Ключ ЭЦП получить для Госуслуг и как использовать электронную цифровую подпись

Какие документы подал заявитель

Есть два варианта обращения в Удостоверяющий центр СКБ Контур.

  1. Заявитель сначала отправляет в Удостоверяющий центр сканированные копии документов для предварительной проверки, а впоследствии предъявляет лично оригиналы или заверенные копии этих документов (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ).
  2. Заявитель сразу приходит в Удостоверяющий центр с оригиналами или заверенными копиями документов.

7 мая 2019 года Юлия Гильмшина, сотрудник ООО «47 новостей», обратилась в Удостоверяющий центр СКБ Контур, чтобы получить сертификат квалифицированной электронной подписи на своего руководителя Евгения Вышенкова.

Юлия направила нам сканированные копии паспорта, страхового свидетельства (СНИЛС) и заявления на выдачу квалифицированного сертификата для предварительной проверки.

20 мая 2019 года наш сотрудник выехал в офис, где Юлия предъявила ему заверенные ООО «47 новостей» копии паспорта, СНИЛС, оригинал заявления на выдачу сертификата и своей доверенности, которую выдало ООО «47 новостей» в простой письменной форме, а также свой паспорт для удостоверения личности.

Как работает ЭЦП и где применяется

После введения на законодательном уровне электронной подписи, она стала распространена во многих сферах жизнедеятельности. С её помощью упростился документооборот в здравоохранении, медицине и многих других областях. Изначально ЭЦП были доступны фирмам и организациям в Москве, теперь услуга предоставляется в большинстве российских городов. Они используются повсеместно, где необходимо подписать бумаги в режиме онлайн.

В принципе ЭЦП это программа, которая выдается владельцу в виде ключа ру-токена или флешки, в совсем древнем варианте на дискетке. Внешний носитель соединяете с компьютером и после установки, как это сделать читайте здесь, пользуетесь преимуществами прогресса не выходя из дома.

Если много работаете и сотрудничаете с пенсионным фондом, налоговым органом, Росстатом и другими государственными инстанциями, то для упрощения взаимодействия понадобится цифровая роспись. Она поможет оставлять заявки на участие в тендерах, заполнять банковские акты, давать расписки и подтверждать верность заполнения пенсионной отчетности.

Ключ ЭЦП получить для Госуслуг и как использовать электронную цифровую подпись

После получения электронной подписи пользователю необходимо произвести настройку рабочего места. Она включает в себя:

  • установку криптопровайдера;
  • установку сертификата и ключей;
  • настройку браузера.

Криптопровайдер — это специальное ПО, реализующее все криптографические алгоритмы. Купить его можно на официальном сайте КриптоПРО, а установка при помощи подсказок загрузчика занимает всего несколько минут. Сертификат электронной подписи, открытый и закрытый ключ к нему пользователь получает в УЦ. Обычно они хранятся на электронном носителе — токене.

Читайте также:  Квалифицированная электронная подпись для физических лиц — сертификат ЭЦП

Работать с ЭЦП можно как с токена, так и скопировав его содержимое в отдельную папку на ПК. Далее нужно настроить интернет-браузер так, чтобы он позволял проводить все операции с ЭЦП. В стандартную настройку входит установка плагинов для Firefox, Opera и т.д. Иногда дополнительно требуется установить сертификат УЦ для проверки его аккредитации.

Порядок и правила использования ЭЦП физлицами

СКБ Контур предлагает своим клиентам и бесплатные сервисы для работы с ЭЦП. Первый из них — веб-диск. Он позволяет автоматически настроить рабочее место для использования ЭЦП, и имеет встроенную лицензию от СКЗИ КриптоПро.

Еще один бесплатный сервис — это Контур.Крипто. С его помощью можно подписать любой электронный документ вне специализированной системы (ЭТП, Экстерн, Диадок), проверить любую ЭП, созданную в любой программе для подписания документов, зашифровать и расшифровать электронный документ.

Применяя ЭЦП, нужно следовать одному простому правилу — не допускать несанкционированного её использования. В этом случае любой из видов онлайн-визы работает только на своего пользователя.

Самые распространённые вопросы по хранению и использованию электронных подписей:

  1. Можно ли подделать электронную визу? Практически невозможно. Средства криптографии сегодня не дают возможности злоумышленникам в какие-либо приемлемые сроки вычислить её код. Это гарантируют производители онлайн-подписи. Главное здесь — правильно хранить ключ доступа к онлайн-визе. Что касается УКЭП разработчики при её оформлении вместе с комплектом ЭЦП дают развёрнутые рекомендации по её хранению. Соблюдайте их и вы убережёте себя от использования вашей личной визы.
  2. Когда я подпишу какой-либо документ, кто-то сможет его изменить, оставив мою подпись? Нет. Все корректировки в электронном документе автоматически будут подчёркнуты красной линией и, соответственно, очевидны даже с поверхностного взгляда. Причём в этом документе будет стоять, что ЭЦП некорректна.
  3. Могу ли я отказаться от своей электронной подписи, если она уже стоит на документе? Нет. УКЭП обладает рядом атрибутов, которые моментально дают возможность освидетельствовать её. А симбиоз шифра и номера сертификата, присвоенного ЭЦП удостоверяющим центром, составят доказательную базу, что электронная бумага была подписана определённым человеком и в определённый день и час. И этот факт будет принят любой инстанцией.
Читайте также:  Электронная подпись - где и как получить и поставить ЭЦП? — СКБ Контур

Электронно-цифровая подпись уже довольно широко применяется физическими лицами, и это очень удобно. А те, кто ещё не оформил её, тратят намного больше времени для решения вопросов с ведомствами и госструктурами, а также лишают себя льгот и информационных преференций. Совсем необязательно покупать усиленную онлайн-визу, в большинстве случаев человеку достаточно подтверждённой записи на портале госуслуг и неквалифицированной подписи.

Как мы их проверяли

В ходе предварительной проверки информация из сканированных копий подтвердилась данными, которые сотрудники Удостоверяющего центра получили из реестров ФНС, МВД и ПФР с использованием инфраструктуры СМЭВ.

Во время выезда Юлия Гильмшина предъявила нашему специалисту свой паспорт и доверенность. Затем он получил заверенные копии паспорта, СНИЛСа и оригинал заявления. Убедившись, что сканированные копии паспорта и СНИЛС, представленные ранее, соответствуют заверенным копиям документов, которые он получил в офисе ООО «47 новостей», специалист вручил Юлии Гильмшиной пустой защищенный ключевой носитель, а заявка на сертификат перешла на следующий этап проверки.

И вот на этом этапе обнаружилось, что с документами непорядок. Сотрудники Удостоверяющего центра, которые проходят специальное обучение и могут обнаруживать признаки подделки документов, усомнились в том, что подписи в доверенности и заявлении сделаны одним лицом. Обнаружилось также, что скан-копия паспорта содержит признаки модификации при помощи графических редакторов. Заявка ООО «47 новостей» была сразу же отклонена.

Как получить сертификат проверки ЭЦП

Электронный обмен документами между компаниями и госструктурами набирает все больший оборот, поскольку значительно сокращает время передачи документации. Для придания юридической значимости передаваемой информации стороны электронного документооборота (ЭДО) подписывают файлы своими электронно-цифровыми подписями (ЭЦП).

Алгоритм получения простой ЭЦП см. в материале «Как сделать простую электронную подпись?».

Усиленная подпись, в свою очередь, может быть неквалифицированной и квалифицированной.

В чем их отличие, узнайте из статьи «Чем отличаются два основных типа электронных подписей?».

ЭЦП через СКБ Контур

Чтобы начать пользоваться усиленной ЭЦП, нужно получить сертификат электронной подписи (точнее — ключа проверки ЭЦП) в удостоверяющем центре (УЦ), аккредитованном Минкомсвязи РФ. Как правило, сертификат записывается на специальный USB-накопитель, который является его хранилищем. Однако может выдаваться и на бумажном носителе.

Читайте также:  Извлечение ключа из токена с неизвлекаемым ключом / Хабр

Для получения сертификата физлицам необходимо предоставить в УЦ пакет документов:

  1. Копию паспорта владельца ЭЦП.
  2. Копии СНИЛС и ИНН.
  3. Заявление о получении сертификата ключа проверки ЭЦП.

Юрлица и ИП представляют:

  1. Свидетельство ИНН.
  2. Выписку ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
  3. Документ, подтверждающий право лица действовать от имени хозсубъекта (приказ о назначении директора на должность, доверенность на право подписи юридически значимых документов).
  4. Если сертификат получает уполномоченный представитель, то ему необходимо представить доверенность на право получения сертификата ЭЦП, заверенную печатью предприятия и подписями руководителя и владельца сертификата (если это разные лица).
  5. Иные документы (список следует уточнить в УЦ).

УЦ также выдают и неквалифицированные сертификаты, которые используются для подписания документов при участии в электронных торгах.

При работе с порталом госуслуг при помощи специального плагина происходит проверка электронной подписи  на квалифицированность и действительность, а также правильность заполнения всех полей и форм. Если в процессе проверки обнаружено незаполнение одного из обязательных реквизитов, то порта относит сертификат к не квалифицированным.

Для получения ЭЦП от СКБ Контур необходимо заполнить заявление, оплатить пошлину и собрать необходимые документы. В среднем оформление сертификата происходит за 2-4 дня после подтверждения оплаты. Для работы с реквизитом нужна простая настройка рабочего места, включающая установку криптопровайдера и специальных плагинов.

Никто не застрахован?

Ежегодно сотрудники Удостоверяющего центра СКБ Контур (и, полагаем, многих других добросовестных УЦ) блокируют несколько сотен попыток получить сертификат по поддельным документам. Но усилий одних удостоверяющих центров недостаточно, чтобы сохранить доверие к электронной подписи.

Ключ ЭЦП получить для Госуслуг и как использовать электронную цифровую подпись

Поэтому СКБ Контур вместе с другими участниками рынка, Министерством цифрового развития, массовых коммуникаций и связи и Советом Федерации последовательно выступает за ужесточение на законодательном уровне требований к проверке заявителей.

Результаты уже есть. Совфед разработал законопроект, который, в частности, вводит усиленные требования по идентификации и проверке полномочий лиц, получающих электронную подпись, а также существенно увеличивает ответственность Удостоверяющих центров. Также законопроект предусматривает, что владельцы сертификатов смогут получить доступ к единому реестру выданных сертификатов электронной подписи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector