Получаем ЭЦП для участия в электронных торгах 2019

Получаем ЭЦП для участия в электронных торгах 2019 Электронная цифровая подпись

От ДОКУМЕНТОВ к готовому электронному «ключу»

Выбрав удостоверяющий центр, необходимо обратиться за выдачей с определенным пакетом документов.

Для юридических лиц понадобится:

  • свидетельство ОГРН;
  • ИНН; документ о назначении руководителя или доверенность на иное лицо;
  • паспорт владельца сертификата;
  • его СНИЛС.

Для физических лиц:

  • свидетельство ИНН;
  • паспорт владельца сертификата;
  • его СНИЛС;
  • свидетельство ОГРНИП и доверенность, в случае необходимости (для ИП).

Имейте в виду, что удостоверяющий центр может попросить и другие документы для полной идентификации владельца ключа.

Стоит учитывать, Правительство предусмотрело распространение электронных процедур на все способы определения поставщика. С 1 января 2019 года обеспечена возможность участникам закупок подавать заявки не только на аукционы, но и конкурсы, запросы котировок, предложений. Таким образом, для успешного развития закупочной деятельности поставщика в госсекторе возрастает необходимость получения цифрового ключа.

Основное назначение сертификата ключа проверки электронной подписи — это подтверждение того, что электронная подпись принадлежит какому-то определенному лицу, так называемому владельцу электронной подписи. Практически сертификат — это своего рода паспорт владельца электронной подписи, в котором указаны фамилия, имя, отчество, СНИЛС — если владелец ЭЦП является физлицом. Или наименование, адрес нахождения, ИНН, ОГРН, если владелец подписи — организация.

Сертификат ЭЦП с присвоенным ему уникальным номером предоставляется удостоверяющим центром в электронном виде или на бумажном носителе.

Выделяют квалифицированный и неквалифицированный сертификаты ЭЦП. Их различие в первую очередь состоит в функциональности. К примеру, электронную подпись с неквалифицированным сертификатом могут применить либо физлица — при работе с личным кабинетом налогоплательщика, либо фирмы-поставщики — при участии в электронных торгах.

Электронная подпись с квалифицированным сертификатом имеет более широкий спектр действия: начиная со входа на портал Госуслуг и заканчивая подписанием любых юридически значимых документов, не требующих обязательного бумажного оформления с ручной подписью.

Неквалифицированный сертификат выдается любым удостоверяющим центром на платной основе. Он также может быть сформирован любым опытным IT-специалистом при создании ЭЦП с помощью криптографических программ.

О различии и сходстве неквалифицированной и квалифицированной подписей читайте в нашем материале «Чем отличаются два основных типа электронных подписей».

Заявление на выдачу сертификата оформляется в виде приложения к договору на приобретение сертификата ключа ЭЦП. Бланк для заполнения данного заявления у каждого аккредитованного центра свой, но сведения, вносимые в него, одинаковы.

Чтобы наглядно увидеть, как примерно выглядит этот документ и какие сведения понадобятся для его заполнения, мы подготовили для вас образец уже заполненного заявления (см. ниже).

В настоящее время существует большое число компаний по обеспечению сохранности информации, имеющих аккредитацию удостоверяющего центра и позволяющих оформить заявку и получить сертификат электронной подписи.

Заявку можно подать, используя сеть Интернет или обращаясь непосредственно в соответствующий удостоверяющий центр.

Читайте также:  Стандартный пин-код для токена. Особенности работы. -

Для получения сертификата необходимо представить в центр ряд документов. Но некоторые компании заключают договор без необходимости личного присутствия.

Однако для получения квалифицированного сертификата необходимо представить копии и оригиналы документов и заключить договор, а для получения усиленного неквалифицированного сертификата можно заключить договор в онлайн режиме.

В последнем случае копии документов отправляются в центр по каналу телекоммуникационной связи вместе с заявлением на получение сертификата и квитанцией оплаченных услуг. После проверки данных формируются ключи ЭЦП, создается сертификат, а его данные вносятся в реестр учета.

Реквизиты договора и сертификат могут быть отправлены с помощью сети Интернет, после чего происходит самостоятельная установка сертификата ключа ЭЦП.

Получение квалифицированного сертификата в основном необходимо для государственных учреждений или юридических лиц, поэтому заключение такого договора требует более тщательной подготовки и присутствие в Удостоверяющем центре.

Получение электронной подписи для коммерческих и федеральных торгов

Чтобы купить ЭЦП для торговых площадок, обратитесь в аккредитованный удостоверяющий центр «Инфотекс Интернет Траст» и выполните следующие действия:

  • заполните заявку на получение ЭЦП;
  • оплатите выставленный счёт;
  • после оповещения о готовности сертификата обратитесь в офис компании со списком документов для вашей идентификации;
  • получите usb-токен с ключом электронной подписи.

Срок действия ЭЦП составляет 1 год. О перевыпуске электронной подписи позаботьтесь заранее, при необходимости мы выполним срочное (от 1 часа) изготовление ЭЦП для электронных торгов.

Как сделать неквалифицированный сертификат ключа электронной подписи

Сертификат электронной подписи

Самостоятельно создать ЭЦП с квалифицированным сертификатом не получится. Квалифицированный сертификат выдается только аккредитованными удостоверяющими центрами. Поэтому для его получения придется обратиться в один из таких центров с заявлением на выдачу сертификата.

Подробнее узнать о назначении квалифицированной подписи и порядке ее получения вы можете в нашей статье «Усиленная квалифицированная электронная подпись – что это такое?».

Коммерческие торгово-закупочные системы

  • Национальный портал госзакупок Республики Беларусь icetrade.by
  • ЭТП ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» zakupki.butb.by
  • ЭТП ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» goszakupki.by
  • ЭТП «Промышленных и потребительских товаров» ts.butb.by

В нашем аккредитованном НУЦ купить ЭЦП для торгов ВЫГОДНО – мы сами выпускаем цифровые «ключи» без привлечения посредников.

Электронная подпись необходима не только для участия в торгах, но и для прохождения аккредитации на электронных торговых площадках. При помощи ЭЦП вы подписываете заявку на аккредитацию с приложением всех необходимых документов.

Доступ для участия в электронных торгах открывает перед вами массу преимуществ:

  • полная информационная открытость процедуры;
  • значительная экономия средств и времени;
  • возможность удаленного участия. Вы не скованы территориальными границами;
  • доступ к коммерческим, государственным и муниципальным заказам;
  • высокий уровень безопасности и защиты персональных данных;
  • электронные торговые площадки представляют собой автоматизированные системы, что полностью исключает человеческий фактор;
  • прозрачность сделок и повышение конкуренции закупочных процедур;
  • широкая база контрагентов.

Электронное взаимодействие — одно из ключевых и перспективных направлений рынка IT. Используйте эффективно преимущества электронной подписи для вашего бизнеса, участвуйте в электронных торгах.

Для начала, необходимо решить в каких закупках планируется участие, и на каких торговых площадках. Это поможет определиться с видом подписи. При этом лучший вариант — обратиться за выпуском ЭЦП в аккредитованный удостоверяющий центр (список можно посмотреть на сайте Минкомсвязи). Необходимо также учитывать, что площадки по 223-ФЗ принимают сертификаты ключей только тех удостоверяющих центров, которые прошли регистрацию на них в качестве специализированных организаций.

Чтобы получить электронный ключ для участия в торгах, цена и сроки изготовления которого удовлетворяют запросам поставщика, для начала проанализируйте условия удостоверяющих центров. Средний срок изготовления ЭЦП для торгов составляет 2 дня, при цене ключа от 3 000 до 8 000 рублей в зависимости от вида. За дополнительную плату предусмотрено ускоренное изготовление в течение нескольких часов.

Читайте также:  Отозвать сертификаты эцп

ЭЦП выдается в виде USB-брелока, который называется идентификатор, eToken или RuToken. Для работы также понадобятся определенные характеристики и настройки компьютера, а также специальное программное обеспечение:

  • операционная система Windows 7 или выше;
  • Internet Explorer 7 или выше (или иной браузер);
  • средство криптографической защиты информации CryptoPro CSP 3.6 или выше.

Чтобы проверить, все ли установлено корректно, воспользуйтесь специальными сервисами в разделах для проверки на сайтах торговых площадок или удостоверяющих центров. К примеру, Росэлторг ЭЦП или Контур ЭЦП для торгов.

Продление сертификата ЭЦП

Срок сертификатов ЭЦП, выдаваемых удостоверяющими центрами, ограничен и составляет 12 месяцев (год) независимо от того, квалифицированный сертификат или неквалифицированный. Некоторые крупные аккредитованные центры могут оформить сертификат на 15 месяцев. Но не более. Как только установленный срок сертификата истечет, электронная подпись станет недействительной.

Если планируется применять электронную подпись после окончания установленного срока сертификата, то необходимо подать заявление на продление срока его действия в удостоверяющий центр, выдавший этот сертификат, оформить допсоглашение и оплатить выставленный центром счет.

Перевыпуск сертификата ЭЦП

Иногда возникают ситуации, когда владелец электронной подписи теряет USB-носитель, меняет свои личные или юридические реквизиты или же законодательство вносит изменения в требования к электронным подписям. В таких случаях понадобится перевыпуск сертификата. В большинстве случаев эта услуга предоставляется удостоверяющими центрами на платной основе.

В случае перевыпуска сертификата ЭЦП просто обновить его не получится — придется устанавливать заново. Для установки нового сертификата понадобится программа КриптоПро CSP, находящаяся в меню «Пуск» — «Настройки» — «Панель управления». В этой программе на вкладке «Сервис» установить новый сертификат можно либо через кнопку «Просмотреть сертификаты в контейнере…», либо через кнопку «Установить личный сертификат…».

Как удалить старые сертификаты ЭЦП

Удалить старые сертификаты ЭЦП будет намного проще, чем установить или обновить новые. Для этого нужно зайти в программу «Сертификаты» через меню «Пуск» — «Программы» — «Крипто-Про», открыть подпапку «Личное», выбрать старый сертификат, нажать правой клавишей мыши и из появившегося меню выбрать функцию «Удалить». Сертификат будет удален.

Но специалисты не рекомендуют этого делать, так как устаревшие сертификаты могут понадобиться для просмотра ранее подписанных документов и отчетов. Например, при удалении старых сертификатов просмотреть отчеты и письма, переданные с их помощью через ТКС, уже будет нельзя. И придется обращаться в аккредитованные центры с просьбой предоставить удаленные сертификаты.

Читайте также:  Решения Рутокен для электронной подписи и двухфакторной аутентификации от компании «Актив»

Чтобы старые сертификаты сохранились в электронном виде, но и не появлялись в списке действующих сертификатов, достаточно вместо удаления сертификата открыть его двойным щелчком левой клавиши мыши и в появившемся окне на вкладке «Состав» нажать на кнопку «Свойства». В новом окошке переставить точечку на «Разрешить только следующие назначения» и убрать галочку «Проверка подлинности клиента». Таким образом старый сертификат сохранится, но и мешать при использовании действующих сертификатов уже не будет.

Как долго надо хранить сертификат ЭЦП

Установка или просмотр корневого или личного сертификата (ЛС) невозможна без знания места хранения подписи в ОС. Все версии Windows помещают ключи ЭЦП в так называемый контейнер, который раздел на часть для пользователя и ПК.

В корневой консоли область сертификатов разделена на 2 части для пользователя и ПК. Область пользователя содержит несколько папок:

  • Личное;
  • Корневые доверительные и промежуточные сертификаты;
  • Пользовательские объекты AD;
  • Сертификаты, к которым не установлено доверие;
  • Доверенные лица и издатели и т.п.

Далее необходимо нажать в мастере импортирования «Далее». Нужный сертификат обычно имеет следующий формат:

  • PKCS # 12 (.PFX, .P12);
  • Стандарт Cryprograhic Message Syntax — сертификаты PKCS #7;
  • Хранилище сериализованных сертификатов.

Нужно ли владельцу электронной подписи хранить сертификаты ЭЦП после истечения срока их действия? Да, желательно сохранить их у себя в электронном или бумажном виде, так как они могут пригодиться в любой момент для подтверждения юридической значимости ранее подписанных с помощью них документов. При определении срока хранения сертификата ЭЦП можно ориентироваться на установленные законодательством сроки хранения документов в бумажном виде. Ознакомиться с ними вы можете в нашей статье «Основные сроки хранения документов в организации (архив)».

Но еще раз напомним, что это лишь рекомендация для владельцев ЭЦП. Обязанность хранить сертификаты законодательно закреплена за выдавшими их аккредитованными удостоверяющими центрами (п. 1 ст. 15 закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ). Период хранения выданных сертификатов ограничен только сроком деятельности аккредитованного центра.

В будущем планируется перевести хранение всех выданных сертификатов под контроль единой государственной базы, чтобы минимизировать риск их утери в случае прекращения деятельности аккредитованных центров. Но пока такой системы хранения нет, поэтому негласно ответственность за сохранность сертификата полностью лежит на его владельце.

Причины отзыва сертификата ЭЦП

Помимо аннулирования сертификата ЭЦП в связи с окончанием срока его действия и его отзыва владельцем электронной подписи есть еще несколько причин, по которым сертификат может стать недействительным (п. 6, п. 6.1 ст. 14 закона № 63-ФЗ):

  • ликвидация аккредитованного центра в случае, если его функции не были переданы другим удостоверяющим центрам;
  • владелец сертификата владеет ключом ЭЦП, не соответствующим ключу ЭЦП, зарегистрированному в выданном сертификате;
  • оформленная сертификатом электронная подпись уже используется под другим сертификатом;
  • вынесено судебное решение о недостоверности информации, внесенной в сертификат ЭЦП;
  • иные случаи, установленные законодательством или соглашением между аккредитованным центром и владельцем сертификата.
Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий