Виды технического обслуживания
Если говорить о правилах технического обслуживания систем пожарной сигнализации, то их существует два вида:
Ежемесячное техническое обслуживание, оно же ТО-1. Внешний осмотр, тестирование системы, проверка срабатывания, инструктаж, проверка специальных журналов и осмотр источников питания входят в этот список.
Ежеквартальное, также известное как ТО-2. Здесь представлен более широкий список работ: ТО-1, проверка детекторов на правильность работы, измерение источников питания для проверки полного заряда, тестирование цепей на соответствие сопротивлению, тестирование датчиков и т.д.
Техническое обслуживание пожарной сигнализации – это совершенно другая рутина. Системы проверяются в порядке важности, в зависимости от поставленной задачи. В данном случае ТО-1 остается неизменным. А вот ТО-2 разделено на два регламента:
- Это общая проверка, которая определяет работоспособность системы в целом.
- К ТО-1 и ТО-2 добавляется ряд дополнительных видов регламентных работ, тем самым объединяя их. К ним относятся детекторы взрыва, проверка надежности крепежа, проверка провисания кабеля и т.д.
Из двух представленных выше регламентов следует отметить, что последний является более практичным. Это связано с тем, что проверка может быть выполнена на самом высоком уровне. Несмотря на повышенные усилия, данный метод позволяет получить более точное описание технического состояния систем охранной и пожарной сигнализации. Кроме того, он сокращает общее время технического обслуживания, если его разделить по степени важности. Разделы системы классифицируются в соответствии с важностью их содержания. Другими словами, некоторые из них являются важными, а некоторые – очень важными. Первые рекомендуется обслуживать раз в три месяца, а вторые – раз в месяц. Кроме того, правила не противоречат той части законодательства, которая касается периодичности обслуживания систем пожарной сигнализации.
Внеплановое техническое обслуживание
В руководящих документах по пожарной сигнализации (РД) нет перечня работ, связанных с внеплановыми проверками. Они не регламентируются, поскольку проводятся только в экстренных случаях:
- Автоматическая система выдала ложную тревогу;
- после устранения причин ложной тревоги;
- если контрольная панель получает сигнал о том, что один из извещателей запылен.
Но виды работ, выполняемых при этом виде проверки, одинаковы и часто соответствуют ТО-1, и ТО-2. По этой причине многие объекты включают внеплановые проверки в график технического обслуживания.
Как система проверяется на работоспособность
Программа технического обслуживания системы пожарной сигнализации должна включать достаточно большой объем регламентных работ. Она должна включать в себя:
- Проверку всех источников питания: основных и резервных;
- ПЛК должны быть проверены как в диагностическом, так и в резервном режимах;
- Должна быть проверена правильность работы пожарных извещателей.
По окончании работ должен быть составлен отчет. Стандартной формы этого документа не существует.Здесь важно, чтобы все результаты проверки были записаны и подписаны обоими членами комиссии.
Следует отметить, что порядок обслуживания системы сигнализации может отличаться в зависимости от типа используемой системы. Она может быть адресной или безадресной. Но стандартная процедура обслуживания систем пожарной сигнализации одинакова.
И еще один важный момент, который касается документации. На объекте ведется журнал, в котором фиксируются все виды проведенного технического обслуживания с точным указанием времени. Это должно соответствовать графику. Это основной документ для инспекторов. Его подписывают представители обслуживающей организации, а также представитель объекта. Сегодня, с внедрением в систему связи Интернета, журналы хранятся в электронных папках и файлах, что очень удобно. Особенно для инспекторов, которые имеют свободный доступ к этим данным.