Виды закупок по 44-ФЗ и способы их проведения

Виды закупок по 44-ФЗ и способы их проведения Электронная цифровая подпись

Виды закупок по 44-ФЗ и способы их проведения

Закон о контрактной системе предусматривает конкурентные и неконкурентные способы закупок. 

В закупках на конкурентной основе (аукцион, запрос цен, конкурс, запрос предложений) участвуют независимые поставщики. Тендер получает участник, предложивший наиболее выгодные условия для заказчика.

В неконкурентных закупках заказчик обращается с предложением к единственному поставщику. Применение такого способа имеет строгие ограничения по сумме и условиям закупки.

Кто является заказчиком

  • государственные органы власти,
  • корпорации Роскосмос и Росатом,
  • публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства”,
  • казенные учреждения, которые расходуют бюджетные деньги.
  • госкорпорации и компании, в которых более 50 % имущества принадлежит государству, их дочки и внучки,
  • естественные монополии, например, РЖД,
  • организации, которые занимаются регулируемой деятельностью, например, энергетикой, теплоснабжением, обращением с твердыми бытовыми отходами,
  • бюджетные и унитарные учреждения, которые проводят закупку за счет грантов, средств субподряда, подаренных и собственных денег.

Кто поставщик

Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса.

Для кого могут установить преимущества

Некоторые закупки проводят с преимуществом для:

  • организаций инвалидов,
  • уголовно-исполнительных учреждений,
  • поставщикам товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),
  • субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО).

Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО.

Установить приоритет могут:

  • субъектам малого и среднего бизнеса (СМП),
  • поставщикам российской продукции и товаров из других стран ЕАЭС.

Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров.

Какими способами проводят закупки

  • конкурентными:
    • конкурсы: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный;
    • аукционы: электронный, закрытый;
    • запрос котировок;
    • запрос предложений;
  • закупки у единственного поставщика.

Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов котировок,
  • запросов предложений.

В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении.

На каких площадках проводят электронные торги

Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка.

Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru.

Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою.

Закупки публикуют в ЕИС, если

  • начальная максимальная цена (НМЦ) больше 100 тыс. рублей;
  • НМЦ больше 500 тыс. рублей при годовом обороте заказчика выше 5 млрд рублей.

Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ.

Какая электронная подпись (ЭП) нужна для участия

Квалифицированная электронная подпись (КЭП):

  • на руководителя компании, чтобы зарегистрироваться в ЕИС и назначить полномочия на сотрудников,
  • на сотрудников, которые будут заниматься закупками при наличии доверенностей.

Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).

Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка.

Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП.

Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее.

Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП).

Финансовое обеспечение

Обеспечение заявки (ОЗ)

Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей.

В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке.

Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию.

Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки.

Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств

В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта.

Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта.

Победитель может предоставить ОИК:

  • путем перевода денег на счет заказчика,
  • в виде банковской гарантии (БГ).

СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ.

Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ.

Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору.

В закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ.

Читайте также:  ФЗС - Как выпустить электронную подпись в казначействе в 2020 году

Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:

  • банковская гарантия,
  • перевод денег на счет заказчика или ЭТП.

Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ.

В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки.

Стоимость участия в торгах

Победитель закупки платит площадке за победу:

  • 1 % от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей,
  • 1 % от суммы контракта, но не больше 2000 рублей, если закупка проходит среди СМП и СОНКО.

В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей.

В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика.

Антидемпинговые меры

обеспечение контракта

Сроки проведения закупки

Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта.

Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП.

В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: срок публикации извещения в ЕИС, сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него.

Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке.

Изменение и расторжение договора

Какие отчеты составляют заказчики

Госзаказчики размещают в ЕИС:

  • годовые отчеты по закупкам у СМП и СОНКО,
  • обоснования закупки у единственного поставщика,
  • документы об исполнении отдельных этапов контрактов.

Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок:

  • ежемесячные отчеты по общей стоимости: всех договоров, контрактов с единственными поставщиками и договоров с гостайной,
  • отчеты о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции,
  • годовые отчеты закупок среди МСП.

Обоснование цены

обосновать

Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта.

Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ.

Требования к образованию сотрудников заказчика

При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу.

Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо — контрактный управляющий.

Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.

Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего.

Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование.

Можно ли жаловаться на заказчика

В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно:

  • на документацию закупки,
  • на действие или бездействие заказчика,
  • на оператора ЭТП.

Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней.

Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье.

На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках.

Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Аукцион, тендер и конкурс — в чем разница и сходство

Очень часто, когда речь идет о госзакупках, а также о других конкурентных процедурах, независимо от способа их организации, используется английский термин «тендер», что в переводе на русский язык означает «заявка на подряд, которая была подана на конкурсной основе». Вопрос: «Конкурс, тендер и аукцион — в чем разница?» не совсем корректен. «Тендер» — это исключительно разговорный термин, так как данное понятие отсутствует на законодательном уровне. Вместо этого используется термин «торги», что означает закупки, которые проводятся посредством конкурса или аукциона.

В конкурсах и аукционах, проводимых по 44-ФЗ и 223-ФЗ, могут участвовать юридические и физические лица. Устроитель торгов размещает заявку на поставку необходимых ему товаров, работ и услуг. По результатам торгов определяется победитель, который получает возможность подписать контракт с заказчиком. Для участия в конкурсе и в аукционе участникам госзакупок необходимо оформить банковскую гарантию обеспечения заявки, а победителю торгов — банковскую гарантию исполнения контракта.

Аукцион, тендер и конкурс — в чем разница и сходствоРазличие между конкурсом и аукционом заключается в схеме проведения и факторах, на основе которых определяется победитель. При проведении конкурса победителем становится участник, заявка которого в полной мере отвечает требованиям заказчика, а предложение превосходит предложения конкурентов. Здесь важную роль играют опыт, репутация, наличие высококвалифицированных специалистов, условия поставки, уровень качества и прочие факторы.

В отличие от конкурса, победа в котором предполагает совокупность условий, победа в аукционе присуждается участнику торгов, который предложит самую низкую стоимость контракта. Чтобы победить и заключить контракт с организатором, необходимы лишь две составляющие: соответствие требованиям организатора и минимальная цена.

Читайте также:  Федеральная налоговая служба вводит бесплатные криптопро и электронные подписи в соответствии с новыми нормативными актами

Сведения, предоставляемые организатору участниками конкурсов, не разглашаются и не могут быть изменены. При проведении аукционов цены, предлагаемые участниками, подлежат огласке. На протяжении всего аукциона разрешено корректировать предложения, устанавливая более низкую цену, чем конкуренты.

Аукцион считается более прозрачной формой проведения торгов, чем конкурс. Чтобы исключить коррупционную составляющую, 44-ФЗ предусматривает разработку Правительством РФ аукционного перечня — списка товаров, работ и услуг, закупать которые разрешено лишь путем аукциона.

Еще одно различие — формат проведения торгов. Аукцион проводится полностью в электронном виде, тогда как конкурс предусматривает подачу заявок участниками в бумажных конвертах, а также коллегиальное рассмотрение предложений участников и определение победителя.

Для наглядности основные различия конкурса и аукциона представим в таблице:

Как проходят неконкурентные закупки

Закупать товар, работу или услугу у единственного поставщика можно только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93, при условии, что:

  • НМЦК — не выше 300 тыс. руб;
  • годовой объем закупок, которые проводились при помощи запроса предложений, — не превысит 2 млн руб. или 5% годового объема всех закупок заказчика и составит не больше 50 млн руб. в год.

Как проходят конкурентные закупки

  1. Заказчик описывает, какие товары, работы или услуги ему нужны, и определяет условия проведения закупки. Эту информацию он публикует в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
  2. Все, кто хочет получить контракт, подают заявки на участие в тендере. Участником закупки может стать любое физическое и юридическое лицо.
  3. Заказчик рассматривает каждую заявку, после чего он может отклонить ее или допустить до дальнейшего участия в торгах.
  4. Определяется победитель закупки. 

В зависимости от способа проведения закупки, победителем может стать:

  • поставщик, предложивший наименьшую цену (аукцион, запрос цен);
  • поставщик, предложивший наилучшие условия исполнения контракта (конкурс, запрос предложений).

Способы определения поставщиков

Исчерпывающий перечень способов определения поставщиков при осуществлении государственным или муниципальным заказчиком закупок для собственных нужд определен в ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

На сегодняшний день перечень способов определения поставщиков является исчерпывающим, а выбор способа определения поставщика зависит, в первую очередь, от сферы, характера и условий осуществления самой закупки. В данном случае под условиями понимаются, в том числе: финансовые условия, наличие требований о режиме государственной тайны и т.д.

Отличие представленных способов определения поставщиков можно выделить путем сопоставления признаков способов определения поставщиков, указанных ниже:

Преимущества и недостатки аукционной и конкурсной формы проведения торгов

Каждая форма торгов имеет свои плюсы и минусы. Главными достоинствами аукционов являются:

  • прозрачность процедуры, минимизирующая коррупционные риски и возможность коммерческого сговора;
  • экономия средств и времени за счет проведения в электронном формате;
  • прием заявок, регистрацию участников и хранение информации производит независимое лицо — оператор электронной площадки;
  • анонимность — участнику присваивают личный номер, который фигурирует в процессе торгов;
  • открытость для больших и малых компаний.

К недостаткам аукционов можно отнести следующее:

  • сложная документация, из-за которой исполнителю не всегда удается подать заявку на участие в торгах;
  • вероятность технических сбоев.

Преимуществами конкурсов считаются:

  • отсутствие необходимости предлагать минимальную цену, чтобы одержать победу;
  • отсутствие риска прерывания торгов из-за сбоя в работе электронной торговой площадки;
  • анонимность — информация, содержащаяся в заявке, недоступна другим участникам торгов;
  • открытость для сотрудничества с новыми контрагентами.

Минусами конкурсов считаются:

  • наличие ограничений в перечне услуг, работ, товаров, закупка которых может быть осуществлена путем проведения конкурса, и, как следствие, риск проверки на предмет правильности выбора формата торгов;
  • риск сговора при определении победителя;
  • сложность и многоэтапность процедуры.

Если у вас возникли какие-либо вопросы, касающиеся проведения торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ, обращайтесь в Дистанционный банковский сервис. Наши специалисты объяснят вам, чем отличается аукциона от конкурса, а также предоставят исчерпывающую консультацию в вопросах получения банковской гарантии, ответив на все интересующие вопросы. Мы расскажем вам, как получить БГ для участия в торгах на максимально выгодных условиях, и бесплатно окажем реальную помощь в оформлении банковских гарантий, обязательных для госзакупок.

Конкурс

Когда заказчику недостаточно оценить предложенные товары, работы или услуги только по цене, проводится конкурс. Конкурс — способ закупки, при котором заявки участников оцениваются сразу по нескольким параметрам. Победителем становится участник, который предложит наилучшие условия исполнения контракта. 

Параметры оценки конкурсных предложений:

  • цена;
  • сроки;
  • квалификация исполнителя;
  • качество, потребительские характеристики;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт;
  • гарантия и т.д.

Как проводится конкурс?

  1. Поставщик формирует заявку и предоставляет ее заказчику.
  2. Если заявка оформлена правильно и участник соответствует требованиям документации, заявка допускается до оценки.
  3. Заказчик оценивает заявки по обозначенным параметрам и определяет победителя закупки.
Читайте также:  Драйвер для установки эцп

В настоящее время все конкурсные процедуры проходят в электронной форме.

Что такое конкурс с ограниченным участием?

Это конкурс, для участия в котором поставщики проходят предквалификационный отбор. Такой конкурс допустим только при закупке технически сложных, инновационных или специализированных товаров, работ и услуг. 
Чтобы пройти предквалификационный отбор, поставщик должен соответствовать требованиям заказчика:

  • иметь опыт поставки указанных товаров, работ или услуг в течение трех лет до дня подачи заявки на участие в конкурсе;
  • располагать необходимым для выполнения контракта оборудованием;
  • обладать правом на результаты интеллектуальной деятельности и т.д.

Когда можно провести двухэтапный конкурс?

Конкурс, при котором заказчик может внести изменения в предмет закупки и выбрать победителя на основе вторых предложений участников, называется двухэтапным. Такой способ закупки можно выбрать, только если соблюдены два условия:

  1. цель конкурса — заключение контракта на выполнение изысканий, проектных работ, научных исследований, экспериментов, поставку высокотехнологичной продукции; заключение энергосервисного контракта либо создание произведений литературы или искусства;
  2. заказчику нужно уточнить у участников характеристики объекта закупки.

Тендер в форме конкурса

Тендер в форме конкурсаКонкурс — более сложная по сравнению с аукционом форма торгов, победитель которых определяется по совокупности факторов. Для победы необходимо предложить не самую выгодную цену, а лучшие условия выполнения контракта. Обычно конкурс проводится с целью закупки сложных товаров, специфических услуг или работ, для которых решающее значение имеет не только стоимость, но и ряд других показателей (научные, технические, временные и другие).

По форме проведения конкурс может быть:

  • открытым и закрытым;
  • с ограниченным количеством претендентов;
  • одноэтапным или проходящим в несколько этапов;
  • с предварительным отбором участников и без.

Победа в конкурсе не всегда достается участнику, который предложит минимальную цену. Заказчик может присудить победу на основании других показателей, например, сроков выполнения работ или наличия опыта. Контракт, заключаемый с победителем, оформляется на бумажных носителях и лично подписывается сторонами.

Тендер в форме аукциона

У участников госзакупок часто возникает вопрос: «Аукцион и торги — в чем разница?» Ответ прост: аукцион — это одна из форм проведения торгов, победа в которых присуждается лицу, предложившему минимальную цену среди всех участников госзакупок. Заказчик выбирает данную форму торгов, когда хочет купить товар, заказать услугу или выполнение работ по самой низкой цене. Благодаря аукциону у заказчика появляется возможность получить предложения от максимального числа контрагентов, в том числе и незнакомых.

По форме проведения торгов аукцион может быть:

  • открытым;
  • закрытым;
  • электронным (с 01.01.2019 г. единственная форма закупок).

Контракт между победителем аукциона и заказчиком составляется в электронном виде. Оформление договора на бумажных носителях проводится по соглашению сторон после подписания контракта на электронной торговой площадке.

Запрос предложений

Способ закупки без проведения торгов, при котором предложения участников оцениваются по нескольким параметрам, называется запрос предложений. От конкурса этот способ отличается тем, что заказчик выбирает среди заявок наилучшее предложение и оглашает его, предоставляя участникам возможность скорректировать и подать заявки во второй раз. После этого происходит оценка предложений и выбор победителя.

Законодательное регулирование закупок

Способы закупок: конкурсы, тендеры и аукционыОрганы власти, госкомпании и госкорпорации, а также организации, финансируемые из бюджетов государственного, регионального или муниципального уровней, обязаны проводить закупку товаров, работ и услуг посредством торгов. Такая форма закупок позволяет минимизировать риск злоупотреблений со стороны должностных лиц и обеспечивает заключение контрактов на максимально выгодных условиях.

Проведение закупок, где в роли заказчика выступают органы государственной власти или государственные учреждения, регламентирует 44-ФЗ. Торги, организованные корпорациями и компаниями, у которых доля государства в уставном капитале превышает 50%, проводятся в соответствии с 223-ФЗ.

Аукцион и запрос цен

Если заказчик планирует получить товар, работу или услугу по максимально низкой цене и у него нет особых требований к условиям исполнения контракта, он может провести аукцион или запрос цен.

Аукцион — способ закупки, при котором заказчик объявляет начальную максимальную цену контракта (НМЦК), а участники поочередно понижают свои ценовые предложения до тех пор, пока не определится участник с наименьшей ценой. Электронные аукционы проходят на электронных торговых площадках (ЭТП). Для участия в такой закупке поставщик должен иметь усиленную квалифицированную электронную подпись и аккредитацию на ЭТП. Запрос цен — упрощенная форма аукциона без проведения торгов. Участники указывают свои ценовые предложения сразу в заявках, а победителем становится участник с наименьшей ценой. Если наименьшую цену предложили несколько участников — побеждает тот, кто подал заявку раньше.

Условия проведения запроса цен:

  • НМЦК — не выше 500 тыс. руб.;
  • годовой объем закупок, которые проводились при помощи запроса цены, — не превысит 10% годового объема всех закупок заказчика и составит не больше 100 млн руб.
Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий