Что такое закупка по 44-ФЗ? Какие бывают виды

Что такое закупка по 44-ФЗ? Какие бывают виды Электронная цифровая подпись
Содержание
  1. Порядок размещения положения о закупке
  2. Национальный режим при закупках
  3. 223-ФЗ
  4. Конкурентные способы проведения закупок
  5. Аукцион
  6. Конкурс
  7. Запрос котировок
  8. Конкурентные переговоры
  9. Переторжка
  10. Закупки при форс-мажорных ситуациях
  11. Что считается закупкой по 44-ФЗ. Участники закупки
  12. Планирование закупки
  13. Требования к поставщикам по 44-ФЗ
  14. Публикация сведений в ЕИС
  15. Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
  16. Способы закупки по 223-ФЗ
  17. Госзакупки по 44-ФЗ
  18. Преимущества закупок по 44-ФЗ
  19. Недостатки закупок по 44-ФЗ
  20. Структура положения о закупке
  21. Отчётность, которую предоставляют заказчики
  22. Если кратко
  23. В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика
  24. Преимущества закупок по 223-ФЗ
  25. Недостатки закупок по 223-ФЗ
  26. Какая подпись требуется для участия в электронных процедурах
  27. Централизованные закупки
  28. Кто может являться участником закупки и какие требования к нему предъявляются
  29. Какие участники получают приоритет
  30. Изменение и расторжение контракта
  31. Преимущества участия поставщиков в закупках по 44-ФЗ
  32. Как происходит утверждение положения о закупке
  33. Особенности закупок по 223-ФЗ
  34. Типовые положения
  35. Регулирование сроков подачи заявок
  36. Неконкурентные способы закупок
  37. Преференции и льготы поставщикам по 44-ФЗ
  38. Размер и способы обеспечения заявки и контракта
  39. Способы закупки по 44-ФЗ
  40. Неконкурентный способ
  41. Обжалование действий заказчика
  42. Кто может быть поставщиком
  43. ЭТП, используемые для проведения торгов
  44. Самое важное для заказчика
  45. Для конкурентных способов закупки
  46. Открытый конкурс
  47. Конкурсные процедуры в электронном формате
  48. Закрытые конкурсные процедуры
  49. Электронные закрытые торги
  50. Отличие от 44-ФЗ
  51. Заявка
  52. Коммерческие закупки частных компаний
  53. Достоинства коммерческих закупок
  54. Недостатки коммерческих закупок
  55. Применение преимуществ и преференций к отдельным категориям участников закупок
  56. Кто может быть заказчиком
  57. Виды неконкурентных способов закупок
  58. Подготовка к закупочной деятельности
  59. Виды закупок по 44-ФЗ

Порядок размещения положения о закупке

Данный порядок утверждён постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 года №908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке».

Национальный режим при закупках

  • Запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
  • Ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
  • Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
  • Квотирование закупок товаров российского производства, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

223-ФЗ

  • Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».
  • Квотирование закупок товаров российского производства, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Принимать участие в закупках по 44-ФЗ значительно проще и удобнее, так как все регламенты уже прописаны и чётко определены.

При участии в закупках по 223-ФЗ возникает ряд сложностей, так как необходимо дополнительное изучение положений о закупке каждого из заказчиков.

Конкурентные способы проведения закупок

Закупка по конкурентной процедуре подразумевает, что в торгах примут участие все желающие. При этом заказчик устанавливает требования к объекту закупки и участникам торгов. Суть конкурентного способа заключается в том, что участники закупки делают заказчику предложения, из которых он выбирает наиболее выгодное для себя. При выборе победителя заказчик руководствуется такими критериями, как цена ТРУ и условия исполнения договора.

Существует несколько видов конкурентных закупок. Мы рассмотрим каждый по отдельности.

Аукцион

При таком способе участники подают заявки без цены, затем проводится аукцион, на котором уже озвучиваются ценовые предложения, по результатам которого выбирается победитель.

Наилучшая цена, как правило, зависит от типа аукциона.

  • Аукцион с повышением начальной цены — заказчик объявляет стартовую цену объекта закупки (лота), участники с каждым шагом предлагают более высокую цену. Победителем становится участник, предложивший наибольшую сумму. Аукционы такого типа обычно проводятся на банкротных торгах.
  • Аукцион с понижением начальной цены — заказчик объявляет максимальную стартовую цену объекта закупки, участники каждый шаг предлагают более низкую цену. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену.

Шаг аукциона для закупок по 44-ФЗ может быть от 0,5 до 5% от начальной цены лота. Аукцион может проводиться в электронном формате на электронных торговых площадках.

Конкурс

При проведении конкурса участники подают заявки с условиями и ценой. Победитель конкурса устанавливается по нескольким критериям, которые заказчик прописывает в закупочных документах.

Заявки участников оценивают по следующим критериям:

  • цена,
  • квалификация участника конкурса,
  • расходы на эксплуатацию и ремонт,
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.

Порядок проведения конкурса зависит от его вида. При проведении открытого конкурса в электронной форме участники подают заявки через оператора электронной площадки. На закрытых конкурсах участники подают предложения в конвертах, заказчик вскрывает их, а затем проводит оценку заявок.

Запрос котировок

При таком способе закупки участники подают заявки с ценовыми предложениями, а побеждает тот участник, который предложит самую низкую цену контракта. При наличии одинаковых предложений с наименьшими ценами победителем становится тот, кто подал заявку ранее.

Конкурентные переговоры

Проводятся при закупках по 223-ФЗ, а также коммерческих закупках. Организатор устраивает переговоры с участниками, в ходе которых определяет наиболее квалифицированного претендента, который предлагает наилучшие условия.

Переторжка

Данная процедура проводится, если по результатам торгов заказчика не устроил ни один из предложенных вариантов. В этом случае участники делают предложения повторно с улучшенной ценой. Переторжка проводится при конкурсах по 44-ФЗ и закупках по 223-ФЗ.

Закупки при форс-мажорных ситуациях

Законом разрешён выбор закупок у единственного поставщика в случае обстоятельств непреодолимой силы. Под это определение попадают условия, которые прописаны в ст. 401 ГК РФ. К ним, например, относятся стихийные бедствия, эпидемии и тому подобное. Заказчик должен доказать, что именно наступление таких обстоятельств привело его к заключению сделки с единственным поставщиком.

Что считается закупкой по 44-ФЗ. Участники закупки

Закупка по 44-ФЗ — закупка товаров, услуг и работ, где заказчиком является организация, которая закупает товары за счет выделенных ей бюджетных средств. Такая закупка проводится за счет бюджетных средств — федеральных, региональных или муниципальных. Правила проведения процедуры диктует государство. Они прописаны в статьях Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, который строго регулирует все этапы закупки и закрепляет требования к участникам.

Проводить закупки по 44-ФЗ могут:

  • госорганы,
  • органы управления внебюджетными фондами (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и др.),
  • казенные учреждения (ФКУ «Финансово-расчетный центр МЧС России» и др.),
  • бюджетные учреждения, МУПы и ГУПы,
  • государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос».

Поставщиком может стать любое юридическое и физическое лицо, в том числе ИП и самозанятые (в качестве физлица) при условии соответствия требованиям законодательства. Кроме того, поставщиком может быть иностранное юридическое или физическое лицо. Главное условие — верно оформленные документы, соответствующие единым и дополнительным требованиям к участникам закупок.

Планирование закупки

Что касается планирования, то 44-ФЗ охватывает все стадии, но есть ограничения относительно закупок, которые не включены в план-график.

В 223-ФЗ также уделено внимание планированию, в частности, указано, что договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, также осуществляемых в соответствии с планом, если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки. План закупки необходимо разместить в Единой Информационной Системе.

Также в рамках 223 федерального закона предусмотрен особый механизм планирования в отношении инновационной продукции.

Что касается формы проведения закупок в соответствии с 44-ФЗ — все конкурентные закупки проводятся в электронной форме на 8 электронных площадках.

На остальных электронных площадках, которые работают по 223-ФЗ, можно столкнуться с различными процедурами аккредитации и разными требованиями о предоставлении документов.

Требования к поставщикам по 44-ФЗ

Закон № 44-ФЗ предъявляет серьезные требования к потенциальным поставщикам:

  • отсутствие у участника налоговых задолженностей и задолженностей по иным обязательным платежам;
  • отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и преступления, предусмотренные статьями 289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 УК РФ (получение взятки), 291 УК РФ (дача взятки), 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве);
  • отсутствие скрытых договоренностей (аффилированности) между поставщиком и заказчиком;
  • отсутствие у юридического лица административных правонарушений за последние два года;
  • участник не находится в процессе ликвидации или банкротства.

Заказчик может дополнительно потребовать у поставщика наличие положительного опыта в исполнении государственных контрактов и отсутствие записи в реестре недобросовестных поставщиков.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок

Срок / условия для МСПСрок для прочих участников

при цене не более 30 млн рублей — 15 дней;при цене более 30 млн рублей — 7 дней7 дней

4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей
5 рабочих дней

5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей
7 рабочих дней

Способы закупки по 223-ФЗ

В рамках 223-ФЗ предусмотрен обязательный перечень конкурентных способов закупок (которые именуются торгами): конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений. При этом 223 федеральный закон разрешает заказчику самостоятельно разработать и применить иные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные.

Аукцион и конкурс могут быть в бумажной форме, если это указано в положении о закупке у конкретного заказчика. У заказчика есть выбор на проведение конкурса в электронной форме или только на бумаге, или применять обе формы.

По 44-ФЗ аукцион в электронной форме в обязательном порядке проводится в тех случаях, когда это установлено правительством РФ — существует определённый аукционный перечень.

Если говорить о неконкурентных закупках, то в рамках 44-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя ограничен теми случаями, которые указаны в части 1 статьи 93 данного закона.

По 223-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика законом не установлен, но при этом он должен содержаться в положении о закупках. Как правило, заказчики берут за базу случаи из ч.1 статьи 44-ФЗ и добавляют свою специфику закупки, которая связана с их деятельностью.

При проведении конкурса победитель выбирается в соответствии с критериями оценки по 44-ФЗ отдельным постановлением, в котором указаны все условия конкурса.

В рамках 223-ФЗ нет дополнительного нормативного правового акта, который бы устанавливал критерии для проведения конкурса. Поэтому заказчики вправе в своём положении о закупке такие критерии разработать и этим положением утвердить.

Госзакупки по 44-ФЗ

Ключевая особенность закупок по 44-ФЗ в том, что их организатором могут быть государственные корпорации, органы власти, органы управления внебюджетными фондами, публично-правовые компании, государственные казенные учреждения. Процесс регулируется федеральным законом № 44-ФЗ. Заказчик размещает информацию о закупке в ЕИС и дублирует на электронной торговой площадке. На ЭТП поставщики подают заявки на участие в тендере.

Что такое закупка по 44-ФЗ? Какие бывают виды

Преимущества закупок по 44-ФЗ

Детальное регулирование всех этапов закупочной процедуры. 44-ФЗ регулирует все этапы закупки, вплоть до заключения контракта и оплаты выполненных работ. Закупки всегда проводятся открыто, ко всем участникам предъявляются одинаковые требования. Поставщик может быть уверен, что в случае победы с ним будет подписан контракт. Контроль со стороны ФАС и Федерального казначейства исключает мошенничество.

Размещение закупок только на одной из девяти ЭТП. Заказчики обязаны размещать закупки только на федеральных электронных площадках — сейчас их 9, одна из них — закрытая площадка для закупок по гособоронзаказу. Поставщику не нужно мониторить десятки порталов в поисках подходящей закупки, а благодаря электронному формату участвовать в тендерах можно когда и где удобно.

Читайте также:  Как хранить документы в электронном виде? — Диадок

Что такое закупка по 44-ФЗ? Какие бывают виды

Единый список требований к поставщику. Список требований к поставщику не меняется от закупки к закупке. После участия в нескольких процедурах готовиться к следующим будет быстрее и проще.

Недостатки закупок по 44-ФЗ

Много сложных и обязательных требований к документам. Нужно внимательно готовить документацию: собрать декларации соответствия, выписки из реестров лицензий, паспорт товара или лицензии и свидетельства, которые разрешают участнику выполнять работы и оказывать услуги. В некоторых случаях требуется решение о согласии на совершение крупной сделки. Документы нужны, чтобы подтвердить, что сам участник и его предложение подходят под условия закупки. Документация должна быть подготовлена вовремя, соответствовать требованиям заказчика и законодательства, а также содержать ссылки на актуальные законы и госстандарты. Новичок может ошибиться или не уложиться в срок.

Сложно подтвердить соответствие товара, работы или услуги требованиям заказчика. В государственных тендерах поставщик должен подтвердить, что предмет закупки соответствует требованиям заказчика. Если требования заказчика сформулированы нестандартно, подтвердить соответствие будет сложно.

Например, заказчик указал, что при выполнении работ нужно использовать щебень с определенным процентом комков глины в составе и других мелких пород. Такие характеристики нельзя проверить без специальной экспертизы. И если у поставщика материала сейчас нет в наличии, он не сможет подтвердить его качество при подаче заявки.

Заказчик часто делает выбор в пользу самого дешевого предложения, а не самого качественного. Госзакупки направлены на экономию бюджета, поэтому заказчики часто выбирают предложение с самой низкой ценой, не учитывая соотношение цена-качество.

Жесткие требования к исполнению контракта. Договориться и изменить условия не получится. Если цена товара изменилась в большую сторону, то поменять цену или уменьшить объем в контракте невозможно. Также изделие нельзя поменять на «похожее». Например, поставщик не может заменить трехслойные медицинские маски на двухслойные.

Иногда заказчик может согласовать замену товара, если при этом его качество повысится, но не наоборот.

В части сроков выполнения контракта есть послабление. Если заказчик не против, то сроки отдельных этапов могут быть сдвинуты, но общий срок исполнения контракта не должен меняться.

Также поставщик должен соблюдать финансовые требования:

  • иметь финансовое обеспечение, например, банковскую гарантию — деньги, которые получит заказчик, если поставщик не выполнит свои обязательства;
  • в некоторых отраслях потребуется обязательное страхование. Например, страхование строительно-монтажных рисков, если поставщик — застройщик.

Если в процессе проведения тендера требования 44-ФЗ будут нарушены, то заказчик может получить штраф, а поставщик попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Это значит, что он не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ в течение двух лет. Добиться удаления из реестра очень сложно.

Среди способов конкурентного отбора победителя есть открытые и закрытые.

К открытым относятся:

  • электронный конкурс
  • электронный аукцион
  • электронный запрос котировок

К закрытым относятся:

  • закрытый конкурс
  • закрытый аукцион
  • закрытый конкурс в электронной форме
  • закрытый аукцион в электронной форме

Случаи проведения закупок у единственного поставщика ограничены.

В положении о закупке заказчик должен указать все варианты конкурентных и неконкурентных способов закупок и исчерпывающий перечень случаев проведения закупок у единственного поставщика.

Разрешённые способы проведения конкурентных закупок:

  • конкурс
  • аукцион
  • запрос предложений
  • запрос котировок

Остальные способы закупки заказчик может выбирать самостоятельно.

Конкурентные закупки у СМП можно проводить только на 8 федеральных ЭТП госзакупок и только 4 указанными выше видами закупок.

Структура положения о закупке

При нарушении заказчиком порядка формирования и размещения в ЕИС положения о закупке последует процедура обжалования.

Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учётом особенностей, установленных статьёй 3 Закона № 223-ФЗ, действия/бездействие заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия/бездействие нарушают права и законные интересы участника закупки.

Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ:

  • Осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона 223-ФЗ, порядка подготовки и/или осуществления закупки, содержащегося в утверждённом и размещённом в ЕИС Положении о закупке такого заказчика.
  • Нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных Законом 223-ФЗ.
  • Неразмещение в ЕИС Положения о закупке, изменений, внесённых в указанное Положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключённых заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом № 223-ФЗ размещению в ЕИС, или нарушение сроков такого размещения.
  • Предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
  • Осуществление заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утверждённого и размещённого в ЕИС Положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работу, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 статьи 3, частью 5 статьи 8 Закона № 223-ФЗ, включая нарушение порядка применения указанных положений.
  • Неразмещение в ЕИС или размещение недостоверной информации о годовом объёме закупок, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Если положение о закупке не размещено, либо если оно не соответствует законодательству, то есть нормам 223 федерального закона, то заказчик обязан осуществить свои закупки в рамках 44-ФЗ.

Отчётность, которую предоставляют заказчики

Заказчики обязаны размещать на официальном сайте госзакупок:
документы о приёмке работпо итогам года – отчёт об объёме закупок у СМП, СОНКОотчёт с обоснованием закупки у единственного поставщикаНе позднее 10-го числа месяца, следующего за отчётным месяцем, заказчик обязан размещать на zakupki.gov.ru отчёты об общей стоимости:заключенных договоровзаключенных договоров с единственным поставщикомзаключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют гостайнуДо 1 февраля года, следующего за отчётным, заказчики должны размещать:годовой отчет закупок у СМСП (постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352)годовой отчёт о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у СМСП (постановление Правительства РФ от 25.12.2015 № 1442)

Если кратко

  • Закупка по 44-ФЗ — закупка товаров, услуг и работ, где заказчиком является организация, которая расходует бюджетные средства. Такая закупка проводится за счет федеральных, региональных, муниципальных средств.
  • Закупки по 44-ФЗ подразделяются на конкурентные и неконкурентные. Конкурентные, в свою очередь, бывают открытыми и закрытыми.
  • Поставщик по 44-ФЗ не должен иметь: налоговые задолженности, судимости за экономические преступления, влияние на заказчика, административные правонарушения за два года до подачи заявки, находиться в процессе ликвидации или банкротства.
  • Преференции по 44-ФЗ предоставляются поставщикам — субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, организациям инвалидов и учреждениям уголовно-исполнительной системы.
  • Основной орган, регулирующий сферу закупок по 44-ФЗ — ФАС.

Статья актуальна на 22.09.2022

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Для проведения сделки с единственным поставщиком существует перечень условий, который включает в себя более 50 пунктов (ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ). В число наиболее распространённых условий входят:

  • заказчик приобретает товар, работы, услуги (ТРУ), производимые организациями, которые входят в естественную монополию на основании Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ, а также услуги центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • договор заключается на сумму менее 600 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • заказчик приобретает услуги по ресурсоснабжению зданий и сооружений, а также по ввозу (вывозу) или хранению наркотических и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • заказчик приобретает ТРУ, которые признаны необходимыми в связи с аварийной ситуацией, а также неотложной потребностью в оказании экстренной медпомощи (п. 9 ч. 1 ст. 93).

Закупки по 223-ФЗ — это закупки отдельных видов юридических лиц. Их организуют государственные компании, субъекты естественных монополий, государственные, муниципальные и другие предприятия с долей участия государства более 50%.

Такие закупки регламентирует федеральный закон № 223-ФЗ, но, по сравнению с 44-ФЗ, порядок проведения более свободный. Это одновременно и плюс, и минус. По закону заказчик должен подготовить положение и план проведения закупок. Поэтому сложность участия зависит от требований организатора закупок.

Преимущества закупок по 223-ФЗ

Не всегда заказчик требует финансовое обеспечение. Это требование на усмотрение заказчика. За счет того, что некоторые компании не просят обеспечение, поставщик может не изымать деньги из оборота.

Если начальная (максимальная) цена договора закупки меньше 5 миллионов рублей, заказчик не должен требовать обеспечение заявки.

Закон не ограничивает способ закупки. Инициаторы закупки могут проводить любую процедуру: конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений. Разрешена закупка у единственного поставщика, если это зафиксировано в положении.

В 44-ФЗ такой свободы нет: заказчикам доступны конкурс, аукцион и запрос котировок. Закон строго регулирует сроки проведения процедур и условия выбора победителя. 44-ФЗ также ограничивает случаи закупки у единственного поставщика. Объем таких закупок в год у организации не может быть более 10% от всех запланированных.

Недостатки закупок по 223-ФЗ

Закупки могут публиковаться на любой электронной торговой площадке. Нюанс в том, что площадок много, а для участия нужна аккредитация именно на той, где размещен тендер.

Нет единого регламента проведения закупки. Каждый раз необходимо подстраиваться под положение заказчика.

Например, одна компания может потребовать финансовое обеспечение заявки, наличие сотрудников без судимостей с определенным трудовым стажем и подтверждающими документами, заявить короткие сроки передачи документации и ответов на запросы. Другая же заинтересована только в выгодной сумме контракта, не требует обеспечения и заявляет минимальные квалификационные требования, которые легко подтвердить.

Кроме стандартных требований заказчик может заявить и специфические. Например, заказчик перестраховывается и просит подтвердить законное наличие техники с гидравлической тягой для выполнения работ по контракту. Но участник не обязан иметь технику на этапе подачи заявки, он может приобрести или арендовать ее уже после подведения итогов.

Другой заказчик рассматривает только тех участников, которые имели опыт строительных работ на железнодорожных объектах. Исполнитель может иметь успешный опыт в строительстве в аэропортах. Они также относятся к особо опасным и технически сложным объектам. Значит, такой опыт может подтвердить квалификацию исполнителя. Но из-за слишком узких требований он не может подать заявку на участие.

Такой подход заказчика снижает конкуренцию в процедуре и упрощает задачу организатору — ему легче выбрать из небольшого количества участников. Тем не менее, заказчик в положении также должен обосновать причину заявленных требований, иначе они могут быть обжалованы ФАС.

Возможен отказ заказчика от заключения контракта. По закону компания-организатор имеет право отказаться от подписания договора в любое время, вплоть до момента заключения контракта. Например, в процессе необходимость в закупке исчезла. В таком случае победитель закупки потратил свое время на участие в тендере и подготовку документации впустую. Заказчик должен зафиксировать в положении, в каких случаях он может не заключать договор. Но эти условия не должны противоречить действующему законодательству.

Какая подпись требуется для участия в электронных процедурах

квалифицированная электронная подпись (КЭП)
Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной ЭТП:
КЭП (для работы на 8 ЭТП госзакупок)КЭП со спец. расширением для площадкинеквалифицированная подпись (НЭП)

Централизованные закупки

Закон 44-ФЗ
Закон 223-ФЗ

Централизованные закупки и совместные конкурсы и аукционы регламентированы нормами закона
Централизованные закупки и совместные закупки нормами закона не предусмотрены, но встречаются на практике.

Кто может являться участником закупки и какие требования к нему предъявляются

Для участников по 44-ФЗ существуют единые требования, которые устанавливаются ко всем участникам, и есть отдельные требования, которые связаны со спецификой закупки — регламентированы статьёй 31 и отдельным постановлением.

Для участников 223-ФЗ все требования заказчик может установить в своём положении о закупке.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 апреля 2021 года установлены чёткие требования.

Какие участники получают приоритет

субъекты малого предпринимательства (СМП)социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО)организации уголовно-исполнительной системыорганизации инвалидовпоставщики «отечественных» товаров (РФ, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия)Важно: госзаказчики обязаны проводить 15% всех закупок у СМП и СОНКО.субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП) и самозанятые (с конца марта 2020)поставщики «отечественных» товаров (РФ, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия)Важно: годовой объём закупок у СМСП должен быть не менее 20% совокупного годового объёма договоров.

Читайте также:  КриптоПро | Браузер Спутник

Изменение и расторжение контракта

Стороны вправе расторгнуть контракт:

  • по взаимному согласию
  • по основаниям, указанным в законе

Спорные ситуации решает суд.

Существенные условия контракта (цену, сроки и условия поставки, комплектация товара и т.д.) можно изменить только по соглашению сторон.

Все условия по изменению, расторжению контракта заказчик прописывает в своём положении о закупках.

Преимущества участия поставщиков в закупках по 44-ФЗ

  • Единый список требований к поставщику. Список требований к поставщику регламентирован и не меняется от закупки к закупке. После участия в нескольких процедурах готовиться к следующим будет быстрее и проще.
  • Контроль государства. Статьи 44-ФЗ строго регулируют каждый этап закупки, это помогает соблюдать интересы двух сторон процесса.
  • Подать заявку может любой участник торгов (если закупка открытая). Это обеспечивает конкуренцию и прозрачность закупок.
  • Экономия средств на рекламу. Поставщику не обязательно тратить много денег на развитие имиджа организации, если его главный покупатель — государство. Чтобы выиграть закупку, достаточно вести законную предпринимательскую деятельность и производить качественный товар.
  • Гарантированная оплата. После выполнения всех условий сделки организация получает оплату по контракту.

Как происходит утверждение положения о закупке

Высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании
Государственная корпорация или государственная компания

Руководителем унитарного предприятия
Государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие

Наблюдательным советом автономного учреждения
Автономное учреждение

Советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества
Акционерное общество либо, в случае когда уставом АО предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием АО, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии такового, общим собранием акционеров

Общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью
Общество с ограниченной ответственностью либо, в случае когда утверждение Положения о закупке отнесено Уставом ООО к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) ООО или коллегиальным исполнительным органом

Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения
Государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение

Наблюдательным советом публично-правовой компании
Публично-правовая компания

Особенности закупок по 223-ФЗ

Что такое закупка по 44-ФЗ? Какие бывают виды

После выполнения этих шагов заказчик может осуществлять закупки в рамках 223 федерального закона.

Что такое закупка по 44-ФЗ? Какие бывают виды

Положение о закупке – это свод правил, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. В Положении о закупке должно быть прописано, как фактически заказчик будет осуществлять свои закупки, какие способы закупок он будет осуществлять, в каких случаях заказчик будет иметь право на закупку у единственного поставщика.

На практике возможно столкнуться с двумя видами положений о закупках.

Типовые положения

В соответствии с частью 2.1 Закона № 223-ФЗ Типовое положение о закупке может быть утверждено для бюджетных учреждений, автономных учреждений и унитарных предприятий соответственно:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, федеральным органом исполнительной власти либо организацией, осуществляющей от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
  • иным уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Орган (организация), утвердивший Типовое положение о закупке, должен определить, соответственно, бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия.

Исходя из требований Закона № 223-ФЗ Типовое положение состоит из постоянной (не подлежащей изменению) и переменной части.

Не подлежит изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения:

  • Порядок подготовки и осуществления закупки.
  • Способы закупок и условия их применения.
  • Срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с 223-ФЗ.

Типовое положение должно предусматривать особенности участия в закупках субъектов МСП. В типовом положении определяется, в том числе дата, до наступления которой заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупке либо утвердить новое Положение в соответствии с этим Типовым положением.

Ознакомиться с типовым положением вы можете, зайдя в специальный раздел ЕИС.

Регулирование сроков подачи заявок

Закон закрепляет сроки проведения каждого из этапов закупки (подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта), которые участники обязаны соблюдать.

Заказчик прописывает сроки в своём положении о закупках. В данном случае лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок заказчик имеет право вносить изменения в документацию по закупке, чтобы не пропустить поправки и подать верную заявку.

Сроки подачи заявок для СМП регулируются ст. 3.4. 223-ФЗ.

Неконкурентные способы закупок

Неконкурентный способ проведения электронных закупок подразумевает размещение заказа на приобретение товара, выполнение работ или оказание услуг у заранее установленного исполнителя. Такие закупки называются прямыми, поскольку поставщик определяется без конкурсного отбора, а контракт с ним подписывается напрямую.

Сделки с единственным поставщиком проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (статья 93), а также Федеральным законом № 223-ФЗ.

Организация вправе самостоятельно решить, по какой схеме выбирать поставщика, однако, если заказчик выбрал конкурентный способ закупки и при этом торги не состоялись, закон о контрактной системе обязывает его заключить контракт с единственным поставщиком.

Преференции и льготы поставщикам по 44-ФЗ

Для некоторых организаций закон № 44-ФЗ предоставляет льготы при проведении торгов. К ним относятся:

  • субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНО);
  • учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • организации инвалидов.

Преимущества предоставляются участникам любых форм госзакупок за исключением закупок у единственного поставщика.

Квоты для СМП и СОНО. Госзаказчик должен закупить у СМП и СОНО не меньше 25% товаров или услуг от своего совокупного годового объема закупок. Для этого организуются специальные процедуры, в которых участвуют только представители малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Если квота не будет выполнена, организация получит штраф в 50 000 ₽. Более того, госзаказчик должен оплатить товары или услуги не позднее 15 рабочих дней с даты заключения контракта.

Преимущества для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов. В случае победы на торгах такие организации вправе требовать увеличить цену контракта от предложенной участником на 15%, но не выше начальной максимальной цены контракта.  Другими словами, к основной сумме, которую заказчик платит поставщику по контракту, может добавиться до 15% от этой суммы.

Размер и способы обеспечения заявки и контракта

В закупках до 1 млн рублей заказчик может не устанавливать обеспечение.

Обеспечение заявки составляет:

  • от 0,5% до 1%, если начальная максимальная цена (НМЦ) до 20 млн рублей
  • от 0,5% до 5%, если НМЦ от 20 млн рублей
  • 0,5%, если НМЦ от 20 млн рублей и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов

Обеспечение заявки предоставляется в виде независимой гарантии или путём перечисления денежных средств на спецсчёт в банке.

Заказчик должен требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта вне зависимости от его цены.

Размер обеспечения составляет от 0,5% до 30% от НМЦ контракта.

Поставщик сам выбирает способ обеспечения: внести деньги на счёт заказчика или предоставить независимую гарантию.

Размер обеспечения для малого бизнеса рассчитывают от итоговой цены контракта. СМП предоставляют обеспечение в виде 3-х реестровых записей контрактов.

Банковскую гарантию может выдать только уполномоченный на это банк (на сайте Минфина опубликован перечень таких банков). Банк вносит гарантию в реестр независимых гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Победитель закупки должен оплатить:

  • 1% от суммы контракта, но не более 5 тысяч рублей (без НДС)
  • 1% от суммы контракта, но не более 2 тысяч рублей (без НДС), если закупка проходит только среди СМП и СОНКО

Обратите внимание: если победитель уклонится от заключения сделки, со 2-го участника плату не возьмут.

  • при НМЦ до 5 млн рублей заказчики не могут требовать обеспечения
  • при НМЦ свыше 5 млн рублей заказчик может установить размер обеспечения не более 5% от НМЦ

Поставщик сам выбирает способ обеспечения: предоставить независимую гарантию или внести деньги на счёт заказчика.

Обеспечение заявки вносят:

  • если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, через спецсчёт
  • в остальных закупках – через счёт на ЭТП или посредством перевода средств на счёт заказчика

Заказчик сам определяет и прописывает в своём положении о закупке все условия:

  • в каких закупках требовать обеспечение контракта
  • размер обеспечения
  • способ обеспечения (денежными средствами или независимой гарантией)
  • в закупках среди МСП победитель оплачивает 1% от НМЦ, но не более 2 тысяч рублей
  • в закупках на общих основаниях размер оплаты зависит от требований ЭТП. К примеру, участники могут платить абонплату или комиссию оплачивает только победитель закупки
  • в бумажных закупках плату за участие, как правило, не берут

Способы закупки по 44-ФЗ

44-ФЗ предусмотрен ограниченный перечень конкурентных способов закупки:

  • Конкурс
  • Аукцион
  • Запрос котировок

Неконкурентный способ

Существует только один неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.

Обжалование действий заказчика

Пожаловаться на заказчика можно. Алгоритм действий указан в законе:

  • соответствующее заявление нужно подать в электронной форме через личный кабинет участника в ЕИС
  • в течение 2 рабочих дней жалоба будет опубликована на zakupki.gov.ru
  • в течение следующих 5 рабочих дней жалобу рассмотрят и вынесут решение

Если заказчик нарушил 223-ФЗ или своё положение о закупках, можно пожаловаться в ФАС.

Срок рассмотрения жалоб:

  • жалобы на нарушения 223-ФЗ – в ускоренном порядке, за 7 рабочих дней
  • жалобы на нарушения антимонопольного законодательства – в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Кто может быть поставщиком

Поставщиком, как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ может быть юрлицо или физлицо, в том числе ИП и самозанятые.

ЭТП, используемые для проведения торгов

Торги проводятся на 8 федеральных ЭТП госзакупок: «Росэлторг», «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», ТЭК-Торг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ЭТП ГПБ.

Для работы на площадках потребуется регистрация в ЕИС закупок (регистрация бесплатная).

Торги проводятся более чем на 150 ЭТП: ограничений по выбору площадки нет, заказчик может выбирать ЭТП самостоятельно.

Некоторые ЭТП могут брать плату за регистрацию или ежемесячную абонплату.

Закупки у МСП можно проводить только на 8 федеральных ЭТП госзакупок, для работы на которых в секциях закупок у СМП также потребуется регистрация в ЕИС.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
  • ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Для конкурентных способов закупки

Существует довольно широкий перечень случаев, при которых осуществление закупок проходит в виде электронного аукциона. Однако есть случаи, при которых электронный аукцион должен проводиться в обязательном порядке:

  • заказчик планирует приобрести ТРУ из специального правительственного Перечня, утверждённого Распоряжением Правительства от 21 марта 2016 года № 471-р;
  • при проведении закупки цена сделки является единственным критерием, по которому будет определён победитель.

Для выбора запроса котировок тоже существуют определённые 44-ФЗ ограничения и случаи. Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок:

  • в случае если НМЦК не превышает три миллиона рублей. При этом годовой объём закупок, осуществляемых путём проведения электронного запроса котировок, не должен превышать 20% совокупного годового объёма закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объём закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей;
  • независимо от НМЦК и годового объёма закупок в случае осуществления:
  • закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
  • закупки ТРУ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона о контрактной системе;
  • закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
  • закупок лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии;
  • закупок спорт. инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов РФ к спортивным соревнованиям и для участия в них;
  • закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юр. лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
  • закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Читайте также:  Электронные подписи (ЭЦП) для любых целей, под ключ, от 900 руб.

Открытый конкурс

Обоснованием для открытого конкурса будет служить факт того, что заказчик выбирает исполнителя по критериям наиболее выгодных для себя условий, а не только по наименьшей цене.

Конкурсные процедуры в электронном формате

Обоснования для проведения электронных конкурсных процедур аналогичны основаниям для проведения оффлайн-конкурсов.

Закрытые конкурсные процедуры

Согласно ст. 73 Федерального закона № 44-ФЗ, применение закрытых процедур должно быть согласовано с ФАС, кроме случаев, когда закупку осуществляют различные федеральные органы исполнительной власти, а также подведомственные им организации. Перечень таких учреждений должен быть утверждён отдельным Постановлением Правительства РФ.

Электронные закрытые торги

Закрытые закупки проводятся в случаях, перечисленных в ч.11 статьи 24 Закона №44-ФЗ. Порядок проведения электронного закрытого конкурса установлен статей 75, электронного закрытого аукциона – статьёй 76 Закона № 44-ФЗ.

Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

За неправильно выбранный способ закупки КоАП РФ предусмотрен крупный штраф. Так, если провели закрытую закупку в случаях, не предусмотренных законом, или в случае, когда не провели аукцион на закупку товара из аукционного перечня, — штраф 50 000 рублей (ч. 2- 2.1 ст. 7.29 КоАП).

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

Заявка

Хотите найти больше тендеров?
Заполняйте заявку на бесплатный доступ к сервису Контур.Закупки:

Коммерческие закупки частных компаний

Коммерческих закупки проводят частные компании для решения бизнес-задач. Заказчики могут организовывать коммерческие тендеры на любых площадках и по своим правилам, главное, чтобы они не противоречили Гражданскому кодексу и 135-ФЗ «О защите конкуренции». Заказчики могут размещать тендеры на собственном сайте компании или на электронных торговых площадках. Некоторые компании информируют о тендерах через email-рассылки.

Достоинства коммерческих закупок

Если коммерческая закупка проводится в бумажном виде, то можно обойтись без электронной подписи. Но она может пригодиться при подписании электронного договора в случае победы и обязательно понадобится для регистрации на электронной площадке для торгов или при выводе средств из личного кабинета ЭТП.

Невысокая конкуренция. Если компания не афиширует проведение тендера, то конкуренция в закупке будет небольшой, а значит проще победить.

Больше шансов получить предоплату. Бизнес заинтересован быстро найти подходящего исполнителя, получить товары или услуги и закрыть вопрос с оплатой. Поэтому в коммерческих закупках чаще встречаются контракты с оплатой в короткие сроки и с предоплатой. А требование финансового обеспечения встречается редко.

В закупке может быть несколько победителей. Заказчик может выбрать несколько победителей и работать с ними параллельно. Например, заказчик выбирает агентство, для разработки маркетинговой концепции. Один поставщик может взять на себя интернет-продвижение, а другой — проработку стратегии для наружной и тв-рекламы.

Предложение возможно скорректировать до завершения этапа приема заявок. Поставщик может пообщаться с заказчиком напрямую и включить важные нюансы в коммерческом предложении. В государственных закупках это будет нарушением регламента.

Возможность найти стабильного партнера и наладить связи на будущее. Большинство заказчиков из бизнеса ищут надежного поставщика товаров и услуг. Если ожидания оправдаются, то поставщик можете рассчитывать на продление контракта и долгосрочное сотрудничество. В госзакупках такая ситуация невозможна.

В коммерческих тендерах важна не только цена. Заказчики также обращают внимание на комфортную для них схему оплаты, квалификацию специалистов, результаты в отрасли, эксклюзивность условий. В частных закупках работает соотношение «цена-качество». Это хороший шанс для поставщика получить прибыльный контракт не только благодаря низкой цене, но и за счет других преимуществ.

Что такое закупка по 44-ФЗ? Какие бывают виды

Например, поставщик А предлагает самую низкую цену на оборудование, но не работает по постоплате, сроки поставки от двух недель, до этого работал только с небольшими контрактами. Поставщик Б заявил цену выше, но готов поставить такой же товар в течение недели, дополнительно оказывает услуги по настройке и техническому обслуживанию, работает по постоплате и имеет хорошую репутацию и крупные контракты в своей сфере. Заказчик может пожертвовать ценой в пользу других преимуществ исполнителя.

Недостатки коммерческих закупок

Мало регламентации и стандартизированных правил. Каждая новая закупка требует индивидуального подхода. Для одного заказчика достаточно интересного коммерческого предложения, другой может запросить полную бухгалтерскую отчетность. Общих правил нет. Чтобы лучше разобраться в коммерческих закупках, пройдите бесплатный курс Росэлторг.

Нет единой системы, где публикуются все коммерческие закупки. Если компания не размещает свои закупки на электронных площадках, то найти их будет непросто. Вам придется мониторить сайты заказчиков, подписываться на рассылки, а иногда и звонить в компании, чтобы понять, актуально ли для них ваше предложение. Если компания разместила тендер на ЭТП, то это значительно упростит поиск.

Искать закупки частных компаний можно с помощью агрегаторов. Это сайты, которые собирают закупки с большинства ЭТП России. Поставщик может искать интересные процедуры по ключевым словам, дате публикации, компании-организатору. Главный минус — за работу в агрегаторе нужно платить.

Альтернатива агрегаторам — площадки для закупки частных компаний. Например, Росэлторг.Бизнес. Искать процедуры можно бесплатно. Участие в закупках с НМЦК до 100 000 ₽ — тоже бесплатно. Также можно купить безлимитный тариф и участвовать в закупках без ограничений.

Что такое закупка по 44-ФЗ? Какие бывают виды

Применение преимуществ и преференций к отдельным категориям участников закупок

В отличие от 223-ФЗ по Закону о контрактной системе самозанятые не имеют права на какие-либо преференции, в том числе на участие в закупках, проводимых только для СМП/СОНКО.

Кто может быть заказчиком

федеральные бюджетные организациимуниципальные бюджетные организациигоскомпании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»организации, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение)субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т. д.)бюджетные учреждения, если закупки проводят за счёт грантов, средств субподряда или собственных средств

Виды неконкурентных способов закупок

Сумма разовой закупки по п.4 ч.1 статьи 93 не должна превышать 600 тысяч рублей.

Кроме того, ограничен объём годовых закупок — до 2 млн рублей или 10 процентов от годового объёма всех закупок организации-заказчика в совокупности, но не более 50 млн рублей. Если организация-заказчик проводит закупку ТРУ, приобретаемых в целях обеспечения потребностей управляющих структур сельских поселений, данные ограничения действовать не будут.

Для наглядности рассмотрим пример малой закупки, когда исполнителем контракта является единственный поставщик. Допустим, в апреле 2022 года Заказчик закупил у ООО «Протон» как у единственного поставщика медицинское оборудование на сумму 520 тысяч рублей. Через два месяца Заказчик принял решение закупить у «Протона» расходные материалы на сумму 100 тыс. рублей. Действия заказчика по осуществлению таких закупок в соответствии с п.4 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ будут правомерны, так как цена договора по каждой сделке не превысила 600 тыс. рублей. При этом заказчику нужно контролировать годовой объём закупок у единственного поставщика, чтобы не превысить установленные лимиты.

А мы напоминаем о том, что для заключения контракта вам потребуется квалифицированная электронная подпись. Оформить такую ЭП можно через наш сайт.

  • Государственные закупки по 44-ФЗ строго регламентированы. Найти их легко на одной из девяти федеральных ЭТП. Среди недостатков: легко совершить ошибку при подготовке документации, обязательно финансовое обеспечение, строгие требования к исполнению контракта. Государственные заказчики ориентированы на максимальную экономию, поэтому часто главный критерий при выборе поставщика — цена.
  • Среди плюсов закупок по 223-ФЗ: свобода в выборе способа закупки, возможность закупаться у единственного поставщика, более крупные суммы контрактов по сравнению с 44-ФЗ. Но есть и минусы: закупки публикуются на множестве площадок и отслеживать их постоянно неудобно. Для каждой закупки требования отличаются. При этом организатор вправе отказаться от заключения контракта с победителем.
  • Начать участвовать в торгах лучше с закупок частных компаний. В них проще победить. Однако отсутствие закрепленных правил проведения таких закупок требует внимательности к документам. Важно изучить требования заказчика и установить разумную стоимость, чтобы ваше предложение им соответствовало.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  • Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  • Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  • Разработка и утверждение Положения о закупке.
  • Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  • Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  • Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  • Порядок проведения процедур.
  • Все, что касается сроков.
  • Критерии оценки поставщиков.
  • Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  • Порядок оплаты.
  • Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Виды закупок по 44-ФЗ

Определяют два вида закупок по 44-ФЗ:

  • Конкурентные закупки.
  • Неконкурентные закупки.

В рамках конкурентной закупки поставщики соревнуются между собой за право получить контракт. Этот способ подразделяется на три типа.

Типы конкурентных закупок

Аукцион. Заказчик инициирует закупку, объявляет требования, сроки и начальную стоимость, а кандидаты отправляют предложения. В назначенный день проводится аукцион, где между участниками происходит торг. Побеждает тот участник, который предлагает заказчику меньшую цену исполнения  контракта.

Конкурс. При выборе поставщика заказчик ориентируется не только на цену. Репутация, наличие похожего опыта, техническая подготовленность и оснащение организации играют большое значение. В этом типе закупки торги не проводятся. Участники отправляют предложения с указанной ценой, заказчик выбирает из них лучшее.

Запрос котировок. Каждый поставщик, участвующий в закупке, подает заявку с окончательной стоимостью, за которую готов исполнить контракт. Заказчик выбирает из предложенных вариантов самый низкий по стоимости.

При запросе котировок максимальная цена контракта не превышает 3 миллиона рублей.

Конкурентные закупки подразделяются еще на две категории — закрытые и открытые. При закрытой закупке заказчик отбирает поставщиков и каждому претенденту отправляет личное приглашение для участия. В открытой закупке подать заявку на участие может любой желающий поставщик на электронной торговой площадке.

Неконкурентная закупка — это закупка у единственного поставщика, которая проводится без конкурса. По закону такой тип закупки возможен в двух случаях:

  • цена контракта, по общему правилу, не превышает 600 000 ₽,
  • услуга оказывается только одной компанией-монополистом. Например, подведение водопровода или поставка электроэнергии в строящуюся школу.
Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий