Тарифы по специальным счетам (44-ФЗ) для участия в госзакупках в 2022 году

Тарифы по специальным счетам (44-ФЗ) для участия в госзакупках в 2022 году Электронная цифровая подпись

Расчеты в рамках госзаказа сложнее, чем в коммерческих закупках. По некоторым контрактам платят только на специальные или отдельные расчетные счета. А список банков, открывающих спецсчета для госзакупок, строго ограничен и регулируется Центробанком.

Закупки по госооборонзаказу по-прежнему вызывают множество вопросов даже у тех, кто давно работает по 44-ФЗ. Разбираемся, в чем особенности закупок по 275-ФЗ

Нормативное регулирование ГОЗ

Особенности закупок по 275-ФЗ

Порядок открытия лицевых счетов

Идентификатор как обязательный элемент

Порядок расчетов по госконтракту

Права и обязанности сторон

Изменения в сфере ГОЗ в 2022 году

  • Новости и аналитика
  • Новости

23 августа 2022

Распоряжением Правительства РФ Акционерное общество “БМ-Банк” исключено из утвержденного распоряжением от 13 июля 2018 года № 1451-р перечня банков, на счета в которых вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в электронных процедурах закупок, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Перечень). Отметим, что указанное кредитное учреждение было включено в число уполномоченных банков в начале июня текущего года (Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2022 г. № 2334-р).

Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки, и получите диплом установленного образца.

В новой редакции Перечень действует с 19 августа 2022 года.

Напомним, что согласно ч. 4 ст. 44 Закона № 44-ФЗ обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться по выбору участника в виде:

  • денежных средств;
  • независимой гарантии, предусмотренной ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

Как следует из подп. “а” п. 1 ч. 5 ст. 44 Закона № 44-ФЗ, если участник электронной процедуры принял решение предоставить обеспечение заявки в виде денежных средств, указанные средства в достаточном для обеспечения заявки размере до подачи заявки должны быть внесены участником на банковский счет, открытый участником в банке, включенном в Перечень.

Требования к банкам, в которых участникам открываются специальные счета для внесения денежных средств, обеспечивающих заявки установлены п. 1 постановления Правительства РФ от 20 декабря 2021 г. № 2369.

Требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника банковского счета в качестве специального счета установлены постановлением Правительства РФ от 30 мая 2018 г. № 626.

1. В соответствии с частью 10 статьи 44 и частью 5 статьи 84.1 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” утвердить прилагаемый перечень банков, на специальные счета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства участников открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, а также денежные средства участников закрытых электронных процедур.

2. Минфину России на основании информации, предусмотренной пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 748 “О требованиях к банкам (включая требования к их финансовой устойчивости), в которых участниками закупок открываются специальные счета, на которые вносятся денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”, обеспечивать при необходимости в установленном порядке подготовку и представление в Правительство Российской Федерации проектов актов, предусматривающих внесение изменений в перечень, утвержденный настоящим распоряжением.

Утвержденраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 13 июля 2018 г. N 1451-р

1. Публичное акционерное общество “Сбербанк России”

2. Банк ВТБ (публичное акционерное общество)

3. “Газпромбанк” (Акционерное общество)

4. Акционерное общество “Российский Сельскохозяйственный банк”

5. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “АЛЬФА-БАНК”

6. “МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК” (публичное акционерное общество)

7. Публичное акционерное общество Банк “Финансовая Корпорация Открытие”

8. Акционерное общество “Райффайзенбанк”

9. Публичное акционерное общество РОСБАНК

10. Акционерное общество “Всероссийский банк развития регионов”

11. Публичное акционерное общество “Промсвязьбанк”

12. Акционерное общество “Акционерный Банк “РОССИЯ”

13. ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “БАНК “САНКТ-ПЕТЕРБУРГ”

14. Публичное акционерное общество “Совкомбанк”

15. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество)

16. Акционерный коммерческий банк “РосЕвроБанк” (акционерное общество)

17. Акционерное общество “ОТП Банк”

18. Акционерное общество “ЮниКредит Банк”

Два типа банков

Прежде чем перейти к сравнению тарифов, проясним один важный нюанс. Все банки, которые имеют право открывать спецсчета для участия в торгах, можно разделить на две категории:

  • открывает одновременно сразу два счета: расчетный и специальный. В этом случае плата берется по обычным тарифам за обслуживание расчетного счета для бизнеса (РКО). Специальный, идет просто как дополнение – бесплатно.
  • позволяет открыть только специальный счет. В этом случае плата берется по отдельным тарифам для специальных счетов.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Идентификатор как обязательный элемент

Техническая особенность закупок по ГОЗ — наличие идентификатора. Это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем (Приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.

Далее идентификатор проставляют на всех контрактах, платежках, внутренних приказах, которые сопровождают выполнение заказа в рамках одного гособоронзаказа и пр. Это подтверждение затрат и залог того, что денежные средства по ГОЗ будут перечислены. Идентификатор действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.

ГОЗ: особенности формирования и размещения по 275-ФЗ. Видео. Онлайн-тест. Электронный сертификат

Хотя Законом № 275-ФЗ предусмотрен ряд случаев, когда документы, являющиеся основанием для составления распоряжений при списании денежных средств, могут не содержать идентификатор государственного контракта. Например, это оплата расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию, оплата труда, оплата головным исполнителем расходов на сумму не более
5 млн  руб. в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более 3 млн руб. в месяц и др. (ч. 2.1 ст. 8.5 Закона № 275-ФЗ).

Разряды идентификатора означают:

  • способ, которым определяют исполнителя;
  • год, в котором заключен госконтракт;
  • год, в котором госконтракт заканчивает действовать;
  • порядковый номер госконтракта;
  • код государственного заказчика.

Идентификатор не может быть повторно присвоен другому госконтракту.

Коротко о выборе выгодного тарифа

Подобрать выгодный банк для специального счета 44-ФЗ не трудно. Так как основная стоимость владения счетом складывается из ежемесячных платежей, то при изучении тарифов по спецсчетам требуется учитывать только два параметра:

  • стоимость обслуживания – это будет расход;
  • процентную ставку – это будет доход.

Сравнив разницу между этими двумя значениями, вы выберите для себя подходящий банк с точки зрения выгоды.

Тут важно отметить, что почти у всех банков процентная ставка опущена до минимально возможного значения – 0,01% годовых. 4,5 процентов годовых на данный момент пока платит только банк Точка. Он имеет отличную репутацию среди предпринимателей и зарекомендовал себя как современный и удобный. Советуем рассмотреть его в качестве одного из основных вариантов.

Брать же в расчет другие ежемесячные траты на ведение счета по госзаказу не имеет особого смысла, поскольку сюда можно отнести только комиссию за блокировку денежных средств при подаче заявки. Однако этот фактор не слишком существенен, поскольку комиссия взымается только на спецсчетах открытых в Сбербанке, МКБ, Совкомбанке и, согласно тарифам, везде стоит 50 рублей за одну блокировку.

Единоразовый расход

Стоимость открытия спецсчета можно также не учитывать. В 2022 году даже сами банки считают, что брать деньги с клиентов за процедуру открытия неправильно. Поэтому советуем рассматривать условия только с бесплатным открытием спецсчета.

Читайте также:  Как скопировать ключ | СБИС Помощь

Некоторые банки пошли на хитрость и сделали открытие счета бесплатным. Сколько на самом деле стоит открыть спецсчет, можно понять только при более внимательном изучении банковского тарифа. Например, платными услугами могут оказаться: подключение интернет-банка и/или выпуск ЭЦП (электронно-цифровой подписи) для входа в личный кабинет.

Ознакомьтесь с нашим более подробным материалом о том, в каком банке лучше открыть специальный счет для участия в госзакупках.

Ответственность по ГОЗ

За нарушение законодательства в сфере государственного оборонного заказа предусмотрена административная и уголовная ответственность как для заказчика, так и для исполнителя.

Меры ответственности для государственного заказчика:

  • За нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа для должностного лица государственного заказчика предусмотрен административный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ст. 7.29.1 КоАП РФ).
  • За нарушение сроков размещения заказов на поставки товаров/выполнение работ/оказание услуг по государственному оборонному заказу, установленных Правительством РФ для должностных лиц заказчика, должностных лиц уполномоченного органа предусмотрен административный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ч. 15 ст. 7.30 КоАП РФ).
  • Изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечет административный штраф для должностных лиц в размере 50 000 руб., а для юридических лиц — 500 000 руб. (ч. 4.1 ст. 7.32 КоАП РФ).
  • За нарушение должностным лицом государственного заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным контрактом, предусмотрен административный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ст. 7.32.1 КоАП РФ).
  • Непредставление или несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством РФ в сфере государственного оборонного заказа, в том числе непредставление или несвоевременное представление информации и документов по требованию указанного органа либо представление заведомо недостоверных информации и документов влечет административные штрафы для должностных лиц в размере 15 000 руб., а для юридических лиц — от 100 000 руб. до 500 000 руб. (ст. 19.7.2 КоАП РФ).
  • Нарушение должностным лицом государственного заказчика условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.32.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ч. 2 ст. 14.55 КоАП РФ).
  • Грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенное должностным лицом государственного заказчика, влечет дисквалификацию должностного лица на срок до трех лет (ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ).

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Для исполнителя Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушения, связанные с гособоронзаказом:

Грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенное должностным лицом головного исполнителя, влечет дисквалификацию должностного лица на срок до трех лет (ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ).

Обратите внимание: грубым нарушением условий контракта заказчиком или исполнителем по гособоронзаказу (п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.06.2014 № 504) является:

  • повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 14.55 КоАП РФ;
  • нарушение условий государственного контракта, повлекшее ущерб РФ на сумму не менее 5% (но не менее 5 млн руб.) цены государственного контракта;
  • нарушение условий государственного контракта, повлекшее невыполнение установленного задания по государственному оборонному заказу.
  • Ликвидация или перепрофилирование головным исполнителем без согласования с государственным заказчиком производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу, в случае прекращения поставок такой продукции на очередной год и плановый период грозит административными штрафами для должностных лиц в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб., а для юридических лиц — от 300 000 руб. до 1 млн руб. (ст. 14.55.1 КоАП РФ).
  • За совершение головным исполнителем, исполнителем действий (бездействия), запрещенных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу, кроме случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.55.2, ст. 14.31 и ст. 14.55 КоАП РФ, ждут штрафы для должностных лиц в размере от 20 000 руб. до 50 000 руб., а для юридических лиц — от 300 000 до 1 млн руб. (ч. 1 ст. 14.55.2 КоАП РФ).
  • Включение головным исполнителем, исполнителем в себестоимость производства (реализации) продукции по государственному оборонному заказу затрат, не связанных с ее производством (реализацией), за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.31 КоАП РФ, грозит штрафом для должностных лиц в размере 50 000 руб. а для юридических лиц — в двукратном размере суммы затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу и не относящихся к производству такой продукции (ч. 2 ст. 14.55.2 КоАП РФ).
  • Неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности влечет административные штрафы для должностных лиц в размере от 20 000 руб. до 50 000 руб., а для юридических лиц — от 300 000 руб. до 500 000 руб. (ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ).
  • За грубое нарушение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности предусмотрены штрафы для должностных лиц в размере от 50 000 руб. до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, а для юридических лиц — от 500 000 руб. до 1 млн руб. (ч. 2 ст. 15.37 КоАП РФ).

Грубое нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности — это искажение совокупных сумм понесенных расходов не менее чем на 10%.

В конце статьи вы найдете перечень нормативно-правовой базы, регулирующей закупки в рамках гособоронзаказа, а также основные понятия по теме ГОЗ.

В конце статьи есть шпаргалка

Также административная ответственность предусмотрена для банка, который уполномочен проводить операции в сфере гособоронзаказа:

За преступления в сфере гособоронзаказа исполнителю установлена уголовная ответственность:

  • штрафом от 1 млн руб. до 3 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет;
  • лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от 500 000 руб. до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если те же самые действия совершены организованной группой или повлекли тяжкие последствия, то эти лица наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (ст. 201.1 УК РФ)

  • штрафом в размере от 1 млн руб. до 3 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет;
  • лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от 500 000 руб. до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если те же самые действия совершены организованной группой или повлекли тяжкие последствия, то наказание для должностных лиц — лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (ст. 285.4 УК РФ).

Чтобы участвовать в закупках в рамках государственного оборонного заказа, необходимо заранее учитывать все особенности и сложности. Нередко такое количество нюансов отпугивает потенциальных участников. Сфера ГОЗ хотя и накладывает серьезные ограничения, но в то же время дает преимущества, в том числе государственные гарантии в части безопасности сделки и финансовой поддержки.

Лицевые счета в Казначействе

Все организации госсектора — получатели бюджетных средств — обязаны открывать лицевые счета в территориальном отделении Федерального казначейства (Приказ Казначейства № 21н от 01.12.2016). Через л/с проводятся все платежи государственных и муниципальных заказчиков.

Участники закупок не относятся к получателям бюджетных средств, хотя и участвуют в бюджетном процессе опосредованно. По обычным государственным и муниципальным контрактам стороны рассчитываются так: заказчик перечисляет деньги со своего л/с в ТОФК на р/счет поставщика в кредитной организации.

Если госконтракт подлежит казначейскому сопровождению, участник открывает в ТОФК специальный л/счет с кодом «71» (ПП РФ № 2024 от 24.11.2021). Для этого ему надо направить в территориальный орган ФК заявление по форме 0531368 и подтверждающие документы (Приказ Казначейства № 44н от 22.12.2021, письмо ФК № 07-04-05/04-8454 от 08.04.2022).

Условия о казначейском сопровождении надо прописать в контракте (п. 2, 3 ст. 242.23 БК РФ, ПП РФ № 2024, письмо Минфина № 09-02-06/108295 от 30.12.2021). А оплату по контрактам с казначейским сопровождениям проводят только после санкционирования операций (Приказ Минфина № 214н от 17.12.2021).

Казначейство сопровождает средства федерального бюджета, если это предусмотрено действующим законом о бюджете (390-ФЗ от 06.12.2021). КС подлежат (п. 1 ст. 242.23, 242.25 БК РФ, ч. 66, 67 ст. 112 44-ФЗ):

  • госконтракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • контракты и договоры, которые исполняют в рамках исполнения госконтрактов;
  • авансовые платежи по контрактам, которые заключают по правилам, действующим в Республике Крым и Севастополе.
Читайте также:  Как бесплатно получить электронную подпись на сайте налоговой — инструкция

Но в 2022 году действуют особые условия казначейского сопровождения. Казначейство разрешает не сопровождать контракты, заключенные по п. 6, 7 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 5 390-ФЗ на сумму меньше 5 миллионов рублей (ч. 41 ст. 10 384-ФЗ от 29.11.2021). Не требуется КС и для средств по контрактам, которые исполняют казенные учреждения (ст. 242.27 БК РФ). А региональные власти вправе самостоятельно определить средства с обязательным казначейским сопровождением по контрактам, которые заключают на сумму меньше 50 миллионов рублей.

Изменения в сфере ГОЗ в 2022 году

  • Государственные заказчики в сфере гособоронзаказа могут заключать контракты с единственными поставщиками по ориентировочной (уточняемой) цене. Об этом говорит Распоряжение Правительства РФ от 04.03.2022 № 408-р.
    При заключении такого контракта следует использовать раздел VII Положения о госрегулировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, установленного Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465.
  • Изменился перечень обязанностей банков, уполномоченных на проведение операций по ГОЗ (Федеральный закон от 25.02. 2022 № 29-ФЗ).

Во первых, был исключен ряд обязанностей банков:

  • передавать в единую информационную систему государственного оборонного заказа информацию об обязательстве уполномоченного банка, предусматривающем выплату процентов за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счете, а также сроки установления, изменения обязательства по уплате процентов за пользование денежными средствами, находящимися на таком отдельном счете;
  • зачислять проценты за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счете;
  • в п. 10 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ отменили исключения, касающиеся операций, связанных с размещением денежных средств на депозитах в том же уполномоченном банке при обязательном условии перечисления размещенных денежных средств и процентов по депозитам на тот же отдельный счет в том же уполномоченном банке по истечении срока депозитного договора.

Во-вторых, у банка появилась новая обязанность предоставлять головным исполнителям, исполнителям льготное финансирование на условиях, установленных Правительством РФ, в целях исполнения государственных контрактов, контрактов по гособоронзаказу.

Также после внесенных изменений проценты за пользование уполномоченным банком денежными средствами, находящимися на отдельном счете, не начисляются.

Сравнение тарифов популярных банков

Приведенная информация в таблицах актуальна на февраль 2022 года.

Таблица сравнения тарифов по стоимости ведения специальных счетов:

Таблица сравнения тарифов по стоимости открытия спецсчетов по 44-ФЗ:

Порядок открытия лицевых счетов

Для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровней по 275-ФЗ должны открыть специальные лицевые счета (Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819) в одном из уполномоченных банков. Через них будут проводиться любые расчеты в рамках ГОЗ. Если госконтрактов несколько, для каждого должен быть отдельный счет.

Исполнитель предоставляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия счета. В течение двух дней Казначейство проверяет информацию об организации и не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки:

  • в случае положительного результата проверки открывает лицевой счет;
  • в случае отрицательного результата приостанавливает открытие и направляет уведомление с указанием причины (ПП № 1819).

Если есть сложности, государственный заказчик не позднее двух рабочих дней с момента получения уведомления должен подтвердить открытие лицевого счета или мотивировать отказ. На следующий день Казначейство открывает лицевой счет головному исполнителю или отказывает и возвращает все документы.

Права и обязанности сторон

Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:

  • о финансовых операциях головного исполнителя по всем счетам;
  • о привлеченных головным исполнителем субподрядчиках;
  • о ходе исполнения госконтракта: на каком этапе работа, соответствует ли ход работ техзаданию, нет ли отклонений по качеству и пр.

Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.

Обязанности государственного заказчика установлены ст. 6.2 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Например, заказчик обязан:

  • разрабатывать с привлечением головного исполнителя, исполнителей, определенных в установленном порядке, предложения по объему поставок продукции по государственному оборонному заказу и его основным показателям;
  • организовывать и осуществлять размещение заказов на поставки продукции по государственному оборонному заказу;
  • формировать начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов и цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика;
  • заключать государственные контракты и принимать необходимые меры по их исполнению;
  • присваивать каждому государственному контракту идентификатор и указывать его в государственном контракте;
  • включать в государственный контракт условие о расчетах по государственному контракту только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке, и др.

Права и обязанности головного исполнителя

Закон № 275-ФЗ наделяет головного исполнителя правами в сфере государственного оборонного заказа (ст. 7.2 Закона № 275-ФЗ).

  • запрашивать у исполнителей информацию, касающуюся исполнения контрактов;
  • получать от федерального органа в области обороны доступ к информации, содержащейся в единой информационной системе государственного оборонного заказа, и др.

Но, помимо прав, законом установлены и обязанности. В частности, головной исполнитель обязан, например (ст. 8  Закона № 275-ФЗ):

  • определять состав исполнителей, обосновывать с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования поставок такой продукции в целом и по отдельным этапам;
  • по согласованию с государственным заказчиком выбирать уполномоченный банк и заключать с ним договор о банковском сопровождении;
  • уведомлять до заключения контрактов исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета;
  • включать идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с исполнителями;
  • соблюдать режим использования отдельного счета и др.

Права и обязанности исполнителя

Также в законе предусмотрено понятие «исполнителя», им является лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем.

Исполнитель наделен такими же правами, что и головной исполнитель, а его обязанности определены в ч. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ. Исполнитель обязан, например:

  • обеспечивать соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом;
  • заключать договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком;
  • уведомлять до заключения контрактов других исполнителей о необходимости заключить с уполномоченным банком договор о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие открыть для каждого контракта отдельный счет;
  • включать идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с другими исполнителями;
  • использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые в уполномоченном банке другим исполнителям, с которыми у исполнителя заключены контракты, при наличии у исполнителей договоров о банковском сопровождении, заключенных с уполномоченным банком.

Порядок расчетов по госконтракту

Вне зависимости от того, каков предмет закупки, вы должны помнить об особенностях расчетов в гособоронзаказе:

  • каждая сторона ГОЗ должна открыть отдельный счет в уполномоченном банке и все взаиморасчеты проводить через него;
  • деньги, которые поступают от государственного заказчика, целевые, они направлены на конкретные затраты конкретного заказа, даже если это сухие корма для кинологических центров или уборка помещений;
  • если деньги уйдут не по назначению, это будет признано нарушением;
  • после того как контракт будет исполнен, счет в уполномоченном банке закрывается.

В обычных закупках действует правило невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность участника закупки, но в рамках ГОЗ существует четкая законодательная регуляция. Закон № 275-ФЗ дает заказчикам право проверять, как используются перечисленные деньги.

Спецсчета в рамках гособоронзаказа

Участники государственного оборонного заказа обязаны соблюдать режим отдельного счета (ст. 8.3 275-ФЗ от 29.12.2012). Головные исполнители открывают отдельные счета в любой кредитной организации из списка банков для банковской гарантии по 275-ФЗ о закупках по ГОЗ. Все расчеты по условиям контракта и операции по п. 16 ст. 8.4 по гособоронзаказу проводят только на отдельных р/счетах.

По такой схеме работают не только головные исполнители, но и все остальные исполнители (субподрядчики) в кооперации. Еще до заключения контракта головной исполнитель информирует исполнителя о необходимости банковского сопровождения и заключения с кредитной организацией соглашения об открытии и ведении отдельного р/счета для каждого госконтракта (п. 3 ч. 1 ст. 8 275-ФЗ). Полный список банков, уполномоченных ЦБ РФ по 275-ФЗ опубликован на официальном сайте Центробанка.

Исполнитель действует по аналогии — уведомляет других исполнителей и соисполнителей о режиме отдельного счета. В каждом контракте в рамках одной кооперации необходимо прописать такое условие (п. 3 ч. 2 ст. 8 275-ФЗ). Деньги списывают, только если в распоряжении на оплату указан ИГК — идентификатор государственного контракта.

Отдельный р/счет разрешают не использовать для (ч. 6 ст. 8, пп. «б», «з» п. 2 ч. 1 ст. 8.3, ч. 2.1 ст. 8.5 275-ФЗ):

  • оплаты расходов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам и тарифам, которые подлежат государственному регулированию;
  • оплаты расходов, если они не превышают 5 миллионов рублей в месяц — у головного исполнителя и 3 миллиона рублей в месяц — у исполнителя.
Читайте также:  Соглашение об обмене электронными документами: можно ли подписать ЭЦП? - Электронный Экспресс Электронный Экспресс

Идентификатор госконтракта в таких платежках указывать не надо.

Спецсчета для обеспечения заявок

Поставщики, которые планируют обеспечивать заявки на участие в закупках, открывают спецсчета. Завести его в любой кредитной организации не получится, необходимо обратиться в один из уполномоченных банков (Распоряжение Правительства № 1451-р от 13.07.2018).

Отдельного списка банков со спецсчетами для обеспечения госконтрактов нет, в РП № 1451-р приводится перечень кредитных организаций, где открывают расчетные реквизиты для обеспечения заявок. Вот он:

Спецсчета открывают так же, как и обычные расчетные. Участнику закупок надо обратиться в любой банк из списка уполномоченных, собрать нужные документы и заключить договор на обслуживание. Спецсчет откроют любым участникам закупки — и организациям, и предпринимателям, и физлицам (п. 2 письма Минфина № 4-06-08/70718 от 02.10.2018, п. 1.4 письма Минфина № 24-06-08/79659 от 06.11.2018).

Если у участника закупок есть р/счет в одном из уполномоченных банков, ему необязательно открывать новый. Он сможет наделить действующий р/счет статусом специального, заключив с кредитной организацией дополнительное соглашение (п. 5 требований из ПП РФ № 626 от 30.05.2018).

Если собираетесь обеспечивать заявку деньгами, укажите при ее подаче реквизиты специального р/счета, на который перевели нужную сумму (п. 2 ч. 5 ст. 44 44-ФЗ). Оператор электронной площадки передаст сведения в кредитную организацию, и на р/сч. заблокируют необходимые денежные средства. А если денег для обеспечения не хватает, банк уведомит оператора площадки, и заявку вернут участнику (пп. «е», п. 5 ч. 6 ст. 43, пп. «в», «г» п. 3 ч. 5 ст. 44 44-ФЗ).

Есть ситуации, когда заблокированные деньги не возвращают участникам:

А вот накладывать арест или взыскания на заблокированные средства на спецсчетах участников закупок нельзя (ч. 8 ст. 44 44-ФЗ, ч. 13.1 ст. 70, ч. 9 ст. 81 229-ФЗ от 02.10.2007).

Какие еще счета открывают участники закупок

В некоторых случаях поставщики открывают и другие специальные банковские счета. Например, если компания осуществляет деятельность по приему платежей со спецсчетов платежного агента (ч. 19 ст. 4 103-ФЗ от 03.06.2009). К таким поставщикам относятся:

  • компании и предприниматели, которые получают деньги за реализуемые товары, работы, услуги по 103-ФЗ;
  • компании и предприниматели, которые вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги по ЖК РФ;
  • органы государственной власти и местного самоуправления, их подведомственные учреждения, которые получают деньги плательщиков в рамках выполняемых функций.

Кроме того, в 2022 году Центробанк, по решению совета директоров от 10.06.2022, определил список банков, уполномоченных открывать счета типа «О» для исполнения денежных обязательств, связанных с использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (Указ президента № 322 от 27.05.2022). Р/счет типа «О» — это рублевый спецсчет, который должник открывает на имя правообладателя в уполномоченной кредитной организации.

На спецсчет типа «О» зачисляются средства, которые поступили правообладателю от должника или ошибочно списали с аналогичного рублевого р/счета. А списать деньги оттуда разрешают на банковский р/счет правообладателя (при наличии разрешения от комиссии по контролю за иностранными инвестициями), на уплату комиссии уполномоченному банковскому учреждению или на отмену ошибочного зачисления средств.

Есть еще один перечень банков для открытия счетов заемщика ФРП по Приказу от 05.07.2019, № од-53 от 06.06.2017 — список кредитных организаций, от которых принимает гарантии Фонд развития промышленности. Если компания или ИП заключает договор целевого займа с ФРП, необходимо открыть отдельный банковский р/счет. По этому спецсчету проводят операции по выдаче и расходованию заемных средств.

Государственное регулирование

Цены на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, регулируются государством.

Порядок государственного регулирования, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» устанавливает Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465.

Под государственным регулированием подразумевается:

  • определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по ГОЗ на очередной год и плановый период, то есть прогнозная цена на продукцию, а также подготовка предложений по определению вида цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком;
  • определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (далее — начальная (максимальная) цена государственного контракта), цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (далее — цена государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком), а также цены на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу;
  • государственная регистрация цены на продукцию, поставляемую единственным поставщиком;
  • определение вида цены на продукцию, поставка которой предусматривается единственным поставщиком;
  • уточнение размера цены и вида цены на продукцию, а также размера цены государственного контракта, заключенного с единственным поставщиком.

Тарифы по специальным счетам (44-ФЗ) для участия в госзакупках в 2022 году

Тарифы по специальным счетам (44-ФЗ) для участия в госзакупках в 2022 году

  • Коротко о выборе выгодного тарифа
  • Два типа банков
  • Сравнение тарифов популярных банков

Нормативное регулирование ГОЗ

Впервые начав работать с государственным оборонным заказом (ГОЗ), нужно понять соотношение двух основных законов, регулирующих эту сферу. Общий порядок госзакупок предусмотрен Законом № 44-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:

  • планирования закупок;
  • определения начальной максимальной цены контракта и цен контрактов, которые заключаются с единым поставщиком в составе ГОЗ;
  • описания объектов закупок;
  • определения цены госконтракта на товары/работы/услуги;
  • установления дополнительных требований к экспертам и экспертным организациям, которых привлекают для экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • обеспечения исполнения контракта.

Есть еще несколько важных документов, которые регулируют оборонные закупки. Их тоже надо изучить и отслеживать изменения.

Кроме того, в сфере ГОЗ работает своя терминология. Новичкам сложно сразу перестроиться и понять особенности участия в закупках по ГОЗ, а также исполнения контрактов. Поэтому мы подготовили полезную статью, в которой раскрыли основные понятия, используемые при работе с ГОЗ, и сделали обзор нормативно-правовой базы.

Обзор документа

Составлен перечень банков, на спецсчета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства участников открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, а также денежные средства участников закрытых электронных процедур.

Упоминается 18 банков. Это, например, АО “ОТП Банк”, АО “Райффайзенбанк”, Банк ВТБ (ПАО), ПАО “Сбербанк России”.

Напомним, что Правительством РФ установлены требования к таким банкам, в т. ч. к их финансовой устойчивости.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Особенности закупок по 275-ФЗ

Одно из значимых отличий гособоронзаказа — ограничения по участникам закупок. Ими могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, иностранные компании, физические лица не будут допущены к участию, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам.

Предметом закупок могут быть самые обычные товары/работы/услуги по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то есть ГОЗ — это не только про вооружение. Но в зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) делятся на две группы:

  • Закрытые. Их организуют, когда закупка содержит гостайну или предмет закупки связан с разработкой и производством военной техники и оружия. В этом случае поставщика можно выбрать только из числа специально приглашенных участников. В числе одного из условий может стать наличие лицензии ФСБ на выполнение работ, связанных с гостайной. Информация о закрытых закупках не размещается в ЕИС. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на электронной площадке АСТ ГОЗ.
  • Открытые. Проходят в формате обычной закупки, которая размещается в ЕИС с уточнением, что это процедура определения поставщика в рамках ГОЗ. Предметом контракта могут быть те же товары/работы/услуги, что и по 44-ФЗ, например, поставка продуктов или строительство хозяйственного здания.

Обратите внимание: в некоторых ситуациях выбор исполнителя производится не при помощи процедуры закупки, а путем его утверждения. Например, такого поставщика устанавливает постановление Правительства РФ или указ Президента РФ.

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий