Как получить и установить ЭЦП для Сбербанк АСТ? — АСТ Сбербанк

Как получить и установить ЭЦП для Сбербанк АСТ? — АСТ Сбербанк Электронная цифровая подпись

Общие сведения об ЭЦП

ЭЦП для торгов Сбербанк АСТ дает возможность торговать на шести разных площадках, аккредитованных по стандартам Федерального Закона 223 о Госсзакупках. Помимо Сбербанк АСТ – это:

  • Единая электронная торговая площадка;
  • АГЗРТ;
  • ММВБ;
  • Российский аукционный дом;
  • ЭТС-Тендер.

Регистрация ЭЦП на Сбербанк АСТ также позволяет использовать электронную подпись в цифровом документообороте, для верификации пользователя (в том числе в качестве юридического лица) на сайтах Госуслуг. На текущий момент существует порядка 100 подобных систем электронного взаимодействия, где допускается подписание контракта на Сбербанк АСТ через ЭЦП и их список регулярно расширяется. Поэтому получение электронной подписи – это, первым делом, расширение возможностей бизнеса.

Возможные проблемы при работе со Сбербанк АСТ

Электронная подпись – это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом с ней связана и которая используется для определения личности подписанта. Она позволяет проверить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования подписи (целостность), принадлежность подписи владельцу сертификата ключа подписи (авторство), а в случае успешной проверки подтвердить факт подписания электронного документа (неотказуемость).

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ “Об электронной подписи” (далее – Закон № 63-ФЗ) определяет простую и усиленную электронные подписи.

Усиленная электронная подпись может быть неквалифицированной и квалифицированной (ст. 5 Закона № 63-ФЗ).

Квалифицированная электронная подпись является самой криптографически стойкой к дешифрованию и может именоваться таковой только в случае соответствия требованиям ГОСТ Р 34.10-2001 и ГОСТ Р 34.10-2012.

Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Такой электронный документ может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе (ст. 6 Закона № 63-ФЗ).

Самая распространенная ошибка – это ошибка во время подписания Сбербанк АСТ. В большинстве случаев указывает на то, что программная среда не отвечает минимальным требованиям или используется несовместимое ПО.

Если же содержимое подписи пустое Сбербанк АСТ (имеется ввиду, при подписании акта), то это может указывать на то, что процесс выполняется в нерабочее время (то есть, площадка не работает), либо что пользователь не дал разрешение использовать ActiveX в Internet Explorer. Такое также произойдет, если сама площадка Сбербанк АСТ не была добавлена в список надежных доменов.

Как получить и установить ЭЦП для Сбербанк АСТ? — АСТ Сбербанк

Итого, как подписать контракт на Сбербанк АСТ? Для этого потребуется получить электронную подпись у удостоверяющего центра. Это возможно и физическим лицам, и индивидуальным предпринимателям, и юридическим лицам. Сам процесс создания подписи занимает буквально 1 день, но при условии, что поданы были все необходимые документы в удостоверяющий центр.

Как получить ЭЦП?

Согласно установленных правил со стороны Сбербанка АСТ, регистрация, проверка и получение новой ЭЦП на Сбербанк АСТ проводится в Авторизованных удостоверяющих центрах. Таковых на данный момент в Российской Федерации имеется восемь:

  1. Сберключ.
  2. Корус (действует на территории СНГ).
  3. Национальный удостоверяющий центр.
  4. Тензор.
  5. УЦ «Гарант».
  6. Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен.
  7. СКБ «Контур».
  8. Такском.

Условия получения и проверки ЭЦП для Сбербанк АСТ при этом остаются аналогичными, как и требования к документам. Стоит учесть, что их список регулярно меняется, корректируется, поэтому следует его уточнять непосредственно перед подачей заявки.

На текущий момент для получения ЭЦП физическим лицам потребуются:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • свидетельство о присвоении идентификационного номера;
  • заявление по форме на выдачу сертификата.

Для предпринимателей также потребуется предоставить выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ (в зависимости от формы предприятия).

Возможные проблемы при работе со Сбербанк АСТ

Как было сказано выше, выпуск квалифицированных сертификатов вправе осуществлять только аккредитованный УЦ. Поэтому, даже если вы получаете квалифицированный сертификат у “агента” – доверенного лица УЦ, сначала вам следует изучить деятельность самого УЦ.

Для правильного выбора УЦ рекомендуем обратить внимание на следующие критерии:

  • наличие у него аккредитации Минкомсвязи России;
  • он является доверенным УЦ ФНС России, ПФР, Росстата;
  • наличие лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  • наличие лицензии Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России;
  • аккредитован на всех электронных торговых площадках госзакупок;
  • имеет многолетний опыт работы на рынке электронных услуг;
  • есть представители в различных регионах РФ;
  • наличие круглосуточного сервиса техподдержки.

Информацию об аккредитации УЦ вы можете получить в Реестре, размещаемом на сайте Минкомсвязи России. В нем перечислены все существующие на данный момент аккредитованные УЦ. Кроме того, есть информация об УЦ с приостановленной аккредитацией и с досрочным прекращением аккредитации.

Читайте также:  криптопро вебинар

Важно!

Электронная подпись является аналогом собственноручной подписи. Ответственность за ее применение лежит на том лице, на которое она была оформлена.

При дистанционном оформлении квалифицированного сертификата процедура удостоверения личности не в полной мере соответствует требованиям законодательства. Он может попасть к лицу, которое на самом деле заявителем не является. Для номинального владельца квалифицированного сертификата это влечет юридические, финансовые, налоговые риски и другие негативные последствия. Подробнее

Проверку аутентичности квалифицированного сертификата вы можете провести в онлайн-режиме на Портале госуслуг. Следуя указаниям, вы получите заключение о подлинности сертификата. В документе должно значиться: “Подлинность сертификата подтверждена. Статус сертификата, использованного для подтверждения подлинности ЭП: действителен, сертификат выдан аккредитованным удостоверяющим центром”.

При получении квалифицированного сертификата у “агента” – доверенного лица УЦ рекомендуем лично явиться к нему в офис и в первую очередь обязательно поинтересоваться, кто выпустил сертификат, а также запросить документы и лицензии УЦ.

Далее следует собственноручно передать все необходимые с вашей стороны документы для оформления и подписать заявление на выпуск квалифицированного сертификата. Это будет являться гарантией того, что “агент” повторно не выпустит сертификат на ваше имя без вашего ведома.

При заключении договора обращайте внимание на прописанные в нем условия. Предметом договора должно являться оказание конкретных услуг по обеспечению юридически значимого электронного документооборота в части выпуска квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.

Только при соблюдении перечисленных выше условий “агент” несет полную ответственность в соответствии с положениями Закона № 63-ФЗ.

В заключение отметим, что возникновение рассмотренной в статье ситуации с “агентом” можно исключить путем внесения изменений в Закон № 63-ФЗ. В настоящее время его положения четко не устанавливают обязательность присутствия УЦ в качестве стороны в заключаемом договоре. Необходимо ввести норму по аналогии с Федеральным законом от 22 мая 2003 г.

№ 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа”, согласно которой договор на предоставление квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи может заключаться только между УЦ и пользователем. В таком случае “агент” сможет действовать только от имени УЦ.

Читайте также:  Политика сертификата эцп

Сколько стоит?

Сколько стоит ЭЦП для Сбербанк АСТ? Итоговую стоимость вправе устанавливать непосредственно удостоверяющий центр в зависимости от спектра использованных услуг. Каждый из них имеет возможность предоставлять информационную поддержку, а также оказывать помощь в подготовке пакета документов для подачи заявки. Соответственно, указанные услуги добавляются к стоимости самого ЭЦП.

Средняя цена – от 5 тысяч рублей в год.

Экспертное мнение

Мнение эксперта

Владимир Анатольевич Сорокин

Аккредитованный специалист по работе с площадкой

Стоит также учесть, что на сегодняшний день существует две вариации электронной подписи. Это так называемая «Индивидуальная» и «Государственная». Именно для торговли на Сбербанк АСТ, а также для принятия участия в разного рода торгах и аукционах подойдет любая. Отличия между ними заключаются преимущественно в дополнительном функционале (взаимодействие с разными порталами Госуслуг).

Итоговую стоимость рекомендуется уточнять у представителей удостоверяющих центров. В принципе, у каждого из них имеется свой официальный сайт и служба справочной поддержки. Ознакомиться с контактными данными можно на странице нашего Каталога

Как производится подпись электронных документов?

Приказ Казначейства России от 04.12.2013 № 279 «Об утверждении Регламента Удостоверяющего центра Федерального казначейства»

Подпись электронных документов производится по установленному стандарту. Первым делом необходимо установить совместимое программное обеспечение (для которого предусмотрена сертификация со стороны ФСН). Многие из тех, кто активно использует ЭЦП, в том числе на торгах в Сбербанк АСТ, рекомендуют устанавливать CyberSafe, утверждая, что исходный код данной программы открытый, поэтому каждый может изучить его и убедиться в отсутствии «вирусов» и прочего зловредного кода (что и подтверждается наличием лицензии от ФСН). И, конечно же, программа бесплатная.

Далее через программу следует установить полученный цифровой сертификат (его, как правило, выдают на носителе, а копию присылают на электронный почтовый ящик). Для юридических лиц, если они получали несколько сертификатов (для каждого сотрудника отдельно) потребуется по очереди провести установку всех их.

Стоит также обратить внимание, что для того, чтобы проверить ЭЦП Сбербанк АСТ или использовать его для подписи документов потребуется использоваться компьютер с установленной операционной системой семейства Windows, причем редакции 7 или выше (8, 8.1, 10, в том числе и корпоративные версии).

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий