Закон об ключ эцп

Закон об ключ эцп Электронная цифровая подпись

Преимущества использования ЭП

Использование ЭП позволяет:

  • значительно сократить время, затрачиваемое на оформление сделки и обмен документацией;
  • усовершенствовать и удешевить процедуру подготовки, доставки, учета и хранения документов;
  • гарантировать достоверность документации;
  • минимизировать риск финансовых потерь за счет повышения конфиденциальности информационного обмена;
  • построить корпоративную систему обмена документами.

Подделать ЭП невозможно – это требует огромного количества вычислений, которые не могут быть реализованы при современном уровне математики и вычислительной техники за приемлемое время, то есть пока информация, содержащаяся в подписанном документе, сохраняет актуальность. Дополнительная защита от подделки обеспечивается сертификацией Удостоверяющим центром открытого ключа подписи.

С использованием ЭП работа по схеме “разработка проекта в электронном виде – создание бумажной копии для подписи – пересылка бумажной копии с подписью – рассмотрение бумажной копии – перенос ее в электронном виде на компьютер” уходит в прошлое.

Средства ЭЦП

Средствами ЭЦП являются аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций:

  • создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи,
  • подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе,
  • создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей.

Криптографическая основа

В основе электронной подписи лежит криптография открытого ключа. С ее помощью формируется специальный сертификат пользователя. Он содержит данные о пользователе, открытый ключ и электронную подпись сертификата, ее можно проверить с помощью открытого ключа удостоверяющего центра. Алгоритм гарантирует, что произвести генерацию подписи может только удостоверяющий центр, который имеет секретный ключ шифрования и доверие к которому является основой для работы всей системы ЭЦП.

Доверие к удостоверяющим центрам основано на иерархическом принципе: сертификат удостоверяющего центра нижнего уровня заверяется электронной подписью удостоверяющего центра более высокого уровня. Высочайшим уровнем удостоверяющих центров является федеральный, который находится под управлением государственных органов.

Вся система доверия, построенная на сертификатах, образует так называемую инфраструктуру открытых ключей (Public Key Infrastructure, PKI). При такой инфраструктуре требуется проверка не только легитимности ключа удостоверяющего центра, выдавшего сертификат, но и всех вышестоящих удостоверяющих центров.

В России сейчас создается система PKI, которая доступна практически всем желающим. Изначально она была создана агентством Росинформтехнологии на базе Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ). Однако сейчас федеральный удостоверяющий центр передан в ведение «Ростелекома». Этот телекоммуникационный оператор активно предлагает развивать различные проекты с использованием PKI.

Читайте также:  Активация ключа эцп

Равнозначность собственноручной подписи

Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

  • сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
  • подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
  • электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Область применения ЭЦП определяется идентификатором, называемым OID. У каждой области действия свой OID. Например, область применения, которая позволяет подписывать документы для постановки объектов на ГКН, имеет OID 1.2.643.5.1.24.2.1.3.1 «Формирование кадастровым инженером документов для получения услуг со стороны заявителя». ЭЦП с таким OID выдается только кадастровым инженерам, которые для получения предъявляют Аттестат кадастрового инженера.

Область применения, которая позволяет органу кадастрового учёта подтверждать документы – результаты кадастрового учета имеет OID – 1.2.643.5.1.24.2.1.2 «Формирование документов как результата оказания услуги со стороны органов кадастрового учета». ЭЦП с такими OID нами не выдается. И не может быть выдан без специальной аккредитации.

Электронная подпись для госзакупок

Основная статья:Электронная подпись в закупках

Для участия в закупочных процедурах необходимо наличие электронной подписи. Каких типов бывают ЭП, что влияет на стоимость подписи и какой пакет документов необходимо подготовить для её получения? Подробнее здесь.

Хроника

8 июля 2019 года стало известно, что Министр экономического развития Максим Орешкин выступил за скорейшее принятие законопроекта, ужесточающего требования к удостоверяющим центрам электронной подписи. Соответствующее заявление министр сделал в ходе парламентских слушаний в Госдуме, посвященных вопросам Цифровой экономики.

В Госдуму были внесены сразу два законопроекта с поправками в Закон «Об электронной подписи». Первый из них разработан сенаторами Владимиром Кравченко, Любовью Глебовой и Михаилом Пономаревым, второй – сенатором Людмилой Боковой.

Закон «Об электронно-цифровой подписи» был принят в России в 2003 г. К документу было множество нареканий, и в 2011 г. его заменили новым Законом – «Об электронной подписи».

В законе упоминается электронная подпись трех видов: простая, усиленная и квалифицированная. Усиленная электронная подпись выдается удостоверяющим центром, квалифицированная – удостоверяющим центром, прошедшим аккредитацию в Минкомсвязи. Квалифицированная электронная подпись признается аналогом собственноручной. В числе прочего она необходима для участия в госзакупках.

Изначально закон требовал, что для аккредитованных удостоверяющих центров минимальный размер чистых активов должен составлять 1 млн руб., а минимальный размер финансового обеспечения для покрытия возможных убытков третьим лицам 1,5 млн руб.

В 2015 г. по инициативе Минкомсвязи законодатели увеличили минимальный размер чистых активов до 7 млн руб., а минимальный размер финансового обеспечения – до 30 млн руб. Но власти хотели и дальше ужесточать требования к удостоверяющим центрам. Так, в 2017 г. Минкомсвязи разработало законопроект о монополизации выдачи квалифицированных электронных подписей государством, однако данный документ был раскритикован отраслью и не получил дальнейшего развития.

Читайте также:  Электронная цифровая подпись (ЭЦП) в Крыму, Симферополь

В представленных законопроектах речь идет о дальнейшем ужесточении требований к аккредитованным удостоверяющим центрам. Согласно обоим документам, минимальный размер чистых активов предлагается увеличить до 1 млрд руб., либо, если у удостоверяющего центра есть филиалы в как минимум двух третях российских регионов, до 500 млн руб.

Минимальный размер финансовой гарантии предлагается увеличить до 200 млн руб. Если число мест осуществления лицензируемого вида деятельности превышает 10, то за каждое такое место необходима дополнительная финансовая гарантия в размере 500 тыс. руб., но не более 300 млн руб. в совокупности.

Срок аккредитации удостоверяющих центров сокращается с пяти до трех лет. За нарушения в работе удостоверяющих центров технического характера вводится административная ответственность.

За заведомо умышленные действия сотрудников удостоверяющих центров помимо административной, вводится еще и уголовная ответственность.

Также вводятся требования к деловой репутации руководителей удостоверяющих центров и лиц, владеющих в них не менее чем 10% капитала. Если аккредитация удостоверяющего центра была отозвана, то центр сможет обратиться за новой аккредитацией не ранее чем через три года. Кроме того, аккредитованные удостоверяющие центры должны владеть лицензиями на разработку шифровальных средств и обладать правами собственности на аппаратные средства электронной подписи.

Другое важное требование состоит в использовании юридическими лицами электронных подписей, причем здесь подходы обоих документов расходятся. Законопроект Кравченко, Глебовой и Пономарева предполагает обязать использовать только квалифицированные электронные подписи, выданные удостоверяющим центром Федеральной налоговой службы (ФНС).

В случаях с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и платежными системами будут применять квалифицированные электронные подписи, выданные удостоверяющими центрами Центробанка. В случаях с органами государственной власти и местного самоуправления, а также их должностными лицами будут применяться квалифицированные электронные подписи, выданные удостоверяющими центрами Федерального казначейства.

Законопроект Боковой более либерален. Он позволит юридическим лицами продолжить использовать квалифицированные электронные подписи от любых аккредитованных удостоверяющих центров. ФНС сможет отзывать сертификаты электронных подписей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Аналогичным образом, Центробанк сможет отзывать сертификаты электронных подписей кредитных организаций, некредитных финансовых организаций и платежных систем. Как и в другом законопроекте, законопроект Боковой также требует от органов госвласти и их должностных лиц получать квалифицированные электронные подписи только в удостоверяющем центре Федерального казначейства.

Читайте также:  Как установить сертификат с ruToken или eToken для Windows 7

В случае принятия обоих законопроектов они вступят в силу в течение 120 дней с момента их подписания. Сертификаты квалифицированных электронных подписей и аккредитации удостоверяющих центров, выданные до опубликования данного закона, будут действительны до конца срока их действия, но не более двух лет.

Норма законопроекта Кравченко, Глебовой и Пономарева об использовании юридическими лицами квалифицированных электронных подписей, выданных удостоверяющим центром ФНС и Центробанком, вступит в силу через два года после опубликования соответствующих законов. Норма законопроекта Боковой о возможности ФНС и Центробанка отзывать сертификаты квалифицированных электронных подписей также вступит в силу через два года после опубликования закона.

В то же время есть и некоторые послабления. Удостоверяющие центры смогут привлекать третьих лиц для приема заявлений на выдачу сертификатов электронных подписей и вручению данных сертификатов.

Кроме того, удостоверяющие центры смогут хранить ключи проверки электронных подписей, и по поручению их владельцев, создавать с их помощью электронные подписи. Как пояснил Орешкин, речь идет о возможности использования облачной электронной подписи.

Законопроект вводит понятие доверенной третей стороны. Она будет проверять подлинность электронной подписи в электронных документах в конкретный момент и проверять подлинность электронных подписей, выданных за рубежом. Доверенные третьи лица должны будут проходить аккредитацию в Минкомсвязи. Ожидается, что в России появится около 20 таких лиц.

В связи с этим вводится еще одно понятие – метка доверенного времени. Это достоверная информация в электронной форме о дате и времени подписания электронного документа электронной подписью, создаваемая и проверяемая доверенной третьей стороной, удостоверяющим центров либо операторов информационной системы.

Удостоверяющие центры должны будут выдавать сертификаты электронных подписей по цене, не превышающей установленное Правительством значение. Лицам, получившим сертификаты, безвозмездно должна быть предоставлена возможность зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации. Кроме того, физическим лицам должны быть безвозмездно предоставлены технические средства для шифрованиябиометрических подписей.

Авторы законопроектов утверждают, что предложенные ими документы решат еще одну проблему. На июль 2019 года госведомства требуют наличия в сертификатах квалифицированных электронных подписей наличия тех или иных полномочий, закрепляемых за пользователем в рамках конкретной информационной системы. В результате сертификаты, выданные аккредитованными удостоверяющими центрами, не могут быть использованы в некоторых информационных системах, и удостоверяющие центры вынуждены предлагать квалифицированные электронные подписи для работы в конкретных информационных системах.[1]

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий