Поиск сертификатов эцп

Поиск сертификатов эцп Электронная цифровая подпись

Заявление на сертификат ключа проверки электронной подписи — образец заполнения

 

Плагин КриптоПро

Отдельная программа КриптоАРМ

Госуслуги

Веб-сервис Контур.Крипто

Стоимость

Для Word и Excel — платный, для PDF — бесплатный

Бесплатно

Бесплатно

Бесплатно

Форматы документов

Word, Excel, PDF

Все

Все

Все

Максимальный вес файла

Без ограничений

Без ограничений

Без ограничений

До 100 Мб

Вид подписи

КЭП/ НЭП

КЭП/ НЭП

КЭП/ НЭП

КЭП/ НЭП

Проверка присоединенной/ отсоединенной подписи

Оба типа

Оба типа

Оба типа

Только отсоединенная

Функции создания подписи, шифрования и расшифрования документа

Только в платных версиях

Только в платных версиях

Нет

Все функции доступны бесплатно

Получить квалифицированную электронную подпись

Основное назначение сертификата ключа проверки электронной подписи — это подтверждение того, что электронная подпись принадлежит какому-то определенному лицу, так называемому владельцу электронной подписи. Практически сертификат — это своего рода паспорт владельца электронной подписи, в котором указаны фамилия, имя, отчество, СНИЛС — если владелец ЭЦП является физлицом. Или наименование, адрес нахождения, ИНН, ОГРН, если владелец подписи — организация.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Сертификат ЭЦП с присвоенным ему уникальным номером предоставляется удостоверяющим центром в электронном виде или на бумажном носителе.

Выделяют квалифицированный и неквалифицированный сертификаты ЭЦП. Их различие в первую очередь состоит в функциональности. К примеру, электронную подпись с неквалифицированным сертификатом могут применить либо физлица — при работе с личным кабинетом налогоплательщика, либо фирмы-поставщики — при участии в электронных торгах.

Электронная подпись с квалифицированным сертификатом имеет более широкий спектр действия: начиная со входа на портал Госуслуг и заканчивая подписанием любых юридически значимых документов, не требующих обязательного бумажного оформления с ручной подписью.

Неквалифицированный сертификат выдается любым удостоверяющим центром на платной основе. Он также может быть сформирован любым опытным IT-специалистом при создании ЭЦП с помощью криптографических программ.

О различии и сходстве неквалифицированной и квалифицированной подписей читайте в нашем материале «Чем отличаются два основных типа электронных подписей».

Заявление на выдачу сертификата оформляется в виде приложения к договору на приобретение сертификата ключа ЭЦП. Бланк для заполнения данного заявления у каждого аккредитованного центра свой, но сведения, вносимые в него, одинаковы.

Чтобы наглядно увидеть, как примерно выглядит этот документ и какие сведения понадобятся для его заполнения, мы подготовили для вас образец уже заполненного заявления (см. ниже).

Какую подпись можно проверить самостоятельно?

Поиск сертификатов эцп

Самостоятельная проверка подписи нужна, когда участники электронного документооборота (далее — ЭДО) взаимодействуют друг с другом вне информационных систем, например:

  • Работодатель получает трудовой договор от физического лица.
  • Контрагенты заключают сделку в электронном виде вне системы ЭДО.
  • Заказчик принимает котировочные заявки от участников тендера на почту, а не через электронную торговую площадку.
  • Банк проверяет подпись инспектора ФНС на электронной выписке из ЕГРЮЛ и т.д.
Читайте также:  Как изготовить сертификат эцп

В этих случаях получателю документа необходимо обратиться к специальным программам и сервисам, в которых есть возможность проверить электронную подпись. Проверить можно подписи, которые базируются на инфраструктуре закрытых и открытых ключей:

  • усиленная неквалифицированная (НЭП),
  • усиленная квалифицированная (КЭП).

Закрытый ключ используется для создания подписи, а открытый — для проверки. Подробнее о видах подписи по федеральному закону от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» можно прочитать в отдельной статье.

По своему типу усиленная электронная подпись может быть отсоединенной и присоединенной:

  • При создании присоединенной подписи формируется один файл, который содержит и саму подпись, и документ, для которого она была создана. Проверять нужно этот единый файл.
  • Отсоединенная подпись формируется в отдельном от подписываемого документа файле с расширением.sig. В этом случае нужно проверять оба документа: файл с электронной подписью и подписанный ею файл.

Успешная проверка подписи подтверждает следующее:

  • Электронную подпись создали с помощью сертификата, действительного на момент подписания документа.
  • Электронную подпись создал владелец сертификата. То есть можно идентифицировать того, кто подписал документ, и использовать эту информацию, если подписант отказывается от подписи.
  • Электронная подпись была создана для полученного документа, а документ после подписания не меняли.

образец заявления на сертификат

Какие средства проверки подписи использовать, участники ЭДО выбирают по своему усмотрению.

Проверка подписи с помощью плагинов для Word, Excel и PDF

Word и Excel

Платный плагин «КриптоПро Office Signature» дает возможность создавать и проверять электронную подписи в стандартном интерфейсе Microsoft Office Word и Excel. Для этого необходимо установить программу и средство криптографической защиты информации КриптоПро CSP в соответствии с версией операционной системы.

Для проверки подписи получателю документа нужно убедиться, что версия программы, в которой создана подпись, совместима с версией, в которой подпись буду проверять. В противном случае корректно проверить подпись не получится. Проверить совместимости версий можно с помощью таблицы.

Чтобы проверить подпись в документе Word или Excel, нужно:

  • Нажать на значок подписи в документе.
  • Щелкнуть правой кнопкой мыши на строке подписи и выбрать пункт «Состав подписи».

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

При успешной проверке в сообщении будет указана информация о владельце подписи и действительности сертификата. Если сертификат недействителен или в документ после подписания вносили изменения, появится сообщение о том, что документ содержит недействительную подпись.

Поиск сертификатов эцп

Отдельный плагин есть и для продуктов Adobe — это КриптоПро PDF. Для проверки подписи им можно пользоваться бесплатно. Кроме плагина также потребуется криптопровайдер КриптоПро CSP. Чтобы проверить подпись для документа PDF, необходимо:

  • Открыть документ, для которого была создана подпись.
  • Нажать кнопку Signatures (Подписи) в панели слева.
  • Выбрать электронную подпись, которую следует проверить, и нажать правую кнопку мыши.
  • В открывшемся контекстном меню выбрать пункт Validate Signature (Проверить подпись).

Программа проверит подпись и откроет окно с результатом проверки подписи.

Проверка подписи в отдельных сервисах

Есть специальные программы, которые устанавливаются на компьютер и позволяют создавать и проверять электронные подписи вне систем ЭДО. Одна из них — КриптоАРМ, сервис от ООО «Цифровые технологии», разработчика средств криптографической защиты информации «КриптоПРО».

Для проверки электронных подписей достаточно установить бесплатную версию — «КриптоАРМ Старт». В ней можно проверить документ любого формата, один документ или сразу папку. Чтобы проверить подпись, необходимо:

  • Запустить программу «КриптоАРМ» и открыть вкладку Файл.
  • Загрузить нужный документ или папку.
  • Запустить проверку (кнопка «Проверить»).

После окончания операции откроется окно результата, в котором можно увидеть статус операции. В протоколе сервис напишет, прошла электронная подпись проверку или возникли ошибки.  

Контур.Крипто — бесплатный сервис от Удостоверяющего центра СКБ Контур для создания и проверки подписи, шифрования и расшифрования электронных документов. Удобство сервиса в том, что его не нужно скачивать и устанавливать, легко разобраться, как в нем работать. Настройка компьютера для работы с электронной подписью проходит автоматически.

Читайте также:  Как установить сертификат ЭЦП на компьютер: инструкция по установке электронной подписи

В сервисе можно бесплатно проверить отсоединенную подпись, выпущенную любым удостоверяющим центром. В программе можно работать с файлами любого вида весом до 100 Мб.

Поиск сертификатов эцп

Проверка подписи проходит по простому алгоритму:

  • Зайдите на страницу «Проверка электронной подписи».
  • Загрузите в появившееся окно подписанный файл и отдельно — файл подписи с расширением.sig.
  • Запустите проверку (кнопка «Проверить подпись»).

В результате проверки Контур.Крипто:

  • Подтверждает, что подпись соответствует документу и он не был изменен. Укажет владельца подписи, дату подписания, наименование удостоверяющего центра.
  • Или не подтверждает подпись. В этом случае он назовет причину, по которой подпись не подтверждена.

Проверить электронную подпись в Контур.Крипто

Как создать квалифицированный сертификат ЭЦП

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Самостоятельно создать ЭЦП с квалифицированным сертификатом не получится. Квалифицированный сертификат выдается только аккредитованными удостоверяющими центрами. Поэтому для его получения придется обратиться в один из таких центров с заявлением на выдачу сертификата.

Подробнее узнать о назначении квалифицированной подписи и порядке ее получения вы можете в нашей статье «Усиленная квалифицированная электронная подпись – что это такое?».

Проверка подписи на портале Госуслуг

В специальном разделе на сайте Госуслуг есть возможность проверить действительность присоединенной или отсоединенной электронной подписи, созданной для конкретного документа.

Чтобы проверить подлинность присоединенной подписи, необходимо загрузить файл, ввести капчу и нажать «Проверить». Если подпись отсоединенная, загрузить нужно и подписанный документ, и файл подписи.

После успешной проверки сервис покажет данные о владельце сертификата, удостоверяющем центре, который его выдал, и сроке действия подписи.

Продление сертификата ЭЦП

Срок сертификатов ЭЦП, выдаваемых удостоверяющими центрами, ограничен и составляет 12 месяцев (год) независимо от того, квалифицированный сертификат или неквалифицированный. Некоторые крупные аккредитованные центры могут оформить сертификат на 15 месяцев. Но не более. Как только установленный срок сертификата истечет, электронная подпись станет недействительной.

Если планируется применять электронную подпись после окончания установленного срока сертификата, то необходимо подать заявление на продление срока его действия в удостоверяющий центр, выдавший этот сертификат, оформить допсоглашение и оплатить выставленный центром счет.

Перевыпуск сертификата ЭЦП

Иногда возникают ситуации, когда владелец электронной подписи теряет USB-носитель, меняет свои личные или юридические реквизиты или же законодательство вносит изменения в требования к электронным подписям. В таких случаях понадобится перевыпуск сертификата. В большинстве случаев эта услуга предоставляется удостоверяющими центрами на платной основе.

В случае перевыпуска сертификата ЭЦП просто обновить его не получится — придется устанавливать заново. Для установки нового сертификата понадобится программа КриптоПро CSP, находящаяся в меню «Пуск» — «Настройки» — «Панель управления». В этой программе на вкладке «Сервис» установить новый сертификат можно либо через кнопку «Просмотреть сертификаты в контейнере…», либо через кнопку «Установить личный сертификат…».

Как удалить старые сертификаты ЭЦП

Удалить старые сертификаты ЭЦП будет намного проще, чем установить или обновить новые. Для этого нужно зайти в программу «Сертификаты» через меню «Пуск» — «Программы» — «Крипто-Про», открыть подпапку «Личное», выбрать старый сертификат, нажать правой клавишей мыши и из появившегося меню выбрать функцию «Удалить». Сертификат будет удален.

Но специалисты не рекомендуют этого делать, так как устаревшие сертификаты могут понадобиться для просмотра ранее подписанных документов и отчетов. Например, при удалении старых сертификатов просмотреть отчеты и письма, переданные с их помощью через ТКС, уже будет нельзя. И придется обращаться в аккредитованные центры с просьбой предоставить удаленные сертификаты.

Читайте также:  Оформление электронной цифровой подписи. Заказать сертификат ЭЦП в Москве.

Чтобы старые сертификаты сохранились в электронном виде, но и не появлялись в списке действующих сертификатов, достаточно вместо удаления сертификата открыть его двойным щелчком левой клавиши мыши и в появившемся окне на вкладке «Состав» нажать на кнопку «Свойства». В новом окошке переставить точечку на «Разрешить только следующие назначения» и убрать галочку «Проверка подлинности клиента». Таким образом старый сертификат сохранится, но и мешать при использовании действующих сертификатов уже не будет.

Как долго надо хранить сертификат ЭЦП

Каково назначение сертификата ключа ЭЦП?

Нужно ли владельцу электронной подписи хранить сертификаты ЭЦП после истечения срока их действия? Да, желательно сохранить их у себя в электронном или бумажном виде, так как они могут пригодиться в любой момент для подтверждения юридической значимости ранее подписанных с помощью них документов. При определении срока хранения сертификата ЭЦП можно ориентироваться на установленные законодательством сроки хранения документов в бумажном виде. Ознакомиться с ними вы можете в нашей статье «Основные сроки хранения документов в организации (архив)».

Но еще раз напомним, что это лишь рекомендация для владельцев ЭЦП. Обязанность хранить сертификаты законодательно закреплена за выдавшими их аккредитованными удостоверяющими центрами (п. 1 ст. 15 закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ). Период хранения выданных сертификатов ограничен только сроком деятельности аккредитованного центра.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

В будущем планируется перевести хранение всех выданных сертификатов под контроль единой государственной базы, чтобы минимизировать риск их утери в случае прекращения деятельности аккредитованных центров. Но пока такой системы хранения нет, поэтому негласно ответственность за сохранность сертификата полностью лежит на его владельце.

Причины отзыва сертификата ЭЦП

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Помимо аннулирования сертификата ЭЦП в связи с окончанием срока его действия и его отзыва владельцем электронной подписи есть еще несколько причин, по которым сертификат может стать недействительным (п. 6, п. 6.1 ст. 14 закона № 63-ФЗ):

  • ликвидация аккредитованного центра в случае, если его функции не были переданы другим удостоверяющим центрам;
  • владелец сертификата владеет ключом ЭЦП, не соответствующим ключу ЭЦП, зарегистрированному в выданном сертификате;
  • оформленная сертификатом электронная подпись уже используется под другим сертификатом;
  • вынесено судебное решение о недостоверности информации, внесенной в сертификат ЭЦП;
  • иные случаи, установленные законодательством или соглашением между аккредитованным центром и владельцем сертификата.
Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий