Расшифровка основных понятий
Каждая электронная подпись должна быть подтверждена специальным сертификатом, который удостоверяет личность владельца. Получить сертификат можно в специальном центре или у доверенного представителя.
Владельцем сертификата является физическое лицо, на которое удостоверяющий центр выдал сертификат электронной подписи. У каждого владельца имеется два ключа к подписи: открытый и закрытый. Закрытый ключ ЭП позволяет подписывать электронные документы, с его помощью можно сгенерировать электронную подпись. Он хранится в тайне, как пин-код от банковской карты.
В функции открытого ключа входит проверка подлинности подписи на документах. Он связан с закрытым “коллегой” в однозначном порядке.
Как просмотреть данные эцп
БЕЗОПАСНОСТЬ ВАШИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ АО «Аналитический центр» использует технологии безопасности, процедуры и организационные меры для защиты персональных данных Пользователя от несанкционированного доступа, использования или разглашения. АО «Аналитический центр» стремится защитить персональные данные Пользователя, но не может гарантировать безопасность передаваемых данных.
По закону
Федеральный закон “Об электронной цифровой подписи” подразделяет ЭП на несколько видов: простая ЭП, усиленная неквалифицированная и квалифицированная ЭП. С помощью простой электронной подписи можно подтвердить факт создания ЭП для определенного лица. Это делается путем использования паролей, кодов и других средств.
Усиленная неквалифицированная ЭЦП – это результат криптографического преобразования информации, которое производится посредством закрытого ключа ЭП. С помощью такой подписи можно установить личность подписавшего документ, а также обнаружить, если они имеются, изменения, произошедшие с момента подписания бумаг.
Перезвонить вам?
Как проверить подлинность Любой пользователь, получивший цифровой документ от контрагента, может проверить электронную подпись и убедиться, что документ подписан уполномоченным лицом и не был изменен после этого. Если требуется быстрая он-лайн проверка ЭЦП, Госуслуги (старая версия портала) предоставляют такую возможность. Проверка электронной подписи, как правило, производится по трем параметрам:
- актуальность срока действия;
- ключ отсутствует в списке отозванных сертификатов;
- выдан аккредитованными Минкомсвязи удостоверяющими центрами.
Заметим, что словосочетания «проверить ЭЦП» или «проверка сертификата ЭЦП» постепенно выходят из оборота, так как Законом 63-ФЗ установлено более короткое определение — «электронная подпись» (ЭП).
Квалифицированная подпись
Такие же особенности имеет и усиленная квалифицированная ЭП, однако для ее создания проверка ЭЦП происходит с помощью сертифицированных Федеральной службой безопасности средств криптозащиты. Сертификаты такой подписи могут быть выданы только в аккредитованном удостоверяющем центре, и нигде больше.
Согласно тому же закону, подписи первых двух типов приравниваются к собственноручной подписи на бумажном документе. Между людьми, совершающими любую операцию с использованием ЭП, необходимым является заключение соответствующего соглашения.
Третий тип (квалифицированная ЭЦП) – это аналог не только собственноручной подписи, но и печати. Таким образом, документы, заверенные подобной подписью, обладают юридической силой и признаются контролирующими органами (ФНС, ФСС и другими).
Проверить эцп
Настроенная на работу с ЭЦП лицензионная версия Microsoft Word 2007 (2010). 4. Настроенный лицензионный КриптоПро CSP и установленный модуль КриптоПро Office Signature (Скачивается по ссылке http://www. /products/office/signature/downloads). 5. Обратите внимание! Для проверки ЭЦП Вам не нужен Ваш собственный сертификат открытого ключа (далее СОК).
6. Доступ в Интернет. 7. Весьма рекомендуется лицензионный и систематически обновляемый антивирус. Рекомендуемый порядок действий: 1.1. Получить электронный документ (далее ЭД) с ЭЦП по электронной почте или иным способом. 1.2. Открыть ЭД в MS Word и обратить внимание на наличие значка, символизирующего наличие и состояние проверки ЭЦП. Его состояние на этом этапе не важно! 3. Открыть окно MS Word, отвечающее за вывод информации о СОК, использованном при подписании ЭД. 1.4.
Для того, что при открытии PDF файла подписанного ЭЦП у вас не появлялось ошибки о том, что электронная подпись в документе является недействительной, необходимо произвести некоторые настройки Вашего рабочего места. Нам потребуются следующие программы:
- Программное обеспечение для работы с документами PDF — Adobe Acrobat или Adobe Reader версии не ниже 8;
- Программное обеспечение (криптопровайдер), обеспечивающее реализацию алгоритмов криптографии по ГОСТ Р 34.10-2001, например Крипто Про CSP ;
- Программное обеспечение (плагин), обеспечивающее интеграцию криптопровайдера и Adobe Reader — Крипто Про PDF.
После установки всего необходимого ПО необходимо произвести настройку для его правильной совместной работы.
Другие сферы применения
В настоящее время чаще всего используется ЭЦП для юридического лица. Широко задействуется технология цифровых подписей в электронном документообороте. Назначение последнего может быть различно: внешний и внутренний обмен, документы могут иметь кадровый или законотворческий характер, организационный, распорядительный или торгово-промышленный, словом, все, что может обойтись исключительно подписью и печатью. Регистрация ЭЦП должна производиться в аккредитованном центре.
Для внутреннего документооборота цифровая подпись полезна тем, что позволяет быстрее инициировать факт утверждения бумаг, организующих внутренние процессы. ЭЦП позволяет директору не только подписывать документы, находясь вне офиса, но и не хранить кипы бумаг.
При межкорпоративном документообороте электронная цифровая подпись является одним из самых важных условий, ведь без нее цифровые бумаги не имеют юридической силы и не могут использоваться как доказательства в случае подачи иска. Электронный документ, подписанный усиленной ЭП, сохраняет легитимность даже при длительном хранении в архиве.
Также документы, подписанные ЭП, используются для проведения электронных торгов. Наличие цифровой подписи в указанном случае гарантирует покупателям, что предложения на торгах реальные. К тому же контракты, не подписанные с помощью ЭПЦ, не имеют юридической силы.
Электронные документы могут использоваться как доказательства при рассмотрении дел в арбитражном суде. Любые сертификаты или расписки, а также иные бумаги, заверенные цифровой подписью или другим аналогом подписи, являются письменными доказательствами.
Документооборот между физическими лицами происходит в основном в бумажном виде, однако есть возможность совершать передачу бумаг или заключение договоров с помощью ЭП. Удаленные работники могут использовать цифровую подпись для отправки в электронном виде актов приемки-сдачи.
Электронная отчетность
ЭЦП незаменима для предоставления отчетности контролирующим органам. Множество документов можно сдать в электронном виде вместо того, чтобы везти целую кипу формуляров. Клиент может не только выбрать время и не стоять в очереди, но и сдать отчетность удобным для себя способом: через программы 1С, порталы государственных учреждений или отдельное программное обеспечение, специально для этого предназначенное.
Общие сведения.
Что такое носитель электронной подписи? Теоретически – это любой накопитель, на который записаны метаданные ЭЦП в зашифрованном виде. С целью защиты персональных данных для этого сейчас используются:
- смарт-карты;
- eToken;
- рутокены.
Носитель ключа ЭП обязательно защищается индивидуальным паролем, который знает только владелец электронной подписи.
Считать информацию с такого накопителя может любое устройство, однако она будет представлена в шифрованном виде с применением криптографических алгоритмов (текущий принятый стандарт ГОСТ 28147-89).
Мнение эксперта
Александра Степанова
Консультант по подбору ЭЦП
Самым распространенным на текущий момент носителем для электронной подписи являются именно USB-токены ввиду своей невысокой стоимости. При этом они надежны, работать с ними можно на любом компьютере при наличии USB-порта (а для смарт-карт, к примеру, необходимо приобретать дополнительное считывающее устройство).
На рутокены записывается не только данные электронной подписи, но и специальное ПО для расшифровки данных. Общий объем встроенной энергонезависимой памяти в них составляет всего 128 килобайт. Для взаимодействия с ними необходимо устанавливать специализированное ПО и драйвера (поставляются в комплекте с устройством).
Государственные услуги
Большинство граждан сталкивались с термином “электронная подпись” на различных сайтах. Один из способов верификации аккаунта, например, на портале, предоставляющем доступ ко множеству государственных услуг, является подтверждение посредством электронной подписи. Более того, ЭЦП для физических лиц позволяет подписывать любые цифровые документы, направленные в то или иное ведомство, или получать подписанные письма, договора и уведомления.
Как подписать документ ЭЦП?
С ее помощью можно не только проверять полученные документы, но и создавать свои подписи под файлами Microsoft Word. При нормальной установке работа производится с помощью меню (рис. 1). После этого программный модуль будет автоматически проверять электронную подпись в каждом открывающемся документе с ЭЦП.
Успешный результат показан на рис. 2. Рис. 1 — меню Рис. 2. — успешный результат Если в процессе проверки будет выдано предупреждение, что сертификат присланного письма не удается проследить до корневого каталога, нужно импортировать его в хранилище, используя вкладки (рис. 3 и 4). Рис. 3 — мастер импорта сертификатов Рис.
Главный вопрос у тех, кому требуется впервые воспользоваться электронно-цифровой подписью, состоит в том, как происходит подписывание документа. С бумагами все просто – расписался и отдал, а как это сделать на компьютере? Такой процесс невозможен без использования специального ПО. Программа для ЭЦП называется криптопровайдером. Она устанавливается на компьютер, и уже в ее среде ведется различная деятельность с формулярами.
Существует довольно большое число криптопровайдеров, как коммерческих, так и бесплатных. Все они сертифицированы государственными органами, однако если требуется взаимодействие с “1С:Предприятие”, то выбор следует остановить на одном из двух продуктов: VipNet CSP или CryptoPro CSP. Первая программа бесплатная, а вторую нужно будет купить.
Удобное, по отзывам пользователей, приложение для формирования ЭЦП называется CyberSafe. Оно не только позволяет подписывать документы, но и работает в качестве удостоверяющего центра, то есть этой программой осуществляется проверка ЭЦП. Также пользователю доступна загрузка документов на сервер, таким образом, подписанный договор или сертификат будет доступен всем специалистам предприятия, имеющим доступ к программе, и не нужно будет высылать его каждому по электронной почте. С другой стороны, можно сделать и так, чтобы доступ получила только определенная группа людей.
Как выбрать сертификат
Так как имеется три типа электронной подписи, у граждан часто возникает вопрос о том, какой из сертификатов лучше. Следует помнить, что любая ЭП является аналогом собственноручной подписи, и на данный момент законодательством РФ установлено, что человек вправе использовать их по своему усмотрению.
Выбор цифровой подписи напрямую зависит от тех задач, которые будут посредством нее решаться. Если готовится сдача отчетности в контролирующие органы, потребуется наличие квалифицированной подписи. Для межкорпоративного документооборота также чаще всего требуется именно квалифицированная ЭП, ведь только она не только дает документам юридическую силу, но и позволяет устанавливать авторство, контролировать изменения и целостность бумаг.
Внутренний документооборот можно осуществлять со всеми типами электронно-цифровых подписей.
ЭПЦ во внутреннем ЭДО
В случае с межкорпоративным оборотом плюсы и минусы понятны сразу, причем положительные стороны в явном большинстве. Из недостатков же можно отметить только затраты на ключ ЭЦП, организацию ПО (пусть это и разовая трата), а также сведение к минимуму личных встреч представителей компаний и руководителей, однако при надобности встречу можно и организовать.
А вот чем будет полезен электронный документооборот внутри предприятия? Как будут окупаться затраты на снабжение всех сотрудников ключами ЭЦП?
Использование цифровых документов экономит время: вместо того, чтобы сначала распечатывать необходимую бумагу, а потом искать ее среди кипы распечаток или вообще ходить в другой кабинет, если используется сетевой принтер, сотрудник может подписать и отправить все не вставая из-за стола. К тому же при переходе на ЭДО существенно снижаются затраты на бумагу, тонер и техническое обслуживание принтеров.
Цифровые документы могут являться и инструментом сохранения конфиденциальности. Электронную подпись невозможно подделать, а это значит, что даже если внутри компании у сотрудника или руководителя есть недоброжелатели, им не удастся совершить никакой подмены документов.
Часто нововведения продвигаются со скрипом, так что сотрудникам поначалу может быть трудно привыкнуть к новому формату подачи документов, однако как только они оценят удобство ЭЦП, то больше не захотят возвращаться к беготне с бумажками.
Психологический барьер
Электронно-цифровые подписи появились относительно недавно, поэтому многим трудно воспринимать их как реальный аналог привычных бумажных документов. На многих предприятиях возникает подобная проблема: сотрудники просто не считают договор подписанным, пока на бумаге не стоят реальные печать и подпись.
Они используют сканы с бумажных документов, легко теряют свой ключ ЭЦП. Преодолеть этот психологический барьер поможет… еще одна бумажка. Официально заверенное “мокрой” подписью положение об электронном документообороте даст сотрудникам понять, что это серьезная вещь, и относиться к цифровым документам следует так же, как к аналоговым.
Еще одна проблема может возникнуть в образовательной части. На многих предприятиях работают сотрудники в возрасте. Они являются ценными кадрами, опытны в своей сфере, имеют большой стаж, однако им бывает довольно трудно объяснить, как пользоваться электронно-цифровой подписью, ведь они буквально недавно занимались освоением электронной почты, а здесь все гораздо сложнее, да еще и есть множество нюансов.
Задачу по обучению можно передать IT-отделу или прибегнуть к помощи сторонних специалистов. Многие компании проводят компьютерные тренинги и курсы для своих сотрудников, где им объясняются основы по работе с электронной почтой и различными программами. Почему бы в этот список не включить и приложение для формирования ЭЦП?