- Закрепленные нормативными актами виды ЭЦП
- Что собой представляет
- Усиленная неквалифицированная электронная подпись
- Как получить усиленную квалифицированную электронную подпись
- Простые виды ЭЦП и их отличия от 2 усиленных типов электронных подписей
- Обновление квалифицированной подписи
- Какие из электронных подписей являются наиболее востребованными?
- Преимущества квалифицированной ЭЦП
Закрепленные нормативными актами виды ЭЦП
Наличие ЭЦП в документе приравнивается к собственноручной подписи бумажного носителя. Правомочность применения ЭЦП основана на положениях закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ. Нормативный акт определяет 2 вида подписей:
- Простая электронная подпись.
Формирование подписи основано на применении паролей, кодов и иных форм символов. Владельцем простого ключа становится любой пользователь, определенный участниками электронного документооборота. Ограничение применения установлено в отношении передачи данных, представляющих сведения государственной тайны.
- Усиленная электронная подпись.
Закон № 63-ФЗ различает усиленные неквалифицированную и квалифицированную подписи. Обе формы подписи усиленного вида обеспечивают большую защиту информации, чем простая форма ЭЦП. Кодировка здесь создается с помощью криптографических методов. Усиленные типы электронных подписей позволяют идентифицировать владельца и определить отсутствие правок после применения подписи.
Что собой представляет
Что такое квалифицированная электронная подпись?
Это уникальный цифровой сертификат, закрепляющийся за гражданином РФ. Он не повторяется, регистрируется в Минкомсвязи, воспользоваться им также сможет только владелец (так как при его использовании вводится уникальный код доступа). Соответственно, подписанный таким сертификатом документ является гарантией того, что владелец ЭЦП ознакомлен с ним.
С юридической тоски зрения ЭЦП – это аналог обычной подписи с печатью. Вот только подделать подпись – невозможно. Для этого потребуется обладать и USB-идентификатором, и ключом доступа. А при использовании квалифицированной усиленной ЭЦП тот самый ключ каждый раз генерируется с помощью криптографических алгоритмов.
Как выглядит усиленная квалифицированная электронная подпись?
Как сертификат в цифровом виде, который выдают на специальном зашифрованном USB-носителе. Именно поэтому его ни скопировать, ни подделать не получится. И даже если этот носитель попадет в руки злоумышленника – воспользоваться он им не сможет из-за отсутствия ключа дешифровки.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись
К основным признакам этого инструмента можно отнести следующие:
- получается в результате криптографического преобразования информации с использованием специального ключа;
- возможно определить того, кто подписал;
- возможно обнаружить факт внесения изменений после подписания;
- создается с использованием средств электронной подписи.
Применяется во внутреннем и внешнем документообороте организации (к примеру, заверение цифровых документов), а также для предоставления документов в Арбитражный суд в небумажном формате.
Создать ее может неаккредитованный удостоверяющий центр.
Мы разобрали, что представляет собой квалифицированная и неквалифицированная электронная подпись, разница же между ними заключается в следующем: ЭЦП первого типа включает в себя все признаки неквалифицированного, но при этом дополняется сертификатом безопасности ключа. Этот, казалось бы, незначительный факт существенно влияет на безопасность, а также сферу применения.
Неквалифицированная | Квалифицированная |
---|---|
Создается в результате криптографического преобразования информации и с использованием средств ЭЦП. Позволяет определить подписавшее лицо, а также обнаружить внесение изменений в цифровой документ. | Обладает всеми признаками неквалифицированной. Для ее создания требуются средства ЭЦП, обладающие подтверждением в соответствии с требованиями Закона. Есть ключ проверки, он указан в сертификате. |
На сегодняшний день более популярна квалифицированная, так как она предлагает наиболее обширную сферу применения, а также обеспечивает максимальную защиту.
Оба вида усиленных ЭЦП-форм создаются с помощью электронных систем и криптографического преобразователя информации. Документы, подписанные владельцем ЭЦП, сохраняют уникальность и достоверность. Формирование подписи производится закрытым ключом, внешним носителем которого является специальная флешка (ранее — дискета). Определить уникальность подписи позволяет связка открытого публичного ключа с закрытым, находящимся у владельца.
Существуют несколько отличий квалифицированной ЭЦП от неквалифицированной ее формы. Квалифицированный вид подписи обеспечивает более надежную защиту информации, благодаря:
- Выдаче ключей в центрах, имеющих государственную аттестацию. Для создания неквалифицированной формы лицо может обратиться в несертифицированный центр.
- Получению квалифицированного сертификата на закрытый ключ. Все сертификаты одобрены головным удостоверяющим центром.
- Защите криптографических кодов на государственном уровне. Для кодировки используют сложные для несанкционированного взлома сертифицированные криптопровайдеры.
Преимуществом квалифицированной подписи является признание подписанного документа во всех официальных инстанциях — органах контроля, судах, государственных учреждениях. Электронная подпись в равной степени юридически правомочна для всех копий документа.
Как получить усиленную квалифицированную электронную подпись
Необходимо обратиться в один из аккредитованных УЦ (узнать о таких организациях можно на сайте Минкомсвязи). В зависимости от того, кому необходима ЭЦП (физическому или юридическому лицу), список документов для получения различен.
Пакет документов для физических лиц включает в себя:
- паспорт;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС).
Квалифицированная электронная подпись для юридических лиц изготавливается на основании следующих документов:
- учредительные документы юридического лица;
- лист внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе заявителя.
Квалифицированная электронная подпись и для физических лиц, и для ИП, и для юридических лиц выдается только удостоверяющих центрах – организациях, имеющих соответствующие полномочия, предоставленные со стороны Минкомсвязи. Ознакомиться с их актуальным перечнем можно на сайте (это официальный государственный портал Минкомсвязи). Обратиться можно в любой из них, но с тем учетом, что они индивидуально определяют порядок получения квалифицированной ЭЦП.
Мнение эксперта
Александра Степанова
Консультант по подбору ЭЦП
Cтоимость ЭЦП может варьироваться в диапазоне от 1 до 10 тысяч рублей. Необходимо учесть, что получение усиленной квалифицированной электронной подписи подразумевает:
- Получение непосредственно цифрового ключа (сертификата).
- Получение USB-идентификатора (выглядит как флеш-накопитель, стоит порядка 2 тысяч рублей).
- Получение лицензионной копии ПО КриптоПро (только с данным приложением можно полноценно пользоваться квалифицированной ЭЦП).
Соответственно, можно самостоятельно выбрать, в каких услугах удостоверяющих центрах нуждается пользователь. При наличии USB-идентификатора (его можно обновлять) и лицензионной копии КриптоПро (на официальном сайте проекта можно приобрести «бессрочную» лицензию) достаточно получить сам сертификат.
Как оформить квалифицированную электронную подпись физлицу? Для этого нужно предоставить в удостоверяющий центр следующий набор документов:
- паспорт гражданина РФ;
- ИНН;
- заявление (образец выдает сам удостоверяющий центр).
После подачи заявления физлицу выдают счет-фактуру, который необходимо оплатить в ближайшем банке (в некоторых центрах имеется и касса). В течение 2 – 4 дней ЭЦП будет готова, получить USB-идентификатор можно будет в ближайшем пункте выдачи (адреса следует уточнять в удостоверяющем центре).
Необходимые документы для получения квалифицированной электронной цифровой подписи ИП и юридическим лицам следующие:
- паспорт заявителя;
- ИНН;
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (необходимо учитывать, что срок их действия ограничен);
- заявление по форме.
Далее – уплачивается счет, изготовление самого ключа также занимает, в среднем, от 2 до 4 рабочих дней. В итоге ИП или юридическому лицу выдают сам USB-идентификатор с сертификатом в цифровом виде, некоторые удостоверяющие центры также предоставляют бумажную копию сертификата (выписка о том, что ЭЦП была выдана с указанием даты выдачи).
Пакет документов для получения электронной подписи различается для юридических и физических лиц. Но общий порядок действий одинаков:
- Определите, для чего нужна подпись: тип подписи отличается в зависимости от сферы применения. Основные сферы использования мы описали выше.
- Заполните заявку на выпуск сертификата электронной подписи в удостоверяющем центре (УЦ).
- Оплатите стоимость выбранного сертификата, подготовьте и отправьте специалисту УЦ нужный комплект документов.
- Придите в УЦ, чтобы получить сертификат.
Получить электронную подпись
Простые виды ЭЦП и их отличия от 2 усиленных типов электронных подписей
Электронный оборот, заверенный ЭЦП, ускоряет и упрощает обмен деловыми документами. При пересылке электронных форм снижаются риски утраты документа или его части — в зависимости от типа подписи.
Тип электронной подписи | Источник формирования | Дополнительная информация |
Простая форма подписи | Устанавливается сторонами делового оборота на основании разработанных программных продуктов, право закрепляется в договорах между сторонами | За пределами предприятия документы не имеют значимой юридической силы, особенно при передаче внешним пользователям оригиналов или заверенных нотариально копий документов |
Усиленная неквалифицированная форма | Выдаются неаттестованными центрами | Риски использования неквалифицированных подписей не поддерживаются судами, пользователи несут самостоятельную ответственность при нарушении целостности баз |
Усиленная квалифицированная форма | Создается в аттестованных государством центрах и сопровождается выдачей сертификата ключа | При использовании достигается высокая степень защиты благодаря использованию ключевой пары — секретного и публичного типа |
Подробнее о важности применения ЭЦП для сохранности информации читайте в статье «Валютные платежи в банк-клиенте — пошаговая инструкция».
Обновление квалифицированной подписи
Усиленная квалифицированная ЭЦП имеет свой срок действия – 12 месяцев. В этот период можно ею подписывать электронные документы. Ещё она подойдет для:
- входа на сайт Госуслуг (и всех дополнительных порталов);
- взаимодействия с налоговой (в том числе отправка финансовой отчетности без посещения отделения);
- оплаты штрафов;
- запроса справок и выписок.
А вот для участия в электронных торгах на большинстве площадках требуют, чтобы при подаче запроса на участие использовалась ЭЦП, до окончания срока действия которой осталось не менее 3 месяца. Соответственно, заблаговременно может потребоваться её обновить.
Предусмотрено два варианта как продлить действие квалификационной электронной подписи:
- Пройти процедуру продления.
- Получить новый ЭЦП (действие старого сертификата при этом аннулируется, допускается владеть только одной ЭЦП).
В большинстве случаев лучше именно продлевать. Это и дешевле, так как приобретать новый USB-идентификатор не потребуется, и быстрее. И, если нужно, потребуется также продлить лицензию на КриптоПро. Ранее созданные документы, подписанные устаревшим ЭЦП, все равно будут иметь свою юридическую силу.Что необходимо для продления?
Какие из электронных подписей являются наиболее востребованными?
В зависимости от степени защиты электронные подписи применяют для различных сфер назначения. Для практического применения используют ЭЦП, придающие юридическую силу документу в соответствии с требованиями секретности:
- Простой тип. Применяют преимущественно для заверения документов внутреннего оборота — корпоративной переписки, электронных баз. Во внешнем обороте используется для запросов, передачи и получения справочной информации.
- Усиленный неквалифицированный тип. Используют как для внутреннего, так и для внешнего делового оборота при наличии договоренности сторон, например для участия в некоторых видах электронных торгов.
- Усиленный квалифицированный тип. Применяют для подтверждения передаваемых внешним пользователям данных с особыми требованиями к конфиденциальности и защите — дистанционной информации банкам, судебным органам, отчетности в ИФНС. Является универсальной подписью в электронном документообороте.
О применении ЭЦП при передаче отчетности в ИФНС читайте в статье «Как сдать в налоговую отчетность через интернет».
Преимущества квалифицированной ЭЦП
Единственное преимущество квалифицированной усиленной подписи – это использование специального алгоритма шифрования, благодаря которому подделать её не получится. И на многих электронных торговых площадках требуют для верификации пользователя использовать исключительно такую вариацию ЭЦП, неквалифицированная – не подойдет.
Итого, как сделать квалифицированную электронную подпись? Достаточно обратиться в ближайший удостоверяющий центр. Порядка 80% из них поддерживают изготовление такой разновидности ЭЦП (остальные – только неквалифицированные). Услуга доступна для всех совершеннолетних граждан РФ.