- Как это работает?
- Общие сведения о носителе ключа электронной подписи
- Шаг 6. Получение цифровой подписи: финальный этап
- Шаг 1. Выбор вида ЭЦП
- Закрытый ключ ЭЦП — это что за инструмент
- Шаг 3. Оформление заявления
- Как получить ключ электронной подписи
- Шаг 4. Оплата
- Юридические лица
- Индивидуальные предприниматели
Как это работает?
Квалифицированный вид электронного ключа является самым распространённым, поскольку принцип его работы предельно прост – ЭЦП регистрируется в Удостоверяющем центре, где хранится его электронная копия.
Не знаете, как получить сертификат ключа проверки электронной подписи? Партнёрам рассылается копия, а доступ к оригинальному сертификату ключа есть исключительно у компании-обладателя.
Получив электронный ключ, владелец устанавливает на компьютер специальную программу, которая генерирует подпись, представляющую собой блок со следующими данными:
- Дата подписания документа.
- Информация о лице, поставившем подпись.
- Идентификатор ключа.
Партнёры после получения документации, должны получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи для проведения процесса дешифровки, то есть контроля подлинности. Сертификат цифровой подписи действителен в течение одного года и хранит в себе следующие сведения:
- Номерной знак.
- Срок действия.
- Информация, о регистрации в Удостоверяющем центре (УЦ).
- Данные о пользователе и УЦ, где был изготовлен.
- Список отраслей, где можно использовать.
- Гарантия подлинности.
Подделать цифровую подпись практически невозможно, по этой причине страховать её от фальсификации нереально. Все процессы с применением ключей осуществляются исключительно внутри программы, чей оригинальный интерфейс помогает в осуществление электронного документооборота.
Общие сведения о носителе ключа электронной подписи
Электронно-цифровая подпись — это информация в электронной форме (п. 1 ст. 2 закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ), которая может дополнять тот или иной файл в целях удостоверения его авторства, а также подтверждения факта отсутствия изменений в данном файле после его подписания. Программная оболочка, посредством которой генерируется соответствующая информация, формирует электронный ключ.
Изучим их специфику.
Открытый и закрытый ключи создаются с помощью специальных криптографических приложений. Располагаются они на особом носителе — хорошо защищенном от несанкционированного копирования данных аппаратном модуле (например, устройстве типа eToken). Пользоваться им может только человек, имеющий правомочия в части подписания тех или иных файлов.
Что такое носитель электронной подписи? Теоретически – это любой накопитель, на который записаны метаданные ЭЦП в зашифрованном виде. С целью защиты персональных данных для этого сейчас используются:
- смарт-карты;
- eToken;
- рутокены.
Носитель ключа ЭП обязательно защищается индивидуальным паролем, который знает только владелец электронной подписи.
Считать информацию с такого накопителя может любое устройство, однако она будет представлена в шифрованном виде с применением криптографических алгоритмов (текущий принятый стандарт ГОСТ 28147-89).
Мнение эксперта
Александра Степанова
Консультант по подбору ЭЦП
Самым распространенным на текущий момент носителем для электронной подписи являются именно USB-токены ввиду своей невысокой стоимости. При этом они надежны, работать с ними можно на любом компьютере при наличии USB-порта (а для смарт-карт, к примеру, необходимо приобретать дополнительное считывающее устройство).
На рутокены записывается не только данные электронной подписи, но и специальное ПО для расшифровки данных. Общий объем встроенной энергонезависимой памяти в них составляет всего 128 килобайт. Для взаимодействия с ними необходимо устанавливать специализированное ПО и драйвера (поставляются в комплекте с устройством).
Шаг 6. Получение цифровой подписи: финальный этап
Изучив все достоинства ЭЦП, вы приняли решение получить её. Прекрасно! Но тут появляется вопрос, как получить ключ электронной подписи? Ответ на него находится в развёрнутой пошаговой инструкции, представленной ниже.
- Выбор типа ЭЦП.
- Подбор удостоверяющей организации.
- Оформление заявления на изготовление электронной подписи.
- Оплата по счёту, после того как заявка будет подтверждена.
- Подготовка набора документов.
- Получение цифровой подписи. В удостоверяющий центр требуется явиться с оригиналами документов (либо ксерокопиями, заверенными нотариусом), которые требуются для оформления ЭЦП, с квитанцией об оплате по счёту, кроме того, юридическим лицам и ИП следует иметь при себе печать.
Процесс получения сам по себе очень прост, однако, в некоторых ситуациях в получении электронной подписи могут отказать, например, в заявление указаны ошибочные данные либо предоставлен неполный пакет документов. В таких случаях следует исправить ошибки и подать заявку повторно.
Далее, рассмотрим каждый пункт подробнее.
И, наконец, подходим к последнему вопросу: где получить ключ электронной подписи для госуслуг и других сервисов? Сделать это можно в специальных пунктах выдачи, расположенных по всей территории России. Подробные сведения об удостоверяющих центрах расположена на официальном сайте организации, в специальном разделе. В основном срок получения цифровой подписи не превышает трёх дней.
Возможно промедление со стороны заявителя, по причине несвоевременной оплаты счёта или допущенных ошибок в документации.
Важно! уделите большое внимание выписке из единого государственного реестра юридических и физических лиц, так как процесс подготовки документа занимает 5 рабочих дней!
Теперь вы знаете, где и как получить ключ электронной подписи. Процесс оформления довольно прост, и при правильной подготовке он займёт совсем немного времени.
Шаг 1. Выбор вида ЭЦП
Не знаете, как получить ключ неквалифицированной электронной подписи? Прежде всего следует разобраться с видами цифровых подписей, которых в соответствии с федеральным законом несколько:
- Простая. В ней содержаться сведения об обладателе подписи, для того чтобы получатель документации смог понять, кто значится отправителем. Такая подпись не имеет защиты от подделок.
- Усиленная. Она также делится на подвиды:
- Неквалифицированная – содержит данные не только об отправителе, но и о поправках, внесённых после подписания.
- Квалифицированная – самый надёжный вид подписи. Она имеет высокую защиту, а также владеет юридической силой, на 100 % соответствует подписи от руки. Выдаётся квалифицированная подпись исключительно в организациях, аккредитованных ФСБ.
Большинство заказчиков оформляют заявку на квалифицированную подпись, что вполне понятно, поскольку за электронной подписью ведут охоту аферисты самых разных категорий, как и за прочими ключами, обеспечивающими доступ к персональным сведениям и операциям, связанным с финансами.
Закрытый ключ ЭЦП — это что за инструмент
Под закрытым ключом электронной подписи понимается, в свою очередь, последовательность символов, посредством которых осуществляется непосредственно подписание файла и удостоверение его авторства и целостности (п. 6 ст. 2 закона № 63-ФЗ). Доступ к закрытому ключу имеет только автор файла (или уполномоченное на работу с данным файлом лицо).
Открытые и закрытые ключи электронной подписи связаны между собой: проверить корректность ЭЦП, сформированной с помощью закрытого ключа, можно только с помощью соответствующего ему открытого ключа. То есть у них должен быть общий производитель (таковым может быть удостоверяющий центр).
Шаг 3. Оформление заявления
После выбора вида подписи и удостоверяющей организации, самое время, чтобы подать заявку. Не знаете, как получить ключ электронной подписи? Оформить заявку можно разными способами: лично в представительстве компании или заполнив её на сайте. При отправке заявке онлайн, документы отправляются в УЦ почтой или курьером, при личном визите передаются вместе с заявкой.
Онлайн-заявка позволит сохранить личное время, к тому же она содержит минимальное количество информации: инициалы, номер телефона для связи и электронный адрес. После отправки в течение часа на телефон поступит звонок от работника удостоверяющего центра, для уточнения введённых данных. Во время разговора он сможет ответить на все интересующие вас вопросы и проконсультирует о видах электронно-цифровой подписи.
Как получить ключ электронной подписи
Криптографические приложения, с помощью которых осуществляется пользование ключами ЭЦП, выдаются специализированными удостоверяющими центрами. Многие из них аккредитованы Минкомсвязью и уполномочены к выдаче ключей для квалифицированной электронной подписи — соответствующей государственным стандартам в части обеспечения защиты информации.
ЭЦП, выданные неаккредитованными УЦ, могут быть использованы в частных правоотношениях — например, при организации обмена документами внутри предприятия или между фирмами.
Как сделать носитель ключа электронной подписи?
Изготавливают и записывают на них информацию с помощью специализированного оборудования, которое недоступно для свободного приобретения. Соответственно, получить рутокен можно только обратившись в представительство Минсвязи, которое и занимается выпуском, ведением учета ЭЦП. В качестве их представительства выступают удостоверяющие центры, задача которых – правильно составить заявку и провести верификацию личных данных пользователя (то есть, сверить документы).
Для получения рутокена или eTokena необходимо обращаться в удостоверяющие центры. К заявлению необходимо прикрепить пакет документов, включающий в себя паспорт, ИНН, выписку из реестра ФСН (для предпринимателей). Изготовление носителя для ЭЦП оплачивается отдельно (в большинстве случаев он обойдется в пределах 1 – 3 тысяч рублей, в зависимости от модели).
Кстати, уже сейчас чиновники рассматривают возможность использования технологии, когда в качестве носителя ключа электронной подписи будет выступать обычная sim-карта, устанавливаемая в мобильные телефоны. Это позволит упростить процесс получения, регистрации и использования ЭЦП, так как сотовые сейчас имеются у каждого гражданина без исключений.
Визуально рутокен схож на обычный USB-накопитель (флешку). Но хранить какие-либо личные данные на нем не получится (недавно был выпущен рутокен модели «ЭЦП Flash 2.0», где и был добавлен дополнительный модуль nand без защиты от записи/чтения).
Получить ЭЦПне так сложно. Для начала решите, на какой носитель вы хотите записать будущую ЭЦП. Возможны такие варианты:
- Файловый формат (электронная подпись будет располагаться в виде обычного файла на ПК);
- Kaztoken — это хранение пароля и двух ключей на флеш-носителе;
- Sim-карта, которая используется в мобильном телефоне;
- Удостоверение личности. В данном случае необходимо лично прийти в отдел «Правительство для граждан» и записать там ЭЦП на личный чип.
Шаг 4. Оплата
Не знаете, как получить ключ электронной подписи? Сначала требуется оплатить счёт, делается это до получения ЭЦП. Сразу после подтверждения заявки и согласования нюансов с клиентом, на его имя выставляется счёт. Стоимость цифровой подписи различается, зависит от выбранной организации, области проживания и разновидности подписи. Стоимость включает:
- Формирование сертификата ключа подписи.
- Программное обеспечение, которое требуется для формирования подписи и отправки документации.
- Техническая поддержка.
Стоимость цифровой подписи начинается от 1500 рублей, средняя колеблется от 5 до 7 тысяч рублей. При заказе большого количества подписей, например, на всю организацию, минимальная стоимость может быть ниже.
Юридические лица
- Оригинал паспорта генерального директора.
- Ксерокопия 2 и 3 страницы в 1 экземпляре.
- Свидетельство ОГРН.
- Документы об учреждении организации (Устав или учредительное соглашение).
- ИНН.
- СНИЛС.
- Заявление на изготовление ЭЦП.
- Выписка из единого государственного реестра юридических лиц (на бланке обязательно должна быть печать ФНС, а также подпись, фамилия и должность сотрудника ведомства).
Как получить ключ электронной подписи для налоговой физическому лицу? В первую очередь следуют подготовить следующие документы:
- Паспорт гражданина.
- ИНН.
- СНИЛС.
- Заявление на изготовление электронной подписи.
Индивидуальные предприниматели
Для того чтобы получить ключ электронной подписи для налоговой, ИП должен предоставить следующий набор документов:
- Оригинал паспорта.
- Копия 2 и 3 листа в паспорте – 1 экземпляр.
- Ксерокопия документа о государственной регистрации физического лица в качестве ИП – 1 экземпляр.
- СНИЛС.
- Ксерокопия документа о постановке на учёт в налоговой организации – 1 экземпляр.
- Выписка из ЕГРИП, заверенная нотариусом (срок выдачи не должен превышать 30 дней).
- Заявление на изготовление ЭЦП.
- Заявка на присоединение к Регламенту Удостоверяющего центра.
- Согласие на обработку личной информации заявителя.
При наличии доверенности и паспорта, цифровую подпись индивидуального предпринимателя может забрать его доверенное лицо.