Куда обращаться для продления срока действия ЭЦП
О необходимости продлить действие ЭЦП держатель сертификата уведомляется многократно с помощью писем на электронную почту (за месяц, 2 недели и 7 дней до окончания срока) и СМС-уведомлений (за 30 дней и 10 дней до аннулирования действия сертификата). Также некоторые удостоверяющие центры дополнительно присылают уведомления с предложением выполнение продление цифровой подписи. Информирование выполняется бесплатно.
В электронных письмах также указывается краткая инструкция по тому, как именно можно продлить срок действия ЭЦП. В общих чертах алгоритм выглядит следующим образом:
- повторное обращение в удостоверяющий центр;
- оплата пошлины (размер устанавливается непосредственно удостоверяющим центром);
- повторное предоставление копий запрашиваемых документов (актуализация информации о гражданине);
- сдача цифрового токена (если таковой ранее получали, не нужно делать, если сертификат использовался только в цифровом виде);
- получение обновленного ключа ЭЦП.
Также электронная подпись прекращает свое действие в тех случаях, когда удостоверяющий центр, выдавший её, был расформирован. Предварительные уведомления в этом случае не присылают, гражданину лишь сообщают о том, что его ключ ЭЦП был деактивирован. Продлить его срок действия именно в этой ситуации не получится – необходимо регистрировать новый сертификат в другом удостоверяющем центре.
Продление ЭЦП со сменой владельца
Нередко продление ЭЦП для юридических лиц требует одновременно сменить и имя владельца (к примеру, у предприятия изменился руководитель или владелец). Все необходимые изменения в сертификат также можно внести в этом случае, даже если продление выполняется по упрощенной схеме (но не во всех удостоверяющих центрах – следует уточнять данную информацию).
Внесение изменений выполняется по предоставлению традиционного списка документов для получения ЭЦП. Для юридических лиц – это ИНН, выписка из ЕГРЮЛ (или ЕГРИП, если в качестве заявителя индивидуальный предприниматель), копия СНИЛС, копии паспортов предыдущего и нового владельца (если все в электронном виде – обязательно подписывается сертификатом).
По упрощенной схеме изменения в данные сертификата вносятся несколько сложнее, так как там потребуется сформировать 2 заявления, причем, одно из них (от нового владельца) заверять нотариально (в противном случае удостоверяющий центр откажет в редактировании данных ЭЦП).
На главной странице портала заявителя ФЗС в разделе «Имеются действующие КЭП и сертификат» нажимаем кнопку «Войти по сертификату».
Выбираем сертификат который будем перевыпускать.
Как обычно КриптоПро просит пароль. Вводим пароль, нажимаем «ОК».
На вкладке «Получение сертификата» указываем Субъект РФ и орган ФК, где перевыпускаем сертификат. ОГРН организации определяется автоматически. Нажимаем «ДАЛЕЕ».
Выбираем какой именно сертификат (физического или юридического лица) будем перевыпускать. В нашем случае сертификат физического лица. Нажимаем «ВНЕСТИ СВЕДЕНИЯ».
На следующей странице можно изменить полномочия и некоторые данные, включаемые в новый сертификат.
Для клиентов казначейства не требуется полномочие «Landocs. Делопроизводство», т.к. оно используется только работниками казначейства.
В большинстве случаев используется класс защиты КС1.
После выбора полномочий и уточнения данных (если это необходимо) нажимаем «СОХРАНИТЬ И СФОРМИРОВАТЬ ЗАПРОС НА СЕРТИФИКАТ».
https://www.youtube.com/watch?v=HORsVghmlek
Подтверждаем доступ в интернет — нажимаем «Да».
Далее следует стандарное:
- выбор носителя для закрытого ключа: либо реестр, либо флешка, либо рутокен;
- генерация закрытого ключа посредством перемещения мыши или нажимания на клавиатуру;
- ввод нового пароля два раза.
Следующий шаг — внесение сведений о документах для получения сертификата.
На открывшейся странице можно отредактировать паспортные данные (в случае его смены), и прикрепить новую доверенность (если предыдущая уже неактуальна). Если все верно нажимаем «СОХРАНИТЬ».
Следующий шаг — формирование заявление на сертификат.
Заполняем в заявлении на получение сертификата название документа на основании которого обращаемся в УЦ, дата и регистрационный номер документа.
Вводим кодовое слово, должность владельца ЭП, И.О. Фамилия владельца ЭП, должность руководителя, И.О. Фамилия руководителя. Нажимаем «СОХРАНИТЬ И СФОРМИРОВАТЬ ПЕЧАТНУЮ ФОРМУ».
В следующем окне ставим галку напротив «Получать сведения об изменениях статуса запроса», вводим e-mail куда будут приходить извещения, сохраняем адрес и нажимаем «ПОДПИСАТЬ СВЕДЕНИЯ ЭП И ПОДПАТЬ ЗАПРОС».
Подписываем запрос ЭП.
Подтверждаем доступ.
Выбираем сертификат. Нажимаем «ПОДПИСАТЬ ЭП».
Копируем ссылку и отправляем ее руководителю на подписание запроса.
В результате мы видим такую форму.
После получения письма счастья о готовности сертификата, можно заходить в личный кабинет ФЗС для его получения.
Подпись запроса руководителем
Руководителю необходимо войти по сертификату в ФЗС, выбрать вкладу «Запросы на согласование», кликнуть на нужный запрос.
На следующей странице нажимаем на иконку «Согласовать».
На следующей странице внизу (пунтк 2) ставим галку напротив «Комплект на получение сертификата согласован» и нажимаем «СОГЛАСОВАТЬ И ПОДПИСАТЬ ЭП».
На следующей странице нажимаем «ПОДПИСАТЬ ЭП».
Далее подтверждаем доступ — выбираем «ДА».
Следующий шаг.
В итоге появляется такая страница.
Несмотря что пишут «личный визит в УЦ ФК не требуется», лучше позвонить в ваш УЦ и уточнить. Например, наш местный УЦ требует приносить новые формы согласий и доверенностей. Если поменяли паспорт, то визита в УЦ не избежать.
На какой срок можно продлить электронную подпись
Продление ЭЦП выполняется сроком на 12 месяцев (с момента регистрации сертификата). В скором времени чиновники планируют увеличить срок действия усиленных квалифицированных подписей до 18 или 24 месяцев, но пока что действует стандартное ограничение в 12 месяцев как для новых, так и продленных сертификатов ЭЦП.
https://www.youtube.com/watch?v=R713Mfki4bA
Когда перестает действовать старая подпись? Её деактивируют как раз перед регистрацией новой. Изменения в общий реестр Минкомсвязи вносятся в течение 12 часов с момента получения сигнала от аккредитованного удостоверяющего центра.
Итого, как продлить сертификат электронной подписи? Обратиться в удостоверяющий центр и предоставить общий пакет запрашиваемых документов. После – заменить ключ рутокен на новый (на него запишут обновленный сертификат). Все это обойдется дешевле, нежели оформление новой ЭЦП, но продлением рекомендуется заниматься ещё до окончания срока действия старой подписи – в этом случае можно все документы подать в электронном виде.