Зачем нужна электронная подпись физическому лицу
- кадастровым инженерам,
- кадастровым палатам,
- госорганам, которые регистрируют права на недвижимость,
- органам власти (суды, приставы и т.д.),
- представителям бизнеса, (крупные застройщики, риэлторы, агентства недвижимости, банки),
- арбитражным управляющим, нотариусам, судьям, судебным приставам,
- физическим лицам, которым нужна информация из ЕГРП или ГКН.
Владелец электронной подписи для Росреестра может использовать ее более, чем на 200 площадках, например:
- для участия в закупках по 223-ФЗ, в торгах коммерческих компаний и банкротов,
- для работы на порталах ГИС ЖКХ, ЕФРСБ, Ростехнадзор, ФАУ Главгосэкспертиза, Госуслуги и др.
Сертификат электронной подписи позволяет осуществлять ряд процедур:
- Ставить на кадастровый учет дом, квартиру, участок и т.д.
- Получать необходимые данные и выписку из Единого Росреестра.
- Регистрировать право собственности.
- Проводить регистрацию сделки.
Преимущество использования КЭП заключается в:
- Самостоятельной подаче документов и экономии времени. Документы можно подать удаленно из дома или рабочего офиса, и миновать общение с чиновниками;
- Надежности. Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи формируется при содействии средств криптозащиты и обеспечивает высокую степень защиты информации;
- Универсальности. КЭП тождественна собственноручной подписи и имеет полную юридическую силу;
- Экономичности. Работа с ЭП позволяет избежать обращения к посредникам, что экономит время и финансы.
Удаленная регистрация права и получение информации в электронном виде стоит дешевле: госпошлина и плата за услугу сокращается на 30-87%.
Электронная подпись используется в работе сотрудниками кадастровых палат, государственных органов, занимающихся регистрацией права. КЭП применяют в своей деятельности застройщики, риэлторы и представители исполнительной власти, кадастровые инженеры. Физическим лицам необходимо иметь КЭП для получения документов Росреестра.
Получение выписки из Росреестра
Росреестр оказывает электронные услуги через портал, на котором пользователи могут:
- получить выписку из ЕГРП (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним),
- получить сведения из ГКН (Государственный кадастр недвижимости),
- подать заявление о постановке недвижимости на кадастровый учет,
- запросить информацию об объектах недвижимости,
- провести государственную регистрацию сделки с недвижимостью,
- выполнить другие действия (их перечень есть на портале).
Составить и отправить заявление на портале можно в любое время. Срок и стоимость исполнения заявки зависит от категории услуги. Лично посещать регистрационную палату и ждать документов по почте не требуется. А безопасность и конфиденциальность электронного документооборота обеспечивает сертификат электронной подписи.
Выписку из Росреестра можно получить удаленно через официальный портал. Для отправления запроса необходимо зайти на официальный ресурс, и сделать несколько переходов по вкладкам: «Деятельность» — «Оказание гос. услуг» — «Перечень услуг» — «Предоставление сведений».
Следующий шаг — заполнение полей для получения сведений. Если выписка нужна в виде ЭД, то она придет в виде ЭД, заверенного ЭЦП. Если нужна выписка о правах физического лица на объект недвижимости, то нужно выбрать регион РФ и указать период времени владения недвижимостью. В этом случае запрос заверяется ЭЦП. Без электронной подписи на сайте Росреестра можно получить только общедоступную информацию.
После заполнения всех форм нужно оплатить государственную пошлину. Зависит она от типа выписки, и составляет от 150 до 600 рублей.
Настройка ЭЦП
Работать с юридически значимым защищенным электронным документооборотом и заверять его КЭП можно только при помощи специального программного обеспечения. Выдается оно вместе с сертификатом подписи.
Стандартная установка ПО несложная, и требует лишь следования указаниям загрузочной области. Для установки «КриптоПро CSP» нужно:
- Запустить файл CSPSetup.exe (использовать право администратора).
- Согласиться с условиями лицензионного соглашения и нажать «Далее».
- Ввести имя пользователя и серийный номер приобретенного комплекта.
- Выбрать обычный тип установки.
- После завершения процесса установки нажать «Готово» и перезагрузить ПК.
Обычно установка проходит в нормальном режиме и не вызывает проблем. Если по каким-то причинам возникли сложности или при загрузке появляется ошибка — лучше обратиться в техническую поддержку. Официальное программное обеспечение позволяет создать ЭП защищенную с использованием шифровальных криптографических процессов.
Чтобы было удобнее работать можно включить режим кэширования. При активном режиме ключи хранятся в памяти сервиса до завершения работы. Для установки режима нужно:
- Запустить «КриптоПро CSP».
- Перейти во вкладку «Безопасность».
- Переключить в положение «Использовать службу хранения ключей».
- В поле «Включить кэширование» поставить галочку.
- Нажать «ОК».
Установка личного сертификата также начинается с запуска программы. Далее нужно открыть вкладку «Сервис» и «Посмотреть сертификаты в контейнере». В активном окне нажать кнопку «Обзор» и выбрать контейнер, после чего нажать «Далее». Если появляется окно с ошибкой о том, что «Набор ключей не существует», то необходимо скопировать ключи с ключевого носителя. Далее в открывшемся окне нужно нажать кнопку «Установить». Затем:
- Нажать «Далее» — «Поместить все сертификаты в следующее хранилище» — «Обзор»;
- Поставить галочку в «Личные»;
- Нажать «Далее» — «Готово».
Процедуру установки необходимо проводить для каждого сертификата.
Оформлением ЭЦП для Росреестра занимаются многие УЦ, но один из популярных государственных порталов — Госуслуги — такой возможностью не располагает. На сайте можно лишь подтвердить КЭП и проверить действительность сертификата ключа. Это простой процесс, для прохождения которого нужно лишь следовать всплывающим подсказкам.
Нормативное регулирование ЭЦП
Электронная подпись для Росреестра попадает под Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», принятый 10.01.2002 г. 1-Ф3. Согласно закону, ЭЦП гарантирует подлинность заверенной информации, и в случае спорной ситуации позволяет доказать неизменность документа после его отправления. Цель законопроекта — обеспечение правовых условий для применения цифровой подписи в ЭДО и признание ее тождественности оригинальной собственноручной подписи.
С 01.02.2013 г. вступил в силу новый закон Ф3 63 от 06.04.2011 г. Согласно поправкам, КЭП должна иметь криптографическое преобразование исходной информации с применением закрытого ключа ЭП. Этот процесс нужен для определения личности, заверившей документ. Дополнительно КЭП должна иметь ключ проверки, соответствующий указанному в квалифицированном сертификате ЭП, а все используемые подписью средства обязаны отвечать требованиям Ф3 63.
Регистрация прав собственности на недвижимость
Регистрация права недвижимости регулируется законом «О государственном регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. 218-Ф3 и проходит в определенном порядке. Для электронной подачи документов необходимо воспользоваться сервисом «Подать заявление на государственную регистрацию права», и заполнить следующие электронные поля:
- Цель обращения;
- Данные о недвижимости;
- Данные о правообладателе;
- Данные о заявителе;
- Загрузить необходимые документы;
- Подписать заявление КЭП.
Необходимые документы должны быть представлены:
- В виде ЭД, имеющих все необходимые электронные подписи (для договора купли-продажи должны быть ЭП всех сторон договора);
- В виде образов электронных документов, имеющих электронные подписи лиц, которые обладают правом заверять копии на бумажном носителе (для примера — копии судебного решения должны иметь ЭП лица, имеющего право заверять копии судебного акта).
Заверенный нотариально договор можно предоставить как в виде ЭД с ЭП сторон, совершающих сделку, и заверенный электронной подписью нотариуса, так и в виде образа ЭД, имеющего подпись нотариуса.
Когда загрузка документов завершена и все поля заполнены, на указанный электронный адрес отправляется письмо с размером пошлины и датами ее оплаты. После оплаты на электронный адрес приходит уведомление о приеме документов.