно-поисковых и аналитических систем на основе защищенных облачных информационно-телекоммуникационных технологий и программ искусственного интеллекта[18], позволяющих производить обработку и передачу данных большого объема — Big Data.

Федеральный реестр сметных нормативов

Федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН) – это открытая единая база сметных нормативов, используемых при составлении сметной документации для объектов капитального строительства, финансируемых из бюджета.


Приказ «Об утверждении Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, а также предоставления сведений, включаемых в указанный реестр»

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №427 от 18 августа 2009 года, Приказом Министерства регионального развития РФ №296 от 15 июля 2009 года впервые утвержден Порядок формирования и ведения ФРСН и предоставления сведений, включаемых в реестр. Таким образом, сметные нормативы были разделены на 4 группы: государственные, отраслевые, территориальные и индивидуальные нормативы.

Далее, Порядок формирования и ведения ФРСН переутвержден приказом Госстроя №17/ГС от 5 февраля 2022 года.

Также существует проект нового приказа, который находится на рассмотрении. По информации Минстроя России, проект приказа разработан во исполнение пункта 10 плана мероприятий «Совершенствование технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования, саморегулирования в строительной сфере и развития контактной системы (в части размещения государственных заказов на проектирование и строительство объектов капитального строительства)», утвержденного поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака от 30 декабря 2022 года №ДК-П9-9653.

Приказ Минстроя России от 2 июня 2022 г. № 413/пр «Об утверждении Классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников»

Данным Приказом утверждена новая классификация сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства. В самостоятельный раздел помещены информационные, разъяснительные документы.

Индивидуальные сметные нормативы

Ранее, для строительства объектов за счет федерального бюджета, сметная документация составлялась с применением сметных нормативов, включенных в ФРСН, а если необходимые сметные нормативы в реестре отсутствовали, то по решению заказчика в установленном порядке могли разрабатываться индивидуальные сметные нормативы (ИСН). Теперь, Постановлением Правительства РФ №767 от 28 июля 2022 года установлено, что индивидуальные сметные нормативы, предназначенные для строительства объектов с бюджетным финансированием, могут разрабатываться и применяться только по решению Правительства РФ.

Подсистема ведения федерального реестра сметных нормативов

Разработка подсистемы осуществлена в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ №959 от 23 сентября 2022 года, который был принят на основании ключевого Федерального закона №369 от 3 июля 2022 года; согласно ему, утвержденные сметные нормативы включаются в ФРСН и подлежат обязательному применению  при строительстве объектов, финансируемых из бюджета.

Ответственность

Обеспечение поддержки ФРСН в актуальном состоянии осуществляется Минстроем и подведомственной ему Главгосэкспертизой России.

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий

Adblock
detector