- Особенности ЭП для ФНС
- Общие сведения об ЭЦП
- Типы электронных ключей
- Как получить ЭЦП?
- Преимущества применения
- Сколько стоит?
- Как оформить ЭП для ФНС
- Механизм отправки документов подписанных усиленной электронной подписью
- Стоимость ЭП
- Остались вопросы?
- Возможные проблемы при работе со Сбербанк АСТ
- Остались вопросы?
Особенности ЭП для ФНС
Основной задачей цифровой подписи при сдаче налоговых отчетов является подтверждение личности человека, который подписывает документ. Наличие ЭП обязательно при приеме документации проверяющими органами.
В электронном формате налоговую отчетность сдают:
- организации и ИП, выплачивающие НДС;
- предприятия со среднесписочной численностью более 100 человек (отчетность в налоговую службу);
- наниматели со штатом более 25 сотрудников (отчетность в ПФР и ФСС, информация о доходах работников, налог на доходы).
https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators
Цифровой ключ имеет срок действия в рамках выданного сертификата (1 год), после чего должен быть приобретен новый для продления периода использования ЭП.
Общие сведения об ЭЦП
ЭЦП для торгов Сбербанк АСТ дает возможность торговать на шести разных площадках, аккредитованных по стандартам Федерального Закона 223 о Госсзакупках. Помимо Сбербанк АСТ – это:
- Единая электронная торговая площадка;
- АГЗРТ;
- ММВБ;
- Российский аукционный дом;
- ЭТС-Тендер.
Регистрация ЭЦП на Сбербанк АСТ также позволяет использовать электронную подпись в цифровом документообороте, для верификации пользователя (в том числе в качестве юридического лица) на сайтах Госуслуг. На текущий момент существует порядка 100 подобных систем электронного взаимодействия, где допускается подписание контракта на Сбербанк АСТ через ЭЦП и их список регулярно расширяется. Поэтому получение электронной подписи – это, первым делом, расширение возможностей бизнеса.
Типы электронных ключей
В соответствии с Федеральным законом № 63 ст.5 есть 2 вида цифровой подписи: простая и усиленная. Как получить электронную подпись в налоговой службе подробно описано на официальном сайте ИФНС.
Формирование простой ЭР происходит через пароли, коды и прочие способы зашифровки.
Для генерации усиленной ЭП используются более сложные средства криптографии, позволяющие подтвердить личность подписывающего лица и проконтролировать неизменность данных, предоставленных в документации. Усиленную цифровую подпись можно создать только в специализированном центре с использованием средств криптографии, которые утверждены Федеральной Службой Безопасности России. Выбранный предприятием удостоверяющий центр должен быть аккредитован Министерством цифрового развития РФ.
В свою очередь усиленные ЭП подразделяются на квалифицированные и неквалифицированные. Первый тип формируется в налоговой службе и может применяться в документообороте в пределах ИФНС. Границы использования квалифицированной электронно-цифровой подписи более широкие, она создается только в удостоверяющих центрах на платной основе. КЭЦП может заменить: штамп организации, подпись руководящего лица, главного бухгалтера или другого уполномоченного сотрудника, фирменный бланк.
Приобретя такой вариант подписи, лицо сможет пройти регистрацию в персональном кабинете налогоплательщица удобно и оперативно без выстаивания очередей. Также обстоит дело и с порталом Госуслуг.
Не огорчайтесь. Ничего страшного в этом нет. Это же не пароль от личного кабинета налогоплательщика, в случае утраты которого, придётся повторно посещать ИФНС. Это в том случае, если Вы не потрудились задать кодовое слово для его восстановления по электронной почте.
На этом можно и закончить. И помните, что электронная подпись открывает перед Вами массу возможностей как в экономии своего времени, так и в плане экономии средств. Я уже не говорю о том, что это уже более прогрессивная ступень ведения Ваших дел. И не огорчайтесь, если Вы утеряли пароль к сертификату ЭП, его всегда можно восстановить.
Удачи Вам ! И до скорых встреч на страницах блога «ПенсерМен».
Как получить ЭЦП?
Согласно установленных правил со стороны Сбербанка АСТ, регистрация, проверка и получение новой ЭЦП на Сбербанк АСТ проводится в Авторизованных удостоверяющих центрах. Таковых на данный момент в Российской Федерации имеется восемь:
- Сберключ.
- Корус (действует на территории СНГ).
- Национальный удостоверяющий центр.
- Тензор.
- УЦ «Гарант».
- Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен.
- СКБ «Контур».
- Такском.
Условия получения и проверки ЭЦП для Сбербанк АСТ при этом остаются аналогичными, как и требования к документам. Стоит учесть, что их список регулярно меняется, корректируется, поэтому следует его уточнять непосредственно перед подачей заявки.
На текущий момент для получения ЭЦП физическим лицам потребуются:
- паспорт;
- СНИЛС;
- свидетельство о присвоении идентификационного номера;
- заявление по форме на выдачу сертификата.
Для предпринимателей также потребуется предоставить выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ (в зависимости от формы предприятия).
Преимущества применения
Используя электронную подпись в личном кабинете, налогоплательщик может декларировать свои доходы, подавать заявления о взаимозачетах и решать прочие проблемы.
ЭП предоставляет следующие возможности юрлицам:
- получать информацию о начислениях налогов;
- сверять и получать сведения о недоимках и переплатах;
- отправлять запросы в ФНС;
- получать бесплатные консультации;
- обеспечивается полная конфиденциальность всех передаваемых сведений (документы не могут быть изменены, удалены или скопированы третьими лицами);
- существенная экономия относительно бумажного документооборота;
- система контролирует все возможные ошибки, и при необходимости документ возвращается на доработку;
- система электронного документооборота автоматически обновляется и дополняется при внесении изменений в налоговое право.
Сколько стоит?
Сколько стоит ЭЦП для Сбербанк АСТ? Итоговую стоимость вправе устанавливать непосредственно удостоверяющий центр в зависимости от спектра использованных услуг. Каждый из них имеет возможность предоставлять информационную поддержку, а также оказывать помощь в подготовке пакета документов для подачи заявки. Соответственно, указанные услуги добавляются к стоимости самого ЭЦП.
Средняя цена – от 5 тысяч рублей в год.
Мнение эксперта
Владимир Анатольевич Сорокин
Аккредитованный специалист по работе с площадкой
Стоит также учесть, что на сегодняшний день существует две вариации электронной подписи. Это так называемая «Индивидуальная» и «Государственная». Именно для торговли на Сбербанк АСТ, а также для принятия участия в разного рода торгах и аукционах подойдет любая. Отличия между ними заключаются преимущественно в дополнительном функционале (взаимодействие с разными порталами Госуслуг).
Итоговую стоимость рекомендуется уточнять у представителей удостоверяющих центров. В принципе, у каждого из них имеется свой официальный сайт и служба справочной поддержки. Ознакомиться с контактными данными можно на странице нашего Каталога
Как оформить ЭП для ФНС
Как было указано ранее, ключ заказывается и приобретается только в аккредитованной удостоверяющей организации. Определиться с видом цифровой подписи налогоплательщик должен еще до обращения в такой центр во избежание путаницы. Для налогоплательщиков подходит только квалифицированная подпись в электронном формате.
Для того, чтобы получить сертификат и ключи электронной подписи необходимо подготовить пакет документов, утвержденных удостоверяющей организацией. К ним относятся:
- Паспорт собственника сертификата или уполномоченного лица;
- СНИЛС владельца сертификата (копия);
- Доверенность на право быть собственником сертификата (если владельцем является рядовой сотрудник организации);
- Доверенность, предоставляющая право подавать документацию в удостоверяющий центр и получить сертификат ключа проверки ЭП (если эти действия осуществляет доверенное лицо).
Механизм отправки документов подписанных усиленной электронной подписью
Подпись электронных документов производится по установленному стандарту. Первым делом необходимо установить совместимое программное обеспечение (для которого предусмотрена сертификация со стороны ФСН). Многие из тех, кто активно использует ЭЦП, в том числе на торгах в Сбербанк АСТ, рекомендуют устанавливать CyberSafe, утверждая, что исходный код данной программы открытый, поэтому каждый может изучить его и убедиться в отсутствии «вирусов» и прочего зловредного кода (что и подтверждается наличием лицензии от ФСН). И, конечно же, программа бесплатная.
Далее через программу следует установить полученный цифровой сертификат (его, как правило, выдают на носителе, а копию присылают на электронный почтовый ящик). Для юридических лиц, если они получали несколько сертификатов (для каждого сотрудника отдельно) потребуется по очереди провести установку всех их.
Стоит также обратить внимание, что для того, чтобы проверить ЭЦП Сбербанк АСТ или использовать его для подписи документов потребуется использоваться компьютер с установленной операционной системой семейства Windows, причем редакции 7 или выше (8, 8.1, 10, в том числе и корпоративные версии).
Вначале Иванов и Налоговая генерируют открытые и закрытые ключи шифрования. Затем обмениваются открытыми между собой. На следующем этапе:
- Иванов шифрует «послание» своим закрытым ключом и как результат происходит его подписывание.
- Далее Иванов шифрует открытым ключом, который перед этим ему отправила Налоговая то, что получилось после выполнения пункта 1. Теперь никто посторонний не сможет ничего прочитать, если даже перехватит.
- После того как Налоговая получила «послание» Иванова, она сначала расшифровывает его своим закрытым ключом и видит там зашифрованный документ Иванова.
- Тут-то «Налоговая» расшифровывает его с помощью открытого ключа переданного ей Ивановым в самом начале. В результате чего происходит сверка подписи Иванова.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpress
Сначала Иванов готовит чемодан с запасным ключом и бумагу с собственноручно подписанными реквизитами, а Налоговая шкатулку тоже с запасным ключом. Идут на почту и отправляют друг другу посылки. Иванов укладывает в бандероль ключик от чемодана, а в ценное письмо бумагу со своими реквизитами и отправляет по отдельности. Налоговая — шкатулку посылкой и бандероль с одним ключиком тоже отдельно.
Иванов, получив посылку и бандероль прячет, например, свою подписанный документ в шкатулку и закрывает её ключом из полученной бандероли. Укладывает эту секретную шкатулку в свой чемодан и тоже закрывает уже на свой ключ. А потом посылкой отправляет эту «матрёшку» в Налоговую. Ключи от шкатулки и чемодана оставляет у себя.
Налоговая получает посылку и бандероль. Все ключики у неё уже имеются и если они подходят, она открывает ими и чемодан и шкатулку. Смотрит и сверяет подпись и реквизиты, указанные в документе с теми , что пришли ценной бандеролью ранее. Если всё совпадает и никаких исправлений и подозрений нет, то принимает их в работу.
Эту «белеберду» я написал для того, чтобы было понятно — усиленная электронная подпись это очень серьёзная штука с высочайшем уровнем защиты. И тот пароль, который Вы вводите для отправки электронного документа, это не просто пароль, как например для входа в «Одноклассники», а можно сказать, очень сложный механизм для запуска всех этих процессов шифрования, обмена данными, дешифрования, сверки данных.
Я уже не буду вдаваться в подробности о терминах. Например, что значит сертификат ключа проверки электронной подписи. Почему так, а не просто подпись. Хватит, и так столько ахинеи нанёс, что у самого голова пухнет. Ближе к теме.
Стоимость ЭП
Цена услуги создания ЭЦП зависит сразу от нескольких факторов:
- места регистрации налогоплательщика;
- выбранного варианта ЭЦП и ориентировочной области ее дальнейшего использования в соответствии с видом деятельности хозяйствующего субъекта;
- ценовой политики государства.
В настоящее время примерная средняя цена 1 вида ключа находится в диапазоне от 5 до 20 тыс.руб.
ЭЦП является неотъемлемой частью электронного документооборота между предприятием и государственными органами, куда оно предоставляет отчетность. Использование цифровой подписи обеспечивает конфиденциальность и безопасность передаваемых данных.
Возможные проблемы при работе со Сбербанк АСТ
Самая распространенная ошибка – это ошибка во время подписания Сбербанк АСТ. В большинстве случаев указывает на то, что программная среда не отвечает минимальным требованиям или используется несовместимое ПО.
Если же содержимое подписи пустое Сбербанк АСТ (имеется ввиду, при подписании акта), то это может указывать на то, что процесс выполняется в нерабочее время (то есть, площадка не работает), либо что пользователь не дал разрешение использовать ActiveX в Internet Explorer. Такое также произойдет, если сама площадка Сбербанк АСТ не была добавлена в список надежных доменов.
Итого, как подписать контракт на Сбербанк АСТ? Для этого потребуется получить электронную подпись у удостоверяющего центра. Это возможно и физическим лицам, и индивидуальным предпринимателям, и юридическим лицам. Сам процесс создания подписи занимает буквально 1 день, но при условии, что поданы были все необходимые документы в удостоверяющий центр.
Остались вопросы?
8 (800) 350-13-94 Федеральный
8 (499) 938-42-45 Москва и область
8 (812) 425-64-57 СПб и область
https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com
Внимание! Юристы не записывают на приём, не проверяют готовность документов, не консультируют по адресам и режимам работы МФЦ, не оказывают техническую поддержку по порталу Госуслуг!