Изменения в №63-ФЗ: Госдума приняла поправки в закон «Об электронной подписи», часть 2

Принятые сокращения

1. Нормативные правовые акты:

Конституция РФ – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 6 апреля 2021 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 9. Ст. 773; № 34. Ст. 4026; 1999. № 28. Ст. 3471; 2001. № 17. Ст. 1644; № 21. Ст. 2063; 2002. № 12. Ст. 1093; № 48. Ст. 4737, 4746; 2003. № 2. Ст. 160, 167; № 52 (ч. 1). Ст. 5034;

2004. № 27. Ст. 2711; № 31. Ст. 3233; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 18, 39, 43; № 27. Ст. 2722; № 30 (ч. 2). Ст. 3120; 2006. № 2. Ст. 171; № 3. Ст. 282; № 23. Ст. 2380; № 27. Ст. 2881; № 31 (ч. 1). Ст. 3437; № 45. Ст. 4627; № 50. Ст. 5279; № 52 (ч. 1). Ст. 5497, 5498; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 21; № 7. Ст. 834; № 27. Ст. 3213; № 31. Ст. 3993; № 41. Ст. 4845; № 49. Ст. 6079; № 50. Ст. 6246; 2008. № 17. Ст. 1756; № 20. Ст. 2253; № 29 (ч. 1). Ст. 3418; № 30 (ч. 1). Ст. 3597; № 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. № 1. Ст.

14, 19, 20, 23; № 7. Ст. 775; № 26. Ст. 3130; № 29. Ст. 3582, 3618; № 30 (ч. 2). Ст. 3617; часть вторая от 26 января 2006 г. № 14-ФЗ (ред. от 7 февраля 2021 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; № 34. Ст. 4025; 1997. № 43. Ст. 4903; 1999. № 51. Ст. 6288; 2002. № 48. Ст. 4737; 2003. № 2. Ст. 160, 167; № 13. Ст.1179; № 46 (ч. 1). Ст. 4434; № 52 (ч. 1). Ст.5034;

2005. № 1 (ч. 1). Ст. 15, 45; № 13. Ст. 1080; № 19. Ст. 1752; № 30 (ч. 1). Ст. 3100; 2006. № 6. Ст. 636; № 52 (ч.1). Ст. 5497; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 39; № 5. Ст. 558; № 7. Ст. 1929; № 27. Ст. 3213; № 31. Ст. 3993, 4015; № 41. Ст. 4845; № 44. Ст. 5282; № 45. Ст. 5428; № 49. Ст. 6048; № 50. Ст. 6247; 2008. № 17. Ст. 1756; № 29 (ч. 1). Ст. 3418; № 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. № 1. Ст. 16; № 15. Ст. 1778; № 29. Ст. 3582; часть третья от 26 ноября 2001 г.

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 3 июня 2009 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; № 30. Ст. 3029; № 44. Ст. 4298; 2003. № 1. Ст. 2; № 27 (ч. 1). Ст. 2700; № 27 (ч. 2). Ст. 2708, 2717; № 46 (ч. 1). Ст. 4434, 4440; № 50. Ст. 4847, 4855; № 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004.

№ 19 (ч. 1). Ст. 1838; № 30. Ст. 3095; № 31. Ст. 3229; № 34. Ст. 3529; № 34. Ст. 3533; № 44. Ст. 4266; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 9, 13, 37, 40, 45; № 10. Ст. 762, 763; № 13. Ст. 1077, 1079; № 17. Ст. 1484; № 19. Ст. 1752; № 25. Ст. 2431; № 27. Ст. 2719, 2721; № 30 (ч. 1). Ст. 3104; № 30 (ч. 2). Ст. 3124, 3131; № 40. Ст. 3986; № 50. Ст. 5247; № 52 (ч. 1). Ст. 5574, 5596; 2006. № 1. Ст. 4, 10; № 2. Ст. 172, 175; № 6. Ст. 636; № 10. Ст. 1067; № 12. Ст. 1234; № 17 (ч. 1). Ст. 1776; № 18. Ст. 1907; № 19. Ст. 2066; № 23. Ст. 2380, 2385; № 28. Ст. 2975; № 30. Ст. 3287; № 31. (ч. 1). Ст.

3420, 3432, 3433, 3438, 3452; № 43. Ст. 4412; № 45. Ст. 4633, 4634, 4641; № 50. Ст. 5279, 5281; № 51 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 21, 25, 29, 33; № 7. Ст. 840; № 15. Ст. 1743; № 16. Ст. 1824, 1825; № 17. Ст. 1930; № 20. Ст. 2367; № 21. Ст. 2456; № 26. Ст. 3089; № 30. Ст. 3755; № 31. Ст.

4001, 4007, 4008, 4015; № 41.Ст. 4845; № 43. Ст. 5084; № 46. Ст. 5553; № 49. Ст. 6034, 6065; № 50. Ст. 6246; 2008. № 10 (ч. 1). Ст. 896; № 18. Ст. 1941; № 20. Ст. 2251, 2259; № 29 (ч. 1). Ст. 3418; № 30 (ч. 1). Ст. 3582, 3601, 3604; № 45. Ст. 5143; № 49. Ст.

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 19 июля 2009 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 1999. № 14. Ст. 1649; № 28. Ст. 3487; 2000. № 2. Ст. 134; 2001. № 1 (ч. 2). Ст. 18; № 13. Ст. 1147; № 23. Ст. 2289; № 53 (ч. 1). Ст. 5016, 5026; 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2; 2003. № 23. Ст. 2174; № 27 (ч. 1). Ст. 2700; № 28. Ст. 2870, 2873; № 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. №; 27. Ст. 2711; № 31. Ст. 3231; № 45. Ст. 4377; 2005. № 26. Ст. 2717; № 45. Ст. 4585; 2006. № 6. Ст. 636; № 31 (ч. 1). Ст. 3436; 2007. № 1(ч. 1). Ст. 28, 31; № 18. Ст. 2118; № 22. Ст. 2563, 2564; 2008. № 26. Ст. 3022; № 27. Ст. 3126; № 30 (ч. 2). Ст. 3616; № 48. Ст. 5500, 5519; 2009. № 29. Ст. 3632.

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 3 июня 2009 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 1998. № 22. Ст. 2332; № 26. Ст. 3012; 1999. № 7. Ст. 871, 873; № 11. Ст. 1255; № 12. Ст. 1407; № 28. Ст. 3489—3491; 2001. № 11. Ст. 1002; № 13. Ст. 1140; № 26. Ст. 2587, 2588; № 33 (ч. 1). Ст. 3424; № 47. Ст. 4404, 4405; № 53 (ч. 1). Ст. 5028; 2002. № 10. Ст. 966; № 11. Ст. 1021; № 19. Ст. 1793, 1795; № 26. Ст. 2518; № 30. Ст. 3020, 3029; № 44. Ст. 4298; 2003. № 11. Ст. 954; № 15. Ст. 1304; № 27 (ч. 2). Ст. 2708, 2712;

№ 28. Ст. 2880; № 50. Ст. 4848, 4855; 2004. № 30. Ст. 3091, 3092, 3096;

2005. № 1 (ч. 1). Ст. 1, 13; № 30 (ч. 1). Ст. 3104; № 52 (ч. 1). Ст. 5574;

2006. № 2. Ст. 176; № 31 (ч. 1). Ст. 3452; № 50. Ст. 5279; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 46. № 16. Ст. 1822, 1826; № 21. Ст. 2456; № 31. Ст. 4000, 4008, 4011; № 45. Ст. 5429; № 49. Ст. 6079; № 50. Ст. 6246, 6248; 2008. № 7. Ст. 551; № 15. Ст. 1444; № 20. Ст. 2251; № 30 (ч. 1). Ст. 3601; № 48. Ст. 5513; № 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. № 1. Ст. 29; № 7. Ст. 788; № 18 (ч. 1). Ст. 2146; № 23. Ст. 2761; № 26. Ст. 3139; № 31. Ст. 3921, 3922; № 44. Ст. 5170; № 45.Ст. 5263, 5265.

Закон об ЭЦП – Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (ред. от 8 ноября 2007 г.) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127; 2007. № 46. Ст. 5554.

Закон об информационных технологиях – Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 6 апреля 2021 г.) // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448; 2021. № 31. Ст. 4196; 2021. № 15. Ст. 2038.

Закон о техническом регулировании – Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 28 сентября 2021 г.) // СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140; 2005. № 19. Ст. 1752; 2007. № 19. Ст. 2293; № 49. Ст. 6070; 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. № 29. Ст. 3626; № 48. Ст. 5711; 2021. № 1. Ст. 5, 6; № 40. Ст. 4969.

2. Официальные издания:

БНА ФОИВ – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Ведомости СНД и ВС (СССР, РСФСР, РФ) – Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФР, РФ).

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации.

3. Органы власти:

Минкомсвязь России – Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

МНС России – Министерство по налогам и сборам Российской Федерации.

Правительство РФ – Правительство Российской Федерации.

Президент РФ – Президент Российской Федерации.

Читайте также:  Тестовый Удостоверяющий Центр : Услуги : ООО «ЛИССИ-Софт»

ФАПСИ – Федеральное агентство правительственной связи и информации.

ФНС России – Федеральная налоговая служба.

ФСБ России – Федеральная служба безопасности РФ.

ФФОМС – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

ПФ РФ – Пенсионный фонд Российской Федерации.

4. Прочие сокращения:

ВТО – Всемирная торговая организация.

ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц.

ЕЭК – Европейская экономическая комиссия.

КЭП – квалифицированная электронная подпись.

МТП – Международная торговая палата.

НЭП – неквалифицированная электронная подпись.

ОГРН – основной государственный регистрационный номер.

ООН – Организация Объединенных Наций.

ПЭП – простая электронная подпись.

РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.

РФ – Российская Федерация.

СССР – Союз Советских Социалистических Республик.

ФГИС – федеральная государственная информационная система.

ЭП – электронная подпись.

ЭЦП – электронная цифровая подпись.

ЮНСИТРАЛ – Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли.

Статья 1. сфера действия настоящего федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий.

Комментируемая статья определяет сферу действия Закона № 63-ФЗ. По сравнению с п. 2 ст. 1 Закона об ЭЦП сфера действия Закона № 63-ФЗ значительно расширена и позволяет использовать электронные подписи не только при совершении гражданско-правовых сделок, но и при оказании государственных и муниципальных услуг, а также при совершении иных юридически значимых действий.

Электронная цифровая подпись представляет собой определенную последовательность машиночитаемых символов и является результатом действия компьютерной программы «генерации» цифровой подписи.[21]21
Мельников В. С.

[Закрыть]

Первоначально возможность использования электронной цифровой подписи, закрепленная в ГК РФ, стала новацией в российском гражданском законодательстве, которое требует определенного технического обеспечения для своего функционирования.

Отправным элементом для использования ЭЦП явился п. 2 ст. 160 ГК РФ, предусматривающий возможность применения, наряду с факсимиле (клише), электронной цифровой подписи при совершении сделки в письменной форме. Тем самым гражданское законодательство официально признавало письменную форму сделки, если ее оформление произведено с помощью ЭЦП.

Гражданско-правовые сделки – основная область развития электронного документооборота. Перспективу увеличения числа обязательств, принимаемых на себя хозяйствующими субъектами через совершение электронных документов с помощью электронных подписей, преследует новый закон.

Гражданским законодательством, в частности гл. 9 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ[22]22
СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

[Закрыть], определяются понятие и виды сделок, а также условия их совершения.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). При этом сделки могут быть двух– или многосторонними (договоры) и односторонними (ст. 154 ГК РФ).

Подавляющее большинство сделок, совершаемых в хозяйственном обороте, являются двухсторонними и многосторонними. Они представляют собой отдельные виды обязательств, предусмотренные Гражданским кодексом РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ[23]23
Там же. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

[Закрыть], такие, например, как купля-продажа, поставка (гл. 30), аренда (гл. 34), подряд (гл. 37), возмездное оказание услуг (гл. 39) и т. п.

Новый вид подписи должен выполнять функции, аналогичные тем, что выполнял ее традиционный вид: указывать, кем подписан документ, символизировать выражение воли стороны по сделке (одобрение, разрешение и т. д.), быть сложной для воспроизводства любым другим не уполномоченным на то лицом, обеспечивать нецелесообразность подделки.

Как полагают специалисты, применительно к договору электронная форма приравнивается к письменной при соблюдении двух условий.

Во-первых, законом, иными правовыми актами или соглашением сторон предусмотрено использование в ходе обмена документами по согласованию условий договора факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи.

Во-вторых, средства связи позволяют достоверно установить, что электронные документы исходят от сторон по договору.[24]24
Вершинин А. П. Внешнеэкономическое право. Введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – С. 63.

[Закрыть]

Применение технологий электронного взаимодействия участников гражданского оборота предполагает использование ряда обязательных соглашений. В гражданско-правовой сфере Е.Ю. Шишаева выделяет три группы подобных соглашений.

1. Схема, в которой участники электронного документооборота заключают сначала соглашение с фирмой-провайдером, причем провайдерами могут быть различные фирмы, а затем соглашение об электронном документообороте между собой.

2. Схема, по которой выстроена самая популярная в мировом масштабе система электронного документооборота S.W.I.F.T. Фирма-провайдер S.W.I.F.T. SCRL утверждает единые правила корпорации, к которым путем подписания соответствующих документов присоединяется каждый новый пользователь; таким образом, все пользователи и фирма-провайдер оказываются связанными договорными условиями.

3. Для третьей схемы договорного взаимодействия ее участников характерно отсутствие фирмы-провайдера и наличие договорных отношений, регулирующих порядок электронного документооборота между участниками.[25]25
Шишаева Е. Ю.

[Закрыть]

Надо также отметить, что благодаря новым техническим решениям возрастает число сделок, осложненных иностранным элементом (трансграничные сделки). Их увеличение является прямым следствием активного использования компьютерных технологий, отражает общую тенденцию глобализации мировых хозяйственных рынков.

Как отмечается, электронная торговля – это не новый вид договоров, а усовершенствованный способ оформления традиционных обязательств, таких как купля-продажа, возмездное оказание услуг, расчеты и др..[26]26
Васильев С. В.

[Закрыть]

Основополагающим правовым актом в России должен стать Федеральный закон «Об электронной торговле»[27]27
См.: Постановление ГД ФС РФ от 6 июня 2001 г. № 1582-III ГД «О проекте федерального закона № 11081-3 «Об электронной торговле» // Ведомости ФС РФ. – 2001. – № 17. – Ст. 988.

[Закрыть], целью которого должно быть закрепление прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную торговлю, определение правил совершения сделок с использованием электронных документов, подписанных аналогами собственноручной подписи (электронной цифровой подписью), и т. д.

Оказание государственных (муниципальных) услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2021 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Определение государственных (муниципальных) услуг дано в названном законе.

Государственная услуга – деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В свою очередь, муниципальная услуга – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения.

Вопросы местного значения определены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ[28]28
СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.

[Закрыть] и включают в себя вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 2). Например, к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (ст. 14) и т. п.

Отдельно в сфере действия закона находятся государственные и муниципальные функции. В рамках деятельности федеральных органов исполнительной власти государственные функции в соответствии Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[29]29
СЗ РФ. – 2004. – № 11. – Ст. 945.

[Закрыть] подразделяются на функции:

1) принятия нормативных правовых актов;

2) контроля и надзора;

3) управления государственным имуществом;

4) оказания государственных услуг.

Для целей оказания услуг закон предусматривает использование единого портала, который представляет собой федеральную государственную информационную систему (ФГИС). Информационная система предусматривает представление заявителям доступа к сведениям об услугах в электронной форме, через использование сети «Интернет». В рамках закона обеспечивается ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

Общие положения, касающиеся условий и порядка предоставления услуг с использованием электронной подписи, закреплены в ст. 21.1 и 21.2 Федерального закона от 27 июля 2021 г. № 210-ФЗ.

Юридически значимые действия связываются с деятельностью государственных (муниципальных) органов и иных организаций. При этом такие действия влекут определенные юридические последствия как для лица, обращающегося за их совершением, так и для субъекта, обязанного данные действия совершить.

Виды юридически значимых действий весьма разнообразны. Это могут быть выдача документов, предоставляющих права или освобождение от обязанностей (например, выдача прав на управление автомобилем), и принятие (с соответствующим оформлением) решений, являющихся основанием совершения действий (бездействия) другими субъектами (например, признание инвалидом влечет возникновение обязанности назначить пенсию), и т. п.

Читайте также:  ГОСТ 34.10-2018 Информационная технология (ИТ). Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи, ГОСТ от 04 декабря 2018 года №34.10-2018

Кроме того, именно правовые последствия являются основным критерием признания действий юридически значимыми. Виды последствий, так же, как и виды действий, весьма разнообразны и зависят от характера первых.

Отдельные виды юридически значимых действий легально закреплены в гл. 25 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ[30]30
СЗ РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.

[Закрыть], посвященной вопросам государственной пошлины. В частности, к юридически значимым действиям налоговое законодательство относит рассмотрение дел в судах, совершение нотариальных действий, государственную регистрацию актов гражданского законодательства, государственную регистрацию юридических лиц, выпуска ценных бумаг и т. п.

Статья 3. правовое регулирование отношений в области использования электронных подписей

Комментируемая статья определяет правовое регулирование отношений в области использования электронных подписей.

Отметим, что правовым основам регулирования электронного документооборота в рамках Закона об ЭЦП посвящена самостоятельная ст. 2 этого Закона, которая называет ряд нормативных актов в рассматриваемой сфере. Несмотря на то, что ч. 1 комментируемой статьи конкретно не называет нормативные акты, составляющие нормативную базу регулирования электронных подписей, представляется, что отдельные правовые документы, регулирующие рассматриваемые правоотношения, можно толковать по аналогии, предложенной законом об ЭЦП. К таким нормативным актам, в частности, можно отнести следующие документы.

Конституция РФ 1993 г.[40]40
Российская газета. – 1993. – № 237. – 25 декабря.

[Закрыть] – Основной закон государства; является отправным элементом для построения системы регулирования различных общественных отношений, в том числе и в рассматриваемой области. В первую очередь здесь можно назвать право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29).

В развитие этого конституционного постулата, применительно к сфере применения электронной подписи, право граждан и соответственно иных лиц отражается в рамках процесса информационного взаимодействия, который может происходить в любых формах с учетом информационных технических возможностей, в том числе информационно-телекоммуникационных средств.

Гражданский кодекс РФ, часть первая (1994 г.) и часть вторая (1996 г.)[41]41
СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

[Закрыть], в котором определены условия совершения сделок. Правовой базой для применения ЭЦП являлись п. 2 ст. 160 и ст. 434 ГК РФ.

Статья 434 ГК РФ предоставляет сторонам возможность заключать договоры путем телетайпной, телефонной, электронной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. При этом использование ЭЦП при заключении сделок допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ).

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»[42]42
СЗ РФ. – 2003. – № 28. – Ст. 2895.

[Закрыть] устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

Общий механизм электронного документооборота раскрыт в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 10, 11, 15)[43]43
Там же. – 2006. – № 31 (ч. 1). – Ст. 3448.

[Закрыть]. В этом Законе даны определения понятиям «электронное сообщение», «электронный документ», условия распространения или предоставления информации в электронном виде, документирования информации, использования информационно-телекоммуникационных сетей.

К законодательным нормативным актам в рассматриваемой сфере следует также отнести Федеральный закон от 27 июля 2021 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В рамках этого Закона регламентируются вопросы порядка использования электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг (ст. 21.1 и 21.2).

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[44]44
Там же. – 1996. – № 14. – Ст. 1401.

[Закрыть] определяет обязанность представления персонифицированной отчетности в электронной форме. Такая обязанность с 2021 г. действует для страхователей, у которых численность работников за предшествующий отчетный период составляет 50 человек и более.

Если количество сотрудников меньше указанного предела, то информацию можно подать как в письменном, так и в электронном виде. Страхователи вправе передавать сведения в ПФР с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» в рамках использования электронной подписи позволяет предоставлять кредитные отчеты субъекту кредитной истории по его запросу. Кредитный отчет предоставляется пользователям кредитных историй только в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации или иным аналогом собственноручной подписи руководителя бюро кредитных историй либо иного уполномоченного лица бюро кредитных историй (п. 6 и 8 ст. 6 упомянутого Закона).

Согласно п. 5 ст. 44 Федерального закона от 29 ноября 2021 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»[45]45
СЗ РФ. – 2021. – № 49. – Ст. 6422.

[Закрыть] сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи могут представляться в виде документов как в письменной, так и в электронной форме при наличии гарантии их достоверности (подлинности), защиты от несанкционированного доступа и искажений.

В этом случае юридическая сила представленных документов подтверждается электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решение о возможности предоставления информации в электронной форме принимается совместно участниками информационного обмена.

К числу последних документов законодательного уровня можно отнести Федеральный закон от 4 мая 2021 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[46]46
Там же. – 2021. – № 19. – Ст. 2716.

[Закрыть], которым определяется возможность направления заявлений о выдаче, получении, переоформлении разрешительных документов (лицензий) в электронном виде.

Условия использования электронной подписи не исчерпываются только правилами, установленными в действующем законодательстве. Закон № 63-ФЗ предполагает более широкие возможности, в частности, инициативу отдельного круга лиц, по собственному усмотрению решающих вопросы установления между собой электронного взаимодействия.

1) оператором самой системы;

2) соглашением между участниками электронного взаимодействия. Немалая роль в правовом регулировании отношений в области использования ЭП отводится соглашению сторон. Так, в соответствии с соглашением сторон могут решаться вопросы применения и использования, определяться технология, используемая для создания ЭП.

В качестве примера таких документов можно назвать Соглашение об информационном обмене между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (утв. ПФ РФ № АД-08-33/03сог, ФФОМС № 558/91-и 31 января 2021 г.).

В соответствии с Соглашением обмен сведениями на региональном уровне осуществляется в электронном виде с электронной цифровой подписью (ЭЦП) по телекоммуникационным каналам связи, в том числе по каналам связи сети Интернет с обеспечением требований законодательства Российской Федерации по защите информации в соответствии с Протоколом информационного обмена между ПФ РФ и ФФОМС в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи (п. 1.3).

Комментируемый Закон предполагает особенности организации электронного документооборота в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления. Имеются в виду отдельное определение такие вопросов, как виды электронных подписей, порядок их использования, обеспечение совместимости средств электронных подписей при организации электронного взаимодействия. При этом по данному вопросу Правительством РФ должно быть принято специальное постановление.

Статья 5. виды электронных подписей

1. Видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются настоящим Федеральным законом, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее – неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее – квалифицированная электронная подпись).

2. Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

3. Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:

1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

4) создается с использованием средств электронной подписи.

4. Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

Читайте также:  Выписка из ЕГРЮЛ бесплатно с электронной подписью ФНС в 2021 году

1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. При использовании неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться, если соответствие электронной подписи признакам неквалифицированной электронной подписи, установленным настоящим Федеральным законом, может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки электронной подписи.

Комментируемая статья определяет виды электронных подписей, а также основные условия, характеризующие соответствующий вид подписи.

Необходимо отметить, что Закон об ЭЦП не предусматривает какой-либо типологии электронных цифровых подписей.

Настоящий Закон регулирует применение двух видов подписей:

1) простой электронной подписи;

2) усиленной электронной подписи.

В свою очередь, усиленная электронная подпись разделяется, во-первых, на неквалифицированную электронную подпись и, во-вторых, квалифицированную электронную подпись.

Указанные виды идентификации участника правоотношений в сфере электронного документооборота отличаются по надежности и сложности получения.

Разработчики нового Закона заимствовали установленные в нем виды электронных подписей из Директивы ЕС № 1999/93/ЕС (ст. 2), которая таким же образом предусматривает разделение электронной подписи на простой и усиленный варианты. Отметим, что указанная Директива на территории РФ не действует.

Следует учесть, что изначально законопроект предлагал иную видовую типологию электронных подписей и предусматривал: простую, усиленную и квалифицированную электронные подписи. В итоговом варианте квалифицированная электронная подпись стала подвидом усиленной подписи, наряду с неквалифицированной подписью.

Простая электронная подпись (ПЭП) представляет собой факт формирования ее конкретным лицом посредством использования различных кодов, паролей, их комбинаций. Код может представлять собой определенное символическое обозначение, набор символов. Пароль – строка символов, служащая в качестве аутентификатора пользователя.

Отличительным признаком простой электронной подписи является то, что она лишь указывает на лицо, подписавшее информацию, и не позволяет установить неизменность подписи и скрепленной ею информации после подписания. При этом, чтобы электронный документ считался подписанным такой ЭП, необходимо также выполнение одного из следующих условий:

простая электронная подпись должна содержаться в самом документе;

ключ ЭП обязан применяться согласно правилам, установленным оператором информационной системы, с использованием которой и создается, а также отправляется документ, при этом в таковом содержится информация, определяющая, от чьего имени он был создан и отправлен.

К примеру, простая электронная подпись может использоваться для подписания электронных сообщений, направляемых в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. При этом актами соответствующих министерств, ведомств и служб могут устанавливаться случаи, в которых подобные письма в их адрес должны быть подписаны другим видом электронной подписи либо вовсе составлены на бумажном носителе.

Как указано выше, усиленная электронная подпись может быть квалифицированной и неквалифицированной. Если согласно законодательству или обычаям делового оборота документ помимо подписи должен быть заверен печатью, то его электронный аналог, чтобы соответствовать бумажному варианту, потребует усиленной электронной подписи. Кроме того, безусловно, такой документ в принципе должен признаваться равнозначным подписанному собственноручно на бумаге.

Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) отвечает в совокупности следующим требованиям:

получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

создается с использованием средств электронной подписи.

Чтобы использовать неквалифицированную электронную подпись, по общему правилу, необходимо получить сертификат ключа электронной подписи.

Однако если соответствие электронной подписи перечисленным требованиям может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки электронной подписи, то его можно не создавать.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП). Усиленная электронная подпись может считаться квалифицированной, если соблюдены два дополнительных требования, помимо тех, которые предусмотрены для неквалифицированной подписи. В соответствии со ст. 12 комментируемого Закона это возможно, если:

1) получен квалифицированный сертификат, в котором указывается ключ проверки такой электронной подписи;

2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в Законе № 63-ФЗ.

Данные признаки позволяют сравнивать квалифицированную электронную подпись с ЭЦП и с квалифицированной электронной подписью, требования к которой предусмотрены в ст. 5 Директивы ЕС № 1999/93/ЕС. Комментируемый Закон устанавливает, что требования к квалифицированной электронной подписи предъявляются такие же, как и к указанным двум видам электронных подписей.

Для квалифицированной электронной подписи получение квалифицированного сертификата ключа электронной подписи необходимо во всех случаях.

Электронные подписи уц такском

За более 20-ти лет работы УЦ Такском накоплен богатый опыт по выпуску и обслуживанию электронных подписей. Выдано уже несколько миллионов подписей электронных. Представительства Такском есть в большинстве регионов России, а его аккредитация действует до 30 июня 2022 года.

Такском планирует выпускать такой продукт, как электронная подпись, согласно новым поправкам закона. Эксперты компании участвуют в рабочих группах по поправкам в закон. Поэтому Такском вовремя адаптирует свои продукты и процедуры.

Компания предлагает подписи для госуслуг, отчётности, ЭДО и множества других целей. Выбрать подходящую подпись можно здесь, в отдельном разделе сайта. При заказе ЭП компания предлагает услугу по выездному оформлению. Менеджер доставит комплект документов в удобное место и время, проведёт идентификацию клиента и оформит ЭП.

Необходимо помнить, что поправки в 63-ФЗ и частичное изменение технологии подписи электронной нацелено на развитие электронного обмена документами и ликвидации барьеров, мешающих этому.

В числе таких барьеров неразвитость регуляторной среды, отсутствие унифицированных правил, отсутствие доверия к ЭДО, затраты на автоматизацию и технические ограничения, низкий уровень грамотности при работе с ЭДО. Усиленная квалифицированная электронная подпись — это ключевая составляющая ЮЗЭДО. Поэтому совершенствование технологии подписей электронных и дальше будет происходить.

Чтобы не путаться, куда идти, как получать и как использовать электронную подпись до 2022 года, мы подготовили сводную табличку.

Как было раньше

С 1 июля 2020

2021 год

2022 год

Где получать электронную подпись для физлица?


Удостоверяющий центр

Где получать электронную подпись для компании или ИП?


УЦ


УЦ

— Удостоверяющий центр;

— ФНС и её доверенные партнёры – для юридических лиц и ИП;

— Банк Росси – для кредитных организаций;

— Федеральное казначейство – для бюджетных организаций.


С 1 января 2022 года только:

— ФНС и её доверенные партнёры – для юридических лиц и ИП.

— Банк Росси – для кредитных организаций.

— Федеральное казначейство – для бюджетных организаций.

Получить электронную подпись по доверенности

Можно

Нельзя


Получить ЭП в УЦ по старым правилам


Можно 


Можно, если подтвердите свою личность:

—  посетив УЦ;

— оформив заявление онлайн и подписав действующим сертификатом;

— используя биометрические данные.


Нельзя с 1 июля 2021


Нельзя

Подписывать документы ЭП, полученной в УЦ по старым правилам


Можно


Можно


Можно


Нельзя с 1 января 2022

Каким сертификатом подписывает документ глава компании или ИП?


Электронная подпись для юридических лиц и ИП


Электронная подпись для юридических лиц и ИП

— ЭП для юрлиц и ИП;

— ЭП руководителя.



Электронная подпись руководителя

Каким сертификатом подписывает документ лицо с правом подписи?


Электронная подпись для юридических лиц и ИП


Электронная подпись для юридических лиц и ИП


Электронная подпись для юридических лиц и ИП


Электронная подпись физического лица машиночитаемая доверенность*

* Машиночитаемая доверенность – новый формат электронного документа. Доверенность в xml-формате, подписанная электронной подписью руководителя и подтверждающая, что её обладатель имеет право действовать от имени руководителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector