Выбор типа процедуры по 44-ФЗ

Выбор типа процедуры по 44-ФЗ Электронная цифровая подпись

Что считается закупкой по 44-ФЗ? Участники закупки Виды закупок по 44-ФЗ Требования к участникам закупок по 44-ФЗ Преференции и льготы при проведении торгов по 44-ФЗ Преимущества участия в закупках по 44-ФЗ Кто осуществляет государственный контроль в сфере закупок по 44-ФЗ Если кратко

В дебрях закона 44-ФЗ легко потеряться. Мы выделили ключевое в главном законе о госзакупках и переписали это простым языком. А перед публикацией показали статью юристам. Далее — самое важное, что нужно знать участникам госзакупок.

Что считается закупкой по 44-ФЗ. Участники закупки

Закупка по 44-ФЗ — закупка товаров, услуг и работ, где заказчиком является организация, которая закупает товары за счет выделенных ей бюджетных средств. Такая закупка проводится за счет бюджетных средств — федеральных, региональных или муниципальных. Правила проведения процедуры диктует государство. Они прописаны в статьях Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, который строго регулирует все этапы закупки и закрепляет требования к участникам.

Проводить закупки по 44-ФЗ могут:

  • госорганы,
  • органы управления внебюджетными фондами (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и др.),
  • казенные учреждения (ФКУ «Финансово-расчетный центр МЧС России» и др.),
  • бюджетные учреждения, МУПы и ГУПы,
  • государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос».

Поставщиком может стать любое юридическое и физическое лицо, в том числе ИП и самозанятые (в качестве физлица) при условии соответствия требованиям законодательства. Кроме того, поставщиком может быть иностранное юридическое или физическое лицо. Главное условие — верно оформленные документы, соответствующие единым и дополнительным требованиям к участникам закупок.

Виды закупок по 44-ФЗ

Определяют два вида закупок по 44-ФЗ:

  • Конкурентные закупки.
  • Неконкурентные закупки.

В рамках конкурентной закупки поставщики соревнуются между собой за право получить контракт. Этот способ подразделяется на три типа.

Типы конкурентных закупок

Аукцион. Заказчик инициирует закупку, объявляет требования, сроки и начальную стоимость, а кандидаты отправляют предложения. В назначенный день проводится аукцион, где между участниками происходит торг. Побеждает тот участник, который предлагает заказчику меньшую цену исполнения  контракта.

Конкурс. При выборе поставщика заказчик ориентируется не только на цену. Репутация, наличие похожего опыта, техническая подготовленность и оснащение организации играют большое значение. В этом типе закупки торги не проводятся. Участники отправляют предложения с указанной ценой, заказчик выбирает из них лучшее.

Запрос котировок. Каждый поставщик, участвующий в закупке, подает заявку с окончательной стоимостью, за которую готов исполнить контракт. Заказчик выбирает из предложенных вариантов самый низкий по стоимости.

При запросе котировок максимальная цена контракта не превышает 3 миллиона рублей.

Конкурентные закупки подразделяются еще на две категории — закрытые и открытые. При закрытой закупке заказчик отбирает поставщиков и каждому претенденту отправляет личное приглашение для участия. В открытой закупке подать заявку на участие может любой желающий поставщик на электронной торговой площадке.

Неконкурентная закупка — это закупка у единственного поставщика, которая проводится без конкурса. По закону такой тип закупки возможен в двух случаях:

  • цена контракта, по общему правилу, не превышает 600 000 ₽,
  • услуга оказывается только одной компанией-монополистом. Например, подведение водопровода или поставка электроэнергии в строящуюся школу.

Требования к поставщикам по 44-ФЗ

Закон № 44-ФЗ предъявляет серьезные требования к потенциальным поставщикам:

  • отсутствие у участника налоговых задолженностей и задолженностей по иным обязательным платежам;
  • отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и преступления, предусмотренные статьями 289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности), 290 УК РФ (получение взятки), 291 УК РФ (дача взятки), 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве);
  • отсутствие скрытых договоренностей (аффилированности) между поставщиком и заказчиком;
  • отсутствие у юридического лица административных правонарушений за последние два года;
  • участник не находится в процессе ликвидации или банкротства.

Заказчик может дополнительно потребовать у поставщика наличие положительного опыта в исполнении государственных контрактов и отсутствие записи в реестре недобросовестных поставщиков.

Преференции и льготы поставщикам по 44-ФЗ

Для некоторых организаций закон № 44-ФЗ предоставляет льготы при проведении торгов. К ним относятся:

  • субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНО);
  • учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • организации инвалидов.

Преимущества предоставляются участникам любых форм госзакупок за исключением закупок у единственного поставщика.

Квоты для СМП и СОНО. Госзаказчик должен закупить у СМП и СОНО не меньше 25% товаров или услуг от своего совокупного годового объема закупок. Для этого организуются специальные процедуры, в которых участвуют только представители малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Если квота не будет выполнена, организация получит штраф в 50 000 ₽. Более того, госзаказчик должен оплатить товары или услуги не позднее 15 рабочих дней с даты заключения контракта.

Преимущества для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов. В случае победы на торгах такие организации вправе требовать увеличить цену контракта от предложенной участником на 15%, но не выше начальной максимальной цены контракта.  Другими словами, к основной сумме, которую заказчик платит поставщику по контракту, может добавиться до 15% от этой суммы.

Преимущества участия поставщиков в закупках по 44-ФЗ

  • Единый список требований к поставщику. Список требований к поставщику регламентирован и не меняется от закупки к закупке. После участия в нескольких процедурах готовиться к следующим будет быстрее и проще.
  • Контроль государства. Статьи 44-ФЗ строго регулируют каждый этап закупки, это помогает соблюдать интересы двух сторон процесса.
  • Подать заявку может любой участник торгов (если закупка открытая). Это обеспечивает конкуренцию и прозрачность закупок.
  • Экономия средств на рекламу. Поставщику не обязательно тратить много денег на развитие имиджа организации, если его главный покупатель — государство. Чтобы выиграть закупку, достаточно вести законную предпринимательскую деятельность и производить качественный товар.
  • Гарантированная оплата. После выполнения всех условий сделки организация получает оплату по контракту.

Кто контролирует закупки по 44-ФЗ

Основным органом, осуществляющим контроль за государственными закупками, является Федеральная антимонопольная служба — ФАС. К полномочиям контролирующего органа относятся:

  • Составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел о них. Например, если заказчик срывает срок оплаты контракта, то его привлекают к административной ответственности — выписывают штраф от 30 до 50 тыс. ₽. Если нарушение повторяется, то происходит дисквалификация сроком от одного года до двух лет.
  • Выдача предписаний нарушителям о том, что им необходимо устранить. Например, если по закупке подана жалоба на положения документации, по результатам рассмотрения ФАС может принять решение признать ее обоснованной. В таком случае служба выдаст предписание об устранении нарушения. Заказчик будет обязан внести изменения в закупочную документацию.

Подать заявление в ФАС можно, если заказчик или другой участник закупки совершает незаконные действия. Например, заказчик пытается ограничить конкуренцию, выдвигая жесткие требования к товару закупки, которые сводят выбор в пользу одного поставщика. В таком случае обратиться с жалобой могут не только остальные участники закупки, но и другие заинтересованные лица — прокуратура или физическое лицо.

Чаще всего обжалуют:

  • Документацию и условия закупки. Если формулировки препятствуют подаче заявки или делают ее невозможной.
  • Проект контракта. Например, заказчик указывает сроки исполнения, в которые невозможно уложиться. На такую хитрость идут организаторы, которые хотят продвинуть «своего» поставщика.
  • Действия или бездействие заказчика, которые приводят к нарушению порядка закупки или сроков закупки. К действию можно отнести намеренное неразмещение полного комплекта закупочной документации, к бездействию — игнорирование запроса поставщика на разъяснение неясных ему положений в документации.
  • Действия других участников закупки, связанные с недобросовестной конкуренцией. Если заказчик внес в документацию недостоверные сведения о своем материально-техническом обеспечении и благодаря этому выиграл закупку, то это действие расценивается как недобросовестная конкуренция — введением в заблуждение.

Полномочия Федеральной антимонопольной службы не распространяются на закупки в сфере обороны и госзакупки, связанные с гостайной.

Если кратко

  • Закупка по 44-ФЗ — закупка товаров, услуг и работ, где заказчиком является организация, которая расходует бюджетные средства. Такая закупка проводится за счет федеральных, региональных, муниципальных средств.
  • Закупки по 44-ФЗ подразделяются на конкурентные и неконкурентные. Конкурентные, в свою очередь, бывают открытыми и закрытыми.
  • Поставщик по 44-ФЗ не должен иметь: налоговые задолженности, судимости за экономические преступления, влияние на заказчика, административные правонарушения за два года до подачи заявки, находиться в процессе ликвидации или банкротства.
  • Преференции по 44-ФЗ предоставляются поставщикам — субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям, организациям инвалидов и учреждениям уголовно-исполнительной системы.
  • Основной орган, регулирующий сферу закупок по 44-ФЗ — ФАС.

Статья актуальна на 22.09.2022

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Открытый конкурс по 44-ФЗ – что это такое
  • Преимущества и недостатки открытого конкурса по 44-ФЗ с 01.07.2019
  • Порядок проведения открытого конкурса по 44-ФЗ: пошаговая инструкция для заказчика
  • Регламентируемые сроки открытого конкурса по 44-ФЗ

Многие участники тендеров полагают, что открытый конкурс по 44-ФЗ – это одна из самых непрозрачных и сложных процедур. Действительно, подготовить заявку для участия в нем достаточно сложно, да и субъективная оценка заявки заказчиком может отпугнуть.

Однако не стоит бояться подобных открытых конкурсов. С помощью нашей статьи вы сможете разъяснить большинство особо сложных моментов и наконец решиться принять участие в открытом конкурсе по 44-ФЗ.

Открытый конкурс по 44-ФЗ – что это такое

Выбор типа процедуры по 44-ФЗ

При проведении госзакупок одним из вариантов организации конкурса является его открытая форма, когда заказчик составляет перечень требований к потенциальным участникам (ч. 1 ст. 48 44-ФЗ), разрабатывает конкурсную документацию и размещает всю эту информацию в Единой информационной системе (ЕИС). Соответственно, к этим сведениям получают доступ все заинтересованные лица.

Читайте также:  Выписка с ЭЦП из ЕГРЮЛ: как получить и проверить

Компании, желающие участвовать в открытом конкурсе, направляют заказчику свои предложения по исполнению контракта. Заказчик оценивает их на соответствие изложенным критериям и формирует рейтинг, в котором первые позиции занимают наиболее выгодные для него предложения. Победителем открытого конкурса становится организация, вышедшая на первое место в этом рейтинге (ч. 8 ст. 53 44-ФЗ).

Порядок, в котором проводится открытый конкурс по 44-ФЗ, изложен в статьях 48–55.

По похожим правилам, кроме открытого конкурса по 44-ФЗ, проводится и электронный аукцион. В чем разница между ними, в рамках этой статьи мы рассматривать не будем. В большинстве случаев конкурентные закупки проводятся через открытый конкурс по 44-ФЗ. Эта схема применяется, если отсутствуют особые обстоятельства, описанные в статьях 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 вышеуказанного Федерального закона.

К числу исключений относятся:

  • конкурентная закупка предусматривает ограниченное число участников (ст. 56 44-ФЗ);
  • конкурс проводится в два этапа (ст. 57 44-ФЗ);
  • конкурентная закупка проводится в виде электронного аукциона (ст. 59 44-ФЗ);
  • конкурентная закупка проводится в форме запроса котировок (ст. 72 44-ФЗ);
  • закупка проводится в форме запроса предложений (ст. 83 44-ФЗ);
  • для определения поставщика выбрана закрытая форма конкурса (ст. 84 44-ФЗ);
  • закупка предполагается у единственного поставщика (ст. 93 44-ФЗ).

Госзакупки в соответствии с 44-ФЗ, помимо открытого конкурса, чаще всего проводятся в форме электронного аукциона. С 01.07.2019 для этой процедуры введены новые правила.

Для проведения торгов по 44-ФЗ используется 8 торговых площадок и одна специализированная, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 (ранее в списке присутствовало только 6 организаций):

  • ЕЭТП;
  • «РТС-тендер»;
  • Сбербанк-АСТ;
  • «Электронные торговые системы»;
  • ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
  • «Российский аукционный дом»;
  • «ТЭК-Торг»;
  • ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Выбор типа процедуры по 44-ФЗ

Специализированная торговая площадка– ЭТП «АСТ-ГОЗ» – представляет собой комплекс, предназначенный для проведения закрытых торгов, в данном случае относящихся области оборонных заказов. Эта платформа организована Сбербанком и государственной корпорацией «Ростех» в 2018 году.

В соответствии с 44-ФЗ предприятие в формате аукциона имеет право разместить заказ любого характера (покупка товара, выполнение работ или оказание услуг) по тем видам деятельности, которым присвоен код в классификаторе продукции (ОКПД2). Из этого списка есть исключения, которые отдельно оговариваются в 44-ФЗ. К таковым, в частности, относятся объекты конкурсных процедур закрытого типа.

Если заказчик в соответствии с законом обязан выбирать поставщика или подрядчика методом электронного аукциона, то формат проведения конкурсной процедуры выбирается на основании Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

В данном случае речь идёт о закупках следующих товаров и услуг:

  • продукция сельского хозяйства и услуги в этой сфере;
  • горнодобывающая продукция;
  • продукты питания;
  • одежда;
  • бумага;
  • фармацевтические препараты;
  • компьютерное оборудование;
  • услуги и работы в сфере строительства.

Список этих наименований состоит из более чем 50 классов ОКПД2.

При осуществлении некоторых закупок из данного перечня могут применяться особые условия. В частности, если строительные работы проводятся на технически сложных или уникальных объектах, а также относящихся к категории особо опасных, то организация электронного аукциона будет необязательной. Кроме этого, заказчик имеет возможность проводить конкурсную процедуру для ограниченного круга продавцов, если предметом закупки является продовольствие для образовательных организаций.

Обратите внимание! П. 2 ст. 59 предусматривает обязанность заказчика проводить электронный аукцион, если осуществляются закупки товаров и услуг, входящих в перечни, утвержденные правительством и властями региона. Но это положение не распространяется на закупки путём запроса котировок, запроса предложений (ст. 83) и у единственного поставщика (ст. 93). Также заказчик имеет возможность проводить конкурентные закупки в отношении продукции, не входящей в вышеуказанные обязательные перечни.

Преимущества и недостатки открытого конкурса по 44-ФЗ с 01. 2019

Реализация конкурентных закупок методом открытого конкурса по 44-ФЗ имеет следующие преимущества:

  • победитель определяется с учётом не только наиболее выгодной заказчику цены, но и принимаются во внимание другие существенные качества товара;
  • заказчик может привлекать специализированные организации на стадии подготовки документации и проведения открытого конкурса по 44-ФЗ (ч. 1 ст. 40), в том числе поручить разместить сведения в Единой информационной системе (ЕИС);
  • проведение конкурентной закупки на электронной площадке в формате открытого электронного конкурса по 44-ФЗ обеспечивает отсутствие технических сбоев.

Процедура открытого конкурса имеет и некоторые недостатки:

  • Поскольку существует жёсткий регламент проведения открытого конкурса по 44-ФЗ (оформление документов, требования к объектам закупки, участникам, самой процедуре), то уполномоченные органы часто контролируют, каким образом и насколько правильно выбирается поставщик.
  • Проведение открытого конкурса занимает достаточно много времени, если сравнивать с остальными видами конкурентных закупок.
  • Сама процедура открытого конкурса очень сложна, поэтому заказчики и конкурсные комиссии часто допускают ошибки, которые в дальнейшем оборачиваются проблемами.
  • Заказчик должен выполнить намного больше работы при проведении открытого конкурса (если сравнивать с аукционом по 44-ФЗ в электронном виде). В частности, добавляется процедура приёма, регистрации и хранения заявок.

Порядок проведения открытого конкурса по 44-ФЗ

Выбор типа процедуры по 44-ФЗ

Шаг № 1. Предварительная подготовка к проведению открытого конкурса

Этот этап предполагает, что заказчик определяется с необходимостью проведения конкурентной закупки, её формой. Решаются организационные вопросы, планируется график открытого конкурса, создаётся конкурсная комиссия (состав, положение о комиссии, регламент ее работы). Часть функций при необходимости заказчик может делегировать специализированной компании.

Шаг № 2. Публикация извещения о проведении открытого конкурса

Информация о проведении открытого конкурса должна быть опубликована в ЕИС не менее чем за 20 дней до того момента, как заказчик приступит к вскрытию конвертов или будет открыт доступ к электронным заявкам. Помимо ЕИС, объявления об открытом конкурсе (по желанию заказчика) могут быть опубликованы в СМИ. В извещении должны содержаться следующие сведения:

  • стандартные данные, характеризующие саму закупку;
  • критерии, которым должен соответствовать потенциальный поставщик, и перечень документов, передаваемых заказчику;
  • описание способа, которым участники могут получить конкурсную документацию (место, сроки, стоимость снятия копий);
  • календарное число, время и место открытия заявок, период их рассмотрения и оценки;
  • какие участники могут получить преимущество в открытом конкурсе;
  • условия, относящиеся к национальному режиму закупки;
  • номера счетов, на которые перечисляются деньги, являющиеся обеспечением заявок.

Шаг № 3. Подготовка документов

Помимо извещения, заказчик должен подготовить и опубликовать конкурсную документацию и проект контракта. Если заказ предполагает несколько объектов, то все вышеуказанные документы оформляются для каждого лота. Вся информация по открытой процедуре закупки также размещается в ЕИС. Неограниченный доступ к ней получают все заинтересованные лица.

Выбор типа процедуры по 44-ФЗ

Момент публикации конкурсных документов является отправной точкой, когда потенциальные участники получают полные сведения об открытом конкурсе. До этого заказчик не имеет права передавать какую-либо информацию потенциальным поставщикам.

Конкурсная документация содержит сведения, изложенные в извещении, а также:

  • данные об объекте закупки и условиях поставок;
  • обоснование НМЦК;
  • требования, которых должен придерживаться участник открытого конкурса при составлении своего предложения;
  • инструкцию по оформлению заявки;
  • указание на обстоятельства, на основании которых могут изменяться условия контракта, если таковое не противоречит закону;
  • указание на возможность оформления договоров по НИОКР с несколькими участниками;
  • регламент и временные промежутки отзыва заявок, поступивших после закрытия приема предложений, а также порядок внесения корректировок;
  • правила, по которым участник может запросить разъяснения;
  • регламент рассмотрения заявок и параметры их оценки с указанием значимости каждого из них;
  • условия обеспечения заявки и контракта – требования к банковской гарантии;
  • данные о специалистах контрактной службы, которые отвечают за закупку;
  • сведения о сроках, в которые победитель открытого конкурса обязан подписать контракт. Критерии, на основании которых участник признается уклоняющимся;
  • условия, в соответствии с которыми одна из сторон вправе инициировать расторжение контракта.

В документации не должно быть условий, которые ограничивают как количество потенциальных поставщиков, так и их доступ к участию в открытом конкурсе.

У заказчика имеется право внесения корректировок в конкурсную документацию. Но только в том случае, если до конца принятия предложений остаётся 5 дней и более. Нельзя изменять объект закупки и суммы обеспечения.

Если заказчиком вносятся корректировки в конкурсную документацию, то информацию в ЕИС нужно откорректировать в течение одного рабочего дня, и в течение 2 рабочих дней все поправки должны быть отправлены тем участникам, которым ранее предоставлялась документация.

Если вносились изменения в конкурсную документацию, то после их публикации до конца периода, отпущенного для принятия заявок, должно оставаться более 10 дней. При необходимости конечный срок принятия заявок переносится. Если корректировке подвергалась документация только по одному из лотов, то продлевать срок нужно лишь по нему.

Если у потенциальных поставщиков возникает необходимость в уточнении и разъяснении некоторых положений конкурсной документации, то они вправе отправить соответствующий запрос (электронный или на бумаге) заказчику, при условии что до конца приёма заявок остаётся более 5 дней. Заказчику даётся 2 рабочих дня на подготовку ответа. Разъяснения публикуются также и в ЕИС в течение одного рабочего дня. При этом запрещено называть организацию, направившую запрос. Не допускается также, чтобы разъяснение изменяло существенные положения конкурсной документации.

Шаг № 4. Прием и регистрация заявок

Выбор типа процедуры по 44-ФЗ

Конкурсная документация обязательно содержит сведения, куда, в какие сроки, в каком порядке необходимо подавать заявку. Закон предусматривает, что предложение можно направить:

  • на бумажном носителе. Оно запечатывается в плотный конверт таким образом, чтобы содержимое невозможно было просмотреть;
  • в виде электронного документа. Доступ к нему может быть открыт только после окончания приема заявок.

Компания, объявившая открытый конкурс по 44-ФЗ, прилагает образец заявки к конкурсной документации. Но участник может составить её по своей форме.

Потенциальный поставщик в своей заявке должен указать следующую информацию и приложить необходимые документы:

  • Основные сведения. Для юридических лиц: название, контактные данные, адрес, ИНН учредителей, руководства. Для физических лиц: Ф. И. О., реквизиты паспорта, ИНН, адрес.
  • Выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (оригинал или нотариально заверенная копия) с датой выдачи не ранее 6 месяцев от начала открытого конкурса (размещения данных о нём в ЕИС). Заказчик сам устанавливает, в какой именно форме он принимает выписки. Некоторых не устраивает электронный документ, заверенный ЭЦП сотрудника ФНС. Поэтому более надежный вариант – выписка на бумаге.
  • Участники с иностранным гражданством готовят следующий пакет бумаг:

    – копии удостоверяющих личность документов;

    – копии документов о государственной регистрации юридического лица или ИП в соответствии с законами собственной страны с переводом на русский язык, нотариально заверенным.

  • Документ, на основании которого представитель участника выполняет свои функции. Это может быть:

    – копия решения, которым конкретное лицо назначается руководителем;

    – копия приказа, назначающего представителя;

    – доверенность, в соответствии с которой полномочия возлагаются на иное лицо, помимо руководителя. Доверенность подписывается главой организации, в противном случае потребуется приложить ещё один документ, удостоверяющий полномочия подписавшего доверенность лица.

  • Копии учредительных документов участника.
  • Если сумма объекта (а также обеспечение заявки или контракта) для потенциального поставщика является крупной сделкой, то потребуется решение об одобрении (в том случае, если таковое предусмотрено уставом организации либо законодательством).
  • Компании, имеющие право на льготы и преференции при участии в открытых конкурсах (уголовно-исправительные учреждения и организации инвалидов), предоставляют оригиналы либо нотариально заверенные копии документов, подтверждающих этот факт.
  • Если закупка производится в соответствии с правилами национального режима, то необходимо предоставить документы, доказывающие соответствие участника и его товара требуемым критериям.
  • Если открытый конкурс предназначен для СМП или СОНКО, то участнику необходимо документально подтвердить собственную принадлежность к данной категории организаций.

Выбор типа процедуры по 44-ФЗ

Помимо вышеуказанной документации, заявка должна содержать следующее:

  • Основные параметры объекта закупки: стоимость единицы, данные о стране-производителе.
  • Участник должен документально подтвердить, что его товар соответствует требованиям, изложенным в конкурсной документации. Но это не должны быть бумаги, которые участник получает от своего поставщика при покупке товара – у заказчика нет права требовать такую документацию.
  • Если стоимость контракта не превышает 15 млн руб., то для предложений на 25 % меньше НМЦ потребуется документальное подтверждение добросовестности потенциального поставщика. Альтернативой таковому в случае победы данной заявки является повышенное в 1,5 раза обеспечение контракта.
  • Документально подтвержденный факт перевод денег в пользу заказчика (либо банковская гарантия) с целью обеспечения заявки.

Если конкурсная документация содержит требования к квалификации заказчика, то участнику необходимо подтвердить степень своего соответствия этому критерию. Если же в заявке подобные документы отсутствуют, то это не может быть поводом для её отклонения. В данном случае участник получает 0 баллов за этот пункт.

Потенциальный поставщик может приложить к заявке в качестве обоснования различные графические изображения, характеризующие товар, а также пробные образцы.

Это весь перечень информации, которая прилагается к заявке. У заказчика нет права требовать какие-либо другие документы.

Каждый участник имеет возможность подать одну заявку на всю закупку либо на один лот. Существует схема, когда несколько исполнителей объединяются для выполнения одного заказа, например, когда речь идет о совместном создании произведения искусства. В этом случае группа исполнителей признается одним участником.

Если объектом закупки являются два и более научных изыскания, то потенциальный исполнитель может подавать заявку на проведение только одного исследования.

Участник открытого конкурса самостоятельно несет ответственность за достоверность предоставленной информации и документов.

Шаг № 5. Рассмотрение заявок

По мере поступления заявок заказчик их регистрирует и сохраняет. При этом он руководствуется следующими правилами:

  • Если участник открытого конкурса не указал на конверте или в документации сведения о себе самом, то это не является поводом для отклонения заявки.
  • Последним моментом принятия заявок считается время, на которое назначено вскрытие конвертов или получение доступа к электронным заявкам.
  • Сохранность конвертов до момента вскрытия полностью обеспечивается заказчиком. Он не имеет права их открывать и обязан сохранить их целостность.
  • Если условиями открытого конкурса не заинтересовалась ни одна организация, то есть не было подано ни одной заявки, то процедура считается несостоявшейся. То же самое справедливо в отношении отдельного лота.

Все поступившие заявки в бумажной и электронной форме открываются конкурсной комиссией в месте и в момент времени, указанные в первоначальных условиях. Процедура фиксируется посредством аудиозаписи. В качестве присутствующих на неё допускаются все, кто подавал заявку.

Выбор типа процедуры по 44-ФЗ

Иногда потенциальные поставщики могут подавать свои заявки даже во время процедуры вскрытия конвертов, если это условие специально оговорено в конкурсной документации.

Сам процесс вскрытия конвертов озвучивается заказчиком и фиксируется в протоколе в следующем порядке:

  • дата, место, время вскрытия конвертов;
  • название организации или ИП, заявка которого вскрыта;
  • перечисляются документы и прочая информация, содержащаяся в заявке;
  • предлагаемые участником условия по закупке, позволяющие оценить их выгоду.

Открытый конкурс признается несостоявшимся не только в случае отсутствия заявок, но если подана одна единственная. Об этом факте также делается запись в протоколе, который подписывают все члены комиссии. Для публикации протокола в ЕИС отводится следующий рабочий день. Если от одного участника поступают сразу две заявки, то он выбывает из открытого конкурса и его документы не рассматриваются.

Шаг № 6. Оценка заявок и подведение итогов

После того как вскрыты конверты, заказчик в течение 20 рабочих дней оценивает поступившие предложения. Если закупки осуществляются в сфере науки, искусства и культуры, то срок рассмотрения увеличивается до 30 дней. Если в ходе процедуры продлевается период рассмотрения заявок, то информация об этом должна быть отражена в ЕИС.

Заявки подвергаются оценке с точки зрения соответствия их оформления, содержания, а также самого участника требованиям конкурсной документации. Далее фактически к участию в открытом конкурсе по 44-ФЗ допускаются заявки, не имеющие отклонений по этим критериям.

Не будут приняты во внимание следующие заявки:

  • заявка или участник не соответствуют условиям конкурса;
  • участник предоставил недостоверную информацию.

Конкурсная комиссия анализирует заявки в соответствии с требованиями, указанными в документации. Если соответствие установлено только по одной заявке или все они в чём-либо нарушают условия открытой процедуры, то конкурс объявляется несостоявшимся.

Конкурсная комиссия анализирует предложения участников, оценивая их с точки зрения выгоды заказчика. При этом наиболее привлекательные условия получают более высокие порядковые номера. Таким образом на первом месте оказывается самое выгодное предложение, которое и становится победителем открытого конкурса. Если два участника направляют одинаково выгодные заявки, то приоритет отдается поступившей ранее. Если объектом закупки являются два и более научных изыскания, то по каждому из них выбирается свой победитель.

По результатам рассмотрения заявок составляется протокол, в который включаются следующие данные:

  • дата, место и время оценки заявок;
  • информация о компаниях, чьи заявки были рассмотрены;
  • информация о компаниях, заявки которых были отклонены (приводится обоснование отказа со ссылками на положения закона или на конкурсную документацию);
  • при отклонении заявки данное решение должен подтвердить каждый из членов комиссии;
  • регламент проведения оценки заявок;
  • баллы, которые набрала каждая заявка, на основании установленных критериев;
  • регистрационный порядковый номер заявки;
  • названия и контактная информация организаций, которым присвоены позиции 1 и 2.

Оформляется два экземпляра протокола, на которых каждый из членов комиссии должен поставить свою подпись. Один экземпляр остается у заказчика, а второй посылается победителю конкурса в трехдневный срок с момента оформления. Одновременно ему должен быть направлен проект контракта. В течение следующего рабочего дня протокол должен быть опубликован в ЕИС.

Любой участник открытого конкурса, пославший заявку, имеет право письменно просить заказчика проинформировать об итогах. Заказчику даётся два рабочих дня для того, чтобы отправить ответ.

Заказчик обязан сохранять всю документацию по итогам открытого конкурса как минимум три года. В случае несогласия с выводами комиссии участник имеет право обжаловать их в установленном законом порядке.

Шаг № 7. Подписание контракта с победителем

Выбор типа процедуры по 44-ФЗ

После публикации итогового протокола в 10-дневный срок необходимо подписать контракт с победителем открытого конкурса. Этому предшествует предоставление обеспечения исполнения контракта со стороны поставщика. Если победитель не выполняет данные условия, то он признается уклоняющимся от заключения контракта. В этом случае у заказчика есть два возможных варианта действий:

Если победитель подписал контракт, то же самое должен сделать и заказчик в течение 10 последующих дней. Иначе заказчик также может быть признан уклоняющимся. Тогда у победителя конкурса появляется основание через суд требовать возмещения убытков, возникших в результате участия в открытом конкурсе.

После заключения контракта не позже 5 рабочих дней исполнителю возвращаются средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки.

При возникновении обстоятельств, не позволяющих вовремя подписать контракт (форс-мажор, судебное решение), необходимо известить контрагента в течение одних суток. Затем все процедуры откладываются на 1 месяц. Как только препятствия теряют силу, об этом необходимо уведомить контрагента и продолжить взаимодействие.

Регламентируемые сроки открытого конкурса по 44-ФЗ

Если организуется открытый конкурс, то 44-ФЗ устанавливает сроки его проведения (калькулятор в Интернете позволит быстро рассчитать все временные промежутки).

Выстроить график открытого конкурса по 44-ФЗ поможет таблица:

Очень важно соблюдать сроки при организации конкурентной закупки. Следует использовать калькулятор, проводя открытый конкурс по 44-ФЗ. Если заказчик вышел за регламентированные законом рамки, то ему грозит штраф.

  • Конкурентные процедуры по 44-ФЗ
  • Разницу между тендером, аукционом и конкурсом
  • Отличия конкурса и аукциона по 44-ФЗ
  • Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ
  • Преимущества и недостатки аукциона в рамках 44-ФЗ

Многие новички в госзакупках знают, что есть конкурс и аукцион, а отличия по закону 44-ФЗ между ними не понимают. Действительно, эти два типа проведения торгов являются самыми популярными конкурентными процедурами в рамках указанного закона. Для выбора того или иного типа необходимо понимать их сходства и различия, а также плюсы и минусы.

Чтобы лучше понять все это, в нашей статье мы приведем список вариантов проведения государственных закупок, определимся с терминологией и поговорим о преимуществах и недостатках конкурсов и аукционов.

Организаторы тендеров могут по своему усмотрению изменять способ выбора исполнителя, подстраивая его под сложность предмета торгов, имеющегося на осуществление процедуры времени, иных факторов. А значит, каждый формат может быть:

  • открытым, закрытым, с ограничениями по участию исполнителей;
  • одноэтапным, а также состоящим из двух и более этапов;
  • без предварительного отбора или с подобной процедурой;
  • без переторжки, с монопереторжкой, с мультипереторжкой;
  • однокритериальным, многокритериальным;
  • без альтернативных предложений, с альтернативными предложениями;
  • в электронном или традиционном бумажном виде;
  • без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами, затрагивающими тему техники и финансов.

Конкурентные закупки могут проходить:

  • в формате торгов;
  • без проведения торгов.

В первом случае заказчик анонсирует запланированную процедуру, публикует свои требования к поставщикам и закупаемым ТРУ. Далее исполнители подают заявки, организатор анализирует предложения и выбирает того, с которым будет подписан договор. Конкурентные торги проводятся в соответствии с достаточно жесткими нормами закона, поэтому устроители и участники вынуждены соблюдать целый ряд требований.

Выбор типа процедуры по 44-ФЗ

Формат, не предполагающий проведения торгов, считается более простым, так как в данном случае предъявляется меньше требований. Именно поэтому многие заказчики отдают предпочтение именно ему.

Для конкурентных закупок, осуществляемых в виде торгов, п. 4 ст. 447 ГК РФ устанавливает две возможных формы: конкурс и аукцион. И вот здесь важно понимать отличия между ними по закону 44-ФЗ.

В указанной выше статье Гражданского Кодекса РФ присутствует формулировка «наиболее высокая цена» для описания аукциона в качестве торгов на продажу. Участники мероприятия постепенно повышают цену на товар в соответствии с установленным шагом процедуры. Под последним принято понимать сумму, на которую допускается увеличивать стоимость предмета закупки. Обычно шаг аукциона представляет собой процентное отношение к изначально установленной сумме. Каждое последующей предложение должно быть выше по цене, чем выдвинутое ранее, побеждает участник, озвучивший предложение последним.

Активные аукционы обычно проводят в сфере исполнительного производства, когда недвижимое имущество должника продается для получения максимально возможного объема средств и покрытия долгов по исполнительным листам. Кроме того, данный формат используется для приватизации государственного, муниципального имущества, продажи земельных участков под строительство жилья.

Однако нужно понимать, что сегодня проходит немало торгов, целью которых является не продажа, а покупка товаров, работ или услуг. Тогда главная задача организатора состоит в достижении наименьшей цены, и этот вариант торгов принято обозначать как «редукцион». Победителя выявляют за счет постепенного понижения НМЦК. Под последней понимают предельную стоимость, по которой может быть подписано соглашение исполнителем. Именно эта сумма фиксируется в информационной карте закупочной документации, извещении о процедуре. Цена снижается до ее первого акцепта одним из участников, в тендере побеждает первый акцептант.

Редукционы чаще всего используются в сфере размещения заказов государственного и муниципального уровня.

Разница между тендером, аукционом и конкурсом

Госзакупка представляет собой последовательность действий, зафиксированную положениями закона 44-ФЗ. В данном случае приобретение определенных ТРУ осуществляется с целью обеспечения нужд государства или муниципальных образований. Отметим, что обычно госзакупками называют любые торги, в основе которых лежат требования закона 44-ФЗ, а не только проводимые для обеспечения потребностей государства. Также сюда могут относиться мероприятия, организуемые по закону 223-ФЗ. Далее мы будем называть госзакупками тендеры, проводимые по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Иными словами, закон не устанавливает разницу между тендером и госзакупками. Последние могут считаться одной из разновидностей тендера.

Выбор типа процедуры по 44-ФЗ

На данный момент закон 44-ФЗ выделяет такие конкурентные процедуры:

  • аукцион;
  • конкурс;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Аукцион входит в число разновидностей тендера. Отметим, что иногда последний приравнивают к конкурсу, так как его проводят при закупке работ и сложных товаров. Выбор исполнителя основывается на цене и ряде других характеристик предложения. А именно смотрят на качество товара, опыт участника, сроки выполнения договора.

Если тендер и конкурс являются синонимами, то аукцион имеет несколько отличий по 44-ФЗ: объект закупки, количество этапов, критерии оценки исполнителей.

Предмет аукциона нетрудно описать, оценить его свойства. При работе с конкурсом все значительно сложнее. Он используется, когда заказчику важна высокая квалификация исполнителя и наличие опыта работы в данной сфере. Обычно аукционы состоят всего из одного этапа. Обычно конкурс, в отличие от аукциона, по 44-ФЗ включают в себя ряд этапов и даже предварительный отбор. В аукционе побеждает исполнитель, готовый работать за самую низкую цену. Во время конкурса заказчик может основывать свой выбор на ряде других показателей, таких как технология, сроки завершения работы, опыт.

Конкурс и аукцион – отличия по 44-ФЗ

Закон 44 ФЗ фиксирует, что конкурс является способом выбора поставщика, в котором побеждает участник, предложивший наилучшие условия выполнения контракта. Тогда как по результатам аукциона договор заключается с исполнителем, готовым осуществить работы за меньшую стоимость.

Конкурсы бывают открытыми, закрытыми, с ограничениями по числу участников, проводимыми в два этапа.

Аукционы могут быть электронными, закрытыми или открытыми.

Но основное отличие конкурса от аукциона по 44-ФЗ состоит в критериях выбора победителя. В первом случае это совокупность условий, а во втором – только цена.

Также стоит обозначить следующие отличия конкурса и аукциона по 44-ФЗ:

  • Все этапы проведения аукциона проходят в электронном виде: от размещения извещения и документации в ЕИС, до процедуры выбора исполнителя и подведения итогов. Для этого заказчик выбирает одну из ЭТП, предназначенных для госзакупок. Заключение соглашения с поставщиком, внесение в него поправок отслеживаются в электронном виде. Сведения об открытых конкурсах также размещаются в ЕИС, отличие в том, что заказчик принимает заявки в бумажном виде, после чего комиссия выбирает исполнителя.
  • Формат аукциона позволяет постепенно снижать НМЦК за счет «шагов аукциона». Тогда как на конкурсе участник устанавливает в заявке свои условия, в том числе стоимость работ, и во время открытия процедуры может изменить цену либо отозвать свою заявку.
  • Заказчик подписывает контракт с победителем аукциона в электронном виде. Далее по соглашению сторон допускается подписание его бумажного варианта. Договор по результатам конкурса должен быть заключен в традиционной форме.

Несмотря на существующие отличия между конкурсом и аукционом по 44-ФЗ, для участия в них исполнителю придется предоставить обеспечение заявки. В первом случае средства вносят на счет, указанный в документации, а для работы через ЭТП деньги необходимо положить на счет такой площадки. При заключении договора поставщик предоставляет обеспечение его исполнения, внося сумму на специальный счет заказчика. Либо он имеет право предоставить банковскую гарантию.

Выбор типа процедуры по 44-ФЗ

Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ

У открытого формата конкурса есть свои положительные и отрицательные стороны с точки зрения заказчиков и исполнителей, которые характеризуют основные отличия конкурса и аукциона по 44-ФЗ.

Среди положительных черт такого формата стоит назвать большой выбор критериев отбора поставщиков. Ведь, допустим, в электронном аукционе заказчику приходится отталкиваться только от цены. В рамках конкурса покупатель получает возможность найти для сотрудничества партнера с более высокой квалификацией, даже если цена его услуг немного выше.

Открытый конкурс не предполагает участия посредников, за счет чего достигается прямое общение между сторонами соглашения. Таким образом можно избежать необходимости получения аккредитации на ЭТП и разного рода технических рисков при проведении торгов на такой площадке.

Но нужно помнить о большом количестве минусов открытого конкурса. Речь идет о непростой процедуре, предполагающей большое количество этапов, из-за чего высока вероятность ошибок, а значит, и появления вопросов у проверяющих. Чаще всего последние могут усомниться в верности выбора формата торгов, так как открытый конкурс предполагает некоторые ограничения по проведению.

Открытый конкурс не отличается прозрачностью, присутствующей в формате аукциона. Кроме того, он налагает на покупателя дополнительные обязанности, такие как регистрация и обеспечение сохранности заявок. Не менее важно, что открытый конкурс требует больших временных затрат, чем запрос котировок, предложений, заключение договора с единственным исполнителем.

Преимущества и недостатки аукциона в рамках 44-ФЗ

Главные преимущества данного подхода:

  • Серьезное сокращение расходов за счет проведения процедуры через ЭТП.
  • За прием заявок, регистрацию потенциальных исполнителей, сохранность документации отвечает оператор выбранной площадки.
  • Снижение риска коммерческого сговора.
  • Анонимность, обеспечиваемая за счет присвоенного участнику личного номера – именно его видят в процессе торгов другие поставщики.
  • Возможность работы со сторонними фирмами.
  • Обеспечение честной конкуренции.
  • Проверка документации операторами, которые не имеют права передавать ее третьим лицам.
  • Доступность зарубежных аукционов для поставщиков из России и наоборот.
  • Возможность изучения всех документов и нужной информации.
  • Открытость для участия крупных и мелких компаний.

Среди ключевых минусов такого формата нужно отметить следующие:

  • Сложная документация, которая не позволяет всем исполнителям принять участие в процедуре торгов.
  • Большие временные затраты на проведение.
  • Вероятность появления технических неисправностей во время аукциона, из-за чего мероприятие может быть сорвано.
  • Не всегда участнику доступны все условия закупки для ознакомления.

Понимая все отрицательные стороны аукциона, конкурса и их отличия по 44-ФЗ, поставщик может решать, стоит ли подавать заявку на участие. Но поскольку данные виды торгов используются сегодня все чаще, высока вероятность, что в скором времени большинство недостатков удастся устранить. Например, сейчас ЭТП считается самым распространенным способ выбора исполнителя. Ее ценят за удобство и низкие расходы на проведение торгов. Такие особенности дают поставщикам возможность участвовать в любых аукционах, проводимых в разных точках мира.

  • Описание закрытого конкурса по 44-ФЗ
  • Основания для проведения закрытого конкурса по 44-ФЗ
  • 6 шагов проведения закрытого конкурса по 44-ФЗ
  • Проведение закрытого конкурса по 44-ФЗ с ограниченным участием
  • Принципы проведения закрытого двухэтапного конкурса по 44-ФЗ
  • Правила закрытых электронных закупок

Закрытый конкурс 44-ФЗ проводится не так часто, лишь в строго определенных случаях. Тем не менее знать об особенностях процедуры следует всем, кто занимается госзакупками, причем как заказчикам, так и поставщикам.

Дело в том, что, нарушив правила проведения такого конкурса, можно оказаться в весьма неприятном положении и обеспечить себе целый ряд санкций со стороны государства. Чтобы такого не произошло, предлагаем вам инструкцию по всем этапам процесса.

Описание закрытого конкурса по 44-ФЗ

Закрытый конкурс в соответствии с 44-ФЗ проводится в редких случаях для строго определенных нужд государственных организаций. Сама процедура является самой сложной из всех, предусмотренных данным законом.

Механизм и сроки закрытого конкурса описаны в ст. 85 44-ФЗ. Эта процедура относится к конкурентным способам выбора исполнителя контракта, но в отличие от прочих имеет ряд существенных ограничений. Основным из них является то, что к участию в тендере допускается лишь определенный круг субъектов. Их выбирает заказчик, который должен предварительно проанализировать рынок по нескольким параметрам. По результатам этой деятельности формируется список компаний и предпринимателей, которым направляются предложения об участии в тендере.

При этом заказчик также разрабатывает конкурсную документацию, в которой излагает требования к исполнителям с учётом предмета закупки. В соответствии с этими критериями выбираются потенциальные участники. Заказчик имеет право потребовать от подрядчика наличия у него в штате специалистов определённого уровня квалификации, соответствующей материально-технической базы или устойчивого финансового положения. Иногда для покупателя важна хорошая деловая репутация поставщика. Выбирая исполнителя, заказчик руководствуется соображениями собственной выгоды.

Закрытый конкурс по 44-ФЗ может быть проведён по нескольким схемам, о которых будет рассказано ниже.

Выбор типа процедуры по 44-ФЗ

Основания для проведения закрытого конкурса по 44-ФЗ

В законе 44-ФЗ сказано, что закрытый конкурс может быть проведён в следующих случаях:

  • Информация, касающаяся объекта закупки товаров, работ или услуг для нужд государственной структуры, содержит гостайну.
  • Документация относительно закупки товаров, работ или услуг включает информацию, относящуюся к государственной тайне.
  • Предметом закупки являются услуги по охране, страхованию и транспортировке коллекций Государственного фонда драгметаллов и драгоценных камней, картин, рукописей и прочих предметов, представляющих культурную ценность (в том числе при их временной передаче на выставки).
  • Объектом закупки являются клининговые услуги в помещениях, где осуществляют свою деятельность судьи и судебные приставы, а также услуги водителей для этих категорий должностных лиц.
Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий