Как заключить договор дистанционно по электронной почте: как грамотно оформить — вопросы от читателей Т—Ж

Как заключить договор дистанционно по электронной почте: как грамотно оформить — вопросы от читателей Т—Ж Электронная цифровая подпись

Специальные нормы (особенности) 223-фз в части заключения, исполнения и расторжения договоров

Первая особенность 223-ФЗ:

223-ФЗ (ч. 15 ст. 3.2) устанавливает минимальные и максимальные сроки заключения договоров по результатам конкурентных процедур закупок.

15. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной торговой площадки.

Это норма введена для того, чтобы обеспечить право участника закупки на обжалование действий/бездействий заказчика.

Если заказчик нарушит минимальный/максимальный срок заключения договора, на данный момент наказание не предусмотрено. Но ФАС подготовила законопроект о внесении изменений в КоАП, что существенным образом расширит составы правонарушений в связи с принятием новой редакции 223-ФЗ.

Пробелы новой редакции 223-ФЗ в части сроков заключения договоров:

Пробел № 1. Императивно не установлены сроки заключения договоров по результатам неконкурентных закупок, предусматривающих приём и оценку заявок (предложений) участников закупок.

Речь идет о том, что процедура закупки бывает конкурентной и неконкурентной, и если положением о закупке предусмотрена иная процедура неконкурентной закупки, в том числе в рамках которой заказчик принимает и оценивает заявки, соответственно в этой ситуации на такие неконкурентные закупки не распространяются нормы закона о соблюдении минимального/максимального срока заключения договора.

Пробел № 2. В новой редакции части 15 статьи 3.2 новой редакции 223-ФЗ допускается заключение договора заказчиком по результатам одобрения крупной сделки ранее минимального 10-го дневного срока на обжалование результатов конкурентной закупки: в течение 5-ти календарных дней с даты получения указанного одобрения.

Вторая особенность 223-ФЗ:

Договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком в соответствии с планом закупки, размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом) — см. ч. 5.1 ст. 3 223-ФЗ.

Внимание! ЕИС не даст зарегистрировать договор, подлежащий обязательному размещению в ЕИС, если он не включён в структурированный план закупки.

Исключения из общего правила ч. 5.1 ст. 3 223-ФЗ:

Случаи возникновения потребности в закупке вследствие:

  • аварии,
  • иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера,
  • непреодолимой силы,
  • при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

Речь идет о том, что для того чтобы заказчику заключить договор, информация о котором размещается в ЕИС, необходимо сначала включить его в план закупок.

Однако установленный Правительством РФ порядок размещения информации в ЕИС предусматривает не предварительное как в 44-ФЗ, а последующее размещение изменений в план закупки в течение 10 календарных дней после внесения таких изменений.

Это прописано в Положении о размещении в единой информационной системе информации о закупке (утв. ПП РФ от 10 сентября 2021 года N 908):

14. Размещение плана закупки товаров, работ, услуг (далее — план закупки), информации о внесении в него изменений в единой информационной системе осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений.

Дата изменений в структурированном плане закупки в ЕИС выставляется самим представителем заказчика при его заполнении.

Новая редакция 223-ФЗ (часть 15 статьи 4) позволяет не размещать в ЕИС информацию о значительном количестве договоров:

Заказчик обязан не размещать информацию в ЕИС о:

  1. договорах, содержащих сведения, составляющие гостайну.
  2. договорах по результатам закупок, в отношении которых приняты решения Правительством РФ о неразмещении такой информации.

Распоряжения Правительства РФ, которые определяют не размещаемые в ЕИС договоры:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 19.10.2021 N 2298-р «Об утверждении перечня услуг по перевозке грузов первого класса опасности, оружия, вооружений и военной техники, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте».
  2. Распоряжение Правительства РФ от 27.09.2021 N 2027-р «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг в сфере изготовления банковских билетов, разменных монет, бланков документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации и за ее пределами, государственных ценных бумаг, акцизных и специальных марок, знаков почтовой оплаты, бланков документов строгого учета и отчетности, форма которых утверждается Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти, а также персонализации, хранения и обработки документов в интересах государственных органов, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2021 N 2662-р (ред. от 28.03.2021) «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг в сфере использования атомной энергии, сведения о закупках, которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок».
  4. Распоряжение Правительства РФ от 23.04.2021 N 671-р (ред. от 26.02.2021) «Об утверждении перечня услуг в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков, связанных с экспортным кредитованием и инвестициями, сведения о закупке которых не составляют государственной тайны, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок».
  5. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2021 N 1247-р (ред. от 06.11.2021) «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг в сфере космической деятельности, сведения, о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Читайте также:  ЭЦП для торгов «Тензор»: СБИС, электронная подпись для участия, настройка, стоимость

Заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о договорах:

  1. стоимость которых не превышает 100/500 тыс. рублей;
  2. финансовых услуг, прямо перечисленных в законе (п. 2 ч. 15 ст. 4 ФЗ-223):
    • услуги по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций;
    • предоставление кредитов и займов;
    • услуги по выдаче банковских гарантий и поручительств;
    • услуги по открытию и ведению счетов, включая аккредитивы;
    • брокерские услуги;
    • услуги депозитариев.
  3. о закупках услуг по доверительному управлению имуществом (п. 2 ч. 15 ст. 4 ФЗ-223);
  4. о закупках, связанным с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом (п. 3 ч. 15 ст. 4 ФЗ-223);
  5. о закупках, связанных с заключением и исполнением любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества (договоры купли-продажи, аренды, субаренды недвижимого имущества, тендеров на недвижимость) (п. 3 ч. 15 ст. 4 ФЗ-223).

Соответственно по всем этим договорам заказчик вправе не показывать информацию в реестре договоров.

Третья особенность 223-ФЗ:

223-ФЗ о закупках (ч. 28 ст. 3.2) устанавливает право заказчика на заключение договора с несколькими участниками конкурентной закупки.

28. По итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки в порядке и в случаях, которые установлены заказчиком в положении о закупке.

Если положением о закупке заказчика предусмотрено, что он может заключать договор с несколькими участниками закупки по результатам закупки, то можно пользоваться этим правом.

Пробел 223-ФЗ в части возможности заключения договоров с несколькими участниками: порядок и условия этого права должны быть предусмотрены положением о закупке. То есть отданы на откуп разработчику положения о закупке.

Четвертая особенность 223-ФЗ:

223-ФЗ устанавливает специальные требования к содержанию договоров на выполнение проектно- изыскательских работ (ст. 3.1-3), а также договоров на создание произведения архитектуры, градостроительства или садово- паркового искусства (ст. 3.1-2).

Внимание! С августа 2021 года действуют специальные требования к договорам на выполнение проектно- изыскательских работ.

Статья 3.1-3. Особенности заключения и исполнения договора, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ.

1. Договор, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, должен содержать условие, согласно которому с даты приемки результатов выполнения проектных и (или) изыскательских работ исключительные права на результаты выполненных проектных и (или) изыскательских работ принадлежат указанным в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона юридическим лицам, от имени которых заключен договор.

2. Результатом выполненной работы по договору, предметом которого в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий.

В случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным, проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому договору при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Читайте также:  Лучшая цена на КриптоПро АРМ указана на официальном сайте

Внимание! При заключении договора на проектные и (или) изыскательские работы, в нем обязательно должно содержаться условие о передаче заказчику исключительных прав!

Статья 3.1-2. Особенности осуществления закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства.

1. При осуществлении закупки товаров, работ, услуг в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства договор должен содержать условия, согласно которым:

  • исключительное право использовать произведение архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, созданное в ходе выполнения такого договора, путем разработки проектной документации объекта капитального строительства на основе указанного произведения, а также путем реализации произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства принадлежит указанным в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона юридическим лицам, от имени которых заключен договор;
  • заказчик имеет право на многократное использование проектной документации объекта капитального строительства, разработанной на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства.

2. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства не вправе требовать от заказчика проектной документации, указанной в пункте 2 части 1 настоящей статьи, предоставления ему права заключать договор на разработку такой проектной документации без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Внимание! Данные специальные нормы направлены на защиту интересов заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ и являются изъятием из общих норм действующего законодательства РФ.

Пятая особенность 223-ФЗ:

223-ФЗ устанавливает специальные требования к содержанию договоров, заключаемых заказчиками, обязанными осуществлять поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (МиСП).

Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (утв. ПП РФ от 11 декабря 2021 года N 1352).

На кого распространяются требования постановления Правительства РФ № 1352 о закупках у субъектов МСП с 01.01.2021 г.?

  1. на всех заказчиков (за исключением автономных учреждений и заказчиков, являющихся субъектами МСП), годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей. Обращаем внимание читателей на то, что данная поправка распространяется на всех заказчиков, имеющих такой размер выручки, то есть распространяется в том числе на унитарные предприятия и бюджетные учреждения при осуществлении закупок в рамках 223-ФЗ;
  2. на заказчиков, являющихся кредитными организациями (за исключением заказчиков- субъектов МСП), величина активов которых по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей;
  3. на заказчиков, являющихся автономными учреждениями, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год которых превышает 250 млн. рублей;

Особенности договоров, заключаемых по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МиСП (закупки в соответствии с пп. б) п. 4 Положения 1352)

1-я особенность:

Размер обеспечения исполнения договора ≤ 5 % от НМЦД или размера аванса.

2-я особенность:

Обеспечение исполнения договора предоставляется по выбору участника внесением денежных средств, банковской гарантией или иным способом, предусмотренным документацией.

3-я особенность:

Срок заключения договора ≤ 20 рабочих дней со дня принятия решения заказчика, одобрения крупной сделки или решения антимонопольного органа или суда.

4-я особенность:

Максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору — не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора).

Для заказчиков, которые работают с субъектами МиСП, есть специальная норма закона — часть 28-29 статьи 3.4 223-ФЗ.

Читайте также:  Усиленная подпись эцп это

28. Договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика.

В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов.

Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки, доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

Особенности договоров, заключаемых по результатам закупок, участниками которых являются любые лица, в том числе субъекты МиСП (закупки в соответствии с пп. а) п. 4 Положения 1352), и договоров, в которых содержится обязанность привлекать в качестве субподрядчиков (соисполнителей)

субъектов МиСП (закупки в соответствии с пп. в) п. 4 Положения 1352) должно быть включено обязательное условие о сроке оплаты поставленных товаров с субъектом МиСП не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке.

Шестая особенность 223-ФЗ:

Устанавливается обязательное размещение ежемесячной отчётности по договорам, заключённым заказчиком (см. ч. 19 ст. 4 223-ФЗ).

19. Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

  1. сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с частью 3 статьи 41 настоящего Федерального закона;
  2. сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  3. сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

п/п

Вид нарушения

Кем нарушено

Сумма штрафа

1

Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок
(часть 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

2

Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
(часть 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ)

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Кто несёт административную ответственность за непредставление или нарушение сроков предоставления ежемесячной отчётности?

«Лицо, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок»

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок = должностное лицо по КоАП РФ (см. прим. к ст. 2.4 КоАП РФ).

Устанавливается повышенный срок для привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о закупках, который составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения. (см. часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Как это выглядит?

Постановление Правительства РФ от 10.09.2021 N 908 (ред. от 30.05.2021) «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» (раздел VIII).

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий