Закон об усиленной эцп

Закон об усиленной эцп Электронная цифровая подпись

Исходный ФЗ-1 и режим для обмена электронными документами, который действует в 2015–2016 годах

Действующее законодательство предоставляет возможность физическим и юридическим лицам обмениваться электронными документами.

Электронный документ — это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (п. 11.1 ст.

Федеральный закон об ЭЦП дает следующее определение электронной подписи: электронная форма информации, присоединенная к другой информации (подписываемому документу) или связанная с ней иным образом, которая используется для определения уполномоченного лица, подписавшего документ.

Обмен документами в электронной форме позволяет одновременно решить проблемы:

  • замедленного процесса документообмена в бумажном формате;
  • необходимости затрат на перемещение бумаг;
  • приобретения канцтоваров и хранения объемных бумажных архивов;
  • утраты бумажного документа, потери его физических и информационных свойств с течением времени и т. д.

Возможность электронного документообмена у участников появилась в 2002 году с принятием закона об электронной цифровой подписи № 1-ФЗ от 10.01.2002. С тех пор электронный документ, заверенный ЭЦП, равнозначен бумажному варианту, подписанному уполномоченным сотрудником собственноручно.

ВАЖНО! С 08.04.2011 действует закон об ЭЦП № 63-ФЗ от 06.04.2011, который регламентирует алгоритм получения и использования ЭЦП участниками электронного документооборота (ЭДО). Пунктом 2 ст. 20 закона № 63-ФЗ признается утратившим силу закон об ЭЦП № 1-ФЗ.

Закон об электронной цифровой подписи №63-ФЗ описывает алгоритм работы удостоверяющих центров, у которых участники ЭДО должны получать ключи электронной подписи.

ЭДО может быть организован:

  • внутри фирмы между сотрудниками;
  • между сторонами договора (как юридическими, так и физлицами) при обмене договорами (ст. 434 ГК РФ) и любыми корректно оформленными первичными документами, подписанными ЭЦП (п. 5 ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ);

Подробности в статье «Как подписывать электронную первичку: позиция Минфина — 2015».

  • между налогоплательщиком и фискальными органами для отправки деклараций и необходимых документов в органы ФНС (п.2 ст. 93 НК РФ), ПФР и ФСС.

Закон об усиленной эцп

Цифровой подписью также подписываются заявки о закупках товаров или услуг и проведении торгов бюджетными организациями, государственными корпорациями, некоторыми коммунальными предприятиями и иными юрлицами, поименованными в законе «О закупках товаров, услуг отдельными видами юрлиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Читайте также:  Проверка ЭЦП - сервис проверки электронной подписи для соответствия 44 фз

Закон об электронной цифровой подписи кратко: основные положения

Заверка документов ЭЦП используется при осуществлении банковских операций, при сдаче организациями отчетности в государственные органы (ПФР, ФНС и др.), при документообороте между госструктурами и не только. Иметь ЭЦП могут и физические лица. Для обеспечения безопасности обмена документами, заверенными ЭП, была разработана нормативная база и принят закон об ЭЦП.

  • терминологию;
  • виды ЭП;
  • особенности использования ЭП;
  • обязанности гражданина при использовании ЭП;
  • деятельность удостоверяющих центров (далее — УЦ).

Как установил закон «Об электронной цифровой подписи», выпуском подписей занимаются УЦ. С этой целью они используют шифровальные и криптографические средства. УЦ создает и выдает сертификаты ключей проверки ЭП, может быть как юрлицом, так и ИП, госорганом или органом местного самоуправления.

Оформим ЭЦП за один день без вашего участия!

Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

Закон о цифровой подписи включает 20 статей, раскрывающих следующие нормы:

  • основные термины и определения;
  • принципы и правила использования;
  • виды, особенности использования;
  • процедура выдачи сертификата в удостоверяющем центре;
  • обязанности человека, который использует ЭП;
  • деятельность и обязанности Удостоверяющих центров, которые имеют право на выпуск.

Итак, определение «электронная подпись» закондает следующее: это информация в электронной форме, которая содержит уникальную последовательность символов (ключ) и присоединяется к цифровому документу, чтобы определить личность подписанта.

подразделяет ЭЦП по видам

Функции по созданию и выдаче возложены на удостоверяющие центры, использующие в процессе своей деятельности специальные шифровальные, криптографические средства. Центры могут быть как государственными, так и иными юридическими лицами.

Виды и юридическая сила ЭЦП

Простая ЭЦП — алгоритм, состоящий из определенной последовательности кодов и паролей, который подтверждает факт подписания электронного документа определенным лицом.

Усиленная неквалифицированная ЭЦП — подпись, полученная после криптографического шифрования данных, которая позволяет идентифицировать:

  • лицо, подписавшее документ;
  • факт внесения изменений в документ после подписания

и создается с использованием специальных программных средств.

Усиленная квалифицированная ЭЦП — подпись, обладающая всеми свойствами неквалифицированной ЭЦП, ключ подтверждения которой указан в сертификате.

В каких ситуациях следует пользоваться квалифицированной версией подписи, объясняется в материале «Усиленная квалифицированная электронная подпись — что это такое?».

Простая и усиленная неквалифицированные ЭЦП соответствуют автографу подписывающего лица на бумажном носителе, а усиленная квалифицированная — подписи и печати фирмы-заверителя электронного документа (пп. 2, 3 ст. 6 закона № 63-ФЗ об электронной цифровой подписи).

Работа с ЭП

Закон об усиленной эцп

Для работы с ЭП требуются: криптопровайдер, сертификат и ключ к нему, настроенный браузер. Криптопровайдер (например, КриптоПро CSP) дает пользователю инструменты для формирования и проверки подписи и для работы с криптографическими процессами (шифровка и дешифровка).

Читайте также:  Настройка подписи в лотусе

Сертификаты и ключи к ним выдают аккредитованные УЦ. Они (сертификат и ключ) хранятся на токенах — специальных электронных устройствах, обеспечивающих безопасность записанной информации. Выглядит токен как обычный flash-накопитель, но ни в коем случае им не является. Именно к токенам обращаются криптопровайдеры с целью получить закрытую информацию.

При работе с веб-площадками необходимо также иметь настроенный браузер. Настройки, установленные по умолчанию, не позволяют работать с ЭП, поэтому потребуется установка дополнительных плагинов (отдельно для каждого браузера).

Наличие перечисленных элементов обеспечит пользователю корректную работу с электронной подписью. Если документ имеет расширение .pdf или .docx, позволяющее встроить ЭЦП внутрь него самого, достаточно воспользоваться программой, имеющей необходимые для этого инструменты.

Так, стандартный Microsoft Word версии 2007 года (и более ранних), уже обладает инструментами для встраивания ЭП. А для работы в новых релизах программы придется установить плагин (КриптоПро Office Signature). Подписывать файлы PDF можно в программе Adobe Acrobat. Устанавливать дополнительное ПО не требуется.

Для документов без возможности встроить ЭЦП используются отсоединенные подписи. Это отдельный файл, «привязываемый» к основному, но не встраиваемый в него.

Для проверки ЭЦП можно использовать программу, в которой подпись была создана. Она покажет, корректно ли сделана подпись на конкретном документе.

Детальная проверка ЭП проводится с помощью специального ПО (например, КриптоАРМ), куда загружаются и документ с подписью, и сертификат ЭЦП. Такая проверка позволит установить, действителен ли сертификат, и позволит удостовериться, что ЭЦП выпущена аккредитованным УЦ. Кроме того, программа покажет, относится ли подпись к загруженному документу, что особенно важно при работе с отсоединенными подписями.

Оформим ЭЦП для вашего бизнеса. Поможем установить и настроить в день подачи заявки!

Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

Coat of Arms of the Russian Federation.svg

В 63-ФЗ есть четкое описание и руководство к действию по получению, использованию и хранению цифровой подписи, а также ряд строгих запретов, в том числе: нельзя передавать неуполномоченным лицам, оставлять флеш-накопитель без присмотра, игнорировать правила хранения и защиты.

Федеральный закон № 63-ФЗ — последняя редакция

В закон РФ об электронной цифровой подписи изменения вносились несколько раз. Последняя редакция закона о цифровой подписи была утверждена законом от 23.06.2016 № 220-ФЗ.

Но особенно много корректив и уточнений было внесено в законобэлектроннойподписи63-ФЗ законом от 30.12.2015 № 445-ФЗ.

Ознакомиться с редакцией 63-ФЗ о цифровой подписи, действующей в 2016 году, можно у нас на сайте.

Федеральный закон № 63-ФЗ об электронной подписи от 06.04.2011, в ред. закона от 30.12.2015 № 445-ФЗ

Читайте также:  использование криптопро без лицензии

Грядущие изменения 63-ФЗ

image

Подготовлена новая редакция 63-ФЗ № 13 от 23.06.2016, вступающая в силу с 31.12.2017.

В частности, она изменит полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере использования ЭП (к примеру, требования к форме квалифицированного сертификата должны согласовываться ФСБ с Минкомсвязью), расширяются функции удостоверяющих центров (помимо создания возложена функция по подтверждению владения заявителем ключа), ужесточаются условия их аккредитации.

Закупка товаров отдельными юрлицами регулируется законом № 223-ФЗ

Госкорпорации, госкомпании, коммунальные службы-монополисты и другие юрлица, перечень которых утвержден в ст. 2 закона «О закупках товаров и услуг отдельными юрлицами» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, обязаны до 1 февраля каждого года формировать план закупок товаров и услуг на текущий год и выкладывать информацию о планируемых закупках стоимостью более 100 000 руб.

в единой информационной системе, а также на иных интернет-площадках, например на сайте компании-заказчика. Но прежде чем разместить заявку, заказчику следует пройти регистрацию в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Для этого необходимо получить квалифицированную ЭЦП в сертифицированном удостоверяющем центре.

Если же торги или аукционы проводятся на сайте заказчика, то допускается использование неквалифицированной ЭЦП. Какую именно подпись использовать — зависит от требований выбранной площадки, с которыми можно ознакомиться на самом ресурсе. Если компания размещает заявки на нескольких площадках, то для каждой из них следует приобрести свой сертификат или же воспользоваться универсальной подписью, которая будет содержать и квалифицированную, и неквалифицированную подпись в своем составе.

Подписание контракта электронной подписью по закону № 44-ФЗ

Для закупки товаров и услуг на муниципальные и госнужды бюджетные организации обязаны вносить в единую информационную систему (ЕИС) планы, графики закупок, заявки на проведение аукционов, контракты с выигравшими поставщиками и т. д. согласно нормам закона «О контрактной системе в сфере закупок» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

текст закона

В течение 5 дней после размещения заказа победитель, выигравший тендер, размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный ЭЦП уполномоченного лица. В случае появления разногласий по контракту стороны могут составить протокол разногласий и обменяться им в формате ЭДО. После согласования разногласий по контракту заказчик размещает на электронной площадке утвержденный контракт и подписывает его своей ЭЦП. С этого дня контракт считается заключенным.

Оцените статью
ЭЦП Эксперт
Добавить комментарий