Разбираемся с коэффициентами и индексами, применяемыми в рамках действия 44-ФЗ: коэффициент вариации, индекс пересчета цен, индекс-дефлятор, индекс цен производителей.
- Проведение экспертизы силами заказчика
- Для чего и в каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ
- Экспертиза своими силами
- Как оформить результаты внутренней экспертизы и приемки
- Порядок проведения экспертизы собственными силами
- В каких случаях предусмотрено проведение экспертизы
- Составляем отчет
- Можно ли обойтись без экспертизы?
- Коэффициент вариации
- Нужны ли эксперты?
- Прибегаем к помощи экспертов
- Экспертиза проведена. Что дальше?
- Когда и как отказать в приемке
- Индекс цен производителей
- Индекс пересчета цен
- Когда следует проводить экспертизу
- Проблемы, с которыми столкнулись заказчики и поставщики
- Не закрыт контракт, подтверждающий опыт
- Расторгнут контракт, подтверждающий опыт
- В одном тендере содержатся доптребования по разным видам работ
- Поставщики сомневаются в доптребованиях
- Торговая площадка не проверяет документы
- Разъяснения Минфина
- Закупки на строительство
- Подтверждение опыта в других закупках
- Индекс-дефлятор
- Назначение экспертизы
- Приемка контракта
- Если контракт расторгается в одностороннем порядке
- Последние изменения доптребований в офсетных контрактах
- С помощью экспертов или своими силами?
- Экспертное заключение
- Роль экспертного заключения в спорных ситуациях
Проведение экспертизы силами заказчика
Если приемка ТРУ не вызывает технических сложностей, или же у заказчика есть специалисты необходимой квалификации для ее проведения, то он может провести ее своими силами. Чтобы подтвердить проведение экспертизы, заказчику не требуется составлять отдельное экспертное заключение — достаточно оформленного и подписанного заказчиком (приемочной комиссией) документа о приемке товара. Правила ведения реестра контрактов также не требуют предоставления отдельного заключения в подобных случаях. Сам документ о приемке (либо же мотивированный отказ от приемки) должен отражать результаты такой экспертизы.
Данная позиция неоднократно была подтверждена в письмах Минэкономразвития (см. в.т.ч. Письма Минэкономразвития России от 31.08.2015 N ОГ-Д28-11585, от 15.09.2015 N ОГ-Д28-12160, от 18.12.2015 N Д28и-3786, от 26.12.2016 N ОГ-Д28-15314), а также изложена и в Письме Минфина России от 20 мая 2020 г. N 24-03-06/41781.
Законодательство не регламентирует, какие именно работники должны быть привлечены к производству экспертизы, но желательно урегулировать данный вопрос локальными документами — издать соответствующие приказы, прописать соответствующие функции в должностных инструкциях.
Для чего и в каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ
В законе 44-ФЗ говорится, что заказчик должен провести экспертизу при приемке товара либо результатов выполнения работ, оказания услуг. Приемка товаров и услуг по 44-ФЗ — этап достаточно важный, так как от грамотно проведенной, с точки зрения закона, приемки, во многом зависит возможность защиты интересов заказчика, в том случае, если предоставленный поставщиком товар или оказанная услуга не соответствуют условиям контракта.
Но не по всем контрактам нужно проводить экспертизу. Исключение — контракты, которые были заключены до принятия Закона 44-ФЗ.
В случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза результатов и их приёмка проводится по окончании каждого такого этапа.
«Управление государственными и муниципальными закупками» – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заказчиков.
Экспертиза своими силами
Внутренняя экспертиза или экспертиза своими силами помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку и быть уверенным в надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
Законом № 44-ФЗ не предусмотрены конкретные требования к экспертам организации. Внутренним экспертом может быть любое должностное лицо заказчика, которого приказом или распоряжением назначил руководитель. Экспертами могут быть также члены закупочной комиссии, сотрудники контрактной службы, контрактные управляющие.
Есть много писем Минэкономразвития РФ, которые разъясняют порядок проведения внутренней экспертизы. Например, из письма Минэкономразвития России от 11 апреля 2014 г. № Д28и-477 следует, что заказчик не обязан иметь в штате экспертов по конкретным направлениям экспертизы.
Как оформить результаты внутренней экспертизы и приемки
Что касается оформления результатов внутренней экспертизы, то в законе 44-ФЗ такие требования не прописаны. Но есть письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28И-1889, в котором сказано, что требования ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ (необходимость прилагать к отчету заключение по результатам экспертизы) не распространяются на случаи, когда экспертиза проводится силами заказчика без привлечения сторонних экспертов.
Данные внутренней экспертизы можно оформить как отдельным документом (например, подготовить заключение по итогам проведенной экспертизы), так и с помощью внесения данных об экспертизе в документ о приемке (например, в товарную накладную, либо акт сдачи-приемки).
В документе о приемке нужно указать, как проводили экспертизу — с помощью экспертов, экспертных организаций или своими силами, также указать результаты экспертизы. Обязательно должны присутствовать подписи каждого из членов приемочной комиссии, которую утверждает руководитель. Если экспертиза проводилась своими силами, то документ подписывает руководитель или представитель заказчика (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
Заказчик на основании проведенной экспертизы принимает решение о соответствии условиям контракта. Если его все устраивает, то он ставит свою подпись на акте приемки товара по 44-ФЗ, работ и услуг.
Акт приемки товара должен содержать:
- перечень работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
- составленное на основании экспертизы заключение приемочной комиссии;
- при несоответствии — указывается информация обо всех недостатках;
- подпись представителя комиссии, который уполномочен её ставить;
- документы и выводы экспертизы;
- если исполнитель отказывается ставить подпись на акте о приемке товара по 44-ФЗ, работы или услуги, возможно проведение приемки заказчиком выполненных работ или предоставленных товаров и услуг в одностороннем порядке.
По результатам проведения экспертизы эксперты оформляют заключение. Закон 44-ФЗ установил к заключению требования объективности, обоснованности и законности (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Заключение должно быть подписано экспертом или руководителем экспертной организации.
Порядок проведения экспертизы собственными силами
Поэтапно самостоятельное проведение экспертизы выглядит следующим образом:
- Издается приказ о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников в составе пяти или более компетентных специалистов. Обязательно нужно прописать существенные условия контракта: реквизиты, а также сроки его исполнения и этапность.
- В течение сроков, указанных в договоре, комиссия оценивает результат исполнения договора.
- По итогам работы, комиссия должна оформить документ о приемке. Например, акт приема-передачи, либо заключение по результатам работы комиссии. В нем должны быть отражены все выполненные работы, сроки исполнения поставщиком своих обязательств, наличие претензий какой-либо стороны.
- При выявлении несоответствия условиям контракта заказчик должен отказать в приемке товара до устранения нарушения поставщиком.
- После подведения итогов экспертизы заказчик отражает в отчете информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
- Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС с приложением документа, сформированного по результатам работы экспертной комиссии.
В каких случаях предусмотрено проведение экспертизы
В общем случае заказчики вправе сами определять, проводить ли экспертизу контракта собственными силами или привлекать экспертов либо специализированную организацию. К последнему способу чаще всего прибегают в том случае, если у заказчика нет как минимум одного из нижеследующих ресурсов:
- свободных кадров, обладающих достаточной квалификацией;
- опыта приемки результатов исполнения контракта;
- технических, инструментальных и/или лабораторных средств для проведения оценки качества поставленной продукции (оказанных услуг, выполненных работ).
Кроме того, в некоторых случаях закон обязывает заказчика прибегнуть к помощи экспертов со стороны. Например, такое требование установлено при исполнении крупных сложных контрактов. Также привлечь экспертов или экспертные организации придется в случае осуществления закупки у единственного поставщика. Однако это потребуется не всегда. Например, закупая у единственного поставщика экспертные услуги или поручая ему разработку проектной документации объектов капстроительства, привлекать к экспертизе сторонних специалистов не обязательно.
В случае привлечения сторонних экспертов или экспертной организации, заказчик должен заключить с ними договор на оказание услуг. В нем должны быть прописаны обязанности сторон, порядок проведения экспертизы и оплаты выполненной работы.
Если заказчик принимает решение проводить экспертизу собственными силами, то приказом руководителя организации создается экспертная комиссия. Ее членами должны стать не менее 5 человек, в том числе два обладателя специальных знаний о закупаемой продукции.
Проведению экспертизы самого товара, работы или услуги предшествует изучение контракта, заключенного между заказчиком и исполнителем. В рамках проведения экспертизы специалисты могут запрашивать любые относящиеся к закупке данные и материалы как у заказчика, так и у поставщика (исполнителя, подрядчика).
Составляем отчет
После приемки или отказа от нее заказчик должен составить отчет. В отдельных случаях, например, при малых закупках, отчет не составляется. Документ необходимо разместить в ЕИС. Также публикации в системе подлежит акт или иной документ, который подтверждает приемку результатов исполнения контракта или отказ от нее. Кроме того, в ЕИС необходимо разместить экспертное заключение (если привлекались эксперты).
Можно ли обойтись без экспертизы?
Проведение экспертизы требуется в соответствии с частью 3 статьи 94 закона 44-ФЗ. Она нужна для того, чтобы заказчик мог оценить результаты исполнения контракта поставщиком. Экспертиза должна быть проведена в любом случае вне зависимости от того, что заказчик принимает — товара, работы или услуги. Существует лишь одно исключение — если контракт был подписан до вступления в силу закона 44-ФЗ и до сих пор полностью не исполнен.
При поэтапном исполнении контракта экспертиза должна проводиться перед приемкой каждого из этапов. Причем неважно, предусмотрено ли в контракте поэтапное исполнение или нет. Если по факту сдача-приемка и оплата проходят частями, экспертизу следует проводить каждый раз.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Коэффициент вариации
Коэффициент вариации применяется для анализа разброса выбранных предложений о цене. В том случае, если полученное значение превышает 33 %, то это является сигналом о неоднородности полученных значений и о вероятности исключения из расчета максимально больших и малых значений.
Регулирует расчет коэффициента вариации приказ МЭР № 567 от 02.10.2013, в котором прописаны методические рекомендации по определению НМЦК. Согласно данному нормативно-правовому акту, для получения необходимой информации о текущем уровне цен заказчику необходимо:
- опубликовать соответствующий ценовой запрос в ЕИС;
- найти сведения о стоимости в реестре контрактов;
- осуществить анализ полученной информации.
В 44-ФЗ нет прямого указания на расчет коэффициента вариации, в ст. 22 не закреплены требования о необходимости его применения и предельного размера. Согласно приказу № 567, коэффициент рассчитывается по следующей формуле (п. 3.20):
где σ — это среднеквадратическое отклонение, которое определяется следующим образом:
- Цi — цена;
- n — количество предложений;
- i — текущее значение.
Если в заказе планируется несколько позиций, то коэффициент вариации рассчитывается по каждой такой позиции для исключения значений с большим размахом.
В том случае, когда коэффициент вариации при расчете оказывается больше 33 %, это говорит о том, что цены, используемые заказчиком, не являются однородными, и специалисту по закупкам надлежит использовать иную информацию о стоимости.
Нужны ли эксперты?
В большинстве случаев заказчик может выбирать сам: прибегать к помощи экспертов или проводить экспертизу самостоятельно. Но есть ситуации, когда наличие экспертов обязательно. Это случаи, когда их участие определено Правительством РФ, а также закупки у единственного поставщика.
Надо отметить, что привлечение экспертов требуется не при всякой неконкурентной закупке. Она не нужна, если объект закупается у самих экспертных организаций или экспертов либо при закупке услуг по разработке проектной документации, которая ранее проходила экспертизу. Кроме того, в пункте 1 части 4 статьи 94 предусмотрен целый ряд исключений, при которых экспертов можно не привлекать. Это, например, малые закупки, закупки у естественных монополий и многие другие случаи.
Прибегаем к помощи экспертов
Порядок взаимодействия с экспертами таков:
- к экспертизе привлекаются отдельные специалисты или организации (на основании контрактов по 44-ФЗ);
- они проводят экспертизу, в ходе которой имеют право потребовать у поставщика дополнительные материалы для уточнения условий исполнения контракта;
- после ее окончания заказчику выдается экспертное заключение, содержащее подпись эксперта или представителя организации.
Мнение экспертов заказчик проигнорировать не может. Надо отметить, что в заключении может содержаться вывод не только о соответствии или несоответствии объекта закупки требованиям контракта. Бывает, что выявляются нарушения, которые не препятствуют приемке, если будут устранены. В этом случае эксперты могут указать в заключении предложения об исправлении таких недостатков, включая срок их устранения.
В случае самостоятельной экспертизы заключение не выдается. Документом, который подтвердит ее проведение, будет документ о приемке товара, например, акт сдачи-приемки. Можно составить и иной документ — главное, чтоб в нем были перечислены товары, работы или услуги, поставленные по контракту, а при наличии претензий — их содержание.
Экспертиза проведена. Что дальше?
Возможность малых закупок с единственным поставщиком через единого агрегатора торговли предусмотрена еще Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. ЕАТ формирует свой реестр закупок.
Площадку для проведения малых торов заказчик может выбрать по своему усмотрению, но она должна быть включена в перечень, утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 г. №1447-р.
Все взаимодействие между участниками закупки и заказчиком осуществляется через ЭП, документы подписываются ЭЦП.
Участники закупки формируют и размещают предварительные предложения на поставку товаров, где указывают в том числе:
- наименование товара и характеристики со ссылкой на КТРУ и при необходимости товарный знак;
- страну происхождения (при наличии соответствующих прикладывается подтверждающий документ, иначе товар будет считаться иностранным);
- указываются единица измерения (по ОК), цена, минимальное или максимальное количество товара;
- срок поставки (минимальный и максимальный);
- срок действия предварительного предложения.
Заказчик (при помощи ЕИС) формирует извещение, где помимо обычных сведений (адресов, кода, размера обеспечения и пр.) указывает информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Извещение должно содержать проект контракта и обоснование цены.
В течение часа с момента размещения извещения оператор ЭТ определяет не более 5 заявок, соответствующих требованиям извещения, нумеруя заявки по возрастанию цены за единицу товара, направляет выбранным участникам необходимую документацию, а также блокирует то количество товара, от указанного участниками в предварительном предложении, какое необходимо заказчику.
А в течение одного рабочего дня с момента направления участникам информации и документов заказчик должен рассмотреть заявки на предмет соответствия требованиям и присвоить тем заявкам, которые не были им отклонены номера по возрастанию цены, сформировать при помощи средств ЭП протокол подведения итогов определения поставщика и направить его оператору ЭП.
Протокол должен быть размещен ЭП в течение часа в ЕИС и на площадке.
Контракт заключается с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер. Блокировка товара остальных участников после размещения протокола прекращается, а у участника, с которым заключается контракт количество товаров в предварительном предложении уменьшается.
Контракт (в силу отсылки на нормы ст. 83.2 ч. 13. ст. 82.1 Закона 44-ФЗ) должен быть размещен Заказчиком на ЭП и ЕИС в течение трех часов с момента размещения протокола. Далее у победителя есть 1 рабочий день на его подписание, размещение на ИП и предоставление обеспечения исполнения.
Подписать контракт и разместить его на ЭП и ЕИС в свою очередь заказчик должен в течение рабочего дня с даты размещения, но не ранее двух рабочих дней с даты размещения итогового протокола.
Если заявок меньше двух, то в течение часа оператор ЭП информирует об этом заказчика и размещает уведомление в ЕИС, если все же есть один участник, то документы ему не направляются.
Процедура предполагает активное взаимодействие и обмен информацией между ЭП и ЕИС, информация о контрактах, заключенных в соответствии с ч. 12. ст. 93 включается в реестр контрактов (соответствующие изменения внесены Законом 449-ФЗ от 27.12.2019 в ч. 1 ст. 103 Закона 44-ФЗ).
При этом в план-график закупок малые закупки, которые заключаются посредством электронной площадки включать, наоборот, не нужно.
В полной мере нормы, касающиеся ЕИС должны заработать с июля, когда заработает часть 13 ст. 93 Закона 44-ФЗ, устанавливающая обязанность предоставления информации через ЕИС и когда будут разработаны соответствующие подзаконные акты.
Когда и как отказать в приемке
Если при проведении экспертизы заказчик обнаружит, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара. Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.
Так как законом не утверждена форма таких документов, составляются они в произвольной форме. В них указывается, какие именно выявлены недостатки по количеству, комплектности, объему, качеству или безопасности, не соответствующие требованиям, установленным контрактом (ч. 3 и 7 ст. 94 закона 44-ФЗ).
Кроме того, рекомендуем отразить следующие сведения:
- заключение приемочной комиссии с учетом выводов эксперта;
- подписи членов приемочной комиссии.
Также следует прописать требование о поставке товара, соответствующего условиям контракта, и сроки, в которые поставщик должен поставить в адрес заказчика требуемый товар. Все эти документы должны быть оформлены в сроки, установленные законом или контактом для принятия товара.
Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки Госзаказ, дает рекомендации заказчикам, когда следует отказать в приемке товара. Смотрите отрывок от вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 2».
В случае неисполнения поставщиком требований заказчика, последний имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, при условии, что такая возможность была предусмотрена контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
Свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней обязан разместить в ЕИС. В такой же срок заказчик обязан уведомить поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении. Свое решение заказчик может направить любым из способов, где можно получить уведомление о получении документов: по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, телеграммой либо посредством факсимильной связи, по адресу электронной почты, с использованием иных средств связи и доставки.
По истечении 10 дней с даты уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракта, решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Но, если поставщик устранит все замечания в течение 10-дневного срока, то заказчик обязан отменить свое решение о расторжении контракта. Данное правило действует только в случае однократного нарушения поставщиком) условий контракта.
Индекс цен производителей
Это коэффициент, который учитывает динамику расценок у производителей в разрезе отраслевой специфики по различным видам экономической деятельности. В первую очередь индекс применяется в отраслях, непосредственно связанных с энергетикой, добычей полезных ископаемых, обрабатывающей промышленностью, розничной торговлей, строительством и сельским хозяйством. Анализ производится для 2-х вариантов: с учетом экспортной составляющей и без учета экспортной составляющей.
Индекс расценок производителей учитывает изменение ценового показателя определенного набора товаров (сырье, материалы, комплектующие и проч.) на оптовом уровне в течение отчетного периода по отношению к базовому периоду. ИЦП — это один из индикаторов будущего уровня инфляции.
Также он иллюстрирует динамику в конкретной отрасли, а также движение доходов от продажи товаров, работ и услуг.
Рассчитывается индекс по следующей формуле:
- PPIi — изменение стоимости i-го товара промышленности;
- Pt — цена i-го товара промышленности на конец периода t;
- PB — стоимость i-го товара промышленности в базовом периоде.
Информационную базу расчета составляют статистические данные, актуальные на момент выполняемого расчета.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Индекс пересчета цен
Для того чтобы корректно рассчитать НМЦК методом сопоставимых рыночных, заказчик должен сравнить их на приобретаемые товары, работы и услуги (п. 3.17 Приказа № 567). Чтобы привести полученные цифры в сопоставимый вид, можно применить индекс пересчета цен с учетом различий в количественных, качественных и финансовых характеристиках ТРУ. С использованием индекса пересчета заказчик может учесть целый ряд критериев:
- количественные и качественные показатели товаров, работ или услуг;
- срок исполнения заказа;
- наличие аванса и его размер;
- место поставки;
- налогообложение и таможенные пошлины;
- срок формирования сведений о стоимости;
- масштабность заказа и проч.
Цены предыдущих периодов приводятся к актуальному ценовому уровню согласно следующей формуле:
- kпп — коэффициент для пересчета стоимости;
- tф — срок формирования данных по стоимости;
- t — месяц проведения расчетов НМЦК;
- ИПЦ — индекс потребительских цен на текущий месяц в процентном соотношении к предыдущему месяцу в соответствии с информацией, установленной на www.gks.ru.
Когда следует проводить экспертизу
Прежнее постановление о доптребованиях отменено постановлением Правительства от 29 декабря 2021 года № 2571 (далее – постановление № 2571). Правительство РФ приняло новые правила по разделам, которые посвящены отдельным сферам (культура, строительство и т.д.), а в каждом из разделов подробно расписало перечень работ (охранные услуги, реставрация и др.).
Расширен перечень случаев для применения доптребований. Теперь заказчики обязаны чаще устанавливать их, но применять их можно только для закупок с ценой свыше:
- 500 тыс. рублей в закупках на реставрацию, ценовой аудит, ремонт военной техники
- 10 млн рублей для федералов и 5 млн рублей для муниципалов при размещении некоторых заказов на строительство и дорожные работы
- 1 млн рублей в закупках на техобслуживание, ремонт зданий и уборку
- 50 млн рублей при закупке вооружения
- 10 млн рублей в закупках на техобслуживание медтехники
В приложении к постановлению указано:
- к какому виду работ предъявляют те или иные требования. К примеру, на текущий ремонт от участников тендеров требуется наличие опыта выполнения текущего или капитального ремонта с ценой не менее 20% от цены нового тендера
- как подтвердить соответствие доптребованиям при подаче заявки. Конкретный перечень документов будет зависеть от вида работ
К примеру, чтобы подтвердить опыт выполнения договора подряда при участии в закупке на капремонт дорог, нужно представить:
- копию исполненного договора
- акт приёмки объекта капитального строительства
- акт выполненных работ
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Застройщику необходимо приложить к заявке строительную смету, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или решение о техготовности линейного объекта.
Подрядчикам с опытом непосредственного выполнения работ по капремонту дорог нужно приложить к предложению исполненный договор и акт приёмки.
Согласно подп. «б» п. 3 постановления № 2571, для некоторых видов работ подтвердить опыт допускается контрактами с погашенной неустойкой.
Проблемы, с которыми столкнулись заказчики и поставщики
За прошедший год возникло большое количество спорных ситуаций, большая часть из которых была связана с подтверждением опыта работы с госзаказом. Также были споры по ограничению конкуренции и техническим вопросам.
Не закрыт контракт, подтверждающий опыт
Некоторые из участников тендеров пытались подтвердить опыт работы с госзаказом контрактами, которые ещё не были закрыты в ЕИС.
Пример: извещение № 0860400000322000028.
Участник тендера на дорожные работы для подтверждения опыта представил данные договора и акты выполненных работ. Однако в ЕИС заказчик не закрыл этот контракт. Он продолжал числиться среди соглашений на этапе «Исполнение».
Закупочная комиссия отклонила заявку, и участник обратился в ФАС.
Ведомство поддержало подрядчика.
Вывод: изменение статуса договора в ЕИС является обязанностью заказчика. Если подрядчик подтверждает соответствие доптребованиям согласно правилам постановления № 2571, нет оснований для его отклонения.
Расторгнут контракт, подтверждающий опыт
Встречаются случаи, когда участники закупок пытаются подтвердить опыт расторгнутым контрактом.
Пример: извещение № 0101300073322000004.
Участник тендера на капремонт подтвердил опыт контрактом, который был расторгнут по соглашению сторон: работы по нему были выполнены, но не в полном объёме, после чего контракт был расторгнут по обоюдному согласию.
Стоимость выполненных работ по этому контракту составила более 20% от суммы новой закупки.
Заказчик не засчитал этот контракт в качестве подтверждения опыта работы с госзаказом. Подрядчик обратился в ФАС. Ведомство поддержало его и обязало заказчика отменить результаты тендера.
Вывод: в качестве документа, подтверждающего опыт, может быть применён контракт, расторгнутый по соглашению сторон. Главное – чтобы сумма выполненных работ соответствовала требованиям постановления № 2571 по определённому виду закупки.
В одном тендере содержатся доптребования по разным видам работ
Есть закупки, в которых в одном лоте встречается несколько видов работ.
Пример: извещение № 0173100013822000006.
Заказчик объявил тендер на комплексное обслуживание здания, включив в стоимость техобслуживание строения его уборку. Указанные виды работ относятся к разным разделам постановления № 2571. К исполнителям таких тендеров предъявляются разные требования.
Ниже представлен пример двойных доптребований заказчика из ЕИС.
Участник закупки пожаловался в ФАС, и ведомство поддержало его, отменив результаты тендера.
Вывод: нельзя включать в один тендер два вида доптребований. Если заказчику нужны разные виды работ, то на каждый вид нужно проводить раздельные тендеры. Вместе закупать разрешается только работы, которые технологически связаны между собой.
Поставщики сомневаются в доптребованиях
Встречаются случаи, когда участники тендеров пытаются обжаловать доптребования заказчиков в тендерах на капремонт.
Пример: извещение № 0840300037422000178.
Заказчик объявил открытый конкурс на капремонт ограждения школы. Подрядчик решил, что ограждение школы не является объектом капстроительства и обжаловал положения извещения.
ФАС поддержало заказчика. Так как ограждение является частью школьного здания и числятся они под единым инвентарным номером, здание школы относится к объекту капстроительства, а значит, заказчик верно установил доптребования.
Вывод: работы, направленные на ремонт объектов капстроительства, считаются капремонтом. При этом к таким объектам относят здания и ограждения. Соответственно, при проведении подобных тендеров заказчики должны устанавливать доптребования к подрядчикам согласно разделу постановления № 2571, посвящённому данному виду работ.
Торговая площадка не проверяет документы
Согласно п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, оператор ЭТП с января 2022 года должен возвратить подрядчику тендерную заявку, если в реестре участников закупок отсутствуют документы о соответствии фирмы доптребованиям заказчика. В связи с этим многие заказчики решили, что теперь на ЭТП лежит ответственность за проверку документов, подтверждающих соответствие подрядчика доптребованиям.
Пример: извещение № 0600600009422000003.
На участие в тендере подала заявку фирма, которая формально соответствует условиям тендера. Так как в реестр участников закупок были включены документы о соответствии доптребованиям, торговая площадка не вернула заявку подрядчику. Документы, к которым не был приложен акт приёмки, поступили на рассмотрение заказчику.
Заказчик решил обжаловать действия ЭТП в ФАС.
ФАС отказала заказчику, приняв сторону ЭТП, так как проверка документов участника тендера является задачей тендерной комиссии заказчика.
Разъяснения Минфина
За год работы по новым правилам у заказчиков и поставщиков возникло большое количество вопросов, в связи с чем Минфин дал разъяснения положениям, которые вызвали большое количество споров.
Рассмотрим наиболее полезные разъяснения для заказчиков и поставщиков.
Закупки на строительство
В письме Минфина РФ от 18 апреля 2022 года № 24-06-06/34260 уточняется, что для подтверждения опыта необходим исполненный контракт и все акты о приёмке, составленные в ходе исполнения обязательств. Если строительство осуществлялось в несколько этапов, чтобы доказать исполнение договора, недостаточно представить один акт – потребуются акты, составленные по результатам закрытия каждого из этапов.
При участии в тендерах на некапитальное строительство и благоустройство подрядчикам требуется подтвердить своё соответствие требованиям постановления № 2571 наличием опыта:
- исполнения договора на некапитальное строительство и благоустройство
- работы подрядчиком на стройке и реконструкции объекта капитального строительства
- застройщика, который выполнял работы по стройке и реконструкции объекта капитального строительства
Заказчик может засчитать в качестве опыта только договоры, соответствующие по виду работ и предмету тендера, если их сумма составляет не менее 20% от НМЦК новой закупки.
В приложении к поставновлению № 2571 указано, какие контракты могут подтвердить опыт работ, сходных с предметом торгов. Хотя в графе «Доптребования к участникам» указано несколько видов работ, в качестве опыта подойдёт успешное выполнение хотя бы одного из них (письмо Минфина РФ от 14 февраля 2022 года № 24-01-09/10138).
Подтвердить опыт можно только таким договором подряда, в котором компания является прямым исполнителем, а не субподрядчиком (определения Верховного Суда РФ от 22 октября 2020 года № 309-ЭС20-15792 по делу № А50-26381/2019, от 19 июля 2021 года № 304-ЭС21-10656).
Подтверждение опыта в других закупках
В письме Минфина РФ от 1 сентября 2022 года № 24-06-06/85201 установлено, что опыт работы с госзаказом подрядчики могут подтвердить исполненными контрактами по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ при участии в закупках на:
- охрану научных и образовательных учреждений
- отдых и оздоровление детей
- перевозки военных грузов морским и речным транспортом
- техобслуживание поездов военного назначения
- техосмотр медтехники
- ремонт ядерного вооружения
- поставку оружия
Для подтверждения опыта при участии в других тендерах с доптребованиями подойдут любые договоры. Это означает, что в качестве подтверждающих документов заказчики обязаны принять не только соглашения по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ, но и договоры с коммерческими организациями. При этом договор должен быть полностью исполнен, то есть по нему должна пройти и поставка, и оплата.
Если участник предоставит в заявке недостоверную информацию, заказчик вправе отстранить его от торгов или отказаться от заключения договора.
Индекс-дефлятор
Дефлятор — это коэффициент, который применяется для пересчета текущей стоимости в постоянные цены.
Годовые индексы-дефляторы используются при определении НМЦК, так как при применении метода анализа рынка ценовая информация должна анализироваться с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих условий поставок ТРУ (ч. 3 ст. 22 44-ФЗ).
Если в закупке требуется не только рассчитать стоимость работ, но и распределить ее по годам (периодам), то такой расчет в расценках соответствующих лет осуществляется с применением индексов-дефляторов (Письмо Минэкономразвития № Д28и-659 от 10.03.2016).
Если закупка касается либо объектов федерального назначения, либо тех объектов, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета РФ разных уровней, то употребляются индексы-дефляторы, которые ежегодно подготавливаются Минэкономразвития и публикуются в прогнозе социально-экономического развития.
Также индексы-дефляторы используются при определении НМЦК проектно-сметным методом — расценки рассчитываются с использованием дефляторов по видам экономической деятельности.
Индекс-дефлятор является ключевым показателем при прогнозном планировании расценок. Рассчитанные при помощи дефляторов, они являются наиболее объективными, отражающими реальный стоимостной уровень на ТРУ без учета инфляционных показателей.
Информация для расчета дефляторов берется из данных статистической отчетности, а за основу берутся прогнозы социально-экономического развития по регионам. Основные индексы-дефляторы, применяемые при прогнозном планировании:
- индекс потребительских цен;
- стоимости производителей;
- изменения реальной заработной платы и реальных доходов населения;
- изменения курса рубля к доллару (при закупках в иностранной валюте).
Рассмотрим, как рассчитать дефлятор на примере индекса потребительских цен.
Формула расчета ИПЦ:
Если текущая стоимость товаров в потребительской корзине равна 165 рублям, а на конец предыдущего года их стоимость составляла 160 рублей, годовой дефлятор будет равен:
165 / 160 × 100 = 103,1.
Назначение экспертизы
Экспертиза контракта по закону № 44-ФЗ является важным моментом закупки. Она позволяет заказчику убедиться в том, что его заказ был выполнен без нарушений, а исполнитель поставил качественный продукт либо надлежащим образом оказал услугу (исполнил работу).
Приемка контракта
Если экспертиза дала положительное заключение (вне зависимости от того, кто ее проводил), то заказчик может принимать объект закупки. Порядок и сроки приема оговариваются в контракте.
В случае выявления небольших несоответствий которые устранены либо могут быть устранены, заказчик также может осуществлять приемку. Если же выявлены существенные отклонения от требований контракта, то принимать объект нельзя. В таком случае заказчик составляет письменный отказ от подписания документа о приемке с указанием его причины. Документ направляется поставщику не позднее даты, когда должна быть осуществлена приемка результатов исполнения контракта.
Если контракт расторгается в одностороннем порядке
Допустим, произведенная собственными силами заказчика экспертиза показала, что поставлен товар ненадлежащего качества. Заказчик отказался его принимать и уведомил об этом поставщика. Может ли собственная экспертиза являться основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке? Может, и это подтверждается арбитражной практикой. Примером служит постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2015 № А63-6507/2014.
В упомянутом деле заказчик расторг контракт и передал информацию об исполнителе в Реестр недобросовестных поставщиков. Исполнитель попытался оспорить в суде тот факт, что заказчик правомерно расторг контракт на основании экспертизы. Ведь она была произведена собственными силами, то есть, не независимыми, а заинтересованными лицами.
Суд указал, что экспертиза была проведена на законных основаниях. Ее итоги были приложены к делу, и поставщик не смог их опровергнуть.
Последние изменения доптребований в офсетных контрактах
Законодатели уже успели изменить правила о доптребованиях – постановление № 2571 дополнено разделом об офсетных контрактах.
С августа 2022 года к исполнителям по инвестиционным контрактам предъявляются повышенные требования. Они обязаны подтвердить:
- наличие опыта успешного исполнения договоров
- наличие выручки, составляющей не менее 10% от суммы нового тендера
- сумму завершённых капвложений, составляющую не менее 10% от новых инвестиций
Размер выручки и капитальных вложений считают не более чем за 5 последних лет. Если предмет офсетного контракта пересекается с доптребованиями к участникам тендеров на аналогичный предмет закупки из других разделов постановления, будут применяться только правила из раздела о заключении офсетных контрактов.
Чтобы подтвердить соответствие доптребованиям при подаче заявки на тендер с заключением офсетного контракта, поставщик должен представить:
- исполненный договор
- акт приёмки
- бухотчётность
- налоговую декларацию
Чтобы подтвердить опыт успешного исполнения договора, необходимо представить номер записи из реестра контрактов, выписку реестра контрактов с гостайной, исполненный контракт по Закону № 44-ФЗ или договор по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон № 223-ФЗ) и акт приёмки.
С помощью экспертов или своими силами?
Заказчик обязан привлечь экспертов, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч.4 ст.94 № 44-ФЗ).
- закупка услуг экспертов, экспертных организаций
- закупки по основаниям, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48 части 1 статьи 93
- предметом закупки является разработка проектной документации объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, уже прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу.
Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Заказчик обязан привлечь экспертов в этих случаях.
Во всех остальных случаях заказчик сам принимает решение, привлекать экспертов или проводить экспертизу своими силами. Послушайте, что говорит по этому поводу Станислав Грузин.
Экспертное заключение
Оно оформляется, если для целей, указанных в законодательстве о госзакупках, экспертизу проводит эксперт или экспертная организация (ч. 7 ст. 41 Федерального закона №44-ФЗ). За дачу заведомо ложного заключения предусмотрена ответственность, в зависимости от размера ущерба — административная (ст. 7.32.6 КоАП) или уголовная (ст. 200.6 УК РФ). При этом обязательно заключение с экспертом или экспертной организацией договора (п. 15) ч. 1 ст. 3 Федерального закона 44-ФЗ). Если же экспертизу проводит заказчик своими силами, то подобных требований к результату ее оформления нет.
Заключение контракта или договора с экспертной организацией (экспертом) требует времени и соответствующих расходов. Поэтому для тех заказчиков, которые регулярно закупают технически сложные товары, работы или услуги, регулярно проводят конкурсы, имеет смысл работать с экспертами на постоянной основе.
При выборе конкретного специалиста или организации, которые будут проводить исследование, следует иметь в виду, что для дачи экспертных заключений по некоторым вопросам предъявляются специальные требования — членство в СРО или наличие аккредитации.
Экспертное заключение о результатах исполнения контракта (каждого отдельного этапа контракта) должно быть в течение 5 рабочих дней с даты исполнения (расторжения, изменения) контракта направлено для включения в реестр контрактов (п. 10) ч. 2 ст. 103 Федерального закона №44-ФЗ) в порядке, утвержденном Минфином России (Приказ №113н от 19.07.2019 г.). На это же указано и в подпункте к) пункта 2 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084, которым регламентирован порядок ведения реестра контрактов. Экспертное заключение направляется в составе информации об исполнении контракта.
Для облегчения взаимодействия как с экспертами, так и с исполнителями (поставщиками) желательно подробно отразить порядок проведения экспертизы в документации, указать на возможность привлечения экспертов, разработать форму для предоставления ими заключения, из которой сторонам контракта были бы понятны квалификация и опыт эксперта, методы исследования и другая информация.
Результаты проведенной экспертизы следует учитывать в решении заказчика или приемочной комиссии о приемке или отказе от приемки ТРУ.
Роль экспертного заключения в спорных ситуациях
Характер приемки товаров, работ или услуг зависит непосредственно от предмета контракта. Законодательное закрепление проведения экспертизы является своего рода гарантией того, что выделенные средства не будут потрачены впустую и смогут действительно обеспечить государственные или муниципальные нужды.
Чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с тем, что их действия при приемке/отказе от приемки признают незаконными, заказчики обращаются к помощи экспертов и экспертных организаций.
Привлечение сторонних специалистов для проведения экспертизы может существенно увеличить вероятность выигрыша спора в случае, если исполнитель или поставщик не выполняют условия контракта. Прибегают к данному способу даже в том случае, если предмет закупки не столь сложен. Например, заказчик обращался за проведением технической экспертизы в случае поставки картриджей для принтеров. Актом экспертизы было подтверждено, что не все QR коды картриджей были уникальны. Таким образом было установлено несоответствие поставки техническим требованиям и выявлены признаки контрафактности товаров (дело А14-15982/2019
Следует, впрочем, помнить, что экспертиза в рамках 44-ФЗ не имеет статуса судебной, которую обычно назначают в сложных случаях. Например, Арбитражный суд Тамбовской области назначил судебную экспертизу при рассмотрении иска о признании незаконным одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта по поставке автоматизированных рабочих мест для медицинского учреждения. При этом было принято во внимание и то, что заказчиком уже ранее было получено экспертное заключение, согласно которому оборудование не соответствовало техническим условиям и морально устарело. В результате эксперт, назначенный судом, пришел к противоположным выводам (дело № А64-9903/2019