ЭЦП для таможенного декларирования
Получить электронную подпись для ФТС можно, обратившись в аккредитованный удостоверяющий центр «Инфотекс Интернет Траст». Благодаря онлайн-сервису на нашем сайте, вы можете дистанционно оформить заявку на получение и оплатить счет. Когда электронная подпись будет готова, вам останется в удобное время подъехать с документами для идентификации в один из офисов нашей компании и получить сертификат ключа проверки ЭП.
На основании ст. 207 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ таможенное декларирование сопровождается использованием ЭЦП.
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise
В ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ перечислены основные виды ЭЦП. Их два:
- простая ЭЦП;
- усиленная ЭЦП.
В рассматриваемых подписях применяются определенная кодировка, пароли или другие подобные механизмы, которые имеют своей целью определение факта подписания документации конкретным человеком.
Усиленными видами электронных подписей являются:
- неквалифицированная (НЭЦП);
- квалифицированная (КЭЦП).
В качестве признаков НЭЦП выделяются:
- применение ключа подписи;
- при помощи НЭЦП имеется возможность идентифицировать человека, подписавшего документ;
- с ее помощью можно отследить изменения в электронный документ;
- НЭЦП формируется путем применения средств электронной подписи.
Другой вид подписи – КЭЦП отражает в себе все критерии НЭЦП с добавлением двух добавочных характеристик:
- ключ проверки ЭЦП прописывается в специальном сертификате;
- для нее применяются специальные средства, соответствующие отдельным требованиям законодательства.
Основным отличием простой подписи от усиленной квалифицированной является то, что для простой подписи сертификат ключа не формируется, а для усиленной квалифицированной ЭЦП это, напротив, является обязательным условием. Для НЭЦП формирование сертификата необязательно.
При формировании ЭЦП соответствующие средства должны:
- обеспечивать наглядность подписываемого документа и возможность ознакомления с ним перед подписанием;
- формировать подпись только при условии подтверждения операции подписантом;
- не оставлять сомнений в том, что подпись проставлена.
При проверке подписи соответствующие средства ЭП должны:
- обеспечивать возможность просмотреть содержание подписанного электронного документа;
- отслеживать внесенные в документ изменения;
- четко идентифицировать лицо, чья ЭЦП использована для подписания документа.
Для взаимоотношений с государственными органами применяется квалифицированная подпись (в т.ч., ЭЦП для таможенного оформления также должна быть именно квалифицированной). Для подписания же первичных бухгалтерских документов может применяться любая ЭЦП, в т.ч. простая.
Отличий в получении электронной подписи для ФТС от обычного создания ЭЦП минимум. Главное из них – необходимо обращаться именно в удостоверяющие центры, поддерживающие изготовление ЭЦП именно для таможни.
Для взаимодействия с таможней подходят только усиленные ключи, квалифицированные или неквалифицированные (последние в скором времени будут упразднены указом от 2016 года, поэтому их сейчас выдают только считанные удостоверяющие центры, получать их не рекомендуется, так как придется в будущем процедуру проходить повторно).
Кому подойдет?
- Отправлять декларации самостоятельно — удобно и выгодно
- Можно заходить в сервис с любого рабочего места, подключенного к интернету
- Основные формы в веб-сервисе заполняются без лишнего клика: на основе встроенных справочников, классификаторов и ранее введенной пользователем информации
- Рассчитывать таможенные платежи не придется — сервис сделает это автоматически
- В едином рабочем пространстве легко в совместном режиме работать над декларациями всех клиентов
- Можно оперативно отслеживать процесс оформления активных деклараций
- Клиенты будут иметь отдельный доступ к сервису — для просмотра декларации и подписания документов личной электронной подписью без передачи ключа
Получение электронной подписи для таможни
Заказ и приобретение ключа осуществляются путем обращения в сертифицированный удостоверяющий центр.
До момента обращения в удостоверяющий центр заинтересованному лицу необходимо определить, какой именно ключ ему нужен, чтобы избежать путаницы. Как уже было указано выше, все остальные ЭЦП (простая и усиленная неквалифицированная виды подписей) кроме квалифицированной подписи для таможенного оформления и декларирования не подходят.
Кроме этого, следует понимать градацию ключей на открытые и закрытые. Открытым ключом электронной цифровой подписи считается ключ проверки ЭЦП. Закрытый же ключ – это те символы, при помощи которых сформирована ЭЦП, т. е. сама электронная подпись.
Документы для получения ЭЦП подаются в удостоверяющий центр самим заявителем или его уполномоченным лицом.
https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright
Для получения ЭЦП представителю заявителя понадобится, в т.ч., доверенность на получение ключа ЭЦП. Она должна содержать указание на право:
- владения сертификатом;
- представления в удостоверяющий центр необходимой информации и документов;
- знать информацию, указанную в сертификате;
- получения инструкции по безопасности применения ЭЦП.
Для получения ЭЦП для таможенного оформления в удостоверяющий центр юридическим лицам необходимо предоставить следующие документы:
- Паспорт гражданина РФ.
- Выписка из ЕГРЮЛ (действует всего 30 дней с момента выдачи).
- Выписка из ЕГРИП (если заявитель – индивидуальный предприниматель, действует на протяжении 3-х месяцев с даты выдачи).
- ИНН.
- Заявление по форме.
Далее заявителю выдают счет-фактуру, которую ему потребуется оплатить в любом банке, выданный чек прикрепляется к заявлению. После этого начинается регистрация ЭЦП для таможенной декларации. За дополнительную плату также можно получить USB-рутокен, на который будет записана копия электронной подписи (или закрытый ключ, если изготавливается именно неквалифицированный электронный ключ).
Никаких дополнительных документов не потребуется. В очень редких случаях удостоверяющий центр может запросить предоставить справку о внесении ИП или юрлица в реестр или же заверенную нотариусом копию паспорта. Но сейчас большая их часть уже пользуется единым алгоритмом регистрации ЭЦП и вышеуказанных документов будет достаточно для составления заявки.
ЭЦП для таможенного оформления подходит также для:
- доступа в архив электронных документов (закрепленных за юридическим лицом);
- статистического декларирования;
- валютного контроля всех таможенных операций;
- информирования о ввозе/вывозе (в том числе и личных вещей, финансов, если превышен стандартный лимит);
- таможенных проверок (для закрепления протоколов).
Также наличие электронной подписи дает возможность пользоваться так называемым «таможенным» калькулятором и заблаговременно рассчитывать запрашиваемые платежи при ввозе товаров, требующих уплату налога (согласно действующим законодательным нормативам).
С недавних пор электронные подписи подходят также для пассажирских деклараций. Но именно в этом случае можно обойтись без ЭЦП, подавая документ в традиционном бумажном виде непосредственно при прохождении таможенного контроля. В законодательных актах, касающихся именно физических лиц, использование электронного ключа не является обязательным.
Итого, ЭЦП для таможни обязательна, если речь идет о прохождении контроля со стороны юридических лиц, для физических – она не обязательна. Выдают их специализированные удостоверяющие центры, занимает это примерно 2 – 4 рабочих дня, в некоторых организациях предлагают изготовление сертификата в считанные часы. Сфера использования электронных подписей очень широкая, не ограничивается только взаимодействием с органами ФТС.
Шаг 1. Начало работы в сервисе
Начать пользоваться основной версией сервиса очень просто. Вы можете мгновенно оплатить нужный вам тариф в режиме онлайн. Для подписания декларации вам понадобится сертификат электронной подписи, с помощью которого вы уже работали с ФТС. Если такого сертификата нет, его можно заказать прямо из Контур.
Сколько стоит подпись
Мнение эксперта
Александра Степанова
Консультант по подбору ЭЦП
ЭЦП для таможенного декларирования обойдется, в среднем, в 2 – 4 тысячи рублей (актуально для ИП и юрлиц).
Дополнительно может потребоваться оплатить:
- изготовление USB‑рутокена;
- лицензию на ПО КриптоПро (она необходима для использования сертификата на ПК);
- информационная консультация (это те самые услуги удостоверяющего центра).
Если учитывать весь вышеуказанный комплект, то ЭЦП для ФТС обойдется уже в 8 – 12 тысяч рублей.
Подпись действует на протяжении 12 месяцев, далее её необходимо перевыпускать. Повторное изготовление USB‑ключа уже не потребуется, поэтому все обойдется значительно дешевле (особенно если ранее была приобретена бессрочная лицензия на КриптоПро, но использование именно данного ПО – не обязательно). В принципе, обратиться за перевыпуском ЭЦП можно и раньше, но старый ключ при этом деактивируется.
Шаг 2. Получение идентификатора участника ВЭД
Для предоставления сведений в электронном виде в ФТС каждая организация должна получить идентификатор участника ВЭД. Вы сможете запросить этот идентификатор бесплатно прямо из сервиса. Для этого необходимо:
- В настройках сервиса создать новую организацию;
- Подписать электронной подписью представителя организации согласие на запрос идентификатора в ФТС;
- Дождаться автоматического присвоения идентификатора после обработки запроса в ФТС. Обычно это происходит в течение 1 часа.
Шаг 3. Подача декларации
https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators
Контур.Декларант разработан таким образом, чтобы процесс подготовки декларации был простым и быстрым. Виртуальный помощник поможет разобраться с заполнением граф, предложит выбрать данные из ранее заполненных деклараций, автоматически рассчитает таможенные платежи.
После того как декларация готова и проверена, ее можно отправлять в ФТС.
Если вы подаете декларации за разных клиентов, отправляйте их, просто переключаясь между ними в общем списке деклараций.
После подачи декларации на таможенный пост, инспектор начнет проверку декларации и документов, подтверждающих заявленные данные.
Интерактивный режим взаимодействия с таможней позволит легко отслеживать все запросы и уведомления от таможенного инспектора и оперативно на них реагировать: например, вносить изменения в декларации или представить дополнительные документы.
Преимущества ЭЦП для таможни
Электронная подпись для таможенного оформления дает владельцам следующие возможности:
- обмениваться информацией с ФТС, если к данному виду взаимодействия не предъявляется особых требований;
- получать государственные услуги на официальном портале ФТС;
- заблаговременно информировать ФТС о планируемой деятельности;
- оформлять прибытие товаров на таможенную территорию;
- информировать таможенные органы о местах временного хранения поступивших товаров;
- предоставлять декларации в электронном виде;
- оформлять таможенный транзит;
- ускорять процедуру прохождение груза через таможню.
На электронных ресурсах ФТС доступны такие опции и услуги, как:
- электронное декларирование;
- предоставление предварительных сведений;
- проведение валютного контроля;
- оформление разрешительных документов;
- ведение статистических деклараций;
- расчет таможенных платежей;
- получение отчета от представителя таможенной службы;
- получение пропусков и других административных разрешений;
- предоставление отчетности по СВХ;
- размещение товаров на складах временного хранения.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpress
Еще 9 сервисов находятся в стадии разработки.