- Что говорит нам закон о необходимости использования ГАС «Правосудие»
- Верховный российский суд
- Арбитражный суд
- суды общей юрисдикции
- Отсканированная копия: требования
- Шаг первый: регистрация аккаунта в ЕСИА
- Упрощенная. Для регистрации понадобится только телефон и e-mail.
- Стандартная. Впишите данные СНИЛС и паспорта. Информация будет проверена Миграционной службой РФ и ПФР РФ
- Подтвержденная. Помимо отправки своих данных, нужно будет подтвердить личность. Способы сделать это будут указаны на сайте.
- Шаг второй: подача документов в суд
- Нужно зайти на сайт системы и нажать кнопку «Вход» вверху справа. При авторизации сайт использует вашу учетную запись в ЕСИА, которая до этого быть создана на «Государственных услугах»
- После авторизации появляется страница с Пользовательским соглашением. Нужно отметить свое согласие, поставив галочку и нажав «Войти».
- Следует ввести данные из своего аккаунта ЕСИА. Вход в «Правосудие» возможен через электронную подпись.
Что говорит нам закон о необходимости использования ГАС «Правосудие»
23 июня 2016 года в РФ начал действовать закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» (№ 220-ФЗ). Данное обстоятельство вызвало большое число вопросов, касающихся нововведений при отправке заявлений в органы суда через ГАС «Правосудие».
Верховный
российский суд
Арбитражный суд
суды общей
юрисдикции
В отношении последних действует Приказ № 251 Суддепартамента при ВС РФ (от 27.12.2016). Согласно данному приказу, подача заявлений в суд органы общей юрисдикции производится онлайн.
Отсканированная копия: требования
Интернет-сервисы “Мой Арбитр” и ГАС “Правосудие” позволяют направлять в суд электронные документы и электронные образы (скан-копии) бумажных документов.
Электронный документ создают в форматах PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT – если он содержит текст и в форматах PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF – если он графический.
Согласно п. 2.3.5 Порядка подачи в ВС РФ документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (утв. приказом Председателя ВС РФ от 29 ноября 2016 г. № 46-П, далее – Порядок), п. 2.3.5 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (утв.
приказом Судебного департамента при ВС РФ от 27 декабря 2016 г. № 251), п. 2.3.5 Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (утв. приказом Судебного департамента при ВC РФ от 28 декабря 2016 г. № 252) электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. Ее можно получить только в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России.
Поставить усиленную квалифицированную электронную подпись на электронном документе вправе только лицо, указанное в тексте документа.
Электронный образ (скан-копию) создают путем сканирования бумажной версии документа. Электронный образ заверяют простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 2.2.5 Порядка, п. 2.2.5 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, п. 2.2.5 Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
Подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью электронный документ и электронный образ по юридической силе равнозначны бумажному документу.
ВАЖНО!
Требования к документам, направляемым в электронном виде в ВС РФ, арбитражные суды и суды общей юрисдикции
Электронный образ документа:
- сканирование бумажного документа выполняется в масштабе 1:1 в черно-белом либо сером цвете (качество 200-300 точек на дюйм), обеспечивающем сохранение всех реквизитов и аутентичных признаков подлинности (графической подписи лица, печати и углового штампа бланка (при наличии);
- сканирование в режиме полной цветопередачи выполняется при наличии в документе цветных графических изображений либо цветного текста, когда это имеет значение для рассмотрения дела;
- файл электронного образа документа должен быть в формате PDF с возможностью копирования текста;
- размер файла не должен превышать 30 Мб;
- наименование файла должно позволять идентифицировать документ и количество листов в документе (например: Доверенность 34 от 05082016 1л.pdf).
Электронный документ:
- создается сразу в электронной форме;
- файл обращения в суд создается в формате PDF с возможностью копирования текста.
- файлы документов, прилагаемых к обращению в суд, могут быть представлены в форматах PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT – для документов с текстовым содержанием, PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF – для документов с графическим содержанием;
- размер файла не должен превышать 30 Мб;
- наименование файла должно позволять идентифицировать документ и количество листов в документе (например: Доверенность 34 от 05082016 1л.pdf);
- используется отсоединенная электронная подпись (содержится в отдельном файле);
- должен быть подписан лицом, которое указано в тексте электронного документа как подписант.
Сканы документов нужно будет скрепить электронной подписью. Подойдет как простая, так и усиленная квалифицированная.
Также к ним необходимо приложить доверенность или любой другой документ с аналогичной силой. Иначе документы не примут.
Электронная подпись (ЭП) заменяет рукописную.
ЭП бывают двух разновидностей: простая и усиленная. Последняя также разделяется на не- и квалифицированную.
Чтобы создать и проверить, настоящей ли является ЭП, используют ключ. Ключ представляет собой индивидуальную последовательность символов. Это позволяет установить истинность подписи.
Важно еще раз отметить, что электронный образ документа — это отсканированная копия бумажного варианта. А электронный документ изначально создается онлайн. Их не следует путать, поскольку от разновидности документа зависит алгоритм его скрепления и выбор типа подписи.
Шаг первый: регистрация аккаунта в ЕСИА
Алгоритм действий следующий.
В первую очередь следует зарегистрировать аккаунт в ЕСИА. Для этого следует отправиться на сайт «Государственные услуги» и открыть раздел «Зарегистрироваться». ЕСИА расшифровывается как «Единая система идентификации и аутентификации». Авторизация в этой системе представляется собой электронную подпись. Об этом чуть позже.
Упрощенная.
Для регистрации понадобится только телефон и e-mail.
Стандартная.
Впишите данные СНИЛС и паспорта. Информация будет проверена Миграционной службой РФ и ПФР РФ
Подтвержденная.
Помимо отправки своих данных, нужно будет подтвердить личность. Способы сделать это будут указаны на сайте.
В зависимости от вида учетной записи варьируется число услуг, к которым можно будет обратиться через сайт. ЕСИА можно использовать не только для подачи документов в судорганы, но также для других нужд, связанных с госуслугами.
Больше всего возможностей дает последний тип учетной записи — подтвержденный аккаунт. Он предоставляет доступ ко всем госуслугам и к системе ГАС «Правосудие».
Шаг второй: подача документов в суд
Для подачи документов понадобится система ГАС «Правосудие».